Российский эксперт ответил на вопрос о возможной нише боевого применения нового однодвигательного истребителя Су-75

82
Российский эксперт ответил на вопрос о возможной нише боевого применения нового однодвигательного истребителя Су-75

Российский перспективный легкий однодвигательный самолет Су-75 Checkmate вышел на этап изготовления опытных образцов, которые должны появиться в 2025 году. По планам ОАК, в серию самолет пойдет в 2026-2027 годах, может чуть позже, учитывая небольшие сдвиги из-за внесения изменений в конструкцию. Будут его закупать и российские ВКС.

На этом фоне возникает вопрос, какова в перспективе может быть ниша боевого применения новейшего истребителя Су-75, в чем ее вероятное отличие от применения истребителя пятого поколения Су-57? На вопрос "Военного обозрения" согласился ответить член Совета высшего офицерского состава Общероссийской организации "Офицеры России", заслуженный военный летчик РФ, экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ Владимир Попов.



По словам российского эксперта, Су-75 - это, в первую очередь, легкий однодвигательный истребитель, отличающийся от двухдвигательного Су-57. Во-первых, он будет значительно дешевле и экономичнее, во-вторых, спектр выполняемых им задач будет не такой широкий, поскольку вооружения у него будет явно меньше. Также будет различаться эффективность боевого применения этих двух самолетов пятого поколения. Возможно, у него не будет той универсальности, которая имеется у Су-57.

Попов считает, что возможности Су-75 будут чуть ниже возможностей Су-57, где-то на уровне истребителей поколения 4 с несколькими "плюсами". По его словам, для сравнения нужны "одноклассники" нашего истребителя, сейчас просто не с чем сравнивать. Су-75 все же однодвигательный, России только придется привыкать к легкому истребителю, поскольку все последне время мы выпускали исключительно двухдвигательные машины. В общем, свою нишу Су-75 обязательно найдет, и она будет отличаться от Су-57, так как это легкий истребитель, что означает меньше вооружения, меньше выполняемых задач, меньше надежности, меньше многофункциональности.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    82 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +8
      13 ноября 2023
      На этом фоне возникает вопрос, какова в перспективе может быть ниша боевого применения новейшего истребителя Су-75, в чем ее вероятное отличие от применения истребителя пятого поколения Су-57?


      Вопрос странный.У Су-75 самая востребованная ниша лёгкого многофункционального истребителя 5 поколения.В СССР были лёгкий Миг-29 и тяжёлый Су-27.В США лёгкий F-16 и тяжёлый F-15,на смену которым пришли F-35 и F-22 соответственно.Су-57 это тяжёлый многофункциональный истребитель 5 поколения и Су-75 займёт нишу лёгкого многофункционального истребителя 5 поколения,соответственно Су-57 это замена Су-27/Су-35С,а Су-75 замена Миг-29/Миг-35.
      1. BAI
        -6
        13 ноября 2023
        Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?
        1. -7
          13 ноября 2023
          Цитата: BAI
          Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?

          и это,два очень разных самолёта.в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....вдвое. а тут опять,тень на плетень.
          1. +13
            13 ноября 2023
            Цитата: Аэродромный
            Цитата: BAI
            Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?

            и это,два очень разных самолёта.в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....в двое. а тут опять,тень на плетень.


            Только почему то во всём остальном мире самый востребовательный и продаваемый истребитель это как правило одномоторный лёгкий истребитель.Экономия.Много ли видели тех же украинских Миг-29 в СВО,которым второй двигатель помогал при поражении выжить?Так что надёжность при втором движке это басни.Да есть живучие Су-25,которые могут на одном движке долететь до взлётной полосы,но это как правило исключение из правил и при условии поражения чем то не сильно мощным вроде крупнокалиберного пулемёта или ПЗРК.При ударе ракетой от того же Бука всё равно сколько движков у истребителя ,там такая боевая часть что без вариантов.Тот же двухдвигательный Су-24М в Сирии в ноябре 2015 года сбили одной ракетой воздух-воздух малой дальности.Как видим фактор второго движка так же не сработал.
            1. 0
              13 ноября 2023
              Цитата: Orange-Bigg
              Только почему то во всём остальном мире самый востребовательный и продаваемый истребитель это как правило одномоторный лёгкий истребитель.

              Ключевое слово в вашем комменте - "продаваемый". Если на Су-75 не задерут цену, то может получиться неплохой самолет для экспорта в небогатые страны, куда еще не встряли янкесы и китайцы. Су-35 и уж тем более Су-57 не всем по карману. Все же цена каждого двигателя АЛ-31Ф около $1 млн.
              1. +11
                13 ноября 2023
                На этом фоне возникает вопрос, какова в перспективе может быть ниша боевого применения новейшего истребителя Су-75
                Очень странный вопрос, на сколько я знаю самолеты создаются под определенные задачи заложенные в ТТЗ, а не задачи под случайно созданный самолет.
                1. +5
                  13 ноября 2023
                  Су-57 презентовали с макетами в начале 2000-х, сейчас 2023 год а Су-57 все еще нет в адекватных количествах в войсках. С Су-75 будет примерно так же а вот потребности в легком истребителе на смену МиГ-29 есть давно.
                  Да легкий МФИ под один двигатель от Су-57 нам необходим, но это традиционно делал МиГ, который нужно возрождать и пока такого самолета в производстве нет нужно запускать в серию хотя бы МиГ-35.
                  1. +1
                    13 ноября 2023
                    который нужно возрождать

                    Очевидно вы не в курсе, как дела обстоят в ОАК, МиГ и так далее. Последний никто возрождать не собирается и не будет и МиГ-35 не будут производить. Слишком дорого за то, что он может предложить.
                    1. Комментарий был удален.
                    2. +2
                      14 ноября 2023
                      Цитата: Эль Чувачино
                      МиГ-35 не будут производить. Слишком дорого за то, что он может предложить.

