Проект «верного ведомого» CCA для ВВС США

7
Проект «верного ведомого» CCA для ВВС США
Концепт пилотируемого самолета NGAD от ВВС США


В настоящее время профильные организации Пентагона из состава военно-воздушных сил США и коммерческие подрядчики работают над несколькими проектами авиационной техники следующего поколения. В частности, в рамках крупной программы Next-Generation Air Domination прорабатывается возможность создания боевого беспилотного летательного аппарата Collaborative Combat Aircraft, способного сопровождать самолеты и помогать им в выполнении задач.



Неторопливый прогресс


Программа NGAD стартовала несколько лет назад и предусматривает разработку ряда типов летательных аппаратов боевого и вспомогательного назначения, которые в будущем смогут поступить на вооружение ВВС США. В рамках этой программы большое внимание уделяется беспилотным технологиям. В частности, активно прорабатывается концепция «верный ведомый».

В начале 2022 г. руководство ВВС впервые открыто упомянуло новый проект «верного ведомого» из состава программы NGAD – Collaborative Combat Aircraft («Сотрудничающий боевой летательный аппарат»). По соображениям секретности, а также, вероятно, из-за ранней стадии работ, на тот момент смогли раскрыть только сам факт существования проекта, а также самые основные его задачи и цели.

В дальнейшем руководство ВВС неоднократно вновь вспоминало про проект CCA и оглашало новые подробности, дополняя уже имеющуюся картину. Последние заявления такого рода прозвучали несколько дней назад. 13 ноября в Центре новой американской безопасности (г. Вашингтон) выступил с докладом и ответил на вопросы министр ВВС США Фрэнк Кендалл. Особое внимание он уделил проекту CCA и раскрыл новую любопытную информацию.

Из заявлений официальных лиц теперь известно, как именно Пентагон планирует развивать беспилотную составляющую тактической авиации, в какие сроки будет реализован новый проект, сколько техники закупят, какие функции она получит и т.д. При этом на основе доступной информации можно сделать дополнительные выводы и прогнозы разного рода.


Видение NGAD компанией Lockheed Martin

Сроки и объемы


Из прошлогодних заявлений Ф. Кендалла следовало, что в ближайшее время ВВС планировали заниматься исследовательскими работами и формировать общие требования и особенности будущего БПЛА CCA. Эти мероприятия могли завершиться к концу 2023 финансового года. Тем не менее, они пока не закончены, о чем сообщалось на недавнем мероприятии.

В 2024 ф.г. планировали начать полноценную разработку перспективного проекта. Будет объявлен соответствующий конкурс, и авиастроительные компании смогут предложить свои версии будущего «верного ведомого», соответствующие требованиям заказчика. Конкурсную часть проекта, завершение разработки и весь комплекс испытаний хотят уложить в следующие пять лет.

На сроках конкурсной разработки положительно скажутся уже проведенные мероприятия. Как оказалось, к настоящему времени потенциальные конкурсанты и подрядчики успели проработать общие вопросы и представили ВВС предварительные проекты. Вероятно, после запуска конкурса они получат развитие и выйдут на новый уровень.

В отдаленной перспективе, в конце текущего десятилетия или позже, проект CCA сможет дойти до стадии производства и закупок серийной техники. По словам Ф. Кендалла, эти закупки будут проходить по «черным» статьям военного бюджета, и информация о них будет закрытой. Впрочем, министр назвал возможные объемы производства – военно-воздушным силам требуется не менее тысячи беспилотных «ведомых».

Программа производства будет относительно дешевой. Перед проектом CCA стоит задача снижения стоимости летательных аппаратов. Стоимость такой техники, в зависимости от комплектации, должна быть втрое или вчетверо ниже цены истребителя F-35. Это позволяет подсчитать целевую стоимость перспективного летательного аппарата CCA и программы производства в целом.


Гипотетический истребитель от Northrop Grumman

При этом следует учесть, что к моменту запуска производства планы ВВС могут измениться. Точные объемы будущего заказа, сроки производства и т.д. будут зависеть от результатов текущих научно-исследовательских и будущих опытно-конструкторских работ. По понятным причинам, эти вопросы пока не поддаются точному прогнозированию.

Технические вопросы


Согласно последним словам министра ВВС США, проект CCA пока находится на стадии выработки облика и тактико-технических требований. Вероятно, эти работы завершатся в ближайшее время, но их результат не будет доступен общественности. Впрочем, уже раскрыты основные планы и пожелания военно-воздушных сил.

Предполагается, что беспилотник CCA будет выполнен в виде полноразмерного самолета. Возможно, он будет похож на существующую или перспективную технику ВВС. При этом аппарат должен быть меньше и легче за счет отсутствия кабины и иного бортового оснащения.

Летно-технические характеристики тоже должны быть на уровне пилотируемых самолетов, с которыми CCA будет взаимодействовать. Ф. Кендалл отметил необходимость повышения взлетно-посадочных характеристик – БПЛА должен иметь возможность работы с любых аэродромов и даже с автодорог.

Выбран интересный подход к формированию комплекса бортового оборудования и вооружения. В отличие от пилотируемых истребителей, CCA не будет получать полный набор радиоэлектронного оборудования и вооружения со всеми желаемыми функциями. На борту будут присутствовать только модули и устройства для решения конкретных задач. Это позволит удешевить каждый БПЛА при сохранении необходимых функций.

Предполагается, что пилотируемый самолет будет управлять звеном беспилотников, каждый из которых будет иметь свою собственную функцию – искать воздушные и наземные объекты, бороться с обороной противника, атаковать выявленные целей и т.д. При этом сам самолет, имея полный набор аппаратуры, сможет выполнять все подобные задачи. Совместное использование пилотируемой и беспилотной техники с разным оснащением, как ожидается, даст преимущества тактического и эксплуатационного характера.


Опытный "верный ведомый" от Boeing

Смелые планы


Таким образом, ВВС США продолжают развивать концепцию «верного ведомого» и приближаются к стадии разработки БПЛА такого рода, пригодного к полноценной эксплуатации и боевому применению. Формируется облик такого изделия и требования к нему, и в ближайшие месяцы должна начаться стадия конкурсного проектирования. При этом ее потенциальные участники уже проработали некоторые вопросы и представили свои предварительные предложения.

Проект CCA создается с учетом накопленного опыта в области «верных ведомых» и должен объединять лучшие решения в этой области. В частности, по опыту предыдущих проектов решено строить полноразмерный самолет, но при этом отказаться от его оснащения всеми возможными приборами и вооружениями. Такой подход обеспечит требуемую боевую эффективность при групповом применении под командованием пилотируемого самолета, а также снизит стоимость строительства и эксплуатации.

Финансовые аспекты проекта представляют особый интерес. Министр ВВС ставит целью снижение стоимости БПЛА CCA до 25-33 проц. от текущей цены полноценного истребителя F-35. Согласно доступной информации, F-35 последних партий обошлись налогоплательщику примерно в 82 млн долл. каждый. Соответственно, цена одного CCA должна находиться в пределах 20,5-27,3 млн долл. Это немало, но существенно меньше стоимости другой техники. Впрочем, строительство более тысячи БПЛА обойдется в десятки миллиардов долларов.

Планы и реальность


На данный момент речь идет только о научно-исследовательской работе, предварительных проектах, оценках и т.д. Полноценное проектирование беспилотника CCA на конкурсной основе начнется лишь в ближайшие месяцы и займет некоторое время. Последующие мероприятия потребуют еще несколько лет, и готовые БПЛА смогут попасть в ВВС только к концу десятилетия.

Программа NGAD в целом и проект CCA в частности представляет большой интерес для ВВС США – они заложат основы для последующего развития тактической авиации. Однако для получения таких результатов в будущем необходимо активно и продуктивно работать сейчас. Справятся ли ВВС и промышленность с выполнением поставленных задач и реализацией планов, неизвестно.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 ноября 2023 06:58
    При таких ЗРК как сейчас, как показало СВО, применение дорогих самолетных и тем более пилотируемых систем, против современной ПВО, представляется сомнительным. Рой дешевых БПЛА в сети, решит вопросы штурмовки переднего края и бомбардировки тыловых объектов дешевле. У авиации наступил суровый период.
    1. -1
      16 ноября 2023 07:11
      Цитата: Гражданский
      ...применение дорогих самолетных...систем, против современной ПВО, представляется сомнительным

      До недавнего времени и танки регулярно "хоронили", а теперь "выяснилось", что без них никуда. И бригады формировали, а потом "вдруг выяснилось", что дивизии и армии всё-таки неплохо бы иметь... Теперь авиацию "начали хоронить"...

      Цитата: Гражданский
      Рой дешевых БПЛА

      Вот после роя дешевых БПЛА и пойдут в бой дорогие БПЛА, а затем пилотируемая авиация под зорким оком ДРЛО. Возможности любой ПВО небезграничны. Всё хорошо работает в комплексе.
  2. +1
    16 ноября 2023 10:02
    Концепция интересная . Но хотелки в четверть стоимости от ''ведущего'' по мне чересчур оптимистична . Единственное , от чего реально избавятся - это с-мы жизнеобеспечения , кабина с оборудованием . Всё остальное необходимо и для БЛА при выполнении возлагаемых задач . Сделать все системы модульными по принципу ЛЕГО и устанавливать нужные наборы под конкретную задачу? Вряд ли возможно . Да и у модульности есть подводные камни , отнюдь не удешевляющие эксплуатацию , конструкцию и логистику . Сами беспилотники амеры конечно построят , но е по той цене и в конечном виде , отличном от первоначальных хотелок . В этом плане будет интересно сравнение того, к чему в конечном итоге придут их и наша концепции беспилотного ведомого ( С-70 )
    1. 0
      7 января 2024 16:14
      Цитата: КВУ-НСвД
      Сделать все системы модульными по принципу ЛЕГО и устанавливать нужные наборы под конкретную задачу? Вряд ли возможно

      Почему это вряд-ли возможно? Скажем базовый БЛА умеет в базовом варианте взлетать, садиться, летать по заданным 3м лицом маршрутам. Тогда его базовая стоимость скажем 20 мио $. Для дополнительного любого оборудования, или боеприпасов выделен объём с стандартными соединениями электроснабжения и управления Plug & Play, втыкай что хочешь. Нужен БЛА истребитель-перехватчик, ставят АФАР и в боевой отсек РВВ. Нужен БПЛА РЭБ и РЛС, соответственно объём заполняется нужной аппаратурой. Конечно такой АФАР РЛС стоит пару мио $ сам по себе+ само вооружение и уже снаряжённый БЛА может стоить 40 мио. Пилотируемый ЛА сам по себе намного сложнее в производстве и техобслуживании, из-за пилотов, их жизнеобеспечения и если получится создать БЛА способный выполнять боевые задачи на уровне ПЛА при стоимости в 1/3, то это станет очередным нововведением в военном деле и в середине века может стать массовой реальностью.
  3. -2
    16 ноября 2023 10:13
    Ещё один член экипажа самолёта со сложным элеетрооборудованием, сопряжённым с бортовой ЭВМ и сетью. Новые проблемы при преодолении РЭБ и ПВО.
  4. -2
    21 ноября 2023 22:51
    Спор лётчика с ракетчиком был закончен в виде хрущевской реформы армии.
    Люди якобы компетентные не понимают, что авиация - это не самолёт, а аэродром.
    А аэродром это не столько большая и беззащитная взлетная полоса, это беззащитные и дорогостоящие хозяйства аэродромного обслуживания.
    Что такое БПЛА?
    Это уже не самолёт, но ещё не ракета.
    Ударный БПЛА - это бред, это песок который насыпают врагу в ствол пушки танка.
    БПЛА существуют только потому, что ПВО изначально рассчитано на скоростные маневрирующие цели, а БПЛА не скоростные и не маневрирующие, это дешёвые дрова.
    Но это вовсе не означает, что не скоростные и не маневрирующие дешевые цели нельзя дешево сбить, просто никто не ставил такую задачу с соответствующим финансированием.
    Потому что вооружения не вырастают как картошка, их нужно создавать.
  5. 0
    12 января 2024 12:27
    Нет ни каких оснований для серьезного прорыва. Все упирается в силовые элементы ЛА. Нет эффективных двигателей нет высокой полезной нагрузки и снижения веса топлива или энергии от накопителей. Есть только желание и фантазии. Поэтому вопрос в фундаментальных решениях физиков и математиков которые дадут толчок всей цепочки освоения.