Двухсредный беспилотный аппарат Naviator переходит на новый этап испытаний

10
Двухсредный беспилотный аппарат Naviator переходит на новый этап испытаний
Опытный аппарат Naviator садится на воду


Пентагон проявляет большой интерес к беспилотным и безэкипажным системам разного рода, в т.ч. с необычными возможностями и функциями. Так, в ближайшее время планируется провести новые испытания экспериментального двухсредного аппарата Naviator, способного летать по воздуху и плавать под водой. Целью этих мероприятий является определение военного потенциала подобной техники и связанных с нею технологий.



Для воздуха и воды


Проект под названием Naviator (дословно «штурман»; также возможно разделение на Navy и Aviator – «флот» и «авиатор») изначально разрабатывался в инициативном порядке специалистами Университета Рутгерса (шт. Нью-Джерси). В 2016 г. проект перешел в ведение специально основанной компании SubUAS. На этом этапе проект привлек внимание Управления военно-морских исследований, которое оказало необходимую помощь.

Университет Рутгерса и компания SubUAS начали показывать опытные образцы двухсредного аппарата в 2016-17 гг. на разных выставках Пентагона. Также организации-разработчики публиковали фото и видео их испытаний. Демонстрировались основные режимы работы – полет, плавание и переход между ними.

Тогда сообщалось, что концепция «Навиатора» может найти достаточно широкое применение в военной сфере. Кроме того, на тот момент проект уже смог заинтересовать силы специальных операций. Впрочем, какие-либо заказы или пожелания от спецподразделений не поступали. При этом нельзя исключать, что организация-разработчик не взялась бы за их исполнение из-за ранней стадии проекта.


Передвижение под водой

В дальнейшем работы по изделию Naviator продолжились. За счет доработки конструкции, внедрения новых приборов и т.п. решений нарастили летные характеристики в воздухе и ходовые параметры в воде. Также увеличили продолжительность непрерывной работы и рабочую глубину. Проводились испытания техники в разных условиях, в т.ч. на открытых пространствах и акваториях. Также отрабатывалось применение беспилотной системы с разных надводных платформ.

Новый этап


Управление военно-морских исследований сохраняет интерес к двухсредному комплексу и планирует дать ему новые возможности. С этой целью недавно запустили программу Subsurface Autonomous Naviator Delivery («Автономная подводная доставка Naviator»), в ходе которой хотят проверить совместимость беспилотного аппарата с безэкипажными платформами.

Разработкой комплекса в виде носителя и двухсредного беспилотника займется компания SubUAS при содействии исследовательского управления ВМС. Соответствующий контракт был подписан 8 ноября. Стоимость работ оценили в 3,7 млн долл. Сроки их проведения не уточняются.

Также пока остаются неизвестными технические аспекты проекта SAND. Заказчик и исполнитель не сообщают, какой вариант «Навиатора» будет проходить следующие испытания, с каким подводным носителем его будут применять и т.д. Вероятно, все эти подробности будут раскрываться позже, по мере проведения запланированных мероприятий. Кроме того, следует ожидать первые оценки проведенных испытаний и прогнозы о будущем предложенной концепции.


Другой вариант аппарата

Универсальная конструкция


Проект Naviator предлагает оригинальную концепцию двухсредного беспилотного аппарата, которая может быть реализована требуемым заказчику образом с использованием разных компонентов и устройств. Допускается масштабирование, возможно получение разных технических характеристик, применение в различных сферах и т.д. Организации-разработчики уже использовали такие возможности – представлен целый ряд опытных образцов с разным составом агрегатов и отличающимися параметрами.

Общая архитектура аппаратов «Навиатор» достаточно проста. По своей конструкции они похожи на распространенные беспилотники-квадрокоптеры. Имеется центральный корпус с приборным оснащением, на котором находятся «лучи» с винтомоторными группами. Все опытные аппараты серии оснащались восемью двигателями и винтами. В отличие от БПЛА для воздуха, конструкция двухсредного аппарата тщательно герметизируется во избежание повреждения электрики и электроники.

