Блокада Калининграда – не отменяется такое никогда

50
Блокада Калининграда – не отменяется такое никогда


Попытка номер...


Железные дороги Литвы «рекордно» – до 62 % увеличат тариф на грузовые перевозки с Россией и Белоруссией. Такой шаг, безусловно, нацелен прежде всего на дальнейшее ухудшение экономических условий в Калининградской области РФ – как внутри региона, так и в плане экспорта-импорта.



Это уже далеко не первый опыт экономического давления на удалённый регион России. Нет никаких сомнений, что опасаясь более жёстких эксцессов, наши политические и экономические оппоненты словно проверяют Калининградскую область на предмет красных линий. Хотя и несколько иного рода, чем на Украине.

Как известно, до 80 % экономических связей основной территории России с Калининградской областью приходится на транзит через Белоруссию и Литву. А с 1 января 2024 года грузовой железнодорожный оператор Литвы LTG Cargo поднимает тарифы на свои услуги.

Увеличение ставок напрямую зависит от направления выполняемых перевозок, однако наибольшим будет повышение именно для России и Белоруссии – на 46–62 %. В компании LTG Cargo извещают в начале декабря 2023 года, что

«Учитывая заранее объявленные ставки платы за пользование железнодорожной инфраструктурой общего пользования и возросший объём процедур администрирования грузоперевозок, самые высокие ставки останутся для грузов, перевозимых между Литвой, Россией и Беларусью. Тарифы на грузы, перевозимые в/из стран, не входящих в ЕС, изменятся на 46–62 %».

На первый взгляд аргументация вроде бы нейтральная, но географически вполне конкретная. Характерно, что для клиентов, доставляющих грузы внутри страны, тарифы увеличатся только на 5–10 %, а на контейнерные перевозки между крупными городами Литвы железнодорожные тарифы остаются почти без изменений.

Порт Клайпеда – литовский, но по сути – вражеский Мемель


Кроме того, что касается ставок «за пользование железнодорожной инфраструктурой при перевозках через Клайпедский порт, то они изменятся индивидуально». Причем разъясняется, что, например, для клиентов «с долгосрочными контрактами тарифы» останутся теми же, «что прописаны в договорах».


Однако во всех других случаях уровень тарифов на Клайпеду «увеличивается до 29 %». С учетом столь очевидных тарифных льгот для Клайпедского порта, резонно предположить, что тем самым Вильнюс пытается ориентировать грузоперевозки через Белоруссию сугубо на этот порт. Соответственно, и на действующий с начала 80-х гг. трансбалтийский паром Литва – Германия (Клайпеда – немецкий порт Мукран).

Впрочем, ситуация касается не только ужесточения тарифной политики на железных дорогах. Литовская таможня к концу ноября 2023 года также значительно снизила темпы пропуска грузовиков из Калининградской области.

Напомним, они следуют через единственный КПП для грузового автотранспорта – МАПП Чернышевское на востоке Калининградской области (Кибартай – с литовской стороны). Очередь фур на «литовской» границе с российской областью возникла в конце второй декады ноября и с тех пор только растёт.

В начале декабря она выросла почти до 200 машин, а время отставания от зарезервированного времени в системе электронной очереди уже превышает 113 часов. При этом Литва не собирается следовать примеру Финляндии и полностью закрывать свою границу с Россией. С учётом этого фактора, тоже просматривается косвенное стремление Вильнюса вынудить грузоперевозчиков «перенацелиться» на Клайпеду.

Очевидно, что транзитные грузоперевозки в Калининград и область, как и в обратном направлении через Польшу, тем более невозможны. Прежде всего, по внешнеполитической причине. Поэтому они и были полностью остановлены ещё в конце 2010-х годов – до пандемии и до СВО.

Транзит не догма


Так или иначе, но из вариантов, меняющих географию грузопотоков с Калининградской областью – только один. Это более активное развитие паромных мощностей между всеми портами Калининградской и Ленинградской областей.


Кроме того, вполне возможно и ответное транзитное решение Москвы и Минска: это увеличение тарифов на грузовой транзит между Литвой и странами Центральной Азии. Тем более что торговля Литвы с Казахстаном и Узбекистаном за период с начала 2022 года до третьего квартала 2023 года совокупно увеличилась более чем на треть.

Заметно вырос также взаимный грузовой транзит между Литвой и этими странами – прибавка составила чуть меньше 30 процентов. В 2024 году планируется увеличение этих показателей соответственно ещё на 25–30 % и минимум на 30 %. Осуществляются эти перевозки и через Россию, и через Беларусь, причём доля этого направления во взаимном товарообороте бывших союзных республик достигает почти 40 %.

Интересно при этом, что российские и частично белорусские удобрения аккуратно выведены из-под санкций Запада. И, если бы крупный терминал по перевалке и экспорту этого товара был в 70-х гг. построен не в Клайпеде, а в Калининграде, тогда блокадные эксцессы едва ли вообще были бы возможны.

Тем более что поставки не только удобрений, а любой химической продукции в Калининград были бы возможны только через Литву. В связи с этим приходится учитывать тот факт, что с декабря 2023 года экспортный транзит белорусских химических удобрений через Клайпеду почти прекращён.

Это сделано, конечно же, по требованию ЕС, и данное решение лишило Литву, и без того стремительно нищающую, до 15 % ежегодных бюджетных доходов. Такой расклад фактически вынуждает Вильнюс добиваться разного рода послаблений этого запрета.

Мантас Бартушка, глава железнодорожной компании Литвы Lietuvos gelezinkeliai, оценивает потери от прекращения этого транзита в 60 млн евро в год. Для всей же литовской цепочки железных дорог, портов и сопутствующей инфраструктуры финансовые потери г-н Бартушка оценил в 100 млн евро в год.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ***
    "Маленькая страна
    Маленькая страна
    Кто мне покажет, кто расскажет
    Где она, где она?" ...
    ***
    1. +6
      7 декабря 2023 10:11
      Эта маленькая страна гадит по крупному...
      1. +2
        8 декабря 2023 13:07
        Эта маленькая страна гадит по крупному...

        Русская пословица: мала блоха, да кусает больно...
        1. 0
          11 декабря 2023 19:00
          Правдодел. (ppp). В пятницу в 13:07 -
          Эта маленькая страна гадит по крупному...

          ваше - "...Русская пословица: мала блоха, да кусает больно..."

          Это за плохую память. как эти поганцы(ТрибалтЫ) платят за добро - РИ. СССР и РФ. Так же не умение делать выводы из прошлого. Помнить никогда не отдавай СВОЕГО ДАРОМ. пОДАРКИ НЕ ЦЕНЯТ. Вспоминаем о НАШЕЙ- РФ собственности(Ништацкий мир- Латвия. Эстония). Порабы ОБОЗНАЧИТЬ свои требования. Лучше ПОЗДНО. чем НИКОГДА, Как минимум. для профилактики полезно с требование СВОЕЙ земли и определить ЦЕНУ за временную АРЕНДУ(мин за 30 лет)+ надбавка за ПАКОСТИ. soldier
          Р.С. В каждой "шутке" есть ДОЛЯ шутки hi soldier
    2. +1
      8 декабря 2023 22:36
      Легко сочинять вирши, сидя на диване в Урюпинске. А для жителей Калининградской области вообще не смешно. Где она, Литва, мы в отличии от Вас прекрасно знаем и сверлим очередные дырки на ремне, ожидая очередное повышение цен на ВСЕ товары.
  2. +18
    7 декабря 2023 04:49
    Стратегический проигрыш по Калининградской обл. забалтывают мнимыми убытками врагов...
  3. +1
    7 декабря 2023 05:29
    Чётко видно стремление Европы бороться с Россией за её счёт, за счёт её проблем...это стратегия.
    Что может противопоставить этой стратегии стратегия Кремля.
    1. 0
      8 декабря 2023 20:12
      Цитата: Леха с Андроида.
      Что может противопоставить этой стратегии стратегия Кремля.
      Сувалкский коридор?
      Пшeки не должны бы забыть, что 2я мировая война, хоть и назревала, по сути началась из-за Данцигского коридора. И да, тогда пшeкии дали гарантии безопасности великие военные державы Франция и Британия. Сильно помогло?
      1. 0
        10 декабря 2023 00:27
        Цитата: Наган
        Сувалкский коридор?

        Далеко и Белоруссию придётся подключать .
        Я голосую за возвращение Литвы и всей Трибалтии в законное лоно Русского Мира .
        "Над русской Вильней , над свободной
        Родные высятся кресты ...". А.С.Пушкин .

        И в Северном Причерноморье пора вопросы решать и заканчивать .
        Не мешкая и разумеется Победой .
  4. +3
    7 декабря 2023 05:35
    Т.е в результате блокады Калининграда,врагам, стало хуже ,России ,лучше.. smile
  5. +11
    7 декабря 2023 05:40
    Ну, а что в конце? Полная блокада анклава? Ведь к этому все идет, используя принцип "салями".

    Медленно, но верно нас подвигают к непростому решению по Калининградской области. Когда я написал про коридор меня заминусовали. Ну так предложите выход из этой ситуации!

    Но думаю, что сувалкским коридором тут не отделаешься. Должна пасть (быть освобождена) вся Прибалтика. По-другому не получится. Выбор тут простой и неумолимый: или Прибалтика наша, или анклав не наш.
    1. +2
      7 декабря 2023 08:03
      Цитата: Stas157
      Должна пасть (быть освобождена) вся Прибалтика.

      И вся бывшая восточная Пруссия.
      1. 0
        10 декабря 2023 00:30
        Цитата: antiaircrafter
        И вся бывшая восточная Пруссия.

        А как же русский город Варшава ?
        И вся Варшавская губерния ?
        1. 0
          10 декабря 2023 10:48
          Цитата: bayard
          И вся Варшавская губерния ?

          Пусть полки там процветают милостью Божией и великого русского народа.
    2. +2
      8 декабря 2023 13:14
      Выбор ... простой и неумолимый: или Прибалтика наша, или анклав не наш.

      Абсолютно верно. Так или иначе, вопрос с трибалтикой придется России решать, и решать так, как это сделал в ХVIII в. государь Петр Великий, или так, как это сделал И.В. Сталин в 1939-1940 гг, отодвинув границу Финляндии от Ленинграда.
      Только после решения нельзя еще раз повторить ошибку СССР в трибалтике с присоединением к ней земель. Все земли, выкупленные Петром I у Швеции должны возвратиться в Россию как земли России.
      Придется отменять декрет большевиков о признании независимости трибалтики.
      1. +1
        10 декабря 2023 00:35
        Цитата: Правдодел
        Все земли, выкупленные Петром I у Швеции должны возвратиться в Россию как земли России.

        Там земли не только лишь при Петре покупались , в начале 19 века и Финляндия куплена была и в составе Империи пребывала до большевиков ... погорячился дедушка Ленин тогда ... и товарищ Сталин зря Манергейма пожалел . Ошибки прошлого исправлять необходимо в настоящем .
    3. +1
      8 декабря 2023 20:25
      Цитата: Stas157
      Должна пасть (быть освобождена) вся Прибалтика.

      Вы хоть понимаете, что это автоматически статья 5 НАТО и 3я Мировая?
      Но пара вариантов есть. Первый - это предложить Америке в обмен то, что она сочтет ценнее троебалтов. Что именно? В советские времена я бы сказал "Куба", а сейчас так однозначно не вижу. Оно меняется, поскольку в Америке меняются администрации и с ними приоритеты внешней политики.
      Второй вариант - действуя мягкой силой, привести к власти в троебалтии пророссийские силы. При Сталине это были местные компартии, а сейчас эти силы надо еще найти, и кропотливо пестовать.
      1. +2
        8 декабря 2023 22:40
        пророссийские силы.
        Их нет и не будет, потому что предложить России нечего и по всем параметрам в глазах прибалтов Россия проигрывает.
        1. +2
          9 декабря 2023 08:51
          Цитата: Болторез
          пророссийские силы.
          Их нет и не будет, потому что предложить России нечего и по всем параметрам в глазах прибалтов Россия проигрывает.

          Ну, к примеру, местные русскоязычные, которых там гнобят именно за то, что русскоязычные.
          1. 0
            9 декабря 2023 11:48
            местные русскоязычные, которых там гнобят
            Дело в том, что их гнобят примерно так же жестко, как русскоязычных в США smile(даже оружие покупать и носить позволяют) . Именно поэтому спустя 30 лет они там живут как жили и уезжать никуда не собираются.
            1. 0
              10 декабря 2023 00:40
              Цитата: Наган
              Ну, к примеру, местные русскоязычные, которых там гнобят именно за то, что русскоязычные.

              Во-от и повод прекрасный . Причём уже даже почти традиционный . Надо спасать соотечественников .
              Цитата: Болторез
              даже оружие покупать и носить позволяют

              То есть с оружием там и проблем не будет ??
              Это хорошо .
      2. +2
        9 декабря 2023 08:46
        Цитата: Наган
        Вы хоть понимаете, что это автоматически статья 5 НАТО и 3я Мировая?

        А они это понимают? Нам просто не оставляют выбора как действовать так, а не иначе.
        1. 0
          10 декабря 2023 00:42
          Цитата: Stas157
          Нам просто не оставляют выбора как действовать так, а не иначе.

          Нас просто подводят к этому выбору , причём в неудобное для нас (по их расчётам) время .
  6. +3
    7 декабря 2023 06:42
    данное решение лишило Литву, и без того стремительно нищающую, до 15 % ежегодных бюджетных доходов.
    Несет убытки, но все равно идет на различные враждебные шаги по отношению к России и будет это делать дальше. По принципу - не напакостил сегодня России значит день прожит зря. Слишком мягко мы относились последние годы к "проделкам" прибалтов и сдерживал нас как раз Калининград - боязнь его блокады. Но в итоге все к этому и идет. Не мытьем, так катаньем, но под нажимом англосаксов ЕС будет этого добиваться. Не зря звучат призыва о закрытии Балтийского моря для нашей страны и др. враждебные планы. Нам конечно не известно, что планируется в ответ на это с нашей стороны, но хочется верить, что достойный ответ будет найден.
  7. +7
    7 декабря 2023 06:56
    Не понял, в чем печаль? Грузоперевозки в Калининград и должны идти морем - морем грузы гнать ЗНАЧИТЕЛЬНО дешевле всегда было! А вот, как автор правильно сказал, задрать им тарифы с Центральной Азией - это будет фокус, по морю Россию не обогнуть laughing
    А в целом пора эти Триболтийские Вымираты в глухую изоляцию запускать, вообще полный разрыв, в т.ч. на дипуровне, с отзывом посольств - все равно от них толку нет
    1. +5
      7 декабря 2023 07:15
      Цитата: Bingo
      Грузоперевозки в Калининград и должны идти морем

      А наш БФ может обеспечить надёжный и безопасный режим снабжения в Балтийском море (в том числе и для военных грузов)?

      морем грузы гнать ЗНАЧИТЕЛЬНО дешевле

      Там плечо подвоза не большое. А вы посчитайте к морскому (короткому пути) еще и перевалку грузов, которую не надо делать если использовать ЖД. Морской транспорт где-то надо брать... И почему какая-то Прибалтика должна ставить перед нами выбор каким образом снабжать наш анклав?
      1. +3
        7 декабря 2023 07:43
        Это что-то новенькое, значит контейнер с судна разгрузить - перевалка, а с Ж\д платформы - нет?
        По безопасности - как раз норм в открытую пиратствовать они не будут - это не Аденский залив, все видно. И там, кроме ВМФ - безопасность ВВС обеспечат, им лететь 5 минут, тут выделываться никакой смертник не решится.
        Так что все норм, я ж говорю - им устроить ПОЛНУЮ изоляцию - заодно дырку на границе закроем, через которую ездят укротеррористы, типа убийцы Дугиной или вон недавно арестовали атаковавшего А-50 на аэродроме - тоже через Триболтику пролез.
        1. +2
          7 декабря 2023 08:01
          Цитата: Bingo
          значит контейнер с судна разгрузить - перевалка, а с Ж\д платформы - нет?

