«Кинжал», который лишил Украину покоя

28
«Кинжал», который лишил Украину покоя


Фактор «Кинжала»


Исходя из материалов, имеющихся в открытом доступе, одной из видимых проблем, возникших у Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) в рамках проведения специальной военной операции (СВО), является гарантированное поражение подвижных целей, расположенных в глубине территории Украины. Несмотря на то, что вся территория Украины простреливается российским высокоточным оружием (ВТО) большой дальности, существует ряд факторов, позволяющих противнику избегать поражения подвижных объектов, например таких, как боевые самолёты и вертолёты.



В первую очередь это происходит из-за того, что страны Запада обеспечивают всестороннюю информационную поддержку вооружённых сил Украины (ВСУ), в рамках которой ВСУ заблаговременно получают информацию о взлёте российских самолётов – носителей высокоточного оружия, а также о запуске крылатых ракет (КР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе большой дальности. Подлётное время у КР и БПЛА-камикадзе достаточно велико, благодаря чему противнику успевает поднять в воздух или перебазировать свои самолёты и вертолёты, а также иные подвижные объекты, которые могут быть целью атаки.

Вторым предполагаемым фактором являются большие «окна» в спутниковой разведке, не позволяющие оперативно выявлять изменение местоположения атакуемых подвижных объектов противника.

Кроме того, даже если бы факт изменения местоположения целей был бы установлен, существенная часть российского ВТО большой дальности не обладает возможностью перенацеливания в полёте уже после запуска с носителя, хотя, по некоторым неподтверждённым сведениям, такая возможность может иметься у модифицированных КР Х-101.


По некоторым сведениями, модифицированные ракеты Х-101 могут быть перенацелены в полёте, однако эта информация не подтверждена, возможно, что имеется в виду возможность перенацеливания этих ракет в полёте на носителе, а не в полёте уже после запуска

Единственным оружием, уклониться от которого противнику крайне затруднительно, являются гиперзвуковые аэробаллистические ракеты комплекса «Кинжал». Из-за этого всё то время, которое в воздухе находятся носители ракет комплекса «Кинжал», подразделения ВСУ, промышленность и органы власти Украины находятся в состоянии повышенной готовности к нанесению удара, что явно не лучшим образом сказывается на их боеготовности и работоспособности.

Ситуация является настолько тревожной, что президент Зеленский на специальном совещании призвал ВСУ незамедлительно решить эту проблему путём уничтожения носителей «Кинжалов» – самолётов МиГ-31К. По неподтверждённым данным из украинских источников, для запуска ракет комплекса «Кинжал» было модернизировано двенадцать самолётов МиГ-31К, из которых к настоящему моменту осталось девять – два МиГ-31К разбилось, а один списан из-за пожара двигателей.

Кстати, слова президента Украины Зеленского о необходимости ликвидации угрозы, исходящей от «Кинжалов», косвенно подтверждают версию о том, что сбить ракету комплекса «Кинжал» с помощью ЗРК Patriot ВСУ не удалось, что, впрочем, не говорит нам о том, что не надо проводить мероприятия по повышению защищённости ракет комплекса «Кинжал» от перехвата.

Охота на МиГ


Потенциально у ВСУ имеется два способа вдарить по «Кинжалам».

Первый способ – это «подкараулить» самолёты МиГ-31К у своих границ и нанести удар с помощью максимально дальнобойных зенитных управляемых ракет (ЗУР) из состава ЗРК MIM-104 Patriot – однажды ВСУ такой фокус уже удался.

Максимальная дальность ЗУР ЗРК Patriot составляет порядка 80–100 километров, то есть для парирования этой угрозы самолётам МиГ-31К просто не надо приближаться к границе Украины менее, чем на 100 километров.

Кроме того, так получится сбить максимум один самолёт МиГ-31К, зато сам ЗРК Patriot в процессе охоты вполне может стать лакомой целью для Военно-воздушных сил (ВВС) РФ.


ЗРК MIM-104 Patriot представляют ограниченную угрозу для самолётов МиГ-31К

Второй способ – нанести массированный удар крылатыми ракетами Storm Shadow/SCALP-EG по аэродромам базирования МиГ-31К.

Это вполне реально при условии, что информацию о местоположении МиГ-31К и маршруты прохода КР в обход российских средств ПВО Украине выдадут страны НАТО (а они это сделают).

Кроме того, для перегрузки российских средств противовоздушной обороны (ПВО) ВСУ могут использовать БПЛА-камикадзе. Разумеется, всё это возможно при условии, что МиГ-31К базируются в радиусе досягаемости вышеуказанных КР Storm Shadow/SCALP-EG. Потенциально для увеличения радиуса досягаемости украинские боевые самолёты, несущие КР Storm Shadow/SCALP-EG, могут зайти в воздушное пространство России, однако в этом случае существуют высокие риски того, что они будут уничтожены российским средствами ПВО ещё до запуска своих КР.

Что касается украинских БПЛА-камикадзе, то их дальность явно выше, чем у КР Storm Shadow/SCALP-EG (украинские БПЛА долетали даже до Москвы), однако они являются куда более простой целью для средств ПВО, в том числе обладают низкой устойчивостью к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Защитой от КР Storm Shadow/SCALP-EG является базирование самолётов МиГ-31К на аэродромах, располагающихся на расстоянии свыше 300–500 километров от границы Украины. От атак БПЛА-камикадзе указанные аэродромы, скорее всего, прикрыты средствами ПВО.

Помимо того, не стоит забывать о необходимости строительства укрытий для авиационной техники, к сожалению, почему-то у нас этому вопросу не уделяется должного внимания.

В наихудшем варианте США поставят Украине КР JASSM-ER с дальностью стрельбы порядка тысячи километров, о возможности чего мы ранее говорили в материале От Storm Shadow к JASSM-ER: красные линии, за которыми закончится безопасность российской инфраструктуры и авиации на аэродромах.

В том случае, если США поставят Украине достаточное количество КР JASSM-ER, а возможно, что и носителей для них, то защититься нам будет достаточно сложно.

В целом об этой проблематике мы говорили в материале Укрыться, уклониться, защититься: обеспечение выживания боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия, но все эти меры требуют времени, и неясно, реализованы ли на текущий момент или хотя бы планируются к реализации хоть какие-то из них.


КР JASSM-ER представляют значительную угрозу даже для объектов, расположенных в глубине территории России

Проблема в том, что чем дальше МиГ-31К будут находиться от точки запуска ракет комплекса «Кинжал», тем меньше времени у них останется на патрулирование в заданном районе, а это как раз то, что и нужно Украине.

Исходя из открытых данных, истребитель-перехватчик МиГ-31 может находиться в воздухе порядка трёх-четырёх часов – это без учёта возможности дозаправки в воздухе, можно предположить, что у МиГ-31К с тяжёлой ракетой на борту это время будет составлять не более трёх часов. Даже три часа – это не так уж и много, а если МиГ-31К будет тратить время ещё и на полёт туда и обратно, то время патрулирования может сократиться до двух часов, а то и менее.

В результате потребуется постоянно гонять боевые машины туда-сюда, поднимать их в воздух, а затем сажать на аэродром, между прочим, в том случае, если ракета комплекса «Кинжал» не запущена, то постоянные взлёты и посадки ей на пользу явно не пойдут.

Впрочем, предположительно, нести ракеты комплекса «Кинжал» могут не только самолёты МиГ-31К.

Не МиГом единым...


По открытым данным, это могут делать и доработанные дальние бомбардировщики Ту-22М3М, однако о широком применении этих машин для запуска ракет комплекса «Кинжал» широкой общественности пока ничего не известно, по имеющейся информации, самолёты Ту-22М3 в основном используются для запуска сверхзвуковых аэробаллистических ракет Х-22 и Х-32.

В том случае, если бы Ту-22М3М действительно могли бы нести и применять ракеты комплекса «Кинжал», то благодаря их совокупному радиусу действия, значительно большему, чем у МиГ-31К, задача по уничтожению носителей «Кинжала» на аэродромах базирования могла бы стать для ВСУ практически невыполнимой.


В открытых источниках полно фотографий Ту-22М3 с аэробаллистическими ракетами Х-22/Х-32, но вот фотоизображение Ту-22М3М с ракетой комплекса «Кинжал» автору найти не удалось

Вообще, информации о применении дальних бомбардировщиков Ту-22М3/Ту-22М3М в зоне СВО крайне мало, кроме нанесения ударов ракетами Х-22 и Х-23 вроде бы они применялись для сброса свободнопадающих авиабомб повышенного могущества на завод «Азовсталь» в Мариуполе.

Ещё одним потенциальным носителем ракет комплекса «Кинжал» считаются фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34, по крайней мере, в прессе появилась информация о том, что в начале сентября 2023 года запуск ракеты комплекса «Кинжал» был произведён с самолёта Су-34, однако подтверждений этому пока нет, возможно, были произведены испытания какой-либо другой ракеты.

К тому же радиус действия Су-34 сравним с таковым у МиГ-31К, то есть если мы начнём применять ракеты комплекса «Кинжал» с Су-34, то ВСУ начнут усиленно охотиться и за этими самолётами. Преимуществом здесь является только то, что Су-34 у нас гораздо больше, определить какой из самолётов взлетел с «Кинжалом», а какой с фугасными авиабомбами, не всегда будет возможно, кроме того, все российские Су-34 ВСУ ну уж никак не уничтожить.


Су-34 с подвешенной крупногабаритной ракетой неустановленного типа – но это точно не ракета комплекса «Кинжал»

То же самое относится и к самолётам пятого поколения Су-57 – пока никаких достоверных сведений о возможности применения ими ракет комплекса «Кинжал» нет, да и смысла в этом никакого, поскольку Су-57 у нас крайне мало, и для них найдутся задачи поинтереснее, нежели «Кинжалы» таскать.

В общем, ситуация с заменой МиГ-31К неоднозначная – вроде как альтернативные носители ракет комплекса «Кинжал» у нас имеются, но об их готовности к реальному применению в зоне СВО достоверно ничего не известно.

Какие ещё могут быть варианты?

Стратегический, сверхзвуковой...


В феврале 2019 года автором была опубликована статья Гиперзвуковой «Кинжал» на Ту-160. Реальность или вымысел, в которой рассматривались преимущества использования в качестве носителей ракет комплекса «Кинжал» стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М.

Позднее, в феврале 2020 года, источник агентства ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщил о том, что до конца 2020 года должна быть проведена проработка проекта по оснащению бомбардировщиков Ту-160 гиперзвуковыми ракетами комплекса «Кинжал», однако на текущий момент о проведении таких работ достоверно ничего не известно.

Исходя из открытых данных, грузовые отсеки Ту-160 могут вместить до четырёх ракет комплекса «Кинжал» каждый, то есть их суммарный боекомплект может составить восемь ракет. При этом может потребоваться замена существующей барабанной пусковой установки МКУ-6-5У.

Совокупный радиус поражения бомбардировщика Ту-160 и гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал» составит порядка 3 000–7 500 километров, в зависимости от скоростного и высотного профиля полёта носителя. При таком радиусе поражения Ту-160М могут базироваться вне зоны досягаемости любых вооружений, которые могут появиться у Украины.


При полёте Ту-160М с крейсерской скоростью 1,5М суммарный радиус поражения ракетой комплекса «Кинжал» составит порядка 3 000–3 500 километров


При полёте на дозвуковой скорости на большой высоте радиус поражения ракетой комплекса «Кинжал» составит порядка 7 000–7 500 километров

Базируясь на максимальном удалении от средств поражения противника, стратегические сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М, оснащённые ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал», смогут работать не только по всей территории Украины, но и максимально оперативно поражать цели на всём континенте и за его пределами, в том числе действовать в интересах всех четырёх флотов и Каспийской флотилии ВМФ РФ.

Если же вернуться к вопросу проведения Российской специальной военной операции на Украине, то бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М, оснащённые ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал», обеспечат ВС РФ несколько весомых преимуществ.

Во-первых, благодаря большой дальности полёта, самолёты Ту-160М могут осуществлять длительные дежурства в воздухе, обеспечивая противнику постоянное состояние стресса от ожидания неотвратимого удара гиперзвуковыми ракетами. Учитывая то, что ракеты будут располагаться во внутренних отсеках Ту-160М, противник никоим образом не сможет понять, готовятся ли они к нанесению ударов ракетами комплекса «Кинжал», крылатыми ракетами или иным вооружением (или же в отсеках вооружения вообще ничего нет).


Противник до последнего момента не будет понимать, каким оружием Ту-160М нанесут удар

Во-вторых, в случае, если потребуется оперативно нанести массированный удар, например, по выявленным на территории противника поставленным США истребителям F-16C, то это может быть сделано путём совместного применения стратегических бомбардировщиков Т-160М с ракетами гиперзвукового комплекса «Кинжал» и дальних бомбардировщиков Ту-22М3 с ракетами Х-22/Х-32 с кассетной боевой частью. В этом случае шансов уклониться и уцелеть у противника практически не останется.

Выводы


В процессе проведения Российской специальной военной операции на Украине наглядно становится видно, какие образцы вооружений эффективны и представляют угрозу для противника, а какие нет. Гиперзвуковой комплекс «Кинжал», судя по всему, произвёл на противника сильное впечатление, вплоть до того, что президент Украины отдал приказ начать охоту за носителями этого комплекса.

Необходимо принять жесткие меры, как по сохранению имеющегося потенциала для нанесения ударов ракетами комплекса «Кинжал», так и рассмотреть возможность значительного повышения эффективности нанесения таких ударов за счёт размещения комплекса «Кинжал» на стратегических сверхзвуковых бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160М.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 ноября 2023 05:22
    Гиперзвуковой комплекс «Кинжал», судя по всему, произвёл на противника сильное впечатление, вплоть до того, что президент Украины отдал приказ начать охоту за носителями этого комплекса.

    Наверное, он просто не читает сводки украинской ПВО, с лёгкостью необыкновенной сбивающей "Кинжалы".
    Кличко подтвердит.
  2. KCA
    +3
    28 ноября 2023 05:26
    Разве на ПКР Х-22 и Х-32 устанавливают кассетные БЧ? Смысл? Или специально для СВО разработали? Но слишком быстро, за это время только кошки родить успели-бы, фугасная БЧ или спецбоеприпас, вот и весь выбор
  3. -3
    28 ноября 2023 05:37
    Можно отдать приказы насчёт чего угодно. Пока 404 не может ничего противопоставить даже "крылатому чугунию" который сбрасывается чуть ли не из серых зон. Так что влажные мечты о сбитии МиГов так и останутся мечтами. Единственная опасность это всякие предатели. (Потому нужно пересмотреть законодательство введя понятие не пожизненное заключение а пожизненная каторга. То есть работа на севере в плохих условиях пока предатель не сдохнет. Например в строительстве дорог или заготовке леса)
  4. +13
    28 ноября 2023 05:51
    "Охота" на МиГ-31 расписана почти так же интересно, как у Яна Флемминга. fellow
    В общем очередная "митрофановщина".
    1. 0
      28 ноября 2023 07:54
      Это ещё не все активисты высказались!
  5. 0
    28 ноября 2023 06:15
    президент Украины отдал приказ начать охоту за носителями этого комплекса
    Одно дело отдать приказ даже не вникая в суть своих возможностей (сил и средств), а другое его выполнить. Но по этому поводу голова пускай болит у них и болит правильно.
  6. 0
    28 ноября 2023 06:17
    Ракеты типа Кинжал или Х-32- это штучный товар.
    Производство одного экземпляра суть процесс длительный, трудоемкий и весьма дорогой.
    И кто бы что ни говорил, такие ракеты не подходят под определение Н.Хрущева, что мы мол делем их, как пирожки печем.
    Соответсвенно, цели для удара таким оружием должны соответствовать его дороговизне.
    И если сам факт взлета потенциального носителя такого ружия будет напрягать противника, оттягивая на себя внимание разведки и ПВО, то это даже лучше, чем само применение ракет. При организации ударов по объектам противника напрашивается комплексное применение сил и средств для распыления его внимания и возможностей.
    Отсюда вывод: нам весьма выгоден "холостой пробег" носителей ракет. Пусть "они" не спят и трепещут.
    1. -1
      28 ноября 2023 15:51
      Цитата: U-58
      Н.Хрущева, что мы мол делем их, как пирожки печем.

      Вообще-то, "мы делаем ракеты, как вы сосиски" Это во-первых.

      Цитата: U-58
      Ракеты типа Кинжал или Х-32- это штучный товар.
      Производство одного экземпляра суть процесс длительный, трудоемкий и весьма дорогой.
      И кто бы что ни говорил, такие ракеты не подходят под определение Н.Хрущева

      Это не более, чем ваши фантазии. Понятное дело, что ракета новая, и складского запаса в тысячи штук, как тех же цать летних калибров нет. Но серийное производство- есть серийное, и штучным товаром быть не может.
  7. +8
    28 ноября 2023 06:35
    Гениально. Воарос с наполнением сайта и авторами решен.
    Несколько лет нпзад зазывали :приходите, ждём.пришли ауторы
    1. +6
      28 ноября 2023 09:16
      Цитата: антивирус
      Гениально. Воарос с наполнением сайта и авторами решен.
      Несколько лет нпзад зазывали :приходите, ждём.пришли ауторы

      Адекватные авторы по известным причинам не имеют возможности писать объективные статьи, в итоге на сайте привалирует вот такое.
  8. +2
    28 ноября 2023 07:29
    Аэродромов у нас маловато, рассредотачивать самолёты максимально, тогда и не будет угрозы.
  9. +2
    28 ноября 2023 08:46
    Автор не раскрыл, чем ракета запускаемая с самолёта лучше той же ракеты, запускаемой с наземной установки... Если и думать в направлении применения этих ракет, я бы думал о "гражданском" полуприцепе с контейнером, внутри которого пусковая установка....
    1. -2
      28 ноября 2023 09:35
      Цитата: Владимир80
      чем ракета запускаемая с самолёта лучше той же ракеты, запускаемой с наземной установки...

      mv^2 / 2 wink
    2. +1
      28 ноября 2023 13:47
      Цитата: Владимир80
      Автор не раскрыл, чем ракета запускаемая с самолёта лучше той же ракеты, запускаемой с наземной установки... Если и думать в направлении применения этих ракет, я бы думал о "гражданском" полуприцепе с контейнером, внутри которого пусковая установка....

      Ну вообще тем,что с самолёта проще запускать.Не надо тратить топливо на старт и разгон.Чисто физически скорость самолёта и высота пуска влияет на дальность и скорость полета ракеты
      1. -2
        28 ноября 2023 14:05
        Чисто физически скорость самолёта и высота пуска влияет на дальность

        согласен, а увеличение дальности в случае с окраеной актуально? ради такого поднимать самолеты на мой взгляд не совсем целесообразно (аналогично ради пуска калибров в море выходить кораблям и пл)
        1. 0
          30 ноября 2023 08:23
          Цитата: Владимир80
          Чисто физически скорость самолёта и высота пуска влияет на дальность

          согласен, а увеличение дальности в случае с окраеной актуально? ради такого поднимать самолеты на мой взгляд не совсем целесообразно (аналогично ради пуска калибров в море выходить кораблям и пл)

          Видите ли чтобы запускать Кинжал с земли,придется его немного переделать,например добавить стартовую разгонную ступень.Но тогда Кинжал превратится в Авангард или Циркон.Кстати,прочитал что и Тополь-М разгоняется до 21 мах за 3 минуты
          1. -2
            1 декабря 2023 19:58
            Цитата: Kartograf
            Видите ли чтобы запускать Кинжал с земли,придется его немного переделать,например добавить стартовую разгонную ступень

            Ну, да, ну да
            Отличий м/у 9М723 и 9-С-7760, что хоть диссертацию пиши
            1. 0
              1 декабря 2023 22:10
              Цитата: Diger
              9М723 9-С-7760

              А теперь сравните скорость и дальность полета этих ракет.
              Истребитель МиГ-31, специально модернизированный для запуска этой ракеты, фактически служит её первой ступенью, производя пуск вне плотных слоев атмосферы на высотах от 12 до 15 тыс. метров
              1. -3
                2 декабря 2023 00:03
                Цитата: Kartograf
                А теперь сравните скорость и дальность полета этих ракет.

                Скорость у этих (этой ракеты) одинаковы, это вам расскажет любой, кто физику не прогуливал.
                Дальность ( от аэродрома) будет больше, да.
                Но какой смысл в этой дальности?
                Если пуск МИГ-31 сделает ДО ЛБС, в любом случае.
                Он не войдет в воздушное пространство врага.
                Так я скрыто подтащу пу, отстреляюсь и уеду. И не надо самолеты покрышками обкладывать
                Цитата: Kartograf
                Истребитель МиГ-31, специально модернизированный

                Убили полностью перехватчик, которых нет ни у кого в мире и который давно не производится.
                Цитата: Kartograf
                фактически служит её первой ступенью

                Да, да,да
                У AIM-120, или Р-37 тоже есть такие «первые ступени»
                1. 0
                  1 января 2024 15:20
                  Никто никого не убивал. Из 60 шт 12 модернизировали под эту ракету. Отпадет надобность, будет летать без ракеты, как и раньше, в режиме дальнего перехвата
                  1. 0
                    3 января 2024 13:56
                    А о какой такой странной модификации ведут речь СМИшники? Что за "К"?
  10. +5
    28 ноября 2023 08:56
    Очередная "митрофановщина" wassat Смешались в кучу кони и люди... negative
  11. +3
    28 ноября 2023 10:53
    ИМХО - вешать на стратеги, которых у нас и так по пальцам пересчитать, Кинжалы, если это требует замены ПУ - не стоит. Пусть лучше занимаются своим основным делом - несением стратегических ядерных КР..
    1. 0
      1 декабря 2023 21:12
      Цитата: paul3390
      ИМХО - вешать на стратеги, которых у нас и так по пальцам пересчитать, Кинжалы, если это требует замены ПУ - не стоит

      А на сверхзвуковые перехватчики МИГ-31 ( которых ещё меньше) можно?
      «Переработанный» миг-31 вообще уже больше ничего не сможет ( даже брлс нет)
  12. +2
    28 ноября 2023 11:11
    Давайте установим Кинжал на Ту-160 ! Надо снять барабан ракет? Снимем! А как совместить Лебедя с ноаым оружием ? Ничё , присобачим ! Вспоминается анекдотическая фраза :
    - А как же мы из мышей в ежей превратитимся?
    - Откуда мне знать? Я стратег , а не тактик ...
    Хотя , ради справедливости , надо признать , что идея породнить гиперзвук со стратегами здравая .
    1. -2
      28 ноября 2023 18:00
      Тупая идея, стратеги будут уничтожены на аэродромах, что уже демонстрировалось. Нужны ракеты средней дальности на мобильных пусковых, но дешевле крылатые искандеры.
  13. -4
    28 ноября 2023 13:29
    Думаю, что на современном этапе развития этой технологии гиперзаукоаые ракеты яаляются стратегическим оружием и следовательно должны использоваться стратегическими бомбардировщиками, а не самолётами поля боя и тем более не истребителями-перехватчиками. Для поражения подвижных целей лучше использовать что-то наподобие крылатых ракет с кассетной БЧ и комбинированной ГСН.
  14. -5
    28 ноября 2023 17:00
    Зеленский награждал какого-то пвошника, тот за ночь 11 кинжалов сбил))))