Два метода кораблестроения

20
Два метода кораблестроения

С начала времён


Вопрос, который мы поднимем в этой статье, есть вопрос спорный и неоднозначный, по которому не только историки, но и кораблестроители до сих пор ломают копья, но который не только важен для понимания кораблестроения времён паруса, но и безумно интересен.

И вопрос этот звучит так – как лучше строить корабль? Сначала создать его скелет, а потом обшить досками, или сначала создать «кожу», «скорлупу», которую потом укрепить скелетом?



Надо сказать, что изначально и на Средиземном море, и в остальном мире строили корабли именно вторым способом – сначала создавая «скорлупу», а потом усиливая её шпангоутами. Просто методы крепления досок этой «скорлупы» разнились. Если на Средиземноморье доски крепили стык в стык, то вот в Западной и Северной Европе – внахлёст. Первый метод назвали карвельной обшивкой, второй – клинкерной.

1
Клинкерный (слева) и карвельный (справа) метод крепления обшивки

Примерно в I веке до н. э. римляне сделали шаг вперёд – они сначала начали создавать скелет корабля, то есть киль, шпангоуты и т. д., а далее обшивать этот скелет досками по карвельной технологии. Этому способствовало несколько факторов. Прежде всего, развитие математики и геометрии, а также изобретение и производство пил, которыми можно было выпиливать доски нужного размера и толщины. Такой метод кораблестроения утвердился во всём античном мире на Средиземном море и Атлантическом побережье примерно до уровня португальской реки Дору. Все области севернее использовали метод клинкерной технологии.

Что он из себя представлял? Этот метод ведёт своё начало из лодок-однодеревок. В стародавние времена брали большое бревно, выдалбливали сердцевину, далее заполняли выдолбленное пространство водой, и ставили такую долблёнку над огнём, дабы распарить дерево и развести борта, вставляя распорки. Понятно, что во время этой процедуры борта опускались вниз, и их высоту надо было увеличить, для чего к ним набивали доски во всю длину. Поскольку доски эти делались людьми, не знавшими пил, их получали из брёвен с помощью колуна или топора. Такой метод назвали варварским, в пику карвельной обшивке, названной римской, или античной.

Но, как ни странно, изначально суда, сделанные по методу клинкера, были более прочными и более мореходными. Связано это с тем, что клинкер изобрели народы, расселившиеся в бурных и суровых морях (Бискайский залив, Северное и Балтийское моря), тогда как римский метод подходил для более мягкого Средиземного моря и изначально использовался в производстве разного рода галер, то есть судов с низким силуэтом и более лёгких. Галеры в странах Северной Европы было затруднительно использовать не только из-за их ограниченной мореходности и заливаемости, но и из-за ограниченности людских ресурсов. Римляне отправляли гребцами на галеры рабов, которых захватывали в большом количестве в своих нескончаемых войнах. Всякие же бритты или германцы такой роскоши позволить себе не могли.

2
Реконструкция римской галеры. Хорошо видна обшивка вгладь

Надо сказать, что оба эти метода существовали автономно друг от друга довольно долго. Единственное нововведение, которое ввели все мореплаватели к началу XIII века – это составной киль, который позволил увеличить размеры кораблей. Но даже в XIII веке северные народы сначала собирали «скорлупу», а потом уже наращивали скелет. Для киля отбирали особо длинное и прочное дерево, к нему крепились носовой и кормовой штевни, и далее внахлёст от днища к бортам собиралась обшивка, и лишь после окончательной сборки ставились крепления и шпангоуты.

Когги и каракки


Тем не менее, в XIII веке у немцев появились новые типы кораблей – когги. Когг отличался от предыдущих версий судов тем, что его шпангоуты выступали за линию борта, рулевые вёсла были заменены румпелем и рулём, а в носу и корме для того, чтобы команда могла переждать непогоду, были отстроены форкасл и ахтеркасл – носовая и кормовая надстройки. Вскоре их основной функцией стало размещение там стрелков из лука и метателей дротиков против возможного абордажа со стороны гребных кораблей пиратов. Высокий борт когга было сложно штурмовать снизу, тем более что стрелки на надстройках и марсе буквально выбивали абордажные команды сверху вниз.

Новые корабли быстро распространились в странах Северной и Западной Европы, и, например, в сражении при Слюйсе в 1340 году именно когги составляли основную ударную силу что английского, что французского флотов.