          Но по цене то разные. Попробуйте проследить оба маршрута. На одном привычный прямой ЖД путь. На другом кругляк - ЖД путь до Усть-Луги перевалка на морской транспорт, морской путь до анклава, там опять перевалка на ЖД платформы. Чувствуете разницу? Если посмотреть грузооборот Калининградского порта по годам, то он не растет, а даже падает. Экономика диктует правила игры.
    2. 0
      8 декабря 2023 22:42
      Тарифы задрать можно, но половина всех грузов возвращается обратно в Россию. Получается эффект бумеранга. Это для РФ неприемлемо. Пострадаем сами. Кроме угроз о пробитии Сувалкинского коридора других аргументов у нас нет.
    3. 0
      12 декабря 2023 01:40
      Прежде чем активно проявлять свою позицию, откройте географическую карту.
  8. +7
    7 декабря 2023 07:46
    То есть во всем виноваты Америка. Европа, Прибалтика? Только вот в советские времена ягордился нашим МИДом, а сейчас зачем нам это старый армян? И куда делся "гений" внешней политики?
    1. 0
      7 декабря 2023 07:55
      То есть во всем виноваты Америка. Европа, Прибалтика?
      А мы? "Мы ни в чом,ни в чом не финофаты.Какие фаши докозательства?"(с) хф "Красная жара" smile
  9. -1
    7 декабря 2023 07:46
    То есть во всем виноваты Америка. Европа, Прибалтика? Только вот в советские времена ягордился нашим МИДом, а сейчас зачем нам это старый армян? И куда делся "гений" внешней политики?
  10. 0
    7 декабря 2023 07:57
    Если бы нас не обманули,партнеры,а теперь не дружественные страны,было бы легче. smile
  11. +5
    7 декабря 2023 08:28
    насчёт грузов из Белоруссии в Клайпедский порт , то до того как Лукашенко еле не упал со второго стула , то он нагло белорусские товары гнал из Белоруссии в Клайпедский порт , хотя в Российской Калининградской области белорусских товаров ждали порты в Калининграде и в новом порту Пионерска ,с не худшей инфраструктурой чем в Клайпедском порту .Да даже в Балтийске . А расстояние что до Клайпеды что до Калининграда от Белоруссии одинаковое .Кстати , ненамного длиннее дорога от Белоруссии и до самих портов Петербурга и Усть-Луги , с инфраструктурой последнего намного современнее и лучше , чем порта в Клайпеде . А поскольку белорусским товарам РЖД могла предоставить очень серьёзные скидки тарифа , то в итоге груз из Белоруссии гнать в Петербург и Усть-Лугу для Лукашенко выходило даже дешевле чем в Клайпеду .Так что белорусским товарам попасть порты на Балтике проблем нету, только не надо ёрзать на двух стульях и платой за транзит белорусских грузов, кормить страну НАТО.
    Что касается российских грузов из Калининграда на "материк" и из "материка" в Калининград , то здесь есть только два пути . Или Сувалкский коридор ,или интенсивная паромная, включающая жд ,переправа из Калининграда ,Балтийска или Пионерска в Петербург . Но поскольку ЕС кровь из носа движет жд проект RiaBaltika соединяющий Варшаву и Хельсинки . то новые жд. пути по Прибалтике кладут европейской , а не российской ширины жд. колеи . Так что Литва под этот шумок и за деньги ЕС может и жд пути до Калининградской области через свою территорию на узкую европейскую колею поменять . В лубом случае России надо скорее победно с безо6оворочной капитуляцией её врагов заканчивать СВО и тогда эти головные боли насчёт изолированности Калининградской области сами исчезнут . Кто ж посмеет тогда гавкать на победителей ...
    1. 0
      7 декабря 2023 19:54
      "он нагло белорусские товары гнал из Белоруссии в Клайпедский порт , хотя в Российской Калининградской области белорусских товаров ждали порты в Калининграде и в новом порту Пионерска"

      Нагло гнал... Это красиво, честное слово. Себе в убыток. Ага. Россия нагло подымает своё маш. производство, а так же сельское хозяйство, принося прямой убыток окружающим странам. Те же белорусы с удовольствием закроют рынки России по этим позициям.
    2. 0
      12 декабря 2023 01:42
      Всё сказано красиво. Только одна проблема. В Пионерском порта нет от слова совсем.
  12. -3
    7 декабря 2023 08:48
    Блокада Калининграда

    Весь "плач Ярославны" имеет смысл в суверенной стране, в колониях остаётся выполнять сценарии белого заокеанского господина
    1. -5
      7 декабря 2023 14:39
      Цитата: Владимир80
      Весь "плач Ярославны" имеет смысл в суверенной стране, в колониях остаётся выполнять сценарии белого заокеанского господина

      Дружишша, вы здоровы? Волнуюсь за вам wink laughing
  13. -1
    7 декабря 2023 09:03
    Цитата: север 2
    насчёт грузов из Белоруссии в Клайпедский порт


