Неудавшийся побег в Швецию: первый известный случай штурма захваченного самолёта на территории СССР

13
Неудавшийся побег в Швецию: первый известный случай штурма захваченного самолёта на территории СССР

2 ноября 1973 года в СССР произошел немыслимый на то время случай – пассажирский самолет Як-40, совершавший рейс «Москва – Брянск» был захвачен террористами.

Стоит отметить, что преступниками оказались четверо молодых людей: 21-летний Виктор Романов, 17-летний Владимир Жалнин и его сверстник Петр Бондарев, а также Саша Никифоров, которому исполнилось всего 16 лет.



Главарем и «идейным вдохновителем» банды был Романов, провалившийся при поступлении в МГИМО, отслуживший в армии и мечтавший о «красивой жизни».

Что характерно, выбор в пользу захвата самолета был сделан после прочтения подростками статьи в газете о попытке угона самолета в Праге, а целью преступления являлся побег из СССР за границу.

Вооруженные тремя обрезами террористы произвели захват самолета уже на подлете к Брянску. При попытке оказать преступникам сопротивление был ранен бортмеханик Николай Никитин.

Пилотам было приказано возвращаться обратно в Москву и передать диспетчеру столичного аэропорта о захвате самолета. Позднее преступники озвучили требования – 3 млн долларов наличными и беспрепятственный вылет в Швецию.

Однако перед подлетом к Москве условия изменились. Молодые люди требовали заправки баков самолета горючим и половину суммы в обмен на 15 пассажиров рейса из 30-ти. Затем, в Ленинграде, их должны были дозаправить и отдать вторую половину суммы. Там же на волю должны были быть отпущены остальные пассажиры.

Естественно, правоохранители не собирались отпускать террористов в Швецию. В ходе имитации заправки самолета и передачи денег, начался штурм. В салон самолета полетели гранаты со слезоточивым газом. При этом от одной из них загорелась обивка кресел, что вызвало панику среди пассажиров и преступников.

К счастью, в результате успешного штурма, никто из заложников не пострадал.

Касательно террористов, 16-летний Никифоров получил ранение и скончался в больнице. Романов – застрелился. Жалнин и Бондарев были взяты целыми и невредимыми, когда пытались покинуть загоревшийся самолет вместе с пассажирами.

Инцидент 1973 года стал первым известным случаем штурма, захваченного самолёта на территории СССР.

Стоит добавить, что аэропорты в то время сильно отличались от современных. Там не было металлоискателей и рентгеновских установок. Благопристойность пассажиров оценивали исключительно по внешнему виду.

Таким образом, неудавшимся террористам не составило особого труда пронести оружие на борт Як-40.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 декабря 2023 14:59
    Мда, а ведь были времена когда на борт самолета проходили запросто без досмотра и билеты без паспорта продавали, называй любую фамилию.
  2. +2
    5 декабря 2023 15:03
    Цитата: Silver99
    Мда, а ведь были времена когда на борт самолета проходили запросто без досмотра и билеты без паспорта продавали, называй любую фамилию.

    Так было везде: ужесточение пошло где то годо с 70-х - 80-х, пр всему миру.
    1. +1
      5 декабря 2023 15:26
      Году ,этак в 1985-ом,летел из Москвы в Ташкент ,в командировку.С собой был дипломат с инструментом,вполне может быть примененным каа оружие.Глянули-пропустили
      1. 0
        5 декабря 2023 15:48
        Сейчас надо сдавать в багаж.
  3. +5
    5 декабря 2023 15:21
    Почему-то всем угонщикам хотелось красивой и сытой жизни на западе и ради этого готовы были убивать и убивали. И разброс, от обычных парней до "золотой" молодёжи. И ведь не голодали и не нуждались. С жиру бесились.
  4. +1
    5 декабря 2023 17:40
    А что было с оставшимися двумя?
    1. 0
      11 декабря 2023 02:10
      За угон самолёта советский суд приговорил несовершеннолетнего (на момент преступления ему было 16 лет) Владимира Жалнина к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии — максимальная мера наказания для несовершеннолетних в то время. В заключении он подвергался постоянным унижениям, а после освобождения умер. Пётр Бондарев не без помощи родителей был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу, где пробыл всего 6 месяцев. Умер в 2006 году в Москве.
  5. +1
    5 декабря 2023 17:44
    Цитата: dmi.pris1
    Году ,этак в 1985-ом,летел из Москвы в Ташкент

    Тоже припомнился случай. Конец семидесятых, летел на АН-24 Ташкент-Томск. Обратил внимание на необычную табличку у пилотских дверей, оказалось это тот самый самолёт, где погибла стюардесса Надя Курченко при угоне в Турцию...
    1. 0
      6 декабря 2023 15:46
      оказалось это тот самый самолёт, где погибла стюардесса Надя Курченко

      Этот самолет после угона был приписан с Самаркандскому авиаотряду и очень долго летал по Узбекистану.
  6. 0
    7 декабря 2023 10:07
    А двух недобитков то хоть казнили?
    1. 0
      11 декабря 2023 02:13
      А двух недобитков то хоть казнили?
      Онижедети!!! request crying crying
  7. +1
    8 декабря 2023 17:52
    Ну, не совсем так. Захваты начались с 1954г. и к даннму случаю был уже внушительный список. Одни Бразинкасы в октябре 1970г. чего стоят!
    1. kig
      +1
      27 декабря 2023 13:21
      В 2002 или 2003 летел на судно из Питера в Альхесирас с пересадками во Франкфурте и Мадриде. Визы, как у человека с морскими документами, у меня не было. В Малаге должен был встретить агент, провести все нужные процедуры и отвезти на судно или в гостиницу. Пересадка во Франкфурте происходила через транзитный коридор, а вот в Мадриде мне надо было пересесть на самолёт местных авиалиний, т.е. пересечь границу. Меня там никто не встречал, и это меня волновало. Однако, получив багаж и бредя по аэропорту, я как-то незаметно оказался на улице и спокойно прошел в местный аэропорт. Вот такие были времена. Европа, аднака!