«Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

69
«Могами»: прекрасен и опасен, как и его предок

14 ноября в городе Тамано, префектура Окаяма, в южной части японского острова Хонсю, был спущен на воду восьмой японский фрегат класса «Могами», JS Yūbetsu. Эти многофункциональные корабли должны стать основой Морских сил самообороны Японии (JMSDF), которые, честно говоря, уже язык не поворачивается назвать «силами самообороны», поскольку своим составом они представляют собой приличный такой военно-морской флот.

Это весьма передовые корабли, оснащенные широким спектром боевых возможностей. Фрегаты имеют футуристический внешний вид, учитывая их четкие геометрические профили, выполненные в соответствии с технологиями малозаметности. Японские военные специалисты считают, что «Могами» будут иметь возможность выполнять различные миссии для Сил самообороны Японии.




Вся серия кораблей получает названия рек Японии. Такая вот традиция в японских ВМС, в этой стране вообще с именами для кораблей было непросто. Вообще кораблям давал имена император, только в 1897 году такое право было даровано министру флота. С 1921 года император лично давал названия только линкорам и крейсерам. Нужно отметить, что в названии намного большее внимание уделялось тому, насколько оно мелодично звучит, а не что несет в себе.

Корабли называли в честь гор (крейсера «Атаго», «Хиэй», «Такао»), в честь провинций Японии (линкоры «Нагато», «Ямато», «Kaга»), островов («Куроками», «Эносима»), рек (крейсера «Тэнрю», «Тонэ»), знаменитых и красивых мест в Японии (крейсера «Акаси», «Ицукусима», «Мацусима», «Хасидатэ»).

1 августа 1905 году в процесс называния кораблей приходит определенная система:
- броненосцы (и, впоследствии, линкоры) получают названия провинций Японии, или же в качестве имени корабля используются другие названия или самоназвания Японии.
- крейсера первого ранга получают названия гор.
- крейсера второго и третьего рангов получают названия городов.

Правда, тенденция называть корабли в честь городов поддержки действием не получила. Японцы продолжали избегать названий, слишком явно напоминающих о повседневной человеческой деятельности, предпочитая запечатлевать на бортах не людскую суету, а вечную красоту природы.

Вы сейчас спросите: а зачем этот странный экскурс в историю, причем ту названия? Какое отношение к этому имеют современные корабли?

Все просто. Японцы – очень своеобразная нация и у них своеобразный подход ко многим вещам. Флот – это всегда была гордость нации и больных флотом на голову в хорошем смысле этого слова японцев очень много. И сегодня для многих возрождение японского военно-морского флота – это своеобразный реванш за поражение во Второй Мировой войне.

Да, Япония небольшая страна, и количество географических названий там… невелико? Вообще нет, названий достаточно, чтобы дать имена пяти таким флотам, какие были у Японии в 1941 году. Однако давайте посмотрим, нет ли «случайных» совпадений с кораблями Императорского военно-морского флота образца тех лет.

«Могами» - легкий, в последствии перевооруженный в тяжелый крейсер, потоплен в 1944 г.
«Кумано» - легкий/тяжелый крейсер тип «Могами», потоплен в 1944 г.
«Ноширо» - легкий крейсер, тип «Агано», потоплен в 1944 г.
«Микума» - легкий/тяжелый крейсер тип «Могами», потоплен в 1942 г.
«Яхаги» - легкий крейсер, тип «Агано», потоплен в 1945 г.
«Агано» - легкий крейсер, потоплен в 1944 г.
«Нийодо» - легкий крейсер типа «Оёдо», потоплен в 1944 г.
«Юбецу» - единственное исключение. Да, был проект такого легкого крейсера ПВО, но до реализации не дошел, потому такое имя впервые получил эскортный эсминец типа «Юбари» в 80-х годах прошлого века.

Остальные, как видите, участники Второй Мировой войны, не дожившие до 1.09.1945 года. Совпадение? Не думаю. То, что японцы называют свои новые корабли в честь ТЕХ кораблей – в этом однозначно присутствует скрытый сакральный смысл. В Японии, если что, более 35 000 рек разного калибра. И можно было бы найти достаточно имен для кораблей, но вот Могами-гава, одна из трех быстрейших рек Японии, почему-то имеет преимущество перед другими.


В общем, картина такая: все фрегаты названы в честь рек Японских островов, все совпадения с кораблями японского Императорского флота, получается, случайны и являются плодом паранойи автора. Бывает.

Так что представляют собой наследники того японского императорского флота?


JS Yubetsu (FFM-8) во время церемонии наречения, 14 ноября 2023 года

Корабли класса «Могами» способны на все: от наблюдения до траления мин, а также на борьбу с надводными, воздушными и подводными целями. Фрегаты оснащены передовыми комплексами радиоэлектронной борьбы и средствами обнаружения. Но, прежде всего, они предназначены для эксплуатации удивительно маленькими экипажами. По сути, они помогут Силам самообороны Японии сделать гораздо больше с гораздо меньшими затратами.


