Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)

Тема палубного самолёта 5-го поколения поднималась уже несколько раз. В конце 1980-х годов в Соединенных Штатах активно продвигали программу первой "палубной невидимки" A-12. Ударный самолёт предназначался для замены А-6, имеющего уже довольно почтенный возраст. Однако из-за главного бича всех американских программ – значительного превышения финансовых лимитов, "Авенджер II" был похоронен еще до первого полёта демонстрационной модели. Другую мечту адмиралов – NATF – постигла такая же судьба. В свою очередь NATF был предназначен для замены F-14 "Томкет". Таким образом, 1992 год флот встретил без всякой надежды получить в ближайшее время какой-нибудь "стелс". Глубокая модернизация истребителей-штурмовиков F/A-18C/D - F/A-18E/F стала в данной ситуации небольшим утешительным призом. Легкая пелена малозаметности лётно-технические характеристики практически не ухудшила, а возросшая взлетная масса компенсировалась двигателями с повышенной тягой, которые существенно расширили возможности истребителя.

Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)


Поскольку со стороны ВВС отсутствовал интерес к "большой машине", в это время они боролись за F-22 и смогли его отстоять хоть и при существенных потерях (вместо 750 было получено 187), флоту выбить финансирование не удалось. В военно-воздушных силах AX (экспериментальный ударник, который после закрытия NATF переименовали в FX – экспериментальный истребитель) рассматривался в качестве полноценной замены для F-111, F-117 и F-15E. Несмотря на это в 1993 году, на ранней стадии, военно-воздушные силы и военно-морской флот пришли к согласию по требованиям к летно-техническим характеристикам, хотя для ВМФ возможности будущей машины в операциях "воздух-воздух" были гораздо более значимы чем для ВВС, где в этой сфере доминирующее положение занимает "Раптор". Тему окончательно прикрыли в 1993 году. В это же время активизировались работы по "единому ударному истребителю".


1990-е годы прошли в хлопотах по JAST/JSF – будущий "лёгкий" истребитель F-35.

Летом 2008 года, после довольно долгого перерыва, в Сан-Диего на авиашоу в рамках демонстрации будущей стратегии флота США, были показаны четыре альтернативные концепции по программе F/A-XX. Все они представляли собой малозаметные дозвуковые самолеты с дальностью действия 3,3 – 5,6 тыс. км. При этом планировалось, что беспилотные варианты в воздухе будут держаться до 50 часов.

Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)


Летом 2009 года, отделением Boeing Phantom Works было показано новое отражение F/A-XX. Представленная машина относится к 6-му поколению сверхзвуковых истребителей и призвана заменить F/A-18E/F приблизительно через 10-15 лет (как известно F/A-18C/D будет заменён F-35). В новом многоцелевом истребителе будут реализованы некоторые новые технологии такие как: двигатели с изменяемым циклом, увеличенная доля композитов в конструкции, визуальная малозаметность, передовая электроника и т.д. Внешний вид самолёта значительно отличается от концепции представленной на "Неделе авиации и космической техники" год назад. Наблюдается возвращение к более привычным формам и отход от схемы "летающего крыла". Ярко выраженный наплыв крыла и подфюзеляжные воздухозаборники подразумевают высокую маневренность самолета. При этом отказ от вертикального и горизонтального оперения и узкие, экранированные снизу сопла должны довести эффективную площадь рассеивания до уровня истребителя F-117 - не выше 0,2 м2. Нормальная взлетная масса самолёта – 18 тыс. кг.

На выставке ЭКСПО-2010 в мае 2010 года была показана модель этого самолета в масштабе 1:16. За это время каких-либо видимых изменений она не претерпела. Модель имеет три отсека боевой нагрузки два из которых предназначены для ракет класса "воздух-воздух", один для размещения оружие класса "воздух-земля".

Параллельно с этим на плакате показали проект гораздо более крупного самолета, как сообщается входящего в класс не ниже F-22 (нормальная взлетная масса 27 тыс. кг). На фоне досрочного прекращения серийного производства "Раптора" и проблем с F-35 создание истребителя кажется фантастикой, однако представитель компании Боинг отметил заинтересованность военно-воздушных сил и военно-морского флота США в данном проекте. После того как в ВМФ приступят к полномасштабной замене F/A-18C/D, а в ВВС A-10 и F-16 на F-35, возникнет потребность для будущей замены F-22 и F/A-18E/F после 2025 г.

Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)


Анализ рисунка позволяет оценить максимальную взлетную массу "тяжелой версии" машины в 40 - 42 т. Для палубной версии машины это выглядит несколько странновато, ведь F-111B в своё время погорел на планке в 34 т. Но, несмотря на это теоретически возможно эксплуатировать летательный аппарат подобной массы на палубе. Испытанная недавно электромагнитная катапульта дает возможность поднять самолет массой до 45 т, столько же сможет осилить и самолетоподъёмник. Для такой машины более предпочтительным будет двигатель F135. Двигатель с большей тягой и степенью двухконтурности здесь поместиться не может. Зато F119 от "Раптор" смотрится "как родной". Машина оснащается "смотрящей вниз" активной фазированной антенной решеткой, возможно обновленная версия станции с F-22, двумя отсеками нагрузки (длинна 7,5 м) и большими внутренними объёмами которые позволяют разместить баки для 10-12 тонн топлива. Дальность полёта без использования подвесных баков будет составлять около 3,3 тыс. км.

К 2010 году программе дали новое название – Next Geneation Air Dominance (NGAD) – "воздушный доминатор следующего поколения". Это позволяет расширить тему и создать для этой машины специальное вооружение. Также как и в F/A-XX, подразумевается разработка опционально пилотируемого самолёта, который способен работать в беспилотном режиме. Также не исключается возможность создания специальной машины.

Новый проект позволит Боингу поквитаться с концерном Локхид-Мартин, который выиграл со своим F-35конкурс JSF.

Планировалось, что работа над прототипами будущего истребителя начнется в конце 2011 г., что позволит построить демонстрационные модели уже в 2013-2014 гг. Боинг планирует построить пилотируемый, и беспилотный демонстратор.

Представители фирмы Боинг считают, что основной упор необходимо сделать на заказ от ВМФ. Компания понимает, что заказчику необходима замена "Супер Хорнета" имеющая более высокую тягу двигателей на сверхзвуковой скорости, низкую заметность, интегрированные в конструкцию датчики и высокую маневренность, то есть "палубный Раптор".

Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)


Показанная в 2009 году версия истребителя "лайт" (18 тыс. кг) получила продолжение в 2010 году. На этот раз, вероятно помня о провале "летающего крыла" X-32, компания Боинг продемонстрировала самолет нормальной аэродинамической схемы, но вероятно с пониженной маневреностью (воздухозаборники были перемещены на верхнюю часть фюзеляжа в зону аэродинамической тени) и такой же малозаметностью, достигнутой за счет отказа от вертикального оперения и гладкого брюха. И если упор на "стелс" понять еще можно – "поскольку это модно", то лишение "воздушного доминатора" маневренности в бою – весьма спорное решение.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. bereg 17 января 2013 10:06
    больше бобла отпилить то надо
    bereg
  2. evgenii67 17 января 2013 10:21
    иногда смотришь и думаешь: ребята (амеры) вы что фантастик насмотрелись???
    1. ССИ 17 января 2013 12:50
      Нет, они сами фантастику снимают. Вперед смотрят ребята, к сожалению. Приходится констатировать, что отстаем мы.....
      1. Каток 17 января 2013 20:46
        ССИ, а ОНО летать-то будет?
        "Ястребку" главное не на картинке круто выглядеть, а летать, причём по требованиям шестого поколения. И берут меня сомнения, что эта "фантастика" летать будет лучше не то что наших 4++, а даже F117, который залипуху себе получил "хромой гоблин".
        1. ССИ 17 января 2013 20:56
          А что ему летать мешает? Вы видели кордовые модели? Такие же бесхвостки. Киль был нужен во времена ручного управления, когда летчик вручную отклонял рулевые поверхности, тогда киль помогал противостоять рысканию самолета. Ныне, при электродистанционном управлении, киль практически не нужен. Рыскание парируется малыми кренами. Проекты, типа "летающие крыло", еще перед войной рассматривались.
          1. Каток 17 января 2013 21:28
            Цитата: ССИ
            А что ему летать мешает? Вы видели кордовые модели?...

            Не только видел, а даже делал в детстве.
            Вот поэтому у американцев и летают их "супер"-самолёты чуть лучше кордовых моделей: без пол-тысячи микропроцессоров в воздухе не держатся.

