Вертушки для поддержки: откровения частного вертолетчика-контрактника в Афганистане

25
«За первые шесть месяцев полетов на Ми-8 в Афганистане я чаще был на волосок от гибели, чем за предыдущие 36 лет моей работы вертолетчиком где-либо еще».

Полыхающая войной земля Афганистана — это вовсе не единственная враждебная среда в этой стране. В афганском воздушном пространстве также полно угроз, причем зенитные ракеты и пулеметы боевиков Талибана даже не самые опасные из них. Еще большую опасность подчас представляет риск столкновения с многочисленными самолетами и вертолетами, наводнившими здесь небо.

Вертушки для поддержки: откровения частного вертолетчика-контрактника в Афганистане

По словам Нила Эллиса (Neall Ellis), или как его называют друзья, Нэллиса, пока у него был только один отказ двигателя в полете над Южным Афганистаном. «Это случилось совсем рядом с пакистанской границей и если б не удача, все могло закончиться печально. Местность, над которой мы летели, довольно негостеприимная. Там везде одни впадины и ущелья, совсем мало плоской поверхности, на которую можно сесть в случае чего. Кроме того, ты не имеешь понятия, какие районы опасны, а какие нет. Без разведки, вслепую, там никто не ходит. Первое предупреждение о надвигающейся проблеме мы получили как только пересекли горный хребет на высоте около 10000 футов (3050 м). Как и можно было предполагать, скалы здесь почти отвесные. Быстро прикинув варианты, я осознал, что здесь не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало бы площадку для приземления. Вообще-то я не случайно летаю над самой пересеченной местностью. По моему опыту, повстанцы предпочитают действовать в более обжитых областях, передвижение по которым меньше напоминает опасный горный туризм. К счастью, МТВ (Ми-8МТВ) — очень мощный вертолет, и я вновь убедился, что его летные характеристики при полете на одном двигателе феноменальны. Поэтому даже со всем грузом на борту мы смогли стабилизировать машину на высоте 8000 футов (ок. 2440 м), сохраняя при этом достаточное расстояние между нами и горами вокруг. И поскольку мы опасались, что тот район находится под плотным контролем Талибана, нам пришлось тянуть до военной базы в глубине территории, где мы, в конце концов, и приземлились. Уже после при осмотре машины мы выяснили, что причиной неисправности стали оторвавшиеся детали в регуляторе подачи топлива. Со временем они измельчились, став, по сути, металлическими опилками, забили топливный фильтр и вызвали недостаток подачи топлива в двигатель. Если бы это случилось с двумя двигателями одновременно, мы бы рухнули. К тому времени, когда мы осознали, что происходит, мощность неисправного двигателя упала до отметки, когда он стал бесполезен. А поскольку мы были неуверенны в причине неисправности, то приняли решение выключить его и лететь на одном исправном. Это позволило избежать дальнейших повреждений неисправного двигателя. Мы приземлились в Асадабаде и оттуда по радио запросили новый регулятор подачи топлива. После того, как он прибыл и был установлен нашим бортмехаником, мы смогли лететь обратно в Кабул».

Любопытно, что, по словам Нэллиса, русские специально разработали модификацию Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМ для действий в условиях Афганистана. Можно утверждать, что это до сих пор лучший вертолет в мире в своем классе для действий в высокогорных районах. Действительно, ни один западный вертолет в этой весовой категории не может действовать так же эффективно.

Война в Афганистане не похоже ни на одну другую, что Запад вел на протяжении последних полутора сотен лет. Это такое столкновение культур и идеологий, которое не поддается описанию. С какой стороны не посмотри, то, что сейчас происходит в Афганистане сильно отличается от сценариев войн во Вьетнаме, Корее, Второй мировой и более сотни партизанских войн в Азии, Африке, Южной и Центральной Америке и западной части Тихого океана. Как сказал один остряк, некоторые части этой страны стремительно скачут в четырнадцатый век.

Молодой Уинстон Черчилль как-то сказал, что Афганистан — это земля, которая практически притягивает конфликты. Если однажды впутаешься в конфликт здесь — предупреждал он — то дьявольски сложно выпутаться. Ровно в такой ситуации остается страна в новом тысячелетии.

