Переулками Москвы. По Боброву к Сретенке
Одну прогулку по столичным улочкам и переулкам, из тех, что не жалуют экскурсоводы, От «Пушки» до Нового Арбата, автор вместе с читателями уже осуществил. На очереди вторая – по скромному и для многих порой незаметному Боброву переулку.
И снова лучше пройтись вопреки нумерации домов, просто потому что так удобнее. От метро на Тургеневской площади, где сошлись сразу три линии – красная, оранжевая и совсем новая салатовая, не спеша можно дойти до Милютинского переулка, бывшей улицы Мархлевского – советской Мархлевки, и почти до Сретенки и Сретенского монастыря.
Тургеневская площадь не так давно приобрела современный, весьма симпатичный вид, она просторная и уютная, со своим театром – Et Cetera, за который нельзя не сказать отдельное спасибо худруку Александру Калягину. С его подачи или же сами архитекторы театрального здания – их сразу четверо, быть может, даже перестарались в деталях, судите по фото.
Но Москва – такой город, который со временем принимает и переваривает под себя чуть ли не всё, вне зависимости от авторов и стилей. Внутри театр и красив, и функционален, хотя на малую сцену надо добираться по такой лестнице, которую принято называть «чёрным ходом».
Калягинский театр, а это название за ним уже закрепилось, лучше всего смотрится не с площади, а со двора Тургеневской библиотеки, где и заканчивается Бобров переулок. Следующее здание по нему – Академии художеств Ильи Глазунова, имеет основной номер уже по Мясницкой улице.
Это бывшее МУЖВЗ, училище ваяния и зодчества, выпустившее в конце XIX и начале XX веков едва ли не половину великих русских художников и скульпторов. А дворик Тургеневки с памятником Ивану Сергеевичу, к счастью, всегда под присмотром, и не освоен ни собачниками, ни бомжами.
И там, причём не только летом, можно сделать собственные исторические открытия и побаловать себя неплохим столичным кофе, пусть и не из знаменитого чайного дома Перлова (на фото), который тут совсем рядом.
Бобров переулок, как и многие в Москве, сменил несколько имён. Был и Фроловским по храму, и Юшковым по домовладельцу, и наконец стал Бобровым – в честь купца ещё из XVI века. Его, поистине крохотный, длиной всего-то метров 300–350, едва не превратил в подобие задворков, выстроенный в начале XX века, вообще-то, по Сретенскому бульвару, новый квартал.
Официально его называют домом страхового общества «Россия», но на самом деле и дом тут не один, и дворов несколько, и между ними неповторимая решётка работы архитектора-художника Отгона Дессина. Знаменитый Ле Корбюзье, отметившийся в Москве зданием нынешнего Росстата, считал эти дома самыми красивыми в Москве.
Квартал выстроен на месте старого московского почтамта и театра «Скоморох», который занял место помпезной, но зато бесплатной для посетителей панорамы «Царь-град». Театр «общедоступных и народных представлений», уже не бесплатный, охотно посещала и светская и простая публика.
Скульптор С. Т. Коненков рассказывал, что на его стенах были надписи для неопытных театралов: «С места на место не переходить – отовсюду хорошо видно». В «Скоморохе» была дана премьера пьесы Льва Толстого «Власть тьмы».
Это, по рассказам Александра Калягина, и подсказало ему, куда перевести театр Et Cetera с Нового Арбата – из конференц-зала в одной из многоэтажных «книжек». Среди бесчисленных легенд, связанных с домом «Россия», напомню лишь одну – из того времени, когда в этом здании после Гражданской войны обосновалось Главное артиллерийское управление РККА.
В 1940 году ГАУ РККА возглавил зам. наркома обороны, командарм I ранга, а потом и маршал Г. И. Кулик, друг Будённого и Ворошилова ещё по 1-й Конной Армии. Они встречались обычно ниже по бульварам – на Трубе, где теперь выстроили неплохой фуд-корт, почему-то названный «Центральным рынком».
А во времена первых маршалов за разворотом трамвая в тени могучих ясеней приютилась открытая пивная, где и тусовались нарком и два его заместителя. Почти без охраны. Очень долго сразу за пивной находился общественный туалет, в котором в первые дни марта 1953 года прятались те, кто не хотел давиться в очереди в Дом Советов – к гробу Сталина.
Самые старые здания по Боброву переулку – это несколько строений дома номер 4. Там когда-то располагались чайные склады, редакция «Русских ведомостей», спонсором которой был железнодорожный магнат С. К. фон Мекк, и «нумера» от Ускова, их не так давно отреставрировали. Открыли когда-то наглухо запертые дворы и художественную галерею Sistema, одну из немногих бесплатных в нынешней Москве.
Единственный действительно большой дом по Боброву под номером 2, официально приписанный к Милютинскому переулку – № 20, принято называть домом Лансере, по фамилии знаменитой семьи. Другое его имя – доходный дом Феттер и Гинкель, построенный незадолго до революции по проекту архитектора Валентина Дубовского и доработанный и надстроенный восьмым этажом чуть менее известным мастером – Александром Калмыковым.
Уже в 1917 году дом мог пострадать, так как с его недостроенной крыши красногвардейцы обстреливали из пушек юнкеров, захвативших телефонную станцию на Малой Лубянке. При достройке дом получил лишние этажи, но многое потерял в декоре, став приютом для коммерческих контор.
Но появились в доме и новые жильцы, в том числе известный всей Москве, и не только по тоннелю, архитектор Каро Алабян, а также академик живописи Евгений Лансере (портрет работы Б. М. Кустодиева). От него квартира перешла к внуку и была признана объектом культурного наследия.
Только несколько лет назад здесь наконец по-настоящему закипела культурная жизнь – читаются лекции о строениях в Бобровом и Милютинском переулках, проходят коммерческие мероприятия по тематике живописи, театра и истории Москвы, проводятся регулярные экскурсии.
Дом Лансере, он же доходный дом Феттер и Гинкель, весной 2016 года стал постоянным участником известного проекта «Москва, которой нет». Сегодня он принимает художественные выставки, на свободных мансардах заработали несколько художественных мастерских.
Прогулку по Боброву переулку лучше всего завершить в Сретенском монастыре, пройдя либо по Сретенскому переулку, длиной всего-то 100 метров, между Малой Лубянкой и Сретенкой, либо мимо Надежды Константиновны.
Памятник Н. К. Крупской – супруге вождя мировой революции, на редкость достойный и небанальный, работы скульпторов Екатерины и Александра Белашовых, много лет стоит у Сретенских ворот.
Это и вовсе в паре шагов от Сретенского монастыря с его новым храмом традиционной архитектуры, который был возведён в то время, когда настоятелем здесь служил отец Тихон Шевкунов, ныне митрополит Севастопольский и Крымский.
Информация