Последний традиционалистский консерватор Европы: какова роль Франсиско Франко в истории Испании

44
Последний традиционалистский консерватор Европы: какова роль Франсиско Франко в истории Испании

С момента начала гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. минуло уже без малого 90 лет, однако ее отголоски можно услышать и сегодня. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, многие политические события современности анализируются сквозь призму почти 40-летнего авторитарного правления Франсиско Франко. Деятельность каудильо до сих пор будоражит испанцев, вызывая разноречивые чувства: от жгучей ненависти до искренней признательности [2].

Память о событиях гражданской войны является одним из компонентов политического поведения различных партий в Испании. Объявленное в 2018 году правительством Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) во главе с П. Санчесом решение эксгумировать останки диктатора и перенести их из мемориального комплекса Долины Павших в другое место вновь пробудило интерес простых испанцев и научного сообщества к идейно-политическому наследию франкизма.



Дело в том, что антифранкисты посредством различного рода инициатив постоянно провоцировали консервативную реакцию у всех неофранкистов вне зависимости от степени приятия или неприятия ими демократии. Кроме решения о переносе могилы Франко из Долины Павших на кладбище Мингоррубио в районе Эль-Пардо, которое состоялось в октябре 2019 года, испанские левые также в 2020 году представили закон о «демократической памяти», задачей которого было ни много ни мало «покончить с наследием диктатора», признав режим каудильо незаконным.

Это, разумеется, вызвало негативную реакцию неофранкистов и испанских правых, которые выступают против того, что в современной России именуется переписыванием истории. Выдающийся американский историк-испанист, биограф Франко Стэнли Пейн, доказывая с документами в руках, что во время гражданской войны испанские левые осуществляли массовые убийства священников ,и уже хотя бы в силу этого Вторая республика не имеет ничего общего с демократией, справедливо полагает, что «демократическая память» – понятие весьма странное [3].

Журналист Эрманн Терч, член неофранкистской партии «Вокс» (Vox), в свою очередь главную опасность для Испании видит в разрыве с прошлым, то есть в забвении позитивного опыта франкизма и демократического транзита. Левые, с его точки зрения, не только вернулись к власти (в демократическом обществе это нормально), но и пытаются ее монополизировать (а это уже ненормально), для чего используют такой коварный инструмент, как «историческая память», то есть переписывание национальной истории на свой подчеркнуто реваншистский лад. Это может привести к тому, что все достигнутые во второй половине 1970-х гг. соглашения, почти полвека обеспечивавшие национальное примирение, будут разорваны [4].

В ноябре 2023 года негодование правых выплеснулось на улицы – сотни тысяч человек вышли на митинги в знак протеста против левых социалистов. Катализатором для массовых протестов стало решение премьер-министра Испании Педро Санчеса (главы ИСРП), чья партия заняла летом второе место на парламентских выборах, продлить свои полномочия, заключив союз с каталонскими и баскскими сепаратистами, договорившись с ними об амнистии политиков, причастных к неудавшейся попытке провозгласить независимость Каталонии в 2017 году.

Подобные протесты правых (на них вышли в первую очередь сторонники консервативной Народной партии (РР) и национал-консервативной Vox), по мнению некоторых журналистов, являются крупнейшими выступлениями со времен смерти Франсиско Франко в 1975 году. Это указывает на то, что ключевой постулат франкизма – единство испанской нации и страны – до сих пор не утратил свою актуальность.

В связи с этим возникает вопрос – насколько наследие Франсиско Франко актуально сегодня?

Учитывая, что научное представление о франкизме, несмотря на множество публицистических и академических изданий, остается фрагментарным, ответ на этот вопрос достаточно затруднителен по причине того, что феномен франкизма до сих пор мало изучен, а количество ангажированных работ на эту тему крайне велико.

Тем не менее некоторые исследования явно заслуживают внимания – одним из таких является книга историка Стэнли Пейна «Франко. Исторический профиль» (Franco: El perfil de la historia).

Автор десятка работ о франкистской Испании С. Пейн, как справедливо замечает историк Денис Креленко, в данной книге старается сочетать основательность анализа материала и непринужденность изложения. Его интересуют человеческие качества Франко, его военная и политическая деятельность [5]. Данную книгу и проанализируем более подробно.

Консерватизм, традиционализм и национал-католицизм – основа франкистской идеологии



С. Пэйн справедливо отмечает, что и при жизни Франсиско Франко, и после его смерти, многочисленные враги обвиняли его в эгоизме и оппортунизме, утверждая, что он так упорно оставался у власти из соображений прежде всего личной гордости и отсутствия у него каких-либо твердых принципов или идеологии. Более того, в качестве доказательства этого оппортунизма они указывали на изменения режима и смену политического курса. В итоге остается открытым вопрос о том, был ли у Франко какой-либо последовательный план или идеология, кроме стремления любой ценой сохранить личную власть.