            А не дай бог, какой датчик глюканёт? или осколок перебьёт проводочек?
            Американцы - пиарщики, маркетологи. Они обычно построят кусок дерьма, ещё на стадии опытных образцов расскажут всему миру каким оно должно будет быть, завалят все журналы высококачественными фотками круто смотрящегося самолёта, и уже все верят, что это летает давно, летает хорошо и представляет из себя надёжное, проверенное оружие.

            Тогда как на самом деле программа ещё сырая и детских болячек - тысячи.
            А что делать?! Продавать-то нужно? бизнес есть бизнес.

            У этих "фантастических" бесхвосток такие же шансы быть "пузырём", как у провального F117, который куда больше наделал шума в глянцевых журналах, чем пригодился в реальных войнах. Да и F22 - больше статусный самолёт, чем реальный истребитель. Не говоря уже о сыром и полу-некондиционном F35.

            Вот от них мы и "отстаём".
            1. ССИ 17 января 2013 21:43
              Любой самолет сырой, пока лет несколько не полетает... Но они вперед идут. Я, раньше, в СССР, очень часто в Жуковском бывал, по работе. Каких "чудес" только не нагляделся. Раньше, пока пешком от электрички до ЛИИ дойдешь... "Чудеса" по небу один за одним, но один из примерно 10-15 экспериментальных до серии доходил. А сейчас.... коммерческие рейсы из Жуковского летают. Наши толстохренегознаеткто планируют из ЛИИ коммерческий аэродром сделать. Вот от них мы и отстаём.
    2. Папакико 17 января 2013 13:24
      Они её скромно делают (фантастику), воплощая в жизнь новое и новшества.(не всегда нужные, но полезные для кошельков).
      Много "мозгов" приютила "благодатная" земля США.
  3. biglow 17 января 2013 10:58
    корявое что то такое,непонятное
    biglow
  4. mga04 17 января 2013 11:27
    лишение "воздушного доминатора" маневренности в бою – весьма спорное решение
    А зачем им сверхманевренность? У них ближнему бою практически не учат, вся тактика строится на применении дальнобойных ракет, в первую очередь AIM-120 AMRAAM.
    mga04
    1. evgenii67 17 января 2013 11:48
      Цитата: mga04
      А зачем им сверхманевренность? У них ближнему бою практически не учат, вся тактика строится на применении дальнобойных ракет, в первую очередь AIM-120 AMRAAM.

      никогда нельзя исключать, что ближний бой возможен... и что тогда делать американским летчикам, катапультироваться wink Да по поводу того что американцев не учат ближнему бою.....а как же например учения RED FLAG??? или это Вы думаете там компьютерное модулирование??? no
      1. mga04 17 января 2013 12:16
        Цитата: evgenii67
        никогда нельзя исключать, что ближний бой возможен

