«Перейдём к взлётам авиации с помощью катапульты»: британский флот предложил модернизировать авианосцы типа Queen Elizabeth

43
«Перейдём к взлётам авиации с помощью катапульты»: британский флот предложил модернизировать авианосцы типа Queen Elizabeth

Британский флот презентовал проект Ark Royal, который предполагает постепенную модернизацию авианосцев типа Queen Elizabeth и может обернуться отказом от эксплуатации истребителей F-35B.

Как указывается в издании Zona Militar. для взлета и посадки самолетов предлагается создать наклонную (угловую) палубу, в то время как с передней части прямой палубы, используемой сейчас авиакрылом, будут подыматься в воздух беспилотники, которым из-за гораздо меньших габаритов требуется меньше места для маневра на борту корабля. Это позволит увеличить долю БПЛА в составе техники, применяемой с авианосцев.



Мы хотим перейти от STOVL (короткий взлет с вертикальной посадкой) к STOL (короткие взлеты и приземления), затем к STOBAR (трамплинный взлёт и посадка с помощью аэрофинишера), а потом к CATOBAR (взлеты с помощью катапульты и посадка с помощью аэрофинишера)

- пояснил представитель флота.



Основой авиакрыла кораблей класса Queen Elizabeth являются истребители F-35B Lightning II. Они при этом относятся к самолетам типа STOVL, то есть осуществляют вертикальную посадку. Однако в ВМС Британии хотят оборудовать авианосцы в конечном итоге аэрофинишерами, что означает стремление перейти к широкой эксплуатации самолетов другого типа, не способных осуществлять вертикальную посадку.

Это обосновывается «ограничениями в наличии» F-35B «для достижения боевого потенциала авианосцев», то есть их нехваткой. Как указывается, на вооружении состоит 31 F-35B (не считая трех базирующихся в США и один борт, потерянный в ноябре 2021 года) при необходимости иметь 60-80 самолетов данного типа.

На этом фоне проект модернизации авианосцев косвенно демонстрирует либо отсутствие средств для приобретения новых F-35B, либо нежелание флота продолжать их закупки, что может быть вызвано постоянными техническими проблемами, которые сопровождают эксплуатацию этого американского «стелса».

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 ноября 2023 12:06
    А что, может получится, получится может, может абсолютно новый авик или абсолютно старый распил. Катапульту вкарячить не так то просто в непредусмотреную конструкцию корабля.
    1. 0
      30 ноября 2023 13:08
      Планы эти нарисованы давно, а вот что из этого выйдет, будет интересно посмотреть))) потому что надо много времени и денег. Лизка станет в капиталку в 2025 году, тогда и увидим. Из профильных британских СМИ, есть информация, что в целях экономии, авиагруппа будет одна на два авиансоца))) поскольку второй все равно будет или на ремонте, или на ТО.
    2. 0
      1 декабря 2023 15:57
      Цитата: evgen1221
      . Катапульту вкарячить не так то просто в непредусмотреную конструкцию корабля.

      Вообще то катапульта там изначально предполагалась , как и базирование обычной палубной авиации . Затем уже в ходе достройки АВ ради снижения издержек и удешевления проекта , было решено отказаться от катапульты в пользу СВВП F-35В .
      Так что в ходе ремонта могут вернуться к прежнему проекту и оснастить АВ катапультами и аэрофинишером .
      Но у них ведь и с ГЭУ проблемы серьёзные , и с валолиниями ... разучились англы строить корабли .
  2. +3
    30 ноября 2023 12:07
    Так с "пингвинов" хватает проблем и это военных достало до печенок...
    Вопрос... полосатики его допилят до приемлемых кондиций или...
    1. +2
      30 ноября 2023 12:24
      полосатики его допилят до приемлемых кондиций или...
      Большие сомнения. Зачем тратить лишние деньги когда поставка "союзникам" налажена и причем неплохо, некоторые в очереди стоят. Недостатки выявляют о чем пишут систематически, а вот как устраняют стараются помалкивать.
      1. +1
        30 ноября 2023 14:39
        Недостатки, косяки... по разному к такому можно относится, но главное... других самолётов вообще нет и в ближайшем обозрение не предвидится.
        Выбор без выбора и тут полосатики большие молодцы, нагнули всех, придушили конкурентов конкретно и... может и навсегда.
    2. +1
      30 ноября 2023 13:41
      +2
      Так с "пингвинов" хватает проблем и это военных достало до печенок...

