Некоторые технические подробности Трафальгарского сражения

42
Некоторые технические подробности Трафальгарского сражения

Трафальгар – это всегда неисчерпаемая тема для исследований. С каких только сторон его не рассматривают. Это и политическая, и военная, и экономическая, и социальная, и военно-морская тематика. Мы же в данной статье попробуем посмотреть на это сражение с технологической точки зрения и попутно затронуть пару-тройку мифов. Заодно попытаемся выяснить – а было ли у британцев некое решающее преимущество в какой-то технической области, что и сделало возможным победу. Давайте же попробуем сравнить некоторые технические аспекты.

Корабли


И тут следует отметить первое – обычно историки военно-морского флота признают, что испанские корабли середины и конца XVIII века имели превосходные формы и обводы, большинство из них были построены из крепкого красного дерева, превосходившего по твердости дуб, а начиная с Антонио де Хастаньетты (1730-е годы) в постоянный обиход вошли методы математического расчета и моделирования по французскому образцу.



В 1765 году французский кораблестроитель Франсуа Готье создал лучшие испанские корабли по французским эскизам – 64-, 74- и 80-пушечники. Дело его продолжил ученик – Хосе Ромеро Фернандес де Ланда, который в частности разработал знаменитые испанские 112-пушечники.

1
112-пушечный испанский линейный корабль Santa Anna.

Испанские корабли были в среднем примерно на 10–20 % больше по водоизмещению, нежели английские, их артиллерийские порты располагались примерно на уровне 1,5–2 м от ватерлинии, но при этом чаще всего несли артиллерию меньшего калибра, нежели их противник.

Однозначных объяснений этому факту нет, но самым популярным и логичным является следующее – Испанская империя раскинулась на тот момент на половину мира, поэтому испанские корабли постоянно совершали дальние плавания и вояжи. Вот для связанности и защиты этой империи, которую возможно было защитить исключительно с моря, решили пожертвовать артиллерийским вооружением в угоду обитаемости, большему количеству припасов и т. п.

К примеру, 74-пушечный Bahama (1784 года постройки) нес на главной палубе 24-фунтовые орудия, тогда как английские 74-пушечники – 32-фунтовые, а французские – 36-фунтовые. Еще до повсеместного введения карронад 90- и 100-пушечники испанцев были хуже вооружены для ближнего боя, нежели их визави. Например, 112-пушечный Santa Anna имел на надстройках и верхней палубе тридцать две 12-фунтовки плюс десять 8-фунтовок, тогда как, скажем, 100-пушечный Royal Sovereign (1786 года постройки) нес сорок четыре 12-фунтовых пушки, то есть больше и по количеству, и по калибру.

Помимо всего прочего, испанские корабли были самыми малонаселенными – 74-пушечники по штату комплектовались всего 640 моряками. Для сравнения: у французов подобные корабли требовали 700 человек, у англичан по штату – 740 человек. Понятно, что мы ведем разговор про штатную численность, очень часто команды бывали меньше заявленного, особенно у британцев, которые плавали больше, поэтому и потери у них от болезней и несчастных случаев были выше, чем у их визави.

2
100-пушечный Royal Sovereign обрезает корму 112-пушечному Santa Anna.

При Трафальгаре часть испанских команд была больше, чем положено по штату, но это случилось из-за размещения на кораблях солдат, которые должны были участвовать в высадках в Вест-Индии и Англии.

Резюмируем.

Во главу угла при строительстве испанских кораблей была поставлена возможность совершать дальние плавания. Именно это и виделось основной задачей. Однако линкоры все-таки надо строить для боя – в этом и была основная проблема испанских кораблей. Изначально неправильный подход в результате и принес закономерный результат.

Численность флотов


Другим немаловажным аспектом была численность испанского флота в сравнении с английским. В конце XVIII века испанцы в период расцвета могли выставить в море до 80 линейный кораблей. Англичане – 200. К Трафальгару Испания имела 52 линейных корабля, Англия – 217. Даже если к испанским прибавить еще 60 французских кораблей – у англичан все равно сохранялось двукратное преимущество над союзниками.

Поэтому самый простой вывод – Англия вполне могла проиграть Трафальгар, испанцы же и французы такого себе позволить не могли. У них не было запасных кораблей в рукаве, оттого – более осторожная тактика, избегание решительного боя и критичность любых потерь.

