МиГ-27МЛ: индийский детектив с далекими последствиями

45
МиГ-27МЛ: индийский детектив с далекими последствиями

Сейчас у нас начнется детектив с продолжением. Бывает такое, что берешь тему, начинаешь в ней копаться, а там такое вылезает на свет божий... Именно так и получилось с этой историей, просто некоторые несостыковки и несхождения файлов заставили порыть историю, а потом пошло-поехало.

Наверное, многим будет интересно, какая взаимосвязь у индийских МиГ-27 и новых жилых комплексов в самом ближнем Подмосковье – а вот есть она! Только между домами еще будут штурмовики, танки и вертолеты. В ассортименте. И в итоге мы попробуем получить ответ на вопрос, сколько надо НЕ построить танков и вертолетов, чтобы в итоге получился жилой комплекс под Москвой.



Но обо всем по порядку.

А мы начнем с МиГ-27. Точнее, МиГ-27М, так как именно эта модификация стала экспортной и пошла в индийские ВВС. Купив в начале 80-х годов приличную партию МиГ-23БН, индусы, разобравшись в прелестях микояновских машин, решили закупить и более совершенные и универсальные МиГ-27.

Естественно, сделка предусматривала лицензионное производство самолетов в Индии.

С нашей стороны подрядчиком стал Иркутский авиазавод, потому что завод в Улан-Удэ был завален заказами и не справлялся с объемами. И первую партию самолетов для Индии собирали в Иркутске. Модификацию назвали МиГ-27МЛ, и от оригинала он отличался упрощенным набором вооружения и ответчиками системы госопознавания. В Индии самолеты начали собирать в городе Насик из советских машинокомплектов, и так была собрана первая партия из 50 самолетов. 11 января 1986 года первый МиГ-27МЛ, собранный в Индии, поднялся в небо. А с 1988 года начался выпуск самолетов, изготовленных из узлов, произведенных непосредственно в Индии.

Самолет, как говорится, «зашел». Индийские пилоты дали ему имя «Бахадур», то есть, «Храбрец». Производили МиГ-27МЛ до 1996 года и всего в Индии было изготовлено 150 самолетов. Плюс еще 60 самолетов поставили из СССР, как машинокомплектами, так и в собранном виде.


Надо понимать, что МиГ-27 так понравился индусам потому, что у них был приличный опыт эксплуатации МиГ-23Б, на базе которого и был создан МиГ-27. И вообще, у микояновцев получился весьма эффективный истребитель-бомбардировщик. И это была не модификация, это была очень большая работа по переделке самолета, в результате которой появилась новая модель.

Изменения затронули даже планер. Убрали систему управляемых воздухозаборников, изменили конструкцию шасси, усилив ее, стояночное положение стало почти горизонтальным, что положительно сказалось на рулежке и взлете.

Но самые глобальные изменения коснулись авионики. Был установлен прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, построенный на базе современной по тому времени БЦВМ «Орбита-20». Также в комплекс вошли: навигационный комплекс КН-23, визирная головка С-17ВГ и лазерный дальномер «Фон». ПрНК обеспечивал автоматический полёт по маршруту с возвращением на аэродром вылета или три запасных аэродрома, предпосадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли — всего одиннадцать задач.

Вместо пушки ГШ-23Л решили по образцу и подобию американцев (привет, «Бородавочник»!) установить корабельное чудовище, АО-18 от морской артустановки АК-630. Шестиствольный автомат калибром 30-мм потребовал усиления планера. Плюс увеличили количество узлов подвески, доведя их до семи. Самолет мог нести как бомбы, так и различные ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Вооружением управляла система СУВ-2.


Надо понимать, что время неумолимо шло, и приближался тот момент, когда надо было задуматься относительно модернизации самолетов для поддержания их боеспособности. Нормальная такая практика в мире. В целом МиГ-27МЛ понравился индийским военным, претензии были в основном по теме того, что современный самолет на тот момент нес ну очень уж бедный ассортимент вооружений. В общем, это было правдой, экспортные варианты МиГ-27 действительно несколько «обезжиривались» в плане ракет и корректируемых авиабомб.

Российская сторона пыталась ликвидировать сложившееся положение за счет предложения довооружить МиГ-27МЛ ракетами Х-31П и Р-73. Рассматривались вопросы оснащения более современными бомбами, в том числе и корректируемыми.


Но тут сложилась своеобразная ситуация. ОКБ имени Микояна и Иркутский авиазавод… попросили у индийской стороны денег! На нашей стороне считали, что в условиях экономической самостоятельности, вызванной сменой строя в России, работы по установке и адаптации новых видов вооружений, в том числе и контейнерных станций РЭБ, должны финансироваться стороной-заказчиком.

А вот на индийской стороне к такому повороту событий были не готовы. Советский Союз не требовал от своих клиентов финансовых вложений в разработки, тем самым немного разбаловав покупателей. Поэтому индийские клиенты начали дружно смотреть по сторонам в надежде найти, где бы им сделают подешевле да поинтереснее. И вместе с российскими фирмами нарисовались желающие модернизировать МиГ-27МЛ из Франции, Германии и Израиля.

Желания у индийцев были весьма серьезные. Хотелось получить для МиГ-27 новый ответчик «свой-чужой», новые радиостанции, систему оповещения об облучении РЛС, да еще и с автоматической постановкой помех, цифровой ИЛС и комбинированную систему спутниковой навигации, чтобы работала и от российских, и от американских спутников. От российской стороны помимо вооружения хотели получить систему дозаправки в воздухе, новую РЛС, новую ОЛС и систему сопряжения, чтобы все это оборудование могло функционировать, не вызывая конфликтов.

Российское предприятие «Фазотрон-НИИР» предложило оснастить МиГ-27МЛ Индии контейнерной РЛС «Комар», облегченным вариантом РЛС «Копье», которая использовалась при модернизации индийских же МиГ-21. Это сделало бы самолет всепогодным вне зависимости от времени суток.


Ну и вишенкой на тортике должен был стать мощный кондиционер и очки ночного видения для пилота плюс контейнер с разведывательным оборудованием от британской фирмы «Vinten» VICON 18.

И все было просто прекрасно, пока с той стороны, что на Западе, не выставили счет. Тут индусы поняли, что реалии не всегда соответствуют обещаниям, а цены могут внезапно и вырасти до небес. В общем, от сотрудничества с западными поставщиками индусы резко отказались и танцы продолжились только с российскими партнерами. В целом, представители Индии были согласны на модернизации, которые позволят протянуть МиГам до 2010 года.

В начале 2000-х оставшиеся на вооружении МиГ-27МЛ прошли модернизацию и получили обозначение МИГ-27UPG. Модернизация проводилась в ограниченном виде и в основном касалась возможностей по применению высокоточного оружия и ведения РЭБ.

Как заявили представители Минобороны Индии, используя национальные компетенции и за совершенно разумные суммы специалисты индийской промышленности смогли подтянуть самолеты родом из семидесятых годов до современного уровня.


Но на самом деле, все было несколько не так. Конечно же, модернизацию делали российскими мозгами. Да, МиГ-27 претерпел очень сильные изменения, от первоначального проекта осталось меньше половины систем управления, практически полностью была убрана механическая составляющая. Заменили на более современные компоненты бортового радиоэлектронного оборудования.

Причем, принцип «я его слепила из того, что было», свято соблюдался. Парадокс, но при модернизации самолета ОКБ Микояна запросто использовались компоненты от самолетов КБ Сухого, конкретно – от Су-30МКИ, разработанного для Индии. На самолете появилась интегрированная система управления полетом и вооружением IFWCS. Далее МиГи получили новые средства РЭБ, системы связи, радиовысотомер и систему инерциальной навигации с корректировкой по спутниковым сигналам. У летчика появилась движущаяся карта местности на многофункциональном устройстве.

Кроме того, после модернизации, МиГ-27 получил возможность использовать ракеты и авиабомбы с лазерным наведением. Причем, не только российские ФАБ-250 и ФАБ-500, но и их аналоги импортного производства типа КАБ «Griffin».

Индусы очень сильно потрудились над программным обеспечением, создав новый комплект для МиГ-27UPG. Новые алгоритмы навигации, расчета дальности и траектории полета средств поражения после сброса, автоматический полет по поворотным точкам маршрута в памяти бортового компьютера и сопряжение работы всего оборудования, в том числе и оборудования в подвесных контейнерах: израильского Litening фирмы «Rafael» и британского Vinten Vicon 18.

В рамках программы модернизации до 2007 года было модернизировано 125 самолетов. В целом индийское командование было удовлетворено ходом работ. Более того, в 2006 году, на авиасалоне в Фарнборо, генеральный директор ММПП «Салют» объявил о планах модернизации МиГ-27 ВВС Индии.

В рамках капитального ремонта предполагалось заменить двигатели Р-29Б-300 на АЛ-31Ф, который развивает большую тягу (12300 кгс против 11300 кгс), на 200 кг легче и на 15 % экономичнее.

«Салют» даже изготовил полноразмерный макет АЛ-31Ф для установки на МиГ-27М, и до конца года произошла его закатка в макетный самолет. Приятным сюрпризом стало то, что доработка планера под двигатель потребовалась минимальная. С декабря 2007 по февраль 2008 года прошли летные испытания МиГ-27М с двигателем АЛ-31Ф.

Доработки силовых элементов планера потребовались минимальные. Затем было собрано еще три мотора для различного рода тестов. Летные испытания модернизированного МиГ-27М № 115 проводились с 20 декабря 2007 года по 18 февраля 2008 года. Было сделано 10 полетов длительностью более одного часа. Испытания показали, что самолет стал более эффективен в плане достижения максимальной скорости, боевой маневренности и скороподъемности. Замаячила даже перспектива крейсерского полета на сверхзвуковой скорости без применения форсажа двигателя.

Электронику модернизированного МиГ-27М тоже планировалось основательно перетряхнуть. Планировалось установить оптимизированный вариант прицельной системы «Платан» с Су-34 или современный вариант «Кайры». Все это обещало сделать МиГ-27М весьма перспективным ударным самолетом, который мог бы превзойти все существующие однодвигательные аналоги типа F-16 и «Gripen» при работе по наземным целям.

Для ВВС Индии вообще была очень заманчива унификация двух типов самолетов, ударного МиГ-27 и истребителя Су-30МКИ по силовой установке и бортовым системам. Это позволило бы более эффективно выстроить логистику не только в плане доставки всего необходимого для обслуживания самолета, но и упростить саму процедуру обслуживания как с точки зрения логистики, так и в плане обучения и подготовки технического персонала.

Быстрый, жестокий и беспощадный – так охарактеризовал МиГ-27 один из его пилотов Аншуман Майнкар, который и летал, и воевал на «Бахадуре».


«На мой взгляд, это единственный истребитель, у которого взрыв двигателя является стандартной чрезвычайной ситуацией самолета».

Что самое плохое в МиГ-27?

В то время, когда он считался одним из самых мощных одномоторных истребителей в мире, у него было несколько проблем с силовой установкой, но это также было связано с возрастом, моделью двигателя и проблемами технического обслуживания. По-моему, это единственный истребитель, у которого взрыв двигателя является стандартной аварийной ситуацией самолета.

Но настоящей проблемой был кондиционер, который срабатывал только после 6000 футов. На низких высотах температуры типа «жарко/жарче/пекло», как их ласково называют в индийских ВВС не давали большой передышки летчику.

Скажите мне что-нибудь, чего я не знаю о самолете? Знаете ли вы, что он виляет вдоль своей продольной оси (нос к хвосту) на высоких скоростях при максимальной стреловидности, особенно на низких высотах? Напоминает полет пули.

Насколько быстрым был МиГ-27?

Скороподъемность – приличная.
Максимальная скорость на низкой высоте – я пересек 1100 км/ч.
Максимальная скорость на высоком уровне – на высоте 10 км я ушел за звук.

Как лучше: избежать или победить F-16? МиГ-27, будучи ударным самолетом, скорее всего, будет сопровождаться на территорию противника. Однако, если бы ему пришлось бороться с F-16, идеальным выбором было бы оборонительное маневрирование в направлении быстрого ухода на низкой высоте. Таков вообще ближний бой: вы либо доминируете, либо убегаете. Тем не менее, Су-30 показался мне сложным, универсальным и доминирующим практически в любой ситуации.

Что мне больше всего нравится в МиГ-27 и почему? Ходовая часть. Спроектирован как произведение искусства и к тому же прочный. Мой основной совет всем, кто садился в кабину «Бахадура»: уважайте его и он будет относиться к вам правильно.

Но рабочая нагрузка на пилота была весьма высока. Главным образом сказывалось отсутствие современных HUD и прочих удобных штуковин. Вообще в сегодняшнюю эпоху от них нельзя ожидать многого. Но их системы были хорошо спроектированы, и это была мечта летчика-штурмовика для своего времени. Он хорошо доставлял полезную нагрузку до мест применения.

Какой самый большой миф о самолете? Низкая надежность. Правда, они требовали обслуживания, но если не считать двигателя, они вели себя и работали относительно неплохо, учитывая наличие на борту аналоговых систем и оборудования. Русские строили хорошие самолеты.


Такое мнение от летчика, пролетавшего и провоевавшего на МиГ-27МЛ весьма долго.


Если не придираться к словам, то МиГ-27 – вполне приличный штурмовик. И то, что его службу в ВВС Индии хотели продлить – это весьма закономерно, учитывая приличный ресурс планера и возможность замены двигателей на более современные.

Однако, позже ВВС Индии объявило о намерении к 2017 году списать большую часть парка МиГ-27. Поводом для такого решения стали оценки военных, согласно которым почти половина парка МиГ-27 к 2015 году исчерпает ресурс и просто не сможет летать.

Но работы, несмотря на такие заявления, не прекращались. В конце 2011 года завершились испытания системы РЭБ для МиГ-27, причем, эта система планировалась к установке и на индийские МиГ-29 и «Tejas». Система, предложенная на самолеты, была индийской, но с явными российскими корнями.

Модернизированные таким образом «Бахадуры» планировалось сохранять на вооружении по крайней мере до 2020 года, а дальше - как покажет практика, потому что в индийских ВВС МиГ-27 отличался аварийностью.

Ну а итог нам известен.


27 декабря 2019 года 29-я эскадрилья ВВС Индии "Скорпионы" на своих МиГ-27МЛ(UPG) в последний раз прошли строем над своей авиабазой в Джхпуре. МиГ-27 ВВС Индии спустя 35 лет завершил сегодня свою службу.

Почти одновременно (на самом деле чуть раньше) с МиГ-21, который прослужил Индии 60 лет. Но это, пожалуй, совсем иная история.


А вот МиГ-27, который вполне мог служить еще, для которого был уже испытан новый двигатель, для которого была готова новая система РЭБ и новый комплект БРЭО, его убрали, причем, уход начался не вчера, а в 2016 году.

Увы, но у индийской стороны было очень много претензий к российским коллегам. Большой проблемой стало то, что ВВС/ВКС России отказались от использования МиГ-27 из-за нехватки средств еще в 1993 году.

А через 20 лет начали возникать проблемы. У индийской стороны вообще было много претензий к российской стороне, именно в плане того, что российские предприятия не смогли обеспечить индийских партнеров должной номенклатурой запасных частей и должного качества. И да, индийским авиационным инженерам пришлось каннибалить, поскольку из России перестали приходить запчасти и узлы.

В прессе того времени было много претензий в сторону «Рособоронэкспорта» в целом и РСК «МиГ», ОАО «ЛазерСервис», КОМЗ имени Зверева и многих других предприятий, которые просто не смогли обеспечить должное обслуживание самолетов.

Казалось бы – что, деньги лишние? Индия за военную технику платила исправно, представители этой страны перед самым ковидом очень тщательно проехались по всем нашим заводам (вот фото с посещения Красногорского ОМЗ), где познакомились со всей номенклатурой выпускаемой продукции и сделали определенные выводы. «Кайры» нет, тепловизоров нет, запчастей нет, и финал уже известен: вслед за МиГ-27 на пенсию отправились МиГ-21, на очереди МиГ-29К, но там ситуация намного сложнее.

Почему так получилось, почему наши заводы с такой историей наработок не смогли справиться с индийскими заказами – с одной стороны, да какая теперь разница, с другой – вопрос в том, что будет дальше.

Так что продолжение следует.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 ноября 2023 03:57
    Следуя логике индусов российский ВПК должен работать на них вечно, желательно даром.
    1. -2
      29 ноября 2023 04:32
      МиГ-21, который прослужил Индии 60 лет.
      Цитата: Иезекиль 25-17
      российский ВПК должен работать на них вечно

      А так не бывает !
      1. +4
        30 ноября 2023 12:50
        «На мой взгляд, это единственный истребитель, у которого взрыв двигателя является стандартной чрезвычайной ситуацией самолета».

        Катастрофа МиГ 27 Индии.



        Тут как бы не очень стандартная, летчик не воспользовался возможностью катапультироваться, до конца пытаясь в строю удержаться. Печально, но к ситуации оказался не подготовлен.
        1. +2
          1 декабря 2023 22:06
          Спасибо автору за интересную статью. Ждем продолжения
    2. +35
      29 ноября 2023 09:02
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Следуя логике индусов российский ВПК должен работать на них вечно, желательно даром.

      Не на них, а на себя. Это репутация и деньги. Индусы за запчасти деньги платят.
      1. +2
        30 ноября 2023 07:48
        И при СССР и сейчас цыгане платили и платят контрамарками на концерт ансамбля "Танцоры киской". Купить на них ничего нельзя, потому что продавать свои товары только за доллары, в крайнем случае фунты им строго-настрого Шива приказал. Такая вот священная коровья лепеха невысыхаемая, в которую мы без малого 50 лет вляпываемся.
    3. +18
      29 ноября 2023 11:25
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Следуя логике индусов российский ВПК должен работать на них вечно, желательно даром.

      Какая странная у вас логика, иррациональная...
      Нашли откуда то "даром"...
      Да, разработывать проекты модернизации, улучшения и все подобное - обязан делать за свой счёт, производитель оружия, и обкатывать самостоятельно все улучшения, также должен именно он.
      И должен делать это хорошо, что бы владелец, обращался к производителю, за следующим и следующим пакетом модернизации.


      Нашли откуда то "работать на них"...
      Не на них, а на себя, на свой коллектив, на свое будущее.
      Долговременные отношения, знаете ли...

      В ваших же словах, просто глупый популизм
    4. +2
      29 ноября 2023 22:34
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Следуя логике индусов российский ВПК должен работать на них вечно, желательно даром.

      Ну не совсем даром,за фантики,как наши нефтяники
    5. 0
      30 ноября 2023 10:27
      Следуя логике индусов российский ВПК должен работать на них вечно, желательно даром.

      при чем судя по всему корень проблемы именно в слове "работать" а не в чем другом.
    6. 0
      1 декабря 2023 19:39
      Цитата: Иезекиль 25-17
      ВПК должен работать на них вечно, желательно даром

      Так если за это платят, хорошо, и не деревянных…
      Только глупый откажется вечно получать СКВ ( пусть даже и полу скв типа руБий) hi
  2. +29
    29 ноября 2023 04:28
    Проблема ещё в чём, после развала СССР к руководству пришли люди не умеющие доводить дело до конца, и сохранять сделанное до конца. Это видно по состоянию нашей авиации как гражданской так и военной. Сделали прекрасный истребитель СУ-57, а где воздушные армии из них? Ну с Суперджетом и МС-21 все знают что с ними. Но показушность и пиар зашкаливает. Не успевает конструктор подпись поставить под чертежами нового самолёта как уже расписывают как он летает и уничтожает супостата, и как мы будем поставлять его всем кому не лень.
    До сих пор нет нормальных сервисных центров по ремонту и обслуживанию самолётов поставляемых за рубеж, пример тот же Суперджет. Несчастный двигатель на нём не могут сделать из российских деталей.
    Если мы поставляем самолёты Индии и зарабатываем на этом то почему не отдать один из авиаремонтных заводов на сервис и ремонт самолётов из Индии. Пусть он будет даже частным. soldier
  3. -6
    29 ноября 2023 05:28
    А вот забрать эти аппараты обратно за бесценок, поставить автопилоты и сделать из них V-4. Летающие беспилотные брандеры, забив под завязку гексогеном.
    Получим весьма мощные самонаводящиеся боеприпасы "воздух-поверхность".
    1. +3
      29 ноября 2023 15:18
      Мы оказались не в состоянии обеспечить полетное состояние я(запчасти) Индии за живые деньги. Откуда бы взялось для себя??
    2. +3
      29 ноября 2023 15:54
      Цитата: U-58
      А вот забрать эти аппараты обратно за бесценок, поставить автопилоты и сделать из них V-4.

      А вот взять бы свои собственные такие же аппараты и поставить на них автопилоты. Только где они, эти аппараты?
  4. +12
    29 ноября 2023 06:47
    И никто не предположил, что дело в налаживании дружбы с Китаем. Это обстоятельство и сказалось на поставках авиации Индии. На двух стульях трудно усидеть. Мы выбрали китайский. Индусы обиделись.
    1. Eug
      +7
      29 ноября 2023 07:09
      Не только индусы - вьетнамцы тоже. Но пока в меньшей степени.
      1. +3
        30 ноября 2023 19:05
        Алжир - на очереди. Там тоже серьезно обиделись из-за БРИКС. И это еще аукнется.
    2. +1
      29 ноября 2023 09:09
      Цитата: tolian
      И никто не предположил, что дело в налаживании дружбы с Китаем.

      А что раньше с Китаем врагами были? Дружба с Китаем на наши отношения с Индией не влияет. И потом, и Индия, и Китай - это страны БРИКС. А вот поставки вооружения Пакистану на отношения с Индией повлияли бы. Поэтому наша страна делала выбор в пользу Индии.
      1. +5
        29 ноября 2023 14:05
        Ну до 20 съезда были друзьями, а вот потом чувства охладели. Тот же Даманский вспомнить.

        Членство в БРИКС не помешало им устроить пограничный конфликт, который закончился только в сентябре 2022 года. У них банальные территориальные претензии друг к другу, не говоря уже о сферах влияния и экономике.
        Так что дружба влияет и очень сильно
      2. MSN
        +1
        29 ноября 2023 20:31
        Вплоть до развала союза Китай был самым страшным врагом. Причем реальным, с которым воевали и прямо и через сателлитов.
  5. +1
    29 ноября 2023 07:18
    После такой статьи автору впору сразу к Президенту РФ обращаться). На прямую. Другого нет пути.
  6. +16
    29 ноября 2023 07:19
    Господа, а что, новый жилой комплекс под Москвой уже построили? И что со штурмовиками, танками и вертолётами? А детектив-то уже кончился?
    1. +7
      29 ноября 2023 18:41
      Под Москвой не под Москвой, а площади завода в Москве уже отданы под демонтаж промзоны и застройку человейниками, вместе с "Прожектором" и ещё несколькими крупными предприятиями. ЗиЛ и Серп и Молот были только разминкой)
  7. +30
    29 ноября 2023 07:34
    ", почему наши заводы с такой историей наработок не смогли справиться с индийскими заказами"
    В этом вопросе, изюменка всей статьи. Вы все в курсе сколько военных училищ табуреткин закрыл. Я разговаривал с "преподавателем" Челябинского танкового училища. Так он понять не мог, как можно рубить "курицу, которая несёт золотые яйца". В этом училище готовили танкистов чуть ли не для всей Африки. За учёбу платили валютой и отбоя не было от желающих. Я повторюсь:" На руководящих должностях стоят челы, которые не бельмеса не понимают, то чем им надо заниматься." И эти челы, понять не могут, что сколько не воруй, с собой ничего не заберёшь. А думать о стране и народе, они не воспитаны!
    1. +10
      29 ноября 2023 09:10
      Самое обидное, они продолжают также руководить, их пересадили на другие ключевые должности, походу система выстроена для достижения определённой цели и они к ней идут.
  8. +2
    29 ноября 2023 08:20
    Цитата: Солдатов В.
    Если мы поставляем самолёты Индии и зарабатываем на этом то почему не отдать один из авиаремонтных заводов на сервис и ремонт самолётов из Индии.

    так как распределить финансовые потоки? с "плошкой" - один, остальные с ложкой...
    Цитата: Солдатов В.
    Пусть он будет даже частным.

    до этого тогда еще не доперли, да когда они(деньги) лежат в карманах теплее как то, чем когда вкладываешься и беспокоишься
  9. +8
    29 ноября 2023 08:25
    тема злободневная и на сегодняшний день: разговор о том - как работает наш Рособоронэкспорт, и работает ли он вообще!
    только что прошла выставка в Дубае и чем закончилась? сколько денег стоила?
    только не надо говорить о том, что сделки любят тишину...
    В Дубае все хорошо, отдохнули, потрындели, шмоток привезли...реляции победные написали...
    а про МиГ не пишу - здесь, на ВО, его давно похоронили под звуки победных реляций из МО РФ
  10. +4
    29 ноября 2023 08:40
    Статья познавательная, читается с удовольствием, ждем продолжения...
  11. +5
    29 ноября 2023 09:00
    . Почему так получилось, почему наши заводы с такой историей наработок не смогли справиться с индийскими заказами

    Просто советские заводы стали российскими. А там рыночек порешал.
  12. +7
    29 ноября 2023 09:07
    Эффективные манагеры только и продают, а производить не могут.
  13. +3
    29 ноября 2023 10:03
    Вместо пушки ГШ-23Л решили по образцу и подобию американцев (привет, «Бородавочник»!) установить корабельное чудовище, АО-18 от морской артустановки АК-630. Шестиствольный автомат калибром 30-мм потребовал усиления планера.

    Как по мне, для крупного сверхзвукового истребителя- бомбардировщика решение об установке ГШ-6-30А как минимум спорное даже для тех лет. Пришлось усилить фюзеляж, а это лишний вес, с которым в авиации испокон веку боролись. И даже с учётом этого с применением пушки были проблемы.
    Из-за огромной мощности пушки имелись ограничения на её применение (стрельба полным боекомплектом могла привести к отказам электронного оборудования, выпаданию приборных панелей, взрывам посадочно-рулёжных фар). Перед вылетом на стрельбу полным боекомплектом предполагалось снимать посадочно-рулёжные лампы-фары ПРФ-4, а отверстия глушить заглушками.

    Но мало этого, ещё и предусматривалась установка двух дополнительных пушек в подвесных контейнерах СППУ-22 или УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23. Даже интересно, применяли ли индийцы в боевых условиях такой пушечный вариант МиГ-27?
    Такое количество пушек даже для штурмовика сильный перебор, особенно с учетом скорострельности ГШ-6-30А.
    Как виделось применение такого количества пушек- оружия ближнего боя- с однодвигательного небронированного сверхзвукового истребителя- бомбардировщика при том что в это время на вооружении многих стран уже появились ПЗРК в значительном количестве?
  14. +11
    29 ноября 2023 10:25
    В своё время МиГ-27 был снят с вооружения ВВС РФ ,как "ненужный" и устаревающий ! На самом деле это не так...от МиГ-27 отказались после распада СССР в следствии "мерзопакостного" состояния постсоветской экономики в России ! Есть уважаемые в "авиамиру" специалисты ,утверждающие ,что модернизационный потенциал МиГ-27 не исчерпан и есть возможности дальнейшего совершенствования ! В качестве примера , подтверждающего такое мнение,можно привести МиГ-27М №115 ! Работы над ним велись в 2007-08 гг. в "интересах" Индии...Кроме усовершенствований по части авионики ,на 115й должны ставить движок от Су-30 ! В результате чего ,МиГ-27М №115 обретал возможность сверхзвукового крейсерского полёта ,что является свойством самолётов 5 поколения ! Боевые возможности МиГ-27М увеличивались на...что-то свыше 20% ! Но по причине своеобразного менталитета "индийских цыган" всё "остановилось " ! Так загубили замечательный ударный самолёт МиГ-27М , которого так не хватает в СВО !
  15. +5
    29 ноября 2023 10:43
    Так я не понял,а при чем здесь дома в Подмосковье?
  16. +4
    29 ноября 2023 11:19
    В общем, от сотрудничества с западными поставщиками индусы резко отказались и танцы продолжились только с российскими партнерами.

    Тут автор или некомпетентен в вопросе или сильно лукавит, потому как индусы, решив производить модернизацию собственными силами, "танцевали" со всеми, кто "давал нормальную цену".
    Проекционный дисплей (HUD) и система лазерного целеуказания - израильские, фирмы Elta. Навигационная система - французская, фирмы Safran, курсо-глиссадная система, тоже французская, фирмы Thales.
  17. fiv
    +3
    29 ноября 2023 11:29
    Как в поздние времена СССР, во главу угла поставили отчетность. А бумага, как известно, все стерпит. Потом туфта всплывает, а проштрафившийся номенклатурный менеджер переставляется на другое место и там заново начинает привычную бодягу. Причем начинает с реорганизации и оптимизации расходов - читай, с сокращений. Откуда же взяться воздушным армиям и могучим флотам?
  18. +2
    29 ноября 2023 11:59
    российские предприятия не смогли обеспечить индийских партнеров должной номенклатурой запасных частей и должного качества

    Приватизация и реформы 90х. Итоги.
  19. 0
    29 ноября 2023 12:21
    В плане дизайна , мне нравится МиГ23 МЛ(Д)....А у МиГ27 задняя часть от версии М.
  20. osp
    +3
    29 ноября 2023 13:37
    "Российское предприятие «Фазотрон-НИИР» предложило оснастить МиГ-27МЛ Индии контейнерной РЛС «Комар», облегченным вариантом РЛС «Копье», которая использовалась при модернизации индийских же МиГ-21".
    А вот это не так.
    Контейнерного "Копья" для МиГ-21-93 не было , там радар ставили куда положено в носовую часть.
    Контейнерный вариант "Копья" был разработан для штурмовика Су-39 и подвешивался под фюзеляж на центральную точку.
    Хотя все эти станции очень похоже и унифицированы.
  21. 0
    29 ноября 2023 14:54
    Все таки надо было оставить Миг-27 у себя и их модернизировать , что было бы показательно для индусов.
  22. 0
    29 ноября 2023 15:52
    многим будет интересно, какая взаимосвязь у индийских МиГ-27 и новых жилых комплексов в самом ближнем Подмосковье – а вот есть она!

    Тема не раскрыта.
  23. +3
    29 ноября 2023 17:16
    Одну из извечных проблем России - дураков, выражаясь на современный лад, можно обозначить как низкоквалифицированные высокомотивированные руководители на всех уровнях управления!
  24. 0
    1 декабря 2023 17:14
    История военно-технического сотрудничество России и Индии это та ещё эпопея,детективов там десятки если не сотни.
  25. 0
    4 декабря 2023 14:34
    "Почему так получилось, почему наши заводы с такой историей наработок не смогли справиться с индийскими заказами ..." А вы в курсе того, что творилось на оборонке в "святые", как сказала одна , в 90-е?
  26. 0
    6 декабря 2023 08:44
    МиГ-27 в принципе не укладывается в современную концепцию многоцелевого истребителя. Поэтому с точки зрения кабинетных теоретиков затраты на его модернизацию не стоят свеч. Так ли хороша эта концепция на самом деле - другой вопрос.
  27. 0
    6 декабря 2023 08:45
    А вот история с заменой Р-29 на АЛ-31 интересна. Да ещё на самолете с нерегулируемым воздухозаборником. Тогда на МиГ-23МЛД это смотрелось бы ещё лучше. Вообще странно - насколько я помню, на Су-24 не удалось безболезненно заменить АЛ-21 на АЛ-31.