В середине XIV века когги постепенно начинают уступать место карракам. Родиной этого типа корабля была Генуя, но североевропейцы именно что не скопировали, а переработали генуэзский проект, совместив его с коггом.

3
Реконструкция ганзейского когга

В отличие от когга, в каракке сначала собирался скелет корабля из киля и шпангоутов, который потом обшивался досками, естественно – по карвельной методе. Далее стыки между досками конопатились, и – вуаля, корпус готов. Северные страны весьма оценили строительство от скелета к обшивке, только обшивку по старинке крепили не вгладь, а внахлёст. Если когги имели водоизмещение в 200-300 тонн, то вот уже каракки – в 400-500 тонн. Но увеличение веса корабля привело к тому, что с обычными мачтами он имел фактически никакую скорость, поэтому для каракк изначально выискивали супер-длинные и крепкие деревья. Однако секвойя в Европе не растёт, поэтому вскоре каракки начали оснащать двумя мачтами.

Англичане «познакомились» с каракками в 1413 году, когда начался очередной виток Столетней войны. Французы наняли их у генуэзцев для набегов на Британские острова. Английские когги в столкновениях оказались в не очень хорошем положении – каракки крупнее и выше, и несут больше воинов. Однако с помощью английских лучников англичане смогли-таки захватить 8 французских каракк и сразу же захотели построить что-то подобное.

Первые каракки в Англии построили в 1416 году, причём строили изначально по старинке – составной киль, набор корпуса снизу вверх и только потом шпангоуты и крепления. По такому типу были построены Holigost, Jesus и гигант Grace Dieu (1400 тонн), причём на последнем обшивка была тройной. Поскольку Grace Dieu две мачты «везти» не могли, на нём поставили ещё и третью мачту – бизань. Это, однако, не помешало тому, что корабль в море не выходил, а первая же его попытка выхода закончилась мятежом команды.

4
Каракка Grace Dieu (1418 год)

Несмотря на такое масштабное строительство флота, Генрих V решил борьбу за господство на море на суше – при Азенкуре.

Переход на карвельную технологию


И здесь начать следует с Испании. Дело в том, что там водоразделом стал 1425 год. До этого времени основные кораблестроительные мощности королевства Кастилия и Леон были расположены в Кантабрии, в Четырех Городах Моря – Сантандере, Сан-Висенте-де-ла-Баркере, Ларедо и Кастро-Урдиалесе. Кантабрийцы строили корабли по клинкерной технологии, не отличавшейся от стран Европы. Однако в 1425 году на верфях произошла серия пожаров, в которых сгорели не только постройки, но и множество припасов и заготовленных материалов.

В результате центр испанского кораблестроения перешёл в Севилью, Кадис и Картахену, которые как раз строили суда в средиземноморской традиции. Примерно в это же время испанские корабелы произвели нововведение, которое позже распространило карвельную технологию и на север. Поскольку одиночная карвельная обшивка была менее прочной, чем клинкерная, они начали делать её двойной, причём обшивочные доски располагались в шахматном порядке, что в разы увеличило прочность корпуса. Одновременно с этим они вместо одного большого паруса на мачтах стали ставить два паруса размером поменьше, что облегчало возможность команды работать с парусами.

А что же Англия?

В 1419 году английские войска захватили Руан, где тогда находилась главная французская верфь по постройке галер и малоразмерных судов. Там же были захвачены генуэзские и французские мастера, в 1423 и 1424 годах они построили для Англии несколько кораблей по собственным проектам, и только в 1436 году англичане смогли воспроизвести подобный корабль, позже этот тип назвали «генуэзской караккой». Именно эти каракки оказались первыми кораблями, построенными по средиземноморской методе – сначала скелет в виде киля и шпангоутов, потом обшивка.

Первая спущенная на воду английская «генуэзская каракка» имела водоизмещение 600 тонн и называлась «Libelle Englyshe Polycye». Шесть «генуэзских каракк» имели две мачты, что для англичан тогда было в диковинку, но проблема, как оказалось, даже не в постройке, а в текущих ремонтах. Уже в 1424 году главный плотник пишет королю:

«нам нужно нанять плотников и конопатчиков за рубежом, в нашей стране мы вряд ли найдем людей, способных ремонтировать и строить подобные корабли.»

То есть проблема была в том, что англичане просто не умели крепить обшивку вгладь.