По сути, уже первые же стычки в Наполеонику вселили в английские экипажи чувство глубокого превосходства, которое с каждой победой все укреплялось. Отсюда – полное презрение к противнику и поиски решительных тактических приемов, способных уничтожить флот Франции и Испании. А со стороны союзников – пассивность и консервативность. Результат – уже во времена Французской революции французы потеряли 54 линкора. А далее настал черед испанцев, которые до Трафальгара потеряли 12 линейных кораблей.

Отдельный вопрос – 100-пушечники. В Трафальгаре англичане имели семь трехдечных кораблей (90- и 100-пушечники) против четырех у испанцев. Французы имели в бою только 80- и 74-пушечники.

3
100-пушечный корабль Britannia (1762 г.)

В том виде, в котором прошел Трафальгар, корабли первого и второго ранга оказались реальным преимуществом. Дело в том, что 74- и 100-пушечники в бою на дальней и средней дистанции вооружены примерно одинаково. Но все изменяется, когда бой становится ближним. Здесь мало того, что в сражение вступает артиллерия опердека, верхней палубы и надстроек, так еще и трехдечник стреляет по двухдечнику сверху вниз, по сути, сметая все живое на верхней палубе двухдечника.

Собственно, так и произошло с теми же французскими Redoutable и Fougueux. Первый всего от двух залпов трехдечников потерял за пару минут 210 человек, второй – 60 человек убитыми и 75 раненными. 74-пушечный испанский San Agustín, попавший всего под один ближний залп 100-пушечника Britannia, сразу же потерял 110 человек.

Пушки


В 1779 году Роял неви выбрал для вооружения верхних палуб карронады – относительно легкие орудия, но большого калибра. Эти орудия имели малую дальность выстрела (в инструкциях Королевского флота максимальная эффективная дальность оценивалась 200 ярдов, а использовать их рекомендовалось на дальности 50 ярдов и меньше), и они заменили собой 4-, 6- и 8-фунтовые пушки, ранее стоявшие на верхних палубах.

Французский и испанский флоты наблюдали за этими изменениями с некоторым скептицизмом, тем более что в обоих флотах на тот момент на щит была поднята концепция боя на дальней и средней дистанции, где карронады были бесполезны.

Французы экспериментировали с гаубицами (obusier), которые оказались не очень удачными, склонными к разрывам, и больше опасными для своих кораблей, нежели для кораблей противника. Ну а попасть из такой гаубицы было нетривиальным делом – британская карронада вела стрельбу по горизонтальной траектории, тогда как французская obusier – по дугообразной.

5
112-пушечный Príncipe de Asturias в битве при Трафальгаре.

В Испании Франсиско Хавьер Ровира разработал так называемые obuses – гаубицы, стрелявшие гранатами и картечью. Они были приняты на вооружение Королевским Эдиктом от 24 ноября 1783 года. С 1798 года начали предприниматься попытки разработать новые гаубицы с лучшими параметрами и надежностью.

В результате на 1803 год в испанском флоте были obuses калибром 48, 36, 30, 24, 18 и 12 фунтов. Так, вес 36-фунтовой гаубицы составлял 24 квинтала (1 квинтал – 46,03 кг, то есть 1 104,72 кг), тогда как вес 36-фунтовой пушки был уже 65,54 квинтала (3 016 кг). Грубо говоря, 36-фунтовая гаубица весила как 7-фунтовая длинная пушка.

Насколько гаубицы были распространены на кораблях?

При Трафальгаре, и это известно точно, на 12 испанских кораблях стояли obuses. Например, на 112-пушечном Principe de Asturias на верхней палубе были размещены четырнадцать 48-фунтовых и шесть 24-фунтовых гаубиц. На 80-пушечном Argonauta – двенадцать 30-фунтовых гаубиц. На 74-пушечном Montañés – десять 30-фунтовых и четыре 24-фунтовых гаубицы и т. д.

Всего на испанских кораблях было размещено 161 орудие ближнего боя – четырнадцать 48-фунтовых, двадцать 36-фунтовых, семь 32-фунтовых, шестьдесят восемь 30-фунтовых и пятьдесят два 24-фунтовых, а также 8 карронад различных калибров, закупленных в свое время в Англии.