Франко, пишет Пейн, конечно, никогда не определял в теории идеально очерченную официальную идеологию, сравнимую с любой из основных политических идеологий ХХ века, но почти нет сомнений в том, что он всегда обладал фундаментальным набором убеждений, основные приоритеты и ценности которых менялись очень незначительно. Его политические взгляды в определенной степени были обусловлены его католическим и военным происхождением, но в полной мере сформировались лишь в течение десяти лет с 1926 по 1936 год [1].

Он верил в национализм, централизованное единство, католическую религию, сильное и авторитарное правительство без политических партий, программу современного экономического развития, в максимальной степени определяемую политическими и националистическими приоритетами, с социальными реформами как побочным продуктом экономического развития. Национализм Франко был укоренен в испанских традициях, некоторые аспекты которых он почитал. По своим политическим принципам он был монархистом, именно поэтому он не поддался искушению фашизмом.

По мнению Пейна, эклектизм авторитарной коалиции, созданной Франко в ходе гражданской войны, не был простым оппортунизмом, поскольку он в той или иной степени разделял некоторые основополагающие идеи каждого из основных направлений политики режима, отвергая при этом весь набор идей любого из них [1].

Из монархистов он принял принцип монархической легитимности, но полностью переосмыслил его, чтобы подогнать под себя. Он разделял национализм и, в некоторой степени, империализм фалангистов, их существование в авторитарном правительстве и форму, если не всю суть, их социально-экономической политики [1].

Он высоко оценивал карлистский традиционализм, католицизм и защиту традиционной монархии, отвергая при этом карлистскую династическую политику. Он верил в военное чувство патриотизма и национальной безопасности, а также в элитарную функцию вождей и офицеров, но отвергал любое представление о корпоративной военной функции, которая придала бы вооруженным силам институциональную независимость [1].

Во многих отношениях радикальная правая программа, разработанная Хосе Кальво Сотело в 1933–1936 годах, во многом предвосхитила ориентиры режима, хотя нет никаких признаков того, что Франко сознательно систематически следовал именно этой модели и отвергал прямую династическую легитимность, которую поддерживали некоторые из основных соратников Кальво Сотело.

Мышление Франко определялось не только тем, против чего он выступал, но и тем, что он защищал. Он был твердо убежден, что парламентская партийная система не может работать в Испании, но в равной степени он был против марксизма, культурного либерализма, секуляризма, материализма и интернационализма [1].

Одним из наиболее интересных аспектов правления Франко в европейском контексте стала его архаичная попытка восстановить культурный традиционализм. Концепция традиционалистской общины, ставшая основой социального и культурного мышления Франко, по-видимому, была в значительной степени заимствована у карлизма.

Стэнли Пейн отмечает, что попытка вернуть культурную традицию и религиозный фундаментализм были предприняты в такой степени, которая не встречалась ни в одном другом европейском режиме, и больше походили на исламское возрождение, чем на итальянский фашизм [1].

Самое высокое в мире распятие Валье-де-лос-Кайдос, построенное в 1940–1959 годах, имеет высоту 150 метров (490 футов). Расположено в Долине Павших.
Самое высокое в мире распятие Валье-де-лос-Кайдос, построенное в 1940–1959 годах, имеет высоту 150 метров (490 футов). Расположено в Долине Павших.

Такое замечание отчасти справедливо, поскольку каудильо неоднократно говорил о необходимости «возрождения католической традиции», и после его прихода к власти Испания стала именоваться «католическим государством», которое «подчиняется Божьему Праву и Священной Римско-католической апостольской церкви, единственному истинному закону и вере, неотделимой от национального сознания» [6].

При Франко церковь получила существенные привилегии в области образования – светские учреждения образования мало отличались от религиозных, ибо во всех классных комнатах рядом с портретами каудильо висели распятия, а школьный день начинался и заканчивался молитвой; студенты массово посещали религиозные мероприятия, а в официальных учебниках католицизм представлялся как душа испанской культуры. Один из идеологов национал-католицизма, испанский священник и философ Мануэль Гарсия Моренте писал:

«Испания была, есть и будет католической. Она по своей природе идентична католицизму» [7].

Тем не менее Франко был сознательным и решительным модернизатором экономики, как бы ни были ограничены его познания в этой области. Он всегда утверждал, что для любого современного государства жизненно необходима эффективная социально-экономическая политика, опираясь на доктрину как консервативного, католического корпоративизма, так и экономического национализма и национал-синдикализма [1].

Стэнли Пейн утверждает, что международная либеральная рыночная экономика, способствовавшая быстрому экономическому росту 1960-х годов, не была тем типом экономического развития, который планировал и предпочитал Франко, и в этом отношении Франко просто приспособился к событиям, которые не вписывались в параметры предпочтительной политики режима. Однако не все авторитарные режимы, будь то левые или правые, были готовы идти на такие корректировки, и в этом отношении следует признать творческий прагматизм правительства Франко [1].

