Путь из России в Иран и Индию – мимо Пакистана и Афганистана

16
Путь из России в Иран и Индию – мимо Пакистана и Афганистана


Реверс заказывали?


На днях в Нью-Дели официально заявили о стратегическом интересе к развитию системы специальных скоростных экспрессов. Об этом практически одновременно сообщили источники в ОАО «РЖД» и международном экспертном Клубе «Север – Юг».



В первую очередь двусторонний транзит коснётся поставок агарной продукции из России с севера на юг и потребительских товаров с юга на север. Для коридора «Север – Юг», до реального воплощения которого в жизнь пока далеко, как известно, изначально планировался выход к портам на западе Индии.

При этом масштабные поставки по обратному маршруту долгое время оставались под вопросом. Однако перспектива использования российских рефрижераторных контейнеров помогает снять почти все связанные с этим проблемы.

Многие, не исключено что под давлением тех, кто активно продвигает «Один пояс – один путь», регулярно задаются вопросом – не лучше было бы организовать эти перевозки транзитом через Пакистан. То есть обойтись без дорогостоящих и слишком медленных перегрузок?..

Хождение за три моря


Интерес индийской стороны обусловлен быстрым увеличением поставок между РФ продовольственных грузов и расширением их ассортимента с 2022 года. В данном случае предлагается комбинированный железнодорожный и водный маршрут: морские перевозки рефрижераторных контейнеров с повышенной скоростью между портами Ирана на побережье Персидского залива или Индийского океана.

При этом не останутся без работы и многочисленные современные порты Индии на западе полуострова Индостан. Но не исключается, хотя пока лишь теоретически, и сквозной железнодорожный вариант – всё-таки через Пакистан.


Весьма характерно, что обе стороны считают целесообразным использовать индийские рупии в расчётах с Россией по этим перевозкам и за аренду и закупку российских рефрижераторных контейнеров. В связи с этим нельзя не напомнить пока ещё не решённые сложности с расчётами Индии за полученную от России нефть в рупиях (Brent уже не бренд, а русский Urals – не для Индии).

По данным представителя Индии в Клубе «Север – Юг» Атула Упадхьяя, в Индии хорошими темпами растёт спрос на продовольствие из России. Параллельно увеличивается и экспорт индийских сельскохозяйственных продуктов в РФ.

При этом, по словам индийского дипломата, в стране сохраняется не просто дефицит, а острая нехватка так называемого «холодного» транспорта. Атул Упадхьяя неслучайно высоко оценил российское транспортное машиностроение, у которого вряд ли есть конкуренты на индийском рынке.

В то же время, по оценке генерального директора АНО «Евразийская агрологистика» (РФ) Алевтины Кирилловой, распространение на Индию так называемых аграрных экспрессов «логично с включением морского плеча» (между Ираном и Индией. – Прим. авт.).

Однако пока, как отмечают А. Кириллова и другие эксперты, сохраняется нехватка специальных средств для перевозок «скоропортящихся продуктов» на сверхдальние расстояния. Тем временем уже разрабатывается техническое задание на изучение вариантов скоростных поставок аграрной продукции из России в Индию и обратно.


Несмотря на сложные, нередко конфликтные взаимоотношения Пакистана и Индии, взаимный грузовой транзит осуществляется с начала 2010-х по символическим расценкам. В частности, растут грузоперевозки между Индией и Ираном через Пакистан, что фактически включает Пакистан в международный коридор «Север – Юг».

Напомним, в нём участвует и Россия, причём практически в связке с Азербайджаном и Туркменией, которые по-прежнему дистанцируются от Евразийского экономического союза ЕАЭС. Такой взаимный интерес вполне объясним, ведь даже не специалистам понятно, что перевозки одним видом транспорта в большей мере обеспечивают сохранность грузов и ускоряют их доставку.

Хорошо забытое старое…


Транзитный проект «Север – Юг» родился отнюдь не на ровном месте и не как ответ на китайские инициативы, и уж тем более не в качестве их конкурента или дополнения к ним. Ещё в конце 50-х – начале 60-х годов Пакистан предлагал единое бессрочное соглашение между всеми странами Азии по межазиатскому транзиту без транзитных тарифов.

Примечательно, что пакистанскую инициативу тогда поддержали даже Франция и Португалия, в то время обладавшие каждая четырьмя приморскими территориями на Индостане. В Париже и Лиссабоне опасались блокады Индией этих районов, потому активно поддержали Пакистан.