JS Mogami на фото в апреле 2022 года

Mitsubishi Heavy Industries Maritime Systems заключила контракт на поставку 12 фрегатов для Сил самообороны Японии, последние из которых должны войти в строй после 2027 года. Ожидается, что фрегаты класса «Могами» в конечном итоге заменят более старые эсминцы класса «Асагири» и эскортные эсминцы класса «Абукума». Головные суда обоих классов были введены в эксплуатацию в 1988 году.


Японский эсминец "Асагири"


Эскортный эсминец «Оёдо» класса «Абукума», на фото в январе 2023 года

Все фрегаты класса «Могами» имеют стандартное водоизмещение около 3 900 тонн и полное водоизмещение около 5 500 тонн. Для сравнения, эсминцы типа «Асагири» имеют несколько меньшее водоизмещение; 3 500 тонн стандартных и 5 200 тонн полных. Следует отметить, что эсминцы класса «Асагири» имеют меньшее водоизмещение, чем многие другие эсминцы флота Сил самообороны Японии. Эсминцы класса «Акидзуки» имеют стандартное водоизмещение 5000 тонн и полное водоизмещение 6 800 тонн, в то время как эсминцы класса «Майя», оснащенные системой «Иджис», имеют стандартное водоизмещение 8 200 тонн и полное водоизмещение 10 250 тонн.


Эскадренный миноносец «Акидзуки»


Эскадренный миноносец «Майя»

Что касается силовой установки, то корабли класса «Могами» оснащены одной газовой турбиной Rolls-Royce MT30 и двумя дизельными двигателями MAN V28/33DD STC. Корабли могут развивать скорость более 30 узлов.

Каждый фрегат вооружен 5-дюймовой (127-мм) корабельной артиллерийской системой Mark 45 компании BAE Systems, а также двумя 12,7-мм боевыми модулями с дистанционным управлением Japan Steel Works.


Основную ударную мощь фрегатов составляют УВП на 16 ячеек Mk 41 компании Lockheed Martin для запуска ракет класса «земля-воздух» Type 03 Chu-SAM компании MHI, противокорабельными ракетами MHI Type 12 корабельного базирования. Система SeaRAM от Raytheon обеспечивает ближайшую линию обороны от противокорабельных ракет и небольших катеров.

«Могами» могут производить установку своих мин и траление чужих.


Ожидаемо, фрегаты оснащены передовыми комплексами радиоэлектронной борьбы. Корабли класса «Могами», находящиеся на вооружении, и те, которые скоро будут введены в эксплуатацию, оснащены системой NOLQ-3E, которая объединяет пассивные радиолокационные и радиоэлектронные средства атаки, а также устройства для запуска различных средств противодействия в условиях атак противокорабельных ракет.

Что касается датчиков и радаров, фрегаты могут похвастаться многоцелевым радаром с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA) OPY-2 X-диапазона и электрооптическими/инфракрасными (EO/IR) датчиками OAX-3 от компании Mitsubishi Electric.

Кроме того, фрегаты оснащены гидролокатором NEC OQQ-25 с переменной глубиной (VDS), буксируемой гидроакустической системой (TASS) для противолодочной борьбы, а также установленным на корпусе противоминным гидролокатором OQQ-11 от Hitachi. На кораблях также установлены система боевого управления OYQ-1 и система отображения/обработки информации OYX-1-29.

Антенны и тактические каналы передачи данных хранятся в интеграционной мачте UNIted COnbined Radio aNtenna (UNICORN) NORA-50.


В кормовой части фрегатов десантная палуба и одноместный ангар для вертолета Mitsubishi SH-60L Sea Hawk. Фрегаты класса «Могами» также способны использовать два беспилотных подводных аппарата (UUV) OZZ-5 компании MHI и два беспилотных надводных аппарата (USV) для траления мин.


Все это оснащение упаковано в конструкцию с уменьшенной сигнатурой, которая обеспечит большую живучесть для этого класса. Общая дальность радиолокационного обнаружения также уменьшена, что усложняет обнаружение и поражение противнику на дальних дистанциях.

Возможно, самое большое различие между фрегатами класса «Могами» и эсминцами класса «Асагири», которые они заменят, заключается в размерах экипажей.

Экипаж «Асагири» обычно составляет 220 человек, но корабли класса «Могами» рассчитаны на экипаж всего из 90 человек. Это удивительно мало для такого большого корабля.


Высокий уровень автоматизации делает это возможным, а лучшим примером технического уровня является боевой информационный центр (CIC), который представляет собой гигантскую круговую стену на 360 градусов. Это, несомненно, добавляет футуристической атмосферы фрегатам и позволит морякам выполнять тактические задачи, управление, инженерное дело, навигацию, борьбу за живучесть, пожаротушение, связь и другие функции с помощью многофункциональных консолей и программного обеспечения с открытой архитектурой. Дополненная реальность также будет частью системы, отображая ключевую информацию, такую, как траектории целей и потенциальные опасности на экранах.

Возможность эффективно выполнять различные задачи с небольшими размерами экипажа остается основной причиной, по которой в середине 2010-х годов Япония инициировала усилия по развертыванию фрегатов класса «Могами».


Наряду с вводом в строй 12 фрегатов класса «Могами», Япония стремится расширить свой военно-морской потенциал на фоне растущего судостроительного потенциала Китая. Как ранее отмечали американские эксперты, ключевые военно-морские программы страны включают в себя строительство двух крейсерских кораблей, оснащенных системой «Иджис» (ASEV), а также продолжение модификаций двух авианосцев класса «Идзумо», чтобы они могли принимать на борт самолеты F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL).


В последние годы Япония взяла на себя обязательства по увеличению расходов на оборону, обнародовав в прошлом году обширный пятилетний план военных расходов на сумму 320 миллиардов долларов, а также значительный запрос на оборонный бюджет на 2024 финансовый год в размере 52,9 миллиарда долларов. Тем не менее, по сравнению с другими боевыми кораблями Сил самообороны Японии, фрегаты класса «Могами» кажутся ошеломляюще хорошими по цене за свои предполагаемые возможности.

Первые два корабля, которые были заказаны в 2018 году, стоят менее 500 миллионов долларов США каждый, а ориентировочная цена составляет от 370 до 410 миллионов долларов за фрегат. Более поздние оценки предполагают еще более низкие затраты на закупки до диапазона 300 миллионов долларов. Это существенно меньше, чем, например, прибрежный боевой корабль класса «Фридом», функциональность которого более чем под сомнением.

Однако, Япония уже смотрит дальше своих двенадцати «Могами».


Первоначально страна намеревалась закупить 22 фрегата класса «Могами» в рамках своей оборонной программы (MTDP) на 2019-23 финансовые годы, которая получила одобрение в конце 2018 года. Однако в рамках бюджетного запроса на 2024 финансовый год Министерство обороны Японии сократило эту цифру до 12. В то же время планировалось закупить 12 «новых многофункциональных фрегатов» в дополнение к уже имеющимся 12 кораблям класса «Могами».

И это будет новый проект, который получил название… «Могами»!

Новые фрегаты типа «Могами», основанные на проекте класса «Могами», будут иметь большее стандартное водоизмещение в районе 4 880 тонн. Полное водоизмещение составит около 6 200 тонн. Длина и ширина также будут увеличены по сравнению с классом «Могами». Другие сходства с классом «Могами» включают в себя силовую установку и скорость, а также относительно небольшой размер экипажа.

Примечательно, что новые многофункциональные фрегаты будут больше ориентированы на роль противовоздушной обороны, а MHI вводит номенклатуру FFM-AAW, что означает многофункциональный фрегат противовоздушной обороны. Фрегаты будут оснащены 32-ячеечной, а не 16-ячеечной системой вертикального пуска. С фрегатов будет запускаться усовершенствованная версия противокорабельной ракеты Type 12 большей дальности, а также японская «новая управляемая ракета класса «корабль-воздух», или A-SAM, что обеспечит кораблям улучшенные возможности обороны.

В дополнение к использованию одного вертолета SH-60L, фрегат также сможет запускать беспилотный летательный аппарат в качестве разведчика, тем самым расширяя возможности кораблей по сбору разведывательной информации и наблюдения. Мачта также была переработана для установки модернизированных датчиков.

Что касается графика, MHI ожидает, что строительство судов начнется в 2027 году, а все 12 судов будут завершены к 2036 году. Исходя из имеющихся данных, новые фрегаты в конечном итоге будут стоить дороже, чем корабли класса «Могами». В августе этого года Силы самообороны Японии запросили около 1,16 миллиарда долларов на строительство первых двух новых многофункциональных фрегатов.

Быстрое строительство японских фрегатов класса «Могами», безусловно, впечатляет, как и их возможности, особенно уровень автоматизации, который они развертывают, чтобы компенсировать такой небольшой размер экипажа. На это будет интересно посмотреть, как японцы смогут реализовать задуманное.

Другие концепции с минимально укомплектованным экипажем было сложно реализовать должным образом, яркий пример – боевые литоральные корабли. Как бы то ни было, эти корабли явно спроектированы так, чтобы обладать сбалансированными возможностями по очень привлекательной цене, и, безусловно, за ними стоит следить, как и за их более крупными и тяжеловооруженными собратьями, которые сейчас появляются на горизонте.