Режим Франко – исторические аналогии



Хотя в первые годы существования режима Франко его противники часто причисляли его к «фашистским» или «тоталитарным», к 1950-м годам эти ярлыки выглядели неубедительно. По этой причине в 1960-е годы в обиход вошли другие описательные словосочетания: «авторитарный режим», «консервативно-авторитарный режим».

С каким государством можно сравнить франкистскую Испанию?

Стэнли Пейн отмечает, что государство Франсиско Франко можно сравнить с монархией Наполеона Бонапарта, который временно реконструировал монархию Франции. Каудильо, безусловно, прямо или косвенно испытал влияние некоторых бонапартистских формул, а именно: использование референдума и концепции монархического диархического государства, в котором для обеспечения легитимности, преемственности и надлежащей власти использовался королевский совет.

Франко также можно сравнить с Генрихом II Трастамаре, победителем в кастильской гражданской войне 1360 года. Генрих не имел законных притязаний на престол, но он предстал как защитник закона, религии и традиций в противовес произволу Петра Жестокого. Важную роль в победе Генриха также сыграла иностранная помощь, и он провозгласил торжество истинной религии и должного уважения к традициям [1].

Генрих II Трастамаре, король Кастилии, незаконный сын Альфонса XI. Жестокость и произвол его брата Петра создали в стране многочисленную партию приверженцев Генриха, и в 1354 г. он поднял знамя восстания. На фото гробница Генриха II.
Генрих II Трастамаре, король Кастилии, незаконный сын Альфонса XI. Жестокость и произвол его брата Петра создали в стране многочисленную партию приверженцев Генриха, и в 1354 г. он поднял знамя восстания. На фото гробница Генриха II.

На протяжении почти всего своего долгого правления Франко прекрасно осознавал, что является этакой «беловой вороной» в Западной Европе. В связи с этим Стэнли Пейн приводит еще одну интересную аналогию – отношение Западной Европы к Франко, по его мнению, можно сравнить с отношением Запада к Иосипу Брозу Тито после 1945 года.

Как и Франко, Тито пришел к власти в результате гражданской войны, в которой, несмотря на пропаганду, он потратил гораздо больше сил на борьбу с югославами, чем с немцами и итальянцами, а для приведения своего режима к власти опирался на помощь извне в лице Советской Армии [1].

Кровавая бойня, произошедшая в Югославии в 1945 году, была в пропорциональном отношении гораздо более масштабной, чем в Испании в 1939 году, а новая диктатура – более жесткой и репрессивной. Международные обстоятельства заставили Югославию, как и Испанию, пойти на перемены и умеренность, и режим Тито превратился в нетоталитарную, полуплюралистическую диктатуру [1].


Он резко контрастировал с большинством коммунистических государств, как Франко – с фашистскими режимами времен Второй мировой войны. Однако в последние годы жизни Тито югославский режим оставался более репрессивным, чем в Испании. После смерти Тито не произошло и демократизации, а, наоборот, установилась более коллегиальная форма диктатуры. Тем не менее в западной прессе Тито часто называли великим реформатором и новатором, своеобразным примером прогрессивных результатов [1].

Франсиско Франко – последний испанский традиционалист


Последняя конная статуя Франсиско Франко в Сантандере, убранная из центра города 18 декабря 2008 года.

Суждения о Франсиско Франко, как и о Тито, постепенно становились менее негативными по мере ускорения модернизации Испании и повышения ее уровня жизни. Как справедливо отмечает С. Пейн, Франко оставил после себя страну, достигшую наивысшего в своей истории уровня процветания, ставшую девятой промышленной державой мира, с «органической солидарностью» подавляющего большинства ее увеличившегося населения и обществом, удивительно хорошо подготовленным к мирному сосуществованию [1].

По этим меркам Франко можно рассматривать не только как одну из самых ярких личностей во всей испанской истории, но и как окончательного модернизатора страны и лидера самой успешной из всех возможных «диктатур развития» XX века [1].

Многие критики Франко, пишет Пейн, настаивают на том, что совершенная и прогрессивная демократия привела бы Испанию к лучшему правительству, подменяя эмпирическое сравнение сугубо теоретическим оценочным суждением. Исторический анализ и утопическое принятие желаемого за действительное – две разные вещи. В Испании 1936 года такой демократической утопии не существовало, поскольку, по сути, все было наоборот. Своеобразные условия республиканской демократии привели к абсолютной поляризации между левыми и правыми, создав латентную авторитарную ситуацию еще до появления Франко на сцене [1].