                      Дорого по сравнению с чем ?
                      И что значит "не будут производить" , если идёт война\СВО грозящая перерасти в глобальный конфликт ? На чём ВКС воевать ? На одних тяжелых машинах , выпуск которых ограничен производственными возможностями трёх заводов ? И для которых сейчас (для всех четырёх !!!) предусмотрен единый двигатель - АЛ-41Ф-1С . Для Су-57 первого этапа , для Су-35С , для Су-30СМ2 , для Су-34М ... А у мощностей по выпуску этого двигателя тоже есть пределы возможностей .
                      В то время как сейчас практически простаивают ДВА авиастроительных завода полностью готовые к выпуску МиГ-35С . У которых и вся оснастка под него , и двигатели от другого производителя . И выпуск МиГ-35С никоим образом не ограничит возможности по выпуску тяжелых истребителей , ибо по производственной кооперации они никак не пересекаются .
                      Про "сколько это стоит" возражения не принимаются . Стоимость МиГ-35С (первой серии) составил около 30 млн. дол. , это равняется стоимости Су-30СМ . Но у Су-30СМ пассивная ФАР и двигатели с ресурсом 2500 моточасов . В то время как у МиГ-35С АФАР и ресурс двигателей 4000 моточасов . Да и эксплуатационные расходы будут серьёзно ниже чем у тяжелых , и условия базирования .
                      Но самое главное - эти два завода способны выпускать эти истребители уже сейчас , причём в товарных количествах . Способны обеспечить формирование новых авиаполков на лёгких\средних истребителях .
                      Плюсом является и то , что этот истребитель может иметь как одноместную , так и двухместную кабину . Боевая нагрузка 6,5 тонн , способен применять все существующие виды авиационных вооружений . Что ещё надо для быстрого наращивания боевых и ударных возможностей ВКС ? Заводы способны выдавать в год не напрягаясь 36 МиГ-35С в режиме мирного времени , и до 80+ в режиме работы в три смены . А это два авиаполка в год .
                      Что же касается Су-75 , то его просто нет в природе и металле как лётного образца . И даже если к 2026 г. такие образцы появятся и даже начнут испытания , доводиться они будут несколько лет , ибо ПЛАНЕР НОВЫЙ ! Необлётанный . Его как младенца надо будет ставить на крыло , доводить до кондиции и постепенно достигать на нём заявленных характеристик . То , что компонентная база будет от Су57 процесс конечно ускорит , но я не верю в возможность серийного его производства ранее первой половины будущего десятилетия .
                      А боевые МФИ ужны уже вчера .
                      Поэтому нет никакой разумной альтернативы выпуску в течение ближайших 10 лет МиГ-35С для нужд наших ВКС и наших союзников , которых тоже вооружать НАДО . Не обещаниями , а реальными боевыми самолётами . Которые и освоить , и эксплуатировать будет легче бывшим операторам наших МиГ-29 .
                      Цитата: Эль Чувачино
                      Слишком дорого за то, что он может предложить.

                      Во первых - не слишком .
                      Во вторых - 80% боевых задачь , которые выполняют тяжелые МФИ МиГ-35С выполнит ничуть не хуже , но с меньшими издержками . Его боевой радиус почти такой , как у Су-30СМ (1350 против 1500 км.- без ПТБ) , боевая нагрузка уступает всего на 1,5 тонны при максимальной нагрузке , и лишь на 750 кг. при нормальной . Его АФАР лучше ПФАР Су-30СМ , да и для задач ударов по земле он приспособлен лучше . Он жрёт в 1,5 раза меньше топлива , у двигателей почти в 2 раза больший ресурс , они НЕ ДЫМЯТ , у них плазменное зажигание , он (МиГ-35С) может использовать участки автотрасс в качестве взлётно-посадочных полос и он помещается в капониры ещё советской постройки .
                      Вредитель и враг и лентяй найдёт любой повод для саботажа , любую отговорку и оправдание . Но в условиях военного конфликта в Нормальных Государствах за такие выкрутасы ставят к стенке по приговору Военного Трибунала . Или в самом лучшем для мерзавца случае , отправляют на фронт в составе Штрафбата - смывать Вину кровью .
            2. +7
              13 ноября 2023
              в годы службы в ГСВГ,полк СУ 24(116й Радомский полк, 16 Воздушной Армии) упражнения взлёта и посадки на одном двигателе.были штатными, и не при чём тут ваши детские доводы,о сбитых. а об отказе техники не подумали ? собьют хоть тушу В52 с восемью ТРД , а вот при отказе
              матчасти,вернуться домой...это только (не с одним двигателем) дано.
              1. +1
                13 ноября 2023
                Цитата: андрей юрьевич
                в годы службы в ГСВГ,полк СУ 24(116й Радомский полк, 16 Воздушной Армии) упражнения взлёта и посадки на одном двигателе.были штатными, и не при чём тут ваши детские доводы,о сбитых. а об отказе техники не подумали ? собьют хоть тушу В52 с восемью ТРД , а вот при отказе
                матчасти,вернуться домой...это только (не с одним двигателем) дано.


                И каков процент отказа одного движка?Не думаю что настолько существенный,чтобы отказываться от однодвигательного истребителя.Надо просто работать над надёжностью двигателя.
                Чтобы было как на надёжном Миг-21,который в своё время стал хитом.А приведённый вами пример Су-24М не показателен,так как на Су-24М движки капризные.Так что это вопрос не к тому что лучше ,надёжнее однодвигательный или двухдвигательный истребитель.А вопрос к надёжности конструкции и безотказности двигателя.Миг-21 был надёжным как и его движок и потому вопрос не возникал о том, что надёжнее однодвигательный или двухдвигательный истребитель. Так что движки надо качественее делать,а не продавливать концепцию предпочтительности двухдвигательного истребителя.
                1. 0
                  14 ноября 2023
                  Цитата: Orange-Bigg
                  .Миг-21 был надёжным как и его движок и потому вопрос не возникал о том, что надёжнее однодвигательный или двухдвигательный истребитель.

                  У МиГ-21 был на тот момент пожалуй лучший двигатель по надёжности и динамическим (разгонным) характеристикам . Но посмотрим на возможный\е двигатели для Су-75 .
                  АЛ-41Ф-1С - хороший двигатель , но для Су-75 недостаточно тяговитый . Не забываем что у него внутренний отсек вооружения и потому аэродинамика хуже , чем у обычного 4-го поколения . Поэтому с таким двигателем он не раскроет всех своих лётных возможностей , не будет иметь достаточной тяговооруженности и разгонных характеристик . Следовательно нужен более мощный двигатель .
                  "Изделие-30" - да , это был бы оптимальный для данного самолёта движок , но беда , что его до сих пор нет , как серийного образца с должной надёжностью и достаточным ресурсом . Последние сообщения о нём были , что люльковцы "надеялись довести его ресурс (барабанная дробь) до 500 лётных часов" . belay Упс ... а это уже диагноз . И не факт , что в имеемой конфигурации и рабочих температурах он будет доведён до требуемого ресурса . Единственный выход - понижать температуру на лопатках турбины , и следовательно - тягу до ... 17 или даже 16,5 т.с. what
                  И уже как то не айс .
                  Возможно проект Су-75 спасёт новый двигатель Р-579В-300 , но когда он ещё будет ...
                  Так что первые Су-75 полетят всё на том же АЛ-41Ф-1С , а значит выдающимися характеристиками отличиться не удастся .
                  А что у нас с альтернативой Су-75 ? По крайней мере до появления для него НОРМАЛЬНОГО двигателя ?
                  Есть такая альтернатива - МиГ-35С .
                  Его двигатели надёжны и тяговиты 2 х 9 000 кг.с. = 18 000 кг.с. с ресурсом в 4000+ лётных часов . С плазменным зажиганием , недымящие , весьма экономичные и ... их ДВА на одном планере .
                  Ключевое условие здесь - НАДЁЖНОСТЬ двигателей , их ресурс и отработанность планера . А планер у МиГ-35С - великолепен .
                  Разумеется для поколения 4++ . Но у нас сейчас другие (кроме пары десятков Су-57) и не летают . Так что как переходящая модель и временное решение - самое то . И что самое главное - есть ДВА завода для их сборки , отработанная производственная кооперация , готовые к запуску производственные линии и оснастка , подготовленные для их строительства кадры . ВСЁ УЖЕ ЕСТЬ !
                  Осталось только запустить производство и строить 10 лет для ВКС и союзников хорошие МФИ поколения 4++ .
                  А там и Су-75 авось доведут до ума , двигатель подходящий для него появится и можно будет постепенно перевооружать полки на Су-75 . А МиГ-35С - отправить в резерв или продать союзникам .
                  К тому же не мешало бы и палубную версию МиГ-35СК построить , хотя бы одним полковым комплектом . Для "Адмирала Кузнецова" - на замену старых Су-33 , которые без катапульты всё-равно с полными баками нормальную боевую нагрузку брать не могут . Имеемые МиГ-29К\КУБ использовать для ударных задач , а МиГ-35СК в качестве истребителей завоевания господства в воздухе .
                  Цитата: Orange-Bigg
                  движки надо качественее делать,а не продавливать концепцию предпочтительности двухдвигательного истребителя.

                  А это дело непростое , и совсем не быстрое . И возня люльковцев с "Изделием-30" тому яркий пример ... А ведь запусти параллельно разработку Р-579В-300 , сегодня глядишь хоть один из них готов был бы . А с учётом , что конкуренция подстёгивала бы разработчиков , возможно и оба . И ведь оба бы и пригодились .
            3. +2
              13 ноября 2023
              Относительно "басни". Всё из серии "басни" для нелетающих или "летающих" от кухни до дивана с банкой пива...
          2. 0
            13 ноября 2023
            и это,два очень разных самолёта.в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....вдвое. а тут опять,тень на плетень.