Японцы всегда умели строить хорошие корабли. С самого начала 20 века. И сегодня их промышленность в лице Mitsubishi Heavy Industries Maritime Systems демонстрирует преемственность с теми, кто строил тот «Могами», «Нагато» и «Ямато». И дело даже не в некоторой преемственности в плане названий, это не самое главное. Намного важнее то, что японцы по-прежнему умеют строить корабли с хорошими характеристиками в больших количествах.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    25 ноября 2023 04:34
    корабль хороший...что строят хорошо.... все хорошо...одно плохо...не у нас его построили...а так все хорошо
    1. +8
      25 ноября 2023 10:24
      Что тут скажешь, зависть и обида просто гложет sad
      1. +8
        25 ноября 2023 11:52
        Не надо завидовать. Да, они строят хорошие корабли, но не забывайте, против них нет санкций, любые субпоставщики под рукой по всему миру, денег много, компетенции сохранены. Попробовали бы в нашей ситуации. Кстати, японцы так и не научились строить пассажирские самолеты. Митсубиси пыталась, им полосатые дали двигатели, авионику и тд, потратили 3 млрд долл и - проект закрыт. А между тем в России, у них под боком, в Комсомольске-на-Амуре, мы строим весьма приличные суперджеты, коих уже 200 шт летает по миру, да еще и импортозамещаем своими силами. И наш фрегат 22350 очень хорош. Так что не надо завидовать, цените то, что мы умеем, да еще и при внешней блокаде «цивилизованного мира».
        1. +7
          25 ноября 2023 22:44
          Никто не сможет сейчас без сильнейшей помощи государства создать конкурентноспособный лайнер. И дело тут не в качествах самого самолета (кажется, он у японцев не такой уж плохой получился). У американцев и французов гигантские корпорации, куда были влиты сотни миллиардов за десятки лет. Любой А или Б в любом месте от Рио до Тайбэя обслужат, диагностируют и при необходимости в кратчайший срок доставят запчасти для ремонта. Потому что корпорация с тысячами лайнеров на балансе может и должна себе это позволить. А контора, выпустившая несколько десятков, всегда будет страдать. "Так, у нас подломилась передняя стойка в Куала-Лампуре! Пока мы закажем новую, пока её сделают, доставят и растоможат, компания-пользователь понесет убытков на стоимость лайнера, а мы по страховке все эти убытки им оплатим". Между тем А или Б имеют таких стоек в запасе по всему миру достаточно, чтобы доставить через пару дней.
        2. +8
          25 ноября 2023 23:49
          Кстати, японцы так и не научились строить пассажирские самолеты.

          NAMC YS-11 , авиалайнер для линий малой и средней протяженности, группа компаний Nihon Aircraft Manufacturing Corporation
    2. +2
      26 ноября 2023 01:53
      Вы главное не гуглите когда их начали строить и когда на воду спустили, вас жаба просто задушит
  2. Eug
    +5
    25 ноября 2023 04:43
    М-даааа... интересно, как при таком небольшом экипаже будут обеспечивать борьбу за живучесть? И что с дальностью хода?
    1. +7
      25 ноября 2023 05:25
      Цитата: Eug
      И что с дальностью хода?

      Будет ходить вдоль побережья Японии - Силы Самообороны, однако.
      * * *
      Сегодня обратил внимание, на:
      Вся серия кораблей получает названия рек Японии. Такая вот традиция в японских ВМС, в этой стране вообще с именами для кораблей было непросто.

      А ведь в этом есть свой сакральный смысл - назвать вечными (в сравнении с жизнью человека, государства, временем правления династии) временное, приписав ему некие, не подвластные внешним воздействиям свойства...
      * * *
      Даже от некогда великих людей с течением времени остаётся только тире между двумя датами. А о некоторых и не вспомнят, пока дотошный Вячеслав Шпаковский (Калибр) не тиснет статейку на сайт «ВО»...
      * * *
      Такие вот невесёлые размышления могут прийти в День рожденья...
      request
    2. +5
      25 ноября 2023 16:11
      Цитата: Eug
      как при таком небольшом экипаже будут обеспечивать борьбу за живучесть?

      Это одна из проблем, которая решается, как правило, только силами экипажа...Но есть и ще одна: дублирование систем. Все хорошо пока есть электричество, но когда его не станет, кто с местного поста управления (БП) будет отражать атаку СВН? пускать ТО по ПЛ, ставить ИК-ловушки и т.п. Одноразовые корабли зажигалки мы уже делали...Теперь все уповают на ИИ. А интуицию и опыт командира прикажите сдать в музей!?
      Ну-ну, -- "вперед, заре навстречу"!
  3. Комментарий был удален.
  4. +7
    25 ноября 2023 04:47
    А куда делся штатный военно-морской спец ВО по имени Максим Климов? Что-то давненько не встречаются его публикации.
    1. +5
      25 ноября 2023 16:39
      Цитата: anatolv
      штатный военно-морской спец ВО по имени Максим Климов

      Которого на ресурсе банили несчетное количество раз?
      1. Цитата: Андрей из Челябинска
        Цитата: anatolv
        штатный военно-морской спец ВО по имени Максим Климов

        Которого на ресурсе банили несчетное количество раз?

        А за что его банили?
        1. +3
          20 декабря 2023 10:19
          Цитата: Петров-Александр_1Сергеевич
          А за что его банили?

          За хамство беспробудное:))
  5. -3
    25 ноября 2023 04:56
    Меня японские фрегаты интересуют в плане Цусимы или Порт-Артура.
    Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.
    Моряки более компетентные в этом вопросе...может кто нибудь из морских волков разъяснит нам сухопутным этот момент.
    1. +3
      25 ноября 2023 05:14
      Цитата: Леха с Андроида.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней

      12 фрегатов никакого ущерба нанести не смогут. Но действовать они будут с фрегатами других стран и там уже станут какой-никакой, а боевой единицей
      1. +4
        25 ноября 2023 10:32
        Главная функция данного корабля - это ПЛО, поэтому во взаимодействии с прекрасной базовой патрульной авиацией, своими-же НАПЛ и кораблями США японцы наглухо закроют наши подлодки ТОФа, а что до немногих надводных кораблей - то по ним отработает японская и американская авиация
      2. +3
        25 ноября 2023 16:33
        У японцев есть два авианосца, соответственно весь флот вокруг них и строится. Потому кстати четное число кораблей и даже кратное четырем.
        1. 0
          27 ноября 2023 13:01
          2 на БС, 1 на отдыхе/учебе, 1 в ремонте. Итого: 4.
      3. +6
        26 ноября 2023 20:28
        12 фрегатов "никакого ущерба"???
        Каждый из фрегатов может в своих УВП нести много ракет. Предположим что большая часть это ПКР и ракета ПВО. Но предположим из них 3-4 ячейки заняты всё же крылатыми ракетами способными наносить удары по наземным целям.
        Итого 36-48 крылатых ракет. Конечно это при условии что соберутся все фрегаты для атаки. Но даже 4 фрегата, способны осуществить залп из 12-16 ракет. А это (при грамотном распределении целей) способно парализовать основные системы работы почти любого крупного города на востоке. И уж тем более привести катастрофические разрушении военной базе (да, там передовые средства защиты, но по площади база явно меньше города).

        А если фрегаты выступают против флота?!
        То опять же 4 фрегата, суммарно, могут нести 2-3 десятка ПКР. Так что 12 их фрегатов (которые не единственные, у них есть ЕЩЁ другие корабли и авиация) способны МНОГОЕ натворить.
    2. -10
      25 ноября 2023 05:36
      Цитата: Леха с Андроида.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.

      Могу предположить (потому как Сухопутные войска), что гораздо меньший, чем может огрести в ответ. Тут всё будет зависеть от интенсивности атаки этих Сил Самообороны. Выжившие из ума и чести самураи забыли главную заповедь, что с соседями нужно жить в мире и дружбе, а от действующих оккупантов, которые устроили какие-то военные базы на территории государства, пора избавляться.
      * * *
      Вполне возможно, окажется, что не в Силах Самообороны счастье, и не дело островному государству грозить ядерной державе, способной «застеклить» любой архипелаг.
    3. 0
      25 ноября 2023 07:11
      Ну, допустим, во взаимодействии с вертолетоносцами - отжать Курилы
      1. 0
        25 ноября 2023 07:46
        Цитата: роман66
        Ну, допустим, во взаимодействии с вертолетоносцами - отжать Курилы

        А если во взаимодействии с ЯО этому препятствовать, да еще и Хоккайдо отжать?
    4. +6
      25 ноября 2023 07:44
      Да не будет с Россией ни кто раз на раз биться, силенок маловато. Против русских всегда воевать будут коалициями во главе сами знаете кого.
      1. +1
        27 ноября 2023 13:41
        Цитата: Игорь Викторович
        Да не будет с Россией ни кто раз на раз биться, силенок маловато.

        404? Не?
    5. +2
      25 ноября 2023 12:17
      Цитата: Леха с Андроида.
      Меня японские фрегаты интересуют в плане Цусимы или Порт-Артура.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.
      Моряки более компетентные в этом вопросе...может кто нибудь из морских волков разъяснит нам сухопутным этот момент.

      Посчитайте количество кораблей на Тихоокеанском флоте и количество ракет на японском флоте
      1. -6
        25 ноября 2023 15:52
        Достаточно будет одной ракеты со спецзарядом, и мяу сказать не успеют. Просто добрые мы)
    6. +5
      25 ноября 2023 16:43
      Цитата: Леха с Андроида.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.

      Единственной вменяемой целью для войны с нами выглядит захват Курил. Ну, может на Сахалин покусятся, хотя это совсем вряд ли. В любом случае захватывать все это можно только посредством десантов - отсюда и задачи для японского флота
      1. 0
        26 ноября 2023 01:41
        Только непонятно, что японцы с этого выиграют. Население у них переезжает в большие города и вообще-то тает стремительно. А что на этих клочках суши их корабли не начнут тонуть это большой вопрос. А то может оказаться, что беспилотные катера не только у ВСУ есть
        1. +2
          27 ноября 2023 10:43
          Цитата: alexoff
          Только непонятно, что японцы с этого выиграют.

          Ну, ресурсы в первую очередь - там в прибрежной зоне залежи всякого + морские твари, которых кушать можно + принадлежность Курил для японцев сакральное прямо таки значение имеет в части самосознания. В стратегическом - больше не будет "Охотского озера ТОФ"
          Цитата: alexoff
          А то может оказаться, что беспилотные катера не только у ВСУ есть

          Дались Вам эти катера. Во-первых, они ничего толкового в СВО не показали, во-вторых, у них существенное ограничение по дальности и в-третьих, какой-то смысл они имеют только против кораблей на якорях.
    7. +2
      25 ноября 2023 17:13
      Цитата: Леха с Андроида.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.

      Стране??? на сколько я знаю, они не являются носителями ЯО...Поэтому стране -- практически никакого.
      ТОФу ? Все зависит от того, в каком районе и каким составом встретятся силы...К примеру, АРПК СН-ы защищаются всей системой обеспечения, охраны и обороны флота. Поэтому, навряд ли фрегаты подпустят к ним на дальность применения ПЛО...
      Ясени им точно не по зубам. Без авиации ПЛО их японы точно не "забанят"...
      Силы общего назначения. Здесь без наших БРАВ, и авиации кораблям ТОФ, будет очень, очень трудно...Но все возможно при удачном стечении обстоятельств...
      Поэтому в последние годы мы так спешно обновляем корабельный состав ТОФ-а.
      А вообще-то янки науськивают джапанов (и натаскивают их, судя по направленности БП сил СО) на большого желтолицего брата, предчувствуя заваруху в Тайваньском проливе...
      ИМХО.
      1. +2
        25 ноября 2023 23:39
        Без авиации ПЛО их японы точно не "забанят"...

        У Японии одна из мощнейших группировок авиации ПЛО в мире- около 80 самолетов ПЛО Орион и Kawasaki P-1.
    8. 0
      25 ноября 2023 17:51
      Цитата: Леха с Андроида.
      Какой ущерб 12 фрегатов Японии могут нанести нашей стране в случае войны с ней.

      Главные их задачи - это противолодочная оборона, минные постановки и эскорт транспортов с экспедиционным корпусом.
      Японцы готовят две полноценных эскадры с легкими авианосцами и эсминцами ПРО, а фрегаты и НАПЛ будут заниматься обороной и патрулированием акватории. Имея всё это, а также многочисленную истребительную и противолодочную авиацию, они смогут доставить нам на Дальнем Востоке немало хлопот, ведь Курильские острова не сходят с их политической повестки...
      Кроме того, если понадобится, могут существенно усложнить жизнь китайским ВМС, работая в тесной связке с ВМС Р. Кореи и США.
    9. 0
      25 ноября 2023 19:13
      Надо полагать что общая стратегия Японии скорее всего не изменилась. Япония предпочитает не "танковать" - она кусает и действует только там, где чувствует свое уверенное локальное преимущество в конкретный момент времени и главное видит,что в перспективе за этим удастся осуществить "легалайз" откусанного. Опыт ВВ2 хорошо показал им границы возможностей собственных аппетитов ,так что этот флот - он скорее всего будет использоваться для обороны метрополии , но также и будет подразумеваться его задействование в этой "операции кусь", этаком банзай-наскоке.
      И в таком раскладе да, это может быть обтяпано оч. успешно и для противника деструктивно.
      Япония это не тот кто валит Большого Кабана ,это тот кто годно впечатывает ему когда тот уже падает или лежит . Длинные войны для них разорительны и оч. круто разбалансируют их хозяйство-мозяйство этакого сборочного хайтек-цеха. Но вот свой кусок до кучи отодрать - это они умеют и этого от них стоит ждать вероятнее всего.
  6. -4
    25 ноября 2023 05:34
    Ясно.
    Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.
    1. +6
      25 ноября 2023 05:42
      Цитата: Gnefredov
      Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.

      А на что российские буржуи, которые за копейку продадут родную мать, а за рубль изнасилуют комара в жало?
      Там на ДВ столько пунктов приёма-сдачи металлолома...
    2. +2
      25 ноября 2023 12:17
      Цитата: Gnefredov
      Ясно.
      Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.

      Сколько производят автомобилей в Японии?
    3. +5
      25 ноября 2023 15:44
      Цитата: Gnefredov
      Ясно.
      Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.

      Очень смешно laughing Япония занимает 3 место по тоннажу произведенных судов в мире. Они построили 17% мирового флота, спущенного на воду в 2022 году, что в 38 раз больше чем построила РФ.
    4. 0
      3 января 2024 14:10
      Япония до сих пор один из лидеров мирового судостроения. На танкеры, балкеры и т.д. металл же находят?
  7. -1
    25 ноября 2023 06:18
    Цитата: ROSS 42
    Цитата: Gnefredov
    Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.

    А на что российские буржуи, которые за копейку продадут родную мать, а за рубль изнасилуют комара в жало?
    Там на ДВ столько пунктов приёма-сдачи металлолома...

    Вот не надо про "Российских буржуев".. Как понимаю, вы не в теме.
    Всё не то чтобы в порядке, но с ДВ и с Европейской части России нормально "железа" в плавильни идёт. Если на "Первом канале" это не озвучивают, то мне и подавно этого не надо.

    P.S. Вы тоже, не кипишите, кулаками не машите.
  8. +5
    25 ноября 2023 07:35
    Цитата: Gnefredov
    Ясно.
    Ясно, то что без металла, Японцы не построят флот.

    Построят, ещё как построят.
    Почему-то легковые и грузовики и двигатели к ним строят,да и получается лучше чем у нас.
    У нас дизель на УАЗ всё никак не получается.
    Не надо шапкозакидательств.
  9. -1
    25 ноября 2023 10:21
    Даст Бог, отправятся туда же, куда ушли их предшественники - на дно.
    1. +1
      25 ноября 2023 15:07
      Только на дно их отправили американцы!
  10. -2
    25 ноября 2023 11:03
    Сокращение экипажа - логичное решение. Самые массовые коммерческие суда современности: балкеры, танкеры и контейнеровозы водоизмещением 50 тыс. тонн имеют экипаж 20 человек (за 30-40 лет экипаж сократился в 2 раза), которые не только управляют судном и принимают груз, но и осуществляют ТО и текущий ремонт - в отличие от военных судов, коммерческие все время в океане.

    Рассмотрим во сколько средств каждый дополнительный член экипажа обходится бюджету более 2 млн. руб. в год:
    -средний размер денежного довольствия члена экипажа: 70 тыс. руб. в месяц "на руки" + 13 % НДФЛ;
    -349 тыс. руб. взносы на военную ипотеку;
    -480 тыс. руб. пенсионные выплаты с учетом средней пенсии в 40 тыс. руб. (с учетом того, что военнослужащие выходят на пенсию в 2 раза быстрее без льготной выслуги).
    -расходы на медицину, страховые выплаты

    Экипаж фрегата "Адмирал Горшков" 180 человек, "Могами" 90 человек, дополнительные расходы на экипаж: 180 млн. руб., в случае эксплуатации в течение 50 лет, дополнительные расходы: 9 млрд. руб.
    1. +4
      25 ноября 2023 13:57
      Сокращение экипажа - возможно хорошо. Только кто заменит недостающие руки, когда надо будет бороться за живучесть корабля? Ипотека придет и будет заводить пластырь на пробоину?)))
      1. +6
        25 ноября 2023 15:08
        Крейсеру Москва 424 члена экипажа помогли в борьбе за живучесть?
        1. 0
          25 ноября 2023 22:45
          Цитата: Иван Северский
          Крейсеру Москва 424 члена экипажа помогли в борьбе за живучесть?

          Ну да, если крейсеру не помогли, то теперь надо вообще отменить борьбу за живучесть. Лишние деньги на помпы всякие глупые и системы пожаротушения. Зато сколько денег сэкономим - профит!
          1. 0
            3 января 2024 14:13
            Можно ваще крейсеры отменить. Щас много экспёрдов (как правило с сухопутными ВУС), которые заявляют что время больших кораблей прошло и все что по водоизмещению больше Буянов и Каракуртов прошлый век))
      2. 0
        25 ноября 2023 17:33
        Цитата: ТермиНахТер
        Сокращение экипажа - возможно хорошо.

        Да почему "возможно", так и есть. Вспомните какие экипажи были во времена ПМВ, ВМВ, холодной войны и сейчас - постоянное сокращение экипажа. Можно сказать, что современный эсминец беспомощнее, чем аналогичный корабль прошлого/позапрошлого поколений? Едва ли. Сейчас машины заменяют людей. Автоматические системы пожаротушения, автоматическая блокировка помещения, где обнаружена течь и тд.... Не нужны уже по двадцать человек с пластырями и упорами. Грядёт очередная НТР в военном деле, которая в конечном счете сведёт к минимуму участие людей на поле боя...
        1. 0
          26 ноября 2023 12:49
          Цитата: Doccor18
          автоматическая блокировка помещения, где обнаружена течь и тд.... Не нужны уже по двадцать человек с пластырями и упорами