      Вот вы удивитесь когда они туда закупят f-35C)))
      1. 0
        30 ноября 2023 14:11
        И чего в этом удивительного? Других самолётов, в "мореманском" исполнении, просто нет!
        Это называется... подходи по "базару" найди, даже не лучше, вообще хоть что ни будь другое, данного типа...
        Полосатики умеют давит конкурентов, что они и демонстрируют, реализуют.
        Кстати, почитать рекламу производителя, это КАЙФ!!! Столько превосходный, хвалебных выражений, это им с турками соревноваться, потягатся... других конкурентов, пожалуй, не найти.
        1. +1
          30 ноября 2023 15:27
          Цитата: rocket757
          им с турками соревноваться, потягатся... других конкурентов, пожалуй, не найти.

          Ну почему же не найти? Вон, лягушатники упорно мастрячат свой РАФАЛЬ-М... Индусы (под "бхай-бхай"!) уже повелись: на свой новый (национального проекта) авик собираются его ставить. yes
          Машина, надо признаться, достойная, но как всё хранцузское -- очень нежная! для парадов, не для войны: топорм и на коленке не починишь и в строй на корабле не введешь. Нужно только эксклюзивно-лабораторно-заводское обслуживание, починка и ремонт... И стоит столько, что раджам на первых порах от шока поплохело. Но потом урезали аппетит в половину и рискнули заказать...в надежде на рост экономики и доходы от торговли дизельным топливом из нашей нефти (да-да, именно той, которая по демпинговым ценам fellow )...
          А как же иначе? русский с индусом братья на век! (Бхай-бхай! однако.) laughing
          1. 0
            1 декабря 2023 08:12
            За нефть... скидки/демпин и прочие неудобства для наших поставщиков... в общем то, на них давят именно те гады, которые некоторое время назад, реально доминировали и могли навязывать свои хотелки всем остальным!
            Но, времена меняются, разные процессы в мире происходят и... в общем, времена сложные, но это интересные и куда нас, всех остальных занесёт, кто может сказать/предсказать???
            РАФАЛЬ... французы, в одного, ничего нового не потянут, а собраться ввместе всем заинтересантам и создать конкурента полосатикам... да кто ж им даст!
  3. +4
    30 ноября 2023 12:08
    Трамплин существует и используется.
    Место для катапульты заготовлено
    рядом с трамплином.
    F-35B прекрасно эксплуатируется на многочисленных десантных кораблях в нескольких странах.
    Их переделали в легкие авианосцы.
    Но у F-35B меньше бомбоподьемность и меньше топлива, чем у версий A и С.
    1. +3
      30 ноября 2023 12:27
      Цитата: voyaka uh
      Место для катапульты заготовлено
      рядом с трамплином.

      Было заготовлено. А потом, в процессе проектирования решили сэкономить на проектантах и... не заготовили.
      Цитата: voyaka uh
      F-35B прекрасно эксплуатируется на многочисленных десантных кораблях в нескольких странах.

      Странно. В США не могут нормального уровня боеспособности добиться, а "в нескольких странах" - прекрасно эксплуатируется.
    2. 0
      30 ноября 2023 12:29
      А смысл тогда им это делать, зачем ставить катапульту, только чтобы запустить f35b с большим количеством ракет или топлива, или они туда другие летательные аппараты планируют воткнуть, зачем тратить время и деньги, видимо кто-то решил срубить деньжат
      1. -1
        30 ноября 2023 15:34
        Катапульта- это возможность принимать ДРЛО, транспортные самолеты, Ф35С с большим радиусом и загрузкой. Даже пара катапульт заметно расширит возможности кораблей.
    3. 0
      30 ноября 2023 12:29
      Цитата: voyaka uh
      Место для катапульты заготовлено
      рядом с трамплином.

      В 2012 году на слушаниях в Парламенте по вопросу строительства "Королев" было заявлено, что вариант проектирования авианосцев с учётом возможной модернизации в катапультные был закрыт в середине 2000-х и более не рассматривался.
      1. 0
        30 ноября 2023 13:10
        Читал на невилукаут, что вариантов было около 70. В результате, выбрали один из самых худших)))
  4. +4
    30 ноября 2023 12:18
    Очередной промах «англосаксов» в кораблестроении. Авианосец был принят в состав флота в декабре 2017г. Прошло 6 лет, а они его на модернизацию? Второй авианосец «Принц Уэльский» более новый постоянно «мыкается» по ремонтам.
    1. +2
      30 ноября 2023 12:29
      Цитата: Sergey39
      Очередной промах «англосаксов» в кораблестроении.

      ну как? Сперва хотели катапультный. Парламент не подписал
      Потом хотели построить так, чтобы сохранить место и мощности под будущую установку катапульты. Но это тоже приводило к удорожанию проекта. Парламент не подписал.
      Теперь....
      1. +1
        30 ноября 2023 12:57
        А чем занято место рядом с трамплином? - ничем. Оно пустует.
        Когда планировали катапульту - электрическую - она еще не была отлажена на американском Форде.
        Теперь она в порядке.
        И бритты вернулись к первоначальному проекту.
        1. +4
          30 ноября 2023 14:20
          Цитата: voyaka uh
          А чем занято место рядом с трамплином? - ничем. Оно пустует.

          Вояка, это Ваши знания по конструкции корабля... пустуют. Вы что, думаете, если на палубе место есть, так туда катапульту впендюрить запросто?:))) По Вашему, катапульта - это такая полосочка на палубе, да? laughing
          Поглядите на досуге сколько место занимает та же ЭМИ-катапульта и генераторы к ней В ПОДПАЛУБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ. Для справки: генераторная установка EMALS оснащена специальной подсистемой с четырьмя массивными роторами, накапливающими во время движения корабля кинетическую энергию. Каждый ротор способен хранить до ста мегаджоулей энергии; повторное накопление энергии после запуска осуществляется за 45 секунд. Каждый ротор связан с циклоконвертором, который при запуске и обеспечивает электричеством линейный индукционный двигатель.
          Так вот, помещений для этого на АВ у британцев нет. Не стали оставлять, хотя хотели изначально. И сейчас для впендюривания котопульты нужна полная перепланировка помещений с последующей их переделкой
          Палуба, блин...
      2. +2
        30 ноября 2023 13:02
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Парламент не подписал.
        Теперь....

        А теперь военные все-таки добились своей цели, и сделают для них нормальный боевой корабль. Жаль только, что все эти потуги в том числе и против нас...
        1. +2
          30 ноября 2023 14:22
          Цитата: Doccor18
          А теперь военные все-таки добились своей цели, и сделают для них нормальный боевой корабль.

          Да. Но улита едет - когда-то будет, а по уму, они могли такой корабль иметь сейчас
          1. 0
            1 декабря 2023 16:13
            Цитата: Андрей из Челябинска
            улита едет - когда-то будет, а по уму, они могли такой корабль иметь сейчас

            И очень хорошо для нас , что именно такой путь выбрали в британском парламенте . В результате у них нормального авианосца ещё лет 5 не будет точно , а у нас в ближайшие год-два снова появится . Во всяком случае будет чем обеспечивать\прикрывать вывод РПКСН на БД .
      3. +2
        30 ноября 2023 19:23
        Цитата: Андрей из Челябинска
        ну как? Сперва хотели катапультный. Парламент не подписал

        Не-не-не, в самом начале их лордства хотели построить атомный катапультный АВ - наследника невинноубиенной лейбористами первой "Королевы" CVA-01.
        И сначала Парламент с Казначейством убили атомную ГЭУ.
        1. +2
          30 ноября 2023 20:15
          Цитата: Alexey RA
          Не-не-не, в самом начале их лордства хотели построить атомный катапультный АВ

          Ох, прошу пардону, склероз, знаете ли:)))))
  5. -1
    30 ноября 2023 12:34
    Вот это красавцы, вот это учебное пособие как пилить бюджет: сначала построить два корабля с превышением бюджета и невнятными возможностями; потом зарубить большинство программ приобретения систем вооружения - чтоб открыть дорогу приобретению F-35b; потом сообразить, что посчитать налоги при планировании бюджета забыли - всего то на поллярда ошиблись и в довершении понять что хотим косую палубу и другой самолет…. Мои аплодисменты бритам
    1. 0
      30 ноября 2023 12:53
      У бритов тем не менее два готовых авианосца, а сколько у России?
      1. +2
        30 ноября 2023 13:12
        Не долго было и скоро не будет. В 2025 году Лизку ставят в капиталку, года на три - четыре. Но если учесть общие проблемы в британском судоремонте, то думаю, будет дольше.
      2. +3
        30 ноября 2023 14:26
        Цитата: voyaka uh
        У бритов тем не менее два готовых авианосца

        Ни одного.
        Авиагруппа к Лизе все еще не готова, Уэллс вообще небоеспособен после ремонта.
        1. +1
          30 ноября 2023 14:47
          Это - в мирное время. yes Припрет как с Фолклендами, как миленькие, авианосцы выйдут в море. И весь флот вместе с ними.
          1. +3
            30 ноября 2023 16:23
            Цитата: voyaka uh
            Это - в мирное время

            Боеспособность от времени не зависит
            Цитата: voyaka uh
            Припрет как с Фолклендами, как миленькие, авианосцы выйдут в море.

            Это не сделает их боеготовыми. И выйдут ли - очень большой вопрос. Аварии на патриотизм как-то все равно.
            И не надо про Фолкленды. Тогда КВМФ жил по принципу "в море - дома", а сейчас дошло до того, что они отчет о днях, проведенных в море, меняют на отчет о днях в боевой готовности... Не от хорошей жизни.
            Цитата: voyaka uh
            И весь флот вместе с ними.

            ну да, все ремонтирующиеся эсминцы на буксирах, и непостроенные фрегаты:)))
          2. 0
            30 ноября 2023 23:33
            С Фолклендами у бриттов тоже не очень хорошо получилось)) "Бульварк" начали расконсервировать, когда клюнул жареный петух))) в результате он на войну не успел)))
      3. +1
        30 ноября 2023 19:13
        У бриттов четверть авианосца в строю))) Лизка ходила в поход с четвертью штатной авиагруппы)))
      4. +1
        30 ноября 2023 20:33
        Цитата: voyaka uh
        У бритов тем не менее два готовых авианосца
        Прямо вот готовых и прям как в рекламе, да шо вы говорите. Сдается мне только британские военные с вами не согласятся. В разговорах они не очень то понимали почему в угоду продвижения связки корабль + F-35b губили другие программы. Особенно на фоне того как не смогли своевременно своих вытащить в Афгане: не хватило ни техники ни союзники не помогли…. Так что кораблики эти очень как кстати ”царице морей”
      5. 0
        1 декабря 2023 16:18
        Цитата: voyaka uh
        У бритов тем не менее два готовых авианосца

        Два НЕБОЕГОТОВЫХ авианосца .
        Цитата: voyaka uh
        , а сколько у России?

        А у России один , который в будущем году возвращается в строй после капитального ремонта и модернизации .
  6. +1
    30 ноября 2023 12:40
    Мы хотим перейти от STOVL (короткий взлет с вертикальной посадкой) к STOL (короткие взлеты и приземления), затем к STOBAR (трамплинный взлёт и посадка с помощью аэрофинишера), а потом к CATOBAR (взлеты с помощью катапульты и посадка с помощью аэрофинишера)

    Скупой платит дважды. Лох - всегда. ©

    Британский флот ещё в начале проектирования "Королев" хотел нормальный катапульный АВ. Но Казначейство зарубило катапульты под предлогом дороговизны. В результате, в качестве единственного палубного самолёта для "Королев" остался "Пингвин" КВВП, цена которого тут же поползла вверх. Более того, была утеряна возможность совместной работы с авиагруппами АВ США (точнее, использования палуб "королев" американскими самолётами), которая до этого рассматривалась как одно из преимуществ новых британских АВ.

    Теперь АВ построены в железе. Возможность установки катапульт была выкинута ещё на этапе проектирования. В результате, придётся платить не только за катапульты, но и за капитальную переделку полётной палубы и пространств под ней. Ах да, и докупать новые катапультные самолёты. Сэкономили...

    Впрочем, флоту Его Величества не впервой. Достаточно вспомнить историю с "Nimrod MRA.4", когда флот потратил несколько миллиардов фунтов на модернизацию самолётов ПЛО, затем в середине поставок модернизированных машин ради экономии закрыл программу, пустив уже готовые самолёты и задел под нож... чтобы через пару лет опять потратить несколько миллиардов фунтов на закупку новых самолётов ПЛО.
  7. +1
    30 ноября 2023 14:16
    На этом фоне проект модернизации авианосцев косвенно демонстрирует либо отсутствие средств для приобретения новых F-35B

    Не понял, денег на покупку 2-х десятков пингвинов нет, а на модернизацию и перестройку 2-х совсем не маленьких корыт есть?
    1. +1
      30 ноября 2023 18:09
      Цитата: Forcecom
      Не понял, денег на покупку 2-х десятков пингвинов нет, а на модернизацию и перестройку 2-х совсем не маленьких корыт есть?