В воздухе Naviator, вне зависимости от конструкции и характеристик, работает как полноценный квадрокоптер. Он способен совершать вертикальный и горизонтальный полет, висеть, маневрировать и т.д. Связь с оператором при этом осуществляется по радиоканалу.

Переход к подводному режиму выполняется путем простой посадки на воду с дальнейшим использованием воздушных винтов в качестве гребных. При этом аппарат должен плавать «на боку» для достижения максимальной скорости порядка 10 узлов. Представленные прототипы могли погружаться на глубину от 10 до 30 м. Вместо радиосвязи при этом использовался гибкий кабель, тянущийся за аппаратом.


Применение аппарата для мониторинга подводной обстановки

Двухсредный беспилотный аппарат может нести различные полезные нагрузки. Показанные образцы оснащались видеокамерами во внешнем герметичном кожухе. В зависимости от своих размеров и прочих характеристик, аппарат может получать и иное оснащение. В частности, рассматривается возможность установки различных сенсоров и даже вооружения.

Подводная платформа


В теории, «Навиатор» может работать с любой платформы-носителя. Перевозить его и обеспечивать полеты / плавание могут автомобили с нужным оснащением, катера и суда и т.д. В рамках нового проекта SAND планируют проработать возможность размещения на безэкипажном подводном аппарате. По всей видимости, будет решаться несколько основных конструкторских задач.

В первую очередь, нужно будет решить вопросы базирования на подводной платформе с учетом ее специфики. Предстоит создать некий грузовой отсек для аппарата-носителя с возможностью выпуска и возвращения нагрузки в подводном и надводном положении, подзарядки аккумуляторов и т.д. Также потребуются особые средства управления, связывающие удаленного оператора, подводный носитель и двухсредный беспилотник.

В перспективе такой подводный комплекс, как предполагается, может найти применение в разных сферах. Так, прежде всего рассматривается использование в целях разведки. Подводный аппарат сможет скрытно выходить на рубеж и выпускать двухсредное изделие, которое должно будет подниматься над водой и вести наблюдение, давать корректировку и т.д.


Применение "Навиатора" в противоминных мероприятиях

Naviator может решать и более сложные задачи. Разработчики проекта уже представили алгоритм работы его противоминной модификации. В этом случае аппарат должен работать под водой и искать опасные объекты, после чего подниматься в воздух и передавать данные тральщикам. Затем он сможет вернуться под воду и продолжить работу до следующего сеанса связи.

В целом возможны и другие варианты применения двухсредной техники. Все зависит от потребностей эксплуатанта, используемой платформы и аппарата и т.д. Вероятно, в ходе проекта SAND не только проверят общие возможности, но и попробуют проработать разные варианты применения и определить их потенциал.

Две среды


Таким образом, Пентагон продолжает процесс создания и развития техники для военно-морских сил. В добавок к существующим беспилотным летательным и подводным аппаратам создаются системы с объединением их возможностей. Так, двухсредный аппарат Naviator уже показал свои основные возможности, причем в нескольких разных конфигурациях. Теперь ему предстоит пройти новый этап испытаний на подводном носителе.

Какой будет программа новых испытаний, и как планируют проверять комплекс с разными беспилотными аппаратами, неизвестно. Однако уже ясно, к чему приведет успешное проведение этих мероприятий. Семейство техники «Навиатор» получит дальнейшее развитие, в т.ч. по техническому заданию Пентагона. Кроме того, могут скорректировать планы развития безэкипажных флотилий. И вполне возможно, что двухсредные беспилотные аппараты в дальнейшем получат широкое распространение.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 ноября 2023 05:04
    Интересно, как реализовали герметизацию моторов? Полностью герметичный с магнитной муфтой (дорогой и тяжёлый) или с заливкой обмотки герметиком (дешёвый)?
    1. +1
      15 ноября 2023 07:01
      Перспективный БПЛА получится, например доставить к базе флота противника на скоростном погружном бпла и выпустить рой из 10-15 дронов с различными средствами поражения... как ниже ватерлинии так и сверху...
    2. +1
      12 декабря 2023 10:40
      Бесколлекторные двигатели нет нужды герметизировать - они не имеют открытых контактов. Достаточно просто качественной изоляции.
  2. +1
    15 ноября 2023 06:07
    Naviator...если доведут до ума могут и на ЧФ испытать поставив их ВСУ.
  3. +1
    15 ноября 2023 09:48
    У таких штук будет главный бич - мусор на воде. Он уже сейчас гектарами плавает везде. Что касается разведки под водой, то основная трудность будет скорее всего в большой энергоёмкости - под водой темно, и нужна будет мощная подсветка. Интересно попробовать заменить обычную съёмку ультразвуковым сканированием. Если программно объединять данные этого сканирования в процессе движения вокруг исследуемого объекта, то можно получить его 3D-модель, по аналогии с 3D-съёмкой в оптическом диапазоне.
    1. 0
      12 декабря 2023 11:28
      Интересно, а как подлодки под водой плавают? Или у них фары есть?
      1. 0
        12 декабря 2023 11:55
        Сонарами светят. Других вокруг слушают. А если не хотят "светиться", то по цифровым картам дна и инерциальной навигации идут. Но это не спасает от неучтённых полузатопленных морских контейнеров. Недавно на такой американцы у берегов Китая налетели. Праздник был у всех ). А в августе китайцы в жёлтом море попались на какую-то ответку. Проблема та ещё.
  4. 0
    15 ноября 2023 14:11
    Задумка ,безусловно,оч. интересная -но ее реальные возможности будут здорово ограничены автономностью аппарата по емкости АКБ (исчисляемой десятками минут для воздуха и меньшими значениями для водной среды) а также проблемами связи, возникающими в случае работы в водной среде. По сути в данный момент аппарат просто является некой универсальной системой ближнего радиуса действия,которая в силу своей компромиссности весьма сомнительна для каждой выполняемой задачи.

    Автономности аппарата не хватит для более-менее длительных миссий именно двусредных , навигационные и связующие возможности в воде будут затруднены . Так что эмпирическое "подплыл -потом взлетел из ниоткуда -потом снова нырнул" вряд ли будет использоваться в полной мере .

    Если мы говорим об использовании подобных устройств разнообразными диверсантами то ,вероятно, односредные аппараты будут лучше справляться с задачами в силу их бОльшей заточенности и меньших потерь на компромиссность.

    Однако все написанное это лишь ограничения на текущем технол.уровне. В случае резкого прогресса в АКБ или топливных элементах или в ИИ-системах (однако же требующих запитки в любом случае) вариации подобных аппаратов могут быть крайне опасны именно в разведывательно-диверсионных операциях . Так что как демонстратор технологий концепция заслуживает внимания .
    Лично мое мнение - расширение возможностей таких устройств до способности движения по водной глади (как глиссер, к примеру) сделало бы их в перспективе еще опаснее и трудно обнаружаемее.
    1. +3
      15 ноября 2023 15:11
      Цитата: Knell Wardenheart
      навигационные и связующие возможности в воде будут затруднены .

      В случае запуска с надводной платформы связь может поддерживаться через буй с разматываемым кабелем. На этом же буе можно оставить и элементы питания, облегчив работу под водой. Хотя тогда поплавок должен быть достаточно объёмным. Очевидно, что такая концепция для противоминной борьбы вполне подходит. Да и для быстрого поиска пловцов сгодится.
  5. -1
    15 ноября 2023 21:21
    Японцы во вторую мировую уже делали подводные авианосцы. Но тема почему-то не пошла.
    Американцы решили повторить.