Истребители-бомбардировщики Су-17 в рядах ВВС Украины

41
Истребители-бомбардировщики Су-17 в рядах ВВС Украины

Ожесточённость и размах боевых действий в ходе Российской специальной военной операции (CBO) на Украине вскрыли один неприглядный факт – в отличие конфликтов низкой интенсивности, в ходе полномасштабных боевых действий боевой техники катастрофически не хватает, разумеется, по мере возрастания потерь с обеих сторон ситуация усугубляется.

Одним из путей решения проблемы дефицита боевой техники для воюющих сторон стало использование со складов хранения устаревших, снятых с вооружения образцов боевой техники. В первую очередь это коснулось наземных боевых машин – танков, боевых машин пехоты (БМП), самоходных артиллерийских установок (САУ) и многого другого.



Характерно, что как только в рядах вооружённых сил противоборствующих сторон появляются устаревшие образцы боевой техники, то средства массовой информации (СМИ) противоположной стороны конфликта начинают преподносить это чуть ли не как предвестие скорого развала вооружённых сил противника – дескать, техники настолько не хватает, что приходится извлекать со складов всякое старьё. Эти песни радостно подхватываются комментаторами на тематических ресурсах, при этом в отношении такого же старья, применяемого собственными вооружёнными силами, мнение зачастую высказывается диаметрально противоположное.

Как показывает практика, по большей части устаревшие образцы вооружений действительно бывают вполне эффективны на поле боя, особенно, если в процессе их возвращения в эксплуатацию проводится модернизация ключевых систем, кратно повышающих эффективность применения, например, прицельных комплексов, средств навигации и связи.

В частности, Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) вполне успешно эксплуатируют в зоне СВО модернизированные и просто восстановленные танки Т-54/Т-55, а что касается вооружённых сил Украины (ВСУ), то там и вовсе используется всё, что можно достать, вплоть до спаренных пулемётов Максима, применяемых для уничтожения низколетящих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).


Спаренные пулемёты Максима, предназначенные для борьбы с российскими БПЛА-камикадзе типа «Герань-2»

Необходимо упомянуть, что ещё одним «открытием» СВО стала реинкарнация некоторых образцов вооружений и концепций, казалось бы, уже забытых или отвергнутых вооружёнными силами ведущих стран мира, а теперь вновь оказавшихся востребованными и эффективными.

Совсем недавно появилась информация о том, что военно-воздушные силы ВВС Украины ввели в эксплуатацию истребитель-бомбардировщик типа Су-17.

По одной версии – это самолёт Су-17М3М, единственный имеющийся на Украине самолёт этого типа, использующийся для поддержания лётных навыков пилотов Запорожского авиастроительного завода.

По другой версии – это может быть один из самолётов Су-22М4 или С-22УМЗК (экспортные модификации Су-17), имеющихся у ВВС Польши в количестве 18 единиц, тогда это может быть пробным шаром перед поставкой ВСУ оставшихся польских Су-22М4 и С-22УМЗК.


Су-22М4 ВВС Польши

Кроме того, не стоит забывать и о том, что, когда мы говорим об одном самолёте Су-17, имеющемся на Украине, то имеется в виду только действующий – летающий самолёт, а всего на момент развала СССР на Украине было порядка 30 Су-17 в разной степени сохранности, не исключено, что часть из них может быть восстановлена при помощи стран Запада.

Всего же было произведено 1 165 самолётов Су-17 разных модификаций, из которых более 80 машин эксплуатируется в разных странах мира, так что и самолёты потенциально есть где найти, и запчасти для их восстановления имеются.

Разумеется, как и в прочих аналогичных случаях использования устаревших образцов военной техники, на тематических ресурсах появилось множество уничижительных комментариев, хотя ничего смешного в этом нет.