      20 пингвинов * хотя бы на 100 млн долл = на секундочку, 2 млрд долл. Реально - больше, так как допрасходы. Можно новый авианосец построить, только маленький:)))
      1. 0
        1 декабря 2023 00:33
        Самолеты им все равно надо докупать.
        Ну и переделка, как вы ее описали, приличных денег потребует.
        Но я помню времена, когда Принца вообще продать хотели.
        Задач для него не видели. Воевать не собирались.
        Сейчас все изменилось. Поэтому пытаются начать делать правильно.
  8. -2
    30 ноября 2023 15:16
    На самом деле концепция кораблей класса Queen Elizabeth менялась неоднократно. Притом что водоизмещение у них приближается к американским.
    При очередном политическом повороте в парламенте возникали новые идеи вплоть до того, что вообще их продать.
    30 сентября 2002 года министерство обороны объявило, что Королевский флот и Королевские ВВС будут эксплуатировать вариант STOVL F-35B и что авианосцы примут форму больших обычных авианосцев, первоначально адаптированных для операций STOVL. Авианосцы, которые, как ожидается, будут служить в течение пятидесяти лет, были спроектированы для катапульт и тормозных тросов, но без них . Таким образом, планировалось, что авианосцы будут « готовыми к будущему », что позволит им эксплуатировать новое поколение самолетов CATOBAR, помимо F-35. [34] В контракте указывалось, что при любой переоборудовании будут использоваться американские паровые катапульты C-13 и аэродинамические устройства Mark 7 , используемые на американских авианосцах класса «Нимиц» . [35] Четыре месяца спустя, 30 января 2003 года, министр обороны Джефф Хун объявил, что проект Thales Group выиграл конкурс, но что генеральным подрядчиком будет выступать BAE Systems. [34]

    19 октября 2010 года правительство объявило результаты своего Стратегического обзора обороны и безопасности (SDSR). В обзоре говорилось, что наверняка будет введен в эксплуатацию только один авианосец; судьба другого осталась нерешенной. ... 10 мая 2012 года министр обороны Филип Хаммонд объявил в парламенте, что правительство решило вернуться к планам своего предшественника по закупке F-35B, а не F-35C, и достроить на обоих авианосцах трамплины в конфигурация STOVL. [42]

    Теперь вот еще одна переделка.
    В результате корабли получились очень большими для СВВП, и дорогими из-за виляний в проекте. Они получились дороже, чем катапультный атомный французский авианосец. В общем, классический рецепт, как не нужно строить авианосцы.
    Правда, если перестроят, то это даст возможность эксплуатировать с них Ф35С и Ф35В, что будет преимуществом и позволит в дежурном режиме не держать катапульты в готовности.
    1. 0
      30 ноября 2023 19:40
      Цитата: solar
      30 сентября 2002 года министерство обороны объявило, что Королевский флот и Королевские ВВС будут эксплуатировать вариант STOVL F-35B и что авианосцы примут форму больших обычных авианосцев, первоначально адаптированных для операций STOVL. Авианосцы, которые, как ожидается, будут служить в течение пятидесяти лет, были спроектированы для катапульт и тормозных тросов, но без них . Таким образом, планировалось, что авианосцы будут « готовыми к будущему », что позволит им эксплуатировать новое поколение самолетов CATOBAR, помимо F-35.

      Ага... а в 2004 подготовку под катапульты из проекта выкинули - в целях экономии.
      Цитата: solar
      19 октября 2010 года правительство объявило результаты своего Стратегического обзора обороны и безопасности (SDSR). В обзоре говорилось, что наверняка будет введен в эксплуатацию только один авианосец; судьба другого осталась нерешенной
      .

      Как выяснилось позже, отказываться от второго АВ было уже поздно.
      Во-первых, наученные горьким опытом CVA-01 флотские вступили в сговор с промами и включили в контракт аццкие штрафы за отказ от постройки, которые на момент обсуждения отказа от "Принца" уже превышали стоимость достройки АВ.
      А, во-вторых, когда Кэмерон только заикнулся об отказе от достройки "Принца", к нему тут же пришла группа товарищей по партии. Которая указала премьеру, что партия не может позволить себе потерять 30-50 тысяч избирателей в наиболее проблемных округах. Тех самых избирателей, которые станут безработными в случае отмены достройки.
      Цитата: solar
      В результате корабли получились очень большими для СВВП, и дорогими из-за виляний в проекте. Они получились дороже, чем катапультный атомный французский авианосец.

      Британцы умудрились построить АВ величиной с "Форрестол", но с авиагруппой двух "Инвинсиблов". Более того, они умудрились построить тихоходный трамплинный авианосец - хотя для трамплинного взлёта скорость воздуха над палубой является самым важным параметром.
  9. 0
    30 ноября 2023 18:13
    Взлететь то нормальный самолет-при помощи катапульты-сможет-а сесть то-как?
    1. +1
      30 ноября 2023 20:17
      А для этого придется его еще и аэрофинишером обеспечивать:)))) Которого сейчас на британских АВ нет