Элегантные и оригинальные «австрийцы»

84
Элегантные и оригинальные «австрийцы»


Пробравшись под крышу,
отмахиваясь от кружев паутины,
вытащил из заветного уголка
завернутый в тряпки тяжелый «манлихер».
Выйдя из сарая и ощущая в кармане
волнующую тяжесть револьвера,
пошел на станцию.

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Рассказы об оружии. В конце XIX – начале ХХ века в разных странах множество различных конструкторов трудились не покладая рук, пытались создать «самый лучший пистолет в мире», и каждый из них решал эту задачу по-своему.



В той же Германии были созданы пистолеты Люгера и Маузера с автоматикой на основе короткого хода ствола и магазинами в рукоятке и перед скобой спускового крючка. В США и Бельгии, благодаря работам Джона Браунинга, появились пистолеты с извлекаемым магазином в рукоятке. Автоматика в них чаще всего использовалась с коротким ходом ствола, сцепленного с затвором, а в пистолетах под маломощные патроны применялся свободный затвор, который достаточно мощная пружина лишь прижимала к казенной части ствола.


Пистолет Манлихера 1894 г. Королевский арсенал, Лидс

Но ничуть не менее интересные пистолеты в это же самое время создавались и в Австрии, являвшейся в то время частью Австро-Венгерской монархии, причем именно в этом государстве был создан пистолет, впервые принятый на вооружение.

Одним из первых созданием пистолетов здесь занялся Фердинанд Риттер фон Манлихер. Среди множества его работ пистолет 1894 года занимает особое место, поскольку его конструкция уж очень необычна: во время выстрела пуля, врезаясь в нарезы ствола, тянет его за собой, ствол продвигается вперед, сжимает расположенную вокруг ствола пружину и выбрасывает стреляную гильзу. Ну а возвращаясь назад, он просто насаживался на очередной патрон из магазина и… был готов к следующему выстрелу.

Что касается ударно-спускового механизма пистолета M1894, то он никакого отношения к автоматике пистолета не имел и взводился, как и револьвер, вручную, причем и самовзводом, и с предварительным взведением курка. А отверстие для бойка курка было сделано в задней стенке рамки.

Интересно, что подобно револьверам того времени этот пистолет не имел предохранителя. Чтобы дослать патрон в ствол, следовало подать его вперед, ну а заряжался его магазин, встроенный в рукоятку, с помощью специальных обойм по пять патронов в каждой.

Пистолет получил громоздкое название Halbautomatische Repetierpistole Sistem Mannlicher M1894 (полуавтоматический перезаряжающийся пистолет с передним ходом ствола и зарядкой обоймой патронов системы Манлихера, Модель 1894 года), вот только выпущен он был лишь в небольшом количестве и на вооружение и в коммерческую продажу не поступал.


Фердинанд Риттер фон Манлихер (1848–1904)

В 1895 году свой пистолет представил другой конструктор – чех Карел Крнка. Он имел такой же калибр 8-мм и тот же встроенный магазин на 10 патронов, и даже внешне они были чем-то похожи, но принципиально отличались по конструкции.


Пистолет М1895. Вид справа. Обратите внимание на рифление на конце ствола. На самом деле оно сделано вовсе не на стволе, а на запорной отвинчивающейся муфте, которая запирает надетую на сам ствол возвратную пружину. Музей армии в Стокгольме

После выстрела ствол и затвор, сцепленные друг с другом, вместе двигались назад вплоть до упора так, что даже проходили над приемником магазина. Лишь дойдя до конца, затвор поворачивался вокруг своей оси, расцеплялся со стволом и оставался на какое-то время на месте, в то время как ствол, толкаемый пружиной, шел вперед и возвращался в прежнее положение. Когда ствол останавливался, движение вперед начинал уже затвор. При этом он досылал патрон в патронник, а затем опять поворачивался уже в обратном направлении и сцеплялся со стволом. Ну а капсюль патрона разбивался ударником, по которому бил открытый курок.


Карел Крнка (1858–1926)

Интересно, что в то время, когда магазины автоматических пистолетов наполнялись 5, 6, 7, 8 патронами, и считалось, что этого вполне достаточно, у Карела его рукояточный магазин наполнялся сразу десятью, причем не просто из обоймы, а обоймы, снабженной для удобства особым толкателем.

Следующим был опять пистолет Манлихера, который, согласно документам фирмы «Штейр», был запатентован в 1898 году и первоначально назывался «Модель 1900», а несколько позднее «Модель 1901». Патрон, применявшийся в пистолете, был тоже собственной разработкой конструктора и отличался от патрона 7,63 мм Маузера, поскольку для системы со свободным затвором тот был бы слишком мощным. Это был специально сконструированный патрон 7,63x21 мм.

Гильза патронов Манлихера имела небольшую конусность, чтобы ей было легче выходить из патронника. Вес пули составлял 5,5 г, оболочка могла быть стальной или из медно-никелевого сплава. Пороховой заряд позволял ей развивать начальную скорость в 326 м/с.

Магазин размещался в рукоятке и заряжался из обоймы через открытый затвор. Из-за чрезвычайно простой работы механизма пистолет этот имел рукоятку минимального размера, кстати, очень похожую на револьверную.

Проста была и механика этого пистолета. Два выступа на ствольной коробке и, соответственно, два паза под них на затворе, что позволяло ему по отношению к стволу двигаться вперед-назад. Ствол ввинчивался в ствольную коробку, то есть был соединен с ней в одно целое. Под стволом находилась пружина, которая прижимала затвор к патроннику. Позади затвора находился курок. Внутри затвора – боек, передававший удар курка капсюлю патрона и... все! Заряжался он также из обоймы, причем содержавшей 10 патронов сразу!


Коммерческая модель пистолета Манлихер-Штайр» 1905 г. Обратите внимание на рифленую клавишу на рукоятке. На нее нужно было нажать, чтобы разрядить магазин заряженного пистолета при открытом затворе. Пружина выбрасывала патроны с достаточной силой, о чем стрелку следовало помнить! Общая длина: 243 мм. Длина ствола: 139 мм. Вес: 920 г. Емкость магазина – 10 патронов. Фотография Алена Добресса

Первой армией, вооружившейся автоматическими пистолетами Манлихера М1901, была армия Аргентины, которая приняла этот пистолет в 1905 году вместе с 7,63-мм патроном Манлихер Аутоматик 7,63x52 мм. Первоначально было закуплено 1 020 пистолетов, более миллиона патронов, а также кобуры и аксессуары. Аргентинские военные продолжали и дальше заказывать эти красивые пистолеты, и в общей сложности купили их около 10 000 штук.


Кобура пистолета 1901 г. Вид спереди. Фотография компании «Рок-Айлендский аукцион»

Многие называют этот пистолет «самым элегантным пистолетом» начала ХХ века. С этим утверждением можно не соглашаться, но нельзя не отметить, что он действительно смотрится очень эффектно.


Пистолет M1896/1897. Фотография Forgotten weapons


Пистолет M1896/1897 с кобурой-прикладом по моде тех лет. Фотография Forgotten weapons

Манлихер разработал также пистолет M1896/1897, внешне напоминавший маузер К96. Пистолет стал известен под обозначением М1901/1903. Он имел фиксированный магазин перед спусковым крючком на шесть патронов, но затем на нем стал использоваться съемный магазин, расположенный там же, на те же шесть патронов. Широкого распространения он не получил: так как покупателей отпугивал изогнутый рычаг взвода курка, находившийся на корпусе справа, из-за чего им было неудобно пользоваться. Смерть конструктора в 1904 году прервала его работы в этом направлении.


А вот таким образом взводился у пистолета M1896/1897 курок и, в общем-то, было это не очень удобно. Фотография Forgotten weapons

Ну а к Карелу Крнка первый по-настоящему большой успех пришел лишь после того, как он начал тесно сотрудничать с австрийским фабрикантом и оружейником Георгом Ротом и выпустил пистолет «Рот-Штейр» M1907 (Repetierpistole M7), который поступил на вооружение австро-венгерской кавалерии. Данное обстоятельство оказалось для этого пистолета наилучшей рекламой. Хотя, собственно, на судьбе самого конструктора это отразилось не так чтобы очень сильно.

Дело в том, что все наиболее удачные пистолеты Крнка выпускались под чужими именами, например, «Рот-Зауэр», «Рот-Штейр», «Штейр», в силу чего роль самого Крнка в их разработке довольно долго просто недооценивалась.

Кстати, своё название – «Рот-Штейр», пистолет получил ещё и по названию города, в котором был налажено его производство. Причем, сам Георг Рот занимался производством патронов, поэтому лицензии на выпуск пистолетов, созданных совместно с изобретателем Карелом Крнкой, был вынужден продавать другим фабрикантам.


Пистолет «Рот-Штейр» 1907 г. Фотография Алена Добресса


Патронная обойма к пистолету «Рот-Штейр». Фотография Алена Добресса

У этого пистолета был очень необычный затвор, имевший длину, равную длине ствольной коробки. Автоматика пистолета действовала за счет отдачи при коротком ходе ствола.

Запирание происходило за счет поворота ствола, который имел две пары боевых выступов: передняя располагалась у дульного среза, двигалась по винтовым пазам кожуха ствола и отвечала за его вращение при откате и накате; а задняя – за сцепление с затвором, который в передней части был полым и надвигался сзади на ствол. Стреляная гильза выбрасывалась через окно в верхней части ствольной коробки, а досылание патрона в патронник происходило при возвращении затвора в исходное положение, как и у всех других пистолетов, кроме разве что модели Манлихера 1894, где на патрон надвигался сам ствол.

Ударно-спусковой механизм был одинарного действия. После каждого выстрела ударник взводился, но только частично, а его довзведение происходило лишь при нажатии на спусковой крючок. В случае осечки его можно было взвести и вручную, потянув затвор назад. Такая сложная система обеспечения безопасности была устроена специально, чтобы пистолет не мог выстрелить от случайного касания курка, от чего никак не мог быть застрахован кавалерист, сидевший верхом на лошади, которая могла просто толкнуть его под руку.

Магазин на 10 патронов был встроен в рукоятку пистолета, образованную нижней правой частью непосредственно рамки, левой отъемной частью и двумя щечками. В пистолете использовался уникальный в своем роде бесфланцевый патрон калибра 8 мм, придававший пуле начальную скорость 332 м/c. Длина пистолета составляла 233 мм, длина ствола: 131 мм, вес без патронов: 1 030 г.


Коммерческая модель «Рот-Зауер» с выдвинутым затвором. Фотография Алена Добресса

Но самым удачным пистолетом Карела Крнка стала его модель 1911 года, которую он разработал на основе более ранней конструкции Георга Рота.

Это было оружие с коротким ходом ствола, который под действием отдачи вместе с затвором отходил назад, причем ствол поворачивался при этом вокруг своей оси примерно на 20°. После расцепления со стволом затвор продолжал отходить назад и извлекал стреляную гильзу. При возвращении ствола в исходное положение новый патрон досылался затвором в патронник. Магазин – встроенный в рукоятку, можно было извлекать при разборке пистолета.

Пистолет был надежен и отличался очень высоким качеством изготовления. После аннексии Австрии Германией в 1938 году немецкая армия получила в качестве трофеев большое количество этих пистолетов. Многие из них были переделаны фирмой «Маузер» под стандартный патрон 9 мм Парабеллум.


