Народно-освободительная армия Китая – старые секреты нового военного бюджета

9
Народно-освободительная армия Китая – старые секреты нового военного бюджета


Перечитывая «Белые книги»


Определённое представление о структуре военных расходов Китая по целевому назначению дают отчёты о военных расходах, представлявшиеся Китаем в ООН. Китай представлял в ООН данные в рамках стандартизированной международной отчетности о военных расходах в 2007–2010 годах.



В отличие от большинства других государств, Китай готовил документ в упрощённой форме, тем не менее в нём давалась некоторая детализация распределения официальных военных расходов. В соответствии с данным документом, военные расходы в КНР делятся на три части:

1) расходы на содержание личного состава;
2) расходы на боевую подготовку и повседневную деятельность войск;
3) расходы на техническое обеспечение ВС.


Кроме того, отдельно были показаны расходы на боевую подготовку и техническое оснащение компонентов резервных войск и формирований народного ополчения.

Аналогичное деление военных расходов приводится и в «Белых книгах по обороне», издаваемых раз в два года Информационным центром госсовета КНР. В них раскрывается содержание каждого из трех разделов официального военного бюджета.

В соответствии с «Белыми книгами по обороне» расходы на содержание личного состава включают денежное довольствие, различные надбавки и пенсии военнослужащих (офицеров, сержантского и рядового состава), заработную плату гражданских служащих, а также средства на вещевое и продовольственное обеспечение.

Кроме того, к этой же части относятся расходы на улучшение материально-бытовых условий военнослужащих, образование детей военнослужащих и другие социальные нужды.

Расходы на боевую подготовку и повседневную деятельность войск включают расходы на оперативную и боевую подготовку войск, содержание военных учебных заведений, работы по планированию и организации повседневной деятельности войск.

Расходы на техническое оснащение вооружённых сил (расходы на закупки вооружения и техники, а также военные НИОКР), в соответствии с «Белыми книгами по обороне», включают расходы, связанные с исследованиями и разработками, закупками, техническим обслуживанием, транспортировкой и хранением вооружения и военной техники.


Наши цели ясны


За последние годы объем военных расходов Китая существенно увеличился, однако в целом темпы роста военных расходов коррелировали с темпами роста экономики страны. В период 10-й (2001–2005) и 11-й (2006–2010) пятилеток реальные темпы роста военных расходов КНР несколько отставали от темпов роста ВВП, что вело к постепенному снижению уровня милитаризации экономики (доли общих военных расходов в ВВП).

Так, доля общих военных расходов в ВВП последовательно снижалась с 3,04 % в 2001 году до 2,14 % в 2005 году и 1,57 % в 2010 году. В 2011–2015 гг. темпы реального роста общих военных расходов несколько опережали темпы роста ВВП, что было обусловлено сохранением достаточно высоких объемов военных расходов в условиях замедления темпов экономического развития.

За указанный период среднегодовые темпы реального роста ВВП составили 7,4 %, а общих военных расходов – 9,1 %. В результате милитаризация экономики несколько увеличилась, доля общих военных расходов в ВВП выросла с 1,47 % в 2011 году до 1,56 % в 2015 году.

В перспективе ожидалось некоторое замедление темпов роста общих военных расходов, так как на 13-ю пятилетку (2016–2020) рост военных расходов уже был сбалансирован с ростом ВВП. В связи с этим показатель милитаризации экономики в 2020-х годах сохранится на уровне 1,5–1,6 %.

Однако в случае обострения международной обстановки Китай имеет возможность увеличить долю военных расходов в ВВП до 2–3 % без существенного ущерба для экономики страны. Такая оценка опирается на тот факт, что структура официальных военных расходов по организационному признаку достаточно стабильна и характеризуется преобладанием затрат на содержание и оснащение вооружённых сил.

В то же время наблюдается постепенный рост доли расходов на ВМС (с 15,9 % в 2011 году до 17,5 % в 2022 году), ВВС (с 24,2 % до 25,3 %), СРВ НОАК (с 5,3 % до 6,1 %) при одновременном сокращении доли СВ (с 45 % в 2011 году до 42 % в 2022 году). В том же 2022 году доля сухопутных войск оценивалась в 41,8 %, ВВС – 25,4 %, ВМС – 17,7 % и стратегических ракетных войск – 6,2 %.

Уже в 2016 году расходы по официальному военному бюджету Китая составляли 978,8 млрд юаней (около 147,4 млрд долларов), что было на 7,7 % больше по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году в государственном бюджете КНР по статье «Национальная оборона» было выделено уже 1 044,4 млрд юаней (157,3 млрд долларов).

На втором месте в мире


Это стало вторым показателем в мире после США и значительно превысило объём военных расходов любой из развитых европейских стран. Общие военные расходы Китая в 2016 году составили 1 132,6 млрд юаней (170,6 млрд долларов), а в 2017 году – 1 208,8 млрд юаней (около 182,0 млрд долларов).


Предварительная оценка военных расходов КНР по 2023 году свидетельствует об их росте по сравнению с 2022 на 7,2 %, до 1 553,7 млрд юаней (около 224,8 млрд долларов). Результаты анализа военных расходов Китая свидетельствуют, что на ближайшую перспективу милитаризация экономики Китая сохранится на уровне 1,6 % ВВП.

Таким образом, военные расходы будут в дальнейшем увеличиваться в соответствии с темпами экономического роста. Однако возможны и некоторые изменения в структуре военных расходов. В частности, бюджет КНР допускает увеличение доли расходов на военные НИОКР.

Это связано с переориентацией военно-технического сотрудничества с развитыми государствами с импорта готовых образцов вооружения и военной техники на организацию совместных НИОКР по разработке высокотехнологичных вооружения и военной техники и дальнейшее увеличение объема закупок их у национальной военной промышленности, что приведёт к росту доли расходов на техническое оснащение вооружённых сил.

В распределении военных расходов по видам ВС сохранится тенденция увеличения доли ВМС НОАК, что обусловлено увеличением боевого состава флота и повышением активности оперативной и боевой подготовки ВМС.

Также ожидается некоторое увеличение доли ВВС, в которых предполагается массовое поступление на вооружение образцов вооружения и военной техники нового поколения, и стратегических ракетных войск, которые с 2016 года официально преобразованы в самостоятельный вид вооружённых сил.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    7 декабря 2023 05:43
    Бла, бла, бла...очередная статья "ни о чем" ради гонорара. negative
    1. +6
      7 декабря 2023 06:05
      Похоже, да. Практически все цифры периода до 2020, т.е. уже изучены и выложены, ни чего нового.
  2. +1
    7 декабря 2023 06:20
    Есть доходы - значит есть и расходы
    Кто не хочет кормить свою армию. тот будет кормить чужую
    (Наполеон)
    1. 0
      5 апреля 2024 07:43
      Ну да, а еще есть выражение - не хочеш кормить своих националистов будеш кормить чужих, (Гитлер и Нетаньяху)
  3. +1
    7 декабря 2023 07:30
    Могут себе позволить, вторая экономика, тут можно и поиграть с цифрами. А главное могут огромными сериями клепать самолёты и корабли! Как говорил Мао "в колличестве есть своё качество"
  4. -1
    7 декабря 2023 13:12
    Китай есть исконный враг. Никакой он нам не друг. И когда развалятся сша, он станет нашим врагом.
    1. +3
      7 декабря 2023 18:23
      Как говорил первый министр британской империи – нет постоянных друзей, есть постоянные интересы.
      На данный период интересы РФ и КНР если и не совпадают полностью в силу разного общественного строя, то во всяком случае близки и в такой ситуации называть Китай исконным врагом – провокация!!!
      1. 0
        4 февраля 2024 13:39
        называть Китай исконным врагом – провокация!!!

        Он же диверсант!
  5. -2
    7 декабря 2023 13:36
    Военный бюджет не должен подлежать огласке ни в какой форме как и всевозможные финансовые, экономические, производственные и прочие отчёты перед разными международными организациями.
    Н.С.Хрущёв мудро поступил, сконцентрировав ограниченные возможности государства на приоритетном развитии ракетно-ядерного потенциала в ущерб другим видам и родам войск.
    В случае ядерной войны ВВС и ВМФ не будут играть значимой роли и нужны в мирное время для охраны севморпути, морских торговых коммуникаций, воссоединения Китая и т.п. региональных задач.