Но однозначную поддержку она получила только от весьма ограниченного числа азиатских стран – Индонезии, Ирана, Турции, Цейлона, Таиланда, Камбоджи, Непала, Афганистана, Бирмы и Южного Вьетнама. Арабский Восток отмалчивался, китайцы были больше заняты противостоянием с Советским Союзом.

К тому же в те годы экономика КНР была просто не в силах реально осваивать горный и пустынный Запад огромной страны. Географически этот проект однозначно замыкался на Индии, поскольку глобальный азиатский сухопутный транзит был возможен только через Индию.

Альтернативный маршрут через территории СССР и Китая с начала 60-х гг., повторим, оказался под прессингом развивающейся советско-китайской конфронтации. Транзит через КНР и Индию по-прежнему невозможен ввиду их давних пограничных конфликтов.


Остаётся добавить к этому, что многолетние, можно сказать – традиционные противоречия между Нью-Дели и Исламабадом оставили Индию за рамками небезызвестного пакистанского транзитного проекта.

Мало того, включение в состав Индии французских и португальских территорий на Индостане в конце 50-х – начале 60-х гг. («Финальный аккорд французского Индостана») лишило этот проект поддержки со стороны Франции и Португалии. Потому он так и остался только проектом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 декабря 2023
    В маршрутах Север-Юг заинтересована не только Россия.Хотя у неё большой выбор вариантов и предложенный в статье очень даже привлекательный.Узбекистан реально прорабатывает свой маршрут через Афганистан и Пакистан,у Таджикистана свои планы и у Ирана тоже .
  2. +11
    6 декабря 2023
    в Индии хорошими темпами растёт спрос на продовольствие из России.
    Наверное поэтому,цены на куриные яйца в России растут.. smile
    1. +5
      6 декабря 2023
      Цитата: parusnik
      в Индии хорошими темпами растёт спрос на продовольствие из России.
      Наверное поэтому,цены на куриные яйца в России растут.. smile

      По-стахановски...
    2. +4
      6 декабря 2023
      Прям жуть как. hi """"""
      1. +8
        6 декабря 2023
        Меня курица радует. Покупаю одно и тоже и все хорошо видно. Прошлый Декабрь 167р, нынешний декабрь 271р.
        Яйца кстати было 57р, сейчас 104р за десяток.
        1. +5
          6 декабря 2023
          Отстаёте! Новосибирск 149 Мария Ра.
          1. +3
            6 декабря 2023
            Подписан на Ютюбе на парня с Дагестана. Дальнобойщик,постоянный маршрут Россия Иран.Туда мука обратно фрукты овощи. Кстати,соляра там на наши деньги 6 уплей!
            1. +1
              6 декабря 2023
              Цитата: nikolaevskiy78
              Яйца кстати было 57р, сейчас 104р за десяток.

              Сегодня в "Магните" (г.Сочи) покупал - дешевле 136 рублей за десяток в продаже небыло. Дороже были.
              1. +5
                7 декабря 2023
                Упаковка ближайшего будущего
          2. -1
            6 декабря 2023
            Подписан на Ютюбе на парня с Дагестана. Дальнобойщик,постоянный маршрут Россия Иран.Туда мука обратно фрукты овощи. Кстати,соляра там на наши деньги 6 уплей!
          3. +2
            6 декабря 2023
            Зато у нас в верном поштучно С3 по 8р! Я уж и забыл такой сорт wink
      2. +3
        6 декабря 2023
        Как курс доллара..Раньше по бананам,примерный курс доллара определял,теперь по куриному яйцу. smile
  3. +3
    6 декабря 2023
    Транспортный коридор "север-юг" был освоен еще в годы II МВ, когда через Иран шли ленд-лизовские грузы из портов в Персидском заливе на север, в СССР.
  4. -2
    6 декабря 2023
    На карте восточнее Индии не Пакистан, а Бангладеш.
    1. +7
      6 декабря 2023
      До провозглашения независимости,назывался Восточный Пакистан
  5. +1
    7 декабря 2023
    Весь мир помнит ,шёлковый путь , по факту нас ужимают ,нам не дают деньги зарабатывать ,помните 90 годы, стрелку забиваем и разбор и посмотрим ,где будут ы

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»