            Так плевать сейчас на выживаемость, главное прибыль.
          3. -1
            13 ноября 2023
            Уважаемый Аэродромный! Ответ на Ваш посыл лежит на поверхности нынешнего социально - экономического состояния России... "Тяперечи" мы живем при кланово - олигархическом капитализме, где во главе угла прибыль и, только, прибыль, а человек - на втором плане. Про российского человека вспоминают в период предвыборных кампаний, разных уровней, т.к. этот человек становится, на момент выборов, "электоратом", который нужно привлечь к избирательным урнам.... Это в СССР думали о выживаемости и живучести, правда это не всегда получалось, но в ТТХ и ТТЗ, на летательный аппарат, эти компоненты всегда стояли на первом месте... А СУ-75, скорее всего бизнес и только бизнес и ничего личного по отношению ВКС РФ... Надеюсь, что жизнь пилота, нынешним руководством ВКС РФ, оценивает выше, чем целесообразность его полёта на менее надежном летательном аппарате, как СУ-75... На мой взгляд - этот аппарат для бедных и государств с небольшой площадью, "убогим" бюджетом и не претендующим на мировое господство... Возможно, СУ-75 заинтересует нового члена НАТО- Финляндию, после "удачной" покупки "Пращи Давида" у Израиля....
            1. +4
              13 ноября 2023
              С ваших слов получается что такие хиты как Миг-21,F-16 ненадёжные истребители?
              1. -1
                13 ноября 2023
                Уважаемый "Orange-Bigg"! МИГ-21и F-16 сложно назвать "хитами", т. к. такая техника, в отличии от песни или фасона нижнего дамского белья, имеют некую "неприятность" в виде катастроф и аварий, со всеми вытекающими... Так вот МИГ - 21 "имел честь" "проавариится" и "прокатастрофиться" 234 раза за неполные 28 лет его эксплуатации.... А "хит" F-16 - более 450 раз, с учётом его полётов с палуб авианосцев... Потеря аппаратов и экипажей происходили из - за отсутствия подъёмной силы крыла, как понимаете... Это означает, что "вдруг"наступал помпаж двигателя или его боевое повреждение... Вот, второй "двигун" мог бы и "подставить плечо", пилоту, в такой ситуации... Ну а про надёжность авиационных двигателей боевых летающих платформ, вообще- это отдельная песня "со слезам на глазах", что у нас, что "за бугром"....
              2. 0
                13 ноября 2023
                Здесь более уместный термин "ширпотреб" подойдет
            2. -1
              13 ноября 2023
              Цитата: nordscout
              На мой взгляд - этот аппарат для бедных и государств с небольшой площадью, "убогим" бюджетом и не претендующим на мировое господство...
              ну так я и согласен с тем , что это- экспортная тема.мы уже прошли это однодвигательное шило. СУ7б падали из за отказа,Миг 23-27,было тоже, а до них СУ 15 как озимые опадали,так что тема пройдена и заучена,не зря перешли на двухдвигательную схему. американцы всегда старались два движка втюхать,раньше нас додули,что аппарат спасти можно.
          4. 0
            13 ноября 2023
            Цитата: Аэродромный
            в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....вдвое. а тут опять,тень на плетень.

            Да что в СССР понимали в боевой авиации?! Только колоши могли делать!
            laughing
            1. +2
              13 ноября 2023
              Надо сказать правду.Что концепция надёжности двухдвигательных истребителей появилась из-за проблем с надёжностью двигателей.
              Когда был надёжный Миг-21 о чём то подобном никто и не думал.То есть не от хорошей жизни получила жизнь такая концепция.Ввиду проблем с надёжностью движков.И если сейчас получится надёжным Изделие 30, то про предпочтительность концепции двухдвигательных истребителей следует забыть.
            2. 0
              13 ноября 2023
              Цитата: Летунъ
              Цитата: Аэродромный
              в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....вдвое. а тут опять,тень на плетень.

              Да что в СССР понимали в боевой авиации?! Только колоши могли делать!
              laughing

              ога...гы...
        2. +11
          13 ноября 2023
          Когда эту самую нишу маневренного легкого истребителя у нас, и далеко не только у нас, занимал МиГ-21 никаких вопросов, даже с учетом его реально ограниченного функционала не возникало. Более того, наболевший все последнее время F-16 создавался именно как противодействие МиГ-21, по-моему в легком и полусреднем классе мы спокойно можем вернуться к однодвигательной схеме, тем более, что 41-й движок позволяет такой машине спокойно "ходить на ушах", то есть иметь сверхманевренность на уровне его старших братьев, но с меньшими материальными затратами, при значительно бОльшей дальности чем у F-16 и F-35 в базовом оснащении, а 7 тонн боевой нагрузки это совсем не МиГ-21 и даже не Миг-29, очень надеюсь поскорее увидеть эту "птичку" в небе с хвостом F-35 или перьями F-16 в клюве laughing
          1. +3
            13 ноября 2023
            по-моему в легком и полусреднем классе мы спокойно можем вернуться к однодвигательной схеме, тем более, что 31-й движок позволяет такой машине спокойно "ходить на ушах" как и ее старшие братья, но с меньшими материальными затратами,


            Вам бы для начала не помешало полетать, да пережить отказ двигателя. А тогда уже о затратах рассуждать.
            1. +1
              13 ноября 2023
              Вылетающий в небо в ожидании отказа двигателя - НЕ ЛЕТЧИК!
              Судя по посту, вам и трех мало будет
              1. +1
                13 ноября 2023
                Вылетающий в небо в ожидании отказа двигателя - НЕ ЛЕТЧИК!
                Судя по посту, вам и трех мало будет


                Ну надо же, а мои инструктора значит дураки были. Нам с первого курса вдалбливали, - лётчик всегда должен быть готов к отказу. Инструкцию экипажу с разделом типовых отказов заставляли как "отче наш" наизусть учить. А при полёте по маршруту обязывали всегда присматривать куда сесть в случае отказа.
                Где же вы тогда такой умный были. lol
                1. Комментарий был удален.
        3. +11
          13 ноября 2023
          Цитата: BAI
          Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29

          Сожалею, но такого нет в природе. Попросту говоря, МиГ-29КР уже устарел а МиГ-35 по очевидным причинам "не дорос" до уровня "проверенного"
          Цитата: BAI
          ачем нужен сырой Су-75?