Нэллис — ветеран дюжины войн, включая конфликты в Родезии, бывшей Юго-Западной Африке (Намибии), Анголе, Конго, Либерии и Сьерра-Леоне, а также Балкан, где он летал за мусульманских боевиков, ведущих войну с сербами. Сегодня он выполняет миссии снабжения на вертолетах русской постройки в Афганистане. Он признается, что работа на этой сложной и безнадежно разрозненной земле отличается от всего того, что ему довелось испытать. И хотя он признает, что далеко не вся работа в Афганистане это тяжелый бой, по его словам у него были здесь моменты, когда бы он предпочел работать где-нибудь еще.

Базируясь на международный аэропорт Кабула в пригороде афганской столицы бывший полковник ВВС ЮАР связан с одной крупной частной военной компанией, работающей в регионе. В определенный момент на эту фирму в Афганистане работало более 50 пилотов из разных стран.

Каждый день в году более 100 гражданских вертолетов поднимаются в небо Афганистана для перевозки грузов на отдаленные аванпосты, места сбора, строительные объекты и военные лагеря по всей Центральной Азии. Большинство машин — русские (в некоторых случаях, бывшие советские) Ми-8. За последнее время добавились закупленные американцами S-61, Bell 214 и Sikorsky S-92, французские Puma. Все эти машины привлекаются к выполнению миссий снабжения в той или иной форме. Гражданские вертолеты летают днем, ночью летают армейские вертолеты и вертолеты авиакрыла Госдепартамента, оснащенные оборудованием для ночных полетов.

То что, целью Талибана являются и гражданские машины, не вызывает сомнения. Противнику потребовалось время, чтобы осознать, какую важную роль играют частные компании в этой войне. Особенно сейчас, когда участились диверсии против системы автомобильных конвоев Коалиции. Поэтому теперь Талибан начал предпринимать более согласованные действия против безоружных гражданских машин.

Случаев сбитых вертолетов довольно много. Abu Dhabi Aviation потеряла Bell 212 на юге страны, вертолет компании Vertical Aviation сбили в 2010. Чтобы противостоять этой угрозе, гражданские вертолеты теперь летают выше зоны поражения стрелковым оружием, благодаря чему риск быть сбитыми минимален.

Но, как говорит представитель одного из крупных операторов, работающих из Кабула: «Ежедневно требуются перевозки и в удаленные районы. Талибан сконцентрировался на обстреле вертолетов в тот момент, когда они подлетают к этим базам. Практически каждую неделю происходит инциденты, когда вертолеты подвергаются обстрелам и привозят пробоины» — говорит он, добавляя, что в ряде случаев посадочные площадки вертолетов подвергаются минометным обстрелам. По его словам, Талибану удалось в значительной степени нейтрализовать автотранспортное сообщение, что сделало вертолеты незаменимыми в этой войне. «Это означает, что силы НАТО и другие организации вынуждены полагаться на вертолетные компании при осуществлении операций замены личного состава, снабжения продовольствием и боеприпасами» — добавляет он. «Эффективная тактика противодействия — попытаться сбить вертолеты снабжения. В случае успеха это задушит наши операции в стране. «

До настоящего времени, по словам собеседника, не было свидетельств применения переносных зенитно-ракетных комплексов боевиками Талибана. «Однако мы ожидаем что такая ситуация изменится в ближайшем будущем, поскольку силы НАТО не могут контролировать все ПЗРК, находившиеся на территории Ливии». Он говорит, что среди авиаторов в Афганистане есть уверенность, что эти ракеты рано или поздно попадут в руки боевиков Талибана. «Если это случится, мы будем вынуждены изменить профиль полетов — станем летать на низких высотах и максимально быстро и возрастет риск быть обстрелянными из стрелкового оружия с земли».

По его словам, пилоты из стран Восточного блока часто пренебрегают соображениями тактики. «Помимо того, что они летают медленно, они все время следуют стандартным профилям полета, из чего их вертолеты часто попадают в засады. В результате большинство обстрелянных вертолетов пилотируется ими».

Экипажи, работающие в Афганистане, вряд ли быстро разбогатеют. Зарплаты пилотов разнятся от 600 до 1400 долларов в день. Американские пилоты оплачиваются лучше восточноевропейских, но некоторые фирмы закрывают глаза на количество летных часов, поэтому во многих компаниях, использующих восточноевропейских пилотов их налет превышает 250 часов в месяц. Поэтому вместо обычной зарплаты в 10000 долларов с учетом стодолларовой дополнительной платы за каждый летный час свыше нормы в 70 часов, у них за месяц получаются приличные 30000 долларов в месяц.

Стандартный срок работы у пилотов восемь недель, после чего следует четырехнедельный отпуск, хотя некоторые компании используют график шесть через шесть. Авиаторы из восточной Европы работают в среднем три месяца, после чего не возвращаются, если только их не пригласили. По словам одного старшего пилота из западной страны, который работает в Афганистане три года, владельцы вертолетов и боссы пилотов очень резко обращаются с пилотами из стран восточной Европы. «Проблема в том, что эти пилоты совершенно покорны и раболепны, их культура это позволяет. Это также оказывает влияние на то, как они летают, их манера зачастую опасна».

Не удивительно, что пилоты из стран Восточной Европы зачастую создают проблемы. Правда в том, что многие из них не только плохо говорят по-английски, но и вообще едва понимают язык. Большинство из них русские или украинцы и обучены только отвечать на стандартные фразы операторов системы управления воздушным движением и ничего более.

Часто пилоты получают инструкции изменить курс или некоторое время задержаться из-за активности боевиков на земле. Кроме того, местный аэроузел может быть занят. Из-за этого может возникнуть непонимание между иностранными пилотами и операторами системы управления воздушным движением на земле. Было несколько случаев, когда в результате возникал такой хаос, что количество возможных столкновений между вертолетами было больше, чем кто-либо мог себе представить. К счастью, вертолеты не настолько быстры, и у пилотов обычно достаточно времени, чтобы уйти с опасного пути.

По словам Неллиса, при полете вблизи густонаселенных районов Кабула, часто возникают проблемы из-за аппаратуры радиоподавления, используемой войсками НАТО для предотвращения подрыва самодельных взрывных устройств при помощи радио и мобильных телефонов. В результате ты слышишь в наушниках пронзительный, разрывающий ухо шум, что-то похожее на творчество хэви-метал рок-группы. Иногда помехи настолько сильны, что невозможно услышать инструкции из диспетчерской вышки и это приводит к серьезному риску в воздухе. Особенно часто так происходит вокруг международного аэропорта и дипломатических районов.

Были случаи, говорит Неллис, «когда мы не могли следовать инструкциям диспетчера, даже хуже, своими глазами видели, что он не прав. Если бы мы были на траектории столкновения в условиях плохой видимости, у нас бы, скорее всего, не хватило времени увернуться».

Перевод Сергея Денисенцева
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    18 января 2013 15:13
    Ак 47. РПГ7,Ми8. Т 72. - саммые популярные виды вооружения в мире.

    Мнение дискавери идет на.. так как может не совпадать с мнением автора коментария.
    1. с1н7т
      +4
      18 января 2013 16:08
      Шопипец! +100! laughing
      1. +4
        18 января 2013 16:48
        Если на Ми-8 был на волосок от смерти, то на других вертолетах три раза помер бы...
        1. +1
          18 января 2013 22:17
          Интересный текст, прикольно что даже америкоса заставили летать на нашем Ми-8, а ему даже нравится видно.
    2. ЯРЫЙ
      +5
      18 января 2013 19:32
      Братья сербы! Запомните ентого ерроя-Neall Ellis

      При случае можно и "возврат" оформить?
      1. -=ALEX=-
        +3
        19 января 2013 10:42
        "Нэллис - вообще легендарная личность. Ему сейчас (по-моему) далеко за 60. В Сьерра-Леоне он прибыл, когда англичане оттуда драпали. Он и его команда, летая на Ми-24 два месяца не давали мятежникам захватить столицу. Подумайте, один вертолет!

        Когда бритиши увидели, что Нэллис ПОБЕЖДАЕТ, то вернулись. Ем долгое время не платили вообще, он летал год бесплатно. Т.к. знал, чем кончится взятие Фритауна. Ребелы начали ночной штурм и он полетел один, без копилота и бeз ночного видения -- и остановил штурм!

        Очень высоко отзывался о Ми-24. Низкого мнения о русских и украинских пилотах. Не профессионально, а потому, что они брали взятки у мятежиков и саботировали работу."

        scrawnypaws
        http://bmpd.livejournal.com/
    3. +3
      18 января 2013 21:29
      Цитата: vorobey
      Ак 47. РПГ7,Ми8. Т 72. - саммые популярные виды вооружения в мире.

      Мнение дискавери идет на.. так как может не совпадать с мнением автора коментария.
      Саня забыл МИГ 29-31, СВД, КПВТ. Это и есть то на чем держится мир.
  2. Невский
    +6
    18 января 2013 15:15
    русские и украинцы летают хуже тактически? это потому что они не боятся!! soldier
    1. +6
      18 января 2013 15:35
      Цитата: Невский
      русские и украинцы летают хуже тактически?

