Приказано уничтожить: Minuteman III скорее жив, чем мертв

18
Приказано уничтожить: Minuteman III скорее жив, чем мертв
LGM-30G Minuteman III в шахте


В ожидании Sentinel


Ненормальное поведение межконтинентальной баллистической ракеты всегда вселяет беспокойство. Особенно когда плохо становится боевой системе одной двух сильнейших ядерных держав – Соединенных Штатов.



В ночь на 1 ноября американцы запланировали штатный испытательный запуск одной из LGM-30G Minuteman III. Процедура хотя и волнительная, но вполне рутинная – само собой, российское военно-политическое командование было предупреждено, а на борту ракеты был имитатор боевой части. Minuteman отправили в небо с территории базы космических сил Вандерберг в сторону Тихого океана. На пятой минуте полета с ракетой случились некие аномалии, после чего изделию передали команду на уничтожение. Minuteman сгорел в атмосфере, успев покрасоваться необычной траекторией перед наземными наблюдателями.

Если верить открытым данным, то после пяти минут полета у LGM-30G Minuteman III должна была отработать последняя из трех разгонных ступеней. Три минуты отводится на работу всех ракетных двигателей – после чего носовая часть, оснащенная ядерной боеголовкой, движется по инерции фактически в космосе на пиковой высоте в 1 120 км. Для сравнения: международная космическая станция работает на гораздо меньших орбитах в 330–400 км. Летит Minuteman III, точнее – падает, на гиперзвуковой скорости. Американцы обещают ракете 23 Маха на терминальных участках траектории.


Один из тестовых запусков Minuteman III из базы Вандерберг

Как выяснилось, сбой случился на пятой минуте полета. Факт такого позднего по времени аномального события настораживает – до конца не понятно, где искать проблему. Часть комментаторов предлагает разбираться с твердотопливными ракетными двигателями.

Несколько десятилетий назад это стало настоящей «серебряной пулей» американской оборонной отрасли. В отличие от советских баллистических ракет на жидком гептиле и его производных, твердотопливные Minuteman заметно упрощали эксплуатацию и повышали надежность. Но всему приходит свой конец – время хранения ракет, самая свежая из которых датируется 1978 годом, не может быть вечным.

В американских ВВС уже сформировали команду следователей, в которую вошли представители командования глобального удара ВВС, 377-й испытательно-оценочной группы, 576-й летно-испытательной эскадрильи, Управления безопасности космического запуска «Дельта-30» и Центра ядерного оружия ВВС. Упомянутая 576-я эскадрилья уникальна для Соединенных Штатов – это единственная в стране контора, задачей которой является испытания межконтинентальных баллистических ракет.

В общем, люди серьезные и знают свое дело. Тем более не первый раз приходится расследовать неудачи Minuteman. Ракета откровенно устарела и морально, и физически, оттого нередко преподносит сюрпризы. Падали тестовые изделия в прошлом столетии и продолжили в XXI веке.

Один из первых инцидентов случился в феврале 1985 года – Minuteman вышел из базы Вандерберг и должен был упасть к юго-востоку атолла Кваджадейн. Но не долетел. Атолл стал традиционной целью испытательных пусков американских баллистических ракет. Именно к этому объекту летел злополучный Minuteman III в первый день ноября. От Вандерберга до атолла примерно 6 750 км, что составляет более двух третей от максимальной дальности ракеты.

Из широко известных аварийных испытаний Minuteman III можно назвать ракету, запущенную 27 июня 2011 года. Изделие также пришлось ликвидировать над Тихим океаном. При этом ранее испытания 10 июня прошло штатно. Аналогичная ситуация сложилась в 2018 году – ушедшую с Вандерберга ракету пришлось ликвидировать практически на орбите.

Приказано уничтожить


Пусть и достаточно редкие отказы Minuteman III не могут не наводить американцев на невеселые мысли. В стране около 400 ракет находятся в разной степени боевой готовности, но теперь никто не может гарантировать высокую надежность ядерной обороны.

