Десять лет – и лодки нет!

88
Десять лет – и лодки нет!

Интересные новости. Главный штаб ВМФ РФ предложил не восстанавливать атомную подводную лодку К-152 «Нерпа» проекта 971У («Щука-Б»), которая вернулась из Индии, куда была отдана в лизинг.

Получилось вот что: лодка К-152 «Нерпа» была передана 23.01.2012 в лизинг ВМС Индии. В индийском флоте служила под именем S 72 Chakra-2, а за 10 месяцев до конца лизинга была возвращена России.



Вообще лизинг по сути своей – это аренда с правом выкупа или без оного. В основном в мире подразумевается аренда с последующим выкупом, но в нашем варианте такого не случилось.

Причиной стало ЧП, случившееся в апреле 2020 года, когда на борту субмарины произошел взрыв баллона воздуха высокого давления. Оба корпуса лодки получили повреждения, кроме того, пострадало гидроакустические и радиоэлектронное оборудование.


После этого индийская сторона досрочно возвратила лодку из аренды. На 10 месяцев раньше срока, заплатив за пользование почти 2 миллиарда долларов США.

Правда, есть информация, что перед тем, как вернуть лодку, индийские специалисты произвели ремонт обеих корпусов. После этого в 2021 году «Нерпа» в надводном положении и в сопровождении кораблей Тихоокеанского флота пришла во Владивосток.


И вот теперь Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы».

О чем это может свидетельствовать?

Некоторые уважаемые эксперты в этой области заговорили о том, что ВМФ России испытывает серьезные проблемы с ремонтом АПЛ проекта 971. Если бы это было именно так, то отказ от ремонта «Нерпы» был бы объективно оправдан.

Однако статистика ремонта и модернизации АПЛ проекта 971 свидетельствует об обратном.

К-419 «Кузбасс». ТОФ. Проходила ремонт на заводе «Звезда» с 2009 по 2016 годы. Замена и модернизация системы жизнеобеспечения, радиотехнического и гидроакустического оборудования.

К-317 «Пантера». СФ. Прошла капитальный ремонт с 2006 по 2009 годы на СРЗ «Нерпа». Замена аккумуляторных батарей, гидроакустического комплекса, модернизация систем управления и связи.

К-157 «Вепрь». СФ. Прошла ремонт в 2018-2020 годах.

К-335 «Гепард». СФ. Прошла ремонт в 2014-2015 годах.


В то же время сейчас на заводах проходят ремонты разной сложности атомные подводные лодки проекта 971 и Тихоокеанского, и Северного флолтов.


К-331 «Магадан». ТОФ. С 2015 года на ремонте с модернизацией под программу лизинга для Индии. После передачи (если такая состоится) имя «Магадан» будет передано другой лодке.

К-295 «Самара». ТОФ. С 2015 года проходит ремонт на заводе «Звездочка».

К-461 «Волк». СФ. С 2014 года проходит средний ремонт и модернизацию на СРЗ «Звёздочка». Сдача задерживается (2017 год).

К-154 «Тигр». СФ. С 2019 года ремонте и модернизации на СРЗ «Нерпа».

К-328 «Леопард». СФ. С конца июня 2011 года находится на ЦС «Звёздочка» в ремонте и переоборудовании. В декабре 2020 года спущен на воду после проведения ремонта и модернизации. Сдача (2020 год) задерживается.

В общем, получается, что из 10 оставшихся в наличии лодок, на службе 4 лодки и 5 в ремонте. «Нерпа» как бы подвисает.

Может сложиться не совсем правильное впечатление, что у нас действительно все очень плохо с ремонтом именно ЭТИХ подводных лодок. Но будем объективны: а с чем у нас сегодня вообще хорошо? В каком месте какой отрасли?

Проблемы абсолютно везде и во всем, начиная от кадров, что является главной проблемой по стране. «Эффективные менеджеры» в руководстве компаний, ничего не соображающие в том, что делают компании и остатки советских кадров на производстве, которых менять никто не спешит. Рабочим сегодня быть, увы, не престижно. Спасибо многолетней рекламе на ТВ и в Интернете.

То, что «Звездочка» в целом и «Нерпа», как филиал, в частности, справляются с ремонтом столь сложных устройств, как атомные подводные лодки, вообще на уровне трудового подвига.


Говорить о проблемах на судоремонтных заводах можно и нужно, но в рамках данной статьи мы этого делать не станем. Достаточно понимания того, что наши заводы пока в состоянии справиться с такими задачами, как ремонт АПЛ, хотя сроки выполнения работ смотрятся устрашающе. Но, повторюсь, вины заводов в этом нет. Лодки ремонтировались и будут ремонтироваться дальше. Вопрос только как это будет выглядеть в плане временного фактора.

Теперь идем дальше.

В некоторых СМИ промелькнула фраза, что у флота нет денег. Именно так объяснили фразу «Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы».

Однако здесь имеется присутствие второй стороны медали. «У флота нет денег на ремонт» и «У флота нет ТАКИХ денег на ремонт» - фразы похожие, но смысл совершенно разный.

Давайте еще раз посмотрим на хронологию событий:
- на лодке случается ЧП;
- лодке делают ремонт силами индийских специалистов;
- лодку досрочно возвращают лизингодателю, раньше назначенного срока, отказавшись от выкупа;
- лодка на протяжении двух лет стоит на судоремонтном заводе;
- Главкомат ВМФ считает нецелесообразным ремонтировать лодку.

Что здесь можно увидеть? Да в принципе, все просто: индусы прекрасно понимали, что допустив такую аварию, они практически изуродовали лодку до нерабочего состояния. Потому, кое-как подлатав «Нерпу»/«Чакру», индусы поспешили ее вернуть России.

То, как лодка шла во Владивосток, уже свидетельствовало о том, что на ней не все хорошо. Иначе зачем отправлять за ней целый отряд из двух буксиров, аварийно-спасательного судна и танкера? Все просто: были сомнения в том, что лодка дойдет сама.

После того, как «Нерпу» благополучно дотащили до Владивостока, начался разбор того, что натворили индусы. То, что их корабелы подлатали основной и легкий корпуса, еще не делает лодку боеспособной.

Почти два года на проведение дефектовки – это много? Учитывая, какая это сложная система, атомная подводная лодка, нет, не много. И очевидно, сумма восстановления лодки превысила все расчеты, причем, прилично.


Здесь надо понимать, что решение принималось не второпях. Лодка-то не то чтобы старая, как раз, наоборот. Да, заложена была К-152 «Нерпа» еще в далеком 1993 году, но на воду ее спустили 24 июня 2006 года, а в строй ввели 29 декабря 2009 года.

Понятно, что судьбу лодки решали не за пару часов прений. Просто так взять и отправить на слом лодку, которой нет и двадцати лет – это непростительное расточительство. Видимо, индусы так сильно изувечили «Нерпу», что действительно, ее восстановление может быть нецелесообразным. Вполне возможен и такой вариант, что проще и дешевле построить новую лодку, чем отремонтировать до кондиции «Нерпу».

Не зря с момента возвращения «Нерпа» находится на отстое в СРЗ «Звезда» в Большом Камне, в апреле 2022 года на лодке была произведена выгрузка ядерного топлива. Возможно действительно, лодку уже приговорили.

Но вот в чем еще повод для раздумий.

В марте 2019 года в Нью-Дели было подписано еще одно российско-индийское соглашение о передаче Индии в долгосрочную аренду еще одной атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 из наличия ВМФ России, причем стоимость соглашения оценивается в 3,3 млрд долларов.

Лодка под условным индийским обозначением «Chakra III» будет передана после проведения ремонта и модернизации и войдет в состав индийского флота предположительно в 2025 году под тем же названием «Chakra», что и две другие атомные подводные лодки, арендовавшиеся у СССР и России. Срок аренды точно не известен, но составит не менее 10 лет.

Видимо, индийские атомные подводные лодки типа «Арихант», на которые делает ставку командование индийским флотом, не могут полноценно встать в строй по каким-то неизвестным нам причинам. И это толкает Индию в объятия России в плане лизинга российских атомных подводных лодок. Да, за приличные деньги, но…

Конечно, 3 миллиарда 300 миллионов долларов – это изрядная цифра. Но вот вопрос на не меньшую сумму – а не вернется ли и бывшая «Магадан» из Индии на буксире и не пойдет ли на слом, как и «Нерпа»?

Если у нас действительно проблемы с заводами, стоит ли так разбрасываться атомными лодками? Да, «Магадан» почти на 20 лет старше «Нерпы», но тем не менее. Это лодка, которая может служить России. Конечно, зарабатывание валюты в таких количествах – это тоже служба, но тут вопрос – а кому нужнее.

В целом ситуация неоднозначная, требующая дополнительной информации. Но вообще очень обидно, что атомная подводная лодка, прослужив 14 лет, пойдет на слом из-за криворуких индийских моряков. Доллары, конечно, хорошо, но боеспособные лодки – намного лучше. А у нас с ними не то чтобы восхитительно, скорее, совершенно наоборот.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    22 ноября 2023
    Kто-то имеет очень приличные деньги на списании и утилизации российских АПЛ
    1. +43
      22 ноября 2023
      Если бы у руководства нашей страны целю было развитие страны, то оно бы поставило командовать флотом людей способных построить боеспособный флот и тогда вопросов по Нерпе не было бы вообще, ее бы просто восстановили и давно бы достроили стоящую на стапелях в Комсомольске-на-Амуре с 90-х лодку аналогичного проекта.
      Но руководство страны никак нажраться не может и такая же саранча руководит флотом, и их жевательно-глотательные рефлексы подсказывают им что на распиле на металл АПЛ Нерпа они заработают гораздо больше чем на ее ремонте. И на достройке другой АПЛ Щука-Б они ничего не заработают, потому и не спешат что-то делать, ждут когда ее дадут распилить.
      1. -6
        22 ноября 2023
        Цитата: ramzay21
        Если бы у руководства нашей страны целю было развитие страны, то оно бы поставило командовать флотом людей способных построить боеспособный флот и тогда вопросов по Нерпе не было бы вообще, ее бы просто восстановили и давно бы достроили стоящую на стапелях в Комсомольске-на-Амуре с 90-х лодку аналогичного проекта.
        Но руководство страны никак нажраться не может и такая же саранча руководит флотом, и их жевательно-глотательные рефлексы подсказывают им что на распиле на металл АПЛ Нерпа они заработают гораздо больше чем на ее ремонте. И на достройке другой АПЛ Щука-Б они ничего не заработают, потому и не спешат что-то делать, ждут когда ее дадут распилить.

        Все намного проще.Сейчас финансируются проекты,которые нужны непосредственно на сво,остальные по остаточному принципу.Денег нехватает.
      2. 0
        20 декабря 2023
        Если бы у руководства нашей страны целю было развитие страны, то оно бы поставило командовать флотом людей способных построить боеспособный флот(с) Если бы у руководства "нашей" страны была цель - развитие страны, то это было другое руководство.
    2. +38
      22 ноября 2023
      А какова цена НОВОЙ лодки?
      За время аренды данная АПЛ принесла 2 млрд. долларов.
      Этого потенциально достаточно на строительство нескольких.

      К примеру:
      Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М») — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 4-го поколения. К-560 — 50 млрд руб. К-561 — 47 млрд руб.
      То есть около полумиллиарда долларов. Можно на выручку с аренды построить 4 новых. Да, данные приведены по другому проекту, даже более современному. Будут корректировки цен в большую сторону из-за инфляции, курсов, да, конечно...

      Вопрос в том, что если ремонт, который займет длительное время, в том числе из-за очередности модернизации других подводных кораблей, будет стоить существенную сумму, то не проще ли пустить ее на запчасти для ускорения ремонта других лодок серии? И при этом заложить несколько новых...
      1. +15
        22 ноября 2023
        1. Никто не собирается продавать Индии АПЛ, наши всегда дают или в аренду или в лизинг с последующим возвратом.
        2. Нерпу, по сообщениям СМИ, гоняли все эти 10 лет и в хвост и в гриву, причем не проводя положенного техобслуживания.
        1. +5
          22 ноября 2023
          Я уже писал в прошлом, что надо точно знать причину аварии со взрывом баллона ВВД, с таким ущербом для лодки. Если это заводской брак, то все претензии к заводу изготовителю. Другое дело, если экипажем было допущено столкновение с другим судном, повлекшее повреждение баллона, который через какое-то время взорвался, не сразу... Могли ли индусы скрыть такое столкновение от наших супервайзеров на берегу, которые обязаны были следить за эксплуатацией лодки весь период её аренды? Вряд ли можно скрыть столкновение с другим судном, а вот самим напороться на что-нибудь, да так, чтобы задеть баллон, который никогда не разместят на корпусе в потенциально опасном месте при столкновении, ещё невероятнее.
          Вот и выходит, что самая вероятная причина заводской брак и к индусам не стали предъявлять претензий.
          1. +3
            22 ноября 2023
            баллоны ВВД расположены между лёгким и прочным корпусом так, что повредить их можно при столкновении в подводном положении, что сложно представить, разве что при всплытии с надводной преградой (транспорт там, сейнер или военный корабль). Учитывая флотскую практику заморбличивания всяких происшествий так, чтобы никто не был виновным или преступником всё покрывает форс-мажор или непреодолимая сила. Индусы здесь такие же ловкие объяснянты. Наши наблюдатели на берегу не могут всего видеть или знать, а то и хуже...
            1. 0
              23 ноября 2023
              Георгий К-219 (Георгий), спасибо за участие. Я конечно не могу судить про все типы лодок и эту "Чакру" в частности, в каком (конкретном) месте располагаются баллоны ВВД. То, что они между корпусами, я прекрасно знаю по своему богатому опыту с почти годовым ремонтом-модернизацией лодки в Дальзаводе. Где довелось лично видеть и красить изнутри ЦГБ и межкорпусные пространства суриком на этиноле. Запомнил, что баллоны ВВД располагались таким образом, что простое столкновение бортами лодки с пирсом или другим кораблем, не задевало эти баллоны, расположенные выше ватерлинии. Мне кажется, при любом внешнем повреждении баллона, взрывная ударная волна пойдет в сторону пробоины и меньше затронет прочный корпус. А вот если был заводской брак у баллона и он рванул в сторону ПК, тут и получается тот характер повреждения. о котором пишут. Как взрывается баллон ВВД с 400 кг/см* не представляю, зато знаю как взрывается АБ в аккумуляторной яме с полутора сотней элементов. Довелось пережить такое на своей лодке у пирса завода.
              Георгий, у вас интересный ник с К-219, это как-то связано с причастностью к АПЛ К-219?
          2. 0
            23 ноября 2023
            Она тонула на ипытаниях, была встановлена и отремонтирована за деньги индии,
        2. -1
          27 ноября 2023
          А на хрена тогда сдавать в аренду, понимая, что получишь обратно хлам? А даже на утилизацию нужны не малые деньги. Лучше продавать и пусть они сами все разгребают. Или к нам обращаются, за отдельные деньги.
      2. +7
        22 ноября 2023
        Цитата: RealPilot
        А какова цена НОВОЙ лодки?

        Раньше около миллиарда долларов была. Сейчас возможно два.

        Действительно, аренда у индусов такая, что покрывает стоимость самой лодки (на мой взгляд). А если так, то такие аренды (даже с порчей лодок) вполне оправданы.
      3. +8
        22 ноября 2023
        Арифметика немного неправильная, то что МО РФ удалось продавить по цене ОСК, в целом неплохо, но в результате ОСК в предбанкротном состоянии. Полмиллиарда АПЛ не стоит, минимум в 2 раза больше.
      4. +18
        22 ноября 2023
        Цитата: RealPilot
        То есть около полумиллиарда долларов

        Неправильно, так как Вы берете цену в рублях, которая называлась 12 лет назад, а курс доллара берете сегодняшний. А тогда он был около 30 руб, то есть К-561 вытягивала на 1,56 млрд. долл. примерно. Но тут много нюансов, на самом деле, реально она могла быть дороже.
      5. +1
        22 ноября 2023
        Цитата: RealPilot
        А какова цена НОВОЙ лодки?

        Раньше около миллиарда долларов была. Сейчас возможно два.
        Но не забывайте стоимость утилизации . hi
      6. +9
        26 ноября 2023
        Цитата: RealPilot
        А какова цена НОВОЙ лодки?

        Цитата: RealPilot
        Подводные лодки проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М») — серия российских многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами 4-го поколения. К-560 — 50 млрд руб. К-561 — 47 млрд руб.

        Давайте лучше переведём стоимость наших ПЛА в доллары , ибо сравнивать рублёвые ценники за разное время штука ... не наглядная . А цена в долларах примерно держится на одном уровне .
        Итак РПКСН пр. "Борей-А" стоит порядка 500 - 550 млн. дол. Последняя и вовсе менее 500 млн. , где-то порядка 489 млн. дол. То-есть цена несколько падает в ходе строительства серии . Запомним это .
        Стоимость серийного "Ясеня-М" примерно 1,2 млрд. дол. Это сильно дороже стоимости огромного "Борея-А" - более чем в 2 раза . Это странно , но это так .
        Цитата: RealPilot
        Можно на выручку с аренды построить 4 новых.

        Действительно за 2 млрд. аренды можно построить 4 "Борея-А" или один "Ясень-М" и один "Борей-А" + средства на вооружение оных .
        Отсюда следует , что на 3,3 млрд. дол. можно построить ШЕСТЬ "Бореев-А" или почти три "Ясеня-М" . Так что игра стоит свеч , когда за аренду одной старой МАПЛ можно построить целую дивизию РПКСН . Вот только пустили бы хоть часть этих средств на модернизацию наших судоремонтных заводов , что не ждали ПЛА ремонта по 20 лет .
        Но пока у нас на Амурском ССЗ на стапеле лежит "Щука-Б" в 70%-й готовности ... НЕОПЛАЧЕННАЯ государством ... за которую государство НЕ ЖЕЛАЕТ расчитаться , и не желает достроить остро необходимую Флоту МАПЛ ... психофизическое , морально-этическое и fool интеллектуальное состояние власти ... request под вопросом .
        И с этим надо что-то делать .
  2. +5
    22 ноября 2023
    Боятся наверное предъявить Индии,чтобы покупателя и арендателя не потерять?
    1. +5
      22 ноября 2023
      А у нас ещё с советских времён руководство почему-то постоянно играет роль этакого "Гринписа" для в основном безвозмездной помощи всяческим обезьянам, тут только на "прощённые" Величайшим деньги можно было построить флот по крайней мере не хуже китайского, а то и получше, но куда ни глянь - везде сидят назначенные "едимроссы", что в чиновниках, что в "буратинах" и никак нажраться не могут, отсюда и ситуация - как развалины памятника архитектуры за красивеньким экранчиком, натянутым на столбики, в общем всё как по присказке - "...и где наша не пропадала - наша, однако, везде пропадала!..." Жаль, но в крайнее время на ВО стало слишком мало серьёзных аналитических материалов дискуссионного или критического характера... видно время такое...
      1. +5
        22 ноября 2023
        Цитата: ААК
        А у нас ещё с советских времён руководство почему-то постоянно играет роль этакого "Гринписа" для в основном безвозмездной помощи всяческим обезьянам,

        Два миллиарда долларов - это теперь безвозмездная помощь?
        1. +1
          22 ноября 2023
          А Вы, коллега, баланс сведите, два лярда - актив, ну и лярдов 150-180 - глухой невозвращённый пассив...
      2. -11
        22 ноября 2023
        А зачем нам такой большой флот? Какие у него задачи, флаг в мирное время показывать?
        1. +1
          27 ноября 2023
          Ширше надо вопрос ставить: зачем нам вообще флот. В мирное то время. Вот если война, во, тогда и построим.
    2. Цитата: Evgenuy
      Боятся наверное предъявить Индии,чтобы покупателя и арендателя не потерять?

      Да как сказать... Строго говоря, получается следующее. Мы построили лодку и могли продать ее Индии - за 2 млрд долл получили бы при этом неплохую прибыль. Не самая плохая в экономическом плане сделка (стоило ли отдавать ПЛАТ индийцам или лучше было передать нашему ВМФ - тема отдельная). А мы вместо этого отдали ее в аренду, и получили ту же прибыль + лодку обратно. Хорошо это или плохо? Зависит от расходов на ее ремонт либо утилизацию. Предьявлять Индии тут что-то довольно сложно, ибо ценник за аренду изначально конский.
      1. +2
        22 ноября 2023
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Строго говоря, получается следующее. Мы построили лодку и могли продать ее Индии - за 2 млрд долл получили бы при этом неплохую прибыль. Не самая плохая в экономическом плане сделка

        А сколько бы еще получили за утилизацию ? Поэтому и называется взаимо выгодное сотрудничество . Хотя договор лизинга нуждается в доработке , в части ознакомления с военным объектом представителей других стран . hi
  3. +8
    22 ноября 2023
    ОДНА мапл у нас сейчас на службе на ТОФе, видимо можем себе позволить танцорам лодки ломать.......боливуд, не иначе.
  4. +8
    22 ноября 2023
    Роман использовал нейролингвистический, семантический анализ изречения журналистов, которые как-то почерпнуты у Главкомата ВМФ ...но мне думается, такой анализ малоэффективен, нужен первоисточник. У нас первые лица в Правительстве такие обороты (пургу) русского языка умудряются вложить в предложение, что диву даешься ихней изворотливости. Тем не менее, мое уважение автору - за такой подход, попытку как-то уловить настроения и логику.

    По теме. Криворукость индусов, возможно требует фиксации. Вывод и утилизация лодки - фиксирует этот факт. Соответственно, при переговорах предъявляется аргумент - повысить стоимость нового лизинга. Такой аргумент не очень согласуется с темой нашей обороноспособности, зато согласуется с теми "компетенциями" которые водятся у РОЭ (эффективные манагеры, военные экономисты).

    Остается надеяться, что стоимость нового лизинга 971 индусам - будет является поддержкой именно для ВМФ РФ, в части строительства и ремонта актуальных единиц флота, а не для очередной бюджетной оптимизации: вспоминается покупка частного банка СМП - госбанком ПСБ.
  5. +7
    22 ноября 2023
    В марте 2019 года в Нью-Дели было подписано еще одно российско-индийское соглашение о передаче Индии в долгосрочную аренду еще одной атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 из наличия ВМФ России, причем стоимость соглашения оценивается в 3,3 млрд долларов.

    Кроме этого, нехудо бы предложить и настоять на том, чтобы Индия за свой счёт застраховала эту лодку на случай порчи индийским экипажем.
    Размер страховки - в размере стоимости лодки. Не сломаете лодку - не нужно будет платить. Сломаете - заплатите, так что эксплуатируйте бережно.
    1. +2
      22 ноября 2023
      Цитата: Товарищ
      Кроме этого, нехудо бы предложить и настоять на том, чтобы Индия за свой счёт застраховала эту лодку

      Ну вы и выдали "на гора", подлодку страховать или крейсер. Где есть такое страховое обществ ?
  6. +4
    22 ноября 2023
    причем стоимость соглашения оценивается в 3,3 млрд долларов
    Хорошо , что не в рупиях.Индия за рупии свои товары не очень продает.
    1. +1
      22 ноября 2023
      Цитата: parusnik
      Хорошо , что не в рупиях

      Тогда до такого ещё не додумались. Крутой полет мыслей произошёл после санкционных потрясений.
      Решили от доллара отказаться - продавайте за рубли! Зачем за рупии-то?

      Так ведь и начали это практиковать: продавать углеводороды за рубли, которые импортеры (или за них экспортёры) были вынуждены брать на Мосбирже. Но засада, для наших олигархов и чиновников, в том, что рубль до 55 за доллар укрепился! И надо было срочно с этим что-то делать.

      (Для справки. За рупии индусы ничего бы на Мосбирже не купили, даже если бы рупия там торговалась. Не хватило бы ликвидности!)
      1. +3
        22 ноября 2023
        За рупии индусы ничего бы на Мосбирже не купили

        Проблема не у индусов (или индийцев? не важно в данном случае), их-то как раз все устраивает.
        По соглашению индийские фирмы расплачивались с российскими рупиями, а теперь их нельзя потратить- за рупии ни Индия ни другие страны ничего не продают (или почти ничего) и рупии зависли в российских фирмах мертвым грузом. Рупия - это неконвертируемая валюта, так просто не продашь.
  7. +10
    22 ноября 2023
    А все ли оборудование вернулось в составе АПЛ, может что то утрачено в ходе "аварии" или безнадежно повреждено до.. во время американской "экскурсии"?
    Не верю я ни в криворукость ни в тупость индусов, а вот в растущее партнерство с англосаксами верю.
    Вот такая вот теория заговора.
    1. +1
      23 ноября 2023
      В тупость поверить сложно, хитрожопые они весьма и весьма. А вот в криворукость как человек, бывавший в Индии, верю легко. Да, впрочем, только ли в Индии? За последние годы свои АПЛ умудрились спалить на берегу американцы и французы, про традиции отечественного флота терять корабли в мирное время и напоминать, думаю, излишне.
  8. +7
    22 ноября 2023
    Эта лодка "несчастливая". Еще при проведении сдаточных испытаний в 2008 году на ней погибло 20 человек. Потом тяжелая авария в Индии.
    Моряки - народ суеверный.
    1. +3
      22 ноября 2023
      Сработала система пожаротушения ЛОХ, и погибли 2 моряка и 18 гражданских специалистов.
      1. +6
        22 ноября 2023
        Правильнее сказать, сработала система безалаберности.
        Матрос от скуки нажал кнопку, до этого ЛОХ заправили дешевой, но ядовитой смесью, а когда разместили гражданских на лодке, никто как-то не подумал, что им тоже нужны индивидуальные средства защиты. Результат- 20 погибших. :((
  9. +4
    22 ноября 2023

    Говорить о проблемах на судоремонтных заводах можно и нужно, но в рамках данной статьи мы этого делать не станем.
    Те кто стоял на ремонте в СРЗ, во времена СССР и после развала Союза, знают что это день и ночь.
    Даже в Гданьске порядка больше.
  10. +6
    22 ноября 2023
    Если индийские моряки такие же как их строители, то не удивлюсь что лодка идет под списание. На строительстве у нас был весь "интернационал", китайцы, индусы вся Средняя Азия и только индийские общежития по окончании строительства во временном городке пошли под демонтаж. Извините, но "зас...ано" и убито было так, что проще снести чем отремонтировать.
    А по поводу денег, за лодку деньги взяли, на ТОФ лодок согласно открытых данных кот наплакал:

    Я понимаю что это упрощенный подход, но учитывая такое количество, неужели нельзя построить хотя еще парочку? Ведь о закладке новых ничего не слышно, а у нас так любят это в СМИ освещать, расписывая как очередной подвиг, хотя наверное в современных реалиях это так и есть.
    1. +1
      22 ноября 2023
      Лодки строят и ремонтируют в одних и тех же местах. В статье написано, что 5 подлодок в ремонте по 5-10 лет, строить негде
    2. +5
      22 ноября 2023
      Цитата: Алексей 1970
      А по поводу денег, за лодку деньги взяли, на ТОФ лодок согласно открытых данных кот наплакал

      Это данные по "бумажному" составу. В реале всё ещё хуже.
      Живых МЦАПЛ на ТОФ, ЕМНИП, две. Живых РПКСН - четыре.
  11. +16
    22 ноября 2023
    "Но будем объективны: а с чем у нас сегодня вообще хорошо? В каком месте какой отрасли?

    Проблемы абсолютно везде и во всем, начиная от кадров, что является главной проблемой по стране. «Эффективные менеджеры» в руководстве компаний, ничего не соображающие в том, что делают компании и остатки советских кадров на производстве, которых менять никто не спешит. "
    Путин окружил себя бездарями и блистает на их фоне. Ради должности, эти бездари пойдут на любое преступление, чтобы остаться "лицом приближенным к императору". И кто то верит в трёхдневные выборы, которые что то изменят. Так их и ввели, чтобы ничего не менялось! Николашка привёл страну и к войне, и к революции. А Путин, заселяющий Россию Средней Азией, к чему приведёт страну?
  12. +6
    22 ноября 2023
    ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы».
    Отматросили "Нерпу" и бросили. На "шкурки",только сгодится
  13. +3
    22 ноября 2023
    Индусы вообще слабо развиты в техническом плане, культура обращения с техникой ещё не на том уровне чтоб такое сложное им давать, а своего у них ещё долго не будет. Они свой танк почти 12 лет создавали и получилось непойми что. Очень грязная страна, впечатления от неё остались довольно мерзкие :(
    1. +11
      22 ноября 2023
      "Индусы вообще слабо развиты в техническом плане, "
      Когда в городе Тула построили завод сортового проката из конвертерной стали, сталеваров послали на стажировку как правильно варить сталь. А теперь догадайтесь в какую страну? Правильно - Индию!!! Так кто у нас технически слаборазвитый? Луна-25 вам в пример!
      1. Цитата: сталевар
        Так кто у нас технически слаборазвитый?

        Пока еще все же Индия. Отдельные прорывы у них есть, но в целом по стране технической грамотностью там и не пахнет. Им еще ооооочень долго идти даже до нашего текущего уровня
      2. +2
        22 ноября 2023
        Цитата: сталевар
        Так кто у нас технически слаборазвитый?

        Вспомните историю с АЛ-31ФП индийской сборки.
        ...со слов министра обороны известно, что индийские ВВС уже имели пять аварий и 69 инцидентов со двигателями АЛ-31ФП, выпускающихся предприятием HAL с 2012 года. По словам Паррикара, из этих 69 инцидентов, 33 были вызваны наличием стружки в масле, 11 имели причиной вибрации в двигателе, а восемь произошли из-за очень низкого давления в подаче масла. Обвинения были сделаны в отношении плохого качества сборки, в результате которой быстро наступал усталостный эффект, вызывавший трещины, которые и приводили к появлению металлических фрагментов и масляном контуре. Расследование также обратила внимание и на качество масла. По приказу министерства обороны Индии были приняты меры: применение масла лучшего качества, переделка и замена сварочных и крепежных узлов между механическими частями.
        © bmpd
    2. +2
      22 ноября 2023
      Цитата: Вадим С
      Индусы вообще слабо развиты в техническом плане, культура обращения с техникой ещё не на том уровне чтоб такое сложное им давать

      Иногда лучше в зеркало глянуть, чем других хаять...
      Напомните мне пожалуйста судьбу миссии Луна-25 и миссии Чандраян-3.
      1. Цитата: Zoer
        Напомните мне пожалуйста судьбу миссии Луна-25 и миссии Чандраян-3.

        У индийцев получилось с третьего раза (чандраян 1 и 2 - не сложилось). У нас не получилось с первого. Какое отношение данные факты имеют к уровню технологического развития основных отраслей? Может, индийские атомщики наших учат, как АЭС строить? Вроде нет, как раз мы их учим (не только мы, но и мы тоже). Может, флот атомных ледоколов создали в Индии. а я и не в курсе? Может, Теджас по ТТХ с Су-35 сравнился? Так он до Миг-29 ранних серий пока не во всем дотягивается, и в чем дотягивается - так только за счет импортной электроники, которую Индия закупает. А уровень такой, что не могут не то, что воспроизвести наши движки прошлого века, они их собрать-то толком не могут из наших комплектующих. Может, они что-то подобное "Ясеням" строят? Три раза "ха". Танк "Арджун" - он ровня Т-90АМ? Гиперзвуковые ракеты? Не сложилось. И так - куда не плюнь
        1. 0
          23 ноября 2023
          А может тогда справедливости ради сравним нашу фармоцевтику и их? В силу "хорошей" жизни в прошлом, привет 90-е, сейчас приходится пить много таблеток и таки на многих написано "мэйд ин Бхарат" либо фармсырье идёт оттуда. Вот вам и "три раза ха".
          1. Цитата: AdAstra
            А может тогда справедливости ради сравним нашу фармоцевтику и их?

            Сравните.
            Цитата: AdAstra
            В силу "хорошей" жизни в прошлом, привет 90-е, сейчас приходится пить много таблеток и таки на многих написано "мэйд ин Бхарат" либо фармсырье идёт оттуда.

            И что это, простите, за сравнение такое?
            Мы говорим О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ. То, что у нас много индийского фарма (а он сегодня №1 в мире) говорит о том, что мы НЕ ВЫПУСКАЕМ ряда препаратов, либо выпускаем в недостаточном количестве, а не о том, что их технологический уровень выше.
            А с Вашей логикой.... получается, к примеру, что мы неизмеримо выше Японии по технологическому уровню, потому что умеем строить атомные ледоколы, а они - нет
        2. 0
          23 ноября 2023
          Да, индийцы (не все из них индусы), конечно, удивительный народ. За годы, что они независимы, в других странах случилось три поколения экономических чудес и технологических рывков (первое поколение - Япония, второе - Южная Корея, Тайвань и Сингапур, третье - КНР). Индийцы всё это время танцевали со слонами, кое-как продвинувшись в космосе и фарме (в последней почти без собственных открытий, на хребте американцев и европейцев). Опупея с "Теджасом", когда целая бригада французских специалистов из "Дассо" сошла с ума, пытаясь ответить на вопрос индийских коллег "папа, где море?" - это прямо символ всего индийского.

          Но теперь сама мировая ситуация играет за Индию. Китай занял слишком большую и важную нишу в глобальной экономике и слишком много о себе возомнил на этой почве. С другой стороны, Европа не снижает темпы деиндустриализации. Куда-то надо выводить производства и оттуда, и оттуда. Так что наладят - японцы тоже не сами себе качество ставили, да и китайцы в свое время шокировали западных партнеров уровнем бардака.
        3. 0
          24 ноября 2023
          У нас это был 25 раз,если что
  14. +2
    22 ноября 2023
    «Эффективные менеджеры» в руководстве компаний, ничего не соображающие в том, что делают компании

    Если у нас действительно проблемы с заводами, стоит ли так разбрасываться атомными лодками? Да, «Магадан» почти на 20 лет старше «Нерпы», но тем не менее. Это лодка, которая может служить России. Конечно, зарабатывание валюты в таких количествах – это тоже служба, но тут вопрос – а кому нужнее.


    вопрос о зарабатывании денег - конечно риторический: они нужны, но не флоту, а - "эффективным менеджерам".
    1. 0
      26 ноября 2023
      Да ладно уже на эффеткивных менеджеров гнать что им деньги нужны. Не нужны же. Вон за лизинг заработали 2 млрд зелёных, а Набиулина обратно отдала более 300 млрд. Что вы прям из "эффективных" делаете исчадий ада. Им вон ничего не жалко для партнеров. Это ж не экономика собственной страны. Хотя что считать собственной страной... тоже вопрос непростой.
  15. +3
    22 ноября 2023
    Индусы решили не рисковать повторить судьбу Курска и отдали лодку на год раньше положенного. Наши похоже тоже в курсе дела и так же не хотят рисковать. Лодка строилась очень долго и в очень не простые времена в нашей стране. В итоге эта АПЛ ославилась трагедией уже на приёмо-сдаточных испытаниях. Взрыв системы ВВД через 10 лет службы тоже о многом говорит. Так, что решение правильное. Лучше новый Ясень построить.
  16. +4
    22 ноября 2023
    Никто не помнит случай когда индусы во время учении, пригласили на лодку американских ,,товарищей,, и ничего, этот случай был быстро забыт!!!
  17. +2
    22 ноября 2023
    Почти два года на проведение дефектовки – это много?

    Для ДВ - это практически мгновенно.
    На приснопамятном "Братске" дефектовку проводили аж 10 лет. И могли бы делать это и дальше... но по приказу морфировавшего с таких темпов ремонта Шойгу АПЛ с завода в Вилючинске утащили в Северодвинск. smile
  18. +3
    22 ноября 2023
    С одной стороны автор прав. Не старая лодка скорее всего того. Но с другой стороны, деньги и стратегическое партнерство. 2 млрд за Нерпу - это сильно больше ее реальной стоимости, которую оцениваю в 1 - 1.2 млрд. Можно было бы за такие деньги просто продать. Викрамадитья ушла в Индию за 2.3 млрд., а авианосец подороже будет. Так что ничего такого ужасного не произошло и я догадываюсь, что когда в 2010 г наши решали насчет 10 летнего лизинга в Индию, они это учитывали. Что лодка на службу не вернется. Ну и стратегические бонусы. Никто, кроме нас, Индии АПЛ не даст.
    1. -1
      23 ноября 2023
      В аренду - нет. А так французы уже давно ставят бразильцам (тоже БРИКС) строительство своих АПЛ, и даже рассказы предыдущего бразильского президента как он маму Макрона орально любил это не остановили.
  19. 3300000000000 долларов, можно 1,5 Ясеня построить или 20 Варшавянок
  20. +1
    22 ноября 2023
    "Куда уходят средства?
    В какие городааа?"
    прям и тянет пропеть по итогам этой статьи...
  21. +5
    22 ноября 2023
    solar (Сергей), уважаемый, за рупии можно набрать воз и маленькую тележку фармпрепаратов, которые и так идут из Индии, свою фармпромышленность РФ успешно убила (кроме радиоактивных препаратов, для диагностики и лечения онкологии, что "Росатома" фирмы-дочки производят). Кроме того уже решили, что в Индии построят суда балкеры и танкеры для перевозок по Каспийскому морю. ОСК, как обычно, обделалась по уши, нас спасают: Турция, КНР, Вьетнам, Южная Корея. При этом предприятия ОСК в этом году загружены менее, чем на 70 %. (так программу написали, так её и выполняют).
    1. 0
      22 ноября 2023
      ЮКорея уже не спасает. Санкции.
    2. +3
      23 ноября 2023
      фармпрепаратов
      Чай,кофе,табак,рис,какао- у Индии много чего можно закупить.
      1. -1
        23 ноября 2023
        Недавно открылся по соседству магазин индийских товаров - от риса до косметики. Я в Индии был и тамошние цены себе представляю. Но у нас почему-то продают по таким ценам, будто не из Индии, а из Швейцарии везут.
  22. 0
    22 ноября 2023
    Два года только на дефектоку это катастрофически много
  23. +1
    22 ноября 2023
    Если грамотно составлять лизинговый договор, а также страховать риски не в "карманных" страховых компаниях, которые записаны на, скажем, тещу или двоюрдную сестру министра, то можно без проблем лодки списывать и через 5 лет службы.
    А если лизинговый договор составляют лохи, закончившие какой-нибудь а-ля "ВТУЗ при ЗИЛе", то результат будет очевидным.
  24. 0
    22 ноября 2023
    В данном случае разве не действует финансовая ответственность за испорченное арендуемое имущество?
    Если сломали подлодку, то возвращайте стоимость имущества, а не ломаный корпус.
  25. +1
    22 ноября 2023
    А зачем нам восстанавливать это старье-к тому же-обгаженное индусами?
  26. 0
    22 ноября 2023
    Рабочим сегодня быть, увы, не престижно. Спасибо многолетней рекламе на ТВ и в Интернете.
    Вот! Вот! Я всегда говорил, что во всех наших бедах виноваты проклятые журналюги и блогеры! А кремлевские власти, госдума, олигархи, да и мы сами не при делах!

    Жили мы, забот не зная,
    Культа не было, покуда
    Не рванулась пресса злая
    На разоблоченье культа!

    Это пресса виновата в том,
    Что мы при всем народе,
    Не едины, как когда-то,
    А в расколе и в разброде!..

    В том,что был у нас Чернобыль.
    В том, что в моде долгострои.
    В том,что человек чиновный,
    Не краснея врёт порою!

    Это пресса виновата
    (хоть не раскрывай газеты),
    В том,что у людей зарплата
    Вроде есть,а в общем - нету!

    В том,что худо в медицине.
    В том, что беспорядок в поле.
    Нет продуктов в магазине
    и нормальных знаний в школе...

    Стала пресса жёлтой, липкой
    (Вождь бы этого не вынес!)
    Ведь у нас в стране великой,
    Вслед за прессой появилось

    Загрязнение Байкала и -
    (буквально через сутки!) -
    Наркоманы, неформалы
    и другие проститутки.

    Р. Рождественский
  27. +1
    22 ноября 2023
    Glagol1 (Андрей), уважаемый, и сегодня ещё спасает. Танкеры класса "Афрамакс" дедвейтом 114 000 т «Владимир Мономах», «Владимир Виноградов», «Океанский проспект» и в июле этого года сданный "Академик Губкин" проекта "Hyundai 114K" нефтепродукты по морям-океанам везут. Их систершип "Восточный проспект" в сентябре на воду спустили. Достроят и испытают. Арктический танкер-челнок дедвейтом 69 000 т "Валентин Пикуль" на воду в июле спущен, должны достроить и испытать, ничего особо сложного в нём нет. Но! "Samsung AST69K" проект его называется... Вот по танкерами-газовозами - там да, затык полный...
    1. 0
      25 ноября 2023
      По газовозам, я так понимаю, резервуары и все, что рядом - это французская монополия. На чем мы попали и без корейцев - газовозы мы построили, ну корыта, а емкости французы не дали. Теперь вопрос, что с корытами делать.
  28. +3
    22 ноября 2023
    Думаю, такой недешевый лизинг - скрытая форма продажи, которая или чем-то ограничнна или запрещена, а может быть мы в порыве котолеопольдинга сами себе запретили.
    Вообще, если кто помнит, недавно возникший скандал при создании АУКУС - когда бортанули галлов с заказом лодок для Австралии, и именно что АПЛ теперь поставят другие "партнеры".
    Китай, как мне помнится, заявил что это нарушит нераспространение ядерных технологий.
    Так что сетовать, что индусы ухайдочили по сути выкупленную ими лодку я бы не стал.
    А то что нас проблемы с судостроением - так причем тут индусы?
    Они нам и Сухого спасли в те еще года, и танкостроение, и Звездочку ч большой степении тоже - одна Викрамадитья сколько лет в Северодвинске строилась, и сколько лярдов индусам влетела, кстати в два раза дороже, чем наши "манагеры" надоговаривались, из-за чего был скандал.
    1. -1
      23 ноября 2023
      Цитата: faterdom
      Вообще, если кто помнит, недавно возникший скандал при создании АУКУС - когда бортанули галлов с заказом лодок для Австралии, и именно что АПЛ теперь поставят другие "партнеры".


      Там как раз сперва заказали неатомные подлодки, и французы свою атомную "Барракуду" долго и мучительно переделывали в неатомную, откуда задержки и перерасход. И тут австралийцы внезапно сообщают, что им нужна атомная подлодка, поэтому французы идут лесом. Подгорание в Париже легко понять) Но сейчас там пошел очередной акт балета сиднейского театра - похоже, американские АПЛ для Австралии сильно сдвигаются вправо, если вообще будут. Причем оправдания со стороны США ровно те же, что и для украинцев - самим не хватает, чувствительные технологии, риск эскалации, да вам на самом деле и не нужно. Этак через несколько лет австралийцы назад к французам на поклон пойдут)
  29. 0
    23 ноября 2023
    Да просто ушатали её вхлам индусы, вот и всё. Бывают люди, которым страшно доверить технику сложнее лома, это яркий пример.
  30. 0
    23 ноября 2023
    faterdom (Андрей), уважаемый, вынужден Вас чуть-чуть поправить. "Звёздочка" для Индии ремонтировала и модернизировала под "Калибры" ДЭПЛ пр. 877ЭКМ "Палтус". А "Викрамадитья" делал Севмаш. Севмаш и для КНР в 2005 году сдал две ДЭПЛ пр. 636М "Варшавянка".
  31. +1
    23 ноября 2023
    1) Отдать новую подлодку индусам;
    2) Они её доводят до непригодного к восстановлению состоянию и возвращают.
    3) Повторить пункты 1 и 2.

    Не сомневаюсь в коррупционной составляющей и серых схемах.
  32. Eug
    0
    23 ноября 2023
    Полученная сумма 2 млрд.долл. достаточна для постройки новой АПЛ? Если достаточна - то в максимально сжатые сроки строить новую - или достраивать находящуюся в доке (см.комменты выше) или закладывать новую. Нужно разбираться со сроками строительства, иначе лодки будут быстрее списываться, чем строиться.
    1. Суммы в 2 ярда долларов хватит на ясень и 2-3 варшавянки
  33. 0
    23 ноября 2023
    Почему лодку вообще согласились назад принять? Стандартное правило, - лизингополучатель обязан вернуть изделие в рабочем состоянии с учётом нормального износа. В ином случае выкупвй или компенсируй полную стоимость восстановительного ремонта.
    Или там такой могучий откат был, что на всегда за закрыли?
  34. 0
    23 ноября 2023
    Видимо, индусы так сильно изувечили «Нерпу», что действительно, ее восстановление может быть нецелесообразным.
    Может быть. Даже скорее всего. Вот только есть один вопросик) Лизинг предусматривает заключение договора. Ну, о лизинге) И в том договоре всегда есть блок насчет того, как именно товар можно вернуть обратно.
    И сделать это можно исключительно через дотошную комиссию. Комиссия та назначается для того, чтобы лизингодателю мусор не возвращали. Потому что среди лизинговых компаний нема дурных - принимать обратно развалины. В компаниях нет, а в МО есть?! Кто это у нас такой щедрый, что принял металлолом назад? Вообще то, если клиент уж НАСТОЛЬКО хитровыдуманый, товар назад не принимают, а идут в суд, в арбитраж...
    Так вот, будем проще. Кому и сколько заплатили индийцы, чтобы наше МО приняло назад эти отходы? Все остальное в общем то мелочь...
  35. 0
    23 ноября 2023
    Автор первый специалист конторы "всё пропало!" и второй как натянуть глобус на сову. Как?! Как можно притянуть ушатанную индийскими "специалистами" лодку, к " плохому " с его слов отечественному военному судоремонту? И тут , у пытливого читателя сразу пригорает, а у кого тогда "хороший" мнгновенный волшебный судоремонт? У пытливого читателя, а не у унылых подпевал и умных задним умом. Автор, знаю, что читаешь. У кого "лучше " дела в военном судоремонте такого количества и качества АПЛ? Кто чинит больше, качественнее и быстрее, с тем количеством подходящих верфей чем наш флот? Ну само собой ответ надеюсь поступит от конечно ответственного за свою писанину автора. Кто вообще решил, что это "плохой" судоремонт, а не обычный мировой результат? Нытики в комментах? Да даже если мы попадает формально в формальную тройку судоремонта по критериям "количество, качество, сроки", то это великолепный результат и автор со своим наветом про " эфекивных" менеджеров просто совершает нежданчик в лужу? А где менеджеры лучше, где пилят меньше денег?
    Может тут;
    "ВМС США продолжают испытывать трудности с отечественными судоремонтными мощностями. Поэтому администрация Байдена рассматривает возможность заключения соглашения о ремонте вымпелов ВМС на коммерческих верфях в Японии
    - указывается в издании Nikkei Asia.
    (Это прям тут же в ТВ)
    Это прст с их количеством мощностей и возможностей ( финансы) судоремонта АПЛ. Остальной флот у них при ремонте зависает имхо ещё больше.
    Нету у меня конечно инсайда, но имхо при траблах с ушатанным реактором, то "чинить-менять" его нет никакого смысла, что не совсем по теме, но как наверно получилось с Нахимовым.
    Обидно, да, за наших корабелов, но вот, так непотребной писаниной легче всего обидеть трудовой народ и целые коллективы. Хотя такую вот как там ГГГаечку затянуть не бумагу испачкать или комп пальцами затыкать.
    1. 0
      24 ноября 2023
      Вот и унылые в минуса подтянулись.
  36. -1
    23 ноября 2023
    Подлодки (да и почти любая техника) не конвертируются напрямую в деньги. За последние два года это поняли и мы, и западные партнеры, а вообще это было ясно ещё с начала промышленной эры. Лодка стоит два миллиарда, но два миллиарда - это не лодка. У нас на зарубежных счетах ухнулись 300 миллиардов, это не значит, что мы могли вместо них иметь 150 лодок. И американцы не могли бы, и мегапромышленные китайцы.
  37. 0
    26 ноября 2023
    1. Продать и купить АПЛ никто не может - конвенции там всякие и то да с.
    2. Всё переданное в лизинг должно страховаться по КАСКО.
    Отсюда вопрос, была ли Индийская "Нерпа" застрахована?
  38. 0
    26 ноября 2023
    Надо назначить руководить "Звёздочкой" Рогозина. Причем - без разницы, старшего, или младшего. am
  39. +1
    17 декабря 2023
    3 миллиарда 300 миллионов долларов

    Если заводы прокачать - походу 4 штуки за эти деньги можно получить.
    В идеале 1-2 и остальное вложить в производства.
    В принципе нормально, не?
  40. 0
    19 февраля 2024
    Рабочим сегодня быть, увы, не престижно. Спасибо многолетней рекламе на ТВ и в Интернете.

    Что за чушь?
    Непрестижно работать в тяжелых условиях за копейки.
    Если зарплата слесаря ниже зарплаты доставщика пиццы, то причём тут престижно-не престижно или ТВ и интернет?
    Сейчас капитализм, и цель каждого уважающего себя человека, получать как можно больше, а работать как можно меньше. Ничего личного - закон рынка.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»