      потому,что писал пин-дос...они же круче тучи!
    2. +16
      18 января 2013 16:19
      Я бы посмотрел на этого умника во время , когда мы там были. Я , думаю, что он вообще не взлетел. Сидел бы где-то , в укрытии и носа не показывал. Как летают наши - дай Бог каждому матрасному "летуну" ( хотя и среди них есть еще те кадры) . Спросите любого летуна , кто был там. Да не только летуна... любого , кто прошел Авган. То , шо творят славяне , ангосаксам и не снилось. Сынки они. Сами бородатые нам оценку дали и это главное. Бородатые вояки очень хорошие. Есть чему поучиться. А его участия в описанных конфликтах не стоит и сотой доли того, что было за речкой. Воевать с туземцами - это участь матрасников. На серьезные зубы они не нарывались. А надо бы .
      1. +1
        19 января 2013 01:18
        Цитата: Pilot200809
        Бородатые вояки очень хорошие. Есть чему поучиться. А его участия в описанных конфликтах не стоит и сотой доли того, что было за речкой. Воевать с туземцами - это участь матрасников. На серьезные зубы они не нарывались. А надо бы
        - так ежели энтим бородатым, про которых грите, сунуть в зубы последние модельки "стрел" и те же Ми-8, ну так до кучи еще немного из бронетехники и артиллерии, да советников немного, что бы обучить этому делу - и будут те самые серьезные зубы. Или я ошибаюсь?
        Когда сравнивают потери советских и амерских военных в Афганистане, меня всегда коробит неравнозначность сравнения. Советские воевали в условиях широкомасштабных военных поставок как со стороны США, так и со стороны Китая и Пакистана, и вообще всех мусульманских стран. Разведданными моджахеды тоже снабжались по полной.
        Талибам сейчас вообще никто не помогает. Они чисто сами там что-то пытаются сделать... Блин, а почему бы не помочь талибам, что бы амеры вспомнили горечь Вьетнама? Позабыли...
    3. +4
      18 января 2013 18:55
      Цитата: Невский
      русские и украинцы летают хуже тактически?

      Не ну а чего Вы хотели, чтобы он сказал, что и вертолеты у нас лучше, и летаем лучше? Он бы с горя помер.
    4. -=ALEX=-
      0
      18 января 2013 23:58
      Просто топливо экономят владельцам, летают на крейсерских режимах и по кратчайшим маршрутам. Что по мнению автора " они летают медленно, они все время следуют стандартным профилям полета,"
  3. SSR
    +7
    18 января 2013 15:24
    «Проблема в том, что эти пилоты совершенно покорны и раболепны, их культура это позволяет.

    ХЗ его знает.. но мне кажется не о "раболепности" тут речь.. а о том что .. просто по жизни всегда приходилось трудиться больше и делать больше ..
    и то что для западника инпасибл для нашего.. нуихусим... "могу копать могу не копать, могу и докопаться".....
  4. +1
    18 января 2013 15:36
    Авиаторы из восточной Европы работают в среднем три месяца, после чего не возвращаются, если только их не пригласили. - потому как многим этих денег хватает для безбедной жизни на долгое время. Да и, наверное, люди получают такой стресс, что не продляют контракт.
  5. 0
    18 января 2013 15:42
    Силён... И не столь силён, сколько за сра нец... Это же надо а? Культура раболепности.... Просто Неллис более эффективно зарабатывает, ибо привык...
  6. +2
    18 января 2013 15:54
    русские специально разработали модификацию Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМ для действий в условиях Афганистана. Можно утверждать, что это до сих пор лучший вертолет в мире в своем классе для действий в высокогорных районах. Действительно, ни один западный вертолет в этой весовой категории не может действовать так же эффективно.

    Высокое качество выполнения услуг на мировом рынке по перевозке пассажиров, грузов и авиационных работ при оптимальных затратах – главное направление деятельности АО «Авиакомпания «Бурундайавиа». Основываясь в своей работе на требованиях международных стандартов ИКАО, требованиях законодательных и нормативных документов, национальных стандартов Республики Казахстан и требованиях потребителей, авиакомпания стремится стать ведущим поставщиком авиационных услуг по Африканско-Азиатскому направлению на вертолётах 1-го класса (МИ-8МТВ-1) и обеспечить высокую безопасность полетов и авиационную безопасность, стабильное качество услуг, полностью удовлетворяющее требованиям и ожиданиям Потребителей.
    В настоящее время вертолеты Бурундайавиа оказывают авиационные услуги в Афганистане.
    http://www.burundaiavia.kz/?lan=ru&id=71
  7. avt
    +11
    18 января 2013 16:07
    Надо же ! Эти русские специально сделали отличный вертолет! Какой вероломный народ bully И летают без кока колы и туалетной бумаги! request Ну просто варвары laughing
  8. с1н7т
    +4
    18 января 2013 16:11
    Нашли, чем удивить!
    А обещанные откровения-то где?
  9. Веспасиан
    +1
    18 января 2013 18:29
    Все-таки русские с украинцами даже в частных компаниях не дают застояться "матрасникам".
    А на покорность я бы не советовал нас проверять
    1. garik404
      0
      19 января 2013 04:24
      Абсолютно согласен drinks

  10. 0
    18 января 2013 18:33
    да откровение в том , что оказываеться янки там друг другу мешают добивать талибов.Ладно бы уж на талибов спирали ( их оказываеться обстреливают на подлёте belay )
  11. halter
    0
    18 января 2013 18:44
    ребята, американский попка где-то правильно говорит. вчитайтесь внимательно! если у алькаиды есть пзрк, ливийских-каддафийских войск, который они заимели после американско- европейского военного удара по саддафи возникает вопрос, а почему у них не окажется химическое оружие асада, если эти твари (гипотетическая ситуация. а если нет?)победят в сирии?
  12. +2
    18 января 2013 18:49
    Правильно пишет американец, что наши и украинские пилоты более послушны к распоряжениям работодателя и только потому, что таких денег никогда на Родине не получали. Потому рискуют и помногу часов имеют налёта в месяц.
    1. halter
      -3
      18 января 2013 20:44
      это ваши пилоты, наших .здесь-нет, животное вонючее.
  13. 0
    18 января 2013 19:46
    Этот амер долетается
    1. garik404
      0
      19 января 2013 04:13
      Его земляк по "матрасу" уже долетался ... wassat
  14. stranik72
    +1
    18 января 2013 20:37
    "По его словам, пилоты из стран Восточного блока часто пренебрегают соображениями тактики. «Помимо того, что они летают медленно, они все время следуют стандартным профилям полета, из чего их вертолеты часто попадают в засады. В результате большинство обстрелянных вертолетов пилотируется ими».
    Да нет мистер, не поэтому, просто наши лётчики летают туда куда у вас кишка тонка. И очень часто, и здесь надо признать правоту, проявляя наш славянский пофигизм, пример Ми-26Т, заход на посадку в районе нахождения талибана, через "зелёнку" и столкновение с горой Ми-8 Т, в СМУ, при этом командиры прошли через войну в ДРА в составе АА СССР. По поводу "рабства" есть такой стришок, у АК из Молдовы, Ураины и Киргизии, наши российские уже получают нормальные деньги и в РФ, так что особо туда на те проблемы, не рвутся.
  15. 0
    18 января 2013 20:45
    Летун-пердун!!!
  16. Mr.Fox
    +1
    18 января 2013 23:17
    Конечно русские и украинцы летают хуже и дело тут в менталитете. Есть у наших народов презрение к смерти, особенно это касается тех, кто Афган уже прошел. по иному они и не могут летать, а для амеров это значит "летают плохо", ведь рискуют машиной и их амерскими деньгами. Все просто объясняется. Зато как спасти кого или вытащит разбившуюся вертушку (они ж там даже обломки не бросают), то угадайте пилотам из какой страны отдадут предпочтение?
  17. Артурян
    0
    19 января 2013 14:38
    30000 $ зарплата пилота. летит такой и думает,вот домой поеду,столько бабла буду иметь,куплю себе то-то,еще что-нибудь и тут хуякс.. жизнь оборванна,мечты потеряны..
    1. 0
      20 января 2013 21:30
      сколько же вас таких твердоголовых - сейчас весь контингент НАТО в Авгане снабжается за счет ЧВК (как автотранспортных так и авиатранспортных )Так на самых трудных маршрутах работают наши парни (руские украинци белорусы- иногда сербы и болгары )и если они все уйдут всему снабжению коалиции кирдык .Как тут автор распальцевал на счет раболепия - просто с восточников всегда спрос в двойне (у них нет провсоюза - не кому вступиться при оспаривании выполнения условий контракта )а у запод(лых)ных как не странно есть обьединение специолистов (со своим фондом )