          Ну да, зачем спасать отсек от затопления, если можно его изолировать - пусть корабль остается без вооружения/хода/ еще чего важного, но не потонет же...
          А если пораженный отсек заполняется водой, а осколками вражеской БЧ повреждены водонепроницаемые переборки? А если отсек обесточен? Автоматические системы верой в Отца, Сына и Святаго духа работать будут? Боевые повреждения (да тот же осколок) перебивший кабель к артбашне там, или еще чему-нибудь робот-пылесос приедет и отремонтирует?
      3. 0
        27 ноября 2023 02:11
        Живучесть и современные боевые корабли это вещи не совместимые
    2. 0
      25 ноября 2023 15:35
      Нельзя сравнивать гражданские суда с военными кораблями. Естественно, на военном корабле всегда будет больше экипаж, необходимо эксплуатировать и обслуживать оружие. У них меньше л/состава в БЧ-2, 4, 5, 7. Поживем увидим сколько лет прослужат корабли. 50 лет- это вызов.
  11. +3
    25 ноября 2023 14:14
    А судя по комментариям, "стеклильщики континентов" никуда не делись, живут в своём мирке с розовопони. Им всё в глаза, а они : "божья роса" )
  12. +2
    25 ноября 2023 16:42
    как-то научились делать красивые стелс-корабли! Вначале Zumwalt, а сейчас этот Могами - любуюсь скошенными бортами...
  13. +4
    25 ноября 2023 16:49
    Тем временем наш тихоокеанский флот скоро станет похож на музей, возраст некоторых кораблей уже запредельный, да и по оснащению есть проблемы... Плохо ещё и то, что плановый ремонт многих короблей небыл проведен в нужные сроки, и теперь ремонт некоторых кораблей длится дольше чем его постройка, а в связи с СВО существуют опасения, что денег на флот будут давать ещё меньше чем раньше, лично я надеюсь что этого конечно не произойдет
  14. -1
    25 ноября 2023 16:50
    Вооружение на этом корабле слишком слабое и устарело.
    1. 0
      25 ноября 2023 17:02
      Они не остановятся, закончат эту серию фрегатов начнут новую ,плюс их любимый союзник , который их бомбил в 45, нам за ними не угнаться , но зато мы можем строить новые военные базы на Курилах и расширять старые, еще при парусном флоте было сказано- в бою пушка на берегу стоит двух на корабле, и потом в отличие от корабля база на острове круглый год на посту,
      1. +1
        25 ноября 2023 17:39
        Цитата: agond
        еще при парусном флоте было сказано- в бою пушка на берегу стоит двух на корабле, и потом в отличие от корабля база на острове круглый год на посту,

        Фёдор Ушаков не раз опровергал этот тезис...
  15. -2
    25 ноября 2023 18:26
    Цитата: Голландец Михель
    А если во взаимодействии с ЯО этому препятствовать,

    До сих пор веришь что наше руководство "не зассыт"?.
  16. +5
    25 ноября 2023 22:59
    Тем, кто смеется над японскими кораблями, уповая на наше атомное оружие.

    Японцы имели свою небольшую атомную программку ещё во время ВМВ. Поэтому японские ученые сразу поняли, чем по ним долбанули в 1945 и предложили сдаться. После этого они продолжили теоретические изыскания. К 1968 они в теории разработали мощные и компактные ядерные заряды на уровне французских "тушканчиков", а затем и термоядерное оружие. Тогда же они достигли больших успехов в ракетостроении. Ещё в конце 60-х Япония запустила первую космическую ракету, а в наше время своими силами летает к астероидам. Сейчас при наличии политического решения Япония сможет создать атомное оружие за срок от 6 до 12 месяцев. И тогда бомбуэ будет у них и у нас, а мощный флот на ТВД только у них.
  17. 0
    25 ноября 2023 23:53
    Цитата: Alien From
    Что тут скажешь, зависть и обида просто гложет sad

    абсолютно не завидую...... Это просто завуалированные желания вслух.... Хочется иметь свою большую программу по военному кораблестроению..... Чтобы строили.... В плане чтобы строили больше, лучше и быстрее))))
  18. 0
    25 ноября 2023 23:56
    Цитата: Иван Северский
    Крейсеру Москва 424 члена экипажа помогли в борьбе за живучесть?

    это ситуативно...иногда это поможет спасти корабль, иногда не поможет.....так же как и с автоматизацией систем БЗЖ.....ситуативно..... или отработает на все 150 либо сгорит/утонет синим пламенем..... и примеры тому есть не только у нас но и у матрасов и бритишей
  19. -2
    26 ноября 2023 08:01
    А я говорил,дети Аматэрасу,вернут должок юсовцам,начиная с мэтью пэрри.Сша ещё позавидует мёртвым,когда самураи решат-Время пришло,банзай!
    1. -1
      22 января 2024 23:04
      японцы связаны с Мэттью Пэрри?
  20. -1
    26 ноября 2023 18:30
    ТО РФ ждет очередная Цусима
    1. +2
      27 ноября 2023 18:08
      Вам то не все ли равно? У вас на ЧМ флота нет и никогда не будет!
  21. 0
    27 ноября 2023 18:06
    «Ноширо» - легкий крейсер,

    Вроде как должно произноситься: "Носиро"?
    1. 0
      3 января 2024 14:17
      В японском языке ваще с этим "ш" и "с" для русского уха проблема) У них там какое-то странное произношение, что-то среднее между ш и с, я так и не смог выговорить. Но лучше произносить все же "с", ближе к оригиналу получается.
  22. 0
    9 января 2024 10:18
    Нифига себе небольшая страна - население 120 млн и площадью больше Германии!

    P. S. Мне одному режет слух использование слова "миссии" для описания заданий в военной и космической сферах? С терминологии начинается мышление. А оно у нас свое, самобытное, без использования импортных терминов в избыточном порядке.
  23. +1
    22 января 2024 23:03
    Германию вроде не считают маленькой страной, а Япония больше Германии