«Цербер» полетел. Что дальше?

85
«Цербер» полетел. Что дальше?

Итак, новая веха в истории ВВС США пройдена: В-21 «Raider» совершил свой первый и успешный полет. Northrop Grumman и ВВС США возможно не зря тратили время и деньги в устрашающих количествах, но мы не станем спешить с выводами, хотя несколько позволим себе.

«Цербер», а именно так зовут первый В-21 «Raider», являет собой новый этап для ВВС США и понятно, что там возлагают на него определенные планы.



Вообще Цербер – это из древнегреческой мифологии, милый трехголовый песик, слуга властителя царства мертвых Аида, охраняющий вход в это царство и не пускающий мертвых в мир живых и наоборот. Детище Тифона и Ехидны, парочки, наплодившей множество разных мифологических сущностей типа Химеры, Лернейской гидры, Немейского льва и прочих, не менее эффективных и очаровательных явлений.

«Нортроп», «Боинг» и прочие не сильно уступают мифологическим героям в плане сотворения чего-то этакого, человекоубийственного. Так что определенная преемственность просматривается, а потому в таком названии для В-21 «Raider» ничего удивительного нет. В меру мрачно, в меру в плане намеков.

В-21 полетел.


Это видели многие, ролик ожидаемо растиражировали, что тоже не вызывает сомнений, вот если бы «Цербер» слегка долбанулся о землю – уверен, ничего бы нам не показали. А так – все могли без помех наслаждаться видом этой своеобразной машины, рассекавшей воздух испытательного полигона.

У многих вызвали интерес длинный трос и антенна, которые В-21 буксировал за собой при взлете.


В целом вообще ничего удивительного, это обычное приспособление для первоначальных летных испытаний. Этот «хвостовой конус» используется для регистрации «чистых» статических измерений воздуха, которые не нарушаются самолетом за его хвостом. Данный датчик является дополнением к датчикам системы сбора данных для летных испытаний самолета, установленных на его нижней передней левой стороне.

Эти инструменты сбора точных данных в дополнение к множеству стандартных датчиков, которые установлены вокруг самолета, и специализированному испытательному оборудованию, расположенному внутри, являются важным дополнением, поскольку собирают картину завихрений, производимых самолетом в воздухе, что, в свою очередь, является источником данных для допплеровских радаров противника.

Так что, судя по фото, с первого полета над В-21 «Raider» идет работа по полной программе.

Что можно сказать в плане каких-то выводов относительно самолета? Процесс разработки и постройки шел с 2014 года, и вот, почти через десять лет с момента начала, получился результат. Конечно, работа шла не с нулевой отметки, при работах по В-21 было использовано все, что только можно, от В-2 «Спирит», а этот самолет начали разрабатывать в далеком уже 1979 году. То есть, по большому счету, за такое количество лет был накоплен просто огромный массив информации и тестов по самолетам подобного плана.

Конечно, В-21 очень сильно отличается от В-2 в первую очередь полным отсутствием хвостового оперения. То, что люди принимали за подобие оперения и как-то пытались спрогнозировать его применение в полете, на деле оказалось совсем другим.
То, что торчало по обе стороны от «горба» фюзеляжа, оказалось всего-навсего воздухозаборниками двигателей, а не тем, что им приписывали.

В то же время конформные воздухозаборники B-21 являются одной из самых известных экзотических особенностей программы разработки. Точнее, они были одним из тех геморроев, которые не давали спать инженерам-конструкторам. Малозаметные воздухозаборники являются одними из самых важных характеристик самолета-невидимки.

Разделение турбулентного воздуха в пограничном слое и получение достаточного количества воздуха через змеевидные каналы, используемые для сокрытия поверхностей вентиляторов двигателей, имеющих высокую отражающую способность, и чтобы не «душить» двигатели самолета, является основной проблемой в разработке.

На фото у тех же В-2 можно увидеть гораздо более заметные зубчатые воздухозаборники, в том числе разделительную пластину между фюзеляжем и впускным отверстием, которая отделяет турбулентный воздух пограничного слоя от стабильного воздуха, поступающего во воздухозаборник.


По сравнению с B-21, B-2 имеет гораздо более заметные воздухозаборники с зубчатыми разветвителями по нижним краям. Они питают змеевидные каналы-воздуховоды к двигателям, спрятанными глубоко во внутренних крыльях B-2. Получение достаточного количества воздуха во время взлета и посадки осуществляется с помощью «бабочки» или вспомогательных впускных люков, похожих на ковш, которые открываются в верхней части смешанных воздухозаборников/гондол.


B-21 делает то же самое с помощью относительно больших треугольных заборников, похожих на люки, которые открываются вертикально назад от впускных отверстий. Схема схожая с В-2. Это обеспечивает дополнительный приток воздуха для пока еще неизвестных по количеству и модели двигателей «Цербера». Это придает самолету своеобразный «рогатый» дьявольский вид при наземном рулении, а также при взлете и посадке.

Касаемо двигателей, то, исходя из размеров самолета, вряд ли их там меньше четырех. В-21 не сильно уступает в размерах В-2, а у того было 4 двигателя F118-GE-100. Учитывая специфику самолетов, то есть, схему «летающее крыло» с упрятанными внутрь двигателями, можно предположить, что у В-21 будут двигатели из семейства F118-GE-100, точнее, напрашивается их развитие и модернизация.

Размеры В-21 пока очень сложно оценить, съемки самолета велись таким образом, что трудно привязать его к предметам на земле, чтобы оценить масштаб. Тем не менее, говорят, что В-2 несколько крупнее, чем В-21, но не критично.

В-2 обладает следующими параметрами:
Размах крыла, м: 52,40
Длина самолета, м: 20,90
Высота самолета, м: 5,45
Площадь несущей поверхности, м2: 464,50
Масса нормальная взлетная, кг: 168435

И это размеры самолета, способного на одной заправке преодолеть около 11 000 км, неся на себе 18 000 кг бомб и ракет. С дозаправкой в воздухе дальность полета увеличивается до 18 000 км.

Даже если В-21 меньше, задачи, которые перед ним ставятся, означают, что сильно меньше он быть просто не может.

Так же можно сделать предварительный вывод о том, что рабочий потолок В-21 будет точно выше, чем у В-2 (12 500 м), так как «незаметность» и «невидимость» - это другие названия малозаметности, никак не отражающие способность действительно незаметно летать, не будучи обнаруженным.


Сегодня наземные ЗРК, как показывает практика современных конфликтов, представляют собой очень высокоточное и эффективное оружие, способное поражать и малозаметные, и «невидимые» цели. Потому, как бы не была хорошо отработана малозаметность, она не является панацеей от обнаружения самолета различными РЛС.

Хотя понятно, что именно над маскировкой инженеры трудились максимально изощренно. Возможно, черные области между мотогондолами B-21 и центральным горбом фюзеляжа в направлении задней части самолета – это эксперименты с новыми видами отражающих покрытий поверхностей самолета. Возможно, в нашем случае – это часть маскировки двигателей.

В целом, профиль B-21 удивительно гладкий, а его воздухозаборник и двигательные «горбы» гораздо менее заметны, чем у B-2, если смотреть сбоку.

Брюхо B-21 – это, пожалуй, самая интригующая часть самолета, которую мы могли бы увидеть в первом полете.


