ВМС Ирана получили эсминец «Дейламан»

13
ВМС Ирана получили эсминец «Дейламан»
Эсминец" Дейламан" в день приемки заказчиком


Иранская судостроительная промышленность завершила строительство и испытания очередного эсминца проекта «Моудж» и передала его заказчику. Церемония приемки нового корабля под именем «Дейламан» состоялась на днях, и вскоре он должен будет начать службу. Эсминцу предстоит демонстрировать флаг и решать задачи на Каспийском море, причем он станет одним из крупнейших и наиболее мощных кораблей в регионе.



Очередной в серии


Первый вариант перспективного проекта «Моудж» («Волна») был разработан иранской Организацией морской промышленности в конце девяностых годов. В дальнейшем этот проект неоднократно дорабатывался – по сути, все его представители существенно отличаются друг от друга. О начале строительства головного корабля этого типа, «Джамаран», стало известно в 2001 г. В боевой состав ВМС он поступил в 2010 г.

Согласно иранской классификации кораблей, «Моудж» относится к классу эсминцев и имеет соответствующий круг задач. При этом такие корабли имеют ограниченные размеры и водоизмещение, из-за которых за рубежом их принято относить к фрегатам. Впрочем, вопросы классификации никак не влияют на потенциал кораблей.

В 2015 г. ВМС Ирана приняли первый серийный корабль «Дамаванд» (б/н 77), построенный для каспийской компоненты флота. Его служба с припиской к базе Бендер-Энзели продолжалась менее трех лет. В начале января 2018 г. в южной части Каспийского моря произошла мощная буря, в ходе которой корабль был выброшен на волнолом собственной базы. Эсминец получил существенные повреждения, а в течение нескольких следующих недель волны и ветер окончательно привели его в негодность.


Мачта с ФАР РЛС

По итогам этих событий командование ВМС решило не восстанавливать «Дамаванд», а построить новый корабль для его замены. Вскоре на заводе «Шахид Тамджиди» (STMI) в г. Бендер-Эннзели состоялась закладка этого фрегата. Изначально он имел бортовой номер потерянного корабля, «77», и носил предварительное название «Дамаванд-2».

Строительство нового фрегата заняло несколько лет. В начале 2023 г. его спустили на воду и подготовили к ходовым испытаниям. На этом этапе кораблю присвоили новое имя «Дейламан» и б/н 78. Как и другие фрегаты «Моудж», новый корпус назвали в честь одного из горных районов на территории Ирана.

В течение года корабль прошел все этапы испытаний и подтвердил расчетные тактико-технические характеристики. По итогам этих мероприятий, 27 ноября на военно-морской базе Бендер-Энзели состоялась церемония подписания приемного акта и ввода нового корабля в состав ВМС.

Следует отметить, что «Дейламан» пока не готов к полноценной службе. Как следует из опубликованных материалов, корабль еще не получил все предусмотренные проектом вооружения и системы. На их монтаж и последующие испытания требуется некоторое время. Как скоро фрегат приобретет окончательный вид и сможет приступить к полноценной службе, не сообщается.

Иранская «Волна»


Считается, что в основе современного проекта «Моудж» лежит конструкция старых фрегатов типа «Алванд» / «Саам», разработанных и построенных британской компанией Vosper в середине шестидесятых годов. На основе опыта эксплуатации и применения таких кораблей иранская промышленность разработала свой собственный проект. Новый «Моудж» отличается от предшественника увеличенными размерами и водоизмещением, а также несет иной состав вооружений.


Пусковые установки противокорабельных ракет

Проект «Моудж» предусматривает строительство боевого корабля длиной ок. 95 м и шириной более 11 м с водоизмещением порядка 1,5 тыс. т. Используется корпус традиционных обводов, обеспечивающий высокие ходовые и маневренные характеристики. Надстройка имеет максимальную ширину; ее борта выполнены заодно с бортами корпуса. Перед надстройкой и позади нее размещаются различные вооружения. Сама надстройка несет мачту с радиотехнической аппаратурой.

Энергетическая установка фрегата построена на основе пары судовых дизелей мощностью по 10 тыс. л.с. и четырех дизель-генераторов по 740 л.с. каждый. Корабль способен развивать скорость порядка 30 узлов; дальность плавания – тысячи морских миль. Набор генераторов обеспечивает энергоснабжение всей современной радиоэлектронной аппаратуры и вооружений.

Радиоэлектронное вооружение корабля включает разнообразные средства разного назначения. Особый интерес представляет главная обзорная РЛС Cheshm Oghab иранской разработки, антенный комплекс которой помещен на мачте. Она использует четыре ФАР, возможно активных. Обеспечивается круговой обзор и, вероятно, применение вооружений.

На баке корабля смонтирована артиллерийская установка «Фаджр-27» с орудием калибра 76 мм – копия итальянской системы Oto Melara Compact. В кормовой части надстройки находится шестиствольная 30-мм установка «Каманд» (копия российской АК-630). Также на борту присутствуют крупнокалиберные пулеметы.

В центре корабля смонтированы две пусковые установки противокорабельных ракет. Каждая из них несет по четыре контейнера с изделиями «Гадер» или «Ховейзе». Пуск осуществляется вбок, через борт. Также предусмотрена установка двух или трех зенитных ракетных комплексов малой и средней дальности разных типов – «Мехраб», «Сайяд-3» и т.д. Любопытно, что «Дейламан» пока не имеет основной части зенитного вооружения – его установят в ближайшем будущем.


Носовая 76-мм артиллерийская установка

Фрегат имеет противолодочные возможности. Для этого он несет гидроакустический комплекс и пару трехтрубных торпедных аппаратов калибра 324 мм. Заявлено наличие производства современных торпед в таком калибре.

В корме размещена полетная палуба достаточно большой площади. Фрегат способен принимать вертолеты основных типов, а также применять беспилотные системы. В ходе церемонии приемки на борту «Дейламана» демонстрировались БПЛА «Чамруш-4» и барражирующие боеприпасы «Шахин-1».

Боевой потенциал


Эсминцы / фрегаты проекта «Моудж», в т.ч. недавно принятый в состав флота «Дейламан», предназначены для решения достаточно широкого круга задач. Они должны патрулировать и охранять водные районы в прибрежной и морской зонах, защищать судоходство и т.д. Боевые задачи сводятся к освещению воздушной, надводной и подводной обстановки, поиску и поражению соответствующих целей.

Судя по доступным данным, новый корабль для ВМС Ирана вполне способен решать такие задачи и должен показывать хорошие результаты. Он получил современный радиолокационный комплекс и другое оснащение, а также несет вооружение последних моделей иранской разработки.

При этом необходимо отметить, что облик нового фрегата не вполне соответствует актуальным тенденциям мирового кораблестроения. Так, в конструкции «Дейламана» и однотипных кораблей не уделено много внимания вопросам снижения заметности, отсутствуют универсальные пусковые установки и т.д.


БПЛА для решения вспомогательных задач

Точные характеристики всех систем корабля остаются неизвестными, но доступные данные позволяют строить предположения и делать некоторые выводы. Так, при помощи современного радиолокационного комплекса «Дейламан» может засекать цели практически до радиогоризонта – в зависимости от их параметров. Ударное вооружение в виде ПКР «Гадер» и т.п. имеет дальность пуска до 300 км. ЗРК «Сайяд-3» поражает цели на дальностях не менее 120 км. В ближней зоне должны работать артиллерия и другие ЗРК. Также имеется возможность атаки подлодок в радиусе десятков километров.

Фрегаты / эсминцы типа «Моудж» строятся для всех основных объединений ВМС Ирана. При этом новый «Дейламан», заменивший потерянный «Дамаванд», будет служить на Каспийском море. Любопытно, что новый иранский корабль станет одной из самых крупных и мощных боевых единиц в регионе. По размерам, оснащению и боевым качествам он будет уступать только двум российским ракетным кораблям пр. 11661 «Гепард».

Важное событие


Новый фрегат «Дейламан» имеет особое значение для ВМС Ирана, а его принятие в состав флота является важнейшим событием. Во-первых, речь идет о современном корабле новой постройки, обладающем высокими характеристиками и боевыми качествами. Кроме того, этот корабль строился в качестве замены для потерянного ранее – и у Ирана на Каспийском море вновь есть современный эсминец.

Таким образом, по мере сил и возможностей, Иран продолжает развивать свои военно-морские силы и строить корабли основных классов. В частности, продолжаются работы по серии фрегатов / эсминцев «Моудж». Последний заложенный вымпел этого типа передан заказчику, и еще два находятся на разных стадиях строительства. Учитывая общие темпы работ и различные затруднения, можно ожидать, что эти корабли пополнят боевой состав флота в ближайшие годы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 декабря 2023
    Они там что, расстреляли кого то из салютной пушки, что ли? lol
    1. +3
      4 декабря 2023
      Для каспия пойдёт. Эсминец по водоизмещению как корвет. Солидно же когда корвет называют Эсминцем.
      1. +5
        4 декабря 2023
        Цитата: Borik
        Эсминец по водоизмещению как корвет. Солидно же когда корвет называют Эсминцем.

        Как раз по водоизмещению эсминец! Времён Второй мировой. lol
      2. Ограничено скромными возможностями судовых дизельных двигателей. По всей видимости собственных турбин в Иране не производят.
        1. 0
          6 декабря 2023
          А так ли уж нужны турбины в ограниченной акватории Каспийского моря? Тем более что с Россией у Ирана сейчас нет противоречий, а с Азербайджаном или Туркменией с Казахстаном, имеющих лишь старые ошметки Советской Каспийской военной флотилии, и этого хватит.
  2. -4
    4 декабря 2023
    Почему бы и нет?
    На Каспии обкатают, а дальше, коридор "Север-Юг" подтянется, когда будет надо - смогут по внутренним водным путям перегонять в Персидский залив.
    1. 0
      5 февраля 2024
      а дальше, коридор "Север-Юг" подтянется, когда будет надо - смогут по внутренним водным путям перегонять в Персидский залив.
      Уточните, по чьим внутренним водным путям будут перегонять в Персидский залив? Иран намерен прорубить канал из Каспия в Персидский залив? Круто!!! Плюсик вам от меня за оптимизмlaughing fellow
  3. 0
    4 декабря 2023
    Вполне себе сбалансированный корвет . Если ещё и за вменяемые деньги, то мог бы неплохо продаваться в небогатые страны . ПС и тут разнообразные БЛА на борту . Тенденция, однако ...
  4. -1
    4 декабря 2023
    Впрочем, вопросы классификации никак не влияют на потенциал кораблей.

    Именно вопросы классификации и влияют именно на потенциал. Когда Иран заявляет, что 5 американским эсминцам противостоит 7 иранских эсминцев - это одно. А когда по факты оказывается, что 7 иранских корветов, то это пук и ежу понятно, что потенциал совершенно иной.
    1. 0
      5 декабря 2023
      .
      Цитата: blackGRAIL
      When Iran declares that 5 American destroyers are opposed by 7 Iranian destroyers,



      Iran does not face the American Navy with its navy.
      A shore-based carrier killer could destroy the US navy, and the US is aware of this, which is why, whenever the situation becomes unstable, the US moves its navy out of carrier killer range.

      Iran will sink every floating object belonging to us and its western allies with its carrier killer and anti-radiation ballistic missile, which is the first of its kind; ARBM will turn warships' most valuable asset, their radar, into a vulnerability
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    5 декабря 2023
    с орудием калибра 76 мм – копия итальянской системы Oto Melara Compact. В кормовой части надстройки находится шестиствольная 30-мм установка «Каманд» (копия российской АК-630).

    Не только китайцы копируют - иранцам тоже под санкциями приходиться выкручиваться. Но все равно молодцы...
  7. +1
    6 декабря 2023
    Для корвета (судя по водоизмещению) очень даже неплохо. Но только это всё же массовый корабль. А тут одна штука. Да и к тому же... для Каспия. На Каспии, максимум что имеет смысл развивать во флоте (береговая охрана не в счёт) это какие нибудь малые патрульные корабли, которые при необходимости могут нести пару ударных ракет. т.е. что то, что даже легче, но количественней чем "Дейламан".

    Сухопутный коридор из Каспия в Персидский залив, вряд ли когда то осуществится (Хотя Азербайджан как ни странно, мог бы даже согласится на это, что бы выводить свою нефть в страны Азии не через Россию и Европу).

    И вообще меня начинает удивлять как многие авторы смирились с проблемой почти всех современных флотов - малой численностью судов. Понапридумывают суперсложных, комплексных и дорогих кораблей которые могут ВСЁ. Но из-за этого они золотыми выходят. В итоге их заказывают в кол-ве пары штук. Что делает каждый отдельный корабль ещё ценнее/дороже!!!

    Из-за этого, чуть какой конфликт на море их боятся использовать. Максимум стоят на границе зоны поражения от противника и ждут пока авиация всё разбомбит. В итоге флот кроме мирно-политических задач, мало на что становится пригоден. А флот штука очень дорогая.
    Так не лучше ли сделать ставку на простые и массовые корабли которые адаптированные под выполнение 1-2 задач, но с развитой системой защиты корпуса и сохранения плавучести (да хоть частично броню верните, тут уж проверять это надо). А отсутствие многозадачности нивелировать тем, что все типы судов (если конкретнее, то корпуса, силовые установки и часть электроники) будут максимально унифицированы между собой. В итоге можно будет создать большой флот на основе БОЛЬШОГО кол-ва ОДНОГО унифицированного корпуса, где все задачи соединения будут выполнятся не за счёт того что вся группа состоит из 2-3 дорогущих многофункциональных судов. А из 4-6 массовых и надёжных кораблей составленной из 2 типов судов по целеполаганию.
  8. 0
    28 января 2024
    А на фига аж целый эсминец на Каспии? Против азеров? Весело, в заглавие и начале статьи эсминец, через два абзаца уже фрегат, в комментах - корвет. Дык это что вообще за корабь?))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»