Самолёты семейства Су-17/Су-22, особенно в последних модификациях и после небольших доработок, могут вполне эффективно решать ряд задач, практически не уступая в этом современным боевым машинам. В числе таких решаемых задач могут быть:

– поддержка с воздуха наземных подразделений на линии боевого соприкосновения (ЛБС);
– нанесение ударов высокоточным оружием (ВТО) большой дальности;
– использование в качестве БПЛА-камикадзе;
– подавление наземных (надводных) средств противовоздушной обороны (ПВО);
– работа по самолётам и вертолётам ВВС РФ.

Рассмотрим возможности Сy-17/Су-22 по решению вышеуказанных задач поподробнее.

Поддержка с воздуха


Истребитель-бомбардировщик Су-17 был разработан на базе истребителя-бомбардировщика Су-7. На самолёте Су-17 было внедрено поворотное крыло, что улучшило его лётно-технические характеристики (ЛТХ), однако взамен для уменьшения массы была убрана вся бронезащита и средства обеспечения боевой живучести.

Разумеется, были внесены и другие изменения – новый двигатель, средства связи, электроснабжения и прочее. Был установлен даже блок малых высот, обеспечивающий автоматический полёт с огибанием рельефа местности по данным радиовысотомера в диапазоне высот 200–500 метров, а также прицелы для бомбометания с кабрирования.


В принципе, при решении задач поддержки с воздуха наземных подразделений на ЛБС с применением неуправляемых боеприпасов самолёты типа Су-17/Су-22 будут не сильно уступать более современным боевым самолётам, пожалуй, в каком-то смысле, по критерию стоимость/эффективность они будут даже лучше – по крайней мере, их потеря нанесёт бюджету ВС куда меньший ущерб (вообще, применение на ЛБС современных боевых самолётов поколения 4+ и выше с неуправляемыми боеприпасами не может быть оправдано).

Что касается управляемых боеприпасов, то модификация Су-17М3 может применять уже достаточно современные ракеты X-25, Х-25МЛ, Х-29Л с полуактивным лазерным самонаведением, Х-25МР с радиокомандным наведением, а Су-17М4 мог применять и ракеты Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения. Вышеперечисленные боеприпасы могут как иметься на складах ВСУ, так и быть поставлены странами НАТО из наличия у других стран.


Ракеты Х-29Л (слева) и Х-29Т (справа)

Учитывая всё возрастающий опыт стран НАТО по интеграции советского вооружения и западных боеприпасов, на самолёты Су-17/Су-22 потенциально могут быть интегрированы неуправляемые авиационные ракеты (НАР) НYDRА, модернизированные в управляемые боеприпасы с наведением в лазерном луче – сейчас они поставляются ВСУ для применения с наземных пусковых установок (ПУ). Поиск целей и наведение ракет могут осуществляться с помощью подвесного контейнера (или нескольких специализированных контейнеров).

Куда большей угрозой может стать интеграция на Су-17/Су-22 управляемых планирующих авиабомб ЈDАМ, являющихся аналогом наших фугасных авиабомб (ФАБ), оснащённых унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК) – в настоящее время российские ФАБ с УМПК являются одной из наиболее серьёзных проблем ВСУ.


С применением авиабомб ЈDАМ истребители-бомбардировщики Су-17/Су-22 справятся не хуже истребителя F-16

Нанесение ударов ВТО большой дальности


Пожалуй – это наиболее эффективный вариант использования самолётов Су-17/Су-22. Страны НАТО уже интегрировали крылатые ракеты (КР) большой дальности Storm Shadow / SKALP-EG на советские самолёты Су-24 и Миг-29, можно не сомневаться, что они также интегрируют их и на CУ-17/СУ-22.

Начиная с модификации Су-17М масса полезной нагрузки была доведена до четырёх тонн, при этом масса КP Storm Shadow / SKALP-EG составляет 1,3 тонны, то есть один самолёт Су-17/Су-22 потенциально может нести до двух KP Storm Shadow / SKALP-EG. A в худшем случае это будут американские JASSM-ER с дальностью стрельбы до тысячи километров.


КР SKALP-EG под крылом фронтового бомбардировщика Су-24

Нетрудно посчитать, что 18 польских Су-22М4 и С-22УМЗК – это залп из 36 KP Storm Shadow / SKALP-EG / JASSM-ER, который может преодолеть практически любую систему ПВО.

БПЛА-камикадзе


У ВСУ уже имеется положительный опыт применения в качестве БПЛА-камикадзе советских реактивных разведывательных БПЛА Ту-141 «Стриж».

Самолёты типа Су-17/Су-22, начиная с модификации Су-17М2, получили навигационный комплекс КН-23, обеспечивающий автоматический полёт по маршруту, что в сочетании с блоком малых высот, предоставляющим автоматический полёт с огибанием рельефа местности по данным радиовысотомера на высоте от 200 метров, теоретически позволяет превратить их в БПЛА-камикадзе. С подвесными топливными баками (ПТБ) их дальность может составить порядка 1,5–2,5 тысячи километров, в зависимости от боевой части, которая за вычетом массы ПТБ может составить до двух тонн.

Безусловно, использование Су-17/Су-22 в качестве БПЛА-камикадзе является не самым рациональным решением, тем не менее полностью исключать возможность применения их в таком качестве нельзя.

Подавление ПВО


В модификации Су-17МЗП мог применять противорадиолокационные ракеты (ПРР) Х-25МП, X-27ПС и Х-58. Против современных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) эти ракеты, скорее всего, уже малоэффективны.

Однако можно предположить, что американскими специалистами на самолёты Су-17/Су-22 может быть интегрирована современная ПРР АGМ-88 НАRМ – ранее эта задача была решена применительно к самолётам Су-27 и МиГ-29. Оснащённые ПРР АСМ-88 НАRМ самолёты Су-17/Су-22 также будут представлять значительную угрозу для наземных (надводных) средств ПВО ВС РФ, особенно при использовании их в комплексе с другими средствами поражения.


ПРР АGМ-88 НАRМ

Обнаружение излучения радиолокационных станций (РЛС) российских ЗРК может осуществляться с помощью подвесного контейнера радиотехнической разведки (РТР).

Воздушный охотник


Для работы по самолётам и вертолётам ВВС РФ самолёты Су-17/Су-22 пригодны в минимальной степени, поскольку у них отсутствует как РЛС, так и оптические/тепловые средства обнаружения/сопровождения воздушных целей. В то же время задача по уничтожению воздушных целей потенциально может быть решена с использованием подвесных контейнеров и соответствующих вооружений.

Например, для поражения вертолётов и малоскоростных БПЛА в глубине территории Украины и на ЛБС могут применяться упомянутые выше НАР HYDRА, модернизированные в управляемые боеприпасы с наведением в лазерном луче. При этом обнаружение цели в тепловом диапазоне и наведение ракет HYDRА будет осуществляться с подвесного контейнера (контейнеров). Стоимость эксплуатации такого перехватчика будет куда ниже, чем двухдвигательных Су-27 и МиГ-29, не говоря уже о самолётах западного производства.


Подвесной контейнер «Снайпер» ВС США

Для повышения эффективности Су-17/Су-22 в качестве воздушного бойца на них может применяться РЛС в контейнерном варианте размещения, что-то аналогичное российской контейнерной версии РЛС «Копьё». Разумеется, всё это не сделает Су-17/Су-22 соперником для Су-35С, но используя определённые тактические приёмы и целеуказание от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) стран НАТО, ВСУ потенциально могут наносить ВС РФ весьма болезненные удары.

В качестве ещё одного варианта может быть рассмотрено применение Су-17/Су-22 для охоты на самолёты ДРЛОиУ, когда для выхода на цель будет использоваться контейнер РТР, после чего удар будет наноситься парой ракет воздух-воздух большой дальности типа AIM-120D с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН).

