«Рафаль», дружище, ты как там?

119
«Рафаль», дружище, ты как там?

Разговаривая в предыдущем материале о судьбе МиГ-29К, невозможно удержаться от того, чтобы посмотреть через забор к соседу. И убедиться в том, что решение сменить МиГ-29К на «Рафаль-М» было обдуманным и оправданным. И наш самолет действительно «не торт».

Узаконенное безумие в стиле болливудского сериала – только так и можно было бы охарактеризовать индийский тендер MMRCA. В результате тендера Индия должна была купить 126 выгоднейших истребителей среднего класса. Но получилось все согласно канонам индийских сериалов, то есть, с тайнами, сговорами, скандалами, разоблачениями и даже драками. Вроде бы не было танцев, но не уверен.



Как вы помните, номинальным победителем стала фирма «Dassault Aviation» со своим «Рафалем».


Номинальным – потому что тендер был в итоге сыгран, но вроде как не окончательно. То есть, сыгран, но как потом оказалось, французы несколько… своеобразно истолковали условия и задачи, а уж выполнили – просто загляденье.

За 10 лет французы поставили восемь машин. Просто потрясающая работоспособность, если принять во внимание, что самолеты более сложной формации, Су-30МКИ, были поставлены через два года после заключения контракта.

Но изделия ОА «Компания «Сухой» в тендере не участвовали, МиГ-35 индусам не понравился своей недовершенностью, против МиГ-29 была развернута целая кампания по травле. Оставалось не так много претендентов, и индийцы остановились вроде бы на полностью отработанном французском самолете.

Вообще, справедливости ради, стоит сказать, что у французских самолетов в Индии тоже вполне приличная репутация. Еще в 1985 году для ВВС Индии были закуплены 50 истребителей «Мираж 2000», которые в Каргильской войне показали себя вполне достойно, работая вместе с МиГ-29. Поэтому покупка «Рафалей» не смотрелась чем-то таким, нелогичным.


Были красивые презентации, были обещания того, что ВВС Индии станут самыми сильными в регионе (а надо помнить, что у Индии два соперника/противника – Пакистан и Китай), был и жуткий скандал.

И ладно, что всплыл очень неприятный факт, что французы, обыграв индийских специалистов на договорном поле, показали им шиш в плане технологий и локализации самолетов в Индии. Франция не Россия, это русские гнали самолетокомплекты для сборки в Индию. Французы отказали, воспользовавшись просчетами в договорах. Так что с «Made in India», увы, пришлось утереться. Индусам было обидно, тем более что в тендере сборка в Индии была прописана. Но увы.

А уж когда всплыли настоящие цены на «Рафали», а это, между прочим, 218 600 000 евро (239 500 000 долларов) за один самолет. Приближающийся как модель к своему сорокалетию. Так, между прочим, «пустой» F-35 стоит около 94 000 000 долларов. Су-35С можно купить за 108 000 000 долларов. То есть, за то количество денег, которое Индия потратила на покупку 36 «Рафалей», можно было бы купить 80 самолетов Су-35С или в теории (потому что скорее всего не продали бы) 91 самолет F-35А.

Ничего так кто-то отпилил себе, не так ли? Сам Олланд скандал тушил… Но вот уголовное дело снова открыто, ищут виновных, а индийские летчики не очень тепло встретили «новинку». Стали появляться высказывания индийских летчиков о том, что «Рафали» староваты, медленные и недостаточно маневренные. Но индусам пришлось терпеть не только это, потому что неустойка за отказ от контракта была поистине астрономической.

Добило индийских военных то, что «Рафали» в индийских ВВС столкнулись с проблемой дозаправки в воздухе. И для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо докупить «всего» шесть воздушных танкеров А-330MRTT. То есть, плюс каких-то полтора миллиарда долларов к уже имеющимся восьми с половиной. И еще к самолетам нужно французское вооружение, которое тоже не самое дешевое в мире.

Прекрасный бизнес, не правда ли? Индийский «Рафаль» - просто великолепная машина, он оснащен почти всем, что требуется идеальному самолету и потому ровно в два раза дороже, чем такой же «Рафаль» для Египта или Катара. Которые такие же, но не идеальные. Не танцуют.


А если мы еще добавим сюда модификации, ремкомплекты и все остальное – в общем, индийцы попали по полной программе. Это даже круче всех звонков «из службы безопасности Центробанка». Три миллиарда евро, а именно такую цифру «откатов» называет индийская оппозиция, ищутся силовиками двух стран, но что-то подсказывает, что денежки уже того… освоены.

Но вернемся к самолетам.


Может быть, столь злорадствуя, я не прав в своих выводах, и «Рафаль» - не такой плохой самолет? Учитывая, что МиГ-29К новейшим назвать ну никак нельзя?

Но надо учитывать и ту откровенную травлю всего российского оружия, которую за последнее десятилетие организовали в индийских СМИ некие силы, явно противодействующие Рособоронэкспорту. А она, травля, была. МиГ-29, Су-30МКИ, Т-90М – буквально все вдруг перестало нравиться индийским военным. Отказ от совместных работ по истребителю пятого поколения, который тоже разочаровал индусов, отказ от разработок ракетного оружия…

И вот такой финал. Но давайте посмотрим на самолеты, может, действительно мы все в чем-то ошибаемся? Может, первая эскадрилья «Рафалей» зря получила название «платиновой» по стоимости самолетов?

На палубу…

Разработка


У МиГ-29К сложно четко определить «дату рождения», потому что работы начались в 1984 году, первый полет МиГ-29К состоялся в 1988 году, а вот первый полет МиГ-29КУБ – только в 2007-м. Учитывая, что 2004 году Индия, без которой рождение МиГ-29К не произошло бы, заключила контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К), то вполне можно годом рождения считать и 2007-й, когда полетел МиГ-29КУБ и началось производство МиГ-29К.

«Рафаль» первый раз поднялся в воздух в 1986 году (сухопутная версия А), а непосредственно «Рафаль М» - в 1991-м.

Оба самолета представляют собой модификацию сухопутных самолетов под требования палубной авиации путем усиления конструкции, модернизации шасси и добавления посадочного гака. МиГ-29К имеет складные крылья, «Рафаль» этого лишен.

Авионика


МиГ-29К оснащен тремя многофункциональными цветными жидкокристаллическими дисплеями (на двухместном МиГ-29КУБ дисплеев семь), четырехканальной цифровой электродистанционной системой управления полетом, системой самонаведения противорадиолокационных ракет, нашлемной системой наведения вооружения и средствами радиоэлектронного противодействия. Кроме того, бортовая система генерации кислорода устраняет необходимость в кислородных баллонах.

«Рафаль» обладает не менее эффективной системой управления под руководством центрального компьютера, ЭДСУ также четырехканальная (три основных и один резервный), дисплеев три, имеется система прямого голосового ввода (DVI), голографическая проекционная система (HUD).

Радары и датчики


МиГ-29К был разработан с РЛС «Жук-МЭ», на индийском заказе стоит «Жук-МЭ» FGM129, с щелевой антенной решеткой. РЛС «умеет» работать в режиме отслеживания целей и картографирования местности. Может сопровождать до 10 целей с одновременным обстрелом 4 из них. Дальность работы до 300 км по цели типа «эсминец», зона сканирования +/- 85 градусов по азимуту и +56/-40 по углу места. МиГ-29К может оснащаться системой IRST, интегрированной как с оптическими, так и с лазерными системами, что может обеспечивать целеуказание по наземным и воздушным целям на расстоянии до 15 км с круговым обзором на 360 градусов. IRST также может обеспечить корректировку полета ракет на ближних дистанциях боя.

«Рафаль» оснащается многорежимным радаром Thales RBE2 с электронным сканированием (ПФАР). Модификация самолета семейства F3 должна получить РЛС и АФАР, что положительно скажется на боевых возможностях самолетов. РЛС способна к генерации трехмерных карт в реальном времени для следования за рельефом местности и наземных карт высокого разрешения в реальном времени для навигации и целеуказания. Под фюзеляжем самолета возможна подвеска дополнительного контейнера с навигационным телевизионным оборудованием PDLCT-TV, тепловизионным оборудованием FLIR.

Двигатели


МиГ-29К имеет два двигателя РД-33МК максимальной тягой 5400 кгс, на форсаже 8000 кгс и на взлетном режиме 9000 кгс. Максимальная скорость на высоте: 2200 км/ч (М=2,1), у земли: 1400 км/ч (М=1,17). Скороподъёмность 18 000 м/мин. (300 м/с). Практический потолок: 17500 м
Боевой радиус:
- без ПТБ - 850 км
- с 1 ПТБ - 1050 км
- с 3 ПТБ - 1300 км

«Рафаль» оснащен двигателями Snecma M88-2Е4, способными обеспечить максимальную тягу 5100 кгс и на форсаже 7500 кгс. Максимальная скорость на высоте 1900 км/ч (М=1,7), у земли 1350 км/ч, скороподъемность 18300 м/мин (305 м/с), практический потолок 15 500 м.
Боевой радиус с тремя ПТБ – 1300 км.

Вооружение


МиГ-29К имеет 30-мм пушку ГШ-30-1 в корне левого крыла с боекомплектом 150 снарядов. В довольно широком ассортименте вооружений общей массой 5 500 кг на 9 узлах подвески присутствуют бомбы с лазерным и телевизионным наведением, помимо обычных свободнопадающих бомб. Ракеты класса «воздух-поверхность» представлены семействами Х-25, Х-29Т, Х-31, Х-35У. Для воздушного боя используются ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ, Р-27ЭР/ЭТ и Р-73Е. Вообще МиГ-29 использует практически всю номенклатуру авиационных вооружений российского производства, и может нести на борту и импортные изделия.

«Рафали» способны выполнять множество различных задач с помощью вооружения общим весом 9 500 кг на 13 узлах подвески: задачи по противовоздушной обороне и завоеванию превосходства с помощью ракет класса «воздух-воздух» Mica IR и EM, высокоточные наземные атаки, как правило, с использованием крылатых ракет SCALP EG и вооружения класса «воздух-поверхность» AASM «Hammer», борьба с кораблями с помощью противокорабельной ракеты AM39 «Exocet».
В дополнение к ракетам «Рафаль» может быть оснащен целым рядом бомб с лазерным наведением для атаки наземных целей. Все версии самолета также несут 30-мм пушку GIAT 30 DEFA с боекомплектом 125 снарядов.


Картинка своеобразная. Вы видите здесь два самолета, один из которых имеет безоговорочное преимущество над другим? Вот и я не вижу. Учитывая, что максимальный взлетный вес у обеих самолетов одинаков, 24 500 кг, явно МиГ-29К немного быстрее и летает повыше, если надо. А «Рафаль» имеет преимущество (большое) в количестве груза на внешних подвесках.

При этом количество композитных материалов в конструкциях самолетов примерно одинаково, но в плане теплоизоляции двигателей МиГ-29К считается одним из лучших в мире. То есть, тоже примерно равны.

Конечно, если установить на «Рафаль» радар с АФАР, то он будет иметь приличное преимущество, но вопрос в том, а достанется ли такая модификация Индии (скорее всего, нет)?

В целом – два равных по ТТХ и возможностям, самолета. И все бы ничего, да пусть «Рафаль» имеет определенные преимущества, но цена… Все-таки 240 миллионов и 40 миллионов долларов – это просто безумная разница. То есть, по цене двух «Рафалей» у нас получается целая полноценная эскадрилья МиГ-29К.

Тот случай, когда неуемное желание заработать поломало все.

Что можно сказать, подытоживая? Ну понятно, что для индусов лучший способ оснастить ВВС и ВМС – это покупать российское. Но с нами так не заработать, как с французами. Зато мы так не «отмистралим», как представители этой страны.


Вообще индусы красиво вывернулись. Прямая закупка вне тендера 36 «Рафалей М» даст три полноценные эскадрильи или две эскадрильи на борту авианосца и одна про запас, потому что бить о палубу самолеты индусы научились, а вот чинить – не очень. Тем более, французские самолеты. Здесь весь нюанс именно в том, что «Миражи», которые воевали в индийских ВВС о палубу авианосца не прикладывали, потому они и служили довольно долго.

Так что Индия вроде бы как сохраняет лицо, как один из крупнейших мировых покупателей вооружения, пока будут идти расследования по поводу украденных миллиардов евро (в том числе и во Франции), понемногу все утихнет. И 36 купленных «Рафалей» будут некоей компенсацией Франции за 90 не купленных.

Но вот тут еще одна проблема прямо на ходу: МиГ-27МЛ Индия с вооружения сняла. МиГ-23 был снят еще раньше. МиГ-21 собираются тоже отправить на покой. И вот тут планы ВВС Индии о том, что надо иметь 44 авиационных эскадрильи вместо сегодняшних 34-х, смотрятся как-то не очень осмысленно.


Так еще и данная закупка 36 самолетов прямо противоречит провозглашённой новым премьер-министром Индии Моди стратегии Make in India, «Рафали» не будут собираться в Индии никогда, Франция обломала вполне отчетливо.

Но и три эскадрильи «платиновых» самолетов – это не решение. Это три эскадрильи самолетов, которые дальше парада раз в год никуда пускать просто нельзя. А тем более, грохать со всей дури о палубу авианосца. Это нерентабельно.

«Рафаль», дружище, ты как там? Скучно? Зато тем, кто заработал на тебе очень пока весело.


Вообще есть одно место, где все эти глупости и скандалешники на руку по полной программе. Правильно, это Россия. Развал и скандал по аннулированию тендера MMRCA улучшают позиции России по работе с Индией.

Ведь закупка «Рафалей» совершенно не решает вопросов загрузки мощностей государственного авиаконцерна HAL работой. Сегодня заводы HAL заняты сборкой Су-30МКИ, но их осталось не больше трех десятков, после чего – стоп. Собирать будет нечего. То есть, если не предпринять активных шагов, через пару лет сборочные линии встанут.

А ведь на те деньги, что индийские коррупционеры украли из бюджета на тендере, запросто можно было бы довести до ума проект истребителя пятого поколения, из которого Индия вышла в свое время. И выпускать современные самолеты в тех количествах, которые будут необходимы индийским военным.

Так что стоило бы рассмотреть вопрос о том, чтобы купить у России еще 40-50 все тех же Су-30МКИ и тем самым заткнуть дыру, которая образуется после ухода МиГ-21 и не прихода 90 «Рафалей». И эти новые машины строить уже опираясь на модернизацию Су-30МКИ2 или как ее еще именуют «Сухой Супер». И одновременно думать над программой производства истребителя пятого поколения FGFA.

«Рафаль» в такой стоимости – это прямой убийца проекта FGFA. Сегодня уже вполне достоверно известно, что кампания в индийской прессе против FGFA была инициирована и финансировалась именно французами. Теперь же индийцы нашли компромисс, который прямо скажем, не удовлетворяет ни французов, ни нас. Это говорит о чем? Это говорит о том, что это хороший компромисс: купить некоторое количество «Рафалей» и оставить открытым вопрос с FGFA, то есть, попробовать работать в обеих направлениях. Это возможно.

Равно как оказалось вполне возможно заказать еще 45 МиГ-29К. Нужны же не только самолеты, на которых зарабатываются состояния, а и самолеты, которые могут воевать.

Есть ли у России шанс вернуться к полноценному сотрудничеству? Конечно, есть. И чем дальше вампиры в образе самолетов «Рафаль» будут опустошать индийский военный бюджет, тем больше шансов на то, что МиГ-29К, который пока без альтернативы в качестве вооружения для «Викрамадитьи» и хорошая альтернатива для «Викранта». Про Су-30МКИ, который прижился в индийских ВВС на многие годы, даже говорить не стоит.

И вполне возможен возврат к разговору о МиГ-35. Да, сегодня не принято покупать самолеты, которые не производятся серийно, но в свое время таким же статусом обладал и МиГ-29К, который и не стал бы самолетом, если бы не контракт с Индией.

В общем, тендер MMRCA войдет в историю, как не только самый длительный, но и самый скандальный в истории авиации процесс. И самый коррумпированный, потому что воровали там на уровне двух государств.

Денег затраченных на «Рафали», образца начала «десятых» годов, с лихвой хватило бы, чтобы закончить совместную с Россией программу FGFA, или вложиться в другой совместный проект, как было с истребителем Су-30МКИ. В итоге, индийцы получат три эскадрильи неплохих, но дорогих и быстро устаревающих «Рафалей», которых, к тому же, просто страшно выпускать в бой.

В общем, возможно, что «Рафаль» станет тем явлением, которое вернет российско-индийское военное сотрудничество на прежний курс. Вообще иной раз неплохо так налететь с разгона лбом о столб, да под веселый треск искр перезагрузить отношения, поняв, что не так все плохо с российской техникой, а особенно с условиями и ценой.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 декабря 2023 04:15
    «Рафали» способны выполнять множество различных задач с помощью вооружения общим весом 9 500 кг на 13 узлах подвески: задачи по противовоздушной обороне и завоеванию превосходства с помощью ракет класса «воздух-воздух» Mica IR и EM, высокоточные наземные атаки, как правило, с использованием крылатых ракет SCALP EG и вооружения класса «воздух-поверхность» AASM «Hammer», борьба с кораблями с помощью противокорабельной ракеты


    А "Метеор", Роман? yes
    А ASMP? hi
    1. +15
      6 декабря 2023 05:10
      «Рафаль», дружище, ты как там?
      " привет дружище МиГ! да всяко лучше чем ты ! "
      1. +14
        6 декабря 2023 06:20
        мне вот мнение минусаторов интересно,МиГ процветает у нас ? море заказов ? объяснитесь.
        1. -3
          6 декабря 2023 06:50
          Объяснить не могут, порыв души hi laughing Видать "скрепы" затронули.
          1. 0
            6 декабря 2023 08:21
            О! И ко мне прибежали, объяснений тоже нет, минусы есть laughing
        2. +1
          6 декабря 2023 07:18
          Плачут они.... И давят кнопку...
        3. +21
          6 декабря 2023 09:00
          Цитата: Аэродромный
          мне вот мнение минусаторов интересно,МиГ процветает у нас ? море заказов ? объяснитесь.

          Про МиГ могу сказать только одно-то, что мёртво умереть не может… причём МиГ мертв уже лет 20.. когда только начинался MMRCA я помню смотрел передачу на НТВ, мол МиГ-35 лучше всех, быстрее летает, дальше стреляет, но в теории… есть только макет и желание разработать проект, когда все остальные «конкурсанты» были вполне себе летающие и рабочие… я вообще не очень то понимаю последние статьи Романа, в чем посыл? Что это не мы потеряли рынок Индии, а они дурачки от нас ушли? Так это не так… в 90-е, когда бывший советский ларчик ВПК открылся для рынка вооружений во всей своей красе Индия фактически спасла и УВЗ и «Сухой» своими заказами, причём с выделением денег на разработку… да, машины с хорошими характеристиками шли по весьма демократичной цене, но зато удалось сохранить предприятия и вести новые разработки… на таких условиях возможно и до сих пор большая часть индийского рынка была за нами, но возник ряд проблем - у нас решили, что хотят получать не меньше конкурентов за свои изделия (вполне логично), разработку все ещё должен оплачивать заказчик (МиГ-35, индийскую версию ПАК ФА вспомним), но при этом сроки и качество реализации никто не гарантирует… не буду задавать риторический вопрос, сколько Су-57 встало в строй за почти четверть века «программы» разработки и производства, а все ли в нем как планировалось? Что получила бы Индия на сегодня оставшись в проекте?… сколько «армат», «курганцев», «коалиций» и тд в строю с момента выкатки на красную площадь?… скажем так - с Россией в военно-политическом плане Индии не очень по пути, сами обеспечить себя современным оружием они не очень то и могут, ну при разумном качестве продукции, вот и получается, что выбор не особенно велик-идти к западным партнерам и надеяться получить помощь от них… возможно не самую лучшую в мире продукцию, не самую дешёвую, зато рабочую, а сдвигать сроки сильно вправо и устаивать танцы с обещаниями они и сами умеют (у них уже есть и свой танк, и самолёт, и вертолёт и автомат, только в случае разборок с Китаем они не очень помогут)…
          ЗЫ: если честно, я вообще не понимаю индусов с их политикой закупок и стратегией развития ВВС… у них уже есть «тяжёлая» машина 4 поколения (Су-30), они пытаются заменить «средние» МиГ-27 3 поколения (ну и видимо МиГ-29) на «средних» французов 4 поколения… и в это же самое время пытаются менять «легкие» МиГ-21 3 поколения (хотя что там у «бизонов» от МиГ-21 и 3 поколения осталось большой вопрос) на свои «легкие» Tejas 4 поколения… итого получается бинго - в индийских ВВС будут сразу и легкие, и средние и тяжёлые машины… такого по-моему вообще в мире никто себе не собирал…
          1. +9
            6 декабря 2023 12:23
            Цитата: parma
            это не мы потеряли рынок Индии, а они дурачки от нас ушли? Так это не так… в 90-е, когда бывший советский ларчик ВПК открылся для рынка вооружений во всей своей красе Индия фактически спасла и УВЗ и «Сухой» своими заказами, причём с выделением денег на разработку…
            Есть еще пара нюансов о которых автор не вспомнил: на волне удачной кооперации миг настолько был уверен что 126 машин в кармане, что даже не удосужился представить живую машину на выставке в Бангалоре: французы свое волшебное па открутили очень грамотно. История с откатами преследует все сделки с индусами: пропавший транш за 29к наверное до сих пор ищут…, если не ошибаюсь за двадцать лямов испарилось…
          2. +3
            6 декабря 2023 23:08
            Цитата: parma
            Индия фактически спасла и УВЗ и «Сухой» своими заказами, причём с выделением денег на разработку…

            Что парадоксальное - ВВП Индии в долларах не шибко больше российского довольно давно, и как-то находили деньги на закупки вооружения. Индийская космическая программа меньше российской по деньгам, а почему-то индийские результаты лучше видны
            1. +1
              7 декабря 2023 07:41
              Цитата: alexoff
              Цитата: parma
              Индия фактически спасла и УВЗ и «Сухой» своими заказами, причём с выделением денег на разработку…

              Что парадоксальное - ВВП Индии в долларах не шибко больше российского довольно давно, и как-то находили деньги на закупки вооружения. Индийская космическая программа меньше российской по деньгам, а почему-то индийские результаты лучше видны

              Ну как сказать не шибко больше… если брать данные за 2019, то 2,83 трлн против 1.61, если за 2021, то 3,17 и 2,22 трлн, и это номинал, по покупательской способности все ещё хуже(но и ВВП по ППС самоуспокоение для бедных, причём в прямом смысле)… можно ещё взять размер бюджета, но там разрыв ещё более серьёзный…
              ЗЫ:это не попытка оправдать сложившуюся ситуацию, но у Индии банально больше экономических ресурсов…им фактически нахватает только технологий
              1. +1
                7 декабря 2023 13:49
                Заграничное вооружение закупается не по ППС. К тому же ВС РФ закупают по обычно вдвое меньшим ценам чем заграничные покупатели. И если у индусов в полтора раза больше долларов (при их населении) и они купили 2 тысячи Т90, а у нас в период 2014-22 раз в 10 меньше, то возникают большие вопросы.
                1. 0
                  7 декабря 2023 14:40
                  Цитата: alexoff
                  Заграничное вооружение закупается не по ППС. К тому же ВС РФ закупают по обычно вдвое меньшим ценам чем заграничные покупатели. И если у индусов в полтора раза больше долларов (при их населении) и они купили 2 тысячи Т90, а у нас в период 2014-22 раз в 10 меньше, то возникают большие вопросы.

                  Я вам так скажу, касательно реальных цен на российскую продукцию ВПК для внутреннего рынка - посмотрите сколько государство списывает всяких долгов предприятиям ВПК… только в 2019 году так или иначе заводы получили освобождение от долгов на 700млрд рублей… пусть даже это все долги (а это не так), пусть даже посчитаем по сегодняшнему курсу - это более 7 млрд долларов… и это не долги родом из 90-х, это вполне себе свежие кредиты…
                  1. +1
                    7 декабря 2023 14:47
                    Насколько я помню эти долги появились потому что кто-то году так в 2015 сказал что обороне надо затянуть пояса в то время, когда США обкладывали эту оборону санкциями чтоб экспорта не было. Калашников жил за счёт вихрей только, остальная его продукция не нужна была, а сотрудников держали, и что-то платить им надо было. Я думаю какая-нибудь Пелла могла бы рассказать как МО работало последние годы.
          3. 0
            8 декабря 2023 00:44
            Да все нормально с мигом, в разы лучше чем рафалю с 175 штуками за 30 лет собрали. Так что не ной . В отличие от всех производителей, у мига дела не хуже .
        4. +2
          8 декабря 2023 10:35
          Автор в статье ясно изложил что иностранные заказчики не закупают самолёты не находящиеся в серийном производстве. Наше Мин. обр. для ВВС/ВКС закупали в основном самолёты Сухого, делалось это по объективным причинам. Сейчас в РСК МиГ работы по МиГ-35 идут полным ходом, в связи с СВО деньги нашлись, пойдет серия будут и иностранные заказы. У каждой возникшей проблемы есть причинно-следственные связи, надо понять их и уже из результата делать выводы, ну или делать как Вы, ныть в этих ваших интернетах стуча клешнями по клавиатуре.
          p.s. И кстати под Вашими комментариями я не ставил ни плюсов ни минусов.
          1. +1
            10 декабря 2023 19:44
            Цитата: Woroshilow
            У каждой возникшей проблемы есть причинно-следственные связи, надо понять их и уже из результата делать выводы
            Это хороший подход. yes И, как любил повторять Сталин, у каждой проблемы есть и другие параметры.
      2. +1
        6 декабря 2023 07:03
        Да. Рафаль летает и воюет, в том числе с авианосца.
        Машина изначально разрабатывалась, как и сухопутная, и палубная.
        1. +3
          6 декабря 2023 12:25
          Цитата: Maxim G
          Да. Рафаль летает и воюет.
          .., но не совсем так как разрекламирован: даже французы жалуются - не вешают на него, как в буклете
          1. 0
            6 декабря 2023 12:37
            Кому и где жалуются на него французы?
            1. +1
              7 декабря 2023 10:40
              Разговаривал… всё не совсем так как в рекламе, хотя машинка без сомнения рабочая
        2. +2
          6 декабря 2023 12:59
          Где и с кем воюет,расскажите?
          1. -7
            6 декабря 2023 13:14
            Выздоравливайте скорее, расскажу. yes
            1. +5
              6 декабря 2023 13:31
              Так я сейчас в трезвом уме и светлой памяти.,пока на койке,постараюсь и в дальнейшем,так что читать и дискутировать ещё с неделю свободен
        3. 0
          11 декабря 2023 00:52
          Таки стесняюсь спросить - с кем он воюет?))))
      3. +1
        8 декабря 2023 00:41
        Вы шутите, МиГ29к было индии поставлено 50штук, а Рафаэлей всего было построено 175. Это рафалю очень плохо
    2. +6
      6 декабря 2023 12:05
      А ASMP?

      ASMP индусам не дадут, это ракета предназначена для ядерного сдерживания и несет СБЧ.
      1. -2
        6 декабря 2023 12:08
        Смотрите глубжее.
        Индия может разработать свой аналог ASMP и использовать этот самолёт в составе СЯС.
        1. +3
          6 декабря 2023 12:13
          У них уже есть аналог - ракета Bramos, но она слишком большая для "Рафаля". На подходе более компактная Bramos-NG. Вот ее скорее всего "Рафаль" потянет
          1. 0
            6 декабря 2023 13:21
            Посмотрим, что получится у Индии, тем более основной противник рядом. Что снижает требования к боевому радиусу самолёта-носителя.
            1. 0
              9 декабря 2023 04:13
              Цитата: Maxim G
              Посмотрим, что получится у Индии

              Получится то , что лучше всего всегда получалось - танцы .
              "Рафали" на авианосец поставят вряд-ли , ибо с такой жесткой эксплуатацией побьют к дэвам собачьим . Значит будут держать против китайских J-20 в расчёте на АФАР и "Метеор" (если его дали\дадут) .
              А для авианосца потанцевав для приличия выберут скорей всего МиГ-29К\КУБ и попросят для него комплектацию по БРЭО от МиГ-35 . Но отложат это решение скорей всего до окончания СВО . То-есть ещ1 год-полтора у них на танцы есть .
              А у МиГа как для Вас ни странно - всё налаживается . Испытания МиГ-35-С\СМ идут к концу (обновлённое БРЭО) , а производственные линии ... ладно , сами всё увидите . И заказов уже сейчас хватает . А как серия пойдёт ... и того лучше будет .

              А новых обладателей "Рафаля" скоро ждёт шикарнейший облом . И разочарования .
              Ибо деньги считать таки придётся , и стоимость обслуживания , и запчасти , и вооружение . А не только взятки в кармане .
  2. +7
    6 декабря 2023 04:16
    Дассо ещё расмечталось Рафали втюхать Узбекистану и Казахстану.Казахи сильно удивились такой информации т.к. у них в плане Су30.По Узбекистану пока ничего не слышно,но руководство страны очень прагматичное и за дружбу с Россией ,тут с будущая АЭС и поставки газа и 3000(три!) совместных предприятий в Узбекистане и рабсила с миллиардными переводами из России!¿
    1. +30
      6 декабря 2023 04:21
      Цитата: andrewkor
      ассо ещё расмечталось Рафали втюхать Узбекистану и Казахстану.Казахи сильно удивились такой информации т.к. у них в плане Су30.

      Казахское правительство себя странно ведёт, в последнее время. А смотря как Пашинян переобулся... и с Казахстаном всякое может быть...
      1. +5
        6 декабря 2023 07:38
        Похоже. ский гость не за так Токаева по плечику похлопал - денежка у казаха водится
        Кстати, а как на хинди будет "откат" ?
        1. +2
          6 декабря 2023 09:35
          Цитата: Старый очень
          Кстати, а как на хинди будет "откат" ?

          А может ,пусть станцуют "откат ? what
      2. 0
        11 декабря 2023 00:54
        Не важно, что Токаев говорит, важно что делает.
    2. +1
      14 декабря 2023 03:50
      Что не мешало почившему президенту Каримову крутить шашни с США, пока они ему "революцию" в Намангане не организовали... Придет новый либеральный узбек, выучившийся в США и будет руководить под чутким контролем "белых людей".
  3. +7
    6 декабря 2023 04:21
    Учитывая, что максимальный взлетный вес у обеих самолетов одинаков, 24 500 кг, явно МиГ-29К немного быстрее и летает повыше, если надо.
    ПРО ПОСАДКУ ЗАБЫЛИ... в прошлой статье,чуть ли не тотальное разрушение МиГа, движки (написано было) снимали после каждого припалубливания. вы уж определитесь,кто лучше. моё частное мнение, мы утратили нарабатывающиеся компетенции в морской палубной авиации,и в обозримом будующем их не будет. альтернатива нужна какая нибудь. а её как то не видно.
    1. +3
      6 декабря 2023 07:04
      Цитата: Аэродромный
      мы утратили нарабатывающиеся компетенции в морской палубной авиации,и в обозримом будующем их не будет.

      Всё что связано с флотом, у нас ещё с Петра Первого, не решённая проблема.
      1. +10
        6 декабря 2023 08:29
        Цитата: carpenter
        Всё что связано с флотом, у нас ещё с Петра Первого, не решённая проблема

        Да вроде как к началу 80-х проблему решили и флот наш стал океанским. Но тут наступила перестройка, затем реформы Алкаша и все опять вернулось к временам Петра I
        1. +6
          6 декабря 2023 08:46
          Цитата: Голландец Михель
          Да вроде как к началу 80-х проблему решили и флот наш стал океанским. Но тут наступила перестройка

          Вот поэтому и "перестройку" устроили, а далее и развалили.
    2. 0
      6 декабря 2023 10:44
      Цитата: Аэродромный
      Учитывая, что максимальный взлетный вес у обеих самолетов одинаков, 24 500 кг, явно МиГ-29К немного быстрее и летает повыше, если надо.
      ПРО ПОСАДКУ ЗАБЫЛИ... в прошлой статье,чуть ли не тотальное разрушение МиГа, движки (написано было) снимали после каждого припалубливания. вы уж определитесь,кто лучше. моё частное мнение, мы утратили нарабатывающиеся компетенции в морской палубной авиации,и в обозримом будующем их не будет. альтернатива нужна какая нибудь. а её как то не видно.

      В смысле не видно?А с Кузнецова кто летал?Су вполне отработан,чертежи есть.Может миг это был недоработанный самолёт в плане прочности и компоновки?Чтобы отработать машину,достаточно иметь сухопутный тренажёр,коих в России два.Строится опытный образец и испытывается.Ну а может это у индусов стиль посадки такой.
    3. +2
      9 декабря 2023 04:56
      Цитата: Аэродромный
      в прошлой статье,чуть ли не тотальное разрушение МиГа, движки (написано было) снимали после каждого припалубливания.

      Тщательней посадку надо отрабатывать индейцам , они так любой палубник о палубу расшибут . В США палубные F-18 живут тоже в 2 - 2,5 раза короче своих сухопутных собратьев . Условия и режим эксплуатации своё накладывают .
      Цитата: Аэродромный
      мы утратили нарабатывающиеся компетенции в морской палубной авиации,и в обозримом будующем их не будет.

      Думаю Ваше частное мнение ошибочно . В будущем году "Адмирал Кузнецов" таки выйдет из ремонта и модернизации , вернётся в строй и компетенции в палубной авиации по определению продолжатся и будут развиваться .
      Цитата: Аэродромный
      альтернатива нужна какая нибудь.

      Она есть и обязательно будет . И она не нова для нас .
      Это СВВП .
      Новый двигатель Р-579В-300 успешно прошел цикл стендовых испытаний и показал тягу на форсаже 23 000 кг.с. Безфорсажный максимум у него должен был быть "не менее 14 000 кг.с." , но точных данных нет . Весогабаритные параметры у этого двигателя соответствуют таковым у F-35 . О том , что по СВВП работы в КБ Яковлева идут глава ОАК (и не только он) заявляли не раз , но без подробностей .
      Носители для оных ?
      А для кого\чего в Керчи два УДК таких размеров строятся ? С водоизмещением не менее 40 000 т. ? Как наши старые-добрые "Кречеты" .
      Судя по характеристикам двигателя и обязательным учётом всех косяков американского F-35В , наработкам ещё 90-х годов по Як-201 и ... взяв за основу планер Су-75 (а почему бы не взять ?) , такой СВВП будет обладать ОЧЕНЬ хорошими ЛТХ . Если уж Як-41 обладал примерно равным боевым радиусом с F-18 , примерно такими же маневренными возможностями МиГ-29 (а значит лучше "Хорнета") , такой же БРЛС , качеством БРЭО и вооружением как МиГ-29 ... то что же можно будет сказать о СВВП с характеристиками планера лучше чем у F-35В , РЛК и БРЭО от Су-57 и двигателем на 20% более мощным , чем у F-35?
      Подумайте над этим .
  4. +21
    6 декабря 2023 04:56
    Сколько не говори халва, во рту слаще не станет. Можно сколько угодно рассказывать какой хороший Миг-35 или Миг_29К и как он не уступает Рафалю и какие коварные индусы не понимающие своего счастья, реальность это никак не изменит. Рафаль они берут даже за большие деньги,новые самолеты семейства Миг-29 не берут даже за маленькие.
    Затем статья просто нашпигована разными ошибками.Все Рафали для Индии с АФАР ( и в целом разница по БРЭО между Рафалем и Миг-29 К очень велика), поставлено не 8, а все 36 самолетов, ну и.т.д.
    Необоснованны и фантазии о том,что Индия обжегшись на Рафалях снова станет закупать наше. Для ВМС они закупают те же Рафали в количестве 26 штук. ( выиграли у F-18), а на перспективу хотят делать свой истребитель. Для ВВС закупают свой Теджас, мечтают о F-35 и как минимум хотят производить F-16 блок 70 в Бангалоре. Это не говоря о политических рисках закупок вооружения в РФ.
    Факт в том,с модернизацией Миг-29 мы безнадежно опоздали.Есть ли экспортный потенциал у Миг-29 К в целом ? Нет. У Миг-29М-есть ( причем в простом варианте без АФАР даже больший),но не в Индию.
    1. +6
      6 декабря 2023 06:51
      Ну, учитывая насколько Рома Скоморох "эксперт" во всех областях, постепенно превратившийся в ура-патриота а-ля Рябов, то нет ничего удивительного в количестве ошибок и лжи.
    2. 0
      6 декабря 2023 11:42
      с модернизацией Миг-29 мы безнадежно опоздали

      задел по модернизации есть и он огромен и есть куда стремиться
      есть готовый истребитель МиГ-35
      как из любого самолета поколения 4++ сделать 4+++
      на выходе получается практически самолет 5-го поколения только более бюджетный
      очень просто:
      1. заменить БРЭО
      2. поменять фазированные РЛС на АФАР
      3. подвесные контейнеры разведки Сыч
      4. уменьшить ЭПР:
      - режим работы створок воздухозаборников (ВЗ) ЭПР снижается на 80%
      - убрать вооружение в КМГУ снижение ЭПР на 20%
      ЭПР МиГ-29 = 5 кв.м. но можно уменьшится и до 0,1 кв.м.
      при полете на 20 км обеспечит снижение дальность обнаружения с 350 км до 100 км
      при полете на 500 метрах дальность обнаружения упадет с 60 км до 20 км - что позволяет уже применять КАБы
      смотрите ЭПР МиГ-35 = 0,7 кв.м. - там реализовано много чего кроме вооружения в КМГУ
      1. +1
        9 декабря 2023 05:30
        Цитата: Romario_Argo
        на выходе получается практически самолет 5-го поколения только более бюджетный

        Такой вариант предлагался для ОАЭ - разработать на базе планера МиГ-29М\35С . Двигатели в тех же весогабаритах тягой довести на форсаже до 11 000 кг.с. Планеру придать обводы СТЕЛС (а-ля уменьшенный вариант Су-57) , развалить кили , изменить форму воздухозаборников на подобие того , что у Су-57 , внутренний отсек вооружения . И мог бы получиться очень неплохой истребитель 5-го поколения среднего класса . В том числе и в палубнос исполнении .
        Беда в том , что денег на разработку у МиГа не было - государство финансировать отказывалось , а найти инозаказчика с оплатой стоимости разработки ... это проблема и риски для инвестора . Хотя именно такой МФИ 5-го поколения на рынке мог быть наиболее интересным предложением для стран , которым тяжелые истребители избыточны , но необходимы качество и перспектива на долгие годы быть в трэнде и на пике совершенства .
        Но для РФ сейчас в перспективе есть ЛФМИ Су-75 с одним двигателем и унификацией с Су-57 . Так что для МиГ-35С перспектива на сегодня в ВКС - стать переходной моделью в категории ЛФМИ (хоть он и средний класс) , и занять эту нишу лет на 15 , пока доведённый до совершенства Су-75 не пойдёт в серию и не наполнит полки ВКС в категории лёгкого истребителя .
        Но в то же время МиГ-35С именно сейчас - отличный вариант не только для формирования новых полков ВКС , но и для поставок нашим союзникам и настоящим партнёрам , причём сразу в достаточных количествах . Ибо планер отработан до совершенства , производственные линии готовы к производству , все кооперационные цепочки в наличии , отработаны и ждут заказов . А БРЛС с АФАР успешно заканчивает испытания в составе БРЭО МиГ-35С .
    3. +6
      6 декабря 2023 17:27
      Вы забыли экономический аспект. Мы поставляем в Индию нефть за бумагу, дарим. А они её продают по мировой цене и покупают даром за большую цену "Рафали "...
    4. 0
      11 декабря 2023 00:57
      Пока что, они ничего не покупают. Об этом официально заявлено, но в прошлом договоре тоже, официально декларировалось одно, а по итогу - вышло совсем другое))) так что, не будем торопиться.
  5. +3
    6 декабря 2023 05:35
    Странно, учитывая, как умеют у нас осваивать бюджетные средства, подмазывая всех кого только можно, они умудрились облажаться в Индии.
    1. +10
      6 декабря 2023 06:12
      Так в статье как раз про то, что там подмазали так, что нашим и не снилось.
      1. -5
        6 декабря 2023 09:07
        ну подмазали втюхали в 6 раз дороже, дальше что? Французы клиента потеряли очень на долго если не навсегда, индийцы просто у них больше ничего не купят вспоминая про этот кидок, и даже не важно много ли откатов французы заплатили индийским генералам и правительственным функционерам, об этом индийцы забудут через энное количество лет, а вот про кидок от французов нет
        1. +5
          6 декабря 2023 13:59
          А с чего вывод что потеряли клиента? Люди принимающие решения явно в доле, им это наверняка понравилось, так что будут спокойно и далее продолжать. Посадят пару стрелочников и будут спокойно дальше такие же 2тендеры" устраивать.
  6. +6
    6 декабря 2023 05:50
    Статья не о том, суть дела такова: чиновники в Индии хотели получить бакшиш; французы им его дали. Далее: я бы на месте Рособорон экспорта зарёкся бы иметь дело с индусами: просто потому, что проявили себя ненадёжными партнерами; и в конце концов нам самим самолеты нужны, у нас СВО. Пусть в С-75 вкладываются.
    1. +4
      6 декабря 2023 08:32
      Цитата: Иезекиль 25-17
      я бы на месте Рособорон экспорта зарёкся бы иметь дело с индусами

      Рынок индийский уж больно ёмкий, жаль уходить с такого
    2. -1
      6 декабря 2023 10:51
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Статья не о том, суть дела такова: чиновники в Индии хотели получить бакшиш; французы им его дали. Далее: я бы на месте Рособорон экспорта зарёкся бы иметь дело с индусами: просто потому, что проявили себя ненадёжными партнерами; и в конце концов нам самим самолеты нужны, у нас СВО. Пусть в С-75 вкладываются.

      Это почему они себя проявили ненадежными?Они миг купить обещали?кроме всего прочего у России большие проблемы с гарантийным и постгарантийным обслуживанием техники.Словом кто платит,тот и музыку заказывает
  7. +3
    6 декабря 2023 06:01
    Замечательная история о том, что в Еевропе и во Франции в частности, НЕТ КОРРУПЦИИ!
  8. +9
    6 декабря 2023 06:06
    Какой-то странный набор слов. Типа, что на франзузские самолеты ОКАЗЫВАЕТСЯ нужно подвешивать французские ракеты. А на Миг29 что - американские что-ли подвешивают?
    1. +2
      6 декабря 2023 13:09
      Да американские:прр Харм и иммитаторы МАЛД и бомбы ЖДАМ-это укропы. Су30 алжирский применяет ГБУ амерские,такие же у французов есть только название другое
  9. Eug
    +4
    6 декабря 2023 06:57
    Как по мне, России сейчас важно не упустить модернизации Су-30МКИ и участвовать в ней как минимум наравне с HALом, а лучше ген.подрядчиком. Не думаю, что у МиГ-29-35 есть шансы, Штаты перебьют.
  10. +16
    6 декабря 2023 07:03
    . Все-таки 240 миллионов и 40 миллионов долларов – это просто безумная разница.

    Французы смогли продать за 240 млн то, что российские менагеры не смогли за 40 млн. Они за что там зарплату получают??

    Когда об этом спросили нашего президента (про неприлично огромные зарплаты топов и випов), он ответил, что это затем, чтобы наших скрепных чиновников, сидящих на ответственных местах, за рубеж какие-нибудь французы не переманили. Но глядя на результат работы наших скрепных менагеров сдаётся мне, что за рубежом их и бесплатно не взяли бы!

    Или нет? Или наш золотой Чубайс заграницей устроится так же блестяще и будет и там, припеваюче ("у нас очень
    много денег!"), пилить миллиарды?
    1. +9
      6 декабря 2023 07:24
      Эх пристроить бы их туда на работу, куда нибудь в Боинг или Рейнметалл, и Набиуллину в МВФ, может бы экономика по другому заработала, как наша так и супостатская wassat
    2. +7
      6 декабря 2023 09:30
      Мне вот тоже интересно было посмотреть на тех, кому нужны эти манагеры. Да еще за те деньги, которые им у нас платят.
    3. +6
      6 декабря 2023 10:58
      Цитата: Stas157
      . Все-таки 240 миллионов и 40 миллионов долларов – это просто безумная разница.

      Французы смогли продать за 240 млн то, что российские менагеры не смогли за 40 млн. Они за что там зарплату получают??

      Когда об этом спросили нашего президента (про неприлично огромные зарплаты топов и випов), он ответил, что это затем, чтобы наших скрепных чиновников, сидящих на ответственных местах, за рубеж какие-нибудь французы не переманили. Но глядя на результат работы наших скрепных менагеров сдаётся мне, что за рубежом их и бесплатно не взяли бы!

      Или нет? Или наш золотой Чубайс заграницей устроится так же блестяще и будет и там, припеваюче ("у нас очень
      много денег!"), пилить миллиарды?

      Французские менеджеры сработали отлично.И товар продали и технологии не передали.Это у нас Газпром постоянно влетал на какие-то неустойки и штрафы
    4. +1
      9 декабря 2023 05:44
      Цитата: Stas157
      глядя на результат работы наших скрепных менагеров сдаётся мне, что за рубежом их и бесплатно не взяли бы!

      Вы не понимаете , их давно уже ВЗЯЛИ . Причём получая большие оклады от нашего президента они добросовестно занимают свои кресла и не бегут на запад , а получая ... от другой стороны , они УСЕРДНО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ . И этим удовлетворяют требования обоих работодателей .
      Цитата: Stas157
      ("у нас очень
      много денег!")

      yes И как же может быть иначе ? feel
  11. +11
    6 декабря 2023 07:17
    При отсутствии перспектив самолета в собственных войсках, кому он нужен в за рубежом?
  12. +1
    6 декабря 2023 07:41
    Автор, в индийские ВВС как раз-таки и поставляются F3-R с АФАР.
    И F4 в дальнейшем,
    Да, стоимость космическая. Коррупция.

    Забыть надо про МиГ-35 и тем более про МиГ-29К - там ничего уже не сделаешь, и сконцентрироваться на модернизации Су-30МКИ.
    1. 0
      11 декабря 2023 00:58
      Откуда такая информация? Вы сами того "рафаля" разбирали или в интернете почитали?)))
  13. +4
    6 декабря 2023 08:11
    Цитата: AC130 Ganship
    А на Миг29 что - американские что-ли подвешивают?


    а на Украине, под крылом МиГа, подвешены российские ракеты?
    1. +1
      9 декабря 2023 05:51
      Цитата: Дедок
      а на Украине, под крылом МиГа, подвешены российские ракеты?

      Советские . И украинские .
      А вот под крыльями российских самолётов до сих пор подвешены даже уже не советские , а именно украинские Р-27М , которые до самого начала СВО производились в Киеве . И незадолго до СВО Индия заказывала на б\У крупную партию этих (Р-27М) ракет . Россия до 2014 г. так же их там закупала .
      request Советское наследство .
      Был ещё в 00-х скандал , когда для наших новых ПЛА (Бореев) ГАК разрабатывался тоже специализированным киевским КБ . Помнится тогда Медведев на эту тему бушевал ... президентсвовал он тогда .
  14. +17
    6 декабря 2023 08:15
    Цитата: Stas157
    Французы смогли продать за 240 млн то, что российские менагеры не смогли за 40 млн. Они за что там зарплату получают??


    так выставка в Дубае прошла - и какие результаты?
    все из Рособоронэкспорта съездили, погрелись на солнышке, понежились в номерах люкс, прикупили "своим" - тряпок и пр. и вернулись назад - сытые и здоровые: и все за наш счет!
    а у нас - собираем гумку для СВО...
  15. +4
    6 декабря 2023 08:16
    Цитата: dementor873
    Странно, учитывая, как умеют у нас осваивать бюджетные средства, подмазывая всех кого только можно, они умудрились облажаться в Индии.


    так "делится" не умеют... умеют только приносить в клювике...
  16. +7
    6 декабря 2023 08:18
    А ведь на те деньги, что индийские коррупционеры украли из бюджета на тендере, запросто можно было бы довести до ума проект истребителя пятого поколения, из которого Индия вышла в свое время.


    хорошая фраза, только название страны надо поменять и будет многое понятно
  17. +2
    6 декабря 2023 08:33
    Насколько я помню, первый тендер на "легкий" истребитель фактически закончился скандалом - цена оказалась намного выше и никакой передачи технологий. В итоге Рафалей было закуплено намного меньше, чем нужно было. В разы меньше.
  18. -2
    6 декабря 2023 08:48
    Вместо одного Рафаля лучше по одному Су35С и Су34 купить, но наши так и не научатся взятки давать.
  19. +4
    6 декабря 2023 09:02
    Индусы учитывают риски санкций и боятся покупать российское вооружений. Что с этим делать мне не понятно.
  20. +4
    6 декабря 2023 09:45
    Цитата: Виктор Сергеев
    Вместо одного Рафаля лучше по одному Су35С и Су34 купить, но наши так и не научатся взятки давать.


    всё что мы видим сейчас вокруг - вращается вокруг одного слова: "Жадность"
  21. +1
    6 декабря 2023 10:19
    Была в нете информация, что для авианосца индейцы хотят закупить 26 палубных "рафалей". 4 спарки и 22 боевых. Но опять - таки, пока еще хотелки. И количество боевых бортов, какое-то непонятное. Для одной эскадрильи много, для двух мало.
    1. nks
      -2
      6 декабря 2023 13:30
      Цитата: ТермиНахТер
      Была в нете информация, что для авианосца индейцы хотят закупить 26 палубных "рафалей". 4 спарки и 22 боевы

      Это просто рафаль выиграл в конкурсе на многоцелевой палубный истребитель Multi-Role Carrier Borne Fighters (MRCBF).
      Но сейчас стадия согласования контракта -- самого контракта еще нет.
      Тут еще 2 момента: с одной стороны французы рассматривают спарку в первую очередь как ударную версию и никак ее считать небоевой нельзя. С другой стороны палубных спарок не существует :)
      Хотя за деньги могут сделать
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        6 декабря 2023 15:32
        Любая спарка - теоретически боевая, только ее ТТХ, существенно хуже. Потому и говорю, что реально боевых 22.
        1. nks
          0
          7 декабря 2023 15:49
          Говорить для себя вы можете что угодно, конечно, но это _реально_ неверно :). Спарка -- вариант с усиленными возможностями работы по земле за счет наличия оператора вооружения, второе место может использоваться по разному (также руководство операцией или управление дронами) и то, что на него дублировано функции пилота и таким образом хорошо подходит для обучения, -- вторично.
          Поэтому непонятно в данном раскладе именно наличие палубных спарок как таковых , которых нет в природе, а так то эскадрильи могут быть смешанными -- состоять из спарок и одноместных
          Но можно предположить, что флот возьмет для себя две спарки, они смогут работать с земли, а 24 -- 2 эск. для палубы
          1. 0
            7 декабря 2023 18:54
            А не подскажите насколько уменьшается полезная нагрузка при наличии второго летчика?))) И второе место отнюдь не означает, что оно оборудовано всем необходимым для оператора. Там может быть только второй, уменьший комплект органов управления для инструктора. Сильно сомневаюсь, что французы дадут что-то чуть больше, чем необходимый минимум.
            1. nks
              0
              7 декабря 2023 19:51
              Ни на сколько она не уменьшается. У спарки баки меньше безотносительно наличия второго летчика -- дальность меньше. Да в балансе приходится платить одной характеристикой за другую.
              Означать все может что угодно, только непонятно с чем вы спорите и зачем вы сомневаетесь. Французы дадут все, что прописано в контракте.
              1. +1
                8 декабря 2023 02:00
                Они уже давали, в прошлом контракте, индейцы до сих пор плачут)))
                1. nks
                  0
                  9 декабря 2023 13:30
                  Радуются :) Очень довольны.
                  https://youtu.be/Kq9TJ60aya4?t=1694
                  Кстати, обратите внимание на то, что он говорит еще о тренажерах -- они могут работать в сети, плюс сами по себе топовые. Это еще одна возможность совместно использовать инфраструктуру ВВС и флота.
                  PS: А пенять, если что, они могут только на себя самих.
    2. -1
      10 декабря 2023 21:54
      --- вам за индейцев.........
  22. +3
    6 декабря 2023 10:25
    Глядя на сегодняшнюю борьбу условного воздушного меча с воздушным условным щитом, "щит" уже давно выигрывает у "меча" и не по очкам. То есть возможности авиации как и танков стали довольно ограниченными. Услуги фронтовой авиации давно выполняют ударные дроны, ракеты и бомбы с бомбардировщиков тоже закидываются дистанционно. Ну а если насчет авиации вообще, то в реальном бою все выявляется. Ну а тендер мутный конечно, кто там кого "перекормил" или "недокормил" непонятно.
    1. +3
      6 декабря 2023 12:43
      Ну не, меч все еще гораздо опаснее щита, просто для этого нужен меч, а не бумажная палка. Это сейчас наглядно показала СВО, будь у РФ пара десятков самолетов ДРЛОУ уровня А-100, которые бы кружили круглосуточно, спутниковая разведка в реальном времени, современные противорадиолокационные ракеты и высокоточные планирующие бомбы, то вопрос подавления украинского ПВО был бы вопросом пары месяцев. То есть тут нужно именно навалиться сразу всем скопом, в противном случае щит просто выстоит.
      1. +2
        6 декабря 2023 13:16
        Насчет "скопа", тут опять же только дроны,причем дешевые, из вторичной субстанции и палок могут создать "перенасыщение" ПВО с целью его истощения на предмет ракет или просто БК и слежения вообще. Насчет современной авиации и даже ультрасовременной, то никто иные, как "великия и могучия" США высадили не самую современную ПВО Ирака специальными ракетами и уже гораздо после затеяли свой знаменитый air-land battle со всеми вытекающими.
      2. +5
        6 декабря 2023 23:17
        Цитата: Дмитрий Ригов
        Ну не, меч все еще гораздо опаснее щита, просто для этого нужен меч, а не бумажная палка. Это сейчас наглядно показала СВО, будь у РФ пара десятков самолетов ДРЛОУ уровня А-100, которые бы кружили круглосуточно, спутниковая разведка в реальном времени, современные противорадиолокационные ракеты и высокоточные планирующие бомбы, то вопрос подавления украинского ПВО был бы вопросом пары месяцев.

        Вы забыли сказать, что к мечу нужны еще глаза (разведка), мозги (управление) и тестикулы (решимость), а то можно забиться в угол и со световым мечом, после чего просить переговоры и рисовать красные линии, так можно кому угодно проиграть, камнями закидают просто
  23. +11
    6 декабря 2023 10:30
    Автор буквально "жжет глаголом", притом с первых строк. Непонятно только, в статье преднамеренно 90 процентов информации "перелицовано", или по незнанию.
    Но изделия ОА «Компания «Сухой» в тендере не участвовали, МиГ-35 индусам не понравился своей недовершенностью, против МиГ-29 была развернута целая кампания по травле. Оставалось не так много претендентов, и индийцы остановились вроде бы на полностью отработанном французском самолете.

    Целый абзац из сплошной "метели". Компания "Сухой" в тендере участвовала в лице Миг-35. О МигГ 29 на этом тендере вообще никто не вспоминал. Претендентов было много. Шесть. На картинке из презентации тендера они все представлены - Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Lockheed Martin F-16, Mikoyan MiG-35, Saab JAS 39 Gripen.
    В "полуфинал" вышли Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Победил Dassault Rafale.
    За 10 лет французы поставили восемь машин.

    По MRCA competition французы не поставили ни одной машины! Тяжбы и разборки вокруг этого тендера тянутся до сих пор.
    Но так как самолеты индусам нужны, то в 2016 году Индия и Франция подписали отдельный контракт на поставку 36 самолетов Dassault Rafale, которые и были им поставлены строго в оговоренный срок - за три года, с 2019 по 2022. В настоящее время эти 36 самолетов состоят на вооружении индийских ВВС.
    А уж когда всплыли настоящие цены на «Рафали», а это, между прочим, 218 600 000 евро (239 500 000 долларов) за один самолет.

    Только автор забыл указать, что согласно условиям контракта, которые индусы выдвинули, половина этой цены французами должна была быть реинвестирована в авиастроение Индии и создание инфраструктуры для эксплуатации французских самолетов.
    Это только то, что сразу бросается в глаза. А если еще в техническую сторону углубиться...
    Одним словом, по статье можно написать еще две с "разбором полетов".
    1. nks
      +1
      6 декабря 2023 13:32
      Цитата: Dekabrist
      Только автор забыл указать, что согласно условиям контракта, которые индусы выдвинули, половина этой цены французами должна была быть реинвестирована в авиастроение Индии и создание инфраструктуры для эксплуатации французских самолетов

      Да, туда же входило и вооружение и создание спец модификации и обучение и поддержка на гар срок.
      Кстати, предприятия были в Индии созданы.
    2. +6
      6 декабря 2023 14:42
      hi
      Одним словом, по статье можно написать еще две с "разбором полетов".


      Вот тут все неплохо разобрано: "Индийский тендер MMRCA: уроки и выводы для России". https://bmpd.livejournal.com/1432807.html
  24. -5
    6 декабря 2023 10:50
    Индусы, одно слово. Я примерно с таким же интересом наблюдаю, как им Вестингаус уже 20 лет "строит" АЭС. причем разговор шел вообще сперва о примерно 40-50 блоках. 20 лет - они даже не определились. где ХОТЬ ОДНА АЭС физически находится будет. Все пляшут.
    Потом уже можно вспомнить, что Вестингаус строить АЭС вообще не умеет, в принципе! Топливо - делают, ПО - делают. А вот АЭС как раз строить - не умеют!!! Ну не их область деятельности! Пофиг, пляшем wink
    1. +5
      6 декабря 2023 14:20
      Я примерно с таким же интересом наблюдаю, как им Вестингаус уже 20 лет "строит" АЭС

      Продолжайте наблюдение. Только смените наблюдательный пункт, а то двух китайских АЭС с реакторами Westinghouse, введенными в эксплуатацию в 2018 и 2019 годах, Вы не увидели.
      1. -2
        6 декабря 2023 14:32
        А, ну-ну. Значит так, реакторы строил НЕ Вестингаус, более того, когда китайцы начали разбираться, что им за документацию подсунули - пришлось им бежать в Росатом, а Росатому - полностью переделывать АЭС целиком, потгому что никакие нормативы там в принципе не соблюдались, реакторы даже в США не были сертифицированы.
        Кстати, АЭС Вогтль, в США, на бумаге строит вестингаус, а по факту - 1500 субподрядчиков, например сами кожухи реактора делают Ю. Корея, вестингаус дает только ПО. Значит в США строит Корея, а в Китае строил Вестингаус, да?
        Вы хотя бы по теме поинтересуйтесь - глупо выглядите
        1. +5
          6 декабря 2023 14:34
          глупо выглядите

          Вот с самокритикой у Вас все впорядке. Одним словом, наблюдайте. Успехов.
  25. -3
    6 декабря 2023 11:02
    Индусы, они такие индусы. Собственно, больше и добавить нечего
  26. +4
    6 декабря 2023 11:08
    Ну, если уж, посмотреть не предвзято, то у "Рафаля" всё хорошо в отличии от МиГ-29/35.
  27. Комментарий был удален.
    1. +2
      6 декабря 2023 12:46
      Автор - Роман Скоморохов, является главным редактором ВО, начальником Отдела "Вооружение".
      Делайте выводы....
      1. +4
        6 декабря 2023 13:27
        Игорёк Прокопенко тоже военные институты заканчивал-теперь он на рентв тоже не уборщик
  28. +2
    6 декабря 2023 12:45
    А уж когда всплыли настоящие цены на «Рафали», а это, между прочим, 218 600 000 евро (239 500 000 долларов) за один самолет. Приближающийся как модель к своему сорокалетию. Так, между прочим, «пустой» F-35 стоит около 94 000 000 долларов. Су-35С можно купить за 108 000 000 долларов. То есть, за то количество денег, которое Индия потратила на покупку 36 «Рафалей», можно было бы купить 80 самолетов Су-35С или в теории (потому что скорее всего не продали бы) 91 самолет F-35А.



    Сравнивать нужно с Ф18, Ф35С (только они есть современные конкуренты корабельного Рафаль)....которые стоят не 93млн долл.....палубник всегда дороже. Су35С в Китай ушел по 100млн, а сколько будет стоить его палубная версия - Бог его знает.
  29. -1
    6 декабря 2023 12:56
    Цитата: Kartograf
    Цитата: Иезекиль 25-17
    Статья не о том, суть дела такова: чиновники в Индии хотели получить бакшиш; французы им его дали. Далее: я бы на месте Рособорон экспорта зарёкся бы иметь дело с индусами: просто потому, что проявили себя ненадёжными партнерами; и в конце концов нам самим самолеты нужны, у нас СВО. Пусть в С-75 вкладываются.

    Это почему они себя проявили ненадежными?Они миг купить обещали?кроме всего прочего у России большие проблемы с гарантийным и постгарантийным обслуживанием техники.Словом кто платит,тот и музыку заказывает

    Они и заплатили: в несколько раз дороже, им повезло ещё, чтолько деньгами, ане кроаью, как укры.
  30. +6
    6 декабря 2023 13:05
    Просто Франция пользуется тем что она держава и контракты пишет чтобы заработать, у нас же лишь бы купили вообще подешевле на любых условиях. Действуй мы как запад в вопросах продажи то денег можно было бы и больше зарабатывать.
  31. -1
    6 декабря 2023 15:00
    Но получилось все согласно канонам индийских сериалов, то есть, с тайнами, сговорами, скандалами, разоблачениями и даже драками. Вроде бы не было танцев, но не уверен.

    А песни? Как же боливуд и без песен? belay
  32. +5
    6 декабря 2023 15:37
    Можно сколько угодно говорить на эту тему, но как говорится: фарш невозможно провернуть назад. Индия закупает и будет закупать Рафали. Пока... А потом очень возможно что и F-16 или что-то более новое. Потому-что США, во-первых очень хотят затянуть Индию в свою компашку против Китая и вполне могут отсыпать бонусов. Плюс строить быстро они умеют. И во-вторых, как же не налюбить ближего своего, а французов они любят любить))) и повторить фокус как с лодками для Австралии очень даже могут.
    А Россия... Россия за всего ГОДЫ нытья, как Индия обещала ж.... но ушла к другой))) не сделала в лице своих высших чиновников, как представителей страны, и РСК МИГ как исполнителя, абсолютно НИЧЕГО, чтобы поменять ситуацию. Ну допустим придут индусы к ним и что? Всё готово к немедленной работе? Или как обычно через 10 лет первый самолет родим. А МиГ очень попортил себе репутацию со сроками. К Сухому почему-то никаких претензий не было. Закупили бы себе партию Миг-35 и показали индусам - вот самолеты, вот работающие линии, вот цена,а теперь думайте. Тогда бы толк был.
  33. -4
    6 декабря 2023 16:20
    Надо же-это барахло стоит вдвое дороже F-35-во коррупция у индусов
  34. +5
    6 декабря 2023 16:28
    На Рафале АФАРы установлены с 2012 года.
  35. +9
    6 декабря 2023 18:53
    нам нечего больше предложить индусам. Все что могли и имели уже отдали. И технологии и лицензии. Мы им больше не интересны. Россия сдала свои позиции не только в боевой авиации, но по всем другим видам вооружений. Индия это давно уже поняла. А СВО показала это всем в том числе и нам самим. Поэтому нечего пенять на индусов, что они такие не адекватные и не благодарные. Было бы у нас что нибудь действительно стоящее, как во времена СССР, они бы будьте уверены это купили, не смотря ни на какие санкции. Мы сами загубили свои КБ и авиапромышленность. И теперь получаем результат. Все самолеты КБ МИГ давно устарели и этой фирмой за 30 последних лет не было создано ничего нового. Да и существует ли еще это КБ?. А рафаэль хорошая машина, несмотря на ее неадекватную цену. При меньшей тяге двигателей он несет на 13 подвесках почти вдвое больше боевую загрузку 9500 кг, при 5500 кг у МИГ-29,35. или 8000 кг у тяжелых СУ-30,34,35. Имеет современную АФАР, системы управления полетом и оружием в т.ч ракетой В-В Метеор. Поэтому понять индусов можно.
    1. +1
      8 декабря 2023 23:44
      Цитата: wladimirjankov
      А рафаэль хорошая машина, несмотря на ее неадекватную цену.

      Он - Рафаль, а не Рафаэль.
      Цитата: wladimirjankov
      При меньшей тяге двигателей он несет на 13 подвесках почти вдвое больше боевую загрузку 9500 кг, при 5500 кг у МИГ-29,35.

      Если у Рафаля - 9500 кг, то у МиГ-35 более 12200 кг.
      Цитата: wladimirjankov
      или 8000 кг у тяжелых СУ-30,34,35.

      У Су-30МК - 14700 кг при заправке 5270 кг. При сравнении надо использовать одинаковые взлетные массы и методики расчетов.
  36. +5
    6 декабря 2023 19:41
    "Картинка своеобразная. Вы видите здесь два самолета, один из которых имеет безоговорочное преимущество над другим? Вот и я не вижу. Учитывая, что максимальный взлетный вес у обеих самолетов одинаков, 24 500 кг, явно МиГ-29К немного быстрее и летает повыше, если надо. А «Рафаль» имеет преимущество (большое) в количестве груза на внешних подвесках." _На данной картинке явно не "Рафаль", скорее это индийский Tejas Navy.
    1. +1
      8 декабря 2023 23:49
      Цитата: AlexanderBrv
      Учитывая, что максимальный взлетный вес у обеих самолетов одинаков, 24 500 кг,

      Если у Рафаля брать взлетную массу 24500 кг, то у МиГ-35 аналогичная взлетная масса будет 29700 кг.
  37. +6
    6 декабря 2023 20:43
    Сравнение техники по ТТХ, это как Уаз Патриот с Ленд Крузером сравнивать. Вроде не сильно отличаются.
    Аналогично с ценами, не глядя на состав контракта. Может там входит вооружение, обслуживание и т.п.
  38. 0
    6 декабря 2023 20:43
    Вообще не понятно, причем тут Су-35. Чисто тяжелый перец. Ну и цену на него автор поднял в 2 раза… Роман, а курсом рубля не вы занимаетесь?
  39. +1
    7 декабря 2023 00:33
    Есть предложение редакционному коллективу ВО проверять "тщательнее" выпускаемый, в "эфир" материал, дабы избегать военно - технических "ляпсусов", особенно если материал исходит от "многотопливных" авторов, которые знают всё и вся про любое вооружение и любую боевую технику, начиная от сапёрной лопаты до средств РЭБ и спутников орбитальной группировки НАТО и РФ..... А относительно операции "Рафаль" силами и средствами Франции на территории Индии... Хорошо срежиссированная и грамотно проведённая операция, которую Россия, в лице "Рособоронэкспорта", Торгпредства РФ в Индии и Посольства РФ - просто "проспали", пустили на "самотёк", исходя из известной российской "постперестроечной" парадигмы "А куда вы от нас, родимые, денетесь..." А французы "подсуетились": поработали, грамотно, со СМИ (заказные статейки, реклама фирмы «Dassault Aviation» на всех углах) кино - ролики, экскурсионные туры на предприятия «Dassault Aviation»для "заинтересованных" лиц, "откаты" явные и скрытые... Вобщем "метание бисера" под ноги "нужным" было организовано... Результат: "Рафали" пошли, а МиГ и Су - нервно курят в сторонке.... Вот как -то так...
  40. +1
    7 декабря 2023 15:04
    Автору: Вы пишите :
    «пустой» F-35 стоит около 94 000 000 долларов. Су-35С можно купить за 108 000 000 долларов. То есть, за то количество денег, которое Индия потратила на покупку 36 «Рафалей», можно было бы купить 80 самолетов Су-35С или в теории (потому что скорее всего не продали бы) 91 самолет F-35А.



    А откуда такие низкие цены на Ф-35 , да ещё и в сравнении с Су-35? Вы там нигде нолик не потеряли\не дописали? /искренне недоумевает/
  41. 0
    7 декабря 2023 19:48
    Картинка своеобразная. Вы видите здесь два самолета, один из которых имеет безоговорочное преимущество над другим? Вот и я не вижу.

    Роман, после этих слов сложно поверить, что вы разбираетесь в самолетах хотя бы на уровне интересующегося школьник, а не то что эксперта-аналитика на военном сайте. Рядом с МиГом стоит вовсе не "Рафаль", поскольку "Рафаль" машина двухдвигательная, а самолет на фотке - однодвигательный. Это "Теджас".
  42. Комментарий был удален.
  43. 0
    13 декабря 2023 15:35
    Автор у самолёта нет левого крыла!! есть левая консоль-крыло одно!!
  44. 0
    19 января 2024 13:09
    Индусы стали жертвой собственной пещерной жадности.
    "Обтанцевали" сами себя.
    Так им и надо!
    Тем более, чтоиндусы стали поставлять в Укрорейх 155 мм снаряды.
  45. 0
    15 февраля 2024 00:13
    сколько Су-57 встало в строй за почти четверть века «программы» разработки и производства
    Сколько сколько..??? остальное ваше пьяное и цитировать не буду. Бухайте поменьше и все у вас будет хорошо...