На фото и видео хорошо виден его основной отсек вооружения. Он намного меньше, чем у B-2, но было заранее известно, что так оно и будет, поскольку самолет, вероятно, имеет менее половины полезной нагрузки B-2. Однако, это может быть компенсировано за счет применения новейших видов вооружений.

В-21 вряд ли сможет нести два Massive Ordnance Penetrator (MOP)/GBU-57, вес которого составляет 13 600 кг. Но одна такая бомба может быть размещена на B-21. Вполне возможно, что отсек даже слишком мал для MOP, а его место займет новое, меньшее по размеру глубоко проникающее оружие, но в настоящее время это кажется менее вероятным.


Отсек, вероятно, будет более «умным» и легко реконфигурируемым для различных вариантов вооружения, чем его предшественник, используя системы открытой архитектуры самолета для более легкой интеграции нового оружия, ложных целей и беспилотных летательных аппаратов воздушного базирования. В этом есть суть нового стратегического бомбардировщика, призванного составить основу мощи ВВС США.

Один из основных вопросов, который остается открытым, заключается в том, есть ли у B-21 меньшие отсеки для вспомогательного/оборонительного вооружения. Вообще по идее должны быть, потому что малозаметный самолет все равно должен иметь возможность отбиться от атак при помощи ракет «воздух-воздух» или использовать Stand-In Attack Weapon (SiAW) для прорыва в хорошо защищенные силами ПВО районы.

Использование места на основной барабанной пусковой установке для этого оружия кажется несколько нецелесообразным, поэтому было бы полезно иметь меньшие и более мелкие вспомогательные отсеки для размещения вспомогательного вооружения. Похоже, что так оно и есть в виде люков рядом с основным отсеком для оружия, но неясно, предназначены ли они для технического обслуживания, включая доступ к двигателям, или они предназначены для хранения оружия. У B-2 также есть похожие панели, поэтому трудно сказать, но внутренние отсеки рядом с основным отсеком интригуют.

К возможности дополнительных отсеков для вооружения по бокам от основного добавляется тот факт, что B-21, хотя и использует один грузовой отсек вместо двух, как на B-2, но здесь уже идут вопросы более эффективного размещения боеприпасов.

Несколько слов о тыловой части.

Выхлопные газы самолета-невидимки очень важны для малозаметной видимости этого типа, как в радиочастотном (РЧ), так и в инфракрасном (ИК) спектрах. Именно благодаря им существует реальная возможность обнаружения самого хорошо замаскированного от лучей РЛС самолета.

В этом случае отводы выхлопных газов очень похожи на выхлопные трубы B-2, хотя выглядят еще более конформными, с очень глубоко заглубленными двигателями и меньшими размерами, чем их предшественники. Здесь действительно было бы интересно знать, какой схемы В-21, двух или четырехмоторной. Если у «Цербера» четыре двигателя, то они должны быть довольно небольшими по размеру и расположенными близко к оси самолета.

В-2 вполне нормально мог летать с двумя выключенными двигателями на одной из сторон, соответственно, и В-21 должен уметь осуществлять такой полет.

Между самолетами есть большая разница внешне: B-21 имеет заметное расширение от «горба» фюзеляжа на вершине задней кромки и не имеет «бобрового хвоста» с изменяемой геометрией, как у его предшественника. Это имеет смысл, учитывая, что в теории применения B-2 отсутствовали требования к проникновению на территорию противника на малых высотах, что в конечном итоге привело к появлению зазубренной задней кромки самолета и вертикального оперения.

И последнее. Чего не хватает на первый взгляд, так это больших двойных радиолокационных решеток, которые можно увидеть на B-2. Вполне возможно, что B-21 не будет полагаться на такие большие антенные конструкции, в свете достижений в технологиях AESA/АФАР. Можно предположить использование полуактивных антенных систем, имеющих меньшие размерности.

С другой стороны, конформные несущие антенные конструкции (CLAS) могут скрывать большие решетки, встроенные прямо в конструкцию B-21. Небольшие обычные АФАР, размещенные вокруг по всему фюзеляжу самолета, могут обеспечить практически 360-градусный обзор. Кроме того, как показывают развитие технологий, эти же антенны можно использовать и для связи, и для радиоэлектронной борьбы.

Так сильно нашумевшие в свое время многофункциональны реконфигурируемые интегрированные датчики с электронным сканированием (EMRIS) компании «Northrop Grumman» могут стать основой широкополосной, многорежимной решетки, которая может обеспечить значительные преимущества. В «Northrop Grumman» считают, что именно системы, построенные на EMRIS могут обеспечить самолетам большое преимущество в воздухе именно за счет одновременного сканирования, передачи данных и при необходимости и радиоэлектронной борьбы.

И здесь да, один шаг до столь любимой американскими военными концепции сетецентрической войны. Естественно будет выглядеть, если В-21 будет построен с некоторыми возможностями управления другими самолетами и нацеливанием через отправляемые на В-21 через защищенные сети данными.

Естественно, некоторые системы и авионика могут быть добавлены позже по мере строительства других экземпляров В-21, а их уже заложено больше десятка. Дальнейшее модернизационное развитие В-21 – это вполне нормальный путь, который прошли сотни типов самолетов в мире, и почему такого не может случиться с В-21 – риторический вопрос.
Естественно, испытания нового самолета – это всего лишь поле поисков ответов на вопросы, и от того, какие ответы будут найдены при программе испытаний, зависит дальнейший облик самолета будущего.

В любом случае, первый шаг уже сделан, есть смысл следить за тем, как будет разворачиваться картина в целом, ведь В-21 – это оружие, которое направлено в основном, против нас. Это ясно и понятно, что ту скрывать. Поэтому смотреть есть прямой смысл.

И очень неплохо было бы знать, а как там продвигаются дела с ПАК ДА. Если, конечно, они продвигаются. Это тоже проект самолета будущего, неплохо было бы, чтобы эти два будущие, наше и американское, развивались параллельно, а не с отставанием одного от другого.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    14 ноября 2023 03:48
    Цербер вот полетел. А что там с ПАК ДА?
    1. KCA
      -10
      14 ноября 2023 06:20
      Если наше МО будет готово платить по 2 миллиарда долларов за самолёт, он завтра полетит
      1. +8
        14 ноября 2023 08:53
        Уверенность это хорошо но самонадеянность это преступление. Ил 112 и Ил 114 тому подтверждение Ащо и Як 242 не забудь и Су75
      2. +7
        14 ноября 2023 20:18
        Цитата: KCA
        Если наше МО будет готово платить по 2 миллиарда долларов за самолёт, он завтра полетит
        Это утверждение могло бы иметь смысл году в 1995, но сейчас одними бабками вопрос не решить, слишком все запущено.
        1. 0
          15 ноября 2023 15:13
          В-21 надолго будет самым передовым бомбардировщиком в мире и против него у нас ничего нет и наше руководство не то что не предпринимает ничего, оно очевидно не осознает угрозы.
          А между тем для противодействия В-21 и крылатым ракетам нужны самолеты ДРЛО и истребители Су-57 в больших количествах, нужны самолеты заправщики и нужна инфраструктура. А на все это нужны деньги.
          1. -1
            16 ноября 2023 07:44
            Цитата: ramzay21
            В-21 надолго будет самым передовым бомбардировщиком в мире и против него у нас ничего нет