Старый, но не бесполезный


Конечно, вероятность превращения Су-17/Су-22 в БПЛА-камикадзе невелика, как средство борьбы с воздушными целями они будут не слишком эффективны, а в качестве воздушной поддержки на ЛБС проживут недолго, но вот как средство для запуска КР большой дальности типа Storm Shadow / SKALP-EG / JASSM-ER эти самолёты могут быть и опасны, и эффективны – это наиболее простое решение, которое могут реализовать ВСУ при поддержке стран Запада.

Не стоит сбрасывать со счетов и возможность их использования для сброса управляемых планирующих авиабомб ЈDАМ, а также для охоты на РЛС с использованием контейнеров радиотехнической разведки и противорадиолокационных ракет.

Будем надеяться, что украинские пилоты Су-17/Су-22 хотят прожить подольше и последуют примеру своего товарища, перелетевшего на российскую территорию – частота для сдачи 149.200 МГц, позывной «Волга».

Как мы видим, даже достаточно устаревшие боевые машины могут решать много важных задач на поле боя, особенно если подойти к решению задачи творчески и совмещать проверенные временем рабочие лошадки и современные технические решения. В условиях острой нехватки средств вооружённой борьбы в конфликтах высокой интенсивности необходимо внимательно изучать опыт противника и использовать его для решения собственных задач.

Стремительный рост стоимости новейших вооружений не позволяет закупать их в достаточных количествах даже богатейшим армиям мира. Предполагалось, да и сейчас ещё предполагается, что снижение стоимости ведения боевых действий будет достигнуто путём широкого применения БПЛА и других безэкипажных средств ведения боевых действий, однако где-то на полпути тематика БПЛА свернула не в ту сторону, в результате чего их стоимость постоянно растёт.

Потенциально ситуацию могли бы изменить узкоспециализированные боевые машины, которые выполняли бы рутинные операции типа сброса ФАБ с УМПК, высвобождая дорогостоящие многофункциональные комплексы для решения таких серьёзных задач, как захват господства в воздухе над территорией противника.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 ноября 2023 03:35
    хоть СУ-17,хоть СУ-7б ,после модернизации сможет таскать те же Storm Shadow ,как СУ 24..так что они если есть- подлежат внимательной утилизации.
    1. +2
      23 ноября 2023 07:53
      Польские су-22 это понятно. А вообще про т-54/55 и все остальное вооружение напоминает мне Стругацких с их "Обитаемым островом":
      "А вот и наши гробы!" — весело и громко произнес кто-то впереди.
      — Ты посмотри, что они нам дают, — сказал Гай. — Довоенные танки, хлам имперский, консервные банки…
      1. +16
        23 ноября 2023 10:11
        Цитата: Гражданский
        "Обитаемым островом"

        Только задачи для "старичков" в условиях СВО всегда находят. И гонять Су-34 можно было бы куда на более важные задачи, если бы сохранили МиГ-27, Су-17 последних, хотя бы, модификаций, не расходуя дорогостоящий ресурс. Планирующей бомбе пофиг с какой платформы планировать.
        1. 0
          3 февраля 2024 22:13
          Цитата: Ил-18
          Планирующей бомбе пофиг с какой платформы планировать.


          Да, с Пе-2 и Ил-2 - вообще красота!
          И стоимость самолета копеечная.
    2. +3
      25 ноября 2023 16:10
      Теоретически сможет. Но какое реальное состояние аппаратов. В Польше они уже тоже давно летали. То что их подняли в воздух, еще не значит, что они смогут выполнять боевые задачи.
  2. +15
    23 ноября 2023 03:43
    Конечно, не F16. Но летает, стреляет и бомбит. И на линии фронта длиной в 1 т. км Су35 на каждых 10 км тоже не сидят и их не ждут. Надо только Конашенкова предупредить, что их может быть не более 18. Чтобы он штук 60 сбитых не насчитал в очередном отчете наверх
    1. +11
      23 ноября 2023 04:55
      Конашенков - чиновник от армии. Если он перестанет выдавать на гора цифирь - его сократят за ненадобностью. А инстинкт самосохранения никто не отменял. Так что 60 - это ещё не предел. laughing
      1. +10
        23 ноября 2023 08:12
        Конашенков - чиновник от армии.
        Это говорящая голова в генеральском мундире. До сих пор не понимаю, чем информация, рассказанная на камеру генералом отличается от той же информации, рассказанной рядовым необученным. Тем более, что и в том и в другом случае идёт зачитывание текста по бумажке. Наверное, в свободное от выступления время он разрабатывает стратегию войск в СВО.
        1. +4
          23 ноября 2023 11:22
          До сих пор не понимаю, чем информация, рассказанная на камеру генералом отличается от той же информации, рассказанной рядовым необученным.

          У народа доверия больше. Многие подсознательно рассуждают "Ну не может же генерал (министр, депутат и тд- нужное подчеркнуть) врать! А если и может, то не сильно, дыма без огня не бывает!":))
          1. +2
            23 ноября 2023 20:21
            У народа доверия больше.
            Это если вообще не думать, то конечно. Но генерал - это воинское звание, которое обязывает быть профессионалом в военной сфере. А в какой сфере профессионал Конашенков? Если в сфере политработы - то у нас законодательно нет идеологии.
            Многие подсознательно рассуждают "Ну не может же генерал (министр, депутат и тд- нужное подчеркнуть) врать!
            За 30 лет пора бы и привыкнуть, что один военный деятель собирался полком ВДВ взять Грозный, другой политический деятель грозился лечь на рельсы, третий клялся, что повышения пенсионного возраста не будет...
      2. +1
        23 ноября 2023 11:54
        Во времена ВОВ одну и ту же единицу техники подбивали порой 4 раза, 18*4 = 72. Техники всегда "уничтожается" больше чем её есть, это нормально. Вот пехоты это спорно, по мне так Конашенков сильно занижает потери пехоты врага, даже западные СМИ порой выдают большие цифры чем он.
  3. +5
    23 ноября 2023 06:42
    Откуда на Украине столько пилотов ВВС? Столько самолётов сбили. И что, эти лётчики все снова в деле?
    1. +1
      23 ноября 2023 10:32
      Откуда на Украине столько пилотов ВВС? Столько самолётов сбили. И что, эти лётчики все снова в деле?


      А там их хватает. Одних только запасников сколько. Да и любителей переучивают.
    2. +3
      23 ноября 2023 12:35
      Цитата: Дес
      Откуда на Украине столько пилотов ВВС? Столько самолётов сбили. И что, эти лётчики все снова в деле?

      Сбитый самолёт, не значит потерянный лётчик. Тем более если сбили над своей территорией. Катапультировался без последствий, подобрали, врачи осмотрели, самолёт с базы хранения притащили подлатали и снова вперёд, под российские ракеты,
      1. +1
        23 ноября 2023 13:01
        Цитата: Fitter65
        Сбитый самолёт, не значит потерянный лётчик. Тем более если сбили над своей территорией. Катапультировался без последствий, подобрали, врачи осмотрели, самолёт с базы хранения притащили подлатали и снова вперёд, под российские ракеты,

        вы катапультировались ? нет ? зачем чушь писать.
        1. +4
          23 ноября 2023 15:48
          Цитата: Аэродромный
          вы катапультировались ? нет ? зачем чушь писать.

          А вы? Катапультировались?... Лично я знаю 5-рых лётчиков и штурманов, которые вынуждены были применить К-36, и только один из них был списан с лётной работы. И то по причине того, что он через пару лет после катапультирования, попал в ДТП. Поэтому кто из на тут чушь порет? Конечно если вы думаете, что его сразу, как только ПССники подобрали, тут же в новый полёт отправили тогда ой... Хотя кто их знает, какие сейчас нормы в жёлто-синих ВВС...
      2. +2
        25 ноября 2023 16:12
        Катапультировался без последствий?))) а вы знаете сколько G дает катапультное кресло? и почему летчики очень не любят такой метод спасения?
        1. 0
          31 января 2024 14:38
          "И почему летчики не любят такой метод спасения?" Интересно, а есть другой метод спасения, который летчики любят ?
          1. 0
            31 января 2024 18:40
            Есть, сесть на вынужденную, тоже не самое большое удовольствие, но лучше, чем катапульта.
  4. +17
    23 ноября 2023 06:52
    Су-17М4 - прекрасный самолёт для работы по земле. Прицельный комплекс позволял поражать наземные цели с высокой точностью. Наши лётчики отзывались о нём с огромным уважением и любовью.

    В первой половине 90-х под корень "благодаря" П. Дейнекину якобы в целях улучшения безопасности полётов (якобы у однодвигательных самолётов она хуже) отечественная ИБА была беспощадно изведена под корень. Су-17М3 и М4, Миг-27Д, К и М были выброшены на базы хранения и разделки авиационной техники. Многие самолёты налетали всего по 12-14 часов. Техники плакали, когда их разделывали.

    На фото такая база в Степи. Тут несколько авиационных полков.
    1. +8
      23 ноября 2023 11:19
      На фото такая база в Степи. Тут несколько авиационных полков.


      Аэродром там сейчас на реконструкции, но самолётов уже нет. Всё под нож манагеры пустили.
      1. +7
        23 ноября 2023 11:42
        Да, коллега, я знаю. И все ДОСы повзрывали.
        1. +3
          23 ноября 2023 11:52
          Да, коллега, я знаю. И все ДОСы повзрывали.


          В Могоче не взрывали, но толку.

          1. +1
            23 ноября 2023 13:37
            В Нерчинске тоже не взрывали, но и аэродрома там тоже нет.
    2. +1
      25 ноября 2023 16:14
      Это когда было? Сейчас Су - 7, 17 и т. д. - отличная цель для ПВО, большая и неманевренная. Даже Су - 25 очень непросто.
  5. -4
    23 ноября 2023 06:59

    Необходимо упомянуть, что ещё одним «открытием» СВО стала реинкарнация

    Это открытие со знаком минус!
    Достаточно посмотреть на передовые армии мира, да что передовые!? Бывшие "друзья" по Варшавскому договору воспользовались моментом и обменяли старье на современное вооружение нато!
  6. +10
    23 ноября 2023 10:40
    К сожалению, все эти типа устаревшие самолёты, могут очень больно кусаться. Мы уже умылись кровью за свои пляски вприсядку, мол, мы Укро-рейх как два пальца об асфальт затопчем.
    Поэтому все эти Су-17 могут нанести немалый вред.
    Другой вопрос, что верхам чихать на кровь наших ребят, они "великими геостратегиями" заняты, мнят себя вершителями судеб мира. И при этом главная их задача - блюсти гешефт олигархья.
    1. 0
      23 ноября 2023 12:30
      Ваш комментарий бессмысленен априори. Есть какое то что ли безопасное оружие? (ну кроме супер современных американских эсминцев, которые потом в баржи переделали и суда сопровождения) Ночью с ножом кто-то подойдёт, вы же не будете смеяться и рассказывать, что это за средневековый огрызок?
  7. +4
    23 ноября 2023 11:32
    Так то, при условии модернизации Су17 и, на стороне добра, кидали бы спокойно УМПК на врага.
    1. -4
      23 ноября 2023 11:58
      Так то, при условии модернизации Су17 и, на стороне добра, кидали бы спокойно УМПК на врага.

      Ну с учётом того что до упмк "доходили" 1 год, представьте сколько бы потребовалось времени для модернизации самолётов?! И даже упмк не панацея, а лишь следствие недостатка в дальнобойных и точных РСЗО и арты....
      1. +2
        23 ноября 2023 12:45
        РСЗО не обязано быть точным, оно не для того создавались, для РСЗО важнее ударный эффект, дальность конечно тоже не плохо, можно больше интересных целей поразить, но и дальность это не всегда плюс для РСЗО, значит пострадает какой то другой параметр - цена или ударный эффект, разные платформы нужны. Для точности есть тактические ракеты, спец снаряды, дроны и прочее.
      2. +5
        23 ноября 2023 14:10
        И даже упмк не панацея, а лишь следствие недостатка в дальнобойных и точных РСЗО и арты....

        Вот тут вообще не согласен. Какой снаряд может заменить даже ОФАБ-500? А ведь уже применяли и штуки побольше. В первую чеченскую Ту-22М3 скинул обычную пятисотку на бывший горком Грозного. Пробила 9 этажей и рванула в бомбоубежище, где и укрылись ваххабиты. Это не посилам даже для Торнадо -С.
        1. -2
          23 ноября 2023 14:39
          Какой снаряд может заменить даже ОФАБ-500

          Согласен, снаряд не заменит, специально залез в Википедию и посмотрел что офаб содержит 150 кг ВВ. В принципе наверное оптимально разнести подьезд 5этажки с засевшими бандеровцами.
      3. +1
        24 ноября 2023 11:43
        Не сказал бы. Просто мы приходим к тому, что 100% бомб и РСЗО крупного калибра должны быть корректируемыми....иначе бомбить не сможешь. А в Су17 АЛ31(41) вкорячить и залетает по новому.
  8. -5
    23 ноября 2023 11:47
    Местные всепропальщики уже нашли этому объяснение.
  9. +6
    23 ноября 2023 12:26
    По одной версии – это самолёт Су-17М3М, единственный имеющийся на Украине самолёт этого типа, использующийся для поддержания лётных навыков пилотов Запорожского авиастроительного завода.
    Для автора, сообщаю лично что даже единственного самолёта Су-17М3М ни когда не было и нет. завод выпускал Су-17М3 ( изделие С-52) , Су-17М3-58-27, летающая лаборатория для отработки ракет Х-27ПС, Х-58У. Су-17М3П (С-52П), доработанный. Оснащался противолокационным вооружением Х-27ПС, Х-58 с аппаратурой целеуказания "Вьюга-17". Переоборудована в строю часть Су-17М3. Су-17М3Р разведчик на базе Су-17М3. Экспортные варианты- Су-22М (изделие «С-52К», Fitter-J) Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и БРЭО от Су-17М2 (ЛД «Фон»). Выпускался с 1978 по 1984 год. Су-22М3 (изделие «С-52МК») . Экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и оригинальным БРЭО (ЛДиП «Клён-ПС»). Выпускался малой серией в 1982—1983 годах. На заглавном фото скорее всего Су-17УМ3 (изделие «С-52УМ3», Fitter-G) Двухместный учебно-боевой вариант, БРЭО которого унифицировано с Су-17М3. Серийное производство начато в 1978 году, и продолжалось вплоть до 1990 года. Хотя может быть и перекрашенный польский Су-22УМ3/ УМ3К.
    это может быть один из самолётов Су-22М4 или С-22УМЗК (экспортные модификации Су-17),
    Экспортная модификация Су-17 это Су-17К, поставленных в Египет. А Су-17М который поставлялся в Польшу звался Су-20. Если уж "афтару" очень хотелось блеснуть "познаниями",то прежде чем писать, надо ознакомься слегка с тем про то что пишешь. Су-22М4(С-54К) это экспортная модификация Су-17М4 (С-54), а Су-22УМ3К( С-52УМ3К- экспортный вариант Су-17 УМ3).А то сам не знает,но другим рассказывает.
  10. +3
    23 ноября 2023 13:00
    Для работы по самолётам и вертолётам ВВС РФ самолёты Су-17/Су-22 пригодны в минимальной степени, поскольку у них отсутствует как РЛС, так и оптические/тепловые средства обнаружения/сопровождения воздушных целей.

    Очень хорошо. А как в таком случае он будет вообще эксплуатироваться в условиях военных действий? Чтобы нести противорадиолокационные ракеты, он должен увидеть цель, а ему нечем. Управляемый бомбы неверное тоже не от балды сбрасывают, т.е. не на "глазок"
    1. +4
      23 ноября 2023 15:36
      Цитата: garik77
      А как в таком случае он будет вообще эксплуатироваться в условиях военных действий?
      Не читайте Митрофанова на ночь глядя. Просто загляните сюда https://www.airwar.ru/enc/fighter/su17m4.html и как дополнение сюда https://www.airwar.ru/enc/fighter/su17m3.html . А первые противорадиолокационные ракеты Х-28 ещё на Су-17М2 применяли, в боевых действиях на Су-22( изделие С-32М2К)
      27 октября 1981 года Су-22 5-й эскадрильи ВВС Ирака с помощью противорадиолокационных ракет Х-28Э за один день уничтожили не меньше 6 РЛС HIPAR (High-Power Acquisition Radar) у иранских ЗРК MIM-23 HAWK. Иранцы признали столь тяжёлые потери и заставили своих зенитчиков полностью пересмотреть тактику применения РЛС.
      Конец 1982 года - применение ракет Х-28. Ракеты были успешно применены против ЗРК HAWK на дальность 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч . По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до 1988 года.
      Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28 (см. фото) в ирано-иракской войне. В 1989 году под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.
      А учитывая что поляки поставят Су-22м4 тут только вопрос что из вооружения у панов осталось.
      В состав вооружения входили ракеты Х-25МЛ, а корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, требующие больших углов прокачки лазерного луча подсвета цели из-за значительного отставания бомбы от самолета в момент падения, заменялись КАБ-500Т с телевизионной ГСН.
      Хотя учитывая что паны использовали их практически до последнего времени..
      .С 2005 года, когда изначально назначенный ресурс (календарный в 20 лет) парка Су-22 истек, ВВС Польши совместно с промышленностью продлили ресурс одноместных Су-22М4 на 30 лет, 3000 летных часов и 3000 посадок, а для Су-22УМ3К – 30 лет, 3000 летных часов и 4000 посадок....Последняя программа ремонта, продления ресурса была формально инициирована на WZL-2 в феврале 2015 года. Первые отремонтированные самолеты с продленным ресурсом были возвращены ВВС Польши в сентябре 2015 года. В рамках реализации программы самолеты также получили новый серый камуфляж, состоящий из двух оттенков серого на верхней части фюзеляжа и крыльях, в то время как нижняя часть была окрашена в светло-серый цвет. По состоянию на октябрь 2016 года было отремонтировано девять Су-22, которые переданы ВВС Польши.
      То есть польские М4 адаптированы к применению и натовского вооружения.
  11. -2
    23 ноября 2023 19:44
    Третье поколение вполне себе может пулять со своей территории или в случае доработки под внешнее целеуказание чем-либо . Другой вопрос в том, в каком именно состоянии находятся эти птички и насколько рационально их реанимировать и шпиговать чем-либо под современные условия.
    В кач-ве камикадзе - не считаю это разумным. ЭПР значительный ,ПВО у нас уже на опыте более-менее научилась бороться с крупными аэродинамическими целями . Другая сторона вопроса - в случае исп-я для истощения наших возможностей в ПВО . Но тут надо оценивать доступные ВСУ количества этих птичек и приблизительно их состояние. Рывок такого рода ,к тому же, не кажется мне своевременным в данный момент - а вот если поставят F-16 возможно что и дозреют ..
  12. +1
    23 ноября 2023 22:04
    У Франции наш Як-3 в музее стоит. Самое то, чтобы БПЛА сбивать)
  13. 0
    31 января 2024 08:21
    Что то не верится генералу Конащенкову после всего этого, на Украине печатают истребители раз они не заканчивается? Наиболее правдивый вариант в первые дни ВВС не было уничтожено полностью как нам доложили, то есть мы уничтожили надувные макеты, поэтому цифры не сходиться у Конашенкова, наиболее вероятно реально у Украины 200-250 боеготовых бортов с учётом помощи Запада