Александр Македонский и подводный колокол

27
Александр Македонский и подводный колокол
Александр в некоем подобии «пузыря». Одна из наиболее ранних миниатюр на эту тему. Из рукописи романа «История Александра» в прозе, ок. 1335 г. Британская библиотека


Ребята посильнее принялись тянуть веревки вверх.
Смолкли крики. Наступила полная тишина.
Человек восемьдесят смотрели,
как подымается из воды труба перископа.
И когда наконец появился зеленый верх «Архимеда»,
такое раздалось «ура», что казалось,
солнце подпрыгнуло.

Юрий Сотник «Архимед Вовки Грушина»

Документы истории. Сегодня мы продолжаем знакомиться с миниатюрами из манускриптов допечатного времени, причем все они посвящены всего лишь одной теме – жизни величайшего человека прошлого Александра Македонского. И опять-таки, даже не всей его жизни, а всего лишь одному из её эпизодов – погружению Александра на морское дно.




Здесь мы видим прозрачную сферу, одного Александра и несколько сопутствующих ему животных. Миниатюра из рукописи Рудольфа фон Эмса «Всемирная хроника в стихах», ок. 1370 г. Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Германия

Ну а начнем мы наше небольшое исследование этой темы с того, что познакомимся с тем, откуда вообще люди Средневековья узнали об Александре, ведь он же не был их современником и, следовательно, узнать о нем они могли только лишь из сохранившихся до того времени книг древнегреческих либо римских авторов.

Так вот: принято считать, что легенда о древнем македонском завоевателе на средневековом Западе стала известна через переложения греческого романа об Александре на латинский язык. Создано первое из этих переложений было во II в. н. э. и приписывается псевдо-Каллисфену. «Псевдо» – потому, что больше об этом авторе ничего не известно.

Сам же Каллисфен был летописцем походов Александра Македонского и жил в 360–328 гг. до н. э. Вот только он писал именно хронику этих походов, стараясь по возможности описывать то, чему он сам был свидетель либо узнал от заслуживающих доверие лиц.

А вот на Западе появилась беллетризованная, по сути, и сказочная версия тех событий, авторство которой как раз и приписывают псевдо-Каллисфену. Автором же латинской версии «Истории Александра Великого», распространившейся в Западной Европе, был некий Юлий Валерий, живший в начале IV века, а сам его труд был весьма свободным переложением текста, написанного на греческом языке.


Миниатюра неизвестного художника. «Всемирная хроника», ок. 1400 г. Баварская государственная библиотека, Германия

К самым древним средневековым версиям историй об Александре Великом относятся «Александр» Альберика де Пизансона (первая треть XII в.), от которого до нас дошел только фрагмент из 108 восьмисложных строк, распределенных на 15 лессов. От «Десятисложного Александра», созданного между 1160 и 1165 годом, до нас дошло 785 строк, объединенных в 76 лессов.


Александр в прозрачной «бочке». «Роман об Александре», 1400 г. Бодлианская библиотека, Оксфорд

Потом Александр Парижский из Бернэ в Нормандии собрал и пересказал рассказы своих предшественников, создав таким образом к 1180 году роман из 16 000 двенадцатисложных строк, где как раз и появилась история с погружением Александра Великого на морское дно в его третьей части. У Каллисфена ничего об этом нет, как и о том, что Александр поднимался на небо.

И совершенно непонятно, почему именно в ранее Средневековье авторы своих книг «об Александре» посчитали необходимым включить этот его «подвиг» в свои сочинения. Что, людей так уж тянуло на морское дно? Был изобретен насос, позволяющий нагнетать воздух в водолазный колокол и тем самым обеспечивать работу водолазов на морском дне? Да, нет, конечно.


«Погружение Александра». Миниатюра из «Всемирной хроники» Янсена Эникеля, ок.1429 г. Баварская государственная библиотека, Германия

Дело в том, что первое задокументированное описание применения водолазного колокола относится лишь к 1531 году. Тогда некий Гульельмо ди Лорен на озере вблизи Рима на глубине 22 метров пытался отыскать затонувшие вместе с галерами сокровища.

