ВМФ принял подлодку «Можайск»

15
ВМФ принял подлодку «Можайск»
ДЭПЛ "Можайск" перед спуском на воду, апрель 2023 г.


В интересах российского военно-морского флота продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». 28 ноября промышленность передала ВМФ очередной вымпел этого типа – лодку «Можайск». Она предназначается для Тихоокеанского флота и является уже пятым кораблем своего проекта в его составе. В обозримом будущем корабль отправится к месту постоянного базирования и затем приступит к полноценной службе.



В соответствии с графиком


В настоящее время завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) из состава Объединенной судостроительной корпорации выполняет заказ на строительство шести подлодок пр. 636.3 для Тихоокеанского флота. В 2019-22 гг. заказчику передали первые четыре ДЭПЛ серии, и работы продолжаются. Следующей «Варшавянкой» в составе КТОФ должна была стать лодка Б-608 «Можайск».

Пятую ДЭПЛ нового проекта для КТОФ заложили 23 августа 2021 г. Строительство таких кораблей давно освоено и отработано, благодаря чему занимает минимальное время. Достроенный «Можайск» спустили на воду 27 апреля 2023 г. В течение нескольких следующих месяцев лодка проходила все необходимые испытания, от заводских ходовых до государственных. Были подтверждены все характеристики, и ее начали готовить к сдаче.


Церемония принятия в состав ВМФ, 28 ноября 2023 г.

Передача новой подлодки заказчику должна была состояться в ближайшее время, но точная дата оставалась неизвестной. При этом в прессе появлялись различные неподтвержденные данные. Так, 22 ноября издание «Известия» сообщило, что подписание акта на очередную «Варшавянку» изначально планировалось на 30 ноября. Однако затем планы пересмотрели, и это событие перенесли на несколько дней вперед, на будущий Единый день приемки военной продукции в начале декабря.

Корабль в составе флота


Как оказалось, эта информация не соответствовала действительности. Торжественная церемония подписания приемного акта и поднятия флага ВМФ на подлодке «Можайск» состоялась 28 ноября. На мероприятии присутствовали главнокомандующий флотом адмирал Николай Евменов, руководство «Адмиралтейских верфей» и ОСК, а также представители государственных структур.

Главком ВМФ подписал приказ о зачислении новой ДЭПЛ в состав Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота. Теперь ее экипажу предстоит провести необходимую подготовку и выполнить межфлотский переход к постоянному месту службы. К какой базе будет приписан «Можайск», пока официально не сообщалось.

За несколько дней до приемки корабля агентство ТАСС раскрыло некоторые сведения о будущем походе. По данным его источников, «Можайск» отправится на Тихий океан вместе с ранее построенной однотипной ДЭПЛ «Уфа», принятой флотом в прошлом году. Поход состоится в ближайшие месяцы. В связи со сложной ледовой обстановкой, подлодки до мая следующего года не смогут использовать Северный морской путь. Поэтому переход состоится по южному маршруту – через Средиземное море, Индийский и Тихий океаны. Сроки начала и завершения такого похода пока назвать не могут.


Представитель серии


Следует отметить, что передача ВМФ подлодок пр. 636.3 достаточно давно стала регулярным и даже привычным событием. «Можайск» является уже 11-м представителем этого проекта, и на нем серия не заканчивается. Строятся или, как минимум, законтрактованы еще несколько подлодок.

Строительство «Варшавянок» последней версии «636.3» началось на заводе «Адмиралтейские верфи» в 2010 г. с закладки ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск». Это была первая из шести новых подлодок, предназначенных для Черноморского флота. Ее спустили на воду в ноябре 2013 г., а в августе 2014-го передали заказчику. В течение следующих двух лет, до конца 2016 г., КЧФ получил еще пять однотипных подлодок.

Пять «Варшавянок» Черноморского флота находятся в строю и готовы решать боевые задачи. Второй корабль серии, «Ростов-на-Дону», находится на плановом ремонте, но работы затянутся. Несколько недель назад украинским формированиям удалось повредить лодку в сухом доке, и на ее восстановление требуется дополнительное время.

