Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого

В середине восьмидесятых годов ОКБ им. Сухого закончило основные работы по проекту Т-10/Су-27 и приступило к разработке новых самолетов. Среди прочих работ велись изыскания по теме легкого истребителя, который в перспективе смог бы стать «дополнением» к только что созданному Су-27. Самолет с нормальным взлетным весом около десяти тонн планировалось поднять в воздух, самое позднее, во второй половине девяностых годов. Однако Перестройка, распад Советского Союза и последовавшие за этим события не дали авиастроителям не только испытать прототип перспективного истребителя, но и даже завершить проект и подготовить строительство опытного образца.

Истребитель «наоборот»


В 1983 году ОКБ им. Сухого занялось проработкой проекта перспективного самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). Само собой, в определенный момент появилось предложение рассмотреть возможность создания легкого истребителя с такой несущей поверхностью. Ввиду чисто теоретического характера этого проекта данные по нему крайне скудны и носят отрывочный вид. Кроме того, проект легкого истребителя с КОС, по-видимому, даже не имел названия. Тем не менее, в ходе проработки вопроса появился достаточно интересный облик перспективного самолета.

Оптимальные характеристики легкого истребителя выглядели следующим образом. При длине около 12 метров самолет должен был иметь крыло размахом 8,4 м. Общая площадь несущих поверхностей при этом доходила до 15-15,5 квадратных метров. Сухая масса такого истребителя равнялась 5800-6000 килограммам, а при максимальном взлетном весе в 11 тонн он мог бы поднять в воздух до двух тысяч килограмм полезной нагрузки. В носу самолета предлагалось установить радиолокационную станцию «Оса» или «Копье». В качестве силовой установки для перспективного легкого истребителя предлагался двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 с форсажной тягой 8300 кгс.




Определенный интерес представляют технические подробности перспективного проекта. Предполагалось максимальное использование композитных деталей, из которых можно было изготавливать почти все элементы обшивки, часть конструкции крыла, хвостовое оперение, воздухозаборник и ряд других деталей. Для управления самолет должен был оснащаться передним горизонтальным оперением и двумя килями прямой стреловидности, а также хвостовыми стабилизаторами обратной стреловидности. Прорабатывалось два основных варианта конструкции, отличавшиеся друг от друга расположением и нюансами конструкции горизонтального оперения. Кроме того, один из вариантов истребителя имел складное крыло. Благодаря двум осям, вдоль которых складывалось каждое полукрыло, стояночная ширина самолета уменьшалась до 3,3 метра. Таким образом, «складная» версия перспективного истребителя могла поместиться в объем размером 8,5х3,3х3,3 метра, что позволяло эксплуатировать ее на авианосцах.

Встроенным вооружением истребителя с КОС могла стать пушка ГШ-30-1, а под крылом и фюзеляжем планировалось смонтировать от четырех до восьми пилонов для подвеса другого вооружения. Стандартным боекомплектом самолета предлагалось сделать 150 снарядов для пушки, две ракеты малой дальности Р-73 и две ракеты РВВ-АЕ средней дальности, а также некоторое количество бомб, блоков неуправляемых ракет или пушечных контейнеров.



Работы по перспективному истребителю с крылом обратной стреловидности продолжались, ориентировочно, до середины или конца девяностых годов. Далее информация о проекте не поступала. Возможно, конструкторы фирмы «Сухой» признали такой самолет бесперспективным или же были вынуждены свернуть работы ввиду тяжелого финансового положения. Однако наиболее вероятной и правдоподобной выглядит версия о прекращении работ над достаточно сложным самолетом с КОС в пользу перспективного легкого истребителя более привычной конструкции.

«Пятидесятое» семейство

В первой половине девяностых начались научно-исследовательские и конструкторские работы сразу по трем проектам одного семейства: С-54, С-55 и С-56. Все три самолета должны были иметь высокую степень унификации, но при этом отличаться предназначением. С-54 планировалось сделать учебно-боевым самолетом, С-55 создавался как легкий истребитель, а самолет С-56 должен был служить на авианосцах. Особенности применения значительно повлияли на особенности конструкции и оснащения самолетов, однако ряд черт облика был одинаковым для всех трех летательных аппаратов. При этом, что интересно, при разработке сразу учитывались требования по базированию на авианосце: по результатам первых исследований сотрудники фирмы «Сухой» пришли к выводу о наиболее удобном ходе конструирования. Они решили, что сделать из палубного самолета «сухопутный» будет гораздо проще, чем наоборот.