            Почему не чего нет? У нас есть загоризонтные рлс (названия искать не буду), но все они созданы недавно с учётом поиска самолётов стелс! soldier последние ЗРК тоже с учётом поражения целей стелс, причем такие цели в виде Шторм Шедоу ЗРК поражают в зоне СВО angry
            Проблема с Б21 может быть как раз в его средствах защиты, он вполне вероятно может парировать атаки против себя (помехами, уклонением и тупо отбиваться ракетами В-В в том числе от ЗУР), кроме того они будут взаимодействовать с Ф35, в качестве КП и действовать как единый механизм + БПЛА Валькирия и вот с пробитием подобной защиты могут возникнуть трудности feel возможно должно быть взаимодействие мощных комплексов РЭБ, которые должны будут перекрывать атаку например ЗУР или истребителей what РЭБ у нас вроде тоже есть, но нужно работать над интеграцией в боевые порядки как ПВО (а это вроде сделано), так и истребителей (а тут проблема)
      3. +4
        15 ноября 2023 15:06
        Если наше МО будет готово платить по 2 миллиарда долларов за самолёт, он завтра полетит

        Чтобы сделать такой самолет нашей стране уже нужны десятилетия упорного труда и триллионы долларов потраченных на науку, образование и разработку технологий. Американцы такой самолет не продадут даже за 10 млрд, они не такие тупые как наши руководители.
    2. -20
      14 ноября 2023 07:38
      Все идет по плану. Какой смысл рвать задницу и устраивать гонки? Это в США, главное побыстрее бабло из бюджета украсть и побольше, а там не важно, что эта хрень никому не нужна и уже сейчас средств поражения навалом.
      1. +4
        14 ноября 2023 07:54
        Независимость страны требует устраивать такие гонки
        1. KCA
          -10
          14 ноября 2023 10:38
          У нас гонка в другом ключе развивается, у нас есть стратегические ракетоносцы с ракетами дальностью от 2500 до 5000 километров, а амеры точат Б-61-13, 61 это год разработки, свободнопадающая бомба, кто-ж пустит Б-21 на дальность сброса? Ну, предположим, несколько прорвалось, а смысл, если стартанёт вся наша триада? Стартанёт она сразу, как только Б-21 войдут в район сброса, ракеты Б-21 тоже может использовать, по заявлениям, но ракет под него ещё нет
          1. +4
            14 ноября 2023 17:42
            Шасси у B-21 под гораздо меньшую нагрузку, чем у B-2, и создаётся впечатление, что он где-то на четверть меньше по размерам
            (это моё личное мнение, за точку отчёта взял размер колеса шасси, предполагая, что он одинаков у обоих самолётов, возможно и ошибаюсь)
            1. 0
              7 февраля 2024 16:25
              B-21 ощутимо меньше чем B-2
            2. 0
              4 марта 2024 12:47
              Если брать размер колеса передней стойки, то наоборот. А если размер кабины, то 21 в полтора раза больше
        2. -1
          15 ноября 2023 21:59
          что то угрожает независимости США? с чего они вкладывают такие средства? тем более, что средства эти заёмные.
      2. 0
        14 ноября 2023 22:32
        Цитата: Виктор Сергеев
        Все идет по плану. Какой смысл рвать задницу и устраивать гонки? Это в США, главное побыстрее бабло из бюджета украсть и побольше, а там не важно, что эта хрень никому не нужна и уже сейчас средств поражения навалом.


        Старый интернет-мем (двустишие):
        "Не бойтесь, все идёт по плану
        Ну просто план немножко Буэээээ!"...
    3. +8
      14 ноября 2023 16:21
      Конь не валялся! Слишком большие планы,и "скудное" финансирование.Хотят ОДНОВРЕМЕННО Су-57,новый транспортник,новый бомбер,новая модификация А-50,Ту-160,и куча гражданских самолетов,разной размерности.Еще президент как то говорил о сверх звуке гражданском.Да еще хотят Су-75 и пр. request
      1. +1
        15 ноября 2023 00:49
        Да там если посмотреть финансирование то треть из средств предприятий, а большая часть оставшихся из серии "за 10 миллионов долларов сделайте звезду смерти"
  2. +10
    14 ноября 2023 03:49
    Что сказать, молодцы…
    Замена B-2 и В-1.
  3. +11
    14 ноября 2023 04:27
    Крайне интересная информация, вызывающая крайне противоречивые эмоции.

    С одной стороны воздушная компонента ядерной триады наиболее уязвимая и наиболее трудная в использовании. Самолет требует времени для подготовки к взлету, времени на выход в район пуска ракет или сброса бомб и тд. За это время уже 10 раз успеют отстрелятся наземные МБР и РПКСН. Аэродромы же могут быть выведены из строя, самолет, даже малозаметный, проще сбить чем МБР и тд...

    С другой стороны, наши заокеанские партнеры кто угодно, но только не дураки. Если зажигают эту звезду, значит она им нужна. Значит есть концепция и цели для данного самолета. Если он получится дешевле В-2, то это будет большое достижение. И несмотря на все минусы самолета, как носителя ОМП - это еще одна головная боль для нас и даже, наверно в первую очередь, для товарищей из КНР.

    А с третьей стороны, чего в этом проекте больше, целей и задач или знаменитого американского попила бабла, это тоже еще вопрос:)

    В любом случае, для них летающий самолет, пусть и прототип (серию они обеспечат, почему то сомнений нет) это хорошо для них и геморрой для нас и китайцев. Надо думать, как противодействовать.
    1. +13
      14 ноября 2023 05:50
      Цитата: Темнухин Антон
      С одной стороны воздушная компонента ядерной триады наиболее уязвимая и наиболее трудная в использовании.

      С другой стороны это единственный элемент ядерной триады, который можно эффективно использовать в конвенциональной войне и поддерживать "тонус" в разработке авиатехники.
      1. -10
        14 ноября 2023 07:36
        А Искандеры, что нельзя в конвенциональной войне использовать?
        1. +5
          14 ноября 2023 08:31
          Цитата: Vrotkompot
          А Искандеры, что нельзя в конвенциональной войне использовать?

          Они в ядерную триаду не входят. Тактические нюки, а не стратегические
        2. +1
          14 ноября 2023 22:33
          Цитата: Vrotkompot
          А Искандеры, что нельзя в конвенциональной войне использовать?

          Ядерной БЧ для Искандера не существует.
          И не планировалась...
          1. +1
            15 ноября 2023 00:52
            В смысле не существует? К Бацке именно такие искандеры перебазировали
    2. +3
      15 ноября 2023 21:07
      С одной стороны воздушная компонента ядерной триады наиболее уязвимая и наиболее трудная в использовании. Самолет требует времени для подготовки к взлету, времени на выход в район пуска ракет или сброса бомб и тд. За это время уже 10 раз успеют отстрелятся наземные МБР и РПКСН. Аэродромы же могут быть выведены из строя, самолет, даже малозаметный, проще сбить чем МБР и тд...

      Это у нас авиационная компонента ядерной триады уязвима, потому что хеостратеги и оленеводы всю стратегическую авиацию держат на одном аэродроме в Энгельсе, куда даже украинские БПЛА прилетали из дерьма и палок. Так что одной боеголовки для всей стратегической авиации нашей хватит.
      А у американцев с этим все в порядке и помимо нескольких аэродромов в самих США есть еще аэродромы в Европе и Турции, в Катаре и Японии а есть еще атолл Диего-Гарсия посреди Индийского океана, есть Гуам и много чего еще. Если все наши боеголовки что остались после сокращения их количества Горбачевым, Ельциным и Путиным потратить, то у них авиации стратегической тоже не будет но и у нас боеголовки кончаться.
    3. 0
      16 ноября 2023 17:56
      На мой взгляд, они не стратега делают no конечно он и ядерное оружие будет способен применять. Но мне кажется это что то вроде воздушного КП с арсеналом повышающие возможности тактической авиации. Т.е. Он больше предназначен для обычной войны, связывая воедино все их стелсы (Ф35, Валькирию) придавая им дополнительные возможности, вполне вероятно даже заменяя ДРЛО (ибо обычные ДРЛО с ростом возможностей ракет, которые уже на 400км летают, а уже говорят про гиперзвуковые ракеты и распространением стелс самолётов, как то смотрятся устаревающей техникой).
  4. -7
    14 ноября 2023 05:17
    Матрасники задали темп. Если без шапказательства, наши ТУ-160 45к берут на борт. Пока можно спокойно ждать ПАК.
    1. +1
      14 ноября 2023 06:48
      Цитата: Олег Апушкин
      наши ТУ-160 45к берут на борт. Пока можно спокойно ждать ПАК.

      Так у нас их мало.
    2. +6
      14 ноября 2023 08:06
      Цитата: Олег Апушкин
      Если без шапказательства, наши ТУ-160 45к берут на борт

      Ага, верьте Вики, и прочей желтой прессе. А если хотите реальную нагрузку которой он может быть нагружен - посчитайте массу 12 самых тяжелых вариантов КР. Вот вам реальная нагрузка. Если что вот вам факт, который у большинства турбопатриотов подрывает одно место: намного более легкий B-1B может нести нагрузку в 60 тонн. Факт))) Но он тоже никогда ее не понесет, потому-что, для реальных задач это не нужно.
      1. -6
        14 ноября 2023 08:32
        Цитата: JD1979
        Если что вот вам факт, который у большинства турбопатриотов подрывает одно место: намного более легкий B-1B может нести нагрузку в 60 тонн. Факт))) Но он тоже никогда ее не понесет, потому-что, для реальных задач это не нужно.

        Ага, и зачем спрашивается заморачивались, внешнюю подвеску конструировали... 24 тонны сверху, это на внешней подвеске! И с этим грузом ни дальности, ни скорости, ни огибания рельефа местности. Ту-160 свои честные 45 тонн с сохранением всех параметров несёт...
      2. +2
        14 ноября 2023 13:15
        Цитата: JD1979
        А если хотите реальную нагрузку которой он может быть нагружен - посчитайте массу 12 самых тяжелых вариантов КР. Вот вам реальная нагрузка.

        Реально после определённой доработки в двух грузоотсеках размещаются до 90 бомб ФАБ-500М-54.

        Цитата: JD1979
        Если что вот вам факт, который у большинства турбопатриотов подрывает одно место: намного более легкий B-1B может нести нагрузку в 60 тонн. Факт)))

        Факт в том, что этой нагрузкой будут три бака по 3000 галлонов в грузоотсеках и шесть баков по 950 галлонов на внешней подвеске. Получится чуть больше 50 тонн.
    3. +7
      14 ноября 2023 16:54
      Цитата: Олег Апушкин
      Матрасники задали темп. Если без шапказательства, наши ТУ-160 45к берут на борт. Пока можно спокойно ждать ПАК.

      Из истории.Когда то мощная морская держава Великобритания после заключения Вашингтонский соглашений более 10 лет не строила линкоров-были опасения что строители "разучатся" строить тяжелые корабли.Да и потом начали строить-были проблемы.Так это не разгоняли,уничтожали предприятия,не "оптимизировали" КБ-делали другие судна.
      А у нас-последний самолет такого класса делался 40 лет назад.Тех специалистов и предприятий уже нет.И коопераций в масштабах страны уже нет. Сделать подобный "агрегат"-не вырвать волосок из бороды Хаттабыча. what hi
      1. -7
        15 ноября 2023 00:56
        Такие задачи вполне решаемы. Для этого надо пообещать спецам зп тысяч 200-300, народ сразу кинется изучать всякие разные науки, кто-то решит с пенсии вернуться, кто-то наконец бросит работу в офисе и вернется к работе своей мечты. А за 40 тысяч в месяц работнику - какая зарплата - такая работа.
        1. -1
          15 ноября 2023 21:29
          Такие задачи вполне решаемы. Для этого надо пообещать спецам зп тысяч 200-300, народ сразу кинется изучать всякие разные науки, кто-то решит с пенсии вернуться, кто-то наконец бросит работу в офисе и вернется к работе своей мечты.

          Вы видимо не понимаете что такое авиастроение вообще и что такое производство такого сложного самолета как стратегический бомбардировщик. Спецам которые собирали важнейшие узлы на авиазаводах было от 40 лет и выше, они проработали на своих участках по 10-15 лет их учили другие спецы а они учили молодежь. Это было 33 года назад. Многие спецы умерли или на пенсии но на них, на 70-ти летних пока еще работающих что-то держится. Молодежь на пустые лозунги и обещания не ведется и приобретает более надежную специальность чем авиастроитель. Еще не много и уйдут и эти последние спецы и учить молодежь будет некому и тогда все. Собственно даже если начнут сейчас делать все по уму, чтобы подготовить грамотного спеца нужно чтобы он поработал лет 10 рядом со спецом, перенял опыт и смог разбираться в сложностях даже одного узла. Но сколько сможет проработать даже в режиме обучения и наставничества 70-ти летний мужчина который последние 30 лет голодал и жил в стрессе?

          По сути сейчас только американцы способны производить современные бомбардировщики. Китайцы учатся но им еще далеко. У нас многие технологии даже 70-х годов для Ту-160 еле как восстанавливают но сделать что-то даже уровня В-2 мы не сможем, у нас нет компетенций во многих технологиях, которые наша убитая наука должна была создавать последние 30 лет.
      2. 0
        15 ноября 2023 22:03
        Даже итальянцы и французы их не разучились (а точнее, наоборот, научились) строить, хотя там и перерыв был дольше, и старт ниже. Но это возражение чисто к вашему примеру, в принципе-то я согласен.
    4. -1
      14 ноября 2023 20:25
      Цитата: Олег Апушкин
      Если без шапказательства, наши ТУ-160 45к берут на борт. Пока можно спокойно ждать ПАК.
      Нельзя: их мало, они старые и они устаревшие (да, даже новые: корпус там надо сделать более стойкий к перегрузкам и сверхзвуку, облегчить (резервы были), сделать автоматику маловысотного прорыва, перепроектировать под интегрированный центроплан и убрать аппаратуру изменяемой геометрии крыла, сделать управляемые воздухозаборники, прикрутить средства самообороны, как у президентского самолета, добавить место под ракеты воздух-воздух большой и средней дальности, и это я не пишу про БРЭО, РЭБ, РЛС и прочее).
      1. PPD
        0
        14 ноября 2023 21:47
        добавить место под ракеты воздух-воздух большой и средней дальности, и это я не пишу про БРЭО, РЭБ, РЛС и прочее).
        , а также место под пару танков, вертолет обязательно, ну и там холодильник, бар, бассейн и пару теннисных кортов.
        Можно ещё дот с ежами загрузить.
        А, да- бронепояс просто обязательно поставить...
        Ну так, на всякий случай.... wink
        1. 0
          15 ноября 2023 03:30
          Цитата: PPD
          Можно ещё дот с ежами загрузить.