Режим Франко следует оценивать не по утопическим заявлениям, оторванным от реальности, а с точки зрения реально существовавших исторических альтернатив. Их было немного, и они отнюдь не были идиллическими. Результатом гражданской войны, независимо от победителя, в любом случае стала бы диктатура. Решение, предложенное Франко, нельзя назвать оптимальным, однако сила последовавшей за этим диктатуры объясняется не только репрессиями, но и осознанием большей частью испанского общества того, что альтернатива не была бы лучшей [1].

Стэнли Пейн подчеркивает, что одна из главных запрограммированных Франко целей была достигнута: благодаря введению национального корпоративизма, широкому экономическому росту и последующему перераспределению доходов, был создан дух сотрудничества и социальной солидарности [1].

Главный же внутренний провал внутренней политики Франсиско Франко, по мнению Пейна, заключался в неспособности поддерживать традиционную культурную и религиозную политику. Этот провал был практически неизбежным следствием масштабных социально-экономических преобразований (именно поэтому он с заметной неохотой пошел на изменение экономической политики), осложненных серьезными изменениями, произошедшими в 1960-е годы в Римско-католической церкви в целом.

Допустив ограниченную либерализацию, Франко до конца боролся против любых базовых изменений франкизма и лишь в последние недели своей жизни смирился с этой перспективой из-за полного отсутствия физических сил и политических альтернатив для иных действий [1].

Тем не менее следует подчеркнуть, что при диктатуре Франсиско Франко большие семьи считались образцом подражания и получали от государства медали и подарки. В стране был наложен запрет на продажу противозачаточных средств, государство поощряло большие семьи с традиционным укладом. В отличие от Франции, женщины Испании выступали в роли супруги и матери. Женская занятость была на очень низком уровне в Европе. Итогом данной политики стало то, что до середины 1970-х годов самыми молодыми и рожающими нациями в Европе были испанцы и итальянцы [8].

Триггером снижения рождаемости в Испании стала смерть Франсиско Франко и последовавшее вслед за этим принятие в 1978 году новой Конституции, узаконившей равенство полов. В материале «Франкистская Испания: от международной изоляции и автаркии до динамично развивающейся и экономически успешной европейской державы» автор уже приводил график, из которого очевидно, что коэффициент рождаемости в Испании резко упал в конце 1970-х – 1980-е годы.

Новое лево-демократическое правительство отказалось от прежней семейной политики поощрения рождаемости, избрав политику невмешательства в дела семьи. Как итог – сейчас Испания страна с крайне низкой рождаемостью и высоким уровнем миграции.

Франко и его правление, резюмирует С. Пейн, стали завершением длительной эпохи конфликта между традициями и модернизацией в испанской истории. В определенном смысле каудильо можно рассматривать как последнюю великую историческую фигуру испанского традиционализма, представителя еще более длительной исторической преемственности [1].

Актуальность наследия Франсиско Франко


Взгляд историков на франкизм, как уже было сказано выше, далеко не однороден – историк Георгий Филатов, в частности, выделяет три группы исследователей, у которых разные подходы при взгляде на франкизм.

В первую группу входят авторы, которые характеризуют франкизм как авторитарный режим. Его идеологию они определяют как «ограниченную», «недостаточно ясную», либо на одном из этапов правления Ф. Франко, либо на всем его протяжении. Некоторые исследователи вовсе отказывают франкизму в наличии идеологии как таковой [9].

Вторая группа исследователей, используя марксистский подход, определяет государство, созданное Франко, как буржуазную диктатуру или фашистскую диктатуру. В связи с этим они считают, что франкизм на протяжении всего своего существования обладал конкретной идеологией.

Третью группу составляют исследования, которые можно условно охарактеризовать как идеологически нейтральные или объективистские. В этих работах эволюции идеологии режима придается большее значение. Авторы, относящиеся к этой группе, различают виды идеологии, свойственные режиму в различные периоды [9].

Работа С. Пейна является примером нейтрального взгляда на фигуру Франсиско Франко и франкизм, тем не менее некоторые его тезисы все же говорят о том, что он оценивает режим Франко с либеральных позиций. Сильной стороной подхода С. Пейна, как отмечает Филатов, является то, что он отметил различия в идеологии франкизма в разные периоды. Однако он не согласен с характеристикой этих изменений, данной автором. Перемены, по его мнению, носили не количественный («ослабление идеологии»), а качественный характер, так как идеология приобрела новые черты, связанные с приходом к власти технократов [9].

Как бы там ни было, большинство историков «нейтральной» группы, включая Пейна, отмечают, что франкизм делал упор на таких традиционных ценностях, как семья, религия, армия, законопослушание, добропорядочность, частная собственность. Активно пропагандировались государственный патернализм и корпоративизм, как средства урегулирования трудовых споров.

Испанский публицист Амандо де Мигель ещё в 1975 году указал на существование более десятка идеологических компонентов, присущих франкистскому режиму: авторитаризм, корпоративизм, националистический консерватизм, «третий путь», национал-католицизм, антропологический катастрофизм, избирательный патернализм, технократизм во имя развития, популизм и т. д. [10].