Ввиду малого количества информации о проектах «пятидесятой» серии данные о расчетных характеристиках самолетов разнятся. К примеру, в различных источниках размах крыла всех трех самолетов оценивается в 9-11,2 метра, а общая длина – в 12,3-15 метров. Точно так же отличаются и данные по весовым характеристикам перспективных самолетов. Так, вес пустых С-54/55/56 назывался в границах 4800-7000 килограмм, а нормальный взлетный в различных источниках колеблется от 8,5 до 12 тонн. В качестве силовой установки для самолетов С-54, С-55 и С-56 в разное время предлагались турбовинтовые двигатели АЛ-31Ф и РД-33. Кроме того, высказывались предположения относительно использования ТРДДФ АЛ-41Ф, который позволил бы самолетам выходить на сверхзвуковые скорости без использования форсажа. При включении последнего самолеты могли бы разгоняться до 1600-2200 километров в час.

Компоновка всех трех перспективных самолетов была одинаковой. Истребители и учебный самолет представляли собой интегральный продольный триплан с цельноповоротными плоскостями горизонтального оперения и двумя килями. Трапециевидное крыло планировалось выполнить адаптивным по передней и задней кромке. Кроме того, на пользу маневренности самолетов должны были работать два подфюзеляжных гребня. Примечательно, что на некоторых изображениях и макетах самолетов «пятидесятой» серии гребни отсутствуют. Самолеты С-54 и С-55 должны были иметь кабину для двух пилотов, расположенных один за другим. С-56, в свою очередь, сразу делался одноместным. В качестве бортовой радиолокационной станции всех самолетов предлагались различные системы, в том числе и с фазированными антенными решетками. Информация вычислительного комплекса самолетов должна была выводиться на многофункциональные жидкокристаллические индикаторы. Электродистанционная система управления самолета С-54 должна была иметь возможность подстройки в зависимости от программы учебного полета. Таким образом, пилот-инструктор мог бы включать имитацию того или иного типа самолета, имеющегося на вооружении.


Проекты легких истребителей ОКБ им. Сухого


Вооружение боевых самолетов «пятидесятой» серии должно было состоять из одной встроенной пушки и подвешиваемых ракет и бомб. Габариты С-55 и С-56 позволяли смонтировать на них до девяти узлов внешней подвески, на которых можно было разместить ракеты «воздух-воздух» различных типов, а также неуправляемое и управляемое вооружение для атак наземных целей. В качестве стандартной нагрузки предлагался боекомплект для пушки, 4-6 ракет средней и малой дальности и т.п. Исходя из массогабаритных параметров самолетов С-55 и С-56, можно предположить, что их боевая нагрузка могла быть аналогична разрабатывавшемуся ранее истребителю с крылом обратной стреловидности.

Поскольку истребитель С-56 должен был эксплуатироваться на авианосцах, в его конструкции был применен ряд интересных технических решений. На стадии эскизного проектирования конструкторам «Сухого» удалось добиться уникальных результатов: в стояночной конфигурации поперечное сечение истребителя вписывалось в квадрат размером 3,1х3,1 метра. Поперечные размеры самолета уменьшались за счет двойного складывания крыла. Первая ось располагалась в линии сопряжения крыла с фюзеляжем, вторая – в средней части консоли. Кроме того, передняя опора шасси немного проворачивалась вперед, а основные – назад, благодаря чему самолет «приседал». Поскольку возможность уменьшения габаритов самолета в стояночном положении была подтверждена расчетами, появилось предложение оснащать авианосцы дополнительной легкой палубой, монтируемой между галерейной и ангарной. Такое решение обеспечивало значительное увеличение самолетов на борту авианосца, но при этом не требовало каких-либо серьезных доработок конструкции корабля или отдельных его агрегатов, таких как подъемники.

К сожалению, военно-морскому флоту не удалось увеличить количество палубных истребителей с использованием уникальных возможностей истребителя С-56. В конце девяностых или начале двухтысячных годов проект С-54/55/56 был заморожен из-за тяжелого финансового положения и невозможности вести дальнейшие работы. Несколько лет спустя «пятидесятая» серия могла получить вторую жизнь, когда Индия приобрела у России авианосец «Адмирал Горшков» и вознамерилась оснастить его новыми палубными истребителями. Однако по результатам сравнения проектов и анализа перспектив истребитель С-56 уступил микояновскому МиГ-29К. После этого какие-либо сообщения о дальнейших работах по проектам С-54, С-55 и С-56 не поступали.

Финансовые проблемы девяностых годов в сочетании с рядом технических задач в результате не позволили фирме «Сухой» довести свои проекты легких истребителей хотя бы до стадии испытаний опытных образцов. В результате отечественные военно-воздушные силы так и не получили перспективные легкие «сухопутные» и палубные истребители, а также сверхзвуковой учебный самолет.


По материалам:
http://paralay.com/
http://foxbat.ru/
http://airwar.ru/
Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. – М.: «Астрель», АСТ, 2000
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти