Babcock International против адмиралтейства и дальнейшие проблемы

15
Babcock International против адмиралтейства и дальнейшие проблемы

Вообще, сама по себе программа строительства фрегатов тип 31, началась из-за того, что перспективный фрегат тип 26 получался очень дорогим. А требовалось заменить пятнадцать фрегатов тип 23. Существенно сокращать количество кораблей,
как случилось с эсминцами, когда вместо двенадцати тип 42, смогли построить только шесть тип 45, было непозволительно. Как ни хороши эсминцы типа «D», но они не заменят 12 единиц. Количество надводных кораблей сокращалось до опасного минимума.

Тогда и приняли соломоново решение: часть фрегатов решили заменить более дешевыми, чтобы общее количество кораблей хоть и сократилось, но не намного. Хотя уже тогда кораблестроители говорили, что корабль не намного меньше по размерам, пусть и с более слабым вооружением, не может быть в два раза дешевле.



Интерес Babcock International понятен, заключить контракт, начать строительство, а уже потом, так сказать, в процессе повышать цену. А вот почему на эту авантюру согласилось флотское руководство, непонятно.

В апреле этого года Babcock International инициировало DRP (процесс разрешения спора в досудебном порядке) с Министерством обороны Великобритании, чтобы определить ответственность за увеличение расходов, понесенных по программе фрегатов Type 31, с необходимостью дополнительных средств на сумму до 100 миллионов фунтов стерлингов (125 миллионов долларов США).

«Без возмещения дополнительных затрат контракт будет убыточным, и по нашей предварительной оценке, при условии доработки и аудита, потребуется единовременный резерв в размере от 50 до 100 миллионов фунтов стерлингов для покрытия расходов на срок действия контракта»,

– заявили представители «Бэбкок» в апреле текущего года.

Теперь к первой проблеме плавно добавляется вторая.

Опять-таки, еще на этапе предварительного проектирования кораблестроители говорили, что для корабля водоизмещением почти 6 000 тонн вооружение из 24 ЗУР системы Sea Ceptor как-то маловато. Тем более что дальность стрельбы 25 км по нынешним временам скорее ближнего действия, чем среднего. Появление новой ЗУР с дальностью 40 км не сильно меняет ситуацию.

Сейчас имеется много АСП с дальностью стрельбы более 40 км. Babcock International предлагает заменить Sea Ceptor на американскую УВП Мк. 41, которая позволяет существенно расширить боевые возможности фрегатов тип 31.

Но, во-первых, это существенно удорожает стоимость корабля, во-вторых, это приведет к отказу от европейских систем вооружения и переходу на американские.

Корпус первого фрегата тип 31 «Вентурер» уже почти сформирован, и внести изменения уже вряд ли получится. Но корпус второго «Бульдога» пока состоит только из днищевых секций, можно вносить любые изменения.

По итогу может получиться столь любимая англичанами «серия 2», возможно, количество кораблей в серии тип 26, придется сокращать, поскольку финансовые возможности Англии сейчас далеко не блестящие. Не в последнюю очередь из-за больших расходов на Украину.

Какое будет окончательное решение, можно только догадываться.

Однако на этом проблемы не заканчиваются. Они продолжаются в Австралии.

В свое время злые языки утверждали, что заказ фрегатов типа «Хантер» (доработанный тип 26), произошел не потому, что он был лучший в своем классе и оптимальный для Австралии, а потому что были подковерные договоренности между Лондоном и Канберрой. Теперь по мере того, как реализация программы фрегатов «Хантер» все больше дорожает и все больше сдвигается вправо, возникает все больше вопросов и проблем.

Стоимость программы уже перевалила за 45 млрд австралийских долларов при том, что изначально оценивалась в 35 млрд. Согласно первоначальным планам первый «Хантер» должен был вступить в строй в 2027 году, теперь указывается 2032 год, если не случится еще каких-нибудь форс-мажоров. И это при том, что итало-французские корабли типа Fremm или F-100 испанской Navantia намного более соответствовали требованиям ВМС Австралии. Осенью 2022 года испанская Navantia предложила Канберре приобрести дополнительные эсминцы класса «Хобарт» (в период с 2017 по 2020 годы компания поставила австралийскому флоту три таких корабля).

Поскольку технология производства уже отработана, Navantia готова построить еще три эсминца до конца 2020-х годов, в противолодочном варианте, что могло бы решить проблемы Канберры с поддержанием на должном уровне боеготовности военно-морских сил, пока задерживается производство фрегатов типа «Хантер».

Но опять вмешалась политика.

После заключения договора AUКUS, в основном по МАПЛ, который значительно увеличит (в отдаленной перспективе) противолодочные возможности австралийского ВМФ, потребовались надводные корабли, заточенные под нанесение ракетных ударов по морским и наземным целям, возможности ПЛО для них второстепенные, только в качестве самообороны. Австралийский институт стратегической политики (ASPI) призвал сократить заказ «Хантер» до 6 кораблей, поскольку нынешние планы приведут к «несбалансированному» флоту, ориентированному на противолодочную оборону…

В дополнение к классу «Хобарт» остальные корабли должны быть заменены многоцелевыми фрегатами или эсминцами с большей ракетной мощностью, чтобы удовлетворить требованиям об ударном проецировании силы». Причем программа «Хантер» задерживается не только политическими и экономическими сложностями, но и техническими.

Задержки с началом строительства «Хантеров» в основном связаны с дополнительным весом модульной радиолокационной системы с активной фазовой решеткой Ceafar-2. Ceafar австралийской разработки, значительно превосходящий Artisan RN Type 26, был выбран, поскольку RAN хочет повысить возможности противовоздушной обороны для своих основных кораблей. Дополнительная 18-месячная отсрочка резки стали была согласована всеми сторонами в 2021 году из-за COVID и сложности изменений, касающихся RAN, включая радар и боевую систему.

Чтобы решить проблему максимального веса, ширина корпуса будет увеличена на 0,6 м по сравнению с конструкцией тип 26. Но даже небольшие изменения размеров корабля предполагают существенный перерасчет изначального проекта.

С одной стороны, такая задержка, несомненно, даже выгодна для промышленности, предоставляя верфи Осборна больше времени для разработки, работы над прототипами и наращивания навыков рабочей силы, что должно способствовать более эффективному строительству в долгосрочной перспективе. BAES уверена, что программа идет по плану, первые три Hunter находятся на контракте и, скорее всего, будут доставлены в соответствии с планом.

Однако, если Англия на своих тип 26 и тип 31 и Канада на своих перспективных эсминцах перейдут на американскую систему ПВО-ПРО «Иджис», то тогда дорогостоящая разработка нового перспективного РЛК Ceafar-2, становится экономически невыгодной. Для оснащения 3–6 кораблей намного проще и дешевле закупить уже имеющиеся системы, те же американские.

В целом клубок запутывается все больше. Проблемы политического и экономического характера накладываются на технические и наоборот.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    28 ноября 2023 06:18
    Все как всегда. Люди света видят свет конце тоннеля. Но сами не в тоннеле находчтся. А на безгрешных небесах.
    Ккда мир котится?
  2. +1
    28 ноября 2023 07:29
    Николай hi На противостояние Английских парламента и адмиралтейства можно смотреть вечно.Парламентариии лучше понимают что надо адмиралам,не понимаю почему такая не любовь у парламента.Может у моряков форма красивая!
    1. +1
      28 ноября 2023 13:36
      Добрый день, Андрей. Ну, это не только у бриттов. В Америке и в Австралии, политиканы тоже считают, что они лучше разбираются в вопросах развития флота)))
  3. +6
    28 ноября 2023 10:46
    Читаешь в познавательных целях как у них и думаешь а как у нас? Кто принимает решение по количеству кораблей, каких, с каким вооружением, кто контролирует расходы, сроки постройки. Наш парламент имеет к этому отношение, подписывает программу постройки? Счётная палата проверяет строительство флота? Или судостроение, ВМФ варятся в собственном соку, а деньги прокручивают частные банки и олигархи, судя по срокам постройки. bully
  4. +3
    28 ноября 2023 11:08
    Сейчас имеется много АСП с дальностью стрельбы более 40 км. Babcock International предлагает заменить Sea Ceptor на американскую УВП Мк. 41, которая позволяет существенно расширить боевые возможности фрегатов тип 31.

    Автор не владеет информацией и пользует читателей своими фантазиями.
    Возможность использования MK 41 (VLS) фирмой Babcock International в типовом проекте Arrowhead 140, который в основе Inspiration class фрегатов, предусмотрена изначально.
    Но, во-первых, это существенно удорожает стоимость корабля, во-вторых, это приведет к отказу от европейских систем вооружения и переходу на американские.

    Ни на какие "американские системы" переходить не надо. Есть система Extensible Launching System (ExLS), которая позволяет совмещать ракеты разных производителей с MK 41 (VLS), в том числе и британские Sea Ceptor Common Anti Air Modular Missile.

    1. -2
      28 ноября 2023 13:34
      Вы видимо невнимательно читали. Да возможность установки Мк. 41 есть, хотя и придется перепроектировать среднюю часть корабля, но первый тип 31 строится с "Си септор", потому что так дешевле. Что будет на втором корпусе - дешевле или лучше? увидим. Система "Си септор" американская?)))
      1. +2
        28 ноября 2023 14:55
        Вы видимо невнимательно читали.

        Это Вы, по обыкновению, невнимательно писали. Пока не научитесь писать объективно, а не с целью что то обгадить, из под Вашего пера только информационный помет и будет выходитть. Прежде, чем писать, надо было почитать о том, что такое Arrowhead 140 Multi-Role Naval Platform, на базе которой создавался проект Inspiration class фрегатов. Тогда бы Вы с удивлением узнали, что в проекте изначально предусмотрена возможность установки пусковых "Mushroom Farm", Sylver Vertical Launching System или Mk41, в зависимости от пожеланий заказчика. Поэтому никаких перепроектирований не потребуется. Все уже "запроектировано".
        Система "Си септор" американская?)))

        Это Вы сами у себя спрашиваете?
        1. -1
          28 ноября 2023 19:38
          Между возможно и готовый проект - очень большое расстояние))) потому что, размеры, вес, дополнительное оборудование для обслуживания ПУ, совсем разные. Потому и говорится, что возможность установки есть, но требуется перепланировка. Если бы, все было так просто, то и "Вентурер" могли бы сделать с Мк. 41. Точно так же, как все было просто, когда говорили, что уложимся "в 250 млн. фт. ст.", а теперь получается, что не укладываются)))
          1. 0
            28 ноября 2023 23:06
            Между возможно и готовый проект - очень большое расстояние))) потому что, размеры, вес, дополнительное оборудование для обслуживания ПУ, совсем разные. Потому и говорится, что возможность установки есть, но требуется перепланировка.

            Никакой перепланировки не требуется. Замена Sea Ceptor VLS на Mk 41 или Sylver VLS предусмотрена проектом и для этого зарезервированы соответствующие объемы в корпусе.
            https://www.navylookout.com/in-focus-the-arrowhead-140-type-31e-frigate-candidate/
            1. +2
              29 ноября 2023 13:19
              Вы когда - нибудь были на корабле? Свободные объемы в корпусе там имеются практически всегда. Если конструкторы не сделают компоновку слишком "плотной". Но они стараются избегать таких ситуаций. А вот размещение конкретного вооружения, обслуживающих агрегатов, прокладка кабелей и т. д . - это уже немного другое. ПУ Мк. 41 и "Си септор" - одинаковые по весу и размеру? У них одинаково расположено все вспомогательное оборудование, посадочные места, одинаково размещены все разъемы? Значит придется переделывать. Если разница в весе существенная - значит меняется остойчивость, период качки и еще много чего. Так что, все это красиво выглядит на рекламных проспектах, а вот в жизни есть масса проблем)))
  5. +1
    28 ноября 2023 17:12
    Корабли все время дорожают так как растет стоимость электроники, без неё современный корабль не жилец.
    Вот и пытаются оптимизировать, комбинировать более дорогие фрегаты с более дешевыми, как французы с Лафайетами и ФРЕММами. Есть много задач, на которые не нужно гонять дорогой как в постройке, так и в эксплуатации корабль. Правда, при этом страдает универсальность. Найти компромисс- задача непростая.
    Даже богатые американцы, сделавшие ставку на Арли Берки, вильнули в сторону литоральных кораблей и сейчас пришли к фрегату Констеллейшн на базе все того же ФРЕММа (хотя к некоторым его решениям есть вопросы).
    В принципе, неплох был бы недорогой сингапурский Формидебл на базе французского Лафайета, фактически отличный полноценный фрегат в корпусе большого корвета, но годится только как региональный, для Англии, Франции он ограниченно подходит, слишком маленький корпус, а им нужны корабли дальней морской зоны (хотя французы и сделали себе несколько штук). В целом сейчас тенденция на увеличение водоизмещения и мореходности.
    1. +1
      28 ноября 2023 19:42
      Универсальность хороша до определенного момента, а потом, оказывается, что такой корабль, плох со всех сторон. Попытки создания недорогого корабля случались даже перед ВМВ. Только как угадать, как сложится война и куда девать недорогие корабли?
      1. +1
        29 ноября 2023 01:23
        Универсальность хороша до определенного момента, а потом, оказывается, что такой корабль, плох со всех сторон.

        Да, можно часами рассказывать, как плох универсальный Арли Берк.:))
        Только вот есть множество задач, для которых не нужно гонять дорогие универсальные корабли и убивать их ресурс.
        1. 0
          29 ноября 2023 18:36
          "Бьерк" совсем неплох, но для некоторых мероприятий он избыточен. А моторесурс у него отнюдь не бесконечный. "Бьерка" в это году уж должны были списать, а в следующем году еще четыре. Но им всем продлили сроки эксплуатации до 2026 года. А это дополнительные расходы на ремонты и обслуживание. А дальше движение пойдет по нарастающей. "Тики" и литоральники тоже списывают и так далее. А "Констелейшн", еще когда будет и выходит он ни хрена не дешевым)))
  6. +2
    28 ноября 2023 17:44
    А вообще-то печально всё это. Сравните статью Капцова и особенно обсуждение её на ВО всего два года назад. :((
    https://topwar.ru/184104-tabletki-ot-zhadnosti-fregat-constellation-i-jesminec-arleigh-burke.html