В 2016 г. появился контракт на строительство второй серии из шести подлодок для Тихоокеанского флота. Его исполнение началось в июле 2017 г. с закладки корабля Б-274 «Петропавловск-Камчатский». Эту лодку построили менее чем за два года и спустили на воду в марте 2019-го. В конце ноября того же года новую ДЭПЛ принял заказчик.


В один день с «Петропавловском-Камчатским» на «Адмиралтейских верфях» заложили вторую ДЭПЛ серии под именем «Волхов». Ее спустили на воду в конце 2019 г. и сдали в октябре 2020-го. Два следующих заказа, «Магадан» и «Уфа», заложили в ноябре 2019 г. и спустили на воду в марте 2021 г. и в марте 2022 г. соответственно. Испытания обеих подлодок заняли чуть более полугода, после чего они были приняты ВМФ.

После сдачи «Можайска» завод-изготовитель должен сосредоточить усилия на строительстве шестого корабля серии, заложенного в один день с ним. «Якутск» выведут из эллинга в ближайшие месяцы, и до конца следующего года он должен войти в состав флота. На этом строительство «Варшавянок» для КТОФ завершится.

При этом «Адмиралтейские верфи» продолжат работу в интересах других объединений ВМФ. Так, имеются контракты на четыре следующие подлодки. Одна из них в будущем отправится служить на Балтийский флот, три остальные – на Северный. Закладка этих ДЭПЛ ожидается в 2024-25 гг. Заказчик примет их уже во второй половине десятилетия.

Положительные последствия


До начала строительства новой серии «Варшавянок» и до получения ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский», неатомные подводные силы Тихоокеанского флота состояли из нескольких подлодок более старого проекта 877 «Палтус». Эти лодки строились на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, и самые новые из них начали службу не позже 1990-92 гг. К моменту запуска строительства первой ДЭПЛ пр. 636.3 для КТОФ им исполнилось более 25 лет.


При всех своих сильных сторонах и принимаемых мерах, имеющиеся «Палтусы» к настоящему времени морально и физически устарели. По всем основным характеристикам и возможностям они уступают современным кораблям и фактически требуют замены. ВМФ смог найти соответствующие возможности, и с 2019 г. подводные силы КТОФ регулярно пополняются дизель-электрическими вымпелами новой постройки.

Особенности и преимущества «Варшавянок» хорошо известны. Это подлодки длиной ок. 74 м с полным водоизмещением порядка 4 тыс. т, оснащенные дизель-электрической энергоустановкой с высокими характеристиками. ДЭПЛ этого типа отличаются сниженной заметностью и улучшенной скрытностью, а также имеют достаточно высокие ходовые и маневренные характеристики.

Подлодки оснащены шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм. В боекомплект могут входить совместимые отечественные торпеды и морские мины. Кроме того, торпедные аппараты используются в качестве пусковых установок для крылатых ракет комплекса «Калибр-ПЛ». Используя те или иные штатные вооружения, ДЭПЛ пр. 636.3 способна поражать подводные, надводные и береговые цели на дальностях в тысячи километров.

Строительство и принятие в состав новых подлодок современного проекта «Варшавянка» является однозначно положительным процессом как для КТОФ, так и для нашего ВМФ в целом. Новая серия ДЭПЛ позволит улучшить количественные и качественные показатели подводных сил на Тихом океане и получить соответствующий прирост обороноспособности. И принятая флотом подлодка «Можайск» становится очередным шагом к такому результату.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 ноября 2023 04:50
    Положительные стороны - быстрота постройки и возможность стрельбы "Калибрами". И всё...
  2. +9
    30 ноября 2023 04:51
    Поэтому переход состоится по южному маршруту – через Средиземное море, Индийский и Тихий океаны.
    ой ребята.. Крепитесь!!! Путь не близкий и жаркий на Югах. Спокойного перехода и надежной мат.части без поломок!!! drinks soldier
  3. +5
    30 ноября 2023 05:30
    Ну вот просто просится иметь свой погружной транспорт для переброски на ремонт и с ремонта, новых кораблей с запада на восток и обратно Северным морским путём.. Хотя бы один, а лучше два. Может он пригодится для перевозки кораблей из Чёрного моря в Средиземное и обратно. Обойти запрет Турции на проход военных кораблей через Босфор, перевоз же не запрещён. soldier
  4. +1
    30 ноября 2023 08:25
    Новая серия ДЭПЛ позволит улучшить количественные и качественные показатели подводных сил на Тихом океане и получить соответствующий прирост обороноспособности. И принятая флотом подлодка «Можайск» становится очередным шагом к такому результату.-
    -очень, очень оптимистичненько.
    Прогиб засчитан.
    Как гражданский, все же напомню о вмф япов, корейск южные и австралия (к 30г}.это без сша. Все на китайцев надеемся?
    Сейчас может и улучшается, а с 30г что будет? Я про улкчшение и всеобъемлющее повышение... И тд и тп
  5. -1
    30 ноября 2023 09:23
    Лодка устарела ещё при закладке из-за отсутствия ВНЭУ. Чему радоваться?

    А вот то, что "Архангельск" сегодня из цеха выкатили - это супер! Поздравляю "Севмаш" и Флот.
    1. +3
      30 ноября 2023 10:31
      Вопрос с ВНЭУ спорный. Нет массового производства. При эксплуатации ПЛ с ВНЭУ возникли вопросы. Японцы и корейцы отказались от ВНЭУ и пошли по пути литиевых батарей и электродвигателей. Практически тот же результат, но дешевле и более пожаробезопасно.
      Не просто радость с выводом АПЛ «Архангельск», а тройная радость. Подписаны акты о приеме в состав флота двух атомоходов. Один- «Борей» «Александр 3», второй-«Ясень М» « Красноярск», после 10 декабря поднимут андреевские флаги.
      1. Комментарий был удален.
  6. +3
    30 ноября 2023 10:23
    Кирилл снова не справился с домашним заданием.
    Он упустил, что на ЧФ не 5 лодок в строю, а 4 лодки в строю( 2 в ремонте). ПЛ «Краснодар» , анонсировали в конце октября переход на плановый ремонт в Кронштадт, а ПЛ «Новороссийск» находится на заводе в ремонте. К весне 2024г. будет готова к переходу в Средиземное море. 6 лодок разделено поровну. Три находятся в Черном море, три в Средиземном.
  7. +5
    30 ноября 2023 15:06
    "При всех своих сильных сторонах и принимаемых мерах, имеющиеся «Палтусы» к настоящему времени морально и физически устарели. По всем основным характеристикам и возможностям они уступают современным кораблям и фактически требуют замены." Прочитал строчки эти и дурной вопрос, конечно риторический, к нашим флотоводцам-обдиралам возник. Если считаете, что на флоте главное, чтобы "Калибры" летали (про возраст МПК не вспоминаем), что ж все "Палтусы" ТОФа не отремонтировали и не модернизировали, а всего 1(один) "Комсомольск-на-Амуре" ? А второй вопрос к нашим левоохранителям, Солдатов В. (Владимир Солдатов), его помог сформулировать: робяты, как получилось, что "Трансшельф" стал голландским? Чтобы АПЛ "Самара" и "Брянск" прокатить с Дальнего Востока в Северодвинск на ремонт на "Трансшельфе" денежки пришлось компании из страны НАТО заплатить...И никто не виноват...
    1. +1
      1 декабря 2023 02:03
      Если бы башни реально были заинтересованы в боеспособности Армии , Флота и его подводных сил , судоремонтный завод в Большом Камне не простаивал бы столько лет без заказов , а провёл бы за все эти долгие годы простоя ремонты по крайней мере всех или почти всех ПЛА ТОФ , которые все эти годы стояли в отстое ожидая ремонта . И дождались не все . И из оставшихся дождутся не все , ибо работы по ремонту и модернизации идут медленно . Медленно , значит нет нормального финансирования , поэтому и персонала не хватает . А надо бы , если по уму и ради результата , изыскать в регионе дополнительные судоремонтные мощности , собрать\пригласить\подготовить кадры и организовать ремонт и посильную модернизацию по крайней мере ДЭПЛ "Палтус" , которых на ТОФ ещё много . Ибо в Большом Камне до них очередь точно не дойдёт , там по две ПЛ одномоментно можно ремонтировать . А ПЛА в очереди на ремонт просто прорва .
      1. 0
        4 февраля 2024 13:54
        Потому что в Москве про Болбшой Камень забыли, прибыли 0, а лодки проще списать, чем чинить хотябы...
  8. 0
    1 декабря 2023 17:33
    А в чём принципиально отличаются Палтусы от Варшавянок? Кто знает, только наличием ракет?
  9. +1
    1 декабря 2023 21:36
    bayard,уважаемый, с Вами я на 202% согласен.
    При рождении ОСК пытались профсоюзы в Устав ОСК внести статьи, что работники ОСК могут, в случае срывов сроков сдачи заказа на каком-либо предприятии ОСК, направляться в командировку на срок до 2 месяцев (при этом выплачиваемая зарплата в командировке, при направлении с предприятий где "северные" выше на предприятие , где "северные" ниже, должна быть равна средней зарплате работника на его основном месте работы за последний год, оплата дороги самолётом и оплата жилья из расчёта гостиницы 4-х звёздной с завтраком). Вой подняли тогда мудрецы из Минэкономразвития! Было предложение для ТОФ сделать научно-производственную роту, как для Северодвинска. Тут МО Р вой подняло! А могли БЫ сегодня бригаду со "Звёздочки" сборщиков направить да бригаду сварщиков, через 2 месяца - бригаду слесарей-монтажников, а там и электромонтажники с "Арктики" пару бригад на 4-5 месяцев отправили БЫ. Да с Севмаша бригаду на месяцок гуммировщиков и маляров - глядишь, наладчиков с "Арктики" да ИТР со "Звёздочки" через полгода на испытания заказа в море пора отправлять. Заказ-то все вместе, как было при СССР (папа у меня с Севмаша летал в Комсомольск-на-Амуре в 60-е годы, когда затыки по срокам были, а коллеги со "Звёздочки" в начале 80-ых летали в Севастополь на Севморзавод им. Орджоникидзе, помогать вовремя плавкраны сдавать) отремонтировали БЫ...И возникает сомнение у меня, что умники и умницы в высоких кабинетах в городе-герое Москва хотя БЫ библию либералов "Экономикс" читали. Я про надводные силы ТОФ. Надо же было додуматься на весь ТОФ "Восточной верфи" заказывать крупные серии десантных катеров: по 1 (одному) десантному катеру "Акула", "Серна", "Дюгонь"! Видимо, для снижения цены каждого катера в серии (со 2 на 3%, с 3 - на 4-5%) и уменьшения срока постройки каждого катера, начиная с 3-го в серии, на срок до 1,5- 2 месяцев ... Как не вспомнить нетленку министра нашего, дел иностранных: "Дебилы, пять!"
  10. 0
    3 декабря 2023 16:01
    С какой целью их строят...
    Несет всего 4 ракеты, под водой не больше 3 суток без воздуха...
    Анаэробных двигателей у РФ нет, рабочих ест-но...
    Все прожекты неудачные или спецом загубленные, что, впрочем, одно и тоже ...
    Швеция, Германия лет двадцать, наверное их делает уже... Даже китай стал делать...
  11. 0
    24 января 2024 16:59
    Основные волны расширения блока НАТО будут навечно ассоциироваться в истории со временем руководства страной ВВ Путина
    1. 0
      5 февраля 2024 17:16
      Цитата: Sedoy
      С какой целью их строят...
      под водой не больше 3 суток без воздуха...
      Анаэробных двигателей у РФ нет, ..

      1 . не 3 суток , а 5.5 суток (400 миль на трёх узлах.)
      2 ВНЭУ это не панацея , это существенное удорожание как постройки так и эксплуатации и логистики в целом .С применением жидкого кислорода серьезно возрастает вероятность аварии и потом автономность лодки начинает зависеть от срока его хранения на борту который ограничен, то есть ВНЭУ у вас есть , а кислород например израсходован или испарился и как его в походе восполнить ?
      3 корпус свинцового аккумулятора можно сделать стальным прочным и герметичным и поменять свинцово-кислотную начинку на "литийионную" без изменение габаритов и веса аккумулятора Если с ним потом произойдет чего то плохое то это останется без последствий.у него внутри