И, как справедливо отмечают некоторые исследователи, ряд постулатов идейного наследия Франко не утратили своей привлекательности для отдельных групп испанского общества [2]. В Испании достаточно много людей, положительно оценивающих вклад режима Ф. Франко в историческое и социально-экономическое развитие страны в XX веке. Призывы современных испанских консерваторов защитить территориальную целостность страны и нации, уберечь христианские ценности и исторические традиции испанского народа перекликаются с идейно-политическим наследием Франко.

На митингах, прошедших в ноябре этого года, кроме собственно лозунгов о единой Испании и против политики Педро Санчеса, толпа скандировала «Испания – христианская, а не мусульманская», выступая таким образом в том числе и против большого притока мигрантов из Африки и Ближнего Востока.

Похоже, что часть испанцев оказалась сыта по горло политикой левых и леволиберальных партий, именно этим вызван рост националистических настроений в стране и проигрыш правящей левой Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) на выборах, которая, чтобы не потерять власть, готова объединяться с сепаратистами. В Испании остро встал вопрос единства нации и страны, защиты исторических традиций, и в этом отношении идеи франкизма приобретает все большую актуальность.

Использованная литература:
[1]. Stanley Payne. Franco: El perfil de la historia. Madrid, 1992.
[2]. Дементьев А. B. Неофранкизм и проблема территориальной целостности современной Испании. Вестник МГИМО-Университета. N. 1 (64), 2019. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-1-64-129-146.
[3]. Василенко Ю. В. Трансформации политической идеологии франкизма в современной Испании. DOI 10.17506/26867206_2022_22_1_91 // Антиномии. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 91–108.
[4]. См. Memoria histórica amenaza para la paz en Europa, 2020. URL: https://s. libertaddigital.com/doc/memoria-historica-amenaza-para-la-paz-en-europa-6711544. pdf.
[5]. Креленко Д. М. Франсиско Франко: путь к власти: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.03. – Саратов, 1999.
[6]. Настусевич В. И. Церковь и государство в Испании в период «первого франкизма» (1939–1957 гг.). – Минск: РИВШ, 2020.
[7]. Коваль Т. Б. Уроки истории: испанский национал-католицизм / Т. Б. Коваль // Ибероамериканские тетради. Cuadernos iberoamericanos. Вып. 1. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2013. – С. 82–91.
[8]. Смирнов А. Низкая рождаемость и старение населения // «Прогнозис». № 1. 2004. С. 188.
[9]. Филатов Г. А. Эволюция официальной идеологии франкизма: 1939–1975 гг.: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.03 – Москва, 2016.
[10]. Miguel A. de. Sociología del franquismo. Análisis ideológico de los ministros del régimen. Barcelona: Ed. Euros, 1975. 368 p.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 ноября 2023
    Франко оставил после себя страну, достигшую наивысшего в своей истории уровня процветания

    Автор не раскрыл тему, почему граждане из т. н. "страны, достигшей наивысшего процветания", выезжали на работу почти во все страны Европы?
    1. +2
      30 ноября 2023
      Консерватизм, традиционализм и национал-католицизм – основа франкистской идеологии

      Всегда диктатура прикрывает себя традиционалистическими лозунгами, для удержания власти и бесцеремонной коррупции и беззакония:
      1. Гитлер сразу вытащил феодальный лозунг "Kinder, Küche, Kirche", при этом сам себя детьми он не отягощал, а вместе с дружками вели беспринципную олигархическую жизнь, тот же Геринг из государственных музеев себе забрал понравившиеся произведения искусства, наркоманил, вел абсолютно праздный образ жизни. Итак далее.
      2. Так же и при Франко преследовались коммунисты, которые боролись с откровенно фашистским режимом Франко и его прихлебателями.
      Имя им Легион.
    2. 0
      5 февраля 2024
      Автор также не отметил один момент-Франко до конца жизни боролся с масонами всех мастей.
  2. +2
    29 ноября 2023
    Т.е. получается СВО проводится сейчас против консервативных традиционалистов?
    1. +3
      29 ноября 2023
      Текущий политический режим на Украине не опирается на идеи консерватизма. От слова совсем. Напротив, всячески подчеркивается приверженность современной европейской идеологической платформе, радикально-левацкой по содержанию. Вы как себе представляете консервативных традиционалистов, педалирующих и поощряющих тематику ЛГБТ, например?
      Скорее наоборот, российская сторона гораздо шире использует традиционалистскую риторику.
      1. +2
        29 ноября 2023
        Текущий политический режим на Украине не опирается на идеи консерватизма.
        О как! Да они еще и левые?Т.е. нынешний украинский режим,назвать пробандеровским и пронацистским нельзя?Т.е когда президент,говорил:Декоммунизации хотите?Мы устроим вам декоммунизацию!Он приравнивал нацизм к коммунизму,как это сделано сейчас в Европе? И на самом деле,Россия проводит не денацификацию Украины,а декоммунизацию?
  3. +4
    29 ноября 2023
    Такой труд! Но хочу добавить. Не было ни одного диктатора, который бы на знамя не поднимал народные традиции.
    1. +1
      2 декабря 2023
      Пётр Первый? Разве нет?
  4. +5
    29 ноября 2023
    Да уж, Гитлер вот не дожил, чтобы стать традиционалистским консерватором Европы. И Муссолини не дожил, так что да, Франко из них последний.
    1. 0
      29 ноября 2023
      Цитата: Чёрный кот
      Да уж, Гитлер вот не дожил, чтобы стать традиционалистским консерватором Европы. И Муссолини не дожил, так что да, Франко из них последний.

      Гитлер не был консерватором. Консерваторы - это имперцы старого разлива, а Гитлер своего рода революционер со своей расовой теорией. Во Втором Рейхе жили и поляки и французы и евреи - и ни каких проблем, а вот в Третьем Рейхе они были поражены в правах.
  5. +3
    29 ноября 2023
    В довоенной Европе,таких консервативных традиционалистов разного уровня было много.Пятс,в Эстонии,Сметона в Литве,Ульманис в Латвии,Салазар в Португалии,Муссолини в Италии,Антонеску в Румынии,Хорти в Венгрии,Гитлер в Германии,в Польше Пилсудский и его последыши. Да и после распада СССР, к власти в Прибалтике,Молдавии,Украине,Средней Азии и Закавказья,пришли консервативные традиционалисты в своем роде.
    1. -1
      29 ноября 2023
      В принципе, между сталинистами, маоистами, последователями чучхэ и красными кхмерами общего достаточно много. Уж никак не меньше, чем между Салазаром и Муссолини. Объединяем, согласны?
      1. +1
        29 ноября 2023
        между сталинистами, маоистами, последователями чучхэ и красными кхмерами общего достаточно много.
        Отделите,для начала мух от котлет.
      2. +1
        29 ноября 2023
        Цитата: Рязанец87
        В принципе, между сталинистами, маоистами, последователями чучхэ и красными кхмерами общего достаточно много. Уж никак не меньше, чем между Салазаром и Муссолини. Объединяем, согласны?

        Что так скромно ? Надо быть последовательным. Когда дозреете, объедините Сталина с Гитлером.....А там уж, как сказал поэт :"... Потом уложит чемодан- И в Магадан !" ..А вот автору- давно пора !.
        1. 0
          29 ноября 2023
          Цитата: иван2022
          Цитата: Рязанец87
          В принципе, между сталинистами, маоистами, последователями чучхэ и красными кхмерами общего достаточно много. Уж никак не меньше, чем между Салазаром и Муссолини. Объединяем, согласны?

          Что так скромно ? Надо быть последовательным. Когда дозреете, объедините Сталина с Гитлером.....А там уж, как сказал поэт :"... Потом уложит чемодан- И в Магадан !" ..А вот автору- давно пора !.

          Так легко. Достаточно почитать работу Пьера Леру "индивидуализм и социализм", где он в том числе описывает "суперсоциализм", где вся жизнь людей подчинена государству.
      3. 0
        7 января 2024
        В принципе можете дальше не писать. С вами все понятно.
  6. +3
    29 ноября 2023
    Автор справделиво подметил:
    что в современной России именуется переписыванием истории.


    В БСЭ об этом четко написано:
    Франко (Franco), Франко Баамонде (Franco Bahamonde), Франсиско(4.12.1892, Эль-Ферроль, 20.11.1975, Мадрид), диктатор Испании. Окончил пехотную академию. Участвовал в колониальных войнах Испании в Африке. В 1936 возглавил военно-фашистский мятеж против Испанской республики, опираясь на помощь, а затем и открытую
    интервенцию фашистской Германии и Италии.

    Получается, что все остальное про Франко и его неонацистских последователей, в какие бы тоги "неоконсерватизма" они не рядились, это и есть переписывание истории
    1. +3
      29 ноября 2023
      hi
      это и есть переписывание истории
      Ну, что Вы,автор,не переписывает историю,от слова совсем..Получается так,что СССР не боролся с фашизмом и различными его оттенками, а воевал против милых ребят , имя которым консервативные традиционалисты laughing Даже больше,коварный венский художник,в Германии, сбил с верного "путя"консервативных традиционалистов:Хорватию,Словакию,Финляндию,Румынию,Венгрию и заставил их воевать на своей стороне laughing
    2. 0
      29 ноября 2023
      А причем тут БЭС к истории Испании? По-моему, в статье достаточно ясно сказано, что речь идет о переписывании истории в Испании, а не в России. И там отношение к личности Франко вплоть до середины 2000-х было совсем иным чем сейчас. Тот же С. Пейн в одном из интервью утверждал, что в 1970-х при Франко в институтах и научных кругах свободы было больше, чем сейчас, т.к. можно было более открыто обсуждать разные темы. А сейчас есть одна точка зрения, которая «правильная» (леволиберальная) и «неправильная».
      1. +10
        29 ноября 2023
        Уважаемый Виктор,
        А причем тут БЭС к истории Испании?

