ВМС Португалии заказали судно-носитель беспилотных систем

18
ВМС Португалии заказали судно-носитель беспилотных систем
Проектный облик судна PNM от Damen Shipyards Group


Военно-морские силы Португалии заказали разработку и строительство перспективного многофункционального судна Plataforma Naval Multifuncional. Целью этого проекта является создание крупной надводной платформы, способной нести различные беспилотные системы и иные средства для проведения исследований в области биологии, океанографии и т.д. На выполнение всех работ отводится всего несколько лет.



Особые требования


Программа разработки «многофункциональной морской платформы» Plataforma Naval Multifuncional стартовала в июне 2022 г. Тогда ВМС Португалии опубликовали техническое задание на новый проект и показали возможный облик будущего корабля, а также открыли прием заявок от потенциальных исполнителей. В ближайшее время планировалось рассмотреть предложения промышленность и выбрать будущего разработчика и строителя.

Согласно техническому заданию, судно PNM должно иметь характерный облик и совмещать в себе функции патрульного корабля, океанографического и гидрографического судна. С его помощью в будущем планируют осуществлять охрану акваторий в пределах морской экономической зоны, проводить мониторинг и исследования экологического и иного характера, выполнять поисково-спасательные мероприятия и т.д.

Для решения большей части подобных задач предлагается использовать беспилотные авиационные, надводные и подводные аппараты. Из-за этого судно по своей конструкции может быть похожим на современные универсальные десантные корабли – предусматриваются полетная палуба, доковая камера и т.д.

На момент старта программы ВМС предполагали, что проектирование и строительство судна займут порядка трех лет. Сдача готового вымпела планировалась на 2025 г. Начальная конкурсная цена – 94,5 млн евро. В дальнейшем сроки и стоимость работ пришлось пересмотреть с учетом вновь возникших факторов.


Вид на правый борт

Контракт на строительство


За прошедшее время ВМС Португалии получили и рассмотрели несколько заявок от местных и иностранных компаний, а также выбрали наиболее интересный проект для дальнейшего развития. Контракт на продолжение его разработки и последующее строительство судна PNM подписали 24 ноября. Ввиду высокой важности программы, договор заключили в торжественной обстановке в присутствии высшего военного и политического руководства страны.

Официальный заказ на техническое проектирование, строительство и испытания судна получила международная компания Damen Shipyards Group со штаб-квартирой в Нидерландах. На проведение работ отводится всего три года – судно должно войти в состав ВМС не позднее конца 2026 г. Общая стоимость работ оценивается в 132 млн евро. В соответствии с подписанным контрактом, единственное запланированное судно PNM получит имя Don João II и тактический номер A888.

Определенный интерес представляют методы финансирования строительства. Из требуемых 132 миллионов португальское Минобороны внесет только 37,5. Оставшиеся средства в размере 94,5 млн евро поступят из Фонда восстановления и устойчивости Европейского союза. Эта структура призвана оказывать поддержку странам ЕС, пострадавшим от коронавируса. Как теперь выясняется, военные флоты и кораблестроение тоже могут рассчитывать на помощь после пандемии.

Необычный облик


Заказчик и исполнитель уже опубликовали некоторые материалы по финальной версии проекта PNM. Раскрыт общий облик будущего судна и его характеристики, примерный состав специального оборудования и т.д. При этом часть сведений пока не опубликована – ввиду секретности или по причине продолжения соответствующих работ и отсутствия окончательных решений.

Проект PNM от компании Damen Shipyards Group предусматривает строительство судна длиной более 107 м и шириной ок. 20 м с полным водоизмещением более 7 тыс. т. Предлагается дизель-электрическая энергоустановка с движением за счет электромоторов в винторулевых колонках и носовом подруливающем устройстве. Расчетная максимальная скорость достигнет 14 узлов.

Собственный экипаж судна будет включать 48 чел., включая нескольких офицеров. Кроме того, на борту будет до 42 специалистов, работающих с беспилотной техникой всех типов. Экипаж будет использовать два раздельных мостика. С одного планируется управлять судном в целом, а на втором разместятся посты управления беспилотных систем.


Концепт судна PNM от ВМС Португалии, опубликованный вместе с техническим заданием в 2022 г.

Судно Don João II получит полетную палубу длиной 94 м и шириной 11 м с носовым взлетным трамплином и аэрофинишерами в центральной части. Такая палуба обеспечит применение беспилотных систем с летательными аппаратами самолетного и вертолетного типа. Из-за наличия полетной палубы надстройка отличается малой шириной и смещена к правому борту. Внутри нее удалось разместить небольшой ангар для части БПЛА.

Под полетной палубной находится ангарная общей площадью 650 кв.м. На ней предлагается перевозить необходимую авиационную технику или иные грузы. Также возможно развертывание кубриков на 100 чел. Загрузка и выгрузка будет осуществляться через крупные бортовые лацпорты.

В корме корпуса будет находиться доковая камера размером 10х20 м, предназначенная для размещения и применения надводных и подводных безэкипажных систем. Для работы с такой техникой судно получит несколько подъемных кранов грузоподъемностью до 50 т.

Состав беспилотной авиационной и безэкипажной морской групп пока не объявлен и, вероятно, еще не определен. Сообщается, что судно PNM сможет нести БПЛА разных типов, включая образцы тяжелого класса, вписывающиеся в размеры полетной и ангарной палубы. Также будут применяться беспилотники вертолетного типа. Размеры палубы позволят принимать и пилотируемые вертолеты основных типов.

Док-камера сможет принимать подводные аппараты водоизмещением до 30 т. Заказчик желает получить комплексы такого рода, работающие на удалении от судна-носителя и на глубинах до 6 км. Вполне вероятно, что в состав штатной группировки войдут и АНПА с менее высокими характеристиками. Также планируется использовать скоростные безэкипажные катера с аппаратурой наблюдения.

В открытых материалах по проекту PNM не упоминается наличие какого-либо вооружения. Впрочем, нельзя исключать возможность подвески вооружений на беспилотные аппараты или вертолеты.

Цели и задачи


По официальным данным, основными задачами судна PNM станут мониторинг и исследования. С его помощью ВМС Португалии планируют следить за биогеохимическим состоянием атмосферы и океана, оценивать биологические ресурсы, а также проводить иные исследования. Также судно сможет выявлять и, возможно, пресекать незаконные действия в территориальных водах или в экономической зоне Португалии.


Судно предложенного облика с беспилотными системами на борту вполне способно выполнять такие задачи и показывать высокие результаты. Сама платформа обладает неплохими характеристиками и способна доставлять свою полезную нагрузку в требуемый район, а также обеспечивать длительное присутствие и проведение необходимых работ.

При помощи собственных средств и группы беспилотных средств на борту судно Don João II сможет отслеживать обстановку в воздухе, на воде и под водой. Аппараты разных типов смогут действовать в значительном радиусе вокруг носителя. Точные характеристики и возможности такого рода зависят от типов применяемой беспилотной техники. При этом возможна замена используемых беспилотных систем, что придает судну определенную гибкость.

Возможность изменения состава беспилотных комплексов в будущем упростит модернизацию судна. Повышение характеристик и расширение функций будут достигаться без перестройки конструкций и замены сложного оборудования. Достаточно будет лишь принять на борту другие катера или летательные аппараты, а также установить новые средства управления, аппаратные и/или программные, и принять иные несложные меры.

Новая концепция


В целом концепция многофункционального исследовательского судна с большим количеством беспилотных аппаратов на борту представляет определенный интерес. Оно сможет существенно расширить возможности ВМС Португалии в контексте слежения за обстановкой, а также выявления и обработки различных угроз. Самостоятельно и вместе с другими кораблями флота судно PNM будет исследовать и защищать природные ресурсы и продвигать интересы своей страны.

В то же время, пока проект PNM нельзя оценить в полной мере. Заказчик и исполнитель еще не раскрыли список беспилотных систем на борту, и потому точный список функций и возможностей судна остается неизвестным. Однако и при неполной информации проект представляет интерес, и за ним стоит следить. На проведение всех работ отводится лишь три года, и это означает, что новая интересная информация о PNM может появиться в самое ближайшее время.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    29 ноября 2023
    Также судно сможет выявлять и, возможно, пресекать незаконные действия в территориальных водах или в экономической зоне Португалии.
    Ничего себе сторожевик. laughing
    Посудина даже не папуасов, а безответных пингвинов гонять!
  2. -4
    29 ноября 2023
    Хоспаде, а этим то зачем ?? Фантомные боли эпохи великих географических открытий все покоя не дают ? Португалия давно уже превратилась в заштатную странишку где просто уютно и тепло . На кой им океанский дрононосец? Мадейру хотят захватить или острова зеленого мыса ?
  3. KCA
    -4
    29 ноября 2023
    Судно-носитель БПЛА уже военный корабль, исход ясен, наглия не решательница всех морей, но Аргентина ещё с ней не боец, особенно с инфляцией 143% в месяц,, у нас куревич подорожал, уже вопли, ждут экстаза на соле и гречке, а в солнечной Аргентине, которая нас говядиной кормила, 143% в месяц, да у нас все ритейлы пустые стояли-бы пару недель, пока мозг включится
  4. -3
    29 ноября 2023
    Ещё одна большая цель на море wink
  5. +6
    29 ноября 2023
    В целом концепция многофункционального исследовательского судна с большим количеством беспилотных аппаратов на борту представляет определенный интерес.

    Да не просто интерес, за подобными кораблями будущее: максимально многоцелевая платформа с широким набором БПЛА и с минимально возможным экипажем и приемлемой стоимостью. Это пока "первая ласточка", так сказать, проба сил, дальше больше...
    1. +3
      29 ноября 2023
      Да не просто интерес, за подобными кораблями будущее: максимально многоцелевая платформа с широким набором БПЛА и с минимально возможным экипажем и приемлемой стоимостью. Это пока "первая ласточка", так сказать, проба сил, дальше больше...

      Да, это будущее ВМС мира. У нас, как обычно, спохватятся лет через 50. fool
  6. +3
    29 ноября 2023
    то что дрононосец делают это правильно. турки по моему уже ведут эксперименты со своими дронами, на своем турецком типо авианосце
  7. "Где б о чем не говорили, все всегда сведут на баб" (с)
    Господа, какие авианосцы, какие фантомные боли, Вы о чем вообще? Кораблик имеет ярко выраженный НЕБОЕВОЙ характер. Вот что пишет бмпд
    Официально основные задачи корабля сконцентрированы на исследовательских функциях и включают: мониторинг биогеохимического состояния океана и атмосферы; инвентаризация и оценка минеральных ресурсов и всех других невозобновляемых ресурсов на морском дне в морской экономической зоне Португалии; непрерывная инвентаризация биологических ресурсов (возобновляемых ресурсов) и мониторинг их состояния; мониторинг и борьба с нарушениями и незаконными экономическими действиями в морской экономической зоне Португалии; реагирование на стихийные бедствия и техногенные аварии; смягчение вредной деятельности человека в океане (борьба с последствиями загрязнений, такими как макропластики); увеличение общего объема гидрологической и океанографической информации.
    Корабль должен быть оснащен дизель-электрической энергетической установкой с двухтопливными дизелями и малошумным малым ходом на электромоторах, движителями выступают две винто-рулевые колонки. Скорость полного хода составит 14 узлов, экономического 10 узлов.

    Далее -
    Общая стоимость работ оценивается в 132 млн евро

    Если что, то фрегат fremm стоит порядка 600 млн. евро. А тут - 132 млн, при том что все-таки придется устанавливать оборудование, которое позволит садить БПЛА на палубу. То есть по сути, никаких систем вооружений, никаких БИУС, никаких мощных радаров, ничего у португальца нет.
    Практически чистый океанограф нового типа. Которому максимум что можно вменить - патрульные функции в мирное время. Да, в военное от безнадеги можно попробовать в носитель боевых БПЛА переоборудовать... Но даже до турецкого АВ ему будет как до Китая задом наперед
    1. 0
      29 ноября 2023
      Да, со скоростью там тоскливо, действовать в составе эскадры не может. Но встать на якоре и гонять пауасов беспилотниками - вполне.
      Насчет конечной цены - с беспилотниками увеличьте в 2 раза, не ошибетесь.
      1. Цитата: Не_боец
        Насчет конечной цены - с беспилотниками увеличьте в 2 раза, не ошибетесь.

        Так фрегаты за 600 млн - тоже только фрегаты, без ракет и снарядов
  8. +2
    29 ноября 2023
    Этот авик на минималках конечно на военное применение не тянет . Но участие военных в проекте говорит об их интересе к концепту и его перспективам . Посмотрят , как всё это в комплексе работает , а там можно определятся с концепцией, требованиями, оснащением и заказывать для ВМФ .
    1. 0
      29 ноября 2023
      В принципе если хорошо подумать то самое оно для ЧВК при действии с моря. Есть док-камера, то есть с посадкой на лодки проблем не будет, воздушные БПЛА это разведка и поддержка. Большие "лишние" объемы позволяют разместить дополнительный персонал, да и госпиталь не помешает. Дизель-электрический ход? Замечательно, проблем с электричеством не будет, можно дроны на месте производить. Малый ход? Да нам же наперегонки не бегать.
      1. Цитата: Не_боец
        В принципе если хорошо подумать то самое оно для ЧВК при действии с моря.

        Против кого?:)))
        Цитата: Не_боец
        сть док-камера, то есть с посадкой на лодки проблем не будет,

        Только корабль не предназначен для десантирования. У него нет кают для десанта. Можно, конечно, оборудовать их на ангарной палубе, возможность размещения аж 100 чел. там есть. ТОлько вот в этом случае идти "на дело" им придется с тем, что они могут унести в руках - мест для боеприпасов, снаряжения, и даже завалящего багги - нет.
        Много навоюет неполная рота с личным оружием и без поддержки арты и проч? Вопрос риторический. Я думаю, ЧВК от Вашей посудины будут шарахаться как черт от ладана
        Цитата: Не_боец
        да и госпиталь не помешает.

        Извините, но место, где мог быть госпиталь, Вы уже заняли неполной ротой ЧВК. Так что для госпиталя у Вас осталась только док-палуба. Но там... бывает мокровато. И если там развернуть госпиталь, то высаживаться Вам будет уже не на чем.
        Цитата: Не_боец
        Дизель-электрический ход? Замечательно, проблем с электричеством не будет, можно дроны на месте производить

        Это, простите, как? Вы вместо десанта станочный парк в ангаре разместите? А рабочих - в лодках в доке?:)))))
  9. 0
    29 ноября 2023
    Судно, конечно, гражданское, но при необходимости как вспомогательный корабль, особенно в конфликтах малой интенсивности, миротворческих операциях, гуманитарных, борьбе с пиратами, он вполне подойдет Тем более, что очень недорогой.
  10. 0
    30 ноября 2023
    Дяденька, Дяденька!!! Подарите мне травмат. Но только такой чтоб стрелял боевыми патронами.
    То ли боевой то ли исследовательский. Экипаж будет от Академии Наук или от ВМФ?
    Но зато создан по последнему слову техники.
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    19 декабря 2023
    Господи, этим то что не сидится? Сидели бы виноград выращивали и вино квасили. Не, опять же все с кем то воевать собираются.
  13. 0
    9 января 2024
    Попытка симбиоза военно-гражданского судна, без ПВО, будет легкой целью при ведении БД. А, беспилотники, ни как не помогут в обороне корабля.
  14. 0
    21 февраля 2024
    У нас были авианесущие крейсера, которые опередили время и были бы как раз в нынешних условиях под базирование на них вертолетов и беспилотников. Это проект 1143.2. 4 корабля. Хоть сейчас по тем чертежам, но с современной начинкой ( радарная группа, ПВО..) строй и вперед. Лучше многих « перспективных «.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»