    так Белоруссия "вложилась" в Клайпедский порт, а после этого Литовские ж/д выставили Белорусии конский тариф и он вынужден был просить "место" в Усть-Луге
    1. +2
      7 декабря 2023 09:41
      так а кто Белоруссии запрещал "вложится" в порт в Усть-Луге ? Только не надо ля ля про то , что Россия строя современнейший мощный порт в Усть-Луге была против белорусских инвестиций в этот порт. Когда за хотропопасть петух клюнет в мягкое филейное место , тогда бегом к России , -Россия- ратуй ! Притом без всяких извинений за практически поддержку стратегического объекта НАТО , коим является и сама Литва и этот Клайпедский порт.
      1. +2
        7 декабря 2023 20:00
        Когда Россия принесет "всяких извинений за практически поддержку стратегического объекта НАТО "-а именно торговлю с Украиной, ведущуюся с 2014, при ежедневных обстрелах ДНР И ЛНР? Или олигархам РФ делать бизнес на крови можно? Только им, другим нет? Чем кумушек считать трудиться, не лучше б на себя кума оборотиться?
  14. 0
    7 декабря 2023 09:34
    Надо активно подумать как задушить этих балтотрофов...
  15. +1
    7 декабря 2023 16:03
    Выделите бацке землю в Лен обл под порт на 50 лет бесплатно и проблема Белорусского снабжения будет решена .А проблема с Калининградом почему то в одни ворота ,у нас нет рычагов давления на этих отмороженных совсем или наши как всегда ,надеются на мозг европейцев ?
  16. -3
    7 декабря 2023 20:02
    "на дальнейшее ухудшение экономических условий в Калининградской области РФ.."
    Вот поэтому, все кто дружит с головой, и говорят, что СВО надо заканчивать на границе с Польшей. Чтобы в дальнейшем обменять часть Западной Украины на сухопутный коридор до Калининграда.
    А вообще, опять же, кто с головой дружит, если нам подымают тарифы, то и мы должны подымать. Если для Прибалтики уже всё подняли, значит подымать для ЕС. Эти шестёрки прибалтийские все равно гадят нам с согласия ЕС. Вот пусть ЕС за них и расплачивается.
  17. -2
    8 декабря 2023 00:36
    Калининградская область - "незаживающая рана" на "теле" российской логистики... Прибалтийские республики+ Польша нагнетают обстановку политического психоза вокруг этого анклава и всем, что связано с ним, испытывая терпение России... Думаю, что на эту проблему пора смотреть под другим "углом" зрения с применением других и непопулярных "рецептов" оздоровления обстановки вокруг калининградского региона... Польша+Литва+ Латвия+ Эстония - это "раковая опухоль" НАТО И ЕС... И наша (России) попытка "лечить их домашними средствами", последние 30 лет, через "медикаментозную терапию", в виде политических уступок и экономических преференций, полагаясь на принципы добрососедства и политической целесообразности - результатов не дало... Следовательно, остаётся единственный вариант - "хирургическое вмешательство" Но это - в плане следующей и очень необходимой СВО.... По человечески жаль "пациентов", но за всё приходится платить, особенно, если принципиально отказываешься от медикаментозной терапии...
  18. +1
    8 декабря 2023 05:02
    Поменяться с Польшей: Львов на Сувалки.
  19. +1
    8 декабря 2023 11:33
    Как я уже писал - единственное адекватное решение это наращивание и разработка нами морских грузоперевозок. Нравится нам это или нет - ставка на сухопутные для эксклава это всегда порочно и всегда является зависимостью от сопредельных государств. А зависимости это всегда плохо.
    В перспективе нам бы по-хорошему надо вообще перекрыть любые экономические дела с прибалтами. Лишить их этой прибыли и если она станет для них критически важной подписать все интересующее нас в жесткой связке с тем,что интересует их. Увязать взаимовыгоду так сказать.
  20. 0
    8 декабря 2023 13:00
    Паром - временный костыль, область заблокируют, ведь уже обозначили.
  21. 0
    12 декабря 2023 01:58
    Сколько статей не читаю и сколько чиновников разного уровня не слушаю, ясно видно ПОЛНОЕ НЕПОНИМАНИЕ и/или ИМИТАЦИЯ непонимания данной проблемы. Блокада была всегда в разном виде. Сейчас просто усилилась. А главный виновник происходящего мы сами как страна, которая не может защитить свой регион. За прошедших 30 лет есть паровоз и маленькая тележка наших решений и постановлений, которые усугубляли ситуацию ещё до начала СВО. Главное что успокаивает, так это понимание того, что вопрос будет однозначно решён после победы на Украине. Терпеть не долго.