        Потому что мы про историю Испании не глазами испанцев,
        а глазами граждан России, русских.
        В научных кругах и нацисткой Германии тоже себе многое могли позволить ученые, но вряд ли, осуждать расизм.
        Мы смотрим (я сейчас не про себя лично) на их историю своими глазами, и мы не хотим, чтобы историю переписывали и в ней написали, забудьте про "добровольцев" из"Голубой дивизии" в Новгороде, дело прошлого, лучше посмотрите на экономику при Франко: это все взаимосвязано.
        А в нашей памяти, Испания Франко была осколком фашизма, недобитого, потому что после 2 мировой, мир разделился на два лагеря, где "традиционные консерваторы" устраивали крестовые походы против моей и нашей Родины.
        А Вы говорите при чем тут переписывание?
        С антифашистским приветом!
        1. +1
          29 ноября 2023
          мы не хотим, чтобы историю переписывали и в ней написали, забудьте про "добровольцев" из"Голубой дивизии" в Новгороде
          А я еще не хочу что бы в ней писали забудьте про советских добровольцев которые воевали на стороне республиканцев М.Залка,В.Горанов,Э.Шахт,Рубен Руис Ибаррури,П.Джибелли и многих других советских людях,разной национальности.Указанные,являлись советскими гражданами.Последний,единственный итальянец,Герой Советского Союза. hi Господа,консервативные традиционалисты,пишите гадости об этих людях, в свойственной вам манере.
  7. -2
    29 ноября 2023
    Когда читаешь, что вытворяли коммуняки и анархисты в Испании в годы гражданской войны, то победа Франкистов не должна вызывать удивления. Всё, как в лучших традициях большевиков: "булки разделим, а булочные сожжем. Кто против, тот враг...." Хотя, впрочем, где левые силы не оттолкнули от себя людей? Пусть даже в объятия хунты и диктаторов...
    1. +1
      7 января 2024
      Вот ещё один сказочник-антикоммунист и любитель фашистов.
  8. 0
    29 ноября 2023
    Как же достали все эти "измы". Франко просто вытащил свою страну из трясины гражданской войны, и действовал теми инструментами что у него были. Напоминаю что он сумел сохранить нейтралитет и страну во время 2 мировой войны, и привести Испанию к процветанию, а когда стал старым, обеспечил нормальную передачу власти без эксцессов.
    Все остальное, все эти рассуждения об "оппортунизме", "уклонах" просто бред.
    1. +1
      29 ноября 2023
      Абсолютно верно, ещё в 1982 году будучи студентом на морской дальней практике (26-й рейс НИС "Академик Вернадский"), мы заходили в г. Лас-Пальмас де Гран Канарио. Там были весьма удивлены, когда где-то от четверти до трети выданных нам купюр испанских песет (напоминаю, 1982 год, ещё никакими евро не пахло) были с портретами Франко, поинтересовались у местных (моряки, портовики, торговцы) и были удивлены, что где-то процентов 70-80 относились к периоду правления Франко скорее положительно... но как и везде отмечалась определённая "любовь" к тогдашней тайной политической полиции, испанцы произносили словосочетание Пуэрто-дель-Соль (площадь в Мадриде, где был офис данной организации) примерно с той же интонацией, как у нас в те годы произносили слово Лубянка...
      1. 0
        7 января 2024
        Фашист Франко за 40 лет своего правления уже постарался промыть головы "несогласным".
    2. 0
      7 января 2024
      Круто. Сам гражданскую войну развязал. Насадил фашизм. Увидел, что бывает с более радикальными фашистами и решил быть более мягким фашистом. Супер.
  9. 0
    29 ноября 2023
    Чтобы понять, почему многие люди в Испании разочарованы политикой хаотичных шовинистических левых либералов, нужно сказать, что большинству людей с традиционными католически-консервативными ценностями не нравится жить в обществе хаоса и анархии. где единственное правило — плохо говорить о своем прошлом, о своей нации и ее ценностях. Но люди предпочитают жить тихой и простой семейной жизнью, как и раньше, где было много детей, где соседям можно было доверять и люди хорошо знали друг друга. Примерно так думает большинство все еще традиционных европейских граждан.
  10. +3
    29 ноября 2023
    Да что ж такое? Мы тут денацификацию требуем и рядом печатаем панегирики фашистам, хоть и не из Германии. И не надо сказок про хорошего вождя-каудильо: не националист, а ксенофоб; не традиционалист и консерватор, а реакционер-трайбалист и антикоммунист.
    1. +7
      29 ноября 2023
      Мы тут денацификацию требуем и рядом печатаем панегирики фашистам
      Как видите,вот так как-то,двойные стандарты.А те кто панегирики фашистам пишет, 9 мая пишет:Можем повторить и никогда не забудем. hi На Украине, с этого же начиналось, с мелочей..
    2. +2
      29 ноября 2023
      Цитата: Юрась_Беларусь
      И не надо сказок про хорошего вождя-каудильо: не националист, а ксенофоб; не традиционалист и консерватор, а реакционер-трайбалист и антикоммунист.