Пистолет «Штейр» 1911 года. Как и любое другое оружие, предназначенное для нужд армии, пистолеты «Штейр» модели 1911 года снабжались пистолетными ремешками и кобурами. Фотография Алена Добресса


Неполная разборка пистолета модели 1911 г. Хорошо виден спиральный выступ на стволе, благодаря которому он проворачивался внутри кожуха затвора. Фотография Алена Добресса


Пистолет «Штейр» модели 1912 года. Фотография Алена Добресса


А вот так в этот пистолет вставлялась обойма с патронами, которые затем вдавливались в магазин нажатием пальца на специальный рифленый «толкатель». И судя по тому, как Йен Макколлум из Forgotten weapons мучается с его заряжанием, не всегда это было легким делом. Пока вот так с обоймой возишься, тебя запросто и убить могут! Правда, обойма у него не родная, металлическая, а сделанная из пластмассы

P. S.


Что же касается того, что пистолет «манлихер» у Николая Островского был назван «револьвером», хотя револьверов Манлихер никогда не создавал, то… тут уже ничего не сделаешь. В то время в литературе пистолет очень часто называли револьвером и наоборот. Важнее было показать чувства и поступки героев!

Кстати, «манлихер» у Островского двенадцатизарядный, а таких тоже никогда не выпускалось – емкость магазина «манлихера» составляла 10 патронов. Ну забыл человек… Помнил лишь, что патронов в нем было много!
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 ноября 2023 04:40
    Огромное спасибо!
    Глядя на изыски австрийских конструкторов, пришла очевидная мысль - иногда самобытность бывает роковой! Нет Австро-Венгерской империи и тема остается «за кадром» большинства любопытствующих.
    Всем хорошего дня, с уважением Коте!
    1. +5
      22 ноября 2023 05:59
      Цитата: Коте пане Коханка
      Нет Австро-Венгерской империи и тема остается «за кадром»

      Империи уже давно нет, зато есть пистолет Glock, разработанный ее наследницей - Австрией...
      1. +6
        22 ноября 2023 08:36
        Во-во, после такого буйства красок, прийти к пистолету с дизайном обувной коробки...
        1. +4
          22 ноября 2023 08:57
          Цитата: роман66
          прийти к пистолету с дизайном обувной коробки

          Вам интересен внешний вид или его характеристики?
          1. +1
            22 ноября 2023 09:25
            Я человек мирный, мне внешний вид важнее, мне не стрелять на точность и скорость, а вот пульнуть из такого красавца интересно было бы
          2. +1
            4 января 2024 08:26
            Не знаю почему так все молятся на Глок. Мне вообще не понравилось стрелять. Я стрелял с 4 моделей. По мне CZ75 Compact лучше
            1. +1
              4 января 2024 10:33
              Цитата: Михаил Я2
              Я стрелял с 4 моделей

              А я за годы службы из Макарова несколько раз... wink
            2. Комментарий был удален.
      2. +5
        22 ноября 2023 19:45
        Цитата: Luminman
        Цитата: Коте пане Коханка
        Нет Австро-Венгерской империи и тема остается «за кадром»

        Империи уже давно нет, зато есть пистолет Glock, разработанный ее наследницей - Австрией...

        Ну на обломках двуединой монархии много кто порезвился. Например: чехи с СZ22 или венгры FEG37.

        FEG37M

        CZ27
        Оба приняли участие во второй мировой войне.
  2. +5
    22 ноября 2023 06:31
    Прочитал эпиграф и почему-то вспомнилось:
    Полковник Фридрих Краус фон Циллергут (Циллергут--
    название деревушки в Зальцбурге, которую предки полковника
    пропили еще в восемнадцатом столетии) был редкостный болван.
    ... На полковых смотрах он любил поговорить с солдатами и всегда задавал им один и тот же вопрос: почему введенные в армии винтовки называются
    "манлихеровки"?
    В полку о нем говорили с насмешкой: "Ну вот, развел свою манлихеровину!"
    (Я.Гашек. "Приключения бравого солдата Швейка")
    1. +4
      22 ноября 2023 06:45
      Цитата: Дилетант
      Полковник Фридрих Краус фон Циллергут

      - Муха попала в чернильницу. Это непорядок, когда муха попадает в чернильницу. Известно ли вам, что такое чернильница? wink

      П.С. Такое читать можно бесконечно...
    2. +4
      22 ноября 2023 07:09
      Цитата: Дилетант
      был редкостный болван

      Виктор! Это не только тогда было... Пример 1984 года. Кафедра истории КПСС Пензенского политехнического института. Как раз ноябрь, как и сегодня. Молодой ассистент приехал из Москвы в модной тогда обуви - сапогах-динозаврах, напоминающих шины от карьерного камаза, а у голенища опушенные белым мехом. Шикарная вещь! Смотрит один отставной полковник, к.и.н., доцент и говорит: Что же вы молодой человек поощряете иностранную промышленность? Надо отечественную обуви покупать!" Молодой человек отвечает: "В ботинках нашей Кузнецкой фабрики только в гроб кладут!" Проходит месяц... Этот же полковник и его коллега в том же звании. Первый: "А я сына женил! Купил ему в подарок.... и югославские простыни. Качество - изумительное!" Второй активно поддакивает. Молодой ассистент присутствует и громко при всех, включая женщин, говорит: "Ах как интересно! Вашему сыну значит можно е... на югославских простынях, а мне нельзя ходить в югославской обуви!?" Надо было видеть как он смутился покраснел, начал что-то бормотать. Омерзительное было зрелище. Тоже вставил этот эпизод в роман.
      1. +7
        22 ноября 2023 08:12
        Пример 1984 года. Кафедра истории КПСС
        На эти кафедры конкурс был. К началу 80-х последние адекватные преподаватели этого предмета уже вымерли и пришло вот такое. Зато как исступлённо они вещали с трибуны!
        1. +2
          22 ноября 2023 09:23
          Цитата: Авиатор_
          Зато как исступлённо они вещали с трибуны!