Кроме того, испанские корабли, хотя это не включалось в вооружение, часто несли маленькие 4-фунтовки, pedreros, чаще всего закрепленные на вертлюгах.

6
Французская 36-фунтовая гаубица.

У французов гаубицы нес только Algeciras, четыре 32-фунтовки.

Британские корабли при Трафальгаре несли как минимум по две 32-фунтовые и шесть 24- фунтовых карронад, кроме того, было еще небольшое количество 68-, 42- и 18-фунтовых карронад, а всего их количество составляло 232 единицы, то есть почти в два раза больше, чем у французов и испанцев.

Огонь в бою


Попутно попытаемся развеять один популярный миф.

Из книги в книгу повторяется байка, что британские матросы имели темп стрельбы в три раза выше, чем их визави, и такой темп они поддерживали весь бой.

Даже если предположить, что вместо матросов на британском корабле пушки обслуживали искусственные киборги с бесконечной мускульной выносливостью, то как минимум пушкам надо давать остыть после выстрела. Мало остыть – их нужно было еще и почистить перед следующим выстрелом.

Пушки специально охлаждались уксусом, иначе орудие перегрелось бы и либо взорвалось, либо покорежилось и сделалось непригодным для использования. При плохо прочищенном орудии картуз с порохом, который банником вставляли в ствол, банально мог загореться и вспыхнуть, что обожгло бы канонира, а отдача покалечила бы расчет, который накатывает пушку.

7
План атаки Нельсона при Трафальгаре.

Однозначно, ритм стрельбы менялся, и к середине, а уж тем более к концу боя, он должен был стать гораздо более медленным. Ну или английские киборги не только обошли каким-то образом физическую усталость, но и законы физики и термодинамики.

А вот что правда – так это то, что британский огонь оказался более действенным.

Англичане атаковали с наветренного положения, французы и испанцы находились под ветром. При подветренном положении борт кораблей в сторону, откуда дует ветер, обращен вверх, то есть огонь испанцев и французов велся не по корпусу противника, а по рангоуту и такелажу. У англичан же борт был наклонен к воде, то есть огонь они вели по корпусам неприятельских кораблей.

Кроме того, союзники начали огонь с дальней дистанции, находясь под берегом и под ветром – мелкая прибойная волна просто мешала им нормально прицелиться, поэтому на этапе сближения они не смогли нанести англичанам каких-нибудь значимых потерь и повреждений. Ну а далее бой перешел в свалку, mêlée, где все решило преимущество в трехдечниках (мы с вами помним, что с верхней палубы 100-пушечника по 74-пушечнику можно бить сверху вниз, буквально расстреливая абордажные команды как в тире) и в карронадах. По сути, только испанские трехдечники оставались эдакими островками сопротивления, пока не получали критических повреждений или потерь.

8
74-пушечный французский Redoutable, зажатый между 100-пушечным Victory и 98-пушечным Temeraire.

Примечательно, что тот же испанский 136-пушечный Santissima Trinidad продержался в бою гораздо дольше, чем французский 80-пушечный Bucentaure.

Вообще, в сражении при Трафальгаре англичане смогли взять только два из четырех испанских стопушечника – это Santissima Trinidad и Santa Anna (экипаж последнего во время шторма 23 октября поднял мятеж, смог отбить корабль и даже отвести его в Кадис). Rayo, хоть и имел повреждения, смог уйти, ну а Principe de Asturias, который вел бой аж с десятью кораблями Коллингвуда, британцам взять так и не удалось.

Французская же тактика в ближнем бою свелась к попыткам абордажей английских кораблей, которые захлебнулись в крови, поскольку английские карронады раз за разом просто выкашивали французские абордажные партии.

Некоторые выводы


В Трафальгаре сошлись в бою два флота. Один из них готовился к ближнему бою уже 50 лет. Корабли его были построены для ближнего боя, так же, как и поставлено соответствующее вооружение. Его матросы и капитаны были готовы к такому типу боя.

Второй флот, соединенный, проповедовал концепцию боя на дальней и средней дистанции, но был принужден вступить в ближний бой. Это во многом вызвало настоящий шок у моряков и капитанов. Вот как, например, описывал это корреспондент французской газеты Le Moniteur:

«влетевшее ядро и осколки дерева произвели настоящую резню среди расчёта одной из пушек, в результате оставшиеся в живых, охваченные ужасом и страхом, просто отбежали от своих орудий, захлопнув пушечные порты».

9
90-пушечный HMS Sandwich обстреливает французский флагман – 80-пушечный Bucentaure. Обратите внимание на разницу в высоте бортов.

Вот как лейтенант Клемент с Tonnant описывает свои наблюдения:

«Когда мы развернулись бортом к испанскому кораблю [Monarca] и дали залп – испанцы просто захлопнули порты и не вели огонь по нам еще несколько минут после залпа».

Мичман Бэдкок с Neptune пишет об обстреле Santisima Trinidad:

«мы вели такой интенсивный огонь, что испанцы не могли подойти к пушкам и отвечать нам, в результате за четверть часа мы не получили даже выстрела в ответ».

Те же, кто все-таки стреляли по англичанам, чаще всего делали это плохо и неумело. Чего только стоит окрик разозленного Люка, капитана французского Redoutable, который предупредил главного канонира, что если вот сейчас артиллеристы не наладят стрельбу – он просто его повесит на виду у англичан.

Грубо говоря, английский флот имел и корабли, и пушки, и команды для ближнего боя, а вот французы и испанцы – нет.

Литература:
1. Agustín R. Rodríguez González «The Spanish at Trafalgar: Ships, cannons, men and a problematic alliance» – Journal for Maritime Research, 7:1, стр. 26–43, 2005.
2. Gardiner, Robert (ed.) «The line of Battle. The Sailing Warship 1650–1840» – London, Conway Maritime Press, 1992.
3. Vigodet, Casimiro y Alcón, José María «Nueva Artillería Naval y de Costa» – Madrid, Imprenta de Corrales y Cía, 1847.
4. Michael Duffy «The gunnery at Trafalgar: training, tactics or temperament?» – University of Exeter, 2005.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    1 декабря 2023 05:05
    Спасибо Сергей!
    Если серьезно, то по Трафальгару надо писать цикл статей с разбором от показа Нельсона до ошибок в конвоировании «призов».
    Если кратко, то основа победы англичан лежит в тактике. Нельсон рискнул и победил, впрочем ценой своей жизни.
    Хорошего дня, успехов и процветания!
  2. +6
    1 декабря 2023 05:14
    Кораблик на второй картинке вообще-то называется Santa Ana -- с одной буквой "n".
  3. +10
    1 декабря 2023 08:07
    Вообще интересно читать про великие сражения и на море и на суше. И потом сравнивать с современным состоянием армии и флота. Показательно противостояние между Черноморским флотом и Украинским флотом.
    Украинский флот без кораблей только дронами и ракетами загнал наш флот в дальние базы где в принципе и там его достаёт, вплоть до Главного штаба Черноморского флота.
    В чём проблема? Почему так происходит? Не компетентность командования флота, или невозможность развивать флот на те деньги что ему выделяют, и деградация военно-морской мысли и науки? Или надо ставить на командование молодых и рьяных?
    Вот патрульные корабли из Франции дадут привести на Украину или уничтожат в пути? soldier
    1. +12
      1 декабря 2023 08:55
      Ну в данном случае можно вспоминать разные технические аспекты разницы сил Украины и России. Но общий итог вывести сейчас (спустя 2 года) можно.
      А итог на удивление простой - просто одна страна понимает свою задачу и свои возможности, другая вообще не понимает для чего она там и что она способна реализовать.
      Руководство Украины, прекрасно понимает что немногие надводные боевые корабли - старые и не модернизировались с конца 80-х. И это музейные экспонаты, а не корабли. Но при этом у них есть понимание того что нужно сделать:
      1. Не допустить возможной морской десантной атаки в районе Одессы, так как это единственный крупный порт, через который страна связана морскими путями с остальным миром (то же зерно засечу, не смотря на сухопутные границы, в основном по морю провозят).
      2. Оттягивание ВМС РФ дальше от берегов, что бы усложнить их атаки КР регионов в глубине страны и так же усложнить конвоирование и проверку торговых судов что идут в Одессу.
      Всё это с пониманием того что задачи есть, а крупных кораблей нет. Но понимая ситуацию и имея доступ к западному оружейному рынку, они постепенно отработали наиболее практичные и действенные для себя действия.
      В то время как в ВМФ РФ всё с точностью наоборот. Корабли вывели в море не понятно для каких морских целей. То что корабли совершают удары только по наземной инфраструктуре говорит о непонимании нахождения флота в море. С надводными кораблями они бы всё равно не встретились (сомневаюсь что кто то думал на возможность морского боя между фотами России и Украины). Но при этом нет попытки давить на береговую инфраструктуру и вести воздушный контроль не просто силами флота - но и для решения задачь самого флота. Флот у нас используют исключительно как мобильные платформы для ударов по суше.
  4. +9
    1 декабря 2023 09:40
    При плохо прочищенном орудии картуз с порохом, который банником вставляли в ствол, банально мог загореться и вспыхнуть

    Мне казалось, что банник потому так и называется, что его главная задача - это погасить остатки предыдущего заряда и охладить ствол, для чего его и смачивали. В результате его использования образовывался пар - отсюда и название.
    А уж потом вставляли в ствол следующий заряд, но не банником, а прибойником. Хотя последний мог находиться на другом конце древка банника. Забавно - сегодняшнее "банить" - это как бы гасить искру, во избежание взрыва ? wink
  5. +7
    1 декабря 2023 10:33
    французская obusier – по дугообразной.

    В русской традиции, такая траектория именуется навесной.
    1. +2
      1 декабря 2023 22:04
      Цитата: Grossvater
      В русской традиции, такая траектория именуется навесной.

      А в артиллерийской традиции - мортирной.
  6. 0
    1 декабря 2023 10:42
    "Ну или английские киборги не только обошли каким-то образом физическую усталость, но и законы физики и термодинамики."

    Недавно на этом же форуме было отличное объяснение такого эффекта - у британцев были карронады, которые имели гораздо большую скорострельность при таком же калибре, и на близких дистанциях действовали очень эффективно.

    Не помню, чья статья, но очень убедительная.
    1. +4
      1 декабря 2023 11:22
      плюс к этому соотношение количества выстрелов один к трём могло быть за счёт задержек у испанцев , а не за счёт ускорения англичан. В статье об этом и пишется, кстати.
    2. +3
      1 декабря 2023 21:59
      Цитата: С.З.
      Не помню, чья статья, но очень убедительная.

      Махова же laughing
  7. +4
    1 декабря 2023 10:49
    Цитата: Усатый Кок
    Флот у нас используют исключительно как мобильные платформы для ударов по суше.


    Ввиду отсутствия у противника своего флота и авиации, других целей флоту придумать довольно сложно.
  8. +14
    1 декабря 2023 11:03
    британская карронада вела стрельбу по горизонтальной траектории, тогда как французская obusier – по дугообразной.

    Вызывает удивление неряшливость автора, претендующего на серьезный уровень, в плане терминологии.
    "Горизонтальных" и "дугообразных" траекторий артиллерийских снарядов не существует в природе.
    Траектория классического артиллерийского снаряда называется баллистической.
    Траектория снаряда с малыми углами возвышения (до 20°) называется отлогой, а стрельба - настильной; траектория снаряда с углами возвышения свыше 20° называется крутой, а стрельба - навесной (до 45°) или мортирной (свыше 45°).
    1. +1
      10 февраля 2024 07:08
      Забыли прямой выстрел, когда траектория не возвышается над линией прицеливания.
  9. +1
    1 декабря 2023 12:38
    1. Британские корабли технически превосходили корабли великой армады. К примеру, если отверстия для пушек вырезали после спуска корабля на воду, то в Британии вырезали ещё на стапеле в процессе постройки, а корабли имели лучшую устойчивость и парусное вооружение.
    2. Британский флот под командованием Нельсона представлял единое целое и потому более управляем в бою.
    3. Природный фактор оказался на стороне Британии

    Разгром великой армады положил конец испанскому владычеству, нарушил транспортные коммуникации Франции со своими владениями в северной Америке что предопределило их судьбу, положил начало безраздельному Британскому господству на море вплоть до середины 20 века и колонизации пол-мира.
    1. +1
      10 февраля 2024 07:12
      2. Британский флот под командованием Нельсона представлял единое целое и потому более управляем в бою.

      Вот про управление флотом "в дыму сражения" очень бы хотелось по-подробнее.. Может литературу порекомендуете? Буду признателен.
  10. +9
    1 декабря 2023 13:30
    Попутно попытаемся развеять один популярный миф.