          Вариантов немного -- или сырой МиГ-35 прошлого поколения, или сырой С-75 нового поколения.
        4. +4
          13 ноября 2023
          Цитата: BAI
          Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?


          Затем что Су-57 не продашь,так же как не продашь Су-35С.Их возможности во многом излишни и далеко не всем нужны такие машины. Зато Миг-35 и Су-75 то что востребованно на рынке.А это уже говорит само за себя.Клиенты деньги считать умеют.В тех же ВВС СССР соотношение Су-27 к Миг-29 было 1 к 3.Хотя страна по площади была ещё больше,чем нынешняя Россия.А то многие любят говорят что у нас большая страна и поэтому нам нужны только тяжёлые истребители,что в корне не верно.
          1. 0
            13 ноября 2023
            Цитата: Orange-Bigg
            Зато Миг-35 и Су-75 то что востребованно на рынке.

            список клиентов в студию ! сколько ? ах..ни сколько...
      2. 0
        13 ноября 2023
        А с какого перепугу "меньше надёжности"?
        1. -3
          13 ноября 2023
          А с какого перепугу "меньше надёжности"?


          С того, что имея два двигателя можно продолжить полёт на одном. Если один, то вынужденная посадка, или покидание.
        2. -1
          13 ноября 2023
          а с того, что не сможет вернуться как этот например -


          И таких случаев с 2х двигательными сплошь и рядом...
        3. 0
          13 ноября 2023
          В данном случае (статье) "меньше надёжности" рассматриваю как некорректное выражение. 2 двигателя - это не надёжность, а боевая устойчивость. А применительно к однодвигательному самолёту - некорректно. Всё отработают. Будет надёжно.
          1. -2
            13 ноября 2023
            2 двигателя - это не надёжность, а боевая устойчивость.


            Вы когда либо ТерВер изучали? smile
            2 двигателя, это большая НАДЕЖНОСТЬ или меньшая вероятность наступления общего отказа техники. Называется дублирование или резервирование, при выполнение которого общая надежность повышается. Усёк?
      3. +3
        13 ноября 2023
        Цитата: Orange-Bigg
        Вопрос странный.У Су-75 самая востребованная ниша лёгкого многофункционального истребителя 5 поколения.В СССР были лёгкий Миг-29 и тяжёлый Су-27.В США лёгкий F-16 и тяжёлый F-15,на смену которым пришли F-35 и F-22 соответственно.Су-57 это тяжёлый многофункциональный истребитель 5 поколения и Су-75 займёт нишу лёгкого многофункционального истребителя 5 поколения,соответственно Су-57 это замена Су-27/Су-35С,а Су-75 замена Миг-29/Миг-35.

        По цене надо смотреть, может быть так что она будет не сильно от Су-57 отличаться так как будет тот же радар и авионика, а это основная стоимость.
        1. -2
          13 ноября 2023
          А второй движок сколько стоит?А разница в расходе топлива при работе одного и двух движков?Тот же Ил-96-400М не просто же так хотят сделать двухдвигательным ,с двумя ПД-35,а не с 4 ПС-90А1.Так это будет самолёт с примерно тем же весом и то два движка дают существенную экономию.А вес тяжёлого Су-57 и лёгкого Су-75 будет существенно отличаться,что даёт ещё большую экономию помимо наличия одного движка вместо двух.Так же более лёгкий и компактный истребитель более манёвренный,что тоже плюс в бою.
          1. +2
            13 ноября 2023
            Orange-Bigg! Позволю себе заметить, что экономические вопросы при создании вооружения, так получается, что отходят на второй план, что у нас, что и у супостатов... Во главе угла - эффективность, надёжность, ЖИВУЧЕСТЬ, особенно, что касается авиации, танкостроения, кораблестроения, электроники... Ваши рассуждения напоминают "эпопею" принятия на вооружение ВС СССР автоматов Токарева, Дегтярёва, Коровина, накануне войны с Финляндией. Комиссия Начальника вооружений РККА И.П. Уборевича "задробила" автоматы в войсках... Одним из аргументов был, как и в вашем посыле про авиацию, экономический вопрос - у автомата - пистолета большой расход патронов... Вот и пошла наша пехота в бой, с финнами, с винтовками Мосина, а их встретил шквал свинца из финского автомата "Соуми"... Боевые потери в войне - 1:3 в пользу Финляндии....
      4. 0
        13 ноября 2023
        Су-75 самая востребованная ниша лёгкого многофункционального


        Как известно "многофункциональность" - всегда оборачивается - "умеет всЁ, но, очень фуёво!"
        Это относилось ко многим машинам. Последний пример - МиГ-23. Он мог ВСЁ - и как истребитель-перехватчик, и как легкий маневренный фронтовой истребитель, и по земле...
        НО!
        прошло сущие года - все стало сугубо специализированным, и авиаторы это помнят: МиГ-23П, МиГ-23Л, МиГ-23Б, чисто ИБ - МиГ-27. Также помнят сугубо специализированный Су-17