          Вот тут, Сергей, Вы правы на все 100%. Мне всегда (и тогда тоже) не нравилось, когда "перегибают палку". Всегда считал, что эффект обратный. Не все так лекции читали. Но многие. Тут была забавная деталь. Трудящихся СПРАШИВАЛИ, какого лектора они хотят. А лекторы с кафедры поскольку они участовали в соцсоревновании, должны были прочитать не меньше 4 лекций в месяц. Да больше им и не надо было. Плата им была 10 р. за лекцию Военная пенсия плюс 320 р. доцента - хватало на жизнь. А я (у меня было 125 р.) было по 20 лекций в месяц (5 р.за лекцию). Поэтому читать надо было так, чтобы тебя запомнили и пригласили. То есть мнение народа учитывалось и был стимул стараться. Но... на официальные праздники все лекторы были обязаны читать официальные темы. А сделать такую тему интересной было очень трудно. И никаких вольностей. Партог присутствовал и тут же сообщил бы куда надо... об уклонах допущенных лектором. Такое вот "закулисье" этого было.
          1. +4
            22 ноября 2023 18:08
            Военная пенсия плюс 320 р. доцента - хватало на жизнь.
            При военной пенсии 320 р доцента не было, был потолок суммарных доходов (рублей 300, примерно). выше которого уже не платили. Откуда мне известно - отец в 60-70 годы читал психологию и педагогику в Оренбургском зенитном училище, получая военную пенсию 182 р.
            1. -1
              23 ноября 2023 18:06
              Цитата: Авиатор_
              Откуда мне известно -

              Ну, я этого знать не мог.
        2. +2
          22 ноября 2023 09:26
          Цитата: Авиатор_
          На эти кафедры конкурс был.

          Два года ждал пока возьмут. Год был почасовиком, и только после этого провели по конкурсу. Брали лучших из лучших, проверенных и преданных!
      2. -2
        26 ноября 2023 22:52
        Такая сложная система обеспечения безопасности была устроена специально, чтобы пистолет не мог выстрелить от случайного касания курка, от чего никак не мог быть застрахован кавалерист, сидевший верхом на лошади, которая могла просто толкнуть его под руку.

        Наркоман? Если ты верхом на лошади - каким образом она может тебя толкнуть?
        Вообще - лошадь видел, сидел, катался..?

        У меня ипподром за оградой и лошадок я иногда привожу, чаще - присматриваю в пол глаза.
        Девчонки - спортсменки и тренеры мирового уровня. А вы не - боитесь? Нет, зайки мои, это как мой кот, только чуть больше. Вы же не дадите мне лошадку покататься... Потому что мой вес больше центнера.
        Деда - пойдём лошадок кормить? Да, внучка - морковка, яблочки...
      3. 0
        4 декабря 2023 12:13
        Цитата: kalibr
        во время выстрела пуля, врезаясь в нарезы ствола, тянет его за собой,

        Неверное мнение, ходящее из книги в книгу. Усилие, толкающее затвор вперед, это давление пороховых газов на "поясок" частей профиля патронника вокруг ствола. Формально это "разница силы давления пороховых газов на гильзу назад и силы давления на площадь ствола" . Оно работает с некачественными гильзами обязательно бутылочной формы. И очень критично зависит от упругости дульца гильзы и графика горения пороха.
      4. +1
        18 марта 2024 00:39
        чтобы всем было понятно - речь идет о сапогах -дутиках, которые действительно были с тракторной подошвой и опушкой.
  3. +3
    22 ноября 2023 06:47
    Штейр 1912 шикарнейший пистолет с шикарнейшей механикой, жаль что после ПМВ конструкция не получила развития.
  4. 0
    22 ноября 2023 07:45
    Заказная прозападная статья. Писать об австрийских пистолетах и ни разу не вспомнить про выдающийся автомат Фёдорова под почти промежуточный патрон... "Это какой-то позор!"
    1. +13
      22 ноября 2023 07:50
      Писать об австрийских пистолетах и ни разу не вспомнить про выдающийся автомат Фёдорова под

      Да и про паровоз братьев Черепановых ни слова, не говоря уже про самолет генерала Можайского. Действительно "позор" и преклонение перед западом! wassat lol
    2. +1
      22 ноября 2023 07:59
      Цитата: Amazoniy
      под почти промежуточный патрон..

      Так ведь в предыдущем материале про "штурмгевер" мы выяснили, что этот "почти промежуточный патрон" был даже мощнее стандартного винтовочного с рантом. Но... Ваш юмор я оценил. Спасибо! Минус не мой! Напротив - + поставил.
      1. +4
        22 ноября 2023 08:14
        Если серьёзно, то статья мне понравилась, информативная, без занудства, с хорошими фото. А шутка видимо у меня не очень удачная получилась. Ну да ладно. К минусам отношусь философски(его ещё заслужить надо), хуже когда комментарий остаётся без ответа и без оценки. Значит написан зря.
      2. +3
        22 ноября 2023 08:38
        Как всегда - спасибо, хотя вот тут
        7,63-мм патроном Манлихер Аутоматик 7,63x52 мм.

        Это.... Вряд ли.. (С)
        1. +2
          22 ноября 2023 09:37
          Конечно, не так - правильно: 7,63x21 мм. Хорошо, что Вы зхаметили!
    3. +4
      22 ноября 2023 13:44
      И про промежуточный патрон ни слова.
      Не говоря уж о командирской башенке на Т-34.
      Позор!
      1. -1
        22 ноября 2023 16:07
        Цитата: Seamaster
        И про промежуточный патрон ни слова.
        Не говоря уж о командирской башенке на Т-34.
        Позор!

        Кстати, начал искать материалы по "федоровку" и нашел ряд фактов, что он много позаимствовал у тех кто был до него. А в той же винтовке Чеи-Риготти использовался практически промежуточный патрон и это она, а не федоровский автомат и даже не "гевер" претендует на первенство в ряду "штурмовых винтовок". Но это так, пока еще "в работе".
  5. +3
    22 ноября 2023 09:02
    Фраза порадывала:
    Ну а возвращаясь назад, он просто насаживался на очередной патрон из магазина и...

    Доктор велел фрикции! (с) к/ф Адреналин со Стэтэмом

    З.Ы. Ну не удержался я feel ... просто чуть чаем не подавился, когда прочитал lol good Зачет!!! Вы сделали моё утро! good

    З.Ы.Ы. В оружейной литературе используется глагол "надвигается" обычно
    1. +1
      22 ноября 2023 09:30
      Алексей! Ну читал я оружейную литературу... Читал и много. И знаю про "надвигался". Но... я пишу же для людей, и не в "оружейную литературу", а на популярный сайт. Подумал... "насаживался" будет интереснее. И не ошибся! Писал же вчера в ответе Владимиру, что иногда мы специально пишем "немного не то". Но он подумал, что пишутся враки. А на самом деле... это вот так - "чуть-чуть чуть в сторону" для хорошего настроения. "Инструкции" с ТТХ и без меня найдется кому написать.
      1. +2
        22 ноября 2023 10:23
        Ну я тож иногда с приколами пишу, иначе скучно lol
        З.Ы.Да у меня чет слетели непрочитанные, а там (в той теме) уже такая портянка образовалась... что глазами уже не отследить. recourse
  6. +6
    22 ноября 2023 09:31
    Одним из первых созданием пистолетов здесь занялся Фердинанд Риттер фон Манлихер.

    Было бы все же несправедливо не упомянуть тех, кто в Австрии занялся созданием пистолетов самыми первыми - эрцгерцога Карла Сальватора и графа Георга фон Дормуса. Все же их пистолет Salvator Dormus Semiautomatic Pistol model 1891 считается первым из запатентованых самозарядных пистолетов.



    Этот пистолет на вооружение не приняли, но его на все последующие авсрийские конструкции он явно повлиял.
    1. +2
      22 ноября 2023 10:20
      Все же их пистолет Salvator Dormus Semiautomatic Pistol model 1891 считается первым из запатентованых самозарядных пистолетов.
      Про Дормус я здесь уже писал. И хотел бы написать и больше, но пока нет нужной информации. Недавно получал фото пистолета Лаумана-Шрёдингера из Вены... Можно было подумать, что переписываемся по-поводу "Порше"...
      1. +6
        22 ноября 2023 10:31
        фото пистолета Лаумана-Шрёдингера

        Наверное все же Шёнбергер-Лауманн (Schönberger -Laumann). А Шрёдингер - это физик, который эксперимент с котом предложил.
        1. +3
          22 ноября 2023 11:32
          Цитата: Dekabrist
          Шёнбергер-Лауманн (

          В спешке бывает отвечаю...Пишу очередной текст и отвечаю. На раздельный вдумчивый процесс времени нет.
  7. +5
    22 ноября 2023 10:05
    В 1895 году свой пистолет представил другой конструктор – чех Карел Крнка.
    ...
    После выстрела ствол и затвор, сцепленные друг с другом, вместе двигались назад вплоть до упора так, что даже проходили над приемником магазина.

    Это схема автоматики с длинным ходом ствола. Кстати, Карел Крнка был талантливым конструктором, но в его конструкции явно просматривается влияние пистолета австрийского изобретателя Васы Теодоровича (Wasa Theodorovic), патенты и прототипы которого приобрел George Roth.



    Пистолеты Теодоровича и Крнка похожи не только внешне, но и "внутренне", притом настолько, что пистолет Roth-Krnka M1895, судя по всему, просто усовершенствованный Карелом Крнка пистолет Roth–Theodorovic.
  8. +5
    22 ноября 2023 10:24
    Кстати, австрийцы сконструировали не только первый полуавтоматический пистолет, но и коммерческий пистолет самого маленького калибра - 2.7mm Kolibri Car Pistol.





    Сконструировал этот пистолет в 1910 году венский часовщик Франц Пфаннль. Притом позиционировался он именно как оружие самообороны для женщин. Производство начали в 1914 году, но до начала Первой мировой успели изготовить только 1000 экземпляров.
    1. +3
      22 ноября 2023 10:40
      Таким пистолетом нападающего можно сильно разозлить...
      1. +1
        22 ноября 2023 13:23
        Даже не застрелишься lol
        Цитата: solar
        Таким пистолетом нападающего можно сильно разозлить...
  9. +2
    22 ноября 2023 11:12
    " Широкого распространения он не получил: так как покупателей отпугивал изогнутый рычаг взвода курка, находившийся на корпусе справа, из-за чего им было неудобно пользоваться. "

    Судя по фото, он был сделан для левши. Правой рукой курок, похоже, нельзя было взвести.
    1. +3
      22 ноября 2023 11:34
      Цитата: С.З.
      Правой рукой курок, похоже, нельзя было взвести.

      Нет, он взводится, но очень это неудобно.
    2. +5
      22 ноября 2023 14:34
      Широкого распространения он не получил: так как покупателей отпугивал изогнутый рычаг взвода курка, находившийся на корпусе справа, из-за чего им было неудобно пользоваться. "

      Судя по фото, он был сделан для левши. Правой рукой курок, похоже, нельзя было взвести.

      Это не рычаг взвода курка, поскольку у этого пистолета курок отсутствует в принципе. Это своего рода затворная задержка, позволяющая зафиксировать затвор для снаряжения магазина из обоймы.

      Смотрите с 7.11.
      1. +3
        22 ноября 2023 16:04
        Логично - для перезарядки пистолет перекладывается в левую руку, а правой вставляется обойма.
      2. +2
        22 ноября 2023 17:14
        Цитата: Dekabrist
        Это своего рода затворная задержка, позволяющая зафиксировать затвор для снаряжения магазина из обоймы.

        Не берусь спорить, тем более, что прочитал что это не взвод курка, но что-то мне и в этом описании не нравится. Своего рода... задержка... можно как-то... не так расплывчато сформулировать? Ниже я привел описания того, что нашел.
  10. +1
    22 ноября 2023 12:12
    Цитата: kalibr
    Цитата: С.З.
    Правой рукой курок, похоже, нельзя было взвести.

    Нет, он взводится, но очень это неудобно.


    На фото пистолет - в левой руке, не могу представить, каким пальцем взводить курок этого пистолета, если он будет в правой. Возможно, у меня не хватает воображения :)
    1. +4
      22 ноября 2023 12:47
      Цитата: С.З.
      Возможно, у меня не хватает воображения :

      Посмотрел на фото взял в руку тот пистолет, что у меня есть дома. Попробовал... и впрямь. Вы правы. Это не просто неудобно! Пальцев не хватает!
      1. +4
        22 ноября 2023 14:36
        Посмотрел на фото взял в руку тот пистолет, что у меня есть дома. Попробовал... и впрямь. Вы правы. Это не просто неудобно! Пальцев не хватает!

        Это не пальцев и воображения не хватает, а знаний. Хорошая иллюстрация ко вчерашней дискуссии о необходимости профильного образования. В комментарии выше я видео вставил, посмотрите.
        1. -2
          22 ноября 2023 15:25
          Цитата: Dekabrist
          Хорошая иллюстрация ко вчерашней дискуссии о необходимости профильного образования

          А скан дипломчика не пришлете своего? Номерок можно в приват - пробью good
          1. +2
            22 ноября 2023 15:28
            А скан дипломчика не пришлете своего?

            Могу предложить от мертвого осла уши или от жилетки рукава. Дырка от бублика пойдет бонусом.
            1. -2
              22 ноября 2023 15:48
              Оставьте себе winked Будет на что посмотреть и на чем потренироватся good
        2. 0
          22 ноября 2023 16:11
          Цитата: Dekabrist
          Это не пальцев и воображения не хватает, а знаний.

          Какие тут знания нужны, когда Йен держит пистолет ЛЕВОЙ рукой, а мы говорим о ПРАВОЙ РУКЕ. Смотрел с 7.11 - рука левая. Вы что же левую руку от правой не отличаете?
        3. 0
          22 ноября 2023 16:49
          Цитата: Dekabrist
          Это не пальцев и воображения не хватает, а знаний.

          Это Вы хорошо сказали, Виктор. Но знания черпаются из книг и Интрнета. А там в целом ряде изданий, и на сайте весьма крупных фирм торгующих оружием написано - "рычаг взвода... курка". Я этот пистолет в руках не держал, увы. Посмотреть Йена Макколлума? А зачем, когда все написано? Да и он... нимба у него на голове нет.
          1. +2
            22 ноября 2023 19:12
            Посмотреть Йена Макколлума? А зачем

            Чтобы увидеть, как пользоваться пистолетом и рычагом.
  11. +1
    22 ноября 2023 12:53
    Цитата: kalibr
    Цитата: С.З.
    Возможно, у меня не хватает воображения :

    Посмотрел на фото взял в руку тот пистолет, что у меня есть дома. Попробовал... и впрямь. Вы правы. Это не просто неудобно! Пальцев не хватает!


    Собственно, я так же попробовал, и с тем же результатом. Но вдруг я чего не знаю...

    Может быть, фото "зеркальное", тогда понятно, что на самом деле курок был слева, а не справа. Но если в описании написано "справа", значит справа.

    Еще вариант - рычаг мог переставляться, наподобие ручки на катушке спининга - под правую или левую руку. Это, конечно, просто домыслы.
    1. +2
      22 ноября 2023 13:25
      Цитата: С.З.
      Цитата: kalibr
      Цитата: С.З.
      Возможно, у меня не хватает воображения :

      Посмотрел на фото взял в руку тот пистолет, что у меня есть дома. Попробовал... и впрямь. Вы правы. Это не просто неудобно! Пальцев не хватает!


      Собственно, я так же попробовал, и с тем же результатом. Но вдруг я чего не знаю...

      Может быть, фото "зеркальное", тогда понятно, что на самом деле курок был слева, а не справа. Но если в описании написано "справа", значит справа.

      Еще вариант - рычаг мог переставляться, наподобие ручки на катушке спининга - под правую или левую руку. Это, конечно, просто домыслы.

      Не мог. У меня есть двухстороннее фото. Только справа!
      Вот посмотрите...

      1. +1
        22 ноября 2023 14:17
        Странно, явно для левши же. Шлица под отвертку нет.
        Кобура тоже под правую сторону.

        Эта пимпочка слева, над спусковым крючком, наверное, предохранитель. Он-то как раз под правую руку.

        В общем, эргономика подкачала.
        1. +2
          22 ноября 2023 14:37
          В общем, эргономика подкачала.

          Это не эргономика подкачала, это квалификация автора подкачала.
          1. 0
            22 ноября 2023 15:19
            Цитата: Dekabrist
            В общем, эргономика подкачала.

            Это не эргономика подкачала, это квалификация автора подкачала.


            То есть?
            Я скромно интересовался, как взвести курок провой рукой - ну, там переписка выше.
            1. +5
              22 ноября 2023 15:33
              Я скромно интересовался, как взвести курок провой рукой

              У этого пистолета нет курка.
              1. +1
                22 ноября 2023 23:16
                Судя по видео - есть там курок. Скрытый. И вот этот рычаг сбоку, как раз для его взведения. Смотрите 11:27. Ну и плюс это
        2. +4
          22 ноября 2023 14:47
          Эта пимпочка слева, над спусковым крючком, наверное, предохранитель.

          У оружия такая деталь, как "пимпочка", отсутствует. А предохранитель у этого пистолета сзади, если так можно выразиться. На фото показан стрелкой.

          1. 0
            22 ноября 2023 15:16
            Ну, не нравится пимпочка, пусть будет хреновина.
            Только не говорите, что на пистолете нет хреновин - любое устройство их содержит!
            Если это не предохранитель, то что? Кнопка, освобождающая магазин?
            1. +2
              22 ноября 2023 15:26
              Если это не предохранитель, то что?

              Ну Вы бы еще ножкой топнули, чтобы придать вопросу солидности. А самому - никак? Хотите, сброшу оригинальную инструкцию, прилагавшуюся к пистолету. Если Вы Deutsch sprechen, то без проблем все поймете.
              1. +2
                22 ноября 2023 16:14
                Цитата: Dekabrist
                Если это не предохранитель, то что?

                Ну Вы бы еще ножкой топнули, чтобы придать вопросу солидности. А самому - никак? Хотите, сброшу оригинальную инструкцию, прилагавшуюся к пистолету. Если Вы Deutsch sprechen, то без проблем все поймете.

                В любом случае курок ли это или рычаг - правой рукой им работать НЕЛЬЗЯ. Речь об этом!
                1. +1
                  22 ноября 2023 16:21
                  На сайте "Оружие и боеприпасы" написано: Для взведения курка на корпусе справа имелся изогнутый рычаг.
                  1. +1
                    22 ноября 2023 16:32
                    Цитата: kalibr
                    На сайте "Оружие и боеприпасы" написано: Для взведения курка на корпусе справа имелся изогнутый рычаг.

                    Вот такое описание: Рычаг предохранителя был очень большим, кроме того рычаг не имел практически никакой фиксации, даже выемки на рамке пистолета отсутствовали, хотя это могло бы частично решить проблему. При поднятии рычага вверх предохранитель включался, причем расположение рычага было очень неудобным, так при вкладывании оружия в кобуру можно было случайно снять пистолет с предохранителя, что могло иметь печальные последствия.
                    1. +1
                      22 ноября 2023 16:41
                      А вот что было написано в описании этого пистолета у Рок-Айленд Аукциона - оттуда-то я и брал его, подправив: "клетчатым" рычагом взвода на правой стороне рамки, А что взводят в пистолете, как не затвор. Печально, что в такой серьезной оружейной компании не знали, что это рычаг предохранителя.
                    2. +2
                      22 ноября 2023 17:20
                      Ну, слава Богу, мир стал логичнее. Прямо не верилось в такую чудовищную ошибку конструктора.
                      Этот рычаг - рычаг предохранителя, что, конечно, неудобно, но не так фатально.
                2. +3
                  22 ноября 2023 19:10
                  В любом случае курок ли это или рычаг - правой рукой им работать НЕЛЬЗЯ. Речь об этом!

                  Можно без проблем, если держать пистолет в левой руке.
              2. +2
                22 ноября 2023 17:17
                Нет, по немецки нихт ферштейн, увы. Ножкой не топал, просто скромно интересуюсь. Еслу топну, ответите?
  12. +1
    22 ноября 2023 14:10
    Оригинальные,это да,но насчет элегантности winked
  13. 0
    22 ноября 2023 15:30
    Для меня Steyer-Mannlicher M1901 самый красивый ристолет.
    1. +2
      22 ноября 2023 16:30
      А для меня ПСМ laughing .... нужно не по красоте смотреть, а умение пользоваться и возможностям. А по красоте - ну яю назвал бы Browning HP и Beretta 92
  14. 0
    22 ноября 2023 17:22
    Цитата: Dekabrist
    Эта пимпочка слева, над спусковым крючком, наверное, предохранитель.

    У оружия такая деталь, как "пимпочка", отсутствует. А предохранитель у этого пистолета сзади, если так можно выразиться. На фото показан стрелкой.



    Только что уважаемый Автор рассеял все сомнения насчет рычага справа - он и есть рычаг предохранителя.

    Вряд ли для предохранителя нужно 2 рычага управления...
    1. +2
      22 ноября 2023 18:10
      Только что уважаемый Автор рассеял все сомнения насчет рычага справа - он и есть рычаг предохранителя.

      Автор никаких сомнений не рассеял. Еще раз излагаю - рычаг справа - это затворная задержка, служащая для фиксации затвора в крайнем заднем положении при снаряжении несменного магазина из обойм. Или видео лень посмотреть?
  15. +2
    22 ноября 2023 18:47
    Цитата: Luminman
    Цитата: Дилетант
    Полковник Фридрих Краус фон Циллергут

    - Муха попала в чернильницу. Это непорядок, когда муха попадает в чернильницу. Известно ли вам, что такое чернильница? wink
    П.С. Такое читать можно бесконечно...

    Полностью согласен. Сколько раз читал этот роман Гашека, всегда наслаждался юмором и иронией. Всегда, правда, доля горечи в повествовании присутствует. Как в неоконченных последних строках романа, так и в рассказе о везучем и несносном Циллергуте:
    "– К чему возить сюда пленных? – говорил он. – Перестрелять их всех! Никакой пощады! Плясать среди трупов! А гражданское население Сербии сжечь, всё до последнего человека. Детей прикончить штыками."
  16. 0
    22 ноября 2023 21:33
    Как всегда у данного автора - очень интересно.
    А вот с элегантностью австрийских пистолетов, с моей точки зрения, большие проблемы. Просто уродцы какие-то на фоне маузера и люгера. Более или менее выглядит Steir 1911. Хотя на "Вкус и цвет...".....
  17. -1
    23 ноября 2023 07:56
    Цитата: Dekabrist
    Только что уважаемый Автор рассеял все сомнения насчет рычага справа - он и есть рычаг предохранителя.

    Автор никаких сомнений не рассеял. Еще раз излагаю - рычаг справа - это затворная задержка, служащая для фиксации затвора в крайнем заднем положении при снаряжении несменного магазина из обойм. Или видео лень посмотреть?


    Ну вот теперь даже я понял, спасибо. Без иронии спасибо.

    Я мало держал в руках пистолетов, но занимался инженерией в том смысле, что приходилось что-то придумывать. Это было не оружие, но принципы те же - не нужно два органа управления для одной функции (если не нужен резерв), нельзя делать что-то такое, чем невозможно пользоваться.

    Поэтому у меня, как у бывшего инженера, было что-то вроде когнитивного диссонанса, когда я увидел пистолет, курок которого нельзя взвести правой рукой. Причем у серийного оружия.

    На видео все хорошо видно, только оно позднее появилось. Автор видео, насколько я понял, говорит о "локере", замке, затвора.

    Конструкторская мысль вполне понятна, способ разборки даже восхитил. Рычаг, правда, смотрится очень необычно.
    1. -1
      23 ноября 2023 18:10
      Сергей! Хотите посмеяться? Только что один мой знакомый прислал мне книгу на англ.яз. о манлихервских ружьях и пистолетах. Серьезное монографическое издание с массой чертежей и схем. И там про "наш пистолет" написано вот что:
      1. Right side view with action closed and arm uncocked. The side lever above the trigger is cocking device attached to the hammer which is inside the receiver. Pushing this lever down to the rear cocks the hammer. The lever shuttles during automatic operation. The small thumb-piece projecting from the rear of the receiver is the manual safety.
      This arm was actually in manufacture in 1396. It was not generally known or sold In the world market however until 1903 at which time it was chambered for A cartridge known as the “7.63mm Maonlicher.” Mauser 7.63mm ammunition should not be used in this pistol, a$ it is too powerful for the design, though the Mauser cartridge will chamber In It.
      but were normally loaded with a strip-in clip through the top of the action. However, these can be reloaded by withdrawing and filling the magazine. This later 7.63 mm pistol normally uses 6-cartridgcs in double staggered rows.)
      Вид справа, затвор закрыт, рукоятка не взведена. Боковой рычаг над спусковым крючком представляет собой устройство взведения, прикрепленное к курку, находящемуся внутри ствольной коробки. Нажатие этого рычага назад взводит курок. Рычаг перемещается во время автоматической работы. Небольшой палец, выступающий из задней части ствольной коробки, представляет собой ручной предохранитель. Фактически это оружие было произведено в 1896 году. Однако оно не было широко известно и не продавалось на мировом рынке до 1903 года, когда оно было рассчитано на патрон А, известный как «7,63-мм Маонлихер». В этом пистолете не следует использовать боеприпасы Маузера калибра 7,63 мм, поскольку они слишком мощны для данной конструкции, хотя патрон Маузера вполне подойдет для этого пистолета, но обычно загружались зажимом для раздевания через верхнюю часть затвора. Однако их можно перезарядить, вытащив и наполнив магазин. В этом более позднем пистолете калибра 7,63 мм обычно используются 6 патронов, расположенных в два шахматных ряда.)
      Правда смешно?!
      1. +1
        24 ноября 2023 07:51
        Добрый день.

        И Вы, и Dekabrist в моих глазах являетесь уважаемыми авторами этого сайта (из-за таких авторов я недавно и зарегистрировался на этом сайте, не сочтите за лесть). Видео выше от Dekabrist убедительно показывает, как работает рычаг - как фиксатор затвора. Очень логично.

        В то же время не могу ставить под сомнение Ваш источник - я не эксперт.

        Могу только процитировать Козьму Пруткова.
        "Если на клетке со львом видишь надпись "буйвол", не верь глазам своим" (с)
  18. 0
    26 ноября 2023 23:43
    Цитата: kalibr
    Цитата: Amazoniy
    под почти промежуточный патрон..

    Так ведь в предыдущем материале про "штурмгевер" мы выяснили, что этот "почти промежуточный патрон" был даже мощнее стандартного винтовочного с рантом. Но... Ваш юмор я оценил. Спасибо! Минус не мой! Напротив - + поставил.


    Ви таки чего то выяснили в прошлой серии?
    То что Фёдоровский патрон меньше по дульной энергии чем 7,62х39 и вдвое меньше патрона Мосинки по импульсу отдачи?
  19. +1
    26 ноября 2023 23:49
    Цитата: tolancop
    Как всегда у данного автора - очень интересно.
    А вот с элегантностью австрийских пистолетов, с моей точки зрения, большие проблемы. Просто уродцы какие-то на фоне маузера и люгера. Более или менее выглядит Steir 1911. Хотя на "Вкус и цвет...".....

    ППК-Эталон. ХС27 - вполне... Макар - классика жанра. ПСМ- вершина. Но -не для лютой военщины.
  20. 0
    14 декабря 2023 15:47
    И что же в них элегантного, уродцы какие то.
  21. 0
    27 декабря 2023 19:28
    Друзья, это пистолет моего дедушки. Я не знаю, модель 1911 года или двенадцать. В 1938 году он пошел с этим пистолетом в мобилизацию, вернулся домой и бросил все в сундук. Когда он умер в 1962 году, я нашел пистолет в отличном состоянии, сухой и смазанный. Могу сказать только одно, мы с друзьями стреляли на местном кирпичном заводе, потому что патронов хватало. К сожалению, через неделю пистолет был «Сдан» полиции и я получил 2 за поведение. Ничего не сохранилось, только несколько фотографий маленького мальчика с большим пистолетом. Моя бабушка была преданной женщиной, и именно поэтому я выжила: мне не пришлось идти в исправительную школу, но после окончания начальной школы я поступил в военно am е училище. . Но я называю это ружье дедушкиным. am