Королевский калибр

Королевский калибр

Послеобеденный отдых американских солдат на острове Кагосима 7 апреля 1945 года прервал чудовищной силы взрыв. На горизонте в небо на высоту 6 км поднимался столб дыма, по виду напоминавший ядерный гриб. Это нашел свою кончину самый мощный за всю историю человечества линкор – японский «Ямато», вооруженный девятью орудиями фантастического калибра – 460 мм.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов – ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов – больше нигде в мире дредноутов не строили.

Королевский калибр
Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машины и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.


Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь – это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, – вспоминал в мемуарах Черчилль, – и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».

И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг – в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне – 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 – феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением.

Королевский калибр
Для съемок японского фильма «Ямамото для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263, ширина – 40 м)

Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно – «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31–32 узла, были заложены в марте–июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» – двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.

Королевский калибр


Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США – с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость – 21 узел, а вооружение – десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.

24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из трех таких кораблей вошла в строй в 1917–1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913–1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Королевский калибр


Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» – на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» – на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками.

Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

Королевский калибр
Торжественная встреча: Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции – в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания – 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии – 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.

Королевский калибр
Ирония судьбы: 460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у филиппинского острова Самар

Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны – Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» – «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», – закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной – в боевых действиях приняли участие только два японца – «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора – американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное оружие.
Автор: Александр Широкорад
Первоисточник: http://www.popmech.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 40
  1. Тихий 9 февраля 2013 08:10
    9 февраля 1904 года произошёл бой русского крейсера «Варяг» с 14 японскими кораблями.


    Тихий
    1. Сахалинец 9 февраля 2013 08:36
      и канонерской лодки "Кореец"
      1. cth;fyn 9 февраля 2013 11:41
        "Кореец"
        Странное имя для русского корабля, но тем не менее кореец сражался до полного израсходования БК, Как говориться Слава русским морякам!
        1. Per se. 9 февраля 2013 14:27
          Цитата: cth;fyn
          "Кореец"
          Странное имя для русского корабля,
          Ну, не более "странное", чем "Варяг" (варягами в древней Руси называли выходцев из Скандинавии, воинов-разбойников, переносно, - пришлые люди, иноземные). Три брата, - Рюрик, Трувор и Синеус, что стали русскими князьями, тоже из варяг ("Рюрик" русский броненосный крейсер, героически погибший в неравном бою с японскими крейсерами, а "Трувор" и "Синеус" катера-миноноски на борту "Рюрика").
          1. Йошкин Кот 9 февраля 2013 15:18
            варяг это не этнос, а образ жизни, торгово-военный класс
            Йошкин Кот
            1. Per se. 9 февраля 2013 21:30
              Цитата: Йошкин Кот
              варяг это не этнос, а образ жизни, торгово-военный класс
              Нет желания спорить, упираться в наличие или отсутствие этноса, есть море литературы, - варяги (от скандинавского vaeringjar), в русских источниках - скандинавы, легендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и другие), наёмные дружинники русских князей в X - XI вв и купцы, торговавшие на пути "из варяг в греки". Балтийское море тогда называли Варяжским, а Черное Русским. Лично для меня это интересно, главным образом, в связи с названием кораблей, и тем, что Синеус, брат Рюрика, княжил в моем родном городе.
              1. Александр Петрович 10 февраля 2013 12:37
                Насчет варягов это очень спорный вопрос, так как есть версия что слово варяг произошло от русского слова - варить, те кто варили соль. Задорнов об этом рассказывает и между прочим очень наглядно объясняет, что варяги были славянами и никак не скандинавами.
                1. moritz 10 февраля 2013 18:52
                  Цитата: Александр Петрович
                  Задорнов об этом рассказывает и между прочим очень наглядно объясняет, что варяги были славянами и никак не скандинавами.

                  авторитетный историк-сатирик
                  moritz
          2. imperiolist 9 февраля 2013 20:30
            "большинство «норманнов» представляли славянские воины из племён вендов-варягов, наших пращуров, давших нам первую известную общерусскую княжескую династию"
            imperiolist
        2. 755962 9 февраля 2013 14:31
          Цитата: cth;fyn
          но тем не менее кореец сражался до полного израсходования БК

          И что примечательно, "Бисмарк" ушёл на дно с пустыми погребами!!!После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».
          755962
          1. Per se. 9 февраля 2013 15:11
            Цитата: 755962
            И что примечательно, "Бисмарк" ушёл на дно с пустыми погребами!!!
            Справедливости ради, нужно сказать, что "Бисмарк" и не был фактически потоплен в бою, а был затоплен своим экипажем, израсходовав весь боезапас. Линкор до сих пор покоиться на дне Атлантики, лёжа на дне ровным килем.
            1. Волосатый сибиряк 9 февраля 2013 17:10
              Походу все смотрели сегодня по "Росия 24" передачу про подвиг " Варяга" и "Корейца". Вот это фильм!
              Парни если, кто не смотрел, обязательно посмотрите - обалденный документальный фильм!
              1. Александр Петрович 10 февраля 2013 12:42
                Вы лучше книгу почитайте - Порт Артур, называется, там для Варяга отдельную часть написали. Воистину героический бой. Честно говоря, не смог всю прочитать, так как тяжело стало читать про то как наших бьют японцы.
              2. KrSk 10 февраля 2013 15:59
                Я его чуть ранее по" России 1" смотрел и ещё раз сегодня по "24" я вообще думаю такое чаще показывать.
              3. Басарев 11 ноября 2013 21:09
                Только кораблики не тру-русские - Варяга строили на верфи фирм Крамп в Филадельфии, а Корейца - вообще непонятно где.
          2. Басарев 11 ноября 2013 21:08
            А гордость бриттов Худ потонул из-за взрыва погребов БК.До сих пор в тех погребах полно неразорвавшихся снарядов.
    2. murriou 21 марта 2016 00:25
      Это вы японские шлюпки посчитали, или что? winked

      Смотрим список: 2 броненосных крейсера, из которых один - легкий "Чиодо", 4 бронепалубных, 3 миноносца. Всего, даже считая миноносцы - 9, а вовсе не 14.
      Из этих 9 только один мощнее "Варяга" - это "Асама", остальные всерьез уступают "Варягу" по всем статьям. Да, вместе - сила большая, но не настолько, как пытаются врать патридиотЪы.
  2. Strashila 9 февраля 2013 09:28
    В далеком уже августе 1942 на острове Диксон Красноярского края наваляли карманному линкору "Адмирал Шеер".
  3. cth;fyn 9 февраля 2013 11:37
    Дредноут (англ.) - бесстрашный.
    Сверх дредноут - сверх бесстрашный каламбур однако.
    Дредноутом был назван первый английский линкор, и называть так все линкоры глупо.
    7 апреля 1945 года больше нигде в мире дредноутов не строили.

    навряд ли после 45 года не строили линейных кораблей. тем более что после войны практически сразу началась гонка вооружений и холодная война.
    1. Iraclius 9 февраля 2013 11:48
      Не строили - в 1946 разобран на стапеле суперлинкор Монтана - продолжение линейки Айов (заказ аннулирован в 1943 г.).
      В СССР линкоры Советский Союз так и остались на бумаге.
      Остались британский Вэнгард (в 1956 г. выведен в резерв, в 1960 г. разобран на металл) и американские Айовы.

      ***
      Линкор Парижская коммуна после модернизации. Ну не красавец ли?
      1. cth;fyn 9 февраля 2013 12:46
        Но тем не менее автор сам намекает что строились:
        артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года

        Тем более что на вооружении США стоят линкоры.
  4. Iraclius 9 февраля 2013 12:10
    Да, забыл! С праздником славы Русского оружия, товарищи!
    Слава непобедимому крейсеру Варяг и канонерской лодке Кореец! Слава героям-русским морякам!