        С этим я абсолютно согласен.
        Сейчас нет времени переписывать статью-отчет о совместных с американцами учения прошедших полтора года назад в Украине. Вкратце попробую пересказать основную мысль.
        Американцы летали на F-16С и D, наши на МиГ-29 и СУ-27. У них очень красиво и стремительно происходит взлет и посадка, никаких "четвертых" разворотов, никаких плавных глиссад, основная цель - как можно меньше находится в зоне поражения ПЗРК. От ближнего учебного боя с нашими истребителями американцы отказались. После катания на наших спарках с демонстрацией высшего пилотажа их пилоты испытывали трудности с вылезанием из самолетов. Наши пилоты выражали откровенное восхищение приборным обеспечением их самолетов.
        Вот примерно в таком духе.
        mga04
        1. ССИ 17 января 2013 12:55
          Про глиссаду, Вы это серьезно? Неужели отказались? И какие четвертые развороты? Кстати, приборное обеспечение для глиссады и создано, помогает точнее выдерживать глиссаду, помимо всего прочего.
          1. mga04 17 января 2013 15:40
            Если Вы заметили слово "четвертый" взято в кавычки, это ирония. Что касается глиссады, то я почти каждый день вижу как садятся СУ-25 и L-39 в Кульбакино - километра за три - четыре до ближнего маяка они уже на посадочной прямой. Если появляются СУ-27, СУ-24, МиГ-29, так они еще раньше в глиссаду входят. И видел как садятся американцы. Заходят по углом к ВПП с высокой вертикальной скоростью и только между ближним приводом и торцом ВПП выходят на посадочную прямую. У нас за такую посадку приземлят пожизненно. Я конечно понимаю, что есть такое понятие как безопасность полетов, только в боевых условиях все эти прохождения дальних-ближних маяков могут дорого стоить.
            mga04
            1. ССИ 17 января 2013 16:16
              Вы уж меня извините, но ... Не могу я поверить в отсутствие глиссады. Высокая вертикальная может быть обманом зрения. Посадки по приводам - это только у нас и осталось, наверное. Американцы, скорее всего, по ILS маякам летают. Наши аэропорты (большие: Шереметьево, Домодедово... ну, все международные), работающие по подобным маякам, отказались от заходов на посадку по коробкам. Теперь, заход на посадку строится исходя из эшелонирования. Ну, американцы и на военных такую схему применяют, я думаю.
      2. Mairos 17 января 2013 13:56
        Они по-своему логичны, лучше обычного солдата научить хорошо стрелять, чем тратить массу времени на обучение рукопашке, которая ему практически никогда не понадобится. Так и с воздушным боем. В последние десятилетия всё решали радиотехнические системы и ракеты. тем паче все они скоро станут всеракурсными, полагаю.
        1. ССИ 17 января 2013 14:55
          А если сдохнут радиотехнические средства? Вспомните Югославию... Фильм есть "Звездный десант", там сержант Зим про нож хорошо объяснял.... Американцы могут на свои грабли наступить, полностью и слепо доверяя все электронике..
          1. Kir 17 января 2013 16:44
            А вот интересно в первоисточнике Р.Н.Хайнлайн"Звёздный десант"("Звёздная пехота"), этот момент есть? Как говориться учитывая что автор бывший офицер ВМС США, вроде как в теме.
            ССИ вопрос к Вам как к человеку в теме, это только мне показалось за счёт тени, или действительно носовая часть с ассиметрией? И ещё вопрос вроде у них был схожий проект, который должен-мог эксплуатироваться как в пилотируемом так и в дистанционно управляемом варианте (вроде как одна и та-же машина), интересно что будет испытывать аператор находящийся за управлением в тренажёре( скорее всего типа "спрут") при сбитии "его" и в последующем.
            Kir
            1. ССИ 17 января 2013 21:10
              Вообще-то ЛА должны быть симметричными, иначе возникают нехорошие крутящие и изгибающие моменты, мешающие пилотированию. Тяжелый беспилотник похожего типа уже на какой-то авианосец прилетел, была информация. А оператор... Вы на авиасимуляторах летали? У Хайнлайна.... не помню, вроде нет, точно нет.
              1. Kir 17 января 2013 21:15
                По тому и спрашиваю, что далёк от этого.
                Kir
                1. ССИ 17 января 2013 21:23
                  Смог я удовлетворить Ваше любопытство? Или надо еще что-нибудь объяснить?
                  1. Kir 17 января 2013 22:24
                    Прошу прощения за назойливость, но всё-же про операторов интересно, а про всё остальное спасибо понял. хотя как не крутил настройки монитора, всё равно тень так "сжирает" форму фонаря последнего концепта, что....., не понятно толи снимок бездарный толи ещё-что........... .
                    Kir
                    1. ССИ 18 января 2013 08:13
                      Это не снимок, плюс раскраска аппарата... Нет, ЛА симметричны насколько это возможно. Что касается операторов.... А все зависит от психики человека. Операторы ведь и ракетами управляли, луноходами, марсоходами... В момент разрушения аппарата связь прерывается. Я не летчик, но на полных тренажерах (с имитацией болтанки, кренов и т.д.) "летал". Изначально, мазал мимо полосы и тогда голос "РИТЫ" (речевого информатора) сообщал мне печальную весть, что мол все очень плохо... Экран гаснет и чувствуешь себя дураком, как то так, я думаю.
            2. Андрей из Челябинска 17 января 2013 23:03
              Цитата: Kir
              А вот интересно в первоисточнике Р.Н.Хайнлайн"Звёздный десант"("Звёздная пехота"), этот момент есть?

              В книге вообще хорошего в 100 раз больше, чем в фильме
              Однажды во время двухминутного перерыва, которые устраивались между различными видами работ, один из парней, его звали Тэд Хендрик, спросил:

              – Сержант, я ведь правильно думаю, что все это метание ножей – скорее забава?.. Зачем тогда так тщательно ее изучать? Разве это нам пригодится?

              – Ну что ж, – сказал Зим. – А если все, что у тебя есть, – это нож?

              Или даже ножа нет? Что ты будешь тогда делать? Готовиться к смерти? Или попытаешься изловчиться и заставить врага получить свое? Ведь это все не игрушки, сынок. И некому будет жаловаться, когда обнаружишь, что ничего не можешь сделать.

              – Но я как раз об этом и говорю, сэр. Представьте, что вы оказались невооруженным. Или у вас в руках даже есть какая-нибудь ерунда. А у противника – опасное оружие. И как бы вы ни старались, ничего не сделаете.

              Голос Зима прозвучал неожиданно мягко:

              – Неправильно, сынок. На свете не существует такой вещи, как «опасное оружие».

              – То есть, сэр?

              – Опасного оружия нет. Есть только опасные люди. Мы стараемся сделать вас опасными для врага. Опасными даже без ножа. Опасными до тех пор, пока у вас есть одна рука или одна нога и пока вы еще живы…
    2. Каток 17 января 2013 21:40
      Цитата: mga04
      А зачем им сверхманевренность? У них ближнему бою практически не учат, вся тактика строится на применении дальнобойных ракет, в первую очередь AIM-120 AMRAAM.

      Американцы на эти грабли наступали уже.
      Они проверили эту доктрину ещё в Корее, с Сейбрами.
      Сейбры поначалу имели радиоприцел и ракетное вооружение, и собирались расстреливать МИГи издалека, не ввязываясь в бой. Война представлялась им прогулкой: из безопасного далека настрелял МИГов и домой, к мамочке. Поэтому на Сейбрах даже пушек не было.

      А на деле оказалось, что быстрые и маневренные МИГи легко уходят от ракет. А потом "американец" становится их лёгкой добычей, потому как уйти от МИГа у него никаких шансов. Почитайте про полк Кожедуба в Корее - у них потери, по-моему были один к десяти (один сбитый МИГ на десять Сейбров). Или около того. Не думаю, что американцы забыли науку Кожедуба.

      Чтобы доминировать в воздухе, истребитель просто обязан уметь летать!
      Не может быть, чтобы они этого не понимали.
      Не настолько они тупыы-ы-ые....
      1. saturn.mmm 21 января 2013 17:40
        Цитата: Каток
        Чтобы доминировать в воздухе, истребитель просто обязан уметь летать!
        Не может быть, чтобы они этого не понимали.
        Не настолько они тупыы-ы-ые....

        F-22 умеет летать это истребитель что бы доминировать в воздухе. F-35 многоцелевой, ударный вот у этого самолета маневреннось не на высоте. Американцы полагают что компенсируют этот недостаток электроникой.
  5. savarineko 17 января 2013 13:28
    Красивыми эти самолеты не назовеш......
  6. Мульт 17 января 2013 13:38
    Судя по последним новостям из США, их военный бюджет наладом дышит. Так что последний реально удачный проект аля Next Generation - это Star Trek: The Next Generation. Летать им на f-18 и немного на f-35 ещё лет 20. И пусть не выпендриваются
    Мульт
    1. barmaley 18 января 2013 23:36
      http://www.newslab.ru/blog/174842
  7. Lone gunman 17 января 2013 18:55
    мне кажется, какой вектор развития авиационных технологий изберёт США , за ним и все попрутся и мы в том числе, есть пастух и есть бараны мне не хочется , чтобы мы - Россия были вторые ...
    1. Kir 17 января 2013 19:13
      А что-бы не переть куда не попадя надо элементарно осознать простую истину сша не пастух, а Мы не стадо, а тех кто так мыслит(Они боги а мы смерды), гнать невзирая на заслуги взашей вот и весь сказ. тем более что не всё что им приписывается у них рождено.
      А вобще уже давно и многие понастаящему умные люди говорят, что главные люди технари и естественики, а не гуманитарии.
      Kir
  8. karmin 17 января 2013 22:53
    Цитата: Каток

    Американцы на эти грабли наступали уже.
    Они проверили эту доктрину ещё в Корее, с Сейбрами.

    Каток, Вы все перепутали: 1. не Корея, а Вьетнам
    2. не "Сейбр", а "Фантом II"
    3. Кожедуб не имеет отношения к войне во Вьетнаме
    karmin

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня