Капитан Уильям Кидд: как охотник на пиратов сам стал пиратом

16
Капитан Уильям Кидд: как охотник на пиратов сам стал пиратом
Уильям Кидд


Капитан Уильям Кидд был одним из самых знаменитых пиратов в мировой истории, а также одним из самых очерняемых и преследуемых по закону каперов. Несмотря на легенды и вымыслы, окружающие этого персонажа, его реальная карьера уступала многим другим пиратам, но благодаря интересу со стороны историков и писателей Кидд стал широко известным.



Начало карьеры


Родился будущий капитан в Данди (Шотландия) в январе 1645 года. Исследователь Дэвид Добсон позже идентифицировал документы о его крещении в Данди в 1645 году. Впрочем, есть и другой документ от 1695 года, в котором Кидд утверждает, что ему 41 год, а значит, год рождения в таком случае 1654. Его отцом был капитан Джон Кидд, который пропал без вести в море. Местное общество поддерживало семью финансово.

Позже Кидд поселился в недавно англизированном Нью-Йорке. Именно здесь он подружился со многими видными гражданами колонии, включая трех губернаторов. Есть информация, что он был учеником моряка на пиратском корабле.

К 1689 году он был членом франко-английской пиратской команды, плававшей в Карибском море. Кидд и другие члены экипажа взбунтовались, сместили капитана корабля и отплыли в британскую колонию Невис. Там они переименовали корабль в «Благословенный Уильям». Кидд стал его капитаном либо в результате выборов команды корабля, либо из-за назначения Кристофером Кодрингтоном, губернатором острова Невис.

Капитан Кидд и его «Благословенный Уильям» присоединились к небольшому флоту, собранному Кодрингтоном для защиты Невиса от французов, с которыми англичане находились в состоянии войны. Поскольку губернатор не хотел платить морякам за их оборонительные услуги, он сказал им, что они могут брать плату у французов.

Кидд и его люди напали на французский остров Мари-Галант, разрушили единственный город и разграбили окрестности, собрав для себя около 2 000 фунтов стерлингов. По приказу из провинций Нью-Йорк и Массачусетс Кидд захватил вражеское каперское судно у берегов Новой Англии. Вскоре после этого Кидд был награжден 150 фунтами стерлингов за успешное каперство в Карибском море.

Год спустя капитан Роберт Каллифорд, печально известный пират, украл корабль Кидда, когда тот был на берегу в Антигуа в Вест-Индии.

16 мая 1691 года Кидд женился на Саре Брэдли Кокс Уорт, англичанке лет двадцати с небольшим, которая уже дважды овдовела и была одной из самых богатых женщин в Нью-Йорке, в основном благодаря наследству от первого мужа.

В 1695 году английский король Вильгельм III заменил коррумпированного губернатора Бенджамина Флетчера, известного тем, что брал взятки в размере ста долларов за разрешение незаконной торговли пиратской добычей – Ричардом Кутом, графом Белломонтом.


Дом Кидда в Нью-Йорке

Кидд готовит свою экспедицию


11 декабря 1695 года губернатор Белломонт, который теперь управлял Нью-Йорком, Массачусетсом и Нью-Гэмпширом, попросил «надежного и всеми любимого капитана Кидда» возглавить экспедицию, снаряжавшуюся для борьбы с пиратами Томаса Тью, Джона Айрленда, Томаса Уэйка, Уильяма Мейза и других, а также против любых вражеских французских кораблей. Отказ был бы расценен как нелояльность к короне и нес бы в себе много общественного осуждения. Запрос предшествовал путешествию, которое установило репутацию Кидда как пирата и запечатлело его образ в истории и фольклоре.

Четыре пятых стоимости экспедиции были оплачены благородными лордами, которые являлись одними из самых могущественных людей Англии: графом Орфордом, бароном Ромни, герцогом Шрусбери, сэром Джоном Сомерсом и другими. Кидду было вручено каперское свидетельство, подписанное лично королем Англии Вильгельмом III. В этом письме 10 % добычи было зарезервировано для короны, король, возможно, сам выделил часть денег на экспедицию. Кидд и его знакомый, полковник Роберт Ливингстон, взяли организацию путешествия на себя и оплатили остальное. Кидду пришлось продать свой корабль «Антигуа», чтобы собрать необходимые средства.

Новый корабль «Приключение» хорошо подходил для поимки пиратов; он весил более 284 тонн, был оснащен 34 пушками, веслами и 150 членами экипажа. Весла были ключевым преимуществом, поскольку они позволяли кораблю маневрировать в бою, когда ветер стихал, а другие корабли стояли неподвижно. Кидд гордился тем, что лично отбирал команду, выбирая только тех, кого считал лучшими и наиболее преданными офицерами.


«Капитан Кидд в порту Нью-Йорка», картина Жана Ферриса

Когда галера «Приключение» плыла по Темзе, Кидд по непонятным причинам не отдал честь яхте военно-морского флота в Гринвиче, как того требовал обычай. Из-за отказа Кидда отдать честь капитан судна принял ответные меры, заставив большую часть команды Кидда поступить на военно-морскую службу, и это несмотря на безудержные протесты.

Таким образом, оставшись без значительной части команды, Кидд отплыл в Нью-Йорк, захватив по пути французское судно, что предусматривалось по условиям его контракта. Чтобы восполнить нехватку офицеров, капитан подобрал новых людей в Нью-Йорке, подавляющее большинство из которых были известными и закоренелыми преступниками, некоторые, несомненно, бывшие пираты.

Среди офицеров Кидда был его квартирмейстер Хендрик ван дер Хойл. В пиратской культуре той эпохи квартирмейстер считался «вторым в команде» после капитана. Однако неясно, осуществлял ли ван дер Хойл такую степень ответственности, потому что номинально Кидд был капером.

Ван дер Хойл также заслуживает внимания, потому что он был африканцем (или афроамериканцем) по происхождению. Современный источник описывает его как «маленького черного человечка». Если ван дер Хойл действительно имел африканское происхождение, этот факт сделал бы его самым высокопоставленным чернокожим пиратом той эпохи, известным на сегодняшний день.

Охота на пиратов


В сентябре 1696 года Кидд отплыл из Нью-Йорка и взял курс на мыс Доброй Надежды. Треть его команды вскоре погибла на Коморских островах из-за вспышки холеры, на совершенно новом судне появилось много течей, и он не смог найти пиратов, с которыми ожидал столкнуться у берегов Мадагаскара.

Затем Кидд отправился в Баб-эль-Мандебский пролив у южного входа в Красное море, одно из самых популярных мест обитания пиратов. Здесь ему снова не удалось найти ни одного пирата. По словам Эдварда Барлоу, капитана английской Ост-Индской компании, Кидд атаковал конвой моголов под эскортом ост-индианца Барлоу и был отбит. Если отчет соответствует действительности, это было первым крупным сражением Кидда.

Когда стало очевидно, что его амбициозное предприятие терпит крах, Кидд по понятным причинам отчаянно пытался покрыть его расходы. Но в очередной раз ему не удалось атаковать несколько кораблей, когда возникла такая возможность. Часть команды покинула Кидда, когда галера «Приключение» бросила якорь у берега, а те, кто решил остаться, постоянно открыто угрожали мятежом.


Маршрут, пройденный «Приключением» в 1696–1698 гг.

30 октября 1697 года Кидд убил одного из членов своей команды, Уильяма Мура, который отказался ему повиноваться и попытался склонить моряков к бунту. Кидд схватил окованное железом ведро и запустил им в Мура. Тот упал на палубу с проломленным черепом и скончался на следующий день.

Хотя закон английского адмиралтейства XVII века позволял капитанам большую свободу действий в применении насилия к своей команде, прямое убийство было запрещено. Но Кидд казался равнодушным, позже объяснив своему хирургу, что у него «хорошие друзья в Англии, которые меня за это простят».

Пиратство


Об актах жестокости со стороны Кидда сообщали сбежавшие заключенные, которые рассказывали истории о том, как их поднимали за руки и били обнаженной саблей. Однажды люди Кидда обыскали торговое судно «Мэри» и пытали нескольких членов экипажа, пока Кидд и другой капитан, Томас Паркер, беседовали наедине в каюте Кидда. Когда Кидд узнал, что произошло, он был возмущен и заставил своих людей вернуть большую часть украденного имущества.

30 января 1698 года Кидд поднял флаг Франции и захватил свой главный приз – 400-тонный корабль «Кедахский купец», который был загружен атласом, муслином, золотом, серебром, невероятным разнообразием товаров из Восточной Индии, а также чрезвычайно ценными шелками. Капитаном «Кедахского купца» был англичанин по имени Райт, который купил пропуска у французской Ост-Индской компании, обещавшей ему защиту французской короны.


Капитан Кидд отдыхает на палубе своего корабля (иллюстрация из «Книги Говарда Пайла о пиратах»)

Узнав, что капитан захваченного судна англичанин, Кидд попытался убедить свою команду вернуть корабль его владельцам, но они отказались, утверждая, что их добыча была совершенно законной, поскольку Кидду было поручено захватывать французские корабли, и что данное судно считалось французским, если у него были французские пропуска.

Пытаясь сохранить свой слабый контроль над командой, Кидд смягчился и сохранил приз. Когда эта новость достигла Англии, она подтвердила репутацию Кидда как пирата, и многим военно-морским командирам было приказано «преследовать и схватить упомянутого Кидда и его сообщников» за «печально известные пиратства», которые они совершили.

Продолжение следует…
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 ноября 2023 08:11
    Впечатление от статьи получил, какое-то двоякое. Начать дополнять Автора дело не благодарное, поэтому ставлю плюс и жду продолжения!
    От себя добавлю только одно - выбор для каперства галеры очень сомнителен. Более вероятно, что «Приключение» было ближе галеасу.
    1. +4
      25 ноября 2023 09:48
      Цитата: Коте пане Коханка
      Более вероятно, что «Приключение» было ближе галеасу.

      Или гребной фрегат)
      1. +2
        25 ноября 2023 13:46
        Иван, " гребной фрегат". Вспомнил :бриг"Меркурий", он тоже имел весла
        1. 0
          25 ноября 2023 17:52
          Цитата: vladcub
          Иван, " гребной фрегат". Вспомнил :бриг"Меркурий", он тоже имел весла

          Привет Слава!
          Бриг «Меркурий» - это уже 19 век. Мы описываем конец 17.
      2. 0
        25 ноября 2023 17:42
        Цитата: Старший матрос
        Цитата: Коте пане Коханка
        Более вероятно, что «Приключение» было ближе галеасу.

        Или гребной фрегат)

        Пограничный период развития парусного и гребного вооружения.
        На ум приходит наш шведский трофей прам Элифант. Но подобные ему «вунднрвафли» были плоскодонным и не предназначались для океанских походов.
    2. +2
      25 ноября 2023 12:08
      Охотник за пиратами стал пиратом.Случай не единичный,да и не только в данной области.
      Орден иллюминатов,созданный иезуитами,для борьбы с масонами, стал одной из самых могущественных лож.
    3. +2
      25 ноября 2023 13:42
      Тёзка, привет. Согласен : галера не для камерства..
      Насколько, я помню, у пиратов игантины, бриги, возможно, каравелы
  2. +8
    25 ноября 2023 10:22
    В пиратской культуре той эпохи квартирмейстер считался «вторым в команде» после капитана.

    Небольшой комментарий.
    Абордажная команда на пиратском корабле, самые отявленные головорезы которые первыми идут на абордаж, жила на квартердеке. Соответственно их командир назывался "квартирмейстер". А теперь подумайте сами, какими качествами должен обладать человек который держал этих ребят "в узде".
    Так что "квартирмейстер которого боялся сам Флинт" фигура вполне реальная.
    1. +5
      25 ноября 2023 12:22
      Цитата: Не_боец
      "квартирмейстер которого боялся сам Флинт"

      Джон Сильвер...

    2. +2
      25 ноября 2023 21:08
      Цитата: Не_боец
      "квартирмейстер"
      Квотермастер. Это слово было искажено в первом переводе Острова сокровищ. Именно из-за такой опечатки Джон Сильвер стал не командиром абордажников, а бог знает кем. Правда, сказали это по телевизору, так что особого доверия к этой информации нет.
      1. +2
        26 ноября 2023 00:31
        Pirate quartermasters
        Пираты Золотого века пиратства повысили звание квартирмейстера до гораздо более высоких полномочий и обязанностей, чем на борту непиратских торговых или военно-морских судов. На пиратских кораблях квартирмейстеру часто предоставлялось право вето в соответствии с «Статьями соглашения» пиратского корабля , чтобы создать офицера, который мог бы уравновесить полномочия пиратского капитана. [4] Пиратские квартирмейстеры, как и пиратские капитаны, обычно избирались своими командами. [4]... Часто в обязанности интенданта входило возглавить абордажный отряд пиратов при посадке на другой корабль. Обычно это делалось с квартердека (места соприкосновения двух кораблей во время абордажа). ... имел более высокий ранг, чем любой другой офицер на борту корабля, кроме самого капитана, и мог наложить вето на решения капитана, когда корабль не гонялся за добычей или не участвовал в бою. [5] [4] Интендант также нес главную ответственность за дисциплину, назначая наказания для членов экипажа, нарушивших статьи . [4]

        https://en.wikipedia.org/wiki/Quartermaster
        1. 0
          26 ноября 2023 22:37
          Часто в обязанности интенданта входило возглавить абордажный отряд пиратов при посадке на другой корабль.

          Машинный перевод! Я слабо представляю себе ПКС (помощника командира корабля по снабжению) лезущего вперед всех на соседний корабль с пистолетом и саблей.
  3. +8
    25 ноября 2023 15:11
    Автор ,ну не первый раз уже говорят . Ну доработайте до читабельности свои машинные переводы .
    Читать вырвиглазно прям.
  4. +6
    25 ноября 2023 16:02
    Ну вот к примеру
    современный источник описывает его как маленького черного человечка.

    Какой источник - твиттер ? Может фейсбук ?
    Я понимаю ,что в оригинале всё иначе . Типа источник тех времён.
    Но вот такое отношение к переводу , подразумевает - жрите ,что дают.
  5. 0
    25 ноября 2023 21:49
    Читать было бы интереснее, не будь столь косноязычен слог.
    Уте тима ни бы лома лома ни.
    Утрированно, конечно. Но тяжело читать.
  6. +1
    26 ноября 2023 05:19
    Судя по статье, хреновым он был пиратом. Судно спёрли, команды боялся, приходилось даже "смягчаться", чтобы не прибили втихаря... Так ли это на самом деле, или следствие невнятного машинного перевода? Идея статьи здравая, но исполнение... request