Новые глаза для разведки США

34
Новые глаза для разведки США

Не очень приятная информация, но Пентагон официально объявил, что следующим самолетом ДРЛО ВВС США и теперь фактически и НАТО, станет «Клинохвост» Boeing E-7А. Решение было принято на фоне неоднократно появлявшейся критики о том, что сегодняшний самолет системы предупреждения и управления (AWACS) E-3 «Sentry» устарел настолько, что не может считаться эффективным.

Вообще сама история Boeing E-7 интересна. Самолет свежий, первый полет совершил в 2004 году. Создан на базе Boeing-737, весьма надежного и проверенного самолета. Летит прилично (до 5 000 км), скорость как у пассажирского лайнера (850 км/ч), высота до 12 500 м.



Вооружение, если можно так сказать, состоит из многофункциональной РЛС MESA (Multi-role Electronically Scanned Array) Это не просто антенна, это «многоцелевой массив электронного сканирования», то есть какое-то количество независимо работающих в разных направлениях решеток от компании «Northrop Grumman». Естественно, решетки фазированные, что убирает из конструкции громоздкий механизм вращения антенны.

Вся АФАР конструктивно состоит из трех антенных решеток, одна из которых обеспечивает сканирование в секторах плюс-минус 30 град. в передней и задней полусферах, а две другие - боковой обзор справа и слева. Практически угол обзора максимально приближен к 360 градусам. Высота антенны 2,4 м, длина 10,7 м. АФАР имеет 288 приемопередающих твердотельных модулей.

РЛС работает в диапазоне частот 1,2-1,4 ГГц, дальность при круговом обзоре пространства превышает 400 км. Количество обнаруживаемых за цикл сканирования целей достигает 3000.

Станция имеет три режима работы: сканирования воздушного пространства, сканирования надводного пространства и кадровой съемки для детального просмотра заданной зоны.


Кроме того, на самолете установлена станция спутниковой связи, позволяющая передавать информацию в высокоскоростном режиме в любую точку земного шара, где будут соответствующие приемники. Для обеспечения надежной засекреченной телефонной связи и обмена данными операторов и экипажа с наземными (корабельными) центрами управления и наведения, а также с самолетами ТА на борту самолета установлена аппаратура системы передачи данных Link-4А, аппаратура передачи данных Link-11, аппаратура связи и распределения данных Link-16. Ну и для общей связи самолет оснащен тремя KB и восемью УКВ-радиостанциями.

Для защиты имеется комплекс противодействия ракетам «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Комплекс РЭБ включает в себя: систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) «Немезис», автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ложных целей, а также ЭВМ ALR-2001 для управления работой комплекса.

В общем – серьезная машина для выполнения серьезных задач.


Самое пикантное в этой истории то, что самолет, который уже эксплуатируется в ВВС трех стран, Австралия (6 шт.), Турция (4 шт.) и Южная Корея (4 шт.) плюс заказан для ВВС Великобритании (5 шт.) почему-то упорно игнорировался ВВС США. И вот, наконец-то дошло, что «Сентри» уже не тот самолет, который может эффективно выполнять задачи, возлагаемые на такие машины.


С другой стороны, за 15 лет активной эксплуатации, были выяснены все сильные и слабые стороны самолета. Это, конечно, большой плюс для американцев, потому что вообще-то в мире не принято продавать на сторону то, чего нет на вооружении у себя. Случай с Е-7 практически уникальный, потому что аналогичные попытки продажи самолетов, которые не находились на вооружении ВВС страны-изготовителя обычно терпели неудачу, как это было с российским МиГ-35 на тендере в Индии.

Военно-воздушные силы США закупают E-7А для замены своего парка E-3, по крайней мере, частично, причем Великобритания делает то же самое, в то время как Турция уже эксплуатирует этот тип, поэтому унификация с силами НАТО будет продолжаться. Для разведывательных сил альянса это плюс, причем, немалый.

Агентство НАТО по поддержке и закупкам (NSPA), отвечающее в том числе и за обеспечение альянса техникой производителей разных стран, объявило о своем плане «предпринять шаги по приобретению» шести самолетов E-7A.


Решение о приобретении E-7A было принято NSPA совместно со странами партнерства и поддержки проекта Е-7: Бельгией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией и США.

Совместно NSPA и Support Partnership Nations пришли к выводу, что E-7A «является единственной известной системой, способной в настоящее время выполнять основные оперативные требования стратегического командования и ключевые параметры производительности и доступной для поставки в требуемые сроки». Тем самым был запущен механизм замещения Е-3 на Е-7А.

Быстрой и моментальной замены не получится. Такие сложные машины не выпускаются, как истребители, а потому заказы для Великобритании и США будут делаться не один год. Вообще достичь оперативного насыщения самолетами Е-7А планируется достичь к 2031 году, а полностью вывести Е-3 из использования к 2035 году.

По данным NSPA, среди причин, по которым Е-7А «Клинохвост» был признан лучшим кандидатом, были «преимущества экономии на масштабе, унификации и оперативной совместимости, проистекающие из многонационального приобретения военных готовых платформ». Такая степень унификации и перспективы взаимодействия с другими парками E-7 явно дали продукту Boeing преимущество перед единственным другим реалистичным кандидатом, Saab «Global Eye», который основан на планере дальнемагистрального бизнес-джета Bombardier Global 6000/6500.


С шведской разработкой тоже все интересно. Несмотря на то, что SAAB – шведский концерн, ВВС Швеции не спешили закупать самолет для своих потребностей. Первыми эксплуатантами «Global Eye» стали Объединенные Арабские Эмираты, а в самой Швеции только идут обсуждение постановки Saab «Global Eye», при этом скандинавская страна еще не официально присоединилась к альянсу НАТО.

Что касается выбора E-7A для альянса, Стейси Каммингс, генеральный директор NSPA, прокомментировала:
«Эта работа знаменует собой важную веху в продолжающихся усилиях НАТО по повышению своей готовности и потенциала в предстоящие годы. Стратегия NSPA по приобретению различной техники, призвана обеспечить ряд преимуществ, которые укрепят способность альянса реагировать на меняющиеся вызовы безопасности».


Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг добавил:
«Самолеты наблюдения и разведки имеют решающее значение для коллективной обороны НАТО, и я приветствую приверженность союзников инвестированию в высокотехнологичные силы и средства. Объединяя ресурсы, союзники могут коллективно покупать и эксплуатировать крупные активы, которые были бы слишком дорогими для отдельных стран. Эти инвестиции в самые современные технологии демонстрируют силу трансатлантического оборонного сотрудничества, поскольку мы продолжаем адаптироваться к более нестабильному миру».


С учетом того, что НАТО намерена заказать всего шесть самолетов E-7A в рамках проекта iAFSC, представляется, что существует большая вероятность размещения дальнейших заказов на Wedgetail в рамках более широкой инициативы AFSC. В конце концов, Воздушные силы дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (NAEW&CF), дислоцированные на авиабазе Гайленкирхен в Германии, в настоящее время эксплуатируют 16 самолетов E-3A. Понятно, что вместо них 6 самолетов Е-7А смотрятся более чем скромно.


С другой стороны, описание AFSC как «системы систем» указывает на стремление к тому, чтобы флот E-7A, независимо от его возможного размера, работал как часть интегрированной сети датчиков, которая также будет включать беспилотные летательные аппараты, другие типы самолетов, которые могут работать в качестве средств наблюдения, а также системы космического базирования.

В планах НАТО значится использование совместно с Е-7А высотного беспилотного летательного аппарата RQ-4D Phoenix с большой продолжительностью полета, космическую разведку, морскую разведку, наземные радары дальнего наблюдения и MILSATCOM (Военное управление спутниковой связи).

Если учесть, что в недалеком прошлом ВВС США рассматривали E-7 как решение, позволяющее преодолеть разрыв между снятием с вооружения E-3 и будущими возможностями радара космического базирования и другими перспективными системами, то план по добыче разведданных вполне себе работоспособен, по крайней мере, в первоначальной его теории.

Радар в космосе – это, конечно, сильно. Еще в 2021 году начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун сказал, что покупка E-7 «дает нам путь» к новым возможностям радара космического базирования, который, по его словам, может быть менее уязвимым, чем система, основанная на коммерческом авиалайнере. Сложно поспорить с генералом, радарная платформа в космосе намного менее уязвима, чем самолет в атмосфере, однако, не на 100%. Но построить ее, запустить и отладить намного сложнее (и дороже!), чем 5-6 самолетов, способных выполнять те же задачи.

Но космические системы слежения – это вообще отдельный разговор, у них есть как преимущества перед системами наблюдения на самолетах, так и недостатки. Но сегодняшнее поле битвы в плане траты денежных сумм на постройку пока за самолетами.

Интересно, что, хотя НАТО до сих пор ничего не говорил о покупке больше, чем первые шесть E-7A, не говоря уже о добавлении другого типа самолета, все еще может быть надежда на добавление Saab в европейском контексте AEW&C.


На авиасалоне Dubai Airshow, проходящем на этой неделе, стало известно, что Дания, Финляндия и Швеция ведут переговоры с Saab с целью потенциальной совместной эксплуатации «Global Eye». Эта инициатива, скорее всего, будет включать в себя два «Global Eyes», которые заказала Швеция, а поставки должны быть осуществлены в 2027 году. У Швеции есть опцион еще на два таких самолета. Четыре самолета вполне способны обеспечить выполнение любых задач для трех стран.


Пара самолетов Saab "Global Eye" над Швецией

«Мы ведем переговоры с соседними странами в Скандинавии — Финляндией и Данией — чтобы увидеть, может ли расширение с двух или более самолетов в регионе быть решением»
, — сказал Томас Лундин, глава отдела маркетинга и продаж AEW&C в Saab.

Вообще прецеденты такого совместного сотрудничества уже имеются, в том числе запуск в начале этого года Северной концепции ведения боевых действий для совместных воздушных операций. В принципе, не так важно, какие марки самолетов будут применяться, если они будут действовать по одним протоколам передачи и обмена данными.

Помимо «Global Eye», Saab уже имеет опыт работы в AEW&C с операторами НАТО в Европе. Греция эксплуатирует более раннюю систему «Erieye», установленную на региональных самолетах EMB-145H, Польша недавно получила первый из своих двух турбовинтовых самолетов Saab 340, оснащенных «Erieye». Швеция, которая в настоящее время ожидает вступления в НАТО, также эксплуатирует Saab 340 вместе с «Erieye» под местным обозначением S100B «Argus».


Самолет S100B Argus ВВС Швеции

В Европе интерес к AEW&C подстегивается событиями на Украине, а также другими оперативными чрезвычайными ситуациями, требующими широкомасштабного наблюдения и контроля воздушного пространства. Е-7 уже играет важную роль в этих миссиях, причем не только с Турцией, но и в случае с самолетами, которые Австралия перебросила в Европу. Королевские военно-воздушные силы Австралии (RAAF) использовали свой «Wedgetail» для наблюдения за военными и гуманитарными грузами, поступающими в Украину, и работа самолета на этом театре военных действий, возможно, также помогло НАТО принять решение о закупке E-7A.

В целом, специфические требования европейского района операций делают такой актив AEW&C, как Е-7А «Wedgetail», весьма ценным, принимая во внимание близость НАТО к России и необходимость следить за передвижениями российских военных самолетов, а также за российскими беспилотниками и ракетами. По мнению американских экспертов, потребность в ежедневном наблюдении за воздушным пространством в Европе существует со времен холодной войны и в последнее время становится все более актуальной.

Учитывая, что Saab надеется, что «Global Eye» сможет найти новых клиентов в Европе и в дальнейшем интегрироваться в НАТО, а ВВС США, объявив вслед за Великобританией о планах приобрести E-7A, справедливо будет сказать, что AEW&C переживает своего рода ренессанс в НАТО в целом.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 ноября 2023 04:52
    Чёрная зависть!
    одна из которых обеспечивает сканирование в секторах плюс-минус 30 град. в передней и задней полусферах,

    Ну ладно впёред, назад то как?
    1. 0
      20 ноября 2023 06:18
      Цитата: Владимир_2У
      Ну ладно впёред, назад то как?

    2. -9
      20 ноября 2023 06:40
      Наша альтернатива дешевые БПЛА ... групповые многоуровневые системы...
      1. +3
        24 ноября 2023 07:33
        Цитата: Гражданский
        Наша альтернатива дешевые БПЛА .

        Для ДРЛОиУ ?
        Дешевые БПЛА ?
        Вы хоть тему статьи поняли ? Самолёты ДРЛОиУ служат для ДАЛЬНЕГО радиолокационного обнаружения воздушных целей и управления своей авиацией .
        Автор не раскрыл причин почему те же США так долго не отказываются от своих старых АВАКСов - это круговой обзор (360 гр.) , чего доска на спине никак обеспечить не может . Но у "доски" есть другое преимущество - такая антенна способна определять не только азимут и дальность , но и высоту с достаточной для наведения точностью . Чего обзорная РЛС в "тарелке" обеспечить не может , либо это будет с очень невысокой точностью .
        Отсюда и наша дилема с определением типа антенны для самолёта ДРЛОиУ на базе Ту-214 . Именно для него "доска" на спине или на бортах более предпочтительны . Тем более есть опыт размещения по два полотна на каждом борту (всего четыре полотна) с некоторым доворотом переднего полотна вперёд , а заднего назад , чем обеспечивается "почти круговой" обзор четырьмя полотнами в совокупности . И эта схема пожалуй предпочтительней в нашем случае . Примерно как на Ту-214Р .
        Вот только такие самолёты ДРЛОиУ нам нужны уже вчера , а их всё нет .
    3. +1
      21 ноября 2023 16:31
      Ну да, я так понимаю есть некоторое количество приемопередающих элементов спереди и сзади в "нашлепке". Насчет "сзади" тоже вопрос. Но даже если и есть, то здесь с моего дивана видится, что апертура там относительно небольшая, количество элементов небольшое и соответственно общая энергетика в этих направлениях намного хуже чем в "бок". Тем более, что синтезировать апертуру при продольном перемещении антенны можно гораздо эффективнее. Т.е. данный аппарат скорее всего отвечает заявленным характеристикам на макс.дальность только в случае бокового обзора под углом 90 градусов. При всех остальных углах, апертура плоской АФАР будет функцией синуса, с соответствующим снижением эффективности
  2. +8
    20 ноября 2023 05:00
    Количество обнаруживаемых за цикл сканирования целей достигает 3000.

    Ничего себе, значит будут видеть и слышать почти все
    1. +9
      20 ноября 2023 14:16
      Вот вам и загнивающий капитализм.......просто слов цензурных не осталось...
      1. -3
        20 ноября 2023 16:18
        В области авиации и радаров Россия и СССР отставали всегда. Начиная с императорской России. Так, что нужно напрягаться и догонять. И у нас есть ученые.
  3. +10
    20 ноября 2023 05:19
    Эх... Обложили нас и товарищей китайцев аваксами по полной:)

    Коллеги, кто разбирается в этой теме, подскажите пожалуйста, а с какими сложностями сталкиваемся мы в данной сфере? Что мешает нам строить в достаточном количестве ДРЛО? Неужели он НАСТОЛЬКО дороже Су-34/35/57, что мы не можем на всю страну наклепать хотя бы штук пять новых самолетов для усиления старичков А-50?
    1. +26
      20 ноября 2023 05:56
      Самое главное что мешает это прогнившая насквозь система ВПК как чисто коммерческого проекта , управление предприятиями людьми у которых во главу угла ставится прибыль личная и оптимизация процессов . К сожалению в дрло мы отстали ровно на столько же на сколько автоваз отстал от тойоты (образно ) т.е. навсегда , судя по тенденциям. Те единицы бортов которые сейчас могут выполнять хоть какие то задачи проблемы не решают , необходимы десятки и десятки таких самолетов . Так же необходимы самолеты разведки и ЦУ , протриволодочные самолеты . А их нет , и в ближайшие десятилетия не появляется в нужном количестве . Надо строить новые авиазаводы . Но деньги уходят на виллы , яхты и любовниц
      1. +1
        20 ноября 2023 06:07
        Раз отстали настолько, то, как указано в статье - смысла вкидываться в самолеты нет, у Западников насчет самолетов всегда пунктик был, догонять смысла нет. Нужно сразу в космос выводить - на спутники, с этим я думаю справимся быстрее
      2. +1
        20 ноября 2023 08:54
        Цитата: FoBoss_VM
        Самое главное что мешает это прогнившая насквозь система ВПК как чисто коммерческого проекта , управление предприятиями людьми у которых во главу угла ставится прибыль личная и оптимизация процессов . К сожалению в дрло мы отстали ровно на столько же на сколько автоваз отстал от тойоты (образно ) т.е. навсегда , судя по тенденциям. Те единицы бортов которые сейчас могут выполнять хоть какие то задачи проблемы не решают , необходимы десятки и десятки таких самолетов . Так же необходимы самолеты разведки и ЦУ , протриволодочные самолеты . А их нет , и в ближайшие десятилетия не появляется в нужном количестве . Надо строить новые авиазаводы . Но деньги уходят на виллы , яхты и любовниц

        Какой такой "коммерческий проект"? Практически весь ВПК принадлежит госкорпорации Ростех управляемой государственными чиновниками. Так что коммерция тут не при чём.
        1. +12
          20 ноября 2023 11:08
          Я работаю на заводе ВПК. Мне не надо рассказывать что и кому принадлежит , я всю эту кухню знаю прекрасно изнутри . И да , скачайте на сайте Ростеха финансовые отчетные документы и проанализируйте , если есть знания
        2. +10
          20 ноября 2023 11:29
          Какой такой "коммерческий проект"? Практически весь ВПК принадлежит госкорпорации Ростех управляемой государственными чиновниками. Так что коммерция тут не при чём.


          Escariot. Позвольте с Вами не согласиться.

          В государстве, в котором царит диктатура буржуазии, госсобственность находится в управлении буржуазных чиновников. Любые ГОСУДАРСТВЕННЫЕ проекты для них бизнес, это для них коммерческие проекты. Вот социалка для них сплошной убыток. Производство и продажа оружия является одним из лучших коммерческих проектов. ВПК не бесплатно передаёт МО России оружие. Государство выделяет деньги из бюджета. И деньги немалые. Глава Ростеха и министр Минпромторга не дадут соврать.

          Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в 2021 году заработал 632,2 млн руб., следует из декларации, опубликованной на сайте госкорпорации... https://www.rbc.ru/business/21/05/2022/6287fae69a794782019a52f2

          Список самых богатых чиновников российского правительства третий год подряд возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Его доход по итогам 2021 года составил 704,664 миллиона рублей.
          На втором месте — вице-премьер Юрий Трутнев c 392,6 миллиона рублей, причем по сравнению с 2020-м его доходы выросли более чем в девять раз (с 42,3 миллиона). ...https://ria.ru/20220415/dokhody-1783783750.html


          Опубликованные Декларации - это за 2021г.
          СВО ещё не началось.

          Думаю, сами догадаетесь, почему с 1 марта 2023г. декларации госчиновников перестали выставлять на публичное обозрение.

          П.С.
          Дележ пирога: Олигархи, кланы и группировки опять сцепились в сражении на внутреннем фронте.
          ...Пример борьбы за деньги бюджета — программа развития беспилотной авиации. Сначала на нее один из акторов запросил 50 млрд, естественно, туда кинулись его конкуренты. После этого президент принял решение, что все будут участвовать вместе, но сумма выросла до 500 млрд. А недавно огласили, что на эти цели выделят 1 трлн бюджетных рублей. Беспилотники нужны сегодня, но их в должном количестве нет, а за деньги уже ведут борьбу вперед до 2030 года. И так везде...
          https://svpressa.ru/economy/article/386978/
          1. -2
            20 ноября 2023 14:17
            >> Производство и продажа оружия является одним из лучших коммерческих проектов.
            Лучшим для условного Boeing или LM, а для остальных это не так. Достаточно посмотреть на финансовое состояние ОАК или ОСК.
    2. +15
      20 ноября 2023 11:38
      Ещё добавлю что если в авиации мы сильно отстаём (заводов, специалистов и инженеров мало. А технологии устарели), то вот в микроэлектронике даже отставания нет. Потому что самой микроэлектроники вообще нет. Те немногие предприятия что ею занимаются, заточены под узкие задачи из области ВПК для военных спутников или систем для РВСН. А вот производить широкий спектр микроэлектроники различного назначения для других целей и отраслей - они просто не могут.
      Это всё равно что придти к одинокому кузнецу со старой кузней - и просить собрать ему серию автомобилей с ДВС.
      В СССР микроэлектроника отставала от Западной, потому что мы начали позже. Но всё же она была. Наши самолёты, ракеты и техника вообще, ездила и управлялась нашими компьютерами на нашем ПО построенному на наших предприятиях.
      Но это осталось в прошлом
      1. +2
        20 ноября 2023 14:14
        >>В СССР микроэлектроника отставала от Западной, потому что мы начали позже. Но всё же она была.
        Это точно, 10 лет отставания (14 нм) даже сейчас у нас было бы за счастье.
    3. 0
      20 ноября 2023 14:13
      Кажется, у нас проблемы с производством современных ППМ и, что более критично, электроники для обработки (оборудование и компьютеры, которые в ДРЛО во множестве установлены).
    4. +3
      21 ноября 2023 11:18
      Во-первых, нет платформ. Ил-76 производится с темпом 3 (ТРИ!) самолета в год. Один из которых - обязательно транспортник (коих не хватает), и еще один - заправщик (коих тоже не хватает).
      Другие платформы и вовсе не производятся - Ил-114 все еще ждет серийных двигателей ТВ7-117, беспилотник Альтиус-РУ - замену для немецких дизелей. Так что делать ДРЛО тупо не из чего.
      Во-вторых - проблема с электроникой, точнее с элементной базой. Её как не было - так и нет.
      И пока в Кремле сидит уважаемый Владимир Владимирович, а предприятиями управляют эффективные менеджеры - просвета мы не увидим.
  4. -12
    20 ноября 2023 05:23
    В общем есть куда стремится нашим РЭБ.Цели намечены задачи поставлены за работу товарищи
  5. +6
    20 ноября 2023 07:42
    Роман, спасибо за статью.
    Исчерпывающе.
  6. +6
    20 ноября 2023 12:40
    Поздравляем заокеанских партнёров и с нетерпением ждём от промышленности аналогичного решения. Эгей! Где, черт побери, ДРЛО с АФАР-гребнем на базе Ту-214?
    1. +6
      20 ноября 2023 12:52
      Аналогов нет ,все в цифре
  7. -1
    20 ноября 2023 15:53
    Учитывая, что Saab надеется, что «Global Eye» сможет найти новых клиентов в Европе и в дальнейшем интегрироваться в НАТО, а ВВС США, объявив вслед за Великобританией о планах приобрести E-7A, справедливо будет сказать, что AEW&C переживает своего рода ренессанс в НАТО в целом.

    ну что тут скажешь не чего хорошего для РФ ! надеюсь все же ВПК РФ сделают современным и даже опередят запад где РФ очень отстает !
  8. fiv
    +1
    20 ноября 2023 16:19
    Комплек РЭБ, наверное, включает в себя больше, чем указано в статье? С таким мощным радаром и вычислительным комплексом можно ставить помехи на большой территории ТВД и не только в целях ПВО.
  9. +9
    20 ноября 2023 18:48
    Зато у нас паркет на Фрунзенской из самых дорогих пород дерева.У Америкосов такого по-любому нет.Нам нечему завидовать))
  10. +1
    20 ноября 2023 20:25
    Цитата: Алексей Лантух
    В области авиации и радаров Россия и СССР отставали всегда. Начиная с императорской России. Так, что нужно напрягаться и догонять. И у нас есть ученые.


    Интересно, какие это такие радары были в Императорской России?)
    1. +1
      21 ноября 2023 02:35
      Радио же! Ёксиль моксиль!!! laughing lol
      P.S. Шучу конечно)
    2. 0
      21 ноября 2023 15:13
      Так там ещё про область авиации пишут. Увы, «Илья Муромец» не сильно повлиял на ход ПМВ
  11. +2
    20 ноября 2023 20:53
    Во времена моей молодости с Гейленкирхена в день взлетало по 8 -12 штук Е3, которые с утра до вечера летали вдоль границ стран Варшавского договора. В субб и вск они не летали совсем, чтобы экипажи могли насладиться хорошим немецким пивом и фроляйн
  12. +1
    20 ноября 2023 20:57
    Про русский А100 все разговоры затихли примерно в 2017 г. Видно, весь бюджет освоили в полном объеме.
    В определенной степени устроить госиспытания на АВАКС легче, чем скажем на истребитель. Располагаешь где-нибудь в Астрахани (или в Сибири) 400 разных целей (подвижных и неподвижных, летающих и не очень), и смотришь, сколько он из них засек
  13. -1
    20 ноября 2023 21:07
    Глазки можно испортить ЛАЗЕРОМ.
  14. 0
    20 ноября 2023 21:20
    Русский инженер о возможностях ракет на вооружении ВСУ, - Интервью ForPost
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    25 декабря 2023 08:24
    Отставание настолько колоссально, что догонять смыла нет, ибо совершенно бесполезно.
    Прочитали, вздохнули…и дальше пошли.