5
Английский галеас средиземноморского типа

В результате были наняты венецианцы и генуэзцы, которые провели текущий ремонт кораблей, при этом восхитив английских мастеров новым для них методом кренгования, то есть для очистки и ремонта днища итальянцы просто накренивали корабли то на один, то на другой борт. Но постоянно к ним обращаться было невозможно. Тем более что затраты на ремонт превзошли обычные вчетверо.

Что касается каравелл – они появились в Северной Европе в 1438-1440 годах. Первую каравеллу построил в Слюйсе португальский корабел Жуан Перру (Jehan Perouse). У англичан суда подобного типа появились только в 1448 году, когда мастер Клаас Стивен получил от короля деньги на постройку

«определенного судна или барки, названной «каравеллой из Опорто» (Carvell of Oporto).»

То есть именно 1450-е годы стали тем временем, когда англичане, наконец, овладели карвельным методом кораблестроения. С 1453 по 1466 годы в Англии было построено 20 каравелл с обшивкой вгладь, но все остальные корабли строились в клинкерной методе.

Однако с внедрением во флот артиллерии всё перевернулось вверх дном. Ещё веком ранее галеры бесповоротно проигрывали морской бой парусникам, а тут… после того как артиллерию решили ставить на парусные корабли, выяснилось, что там можно разместить только легкие пушки (потому что изначально их ставили на надстройки – по привычке, чтобы стрелять сверху вниз), поскольку иначе начинались проблемы с остойчивостью. Да и откат пушек – на кораблях просто не было места для него. На галерах же такой проблемы не было – пушки ставились в носу, и откат мог быть хоть каким – от носа вдоль банок гребцов аж до мачты. В результате в 1513 году у Бреста отряд французских галер без малейших затруднений прорвал строй английского парусного флота, потопив один корабль и тяжело повредив другой.

Попытки ставить более крупные пушки на надстройки приводили к катастрофам – собственно, так затонула каракка Mary Rose. Ирония судьбы – мы сейчас знаем и изучаем кораблестроение XVI и XVII веков по самым худшим образцам – это Mary Rose и Vasa.

Чтобы хоть как-то противодействовать галерам, англичане начали строить галеасы – по сути это были парусно-гребные суда с надстройкой и увеличенным артиллерийским вооружением.

6
Каракка Pansy

Ну а далее англичане получили неоценимый опыт. В 1553 году на трон Англии взошла королева Мария Тюдор, которая в следующем году вышла замуж за принца Филиппа Испанского, будущего короля Испании, Филиппа II. В 1555 году отношения Испании с Францией начали ухудшаться. Англия была в союзе с Испанией, и поэтому королевой (вернее Филиппом Испанским) было принято решение восстановить английский флот. Филипп пригласил в Англию помимо прочих испанских и фламандских корабельных дел мастеров. На верфях Англии с 1556 года в качестве консультанта работал небезызвестный Бернандо де Мендоса, капитан-генерал галер Испании, герой высадок в Алжире и руководитель взятия Махдии (1550). С 1554 по 1557 год было заложено 4 королевских корабля по испанским проектам и перестроено 5 кораблей (один из построенных испанцами кораблей, Lion, с перестройками прослужил аж до конца XVII века). Причём четвёрка в точности повторяла по конструкции испанские галеоны с обшивкой вгладь, имела два дека, то есть две закрытые артиллерийские палубы, а 5 – были перестроены из бесполезных галеасов в galeonsetes (мелкие галеоны). Английские мастера смогли познакомиться с принципами и особенностями испанского кораблестроения.

Именно с этого времени английское кораблестроение окончательно перешло на карвельную технологию и постройку корабля со скелета к обшивке вгладь.

Литература:
1. Fernández Duro, Cesáreo «Armada Española desde la Unión de los Reinos de Castilla y Aragón» -Museo Naval de Madrid, Instituto de Historia y Cultura Naval, Madrid, 1972.
2. H. R. Fox «English Seamen under the Tudors», - London, 1868.
3. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» - Chatham Publishing; Reissue edition, 1997 г.
4. de Casado Soto, José Luis «Arquitectura naval en el Cantábrico durante el siglo XlIl» - Altamira, 1975.
5. Olesa Muñido, Felipe «La organización naval de los estados mediterráneos, y en especial de España durante los siglos XVI y XVII» - Madrid, 1968.
6. Phillips, Carla Rahn «Six Galleons for the king of Spain. Imperial Defense in the Early Seventeenth Century» - «The John Hopkins University Press», Baltimore and London, 1986.
7. Eriksson, N. «Between Clinker and Carvel: Aspects of hulls built with mixed planking in Scandinavia between 1550 and 1990» - Archaeologia Baltica, 14(2): 77-84.
8. Dotson, J. E. «Treatises on Shipbuilding Before 1650. Cogs, Caravels and Galleons. The Sailing Ship 1000-1650» - London, 1994.
9. Hutchinson, G. «Medieval Ships and Shipping» - London: Leicester University Press, 1994.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 ноября 2023 08:33
    Статью следовало бы назвать "Два метода европейского средневекового кораблестроения". Всё таки в Азии была своя школа кораблестроения.
    И до римлян были египетские технологии, весьма своеобразные.
  2. +1
    14 ноября 2023 08:52
    использовался в производстве разного рода галер, то есть судов с низким силуэтом и более лёгких. Галеры в странах Северной Европы было затруднительно использовать не только из-за их ограниченной мореходности и заливаемости, но и из-за ограниченности людских ресурсов

    А как же драккар? И весла были, и борт невысокий.
    1. +2
      14 ноября 2023 11:30
      Вообще то общепринята немного друга терминология , и потом можно говорить как минимум о четырех способах деревянного судостроения
      1 древнегреческий -– обшивка одинарная вгладь – из одного слоя продольно расположенных досок; уложенных внутри временного наружного каркаса -стапеля, (внутренний внутренний каркас собирается потом ),
      2 тоже самое , но доски в накрой
      3 обшивка одинарная вгладь – из одного слоя продольно расположенных досок; закрепленных на каркасе (классический способ)
      4 тоже самое , но доски в накрой
      Первый способ хорош тем, что корпус получался легче , что имеет большое значение для галлеры, плюс можно было регулировать продольную седловатость кривизну корпуса, но менее прочный и труднее ремонтировать,
      1. +2
        14 ноября 2023 17:56
        Я бы добавил - 5.
        На основе плота: волжские беляны и чусовские чугунные барки. Из морских на память приходит Кевбек. Который строился из бревен для доставки себя любимого.
        Автор, традиционно основываясь на англоязычные источники упустил самобытную Отечественную школу.
        Например, насад 12 века представлял из себя монускил (челн однодерёвку) с наращенными в гладь бортами. Поздние развитие казацкие чайки.
        1. +2
          14 ноября 2023 18:56
          На основе плота вырос целый класс - джонки. И в чем там самобытная школа отечественного кораблестроения - не совсем понятно. Понятно, что русский слон - самый большой слон в мире, но почему то так считается только на одной шестой части суши
          1. +1
            14 ноября 2023 23:58
            Доброй ночи! В первую очередь спасибо за статью.
            По поводу слонов - приведите примеры использования в зарубежном судостроении кокор. Когда изначально формируется днище. Потом часть каркаса пыжи, быки и кокоры. Потом гладкая обшивка с достройкой скелета судна, а потом обшивка в нахлест из горбыля.
            По сути все перечисленные Вами методы плюс забытая - потогонная.
            По поводу джонок, она плотогонная условно. Тут важно само качество бамбука, впрочем как бальзы.
            К слову, а ведь еще есть конструкции из тростника (египетская или месопотамская традиции). Особняком стоят традиции Крита, когда суда буквально вязали из полубревен.
            Славянский насад тоже интересен. С дно построено как набойный челн. Вместо киля использовалась лодка однодневка, с докрошенными бортами и палубой - без коркаса.
        2. 0
          14 ноября 2023 18:56
          На основе плота вырос целый класс - джонки. И в чем там самобытная школа отечественного кораблестроения - не совсем понятно. Понятно, что русский слон - самый большой слон в мире, но почему то так считается только на одной шестой части суши
    2. +1
      14 ноября 2023 11:30
      Вообще то общепринята немного друга терминология , и потом можно говорить как минимум о четырех способах деревянного судостроения
      1 древнегреческий -– обшивка одинарная вгладь – из одного слоя продольно расположенных досок; уложенных внутри временного наружного каркаса -стапеля, (внутренний внутренний каркас собирается потом ),
      2 тоже самое , но доски в накрой
      3 обшивка одинарная вгладь – из одного слоя продольно расположенных досок; закрепленных на каркасе (классический способ)
      4 тоже самое , но доски в накрой
      Первый способ хорош тем, что корпус получался легче , что имеет большое значение для галлеры, плюс можно было регулировать продольную седловатость кривизну корпуса, но менее прочный и труднее ремонтировать,
  3. +4
    14 ноября 2023 13:27
    Английский галеас средиземноморского типа

    На иллюстрации насколько могу судить не галеас, а самая настоящая галера Генриха №8
    Иллюстрация взята из "свитка Энтони" (статья Шпаковского про данный документ
    https://topwar.ru/216322-svitok-jentoni-illjustrirovannaja-letopis-tjudorovskogo-flota.html
    Подробнее об английских галерах можно почитать тут
    https://d-piskov.livejournal.com/172015.html
    1. +5
      14 ноября 2023 17:30
      На иллюстрации насколько могу судить не галеас, а самая настоящая галера Генриха №8

      Вы совершенно правы. Вообще, в начале цикла автору глоры выдавали такие авансы в плане его всеобъмлющих знаний в области парусного флота. А тут автор перепутал галеру с галеасом.
      Можно, конечно допустить, что автор ошибся чисто технически и хотел вставить эту иллюстрацию.



      Но тогда придется предположить, что автор не читает то,что пишет.
      1. +1
        14 ноября 2023 17:53
        Цитата: Frettaskyrandi
        автор не читает то,что пишет.

        Скорее, он не понимает того, о чем пишет wink
      2. +4
        14 ноября 2023 18:25
        Я уже говорил, что мое отношение к автору в целом весьма и весьма положительное.
        Из конструктивного. В самом конце года планирую добраться до "Вазы" и могу поделиться контентом с автором если будет запрос . Сам в парусниках не разбираюсь, поэтому возможен реквест на то, что именно фотографировать
        Если автор планирует материал по де Рёйтеру (которого считаю самым-самым из адмиралов) то могу отснять некий контент (потребуется заметно больше времени из-за разбросанности локаций )который автор сможет включить в статьи или даже в книгу. Ничего экстраординарного скорее всего не будет, но зато массив изображений без каких бы то ни было претензий от копирайтеров.
        1. +1
          15 ноября 2023 19:28
          Просто фотографий Вазы и в интернете много. Я сам их тоже из жадности нащелкал кучу, но с таким же успехом их можно смотреть и просто по поиску набрав в гугле. Жаль вот что внутрь не пускают. )) А так то Ваза производит конечно впечатление. Но, как тут уже писалось, это очень большой и внешне весьма впечатлительный, но неправильный образец. По нему хорошо изучать украшение кораблей.
          1. 0
            15 ноября 2023 23:46
            Если не заморачиваться копирайтом то все так. Предложение было именно для представителя пишущей братии , которому это может быть полезно. Или бесполезно
  4. +4
    14 ноября 2023 18:11
    "Два метода кораблестроения" заглавие подразумевает обсуждение и сравнение технических аспектов. Без схем и иллюстраций конструкций, описываемых в статье, не вполне понятны некоторые утверждения автора.
    К картинкам собственно кораблей претензий нет, хороши.
    И кое какие вопросы, помимо конструкции, например:
    "Однако секвойя в Европе не растёт, поэтому вскоре каракки начали оснащать двумя мачтами." - не убедил меня автор что только отсутствие секвой заставило ставить две мачты. Лес на высокие мачты можно было найти, те-же корабли 18 века имели мачты и повыше без секвой. Тут все-таки другие причины, скорее проблемы с остойчивостью судна и управляемостью парусным вооружением.
    1. +1
      15 ноября 2023 00:03
      Тут все-таки другие причины, скорее проблемы с остойчивостью судна и управляемостью парусным вооружением.

      Если я не ошибаюсь первыми составные мачты получили галеоны, что по сути являлось революцией парусного вооружения.
      1. 0
        16 ноября 2023 15:14
        Какой тип кораблей получил первым - неизвестно. В испанском флоте topmasts появились между 1513 и 1537, но есть подозрения, что у Венеции они появились гораздо раньше - в 1400-х.
        Революция 15-16 века в судостроении это далеко не только стеньги, это как минимум - переход на протонаучные методы, построение от скелета к обшивке, карвель, который в свою очередь позволил увеличить размеры кораблей и облегчил возможности их ремонта, ну и переход на артиллерию.
  5. +1
    14 ноября 2023 20:37
    А я думаю, зачем полтавченко в судостроители пошел? Он каким методом корабли строить будет?
  6. +1
    16 ноября 2023 00:00
    Цитата: solar
    А как же драккар? И весла были, и борт невысокий.
    Вы полагаете это фото ?
    1. 0
      17 ноября 2023 09:30
      мастер! кунг-фу школы дерзкого журавля выхватывающего лягушку и поддерживающего облако