Простая арифметика – с начала 2000-х годов случилось как минимум три «аномальных» события. Это примерно 2–10 процентов от всех испытательных запусков с Вандерберга. При самом негативном варианте развития событий, каждая десятая баллистическая ракета выдаст сбой на траектории? Конечно, строгими такие расчеты нельзя назвать, но тенденцию они раскрывают. При этом сбои могут быть разными, вплоть до изменения направление полета или простого схода в океан.

В случае атомной войны американская сухопутная компонента ядерного щита будет похожа на детонирующий склад пиротехники – межконтинентальные ракеты будут лететь, куда судьба укажет. С такой техникой Пентагону жить до 2030 года, пока на вооружение не поступят ракеты Sentinel, призванные заменить все четыре сотни старичков Minuteman III.


Примерно так для обывателей выглядит запуск тестовой межконтинентальной баллистической ракеты

Причины и возможные последствия сбоя, разумеется, назовет специальная комиссия, и совсем не публично. Но уже сейчас специалисты за океаном строят версии.

Одной из них является банальное растрескивание твердого топлива, отчего изменился характер горения. Ракета либо получила слишком слабый импульс, либо двигатели дестабилизировали изделие, отчего с земли наблюдали характерную кривую траекторию полета.

Старший научный сотрудник Института аэрокосмических исследований Митчелла Тим Райан не верит в возрастные изменения в самой Minuteman III. По его словам, причиной аварии могла стать древняя начинка шахты базирования и электронная оснастка. В любом случае, как только военные дойдут до причины, испытания продолжатся – в ближайшее время намечается не менее двух запусков в год.

Не стоит забывать про своеобразное отношение в США к сухопутному компоненту ядерной триады. Сейчас баллистические ракеты шахтного базирования размещаются на территории пяти штатов и представляют собой достаточно простые цели. Эффективными Minuteman III могут быть только в случае первого удара американцев, когда ответно-встречный удар России или Китая застанет уже пустые установки запуска. Несколько десятилетий назад Пентагон пытался нивелировать уязвимость баллистических ракет, установив системы на железнодорожные платформы и даже на колесный ход. Из затеи ничего хорошего вышло – Minuteman III так и остались неподвижными.

Невысокие шансы на выживаемость систем шахтного базирования заставили американцев отвлечься на морскую и авиационную составляющую атомного щита. Minuteman III дорабатывали по остаточному принципу, что привело к серьезному отставанию от России. LGM-35A Sentinel, который ждут через семь лет, условно можно сравнивать с отечественным «Ярсом», а LGM-30G Minuteman III лишь с «Тополем». Последние должны уйти на покой в следующем году.


LGM-30G Minuteman III в шахте

Нельзя сказать, что американцы совсем не занимались Minuteman III. Держать свои самые мощные ракеты без должной модернизации, как минимум, опасно. С 90-х годов под замену пошли электронные компоненты, в 1998 году доработали твердотопливную начинку. В числе обновок инфраструктура шахт базирования, боеголовки на 300 килотонн и многое другое.

Американцы уверяют, что от прежней Minuteman III осталась только обшивка – остальное заменили. Только чем заменили, если ракеты, пусть и редко, но продолжают падать?

Насколько хворь поразила остальные ракеты, в США до конца не разобрались.

Баллистическая ракета и её инфраструктура оказались слишком сложными для анализа и принимаемых по итогам решений, поскольку аварии не прекратились. Гипотетически сбои могут проявить себя в каждой из четырех сотен ракет, львиная доля которых сейчас на боевом дежурстве.