    Из книги в книгу повторяется байка, что британские матросы имели темп стрельбы в три раза выше, чем их визави, и такой темп они поддерживали весь бой.

    Вообще, "в приличном обществе" для "развеивания" подобных мифов принято оперировать технической информацией, тем более, что в заглавии статьи автор прямо пообещал читателям "технические подробности". Однако в тексте применительно к мифу кроме того, что автор перепутал прибойник с банником, других "подробностей" и нет.
    Между тем британские артиллеристы реально имели техническое преимущество над своими испанскими и французскими противниками, позволяющие поддерживать более высокую скорострельность в течении длительного времени.
    Хотя не в три раза, конечно. Типичный темп стрельбы корабля Королевского флота конца 18 века - 2 - 3 выстрела за пять минут.
    Как пример - испанцы и французы для производства выстрела использовали пальник, а англичане - ударник.
    1. -1
      1 декабря 2023 22:02
      Цитата: Dekabrist
      Хотя не в три раза, конечно. Типичный темп стрельбы корабля Королевского флота конца 18 века - 2 - 3 выстрела за пять минут.

      А какого калибра орудия имеете в виду? 12-фунтовка и два выстрела в минуту даст, 68-фунтовую пуху только накатить все 5 минут уйдет.. wink
      1. 0
        2 декабря 2023 01:46
        Только сейчас, читая Ваш комментарий, заметил, что вместо "бортовых залпа" написал "выстрела"
      2. +3
        2 декабря 2023 02:31
        68-фунтовую пуху только накатить все 5 минут уйдет..

        С помощью талей и полиспастов орудие накатывалось очень быстро. Тем более, что "катить" совсем не много.



        Персонажи, обозначенные стрелками, держат тали, которыми накатывается орудие.
        1. 0
          2 декабря 2023 16:53
          Цитата: Dekabrist
          С помощью талей и полиспастов орудие накатывалось очень быстро.

          С помощью талей и тем более полиспастов - ничего не делается быстро. Не пробовали в гараже? К тому же 68-фунтовая пушка весит около 5 тонн, а на море еще и качка адреналина добавляет. Затрудняюсь представить, как два персонажа бодренько тащуть пять тонн в горочку не забывая притормаживать на обратной волне.

          По факту накатывали с помощью лома и "такой то матери" а тали служили для фиксации промежуточных положений. Кстати, расчет 68-фунт. пушки обычно 18 человек.
          1. +1
            2 декабря 2023 18:29
            Не пробовали в гараже?

            В гараже не пробовал. В цехе металлургическом пробовал. При замене трансформаторов печных весом 60 тонн. Или ванны печи. Там счет идет на сотни тонн. Ну и полиспасты соответствующие.
            К тому же 68-фунтовая пушка весит около 5 тонн

            Британская - от 4,7 до 5,7 тонны, если быть точным.
            Затрудняюсь представить, как два персонажа бодренько тащуть пять тонн в горочку не забывая притормаживать на обратной волне

            А где у меня написано, что "тащуть" двое? Двое только держат тали "в натяг", чтоб пушка не каталась. А "тащат", после того, как зарядят, десять "персонажей". Притом без всяких ломиков.

            https://topwar.ru/uploads/posts/2023-12/pushka-raschet-1.webp

            На рисунке цифры - это номера расчета.
            не забывая притормаживать на обратной волне

            Притормаживает при накатеке "персонаж" на поездной тали. Она для этого специально предназначена.
            Кстати, расчет 68-фунт. пушки обычно 18 человек.

            От 9 до 18.
            Перечитал еще раз британскую 1812 года и американскую 1860 года "инструкции" для корабельных артиллеристов тех времен. Про ломики - ни слова.
            1. 0
              2 декабря 2023 18:51
              Рисунок как то непонятно всявляется. Раньше было лучше.
            2. 0
              2 декабря 2023 21:25
              Цитата: Dekabrist
              А где у меня написано, что "тащуть" двое? Двое только держат тали "в натяг", чтоб пушка не каталась. А "тащат", после того, как зарядят, десять "персонажей". Притом без всяких ломиков.

              Согласен, но почему вы решили что это все быстро? Там пушка откатывается не так далеко, примерно 1.8 метра, едва ствол вовнутрь корабля зашел. Пока банят, пока заряжают и накатывают далеко не одним движением. И кстати ломики в наборе инструментов я видел.
              1. 0
                2 декабря 2023 22:24
                Согласен, но почему вы решили что это все быстро?

                Цифры нашел. Для свежего расчета один выстрел в 50-70 секунд.
                1. +1
                  4 декабря 2023 22:48
                  Цитата: Dekabrist
                  Для свежего расчета один выстрел в 50-70 секунд.

                  А можно ссылку? Реально интересно, ранее попадались описания учений ЧФ перед Крымской войной, и там писали что залп в 5 минут явно заниженная цифра для 68-фн. и реально должно быть 10-15 минут на залп.
                  Названная вами цифра в 50-70 сек. и для современных систем хороша. Например 2С4 «Тюльпан» делает 1 выстрел за 62 секунды. Но у Тюльпана и лебедки и досылатель и банить его не нужно.
                  1. 0
                    5 декабря 2023 00:59
                    А можно ссылку?

                    Одну нашел.
                    Sea Power: A Naval History. By E. B. Potter and Chester W. Nimitz, editors. 1960., страница 43, правая колонка, последний абзац.
                    Если найду еще, напишу.
                    1. 0
                      5 декабря 2023 01:23
                      Еще тут есть.
                      https://books.google.com.ua/books?id=53HOEAAAQBAJ&pg=PT335&lpg=PT335&dq=A+typical+broadside+of+a+Royal+Navy+ship+of+the+late+18th+century+could+be+fired+2-3+times+in+approximately+5+minutes&source=bl&ots=K0V1DnWwrq&sig=ACfU3U25UNITloe2nEfZEkCgAkIS-J494g&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjeka2v5vaCAxUvKBAIHR7kB4Q4ChDoAXoECAIQAw#v=onepage&q=A%20typical%20broadside%20of%20a%20Royal%20Navy%20ship%20of%20the%20late%2018th%20century%20could%20be%20fired%202-3%20times%20in%20approximately%205%20minutes&f=false
                      1. 0
                        5 декабря 2023 03:26
                        Цитата: Dekabrist
                        Еще тут есть

                        Увы, домен *.ua нам недоступен, гугл тоже не спешит делится книгами, хоть ее и показывает, но страницу 43 в просмотр упорно не выводит :) Попробую поискать другими путями.
          2. +2
            3 декабря 2023 08:16
            Моряки постоянно работали с талями. И даже спорт придумали - перетягивание каната.
            Я с талями работал. Никаких проблем, когда знаешь, что это такое. Все в пределах физики.
            1. 0
              4 декабря 2023 22:58
              Цитата: mmaxx
              Я с талями работал. Никаких проблем

              Вроде отвечал а ответа не вижу. Короче нет там проблем кроме медленного подъема, тянешь да тянешь за цепь.
              1. +1
                5 декабря 2023 06:42
                Это сейчас талями называют почти всегда цепные подъемные устройства. А на парусниках - это кобинация блоков и снастей. На пушках - пара двух-трехшкивных блоков и трос (веревка, на флоте веревок нет) . По современным меркам недостаток один - у последнего блока нет храпового механизма. Медленного там нет ничего. Тянешь быстро, быстро и накатываешь. Перемещение горизонтальное. Можно тянуть хоть бегом, если сил хватит. Я не зря про перетягивание каната писал. Согласовано люди могут горы свернуть.
      3. +2
        3 декабря 2023 08:10
        Есть ролики в ютьюбе. Правда, там американцы работают с более поздней пушкой - на станке. Но и гораздо более тяжелой. Уж что, а накат и откат не долгий. Особо с учетом какие там "артиллеристы".
        1. 0
          4 декабря 2023 22:55
          Цитата: mmaxx
          Есть ролики в ютьюбе. Правда, там американцы работают с более поздней пушкой - на станке.

          Можно ссылку ? "На станке" может означать что там уже есть накатник.
          1. 0
            5 декабря 2023 06:43
            Поищу. Попозже, пожалуйста. С телефона неудобно.
          2. 0
            5 декабря 2023 17:26
            https://www.youtube.com/watch?v=tKN37in85lI
            1. +2
              5 декабря 2023 22:24
              То что надо! Большое спасибо!! Очень наглядно, люблю американских чудаков за такие вот ролики.

              Пушка действительно с накатником, т.е. с наклоном в сторону борта, это компенсируется тем что они ее откатывали от борта для заряжания. Расчет 14 человек, откатывали все. Есть два нюанса, колесики у нее металлические, катятся по рельсам (т.е. трение сильно меньше чем у деревянных на деревянной оси) плюс сама пушка короче примерно на метр. Всего на заряжание с выстрелом они потратили 3 минуты (но не банили!). С учетом добавок получается 3-3.5 минуты на выстрел. Чисто на накатывание в ролике ушло 20-25 секунд, с учетом деревянных колес и большей длинны отката полагаю можно секунд 40-60 откладывать на накатывание. Плюс прочие операции по заряжанию, цифра 3.5-4 минуты на выстрел смотрится ближе к реальности чем 50 секунд.

              Лучше один раз увидеть чем сто раз прочитать! (с)
              1. 0
                6 декабря 2023 04:09
                Понятно, что по металлу металлические колесики едут лучше. Но нормальный расчет позаботится и о том, чтобы пушка на деревянном лафете ходила хорошо. Ну, и у американов тут пушечка классная и тяжелая. В то же время, и я не ожидал, что она назад так легко катится. А ведь какая удачная конструкция пушки на таком лафете! Пока не увидишь, даже не осознаешь. Еще б понять: это полный заряд или просто демонстрация?
                Сейчас много роликов про старые пушки. И барбетные и на снижающихся лафетах, и на центральных станках. И всегда понимаешь, что паспортная скорострельность - это спортивное достижение - не более. Вот читаю: автомат заряжания танка - 6.5 секунд. С переменой снаряда 10. Уж где скорострельность нужна позарез. А она не достигает паспортной аналогичных морских орудий. Только морские стреляли так только на показушках клиенту.
                1. +2
                  6 декабря 2023 23:33
                  Цитата: mmaxx
                  Но нормальный расчет позаботится и о том, чтобы пушка на деревянном лафете ходила хорошо.

                  Сильно хорошо это тоже плохо. Во времена Крымской войны еще и палубу песочком посыпали, для лучшего трения. Старались уменьшить рывок в конце отката, чтоб рым из борта не вырвало.
                  Цитата: mmaxx
                  Еще б понять: это полный заряд или просто демонстрация?

                  Однозначно демонстрация. Длина отката бомбической пушки на испытаниях 1.7-1.8 метра, это примерно половина длины пушки или немного больше. Здесь же на 15-20 сантиметров откат, или заряд мизерный или ядро не положили на всякий случай. Там мужик спиной закрыл этот момент.
              2. +1
                6 декабря 2023 04:44
                Сработанный расчет быстрее и откатит и накатит и зарядит. Но! Все по команде. Никакой самодеятельности.
                А не банили, потому как первый выстрел.
                1. +1
                  6 декабря 2023 23:49
                  Цитата: mmaxx
                  А не банили, потому как первый выстрел.

                  Это понятно, я время прикидывал. В другом ролике увидел как банят длинную пушку - ровно 30 секунд, но это на сухопутной пушке. Что еще интересно, в этом ролике заряжали именно по морскому! Видели как прибойник подавали? И заряжающий типа выпускал ручку в открытый пушечный порт держа все время инструмент около головки, стоя у дульного среза, там где стоит заряжающий на батарейной палубе корабля.
    2. +1
      5 декабря 2023 17:29
      Тут же еще явно влияет и состояние матчасти. Если за ней хоть как-то ухаживают, то и колеса крутятся и блоки, и веревки не гнилые, принадлежности всякие не растащили и т. д. и т. п. Да, хоть канониры раз в жизни, но попробовали из СВОЕЙ пушки стрельнуть.
  11. 0
    1 декабря 2023 21:38
    Небольшая ремарка от читателя. Трудно оценить массив цифровых данных не сведенный в таблицы. Сравнения лучше читаются в столбцах и строчках. Тогда и техническая часть была бы выделена и комментарии к данным более наглядными. Но это мысли вслух по форме.
    Есть вопрос к автору по сути: Был ли в воюющих флотах уставы описывающие базовые правила ведения морского боя, формальные документы? Насколько им следовали участники мероприятия? Были ли действия предопределены или наоборот гениально нарушены выигрывавшей стороной?