        Поэтому, и 75 будет в разных модификациях под узкозаточенные задачи, имея возможность работать и в др. условиях.
        Он никогда не сможет заменить 2-х двигательный МиГ.
        1. -1
          13 ноября 2023
          Вы же не будете спорить с тем фактом что Су-57 умеет всё и именно он получился как универсальная многофункциональная платформа 5 поколения,так как одинаково хорош и в работе в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе и для работы по земле/воде.В конце концов это вынуждены были признать даже англосаксы.Так почему же у Су-75 ,который позаимствует у удачного Су-57 множество систем, не должно получиться стать таким же многофункциональным истребителем? Только с одним движком. Не понимаю ваш скептицизм.
          1. 0
            13 ноября 2023
            Не понимаю

            Еслиб вы имели отношение к авиации, у вас бы не было непонимания.
          2. +2
            13 ноября 2023
            Пока говорить о том, что Су-57 умеет все - несколько преждевременно. Нет таких данных и, думаю, не скоро будут. Также нельзя так говорить и о F-22 и F-35 - об их системном применении в боевых действиях мне неизвестно. Все на уровне рекламных ттх (настоящие не все известны), не более.
            В настоящее время и в ближайшее будущее "рабочая лошадка" - это самолет 4 +, вот о них и можно говорить - хороши или нет.
      5. Комментарий был удален.
        1. 0
          14 ноября 2023
          Извините за жестокость .
    2. +20
      13 ноября 2023
      "эксперт ответил на вопрос о возможной нише боевого применения нового однодвигательного истребителя"

      "свою нишу Су-75 обязательно найдет, и она будет отличаться от Су-57"

      Какой прекрасный ответ С такими ответами все могут быть "экспертами"
      1. +1
        13 ноября 2023
        по-моему единственная содержательная часть статьи вот:
        Российский перспективный легкий однодвигательный самолет Су-75 Checkmate вышел на этап изготовления опытных образцов, которые должны появиться в 2025 году

        Единственное только не понятно "откуда дровишки". По-моему нету ни одного офицального сообщения о том, что же там с Су-75. Более того промышленность вроде бы передила на производственные планы военного времени. Найдется ли в них место для работ по новому самолету вопрос по-моему совсем не безспорный.
    3. BAI
      +3
      13 ноября 2023
      Главное - чтобы не повторилась история с Су-47. Криков было много, миллиардов распилили немеряно. А все закончилось парой пробных полетов и списанием на свалку. Кажется, даже для музея не оставили, чтобы ничего не напоминал
      1. KCA
        +5
        13 ноября 2023
        Его и не разрабатывали как боевой самолёт, был демонстрационный образец, выяснилось что тогда не было технической возможности создать композит крыла с обратной стреловидностью который выдержит хоть несколько полётов, но технологии двигаются, а сам планер хоть и мало, но полетал
        1. 0
          13 ноября 2023
          Более того, насколько я понимаю наработки по нему пригодились и для Су-35.
        2. Цитата: KCA
          тогда не было технической возможности создать композит крыла с обратной стреловидностью который выдержит хоть несколько полётов

          Ну почему, полетов крыло могло выдержать как раз таки много. Вопрос был в том, что любое повреждение крыла требовало полной замены вроде бы даже не только крыльев, но и фюзеляжа.
          1. KCA
            +1
            13 ноября 2023
            Понятно что достаточно много, кто-б запустил необлётанный самолёт на показательные полёты без испытаний, но нагрузка на крыло обратной стреловидности было слишком высока, но всё может быстро поменяться, япы ввели санкции на поставку нам углепластикового крыла, и их уже делают в Ульяновске, а у нас могут и покрепче углепластика придумать, если пнуть и выделить денег
          2. 0
            13 ноября 2023
            Речь шла о разрушении крыла на сверхзвуковых скоростях.
            1. Цитата: Эль Чувачино
              Речь шла о разрушении крыла на сверхзвуковых скоростях.

              Оно не разрушалось, но тряска была.
        3. 0
          16 ноября 2023
          выяснилось

          подтвердилось то, что и ожидали - неубираемые вибрации и колебания концов крыла.
          Из-за входа в поток первым тонкого колеблющегося конца.
      2. 0
        13 ноября 2023
        история с Су-47

        Это был сугубо экспериментальный аппарат. И если его кто-то тянул на что-то другое, то он был не профи...
        А Вот МФИ - дааа... Жаль концепцию... :(
        Не вовремя родился.
    4. 0
      13 ноября 2023
      Единственный "не имеющий аналогов в мире" однодвигательный самолет 5 поколения это f-35, остальные поделки это его бледная тень, что поделать такова реальность
    5. +5
      13 ноября 2023
      НУ а что мы сейчас? Дорогие универсальные самолеты используем, что бы, не входя в зону поражения вражеской ПВО, сбросить небольшой управляемый боеприпас и улететь. Конечно, для этого подойдет существенно более простой самолет. Главное что бы промышленность удержала приемлемую цену, что бы мы могли не 2..3 бомбы на врага сбрасывать в день, а 1000 или 2000, как во время ВОВ.
    6. +5
      13 ноября 2023
      В случае доведения до широкой серии 75й и 57й будут соотносится по функциям примерно как Ф-16й и Ф-15й . Но это не точно, тк по факту нет ни первого в товарном количестве , ни второго даже в натурном виде . Будем надеяться , что пока . А вообще в условиях усиления мировой заварухи необходимо всемерно наращивать количество бортов освоенных Су-30 -34 -35 .и лётчиков готовить побольше . И инспекция наличной законсервированной авиатехники не помешает . И ИТР- кадры готовить . И зарплату им нормальную платить . В общем много текущих задач и тактика применения теоретического Чекмэйта не во главе этого списка .
    7. -1
      13 ноября 2023
      А я вооще не вижу теиы для обсуждения.Потому что уже вижу танковые армии из ,,Армат,,И эскадрильи из ПАКФА Су -57.Прям партии выпускают,десятками... laughing
      1. KCA
        +2
        13 ноября 2023
        Война это не война супероружия, это война экономик
      2. -1
        13 ноября 2023
        эскадрильи из ПАКФА Су -57.Прям партии выпускают,десятками