Это означает дополнительные расходы американского бюджета, так как складывается ситуация, когда старые ракеты не в лучшей форме, а до новых еще нужно дожить. И это хорошая для России новость, хотя и не судьбоносная – Minuteman III пока скорее жив, чем мертв.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 ноября 2023 05:08
    самая свежая из которых датируется 1978 годом

    И как тама порох не потрескался от времени?
    Это снаряды - если не отсырел порох то можно даже времен Ивана Грозного бочечку пороха взять и попытаться выстрелить(скорее всего пушку порвет ведь переборщим с зарядом, и вообще уметь надо, но порох отработает примерно как надо). Не говоря уж от чом то 30х годов\военного периода, если не поржавело то вполне может сработать, ибо порох там не монолитный а насыпан, порошком ли, гранулами ли.
    1. KCA
      +2
      15 ноября 2023 05:31
      Твёрдое топливо деградирует со временем, независимо от условий хранения, приходилось стрелять из ружья снаряжёнными лет 30 назад патронами, один нормально сработает, другой тихо пукнет
  2. +8
    15 ноября 2023 05:12
    В отличие от советских баллистических ракет на жидком гептиле и его производных, твердотопливные Minuteman заметно упрощали эксплуатацию и повышали надежность.

    "Современники" Минитмэна в СССР действительно летали на жидком топливе, вот только конструктивно они были "капсулированы", т.е. заправлены на заводе-изготовителе, поэтому их эксплуатация в плане обслуживания/надежности ничем не отличалась от твердотопливных, а энергетические характеристики были гораздо лучше. Не надо путать Р-7/Р-16 с Р-36М или УР-100Н УТТХ
    1. +2
      17 ноября 2023 00:58
      Не совсем так...
      С завода изготовителя ракета выходит в транспортно-пусковом контейнере, слегка наддутая азотом, из соображений прочности.
      После установки в шахту, ракета заправляется компонентами топлива.
      Комплекс мер называемый "ампулизация" позволял до момента старта изолировать топливные баки от двигателей и другой топливной аппаратуры.
      т.е. заправлены на заводе-изготовителе,

      Полностью заправленная "Воевода" весит под 200 тонн !!!
      Вы как себе представляете транспортировку и установку в шахту изделия такой массы и к тому же чрезвычайно взрывоопасного ?!...
  3. +4
    15 ноября 2023 05:39
    Пусть и достаточно редкие отказы Minuteman III не могут не наводить американцев на невеселые мысли
    Достаточно редкие? Из последних 16 пусков, 8 признаны неудачными. Точнее уже из 17, 9 неудачные. При такой статистике, если она верна, интересно мне, сколько из этих 400 ракет при массовом старте раскидают свои потроха по территории США, включая радиоактивные.
  4. +1
    15 ноября 2023 06:05
    так у них и подлодочные ракеты не молодые, если не ошибаюсь, им скоро все менять.
    1. +2
      15 ноября 2023 16:45
      Вот тут как раз картина иная... БРПЛ Trident II D5 показывает высочайшую надёжность и её планируется оставить на вооружении для новой ПЛАРБ, которая сейчас в разработке
      1. +1
        16 ноября 2023 20:52
        Цитата: ВоенСпец
        БРПЛ Trident II D5 показывает высочайшую надёжность и её планируется оставить на вооружении для новой ПЛАРБ, которая сейчас в разработке

        И тем не менее дела в американских СЯС весьма занимательные :
        - "Минитмен-3" технически и физически деградировали и вряд ли даже 30% их боеголовой способны долететь к месту назначения .
        - "Трайдент-2" в удовлетворительном техническом состоянии и вполне в тонусе , чего не скажешь про их носители . ПЛАРБ типа "Огайо" весьма немолоды , имеют проблемы с своевременным ремонтом и далеко не все боеготовы ... И ситуация усугубляется . А новые ПЛАРБ будут нескоро , неизвестно как получатся и будут иметь лишь 16 БРПЛ вместо 24 у "Огайо" .
        - Стратегическая Авиация США тоже далека от совершенства - В-52 запредельно стары , хоть их и стараются поддерживать и даже модернизировать\ремоторизировать , В-1В имеют весьма изношенные планеры , В-2 немногочисленны , не несут КР , чрезвычайно дороги в эксплуатации и уже отнюдь не молоды ... В-21 ... только что первый раз взлетел и неизвестно что покажут испытания и доводка данной машины .
        Как итог - во всех своих ипостасях СЯС США выглядят ... проблемно и не очень убедительно .
        СЯС РФ - напротив , весьма свежи и современны . Особенно в отношении наземной компоненты - МБР . БРПЛ так просто новые , ибо не только "Булава" весьма молоды и бодры техсостоянием , но и жидкостные "Лайнер" для пяти "Дельфинов" , пришедшие на смену большей части БРПЛ "Синева" . А в отношении Дальней Авиации ... пожалуй впервые за весь известный период и численно , и качественно наша Дальняя Авиация выглядит гораздо лучше оппонентов - при численном паритете наши самолёты в гораздо лучшем состоянии , а их КР БД ВБ гораздо лучше и имеют гораздо большую дальность .
        А тут ещё и Китай ударными коммунистическими темпами строит позиционные районы и собственно МБР класса почти как советские "Молодец" и до конца десятилетия у низ будет 1000 ЯББ на стратегических носителях . А может быть и больше .
  5. +2
    15 ноября 2023 06:23
    По этому поводу можно сказать одно - чем чаще и дольше у американцев будут возникать проблемы с испытанием новых ракет и стоящими сегодня на боевом дежурстве, тем лучше. Главное, чтобы не зафигачили "непроизвольный запуск" хотя это вроде как практически невозможно. Ну, а если сработают не по программе и полетят не туда (например к союзникам по блоку НАТО), то это их проблемы.
  6. 0
    15 ноября 2023 06:39
    Это означает дополнительные расходы американского бюджета

    А какое нам дело до их бюджета? Или это новая скрепа - обсуждать будни налогоплательщиков в сша?
  7. +2
    15 ноября 2023 11:03
    У них все равно большая часть ракет на подлодках а не на земле.
  8. 0
    15 ноября 2023 13:34
    . Пусть и достаточно редкие отказы Minuteman III не могут не наводить американцев на невеселые мысли

    Ни фига се. Редкие. wassat От 2 до 10%. В военке и 0.5% браком партия считается. А если бы там боевая часть была при пуске...
  9. +3
    15 ноября 2023 14:52
    Неудивительно. что именно третья ступень с двигателем SR73-AJ/TC-1 подвела, дело в том, что первые и вторые ступени, несмотря на то что произведены первые в начале 1960-х, вторые в середине 1960-х, в начале нулевых прошли перезаливку топлива, а третья, вроде и по свежее (выпущены в 1971-1977годах) эту процедуру не проходила в силу технологических особенностей, она стеклопластиковая, а первые две выполнены из стали и выплавить старое топливо и залить новое достаточно просто. Что вы хотите от 50-ти летнего твердого топлива. вот оно и дает коэффициент надежности ракеты в полете - 50 %, когда ракета новая была этот коэффициент был -92 %.
    1. +3
      15 ноября 2023 19:35
      Цитата: sergeyketonov
      Что вы хотите от 50-ти летнего твердого топлива. вот оно и дает коэффициент надежности ракеты в полете - 50 %, когда ракета новая была этот коэффициент был -92 %.

      Сергей, hi Ваша версия вполне убедительна. Да и по времени совпадает... Мне вот не понятно это утверждение автора:
      причиной аварии могла стать древняя начинка шахты базирования и электронная оснастка.

      1. при чем здесь "ружье", если снаряд успешно покинул "ствол", но по неизвестным причинам начал отклоняться от заданной траектории.
      2. не совсем понятно: "электронная оснастка" шахты или ракеты имеется в виду?Если ракеты, то она прошла все тесты предстартовой (иначе бы отложили старт) и МБР получила добро на пуск. А если "шахты", то как она могла "задурить голову" ракете, если полетное задание заранее забивается до старта и тоже (минимум 2 офицерами) контролируется его ввод в голову (скорее навигационный блок).
      По мне, так произошла деградация какого-то компонента СУ ракеты, что и привело к нештатному отклонению от заданной траектории. А это уже намного хуже, чем неполадки двиглов или деградация оборудования шахты. Рвануть может в самый неподходящий момент. И такое уже у них случалось, правда с Титан II/
      аварии в шахте c ракетой Титан-II несущей термоядерный заряд W35 произошла в США (авиабаза Литл-Рок 35°24′50″ с. ш. 092°23′50″ з. д. ) в сентябре 1980 года. 18 сентября 1980 года в 6:30 вечера, при техосмотре МБР Титан-2, боец уронил торцевой ключ. Ключ пролетел примерно 20 метров, ударился о кожух топливного бака первой ступени ракеты, пробил кожух и началась утечка топлива из бака.
      Командир 308-го эскадрона стратегических МБР собрал аварийную команду, и к 21:00 весь персонал установки был эвакуирован. Еще через час полевая полиция ВВС начала эвакуацию населения.
      Рано утром 19 сентября разведгруппа из 2-х человек, направленная в шахту, зафиксировала наличие в ШПУ взрывоопасных компонентов.
      В 3:00 развед группа вылезла на поверхность и произошёл взрыв 110 тонн компонентов топлива, ударная волна сдетонировавшей первой ступени вырвала закрытое железобетонное защитное устройство шахты (крышку) массой в 740 тонн. Взрывом крышку подбросило на 60 метов и она приземлилась в примерно 180 метрах на северо-западе от шахты.
      Теромоядерная боеголовка W-53 (весом в 3690 кг и с энерговыделением в 9 мегатонн) приземлилась в 30 метрах от проходной комплекса. Ее защитные устройства выдержали это издевательство и ее радиоактивную начинку не раскидало.
      Она являлась самой мощной БЧ из всех когда-либо размещённых на американских ракетах...

      1. +1
        16 ноября 2023 14:19
        Александр. Добрый день. Вчера мельком текст посмотрел, сразу не заметил - Евгений пишет - "на пятой минуте", тогда третья ступень не причем. Она работает между 120 сек и 180 сек. Все таки сбоила скорее всего ДУ блока разведения RS-14 ЕМНИП, а она жидкостная горючее - несимметричный диметилгидразин, окислитель - азотный тетраксид. Вес всего блока - 200 кг, здесь все и двигатель и топливо и платформа с ячейками для боеголовок. В общем конечно очень мало, радиус разведения скорее всего микроскопический. Если к нему добавить вес боеголовок 950 кг - три W-62/Mk12 или 999 кг - три W-78/Mk12А, то получаем забрасываемый вес - 1150 кг и 1200 кг соответственно, для примера, блок разведения с топливом у "Воеводы" - 4300 кг, у РСД-10 - 870 кг, там правда твердотопливная ДУ.
  10. +1
    15 ноября 2023 16:43
    "...обещают ракете 23 Маха на терминальных участках траектории". Не понятно, о каких терминальных участках идёт речь ? 23 Маха боевой блок Mk12A имеет на участке входа в атмосферу (~ 80-90 км), наибольшее торможение испытывает на высотах 30-40 км (в зависимости от вида траектории), а к цели подходит с небольшой сверхзвуковой скоростью (ничего не поделаешь - ФИЗИКА!)
    1. +1
      15 ноября 2023 17:12
      На подходе к цели скорость ББ около 3 км в сек, это где то 9 Махов.
  11. +1
    16 ноября 2023 03:55
    Странно, почему все забыли про Петрова и Боширова? А как раньше то было! Мы им и выборы портили, и кота Скрипалей травили. А тут надо же! Ракеты сами стареют! Ведь могли же на худой конец русских хакеров притянуть. Наверное это потому, что Псака была образованней Кузи.