          Это извращение, достаточно переноски с кошкой!
        2. 0
          15 ноября 2023 07:15
          Цитата: PPD
          , а также место под пару танков, вертолет обязательно, ну и там холодильник, бар, бассейн и пару теннисных кортов.
          Что именно из выше перечисленного вам показалось лишним?
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    14 ноября 2023 06:30
    Очевидно... развитие средств нападения ведёт к развития средств защиты или наоборот.
    Противостояние вечное.
    На данный момент времени средства нападения, особенно такого ультимативного порядка, как ядрёные аргументы, на столько впереди всего и всякого, что все остальные аргументы против, кажутся... слабыми.
    То, что наш главный противник развивает прочие разные "аргументы" и не останавливается на достигнутом, очевидно и должно подстегнуть развитие подобных "аргументов" у всех остальных... кто может участвовать в таком "соревновании"!!! soldier
  7. +1
    14 ноября 2023 06:43
    . неплохо было бы, чтобы эти два будущие, наше и американское, развивались параллельно, а не с отставанием одного от другого.

    Да даже с отставанием было бы уже позитивно. Лишь бы действительно двигалось.
  8. -6
    14 ноября 2023 07:33
    «Цербер» полетел. Что дальше?

    А дальше существует два варианта действий:
    1. Начать заламывать руки и с криками: «Всё пропало! Клиент уезжает! Гипс снимают!» (возможен иной вариант) бросить все средства на цель: Догнать и перегнать Америку...
    2, Руководствуясь истиной, что средства ПВО (самолёты перехватчики, наземные комплексы) России всё ещё способны обнаружить «супостата-невидимку», а спутники, находящиеся на геостационарной орбите, и разные-всякие «Воронежи» из семейства российских стационарных надгоризонтных радиолокационных станций большой дальности позволят определять взлёты и места нахождения на приличном для принятия решения расстоянии, спокойно продолжить работу над модернизированными Ту-160м2, ЛТХ которых (без ЭПР) ПРОСТО ВЫШЕ, спокойно, анализируя успехи и недостатки американцев и продолжая работу над ПАК ДА. Ибо, нам не надо хорошо, нам нужно безупречно.
    1. -10
      14 ноября 2023 08:32
      В случае ядерной войны спутники будут немедленно сбиты, а по станционным РЛС нанесены массированные удары крылатыми ракетами. У США сотни ракет море-космос на кораблях и тысячи томагавков.
      1. +2
        14 ноября 2023 17:44
        В случае ядерной войны спутники будут немедленно сбиты,

        А чем можно НЕМЕДЛЕННО СБИТЬ спутник на геостационаре?

        У США сотни ракет море-космос на кораблях и тысячи томагавков.

        А куда надо поставить корабль, что бы томагавком достать , например дон-2?
    2. +3
      14 ноября 2023 10:23
      Цитата: ROSS 42
      Руководствуясь истиной, что средства ПВО (самолёты перехватчики, наземные комплексы) России всё ещё способны обнаружить «супостата-невидимку»

      Конечно способны, любая РЛС обязательно увидит любой стелс, вопрос в дальности. И большой вопрос, сможет ли то количество С-300 и проч., которое мы можем себе позволить экономически, закрыть для них наше небо. ИМХО, нет, просто следуя очевидно логике, что американцы не стали бы упорно тратить бесчисленные миллиарды (в течении уже 50 лет!!!), на перевод всей боевой авиации на стелс, понимая (за 50 лет уж можно было разобраться), что стелс на самом-то деле типа не работает.
      Цитата: ROSS 42
      а спутники, находящиеся на геостационарной орбите, и разные-всякие «Воронежи» из семейства российских стационарных надгоризонтных радиолокационных станций большой дальности позволят определять взлёты и места нахождения на приличном для принятия решения расстоянии

      Спутники-радиолокаторы у нас отсутствуют. Воронеж - надгоризонтная РЛС. Даже та РЛС под Мурманском, что стоит на 400 метровой горе, имеет смешной радиогоризонт в 100 км. Очевидно, для задач ПВО станции типа Воронеж непригодны. Есть одна загоризонтная РЛС Контейнер. Которая в теории пригодна для задач ПВО. И даже, возможно, как оптимистично заявляют разработчики, реально видит стелс аж в Европе. Но, проблема в том, что эта станция принципиально не различает тип самолета. А в небе Европы одномоментно висят 2500 крупных самолетов. А станция сопровождает лишь 500 целей. А ведь Контейнер следит не только за Европой, но и за Азией. Т.е. отслеживать нужно 4000-5000 целей. А она на это даже близко не способна! Да, можно провести селекцию, отбросить самолеты летящие не к нашим границам, и все такое, но когда ты оцениваешь только одну десятую целей, этот метод ничего не гарантирует, сейчас цель летит не к нам, мы ее отсеиваем из слежения, а она потом поворачивает к нам, а мы и не в курсе. И вообще, что мы будем делать, когда сотня Рейдеров займет трассу вместо сотни гражданских Боингов летящих в нашу сторону? Как нам поможет наличие расчудесного Контейнера?
      Цитата: ROSS 42
      Начать заламывать руки и с криками: «Всё пропало! Клиент уезжает! Гипс снимают!»... бросить все средства на цель: Догнать и перегнать Америку...

      Если мы рассчитываем на реальное противостояние, именно это и нужно делать, а не витать в благостных фантазиях.
      1. +1
        14 ноября 2023 14:41
        Цитата: Мимопроходящий
        Если мы рассчитываем на реальное противостояние, именно это и нужно делать, а не витать в благостных фантазиях.

        А я всё мучаюсь сомнениями, взрослые ли люди пишут эти сообщения...
        Что вы собрались делать? Стратегические бомбардировщики типа В-21? авианосцы типа Форд? Сами пойдёте делать или пригласите пацанов их Казахстана и Узбекистана?
        А последние штаны готовы снять во имя пополнения бюджета МО?
        Вы наверно считаете себя умным всезнайкой...Тогда научитесь читать предложения, написанные на русском языке...
        Как меня достала это группа сирвилистской ориентации...
        Ниже кланяйтесь!
        1. -1
          15 ноября 2023 13:37
          Цитата: ROSS 42
          Что вы собрались делать?

          Я лично ничего. У меня вполне конкретный род занятий, никак не связанный с обороной и управлением страной.
          Что я предлагаю делать гипотетически? Прочистить мозги, и наконец принять очевидное - стелс меняет все, потому надо относиться к нему не как к идиотской прихоти тупых амеров, и воплощать его по остаточному принципу, как в Су-57, а четко расставить приоритет - сначала стелс, сначала электроника, типа АФАР, сетецентризм, потом все остальное, типа скорость, сверхманевренность, перегрузка.
          Цитата: ROSS 42
          А последние штаны готовы снять во имя пополнения бюджета МО?

          Не нужно мне приписывать чужое. Моя позиция - достаточно тратить деньги правильно. Т.е. с высокой эффективностью. Для этого нужно понимать,что реально нужно и важно, что реально будет работать, а что выкинутые на ветер деньги. Сколько пустили по ветру - Ангара, Армата, пр.677, Ил-112, CR929, Ми-38, Ми-28, тема Абакан. Это только навскидку.
          Цитата: ROSS 42
          Вы наверно считаете себя умным всезнайкой...

          Всего лишь привел свое аргументированное цифрами мнение. Надеясь услышать аргументированный ответ. Чтобы на микрошажок приблизится к тому самому всезнайке. Да вот беда, у оппонентов просто нет аргументов, только бессодержателные рассуждения про мою убогую личность. Мне по барабану так-то, досадно только что мое Знание не увеличивается.
      2. +2
        14 ноября 2023 14:46
        Спутники-радиолокаторы у нас отсутствуют. Воронеж - надгоризонтная РЛС. Даже та РЛС под Мурманском, что стоит на 400 метровой горе, имеет смешной радиогоризонт в 100 км


        Ну вы прям эхсперт.
        Вот только под Мурманском нет Воронежа, он только строится.
        И горы в 400 метров нет от силы 100. На 400 метров его бы пришлось на ловозерских тундрах строить.
        1. +1
          15 ноября 2023 13:15
          Цитата: bk316
          Вот только под Мурманском нет Воронежа, он только строится.

          Не понял вашей претензии, разве смысл моего поста про то что-что то уже работает? Я говорил про вполне конкретную вещь - Воронеж, как его не поднимай над горизонтом, очень ограничен радиогоризонтом, и даже, не поленился, посчитал ручками, сколько этот горизонт составляет. Число самолетов в небе тоже кстати не с потолка взято.
          Цитата: bk316
          И горы в 400 метров нет от силы 100.

          https://rg.ru/2017/07/20/rls-pod-murmanskom-prikroet-arktiku-ot-raketnyh-atak.html
          Кому верить, вам или генконструктору?
          Цитата: bk316
          Ну вы прям эхсперт.

          Особо не претендую, мне просто интересно как на самом деле, для того и пишу посты, чтобы поверить свое Знание более сведущими людьми. И знаете что? Я в очередной раз услышал очередное, ничем не наполненное Мнение.
          1. +1
            16 ноября 2023 13:27
            Кому верить, вам или генконструктору?

            Верить нельзя никому, мне можно (С) laughing
            Можете и мне не верить, в данном случае достаточно ПОДУМАТЬ.
            Подсказка.
            Когда говорят "высота горы" в контексте "на ней стоит РЛС" от чего надо измерять эту высоту для определения радиогоризонта? (правильный ответ от высоты окружающей местности)
            А в статье что написано РЛС и гору? (правильный ответ а ничего там про гору нет, там о высоте РЛС над уровнем моря)
            То-то же. belay
            Знаете что меня раздражает?
            Люди, нахватавшись что то из большой помойки (интернета) и ничего не понимая в базовых вопросах начинают писать ложные утверждения, да еще пытаются их отстаивать.
            Это раз.

            Да я там был (совсем недавно) и своими глазами видел и гору и саму стройку. Я вообще стараюсь писать только о том что знаю или видел сам.
            Это два.

            Что бы проверить свое знание надо читать учебники, а поcле них специальную литературу ибо невозможно на форумах выделить сведущих людей. Кстати по теме попробуйте найти информацию по паттерну "чем радиогоризонт отличается от прямой видимости".
            Это три.

            Вообще радиофизика штука не простая. Что бы рассчитать реальную дальность обнаружения той или ной цели конкретной РЛС, надо как минимум закончить РТФ (как моя жена), ну и привлечь специалиста, закончившего ВМиК (как я) wassat
    3. -1
      15 ноября 2023 22:16
      Цитата: ROSS 42
      Руководствуясь истиной, что средства ПВО (самолёты перехватчики, наземные комплексы) России всё ещё способны обнаружить «супостата-невидимку», а спутники, находящиеся на геостационарной орбите, и разные-всякие «Воронежи» из семейства российских стационарных надгоризонтных радиолокационных станций большой дальности позволят определять взлёты и места нахождения


      Средства ПВО отлично себя показали против не самых новых французских ракет "Скальп" (которые тоже стелсы в определенной степени). Так отлично, что сами пострадали, не говоря про прикрываемые объекты. Низколетящий "Скальп" С-400 видит с 18 км. Со скольки он увидит Б-21 не знаю, но особого оптимизма нет. Сейчас Б-21 это оружие первого удара. Наши "дыры" в ПВО дорогим друзьям отлично известны, проскользнуть туда не составит сложности.
  9. -14
    14 ноября 2023 07:37
    Перспектива отличная: слямзить по миллиарду баксов на каждой игрушке, загнать их в ангар и там держать, а то не дай боже упадет за территорией США.
  10. +8
    14 ноября 2023 08:34
    А где это автор увидел на Б-2 хвостовое оперение? С каких пор органы управления стали считаться хвостовым оперением?
    1. +3
      14 ноября 2023 09:33
      По классике, хвостовое оперение включает как горизонтальные поверхности (стабилизаторы), так и вертикальные (киль - один или несколько). Но автор утверждает именно о вертикальном оперении на В-2 ! Где он его обнаружил, не понятно....
  11. BAI
    -4
    14 ноября 2023 08:53
    эксперименты с новыми видами отражающих покрытий поверхностей самолета.

    Эти покрытия тоже смываются дождем?
  12. 0
    14 ноября 2023 09:31
    Цитата: статья
    «Цербер» полетел. Что дальше?

    Как водится обкатка на испытаниях до признания подтверждения проектных возможностей, постановка на серийное производство, передача в войска и освоение летным составом, возможное боевое применение.
    А что же дальше?
    А дальше накопление и анализ информации по эксплуатации, поиск направлений и способов модернизации, переоснащение боевых частей.
    А вот дальше...
    Накопление морального и физического устаревания конструкции, ремонт и продление ресурса, анализ проекта в части целесообразности дальнейшей эксплуатации (в немалой степени финансовой ее стороны) и, в случае отсутствия перспективы таковой...
    Постепенное снятие с вооружения действующих ВС, консервация или утилизация, а может и продажа "партнерам", использование опыта разработки, производства и эксплуатации для построения проекта будущего "B-№следующий", который тоже когда-нибудь "полетит" (или же осознанного отказа от этого в пользу чего-то более перспективного).
    И есть ли какие-то сомнения в том, что +/- так оно и будет?
    Цитата: статья
    И очень неплохо было бы знать, а как там продвигаются дела с ПАК ДА. Если, конечно, они продвигаются. Это тоже проект самолета будущего, неплохо было бы, чтобы эти два будущие, наше и американское, развивались параллельно, а не с отставанием одного от другого.

    Ну, а мы конечно же будем по инерции хотеть такую же и "мам, купи!", в глубине души понимая, что в ответ получим "у нас есть такая дома". Ведь чтобы покупать такие игрушки мало обкрадывать себя, нужно обкрадывать... ну наверное еще и примерно половину мира.
  13. -4
    14 ноября 2023 10:01
    И очень неплохо было бы знать, а как там продвигаются дела с ПАК ДА. Если, конечно, они продвигаются. Это тоже проект самолета будущего, неплохо было бы, чтобы эти два будущие, наше и американское, развивались параллельно, а не с отставанием одного от другого.


    А на кой чёрт он нужен, если современные комплексы ПВО отлично видят эти цели. Не бывает абсолютной невидимости в РЛ диапазоне от слова вообще.
    Ели кто не понял, то единственная цель разработки этих машин, это втянуть нас в подобную гонку.
    Но если для США подобные забавы на уровне карманных трат, то нам придётся слить весь военный бюджет.
    И что на выхлопе? Самолёт с изуродованной аэродинамикой, но всё равно видимый в РЛ диапазоне.
    Так не лучше ли действительно действовать асимметрично, продолжить совершенствовать РЛС дальнего обнаружения и комплексы ЗРК, тем самым превращая американские поделки в ненужный хлам. Ну и нарастить спутниковую группировку разведки, для постоянного отслеживания, в том числе и места нахождения стратегов.
    1. +6
      14 ноября 2023 10:50
      Уж сколько лет жуют эту тему, и до сих пор нет понимания в чем смысл стелса. Смысл не в том чтобы быть невидимым, а в том, чтобы, снизить дальность своего обнаружения в разы. Что позволяет, во первых, выигрывать с разгромным счетом воздушные бои, сделав половину дела завоевания превосходства в воздухе, во вторых, просачиваться сквозь считающуюся ранее сплошной систему ПВО, применять дешевые средства поражения до границы обнаружения конкретных средств ПВО. Что, во первых, позволяет безнаказанно бомбить копеечными планирующими бомбами даже за ЛБС, а не заниматься бесполезной вспашкой полей НУРСами в прифронтовой полосе, а во вторых, на системном, арифметически-экономическом, уровне перегрузить и уничтожить абсолютно любую ПВО. Тем самым завоевав окончательное господство в воздухе. Что фактически предопределит исход войны.
      1. -9
        14 ноября 2023 11:18
        Уж сколько лет жуют эту тему, и до сих пор нет понимания в чем смысл стелса. Смысл не в том чтобы быть невидимым, а в том, чтобы, снизить дальность своего обнаружения в разы. Что позволяет, во первых, выигрывать с разгромным счетом воздушные бои, сделав половину дела завоевания превосходства в воздухе, во вторых, просачиваться сквозь считающуюся ранее сплошной систему ПВО, применять дешевые средства поражения до границы обнаружения конкретных средств ПВО. Что, во первых, позволяет безнаказанно бомбить копеечными планирующими бомбами даже за ЛБС, а не заниматься бесполезной вспашкой полей НУРСами в прифронтовой полосе, а во вторых, на системном, арифметически-экономическом, уровне перегрузить и уничтожить абсолютно любую ПВО. Тем самым завоевав окончательное господство в воздухе. Что фактически предопределит исход войны.


        Так даже снизить дальность обнаружения не получится. Разве что для устаревших РЛС дециметрового диапазона некогда очень популярных.
        К тому же, самолёт не может не оказывать воздействия на окружающую среду. А именно по атмосферным возмущениям очень хорошо осуществляется пеленгация.
        К тому же, стратег не иголка в сене. И при комплексном использовании средств обнаружения оь его невидимости толку никакого.
        1. +6
          14 ноября 2023 13:22
          И при комплексном использовании средств обнаружения оь его невидимости толк

          Вы используете как говорят"сферического коня в вакууме" идеальные радары,люди,системы и.т.д
          А реальность вот она СВО.Где по рассказам летчиков Су 34 рядом с ними летали миги29 (в одном из боевых заданий)Украинские и то что эти борта украинские выяснилось только на следующий день.неразбериха и ни какое ДРЛО их не засекло в суматохе. hi
          1. -2
            14 ноября 2023 19:35
            Вы используете как говорят"сферического коня в вакууме" идеальные радары,люди,системы и.т.д


            Вы просто не понимаете о чём речь.
        2. +2
          14 ноября 2023 13:34
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Так даже снизить дальность обнаружения не получится. Разве что для устаревших РЛС дециметрового диапазона некогда очень популярных.

          Все ровно наоборот.
          РЛС дециметрового диапазона, к примеру радар дальнего обнаружения у С-400, или Противник-ГЕ, гораздо лучше видят стелсы чем коротковолновые. А для радаров метрового диапазона вообще не важно стелс или не стелс.
          Коротковолновые, миллиметровые и сантиметровые, РЛС истребителей, ГСН ракет, большинство РЛС ЗРК, очень плохо видят стелс. Т.е. если раньше массовый ЗРК прикрывал радиус условно в 100 км, то теперь условно 20 км. Т.е. чтобы обеспечить ту же насыщенность нам нужно даже не в пять, а в двадцать пять раз больше средств! И это катастрофа для ПВО, ибо стелс удорожает самолет условно в два раза, а ПВО условно в двадцать пять! На самом деле все еще хуже, об этом ниже.
          Проблема в том, что теперь для прикрытия от стелса на больших площадях нужна сложнейшая распределенная система, т.е. мощные, громоздкие, дорогие дециметровые и метровые радары, дорогие дальнобойные ракеты с активными ГСН, перехватчики ПВО типа Миг-31, командные пункты разных уровней. Этого всего не может быть много, ибо это стоит очень дорого, и это все крайне уязвимо, ибо не обладает дублированием по причине той самой космической цены каждого из компонентов. Вывел из строя одну РЛС, и весь обороняемый участок посыпался как карточный домик, заглушил связь, то же самое, нелетная погода на аэродроме, и у нас проблемы.
          Цитата: vovochkarzhevsky
          А именно по атмосферным возмущениям очень хорошо осуществляется пеленгация

          Впервые слышу, можно поподробнее, с названиями разработок
          Цитата: vovochkarzhevsky
          И при комплексном использовании средств обнаружения оь его невидимости толку никакого.

          В реальном мире нет никакого всевидения, что бы там в мурзилках и телевизорах не говорили. По крайней мере пока этот вопрос не отдадут в ведение ИИ. Для примера рассмотрите что творилось вокруг Крымского моста. Или как наши стратеги совершенно неожиданно для англичан полетали у их берегов
        3. +3
          14 ноября 2023 13:45
          для устаревших РЛС дециметрового диапазона некогда очень популярных

          Базовый состав системы 40Р6 (С-400)
          Средства управления 30K6E в составе[37][39]:
          Пункта боевого управления (ПБУ) 55К6Е на основе Урал-5323 01.
          Радиолокационного комплекса (РЛК) 91Н6E[37] Панорамный радар с защитой от помех. Монтируется на МЗКТ-7930. Работает в дециметровом диапазоне.
          1. +1
            14 ноября 2023 19:40

            Все ровно наоборот.
            РЛС дециметрового диапазона, к примеру радар дальнего обнаружения у С-400, или Противник-ГЕ, гораздо лучше видят стелсы чем коротковолновые. А для радаров метрового диапазона вообще не важно стелс или не стелс.
            Коротковолновые, миллиметровые и сантиметровые, РЛС истребителей, ГСН ракет, большинство РЛС ЗРК, очень плохо видят стелс.


            А я где-то говорил что метры плохо видят? Я как раз об устаревших дециметровых РЛС, не современных.
            Для метровых РЛС что стелс, что не стелс, всё едино. Им даже достаточно того уплотнённого воздуха, что перед самолётом. Метры все атмосферные возмущения видят. Кто ходил в дежурный состав ГРП, или по другим причинам у индикаторов штаны просиживал, тот знает.
    2. +5
      14 ноября 2023 19:59
      "современные комплексы ПВО отлично видят эти цели."///
      ----
      Отлично видят - так что можно пускать ЗУР - километров с 30.
      Если между наземными радарами 70 км - R-21 пролетит незамеченным.
      1. +1
        14 ноября 2023 20:34
        Цитата: voyaka uh
        Отлично видят - так что можно пускать ЗУР - километров с 30.
        Дело в том, что радары метрового диапазона не видят всю хитрую геометрию стелтса: у них слишком большая длина волны. Для них это просто лапоть (да, покрытие против радара метрового диапазона будет слишком толстое, чтобы с ним летать). Проблему составляет то, что метровым радаром можно навести истребитель, но не ракету. Ракету для стелтса надо делать активную, с радиокомандным наведением. Радиокомандным наведением выводим ракету в район 20 км от "невидимки", а там боеголовка захватит цель, каким бы невидимым стелтс не был: мощность отраженного сигнала растет пропорционально 4 степени от расстояния, сократи расстояние в 3.2 раза - сигнал вырастет в 100 раз.
        1. 0
          15 ноября 2023 09:26
          Дело в том, что радары метрового диапазона не видят всю хитрую геометрию стелтса: у них слишком большая длина волны.

          Не метрового, а декаметрового, с длиной волны более 10 метров, то есть больше основных элементов конструкции самолета- крыла и прочее.
          РЛС метрового (а тем более декаметрового) диапазона не используются для наведения, как правило это двухкоординатные РЛС общего обнаружения.
          1. 0
            15 ноября 2023 21:48
            Цитата: solar
            РЛС метрового (а тем более декаметрового) диапазона не используются для наведения, как правило это двухкоординатные РЛС общего обнаружения.
            Так я про то и пишу. Наводится может активная ГСН, когда ракета вблизи окажется, а вот вывести ее в район невидимки, обнаруженного при помощи длиноволнового радара, вполне реально. Дополнительный плюс - стэлтсы РЭБом не пользуются.
    3. +2
      14 ноября 2023 20:25
      Аэродинамика "летающего крыла" - как раз нисколько не изуродована. По такой схеме строили летательные аппараты почти с самого начала авиации. Основная проблема всегда была - в управляемости и управлении бесхвостками. Сейчас это проблема решается легко с помощью электронного управления. В плюсе - "чистое", аэродинамически эффективное крыло (а это и экономия топлива тоже), в котором можно очень много разного разместить. В минусе - наверное, маневренность (толстое крыло не для больших углов атаки).
      К слову, те же самолеты семейства Су-27 тоже не управляются пилотом "напрямую", без электроники - для них это невозможно.
  14. 0
    14 ноября 2023 10:58
    Наш неимеющий аналогов ПАК ДА будет лучше, сильнее , мощнее и дешевле!
    1. +3
      14 ноября 2023 18:48
      Я вот думаю что это сарказм , потому как не имеющий аналогов и ряд других высказываний уже характеризует наше руководство, как не имеющее аналогов.
  15. +7
    14 ноября 2023 11:43
    Цитата: РусскийПатриот
    Наш неимеющий аналогов ПАК ДА будет лучше, сильнее , мощнее и дешевле!

    Вы забыли добавить " и не существующий" laughing
  16. +2
    14 ноября 2023 17:01
    Цитата: AC130 Ganship
    Цербер вот полетел.

    Несколько лет назад,когда все "ждали" ПАК ДА,и американцы только затеяли свой В-21,"навангавал",что США сделает быстрее,а мы все в ожидании.Так и получилось! crying
    1. 0
      14 ноября 2023 18:34
      Интересно как загоризонтные РЛС типа «Контейнер» будут его видеть
    2. -4
      14 ноября 2023 21:11
      У них не бало 20-и лет демократии и ДАМ с Табуреткиным.
      1. -1
        15 ноября 2023 22:27
        У них было 30 лет "больших войн больше не будет", "армия теперь должна бороться с международным терроризмом, киберпреступностью и стихийными бедствиями", "старые белые мужчины слишком долго были генералами", "техника, которую нельзя перевезти С-130, устарела" и прочая хренотень, которую мы, благодарение Господу, по бедности и отсталости пропустили. А ДАМ с Табуреткиным это лучшее, что с ВСРФ вообще было. Без них мы бы до сих пор к очередной чеченской готовились. Про сердюковские реформы можно сказать только одно плохое: они застряли (стараниями резчика по дереву) на середине.
  17. +4
    14 ноября 2023 19:13
    Мда… раньше статьи были безграмотные, то хоть в комментариях было что почитать. Сейчас ни одного дельного комментария..
  18. +1
    14 ноября 2023 20:14
    Конечно, В-21 очень сильно отличается от В-2 в первую очередь полным отсутствием хвостового оперения.
    Так, а где на В-2 хвостовое оперение?
  19. 0
    14 ноября 2023 21:10
    Шасси по сравнению с В-2 усиленное - нагрузка или способность эксплуатироваться на грунтовых аэродромах?
  20. +1
    14 ноября 2023 22:50
    Стоит 2 двигателя.
    Вероятнее всего базой стал Пратт-Уитни 1900
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    15 ноября 2023 10:46
    Статья Скоморохова как всегда наполовину состоит из галиматьи.
    У Б-2 НЕТ хвостового управления. Тип сей летаблы так и называют в народе - бесхвостка.
    Еще третья часть статьи паникерско - придыхательная. Вот настроют тыщу штук и нам хана, у нас то полимеры ----, ну вы знаете.
    1. Сколько штук Б -2 стоит на вооружении у сша? А сколько боеготовы? А почему больше не делают?
    2. Сколько штук фу - 22 стоит на вооружении? А сколько боеготовы? А почему больше не выпускают?
    3. Какой главный недостаток имеет фу 35?
    Автору следует получить ответы на эти вопросы и тогда придет понимание, что у сша современный стратег в минимальном количестве с ничтожной боеготовностью, Современный тяжелый истребитель - аналогично. Стоимость создания и изготовления авиационной техники равна по стоимости куска золота равного по весу.
    4. Недооценивать врага это плохо, но и паниковать не стоит. Данную летаблу без всякого сомнения пустят в серию. Сделают штук 20 и на этом все. Почему? Потому что до сих пор допилить фу 35 не могут.
  23. -1
    15 ноября 2023 22:33
    Цитата: Диверcант
    2. Сколько штук фу - 22 стоит на вооружении? А сколько боеготовы? А почему больше не выпускают?


    В плохое время угодили. "Разогнавшись, влетел в открытую дверь". Россия стала другом, гноила свои ВВС на открытых аэродромах, а годовой налет 20 часов считался нормальным. Китай радостно шил кроссовки и летал на клонах МиГ-21. В этих условиях странно, что Ф-22 вообще в серию пошел.
    1. 0
      16 ноября 2023 09:47
      А сейчас то почему не делают? Или забыли про скандалы с кислородной системой? С системой ПНК?, покрытием и тд и тп.
  24. 0
    18 ноября 2023 14:42
    с новыми видами отражающих покрытий поверхностей самолета
    ... может поглощающие все-таки?
  25. 0
    7 февраля 2024 13:35
    Хочу повторить Автора:
    "И очень неплохо было бы знать, а как там продвигаются дела с ПАК ДА. Если, конечно, они продвигаются.?????"
    Америкосы неприятно удивили. Даже вызывают Уважение их Конструктора....