        Ну вот кстати по слухам (по данным bmpd) последние в следующем году как раз и дотянут до десятков в год, что в целом норманьный темп для российского самолетостроения. В этом году вроде бы 8 было запланированно к передаче, и вроде бы план выполняли.
    8. +12
      13 ноября 2023
      Всё ясно как божий день. Он лёгкий и отличается от Су-57.
      Взяли интервью у бывшего спасателя. negative
    9. +4
      13 ноября 2023
      Интересно, почему у нас такие замечательные названия как-бы отечественной техники?
      Если УАЗ, то либо Хунтер, либо Пэтриот, а сушка так вообще чекмэйт...
      Всё для рынка, всё на продажу?
    10. +2
      13 ноября 2023
      Смотрел как то репортаж про него. Самолёт делают на продажу для внешних рынков, у него даже название английское. Спрос на такие машины высокий.
    11. -1
      13 ноября 2023
      Схема как у F-16, один большой воздухозаборник снизу.
      Поэтому сразу вопрос - что с емкостью внутренних узлов подвески?
      И не видно совсем штатной пушки - она что же, будет только в подвесном контейнере?

      Возникает, кстати, еще и такой естественный вопрос - а мы будем делать его палубную версию?
      Или для авианосцев по прежнему останется проверенные временем МиГ-29К и Су-33?
    12. +4
      13 ноября 2023
      нехай сначала сделают, затем облетают, а потом будем разговоры разговаривать. Сейчас обсуждать нечего....
    13. 0
      13 ноября 2023
      однодвигательный истребитель, отличающийся от двухдвигательного
      А я то думал....
    14. 0
      13 ноября 2023
      Цитата: BAI
      Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?

      Вопрос вполне правомерный. Не подумайте, что против Су-75, в целом за, легкий истребитель нужен, но в условиях достаточно жесткого дефицита средств к чему изобретать велосипед? Ведь был испытанный, надежный, эффективный и дешевый МиГ-29, можно было продолжить их (МиГ) разработки, зачем нужно было фактически закрывать КБ МиГ, чтобы оставить одного Сухого, конкуренция между разными школами также нужна, что и было во времена СССР. Без легкого истребителя тоже никак - у каждого своя ниша задач, к тому же они намного дешевле в изготовлении и содержании.
    15. +1
      13 ноября 2023
      Су-57 до сих пор не допилен, а Су-75 вообще пока только в виде натурного макета существует. Считать и размышлять о его нише и конструкции можно бесконечно. Самолёта по факту ещё нет. В проектах много всякого интересного было, что так и осталось в виде макетов.
      1. +3
        13 ноября 2023
        Это как?Су-57 принят на вооружение,участвует в СВО,но по-вашему мнению не допилен?Вы имеете ввиду,что пока Изделия 30 нет на серийных Су-57?Так в рамках ОКР Мегаполис Су-57 усовершенствуют в том числе путём установки Изделия 30.
    16. -1
      13 ноября 2023
      Цитата: Аэродромный
      в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше

      Насколько я понимаю - нужен самолет на продажу (как F-35), а заодно и сами его станем использовать. Пока по СУ-57 заказов не видно.
    17. 0
      13 ноября 2023
      Цитата: Аэродромный
      в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше

      Насколько я понимаю - нужен самолет на продажу (как F-35), а заодно и сами его станем использовать. Пока по СУ-57 заказов не видно.
    18. +2
      13 ноября 2023
      Цитата: KCA
      это не война супероружия, это война экономик

      Вы правы, при полномасштабной войне - самолеты долго не живут. Поэтому только массовое производство (и чем больше - тем и лучше) обеспечит победу. Например, если двигателей будет мало - то производство самих самолетов можно увеличить в 2 раза.
    19. +2
      13 ноября 2023
      По его словам, для сравнения нужны "одноклассники" нашего истребителя, сейчас просто не с чем сравнивать. Су-75 все же однодвигательный
      А сколько двигателей у Ф-35? С ним ни кто сравнить этого "шахматиста" не хочет?
    20. -1
      13 ноября 2023
      По большому счёту этот самолёт нужно назвать МИГ- 2100. Реинкарнация МИГ-21 один из лучших истребителей своего времени, но с лучшими характеристиками для нашего времени. Даже для пиара современного времени, продолжение линейки МИГ - 21, которого знают во всём мире наряду с автоматом калашникова. Может и СУ-57 стоит назвать СУ- 27 100, или СУ-27, 2.0 для подчёркивания родословной от истребителя СУ-27, тоже прекрасного истребителя.
      Где бы я применил СУ-75? Это на границе с Прибалтикой, Польшей и с Финляндией, Японией где малые тактические, оперативные расстояния для авиации. soldier
    21. -2
      13 ноября 2023
      И не нужен он от слова совсем, разве что на экспорт.
    22. -1
      13 ноября 2023
      Российский перспективный легкий однодвигательный самолет Су-75 Checkmate

      А русского названия для этого самолёта придумать не смогли? Не припомню, что бы во время ВОВ нашим самолётам или другому оружию давали название на немецком.
    23. -1
      13 ноября 2023
      если сделали вброс в сеть то конструкторы работают в другом направлении
    24. -1
      13 ноября 2023
      может чуть позже, учитывая небольшие сдвиги из-за внесения изменений в конструкцию.

      "Небольшие сдвиги". Ню ню...
    25. 0
      14 ноября 2023
      Следует учитывать, что выпуск дешевых однодвигательных машин - это, кроме всего прочего, еще и политический вопрос для России.

      Если мы хотим создать коалицию стран, которые будут зависимы от наших технологий, то нам надо продавать им надежное, проверенное и дешевое вооружение.

      Покупателям важна цена самолета, его возможности и стоимость летного часа.

      СВО поможет проверить Су-75 в деле. Возможно, после этого за ним выстроятся покупатели.

      Если на выручку с пары проданных машин можно построить одну и для себя, то это отличный вариант.
      При том, что покупатели на десятилетия окажутся привязаны к нам.
    26. -1
      14 ноября 2023
      Попов считает, что возможности Су-75 будут чуть ниже возможностей Су-57, где-то на уровне истребителей поколения 4 с несколькими "плюсами". По его словам, для сравнения нужны "одноклассники" нашего истребителя, сейчас просто не с чем сравнивать. Су-75 все же однодвигательный, России только придется привыкать к легкому истребителю, поскольку все последне время мы выпускали исключительно двухдвигательные машины. В общем, свою нишу Су-75 обязательно найдет, и она будет отличаться от Су-57, так как это легкий истребитель, что означает меньше вооружения, меньше выполняемых задач, меньше надежности, меньше многофункциональности.

      Ну после такой вот рекламы покупать истребок рука не поднимется!
      Почему то у США Ф16 нашел себя и не только там, он ввиду цены-качества вытеснил МИг 29й со всех площадок мира.
      А наш Су-75 полусамолет которому будет трудно найти себя.
      А может мозги включить? Су-75 будет вариантом ф35 и будет дешевле су 57го, будет меньше горючки брать и будет продаваться в малые страны. Деньги нам носить! А главное его можно ставить на наши базы в Сирии и новой в Тунисе. А можно на Кубу... и тд.
      И может мы получим толчок и создадим мощный двигун для этого ястребка, чтоб не пол су 57го а нормальный был.
      Вот читаешь таких Поповых, кот попой мыслят и настрой падает!
    27. 0
      14 ноября 2023
      Не нужно плодить лишних сущностей. Шахматист придуман(именно пока придуман) исключительно как экспортный товар. Именно так был и представлен макет самолета на МАКСе 2021. Вспоминайте.
      В войсках "лаоса" его не будет. Мало того. Его вообще скорее всего не будет. Мантуров заикнулся о нем лишь в ответе на вопрос о выставке в дубае. В частности из-за того что единственный интересант на шахматиста ОАЭ отказались от негу в виду переноса сроков постройки опытного образца далеко вправо.
    28. -1
      14 ноября 2023
      Цитата: Orange-Bigg
      Цитата: Аэродромный
      Цитата: BAI
      Вопрос очень актуальный. Если прекратили производство проверенного легкого Миг-29, зачем нужен сырой Су-75?

      и это,два очень разных самолёта.в СССР, отказались от "одномоторных", выживаемость у "двушек" выше....в двое. а тут опять,тень на плетень.


      Только почему то во всём остальном мире самый востребовательный и продаваемый истребитель это как правило одномоторный лёгкий истребитель.Экономия.Много ли видели тех же украинских Миг-29 в СВО,которым второй двигатель помогал при поражении выжить?Так что надёжность при втором движке это басни.Да есть живучие Су-25,которые могут на одном движке долететь до взлётной полосы,но это как правило исключение из правил и при условии поражения чем то не сильно мощным вроде крупнокалиберного пулемёта или ПЗРК.При ударе ракетой от того же Бука всё равно сколько движков у истребителя ,там такая боевая часть что без вариантов.Тот же двухдвигательный Су-24М в Сирии в ноябре 2015 года сбили одной ракетой воздух-воздух малой дальности.Как видим фактор второго движка так же не сработал.


      Да потому, что даже эксплуатационная надежность советских двигателей была ниже сама по себе. Поэтому, и ставили два.
      А уж результаты поражения одного или двух - дело случая.
    29. 0
      14 ноября 2023
      Цитата: Солдатов В.
      По большому счёту этот самолёт нужно назвать МИГ- 2100

      Как я понимаю - износ этих самолетов в мире, и запоздание новых версий - уже навредило этой линейке в мире (т.к. нельзя было вовремя их обновить).
      Поэтому-то и решили - сразу перейти на Checkmate.
      Тем более - новый самолет, разработанный почти "с нуля" - более перспективен, если конечно стоимость 1 единицы не убьет его. Из Миг - останется - лишь Миг-41, увы:
      https://news.ru/russia/checkmate-pak-da-mig-41-kakie-boevye-samolety-sozdayutsya-v-rossii/

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»