В середине XVII века шведские водолазы именно с помощью водолазного колокола подняли на поверхность более 50 пушек с затонувшего корабля «Ваза». Однако накачивать воздух под колокол с целью увеличения времени пребывания водолазов на дне научились лишь в середине XIX века.


Миниатюра из книги «Правдивая история доброго короля Александра». Александр с котом и петухом при двух свечах. 1400–1425 гг. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон

Интересно, что в описании погружения Александра в «Истории Александра Великого» Бертрана Парижского его «подводный аппарат» изображен почему-то прозрачным, то есть предполагается, что сделан он был из стекла, хотя запечатывается он… свинцом!

Рабочие ему смастерили великолепный корабль,
Весь из прозрачного стекла; столь красивого еще
не видели. Также ставят светильники внутри
этой бочки, что горят к радости и удовольствию,
Так, что не будет в море столь маленькой рыбешки,
Какую царь хорошо бы не видел, ловушки или битвы.
Когда он вошел туда с двумя рыцарями,
Ему показалось там так же сохранно, как в башне замка.
Моряки переносят его на корабль в море,
Чтобы он не ударился о скалы или рифы.
Наверху закрепили кольцо, за которое
Держится цепь с крепкими звеньями.


Миниатюра из книги «Правдивая история доброго короля Александра», но издание 1420 г. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон

Бочку переносят на корабль, что на волнах,
И со всех сторон запечатывают свинцом.
Царь Александр вошел туда с двумя товарищами,
И моряки выходят в открытое море.
(Царь) приказывает людям опустить его (в море).
И когда бочка туда была опущена,
От светильников, горящих там, стало очень светло.
На бочку внимательно глядели рыбы,
Даже самые храбрые были напуганы
Великим светом, к которому они непривычны.
Александр-царь хорошо их разглядел
И увидел больших рыб с маленькими битву;
Когда маленькую схватывают, тут же съедают.
Когда это увидел Александр, он тогда решил,
Что весь этот мир потерян и проклят.


Корабль – типичный когг. Александр в прозрачной бочке. Один! Миниатюра из «Книги Тэлбота Шрусбери», ок. 1444 г. Британская библиотека, Лондон

Но Александр-царь не был испуган,
Хорошо всех рыб он изучил и рассмотрел,
Не было столь храброй рыбы,
Которая весьма нехотя к бочке не приближалась;
Он видит, что на маленьких нападают большие;
Когда эти одну хватают, сразу же ее проглатывают,
А когда маленькой удается ускользнуть,
Тогда ее ожидает другая западня,
Так что ее хватают силой или предают хитростью.
Увидев это, Александр этому обрадовался;
К своим подходит, счастливый,
И говорит: «Если бы я вернулся наверх,
Никогда бы меня уже ни обманули, ни победили.
Я вижу эти горы, долины и равнины,
Большими морскими рыбами они полны:
Кто может себя от другого защитить – тот спасен».


А здесь Александра посадили в нечто вроде вертикальной бочки. Тоже прозрачной. Миниатюра из манускрипта Жана Воклена «Факты и завоевания Александра Великого», ок. 1448 г. Национальная библиотека Франции, Париж

Александр-царь и два рыцаря
На дне моря, чей светел песок,
Внутри стеклянного корабля, доброго и целого.
Горят светильники ярко, ведь это им нужно;
Не было рыбы, какой бы большой или дикой,
Которая посмела бы приблизиться, т. к. непривычна.
Александр глядит на больших и сильных,
Которые пожирают маленьких; таково их дело.
Как в этом мире каждый подсуден,
Так и там он видит судей и смотрителей;
На маленьких всегда падают беды.
Видя это, Александра смеется
И говорит рыцарям: «За много денье,
За всю землю до холмов Ривье,
За десять сетье бизантинов я не хотел бы отказаться
от своего желания или задержать его исполнение».


Эта же книга, этого же автора, но издания 1467 года. Александр в такой же прозрачной бочке выглядит типичным рыцарем. Национальная библиотека Франции, Париж

Александр-царь и два рыцаря
На дне моря, чей светел песок,
Внутри стеклянного корабля, доброго и целого.
Горят светильники ярко, ведь это им нужно;
Не было рыбы, какой бы большой или дикой,
Которая посмела бы приблизиться, т. к. непривычна.
Александр глядит на больших и сильных,
Которые пожирают маленьких; таково их дело.
Как в этом мире каждый подсуден,
Так и там он видит судей и смотрителей;
На маленьких всегда падают беды.
Видя это, Александра смеется
И говорит рыцарям: «За много денье,
За всю землю до холмов Ривье,
За десять сетье бизантинов я не хотел бы отказаться
от своего желания или задержать его исполнение».
(Перевод со старофранцузского Марины Лущенко).


Французский манускрипт «Роман об Александре», 1486 г. Национальная Библиотека Франции, Париж

Интересно, не правда ли?

Но самое любопытное – это миниатюра из самых разных списков «Истории Александра». Каждый художник иллюстратор изображал этот эпизод по-своему. И при этом демонстрировал читателям (и нам с вами!) свой уровень фантазии и понимания происходящего. И мы можем сравнивать, кто из художников был, так сказать, ближе к истине, изображая подводные снаряды.

По сути, люди играли роль… провидцев своего времени. И именно этим ценны их наивные старания иллюстрировать именно это место из «жизни» Александра Македонского.

P. S.


Автор выражает признательность читателю сайта Frettaskyrandi за оказанную им помощь в подборе материала для данной работы.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 ноября 2023 07:02
    Хочешь чтобы твоя сказка выглядела правдоподобно сделай главным персонажем какого-нибудь авторитетного человека.
    1. +7
      25 ноября 2023 07:30
      Цитата: Аркадич
      Хочешь чтобы твоя сказка выглядела правдоподобно сделай главным персонажем какого-нибудь авторитетного человека.

      Очень хорошо сказано!
      1. +1
        29 ноября 2023 18:02
        Любителя вешать ярлыки "ой, это альтернативщик".
        Вот это
        " 26. Он снова собрал прежнее войско Филиппа, и по подсчету оказалось: македонских и союзных пехотинцев семьдесят две тысячи, македонских всадников - две тысячи, фракийцев, пафлагонцев и скифов, которыми он пользовался в качестве передовых отрядов, - восемьсот.
        Всего вышло семьдесят семь тысяч и четыре тысячи шестьсот. Вооружив их тем оружием, которое осталось ему от отцовских воинов, он взял из македонской казны семьдесят талантов в золотой монете, имевшей хождение повсюду. Построив триеры и баржи, он переправился из Македонии через реку Термодонт в заречную Фракию, по своему положению всегда покорную мощи его отца Филиппа. Там он присоединил отборных солдат и, получив пятьдесят талантов серебра, двинулся на Ликаонию [7]. Совершив жертвоприношение вместе с бывшими там стратегами, он переправился в Сицилию, привел в повиновение непокорных и переплыл в Италийскую землю. Римские полководцы посылают ему через Марка Эмилия, полководца, венок Капитолийского Зевса, перевитый жемчужными нитями, говоря: "Мы будем, Александр, ежегодно увенчивать тебя золотым венком весом в сто фунтов". Он, приняв выражение их покорности, обещался возвеличить их. От них он получает тысячу воинов и четыреста талантов. Они говорили, что дали бы ему и больше, если бы не затеяли войну с карфагенянами...

        30. Отправившись оттуда и пересекши Срединное море [8], он прибыл в Африку. Полководцы афров, выйдя ему навстречу, умоляли его избавить их город от римлян. Он, зная их бездеятельность, отвечал: - Или станьте сильнее их, или платите дань тем, кто сильнее вас. - Оттуда в сопровождении немногих воинов он через всю Ливию приходит к святилищу Аммона........"
        начальная версия истории.
        А нынешняя, в которой Александр идет прямо на Персию - альтернативная. hi
        Вы всегда негодовали по поводу того, что мол "ах, вы хотите переписать историю".
        Но в случае, если вы самим продвигаете переписанную (до вас) историю, у вас уже идёт уже совершенно иной посыл :"Вы не понимаете, это другое" laughing
    2. +2
      25 ноября 2023 08:04
      Цитата: Аркадич
      Хочешь чтобы твоя сказка выглядела правдоподобно сделай главным персонажем какого-нибудь авторитетного человека.

      Без драконов, прынцес и котиков «не войдет»!
      Дуэт наших метров (Вячеслава Олеговича и Виктора Николаевича) как всегда на «бис»
      1. +6
        25 ноября 2023 08:34
        Был в Туркмении на границе с Узбекистаном, там есть следы динозавров, так по словам местных это следы слонов Александра Македонского, и судя по всему они его не по книгам, манускриптам знают, а помнят исторической памятью из поколения в поколение с тех времён.
        1. +7
          25 ноября 2023 13:20
          а помнят исторической памятью из поколения в поколение с тех времён.
          Историческая память она такая. Вон, в окрестностях Киева есть т. н. "Змиевы валы". которые "историческая память" нынешних укров считает следом от сохи, в которую Микула Селянинович запряг Змея-Горыныча для рекультивации местных земельных наделов.
          1. +8
            25 ноября 2023 13:42
            Цитата: Авиатор_
            а помнят исторической памятью из поколения в поколение с тех времён.
            Историческая память она такая. Вон, в окрестностях Киева есть т. н. "Змиевы валы". которые "историческая память" нынешних укров считает следом от сохи, в которую Микула Селянинович запряг Змея-Горыныча для рекультивации местных земельных наделов.

            Видел вал на границе Молдавии и Украины, ничего не знал и не мог самостоятельно понять, спросил у местных говорят Троянов вал, начал разбираться похоже - да, самая восточная граница Римской империи, но это наверняка не историческая память, а уже современные научные данные, тогда и про Змиевы валы узнал, но это уже другая песня.
        2. 0
          12 декабря 2023 15:15
          Существуют древние Персидские эпосы описывающие сражение Александра Македонского с Русами и Аланами.
      2. +3
        25 ноября 2023 15:49
        Цитата: Коте пане Коханка
        как всегда на «бис»

        Будет и на "бис" и даже очень скоро, про злополучный "рычаг" пистолета "Манлихера" 1896 г. Материал уже на модерации.
    3. 0
      26 ноября 2023 16:39
      "Хочешь чтобы твоя сказка выглядела правдоподобно сделай главным персонажем какого-нибудь авторитетного человека"
      например, такого
  2. +13
    25 ноября 2023 09:25
    Тогда некий Гульельмо ди Лорен на озере вблизи Рима на глубине 22 метров пытался отыскать затонувшие вместе с галерами сокровища.

    Кстати, тоже вполне сюжет для статьи. Только Гульельмо ди Лорена искал не галеры, а плавучие дворцы императора Калигулы, построенные на озере Неми в I веке н.э.
    В 1927 году, по указанию Бенито Муссолини, чтобы добраться до кораблей Калигулы, озеро осушили и обнаружили два затонувших корабля, один длиной 70 м и шириной 20 м, второй длиной 73 м и шириной 24 м.



    Над кораблями к 1936 году построили музей. А в 1944 году корабли сгорели. Немцы и американцы до сих пор препираются по этому вопросу. Американцы утверждают, что немцы, отступая. корабли сожгли. Немецкая версия - пожар - следствие обстрела американской артиллерии.
    1. +11
      25 ноября 2023 13:34
      Будучи итальянцем, я отправился искать новости о бомбардировке корабля Калигулы, и из того, что я нашел в интернет-газете IL MATTINO, было написано, что расследование проводили два специалиста и выяснилось, что ответственные за взрыв взрыв Бомбардировка корабля принадлежала союзникам, так как бомбардировка произошла потому, что союзники считали, что поблизости находится немецкий склад боеприпасов. Можно добавить, что мы потеряли очень важную находку для исторической реконструкции тех времен.
      1. +4
        25 ноября 2023 15:47
        Цитата: Semovente7534
        мы потеряли

        Очень интересное дополнение. Спасибо!
    2. +3
      25 ноября 2023 15:14
      Цитата: Dekabrist
      А в 1944 году корабли сгорели.
      Очень жаль. Надеюсь, что их хотя-бы тщательно задокументировали.
  3. +4
    25 ноября 2023 12:06
    На большинстве приведенных миниатюр на судне присутствует женщина, иногда с короной на голове. Стало интересно, кто такая?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    Автор выражает признательность читателю сайта Frettaskyrandi за оказанную им помощь в подборе материала для данной работы.
    Отделный поклон!
    1. +2
      25 ноября 2023 12:31
      Добрый день, Антон! Давно не виделись.
      Цитата: 3x3zsave
      Автор выражает признательность читателю сайта Frettaskyrandi за оказанную им помощь в подборе материала для данной работы.
      Отделный поклон!

      hi drinks
    2. +3
      25 ноября 2023 21:54
      Цитата: 3x3zsave
      На большинстве приведенных миниатюр на судне присутствует женщина, иногда с короной на голове. Стало интересно, кто такая?
      Спасибо, Вячеслав Олегович!
      Автор выражает признательность читателю сайта Frettaskyrandi за оказанную им помощь в подборе материала для данной работы.
      Отделный поклон!

      Присоединяюсь ! А на тетьей иллюстрации вообще интрига - парочка увлечена друг другом, а привязь колокола они потеряли ..
      На нижних иллюстрациях, вероятно более поздних , изображены подводные люди, что похоже на попытку иллюстрировать намёк в тексте на параллели подводного мира и земного.
  4. +1
    25 ноября 2023 12:27
    Всем добрый день, господа! hi

    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью! hi
    величайшего человека прошлого Александра Македонского.

    И вправду величайшего, с ним сравнятся только Юлий Цезарь и Октавиан Август... но это уже римляне...
    1. +1
      25 ноября 2023 12:41
      Когда бы не Марк Фурий Камилл, не случилось бы ни Цезаря, ни Октавиана.
      Здравствуйте, Артем!
      1. +3
        25 ноября 2023 12:44
        Цитата: 3x3zsave
        Когда бы не Марк Фурий Камилл, не случилось бы ни Цезаря, ни Октавиана.
        Здравствуйте, Артем!

        Верно! Цезаря бы также не случилось, если бы его не помиловал Сулла (Цезарь попал в проскрипционный список).
        1. +1
          25 ноября 2023 13:41
          И Суллы тоже бы не случилось.
    2. +4
      25 ноября 2023 13:54
      Цезарь дал календарь и летний месяц – Июль.
      Октавиан из зависти Цезарю отнял один день Февраля и прибавил к Августу и тем сравнялся с Июлем.
  5. +4
    25 ноября 2023 12:46
    Про Вовку Грушина - рассказ прочитанный в детстве. Кто еще помнит?.
    1. +4
      25 ноября 2023 17:31
      Намекаете что это будет в следующей части цикла?
  6. +3
    25 ноября 2023 13:41
    Об Александре Македонском и его походах говорит множество исторических документов, археологических артефактов и преданий.
    Человеки издревле умели плавать и нырять, следовательно видели кое-каких водных обитателей и порождало интерс.
    Во времена Александра имели место большие глиняные, металлические из бронзы, свинца, серебра, золота и дерева сосуды в которых мог поместиться человек.
    Вполне возможно, колокол представлял собой некое подобие большого деревянного сосуда, а воздушный пузырь вполне гарантировал несколько минут погружения на глубину нескольких метров при достаточном утяжелении и системы аварийного всплытия.
    Водное зеркало в низу колокола при хорошем солнечном освещении позволяет кое-что разглядеть в низу, а если допустить вероятность наличия иллюминатора из горного хрусталя, то возможен и боковой обзор.
    Технический прогресс всегда отвечает производственным, военным и иным запросам, а чем могло быть вызвано погружение Александра. Простое любопытство маловероятно, технически сложно и финансово дорого. Ежели погружение имело место быть, почему не появились последователи? Великих и заслуженных в истории не мало, многие из которых имели все возможности не токмо лично прославиться но и укрепить могущество государства – по своей тупости и глупости не оценили открывающиеся возможности?
  7. +1
    26 ноября 2023 01:02
    Если присмотреться, то на рисунках нет колокола, то есть открытого снизу сосуда, как в заголовке статьи. Все сосуды полностью закрыты.
  8. +1
    29 ноября 2023 17:59
    Цитата: Аркадич
    Хочешь чтобы твоя сказка выглядела правдоподобно сделай главным персонажем какого-нибудь авторитетного человека.
    А по неимению такового выдумай. Или возвеличь до великого какого-нибудь малого.