      Просто коммунизм в Испании 30-х был, мягко говоря, своеобразный - троцкизм в полный рост + влияние анархизма. В общем, р-р-революционные матросы Кронштадта и Севастополя образца 1917-1918 г.г. в полный рост.
      Сами понимаете, как Франко относился к такому испанскому коммунизму. А после прихода СССР на помощь испанским коммунистам, отношение это распространилось и на коммунизм в целом.
      1. +2
        29 ноября 2023
        Просто коммунизм в Испании 30-х был, мягко говоря, своеобразный - троцкизм в полный рост + влияние анархизма.
        А Троцкого познакомил с ледорубом испанец Рамон Меркадер. Так что не все испанцы троцкистами были, коммунисты тоже встречались. Вы ещё своеобразный "коммунизм" Пол-Пота вспомните, с которым потом вьетнамцы разобрались.
    3. 0
      29 ноября 2023
      Цитата: Юрась_Беларусь
      Да что ж такое? Мы тут денацификацию требуем и рядом печатаем панегирики фашистам, хоть и не из Германии. И не надо сказок про хорошего вождя-каудильо: не националист, а ксенофоб; не традиционалист и консерватор, а реакционер-трайбалист и антикоммунист.

      Ну так фашизм с нацизмом (ежели не брать откровенно шизоидное определение Димитрова) разные вещи. Фашисты ближе к имперцам старого розлива (пофиг на твою национальность, только будь верен стране), а вот нацисты - это крайние националисты. В том же втором рейхе вполне нормально жили евреи, а вот в третьем Рейхе они были людьми второго сорта. Разница этих двух подходов очевидна.
      1. 0
        2 декабря 2023
        А у вас какое определение фашизма?
      2. 0
        7 января 2024
        Вы уже внутри себя оправдали фашизм? Или только делаете робкие попытки? :)
    4. 0
      7 января 2024
      Оправдывают фашиста Франко. Верной дорогой к русскому фашизму...
      1. 0
        7 января 2024
        Цитата: cast iron
        Оправдывают фашиста Франко. Верной дорогой к русскому фашизму...

        А против любой диктатуры. Однако коммунистическая диктатура гораздо гораздо хуже.
  11. +4
    29 ноября 2023
    Реакционер, антикоммунист, диктатор, враг трудового народа.
    1. 0
      7 января 2024
      Он фашист. Главное, почему его не уничтожили, что он не примкнул к Гитлеру. Именно поэтому его не сместили "союзники". Условно мягкий и послушный фашистский режим в Европе американцам был выгоден.
      1. 0
        7 января 2024
        Цитата: cast iron
        Он фашист. Главное, почему его не уничтожили, что он не примкнул к Гитлеру. Именно поэтому его не сместили "союзники". Условно мягкий и послушный фашистский режим в Европе американцам был выгоден.

        Ну так война то была против Оси а не против фашизма. В конце концов среди войск Атлантической хартии были откровенные фашисты, кои проливали кровь освобождая Европу от оккупации Осью.
  12. 0
    29 ноября 2023
    Режим Франко был мягким фашистским режимом.
    Наглядной пример фашизма, вынужденного обходится без внешней экспансии, в отличие от Германии и Италии.

    Он несет определенный позитивный момент - показывает, что возможна и постепенная плавная трансформация фашистского авторитарного государства в демократическое. Без поражений в войне, внешних оккупаций, революций и гражданских войн.

    Это внушает надежду.
  13. 0
    29 ноября 2023
    Старая добрая католическая Европа - это средневековье, пересекающиеся юрисдикции и "вассал моего вассала не мой вассал". Никаких государств в современном понимании тогда просто не было. Поэтому этатист-консерватор, как бы его не называли, это фальшивка уровня матрёшек и балалаек. Современное государство - это такой же продукт нового времени, как и то, против чего эти "консерваторы" выступают.
  14. 0
    2 декабря 2023
    [/quote]По своим политическим принципам он был монархистом, именно поэтому он не поддался искушению фашизмом.[quote]
    шедеврально!
  15. 0
    7 января 2024
    Дожили. Уже на ВО оправдывают и хвалят фашиста Франко

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»