    ...
    Наверх вы, товарищи! Все по местам!
    Последний парад наступает.
    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
    Пощады никто не желает.

    Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимают.
    Готовтися к бою! Орудия в ряд
    На солнце зловеще сверкают.

    Свистит, и гремит, и грохочет кругом,
    Гром пушек, шипенье снарядов.
    И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
    Подобен кромешному аду.

    В предсмертных мученьях трепещут тела…
    Гром пушек, и дым, и стенанья…
    И судно охвачено морем огня…
    Настала минута прощанья.

    Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
    Кипящее море под нами!
    Не думали мы ещё с вами вчера,
    Что нынче умрём под волнами.

    Не скажет ни камень, ни крест, где легли
    Во славу мы русского флага.
    Лишь волны морские прославят в века
    Геройскую гибель «Варяга».

    soldier soldier soldier
    1. Лопатов 9 февраля 2013 12:15
      Вы в курсе, что слова этой песни- перевод с немецкого?
    2. Йошкин Кот 9 февраля 2013 15:20
      Наверх вы, товарищи! Все по местам!
      Последний парад наступает.
      Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
      Пощады никто не желает.

      Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
      Наверх якоря поднимают.
      Готовтися к бою! Орудия в ряд
      На солнце зловеще сверкают.

      Свистит, и гремит, и грохочет кругом,
      Гром пушек, шипенье снарядов.
      И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
      Подобен кромешному аду.

      В предсмертных мученьях трепещут тела…
      Гром пушек, и дым, и стенанья…
      И судно охвачено морем огня…
      Настала минута прощанья.

      Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
      Кипящее море под нами!
      Не думали мы ещё с вами вчера,
      Что нынче умрём под волнами.

      Не скажет ни камень, ни крест, где легли
      Во славу мы русского флага.
      Лишь волны морские прославят в века
      Геройскую гибель «Варяга».

      и добавить не чего
      Йошкин Кот
  5. Iraclius 9 февраля 2013 12:17
    Да, в курсе. А что?
    1. Лопатов 9 февраля 2013 12:21
      Я к тому, что произошедшее даже австрийца проняло.
      1. Iraclius 9 февраля 2013 12:29
        Проняло не только австрийцев, но и самих японцев!
        ...бой при Чемульпо произошел на виду французских, британских, итальянских и американских моряков. Их мнение стало достоянием, как говорится, всей Европы. Для них русские бесспорно являлись героями. Восторгались противником (да-да: восторгались!) и враги. Японский император наградил командира русской эскадры В.Ф. Руднева орденом «Золотого Сокола». За героизм, мужество и за пример для подражания — так должны сражаться и японские воины!

        Подвиг русских моряков стал активно популяризоваться и воспеваться милитаристскими кругами в разных странах, в том числе и в Германии: вот так мы будем воевать — равняйтесь на «Варяг»! Тем более, что незадолго до начала русско-японской войны крейсер почтил своим присутствием Вильгельм II, Германский император и Прусский король.
  6. SlavaP 9 февраля 2013 15:36
    Слава героям Варяга и Корейца!
    Памятник Варягу у местечка Лендалфут в Шотландии .
  7. Чёный 9 февраля 2013 15:54
    История дредноутов трагична. Исполины, титаны, вот уже почти сто лет играют по сути единственную роль- роль домоклового меча. Рожденные побеждать- умирали, и редко кому посчастливилось в бою.
  8. вася 9 февраля 2013 16:18
    Хрущев - плохой. В наличии: броневой корпус не пробиваемый западными ракетами, современные средства ПВО, экономичные двигательные установки (реакторы), ракетно -артелирийское ВТО, средства обнаружения и РЭБ Неужели, непробиваемый современными западными ракетами, корпус нельзя оснастить всем необходимым для уничтожения АУГ?
  9. Kars 9 февраля 2013 16:26
    Корея,Вьетнам,Ливан,Ирак еще получили подарки калибром 406 мм.

    На советских линкорах крест поставил взрыв ЛК Новоросийск.
    1. redwolf_13 9 февраля 2013 16:54
      На советских линкорах крест поставил Хрущев. Нему не нужен был океанский флот.
      redwolf_13
      1. Per se. 9 февраля 2013 19:10
        Цитата: redwolf_13
        На советских линкорах крест поставил Хрущев. Нему не нужен был океанский флот.
        Если бы этот крест на достроенных линкорах типа "Советский Союз" поставил Горбачев (как и на самой стране) или те, кто угробил почти весь советский флот, распродав корабли за копейки, было бы еще обиднее.
        1. Сахалинец 10 февраля 2013 16:24
          Закладка и начало строительства линкоров типа "Советский Союз" было по большому счету ошибкой. При всем моем уважении к И.В.Сталину и его любви к океанскому флоту СССР в конце 30-х был не готов к созданию 4-х таких кораблей слишком дорого было строительство этих исполином и слишком много ресурсов отнимала эта стройка.
  10. Крэнг 9 февраля 2013 18:16
    В бою у острова Самар в Филипинском море линкор "Ямато" ни в кого не попал. Это ошибка. Японцам вообще не повезло в том решающем сражении на Филипинах. Так же как и в битве у аттола Мидуэй впрочем. Снарядами, которые пробили насквозь и потопили американский экскортный авианосец "Гамбиер-Бей", а так же несколько других кораблей, были 356мм снарядами линкора "Конго" который вместе с "Ямато" входил в 1-е диверсионное соединение японского флота.
    Крэнг
    1. Сахалинец 10 февраля 2013 05:09
      Цитата: Крэнг
      В бою у острова Самар в Филипинском море линкор "Ямато" ни в кого не попал. Это ошибка. Японцам вообще не повезло в том решающем сражении на Филипинах.


      Это называется фортуна повернулась к ним грязными полупопиями, но в в плане исторической справедливости это более чем заслуженно. Так сказать фортуна забрала должек за лакишоты русско-японской войны.
  11. GaD 9 февраля 2013 19:51
    В строю остался только один супер "Айова", а Остальная тройка теперь музеи-мемориалы (Миссури, Висконсин, Нью-Джерси).
    Во вторую мировую войну суперлинкоры применялись очень активно. Вся серия "Куин Элизабет" и "Роял Соверен" участвовала в боях+ парочка "Роднеев"+ 3 линейных крейсера+ 5 "Кингов", и это только у Англичан. Американские "Техас" и "Нью-Йорк" с честью прошли эту войну, хотя были наверно самыми старыми суперлинкорами. И у японцев в боях участвовали не только "Ямато", но и также линкоры и линейные крейсера Первой мировой войны, и более того им даже удалось пострелять в американские линкоры (Саут Дакота и Вашингтон). Статья не очень удачная, Олег Капцов пишет гораздо интереснее и информативнее.
    GaD
    1. Басарев 11 ноября 2013 21:22
      Ещё у японцев были линейные носцы
  12. ruton 9 февраля 2013 20:09
    Так Айова исключён из списков плавсредств 9 июня 2012 года. С 7 июля того же года открыт для доступа в качестве корабля-музея.
  13. AlexMH 9 февраля 2013 22:00
    Хотя роль линкоров во Второй мировой войне кажется незначительной по сравнению с авианосцами, но это не совсем так. Линкоры придавали боевую устойчивость авианосным соединениям, обстреливали береговые укрепления, активно сражались в Тихом океане. Но главное, они самим своим существованием держали в готовности силы противника, которые могли быть использованы в других местах. Особенно нагляден пример "Тирпица", который три года караулила половина английского флота. Когда одного пилота пикировщика спросили, "Как вы опишете, что это такое - атаковать линкор?", он ответил "Представьте, что вы заглядываете в жерло доменной печи". Что касается собственно "Ямато" (а он заслуживает большего, чем эта статья), то про него (точнее, про историю его гибели) есть очень красивый японский одноименный фильм.
    AlexMH
  14. saf34tewsdg 10 февраля 2013 12:18
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете 4url.ru/14574 Очень удивилась и испугалась,
    мои переписки, адреса, телефоны, даже нашло мое обнаженное фото, даже не представляю от куда. Радует только то, что данные можно удалить из сайта, конечно же, воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    saf34tewsdg
  15. rezident 10 февраля 2013 19:32
    Грозные утюги.
    rezident
  16. voronov 10 февраля 2013 23:06
    Корабли этогог типа себя не оправдали
  17. Prometey 11 февраля 2013 08:28
    Нужно быть справедливым - во время войны на Тихом океане, японцы как огня боялись американских линкоров, поэтому "Ямато" так и остался самым бесполезным кораблем в истории войн. После битвы у Мидуэя, японцы уже не решались вступать в бой с американцами, не имея значительного перевеса в силах (что по сути им уже было недоступно).
    1. Крэнг 18 февраля 2013 21:36
      Вот это прикол! Даже прям как огня да? И по этому "Ямато" боялись выпускать в море? После Перл-Харбора американский линейный флот на Тихом океане практически перестал существовать. Япония же располагала мощнейшим линейным флотом. Что касается "Ямато" - то этот гигантский линкор справедливо считается крупнейшим и мощнейшим кораблем этого класса в мире. Один на один в чистом море "Ямато" как и его систершип "Мусаси" мог одолеть любой другой боевой корабль того времени. Не исключая и широко разрекламированную американцами "Айову". А то что на протяжении почти всей войны активное участие в боевых действиях со стороны Японии принимали лишь линкоры устаревших проектов, не что иное как элементарная боязнь потерять на мелочи такие мощные и дорогие игрушки как линейные корабли 2-й мировой войны. Япония вполне отдавала себе отчет в том, что в отличии от США в случае потери "Ямато" или "Мусаси", возместить его будет нечем. Построить и спустить на воду еще один такой линкор в условиях войны промышленность Японии была не в состоянии. Вот и берегли японцы свой "Хасирский флот" до последнего, сделав его козырной картой на случай отступления под натиском США. Козырной картой, которую они, к сожалению, так и не смогли разыграть.
      Крэнг
      1. Басарев 11 ноября 2013 21:24
        И очень жаль не смогли разыграть.Я был бы очень рад видеть, как американские картонные носцы ловят 460-мм подарки Мусаси
  18. Альф 11 февраля 2013 18:09
    Цитата: Йошкин Кот
    Наверх вы, товарищи! Все по местам!
    Последний парад наступает.
    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
    Пощады никто не желает.

    Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимают.
    Готовтися к бою! Орудия в ряд
    На солнце зловеще сверкают.

    Свистит, и гремит, и грохочет кругом,
    Гром пушек, шипенье снарядов.
    И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
    Подобен кромешному аду.

    В предсмертных мученьях трепещут тела…
    Гром пушек, и дым, и стенанья…
    И судно охвачено морем огня…
    Настала минута прощанья.

    Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
    Кипящее море под нами!
    Не думали мы ещё с вами вчера,
    Что нынче умрём под волнами.

    Не скажет ни камень, ни крест, где легли
    Во славу мы русского флага.
    Лишь волны морские прославят в века
    Геройскую гибель «Варяга».

    и добавить не чего

    Есть чего.

    Из пристани верной мы в битву идем,
    Навстречу грозящей нам смерти,
    За родину в море открытом умрем,
    Где ждут желтолицые черти !

    Этот куплет почему-то постоянно пропускают, видимо, чтобы не злить наших японо-китайских "друзей".
  19. Хантер 2-1 12 февраля 2013 20:28
    Не оружие ,а фантастика. Таким оружием можно царить над морями.
    Хантер 2-1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня