ОАК получила патент на модульный вариант истребителя Checkmate со сменной головной частью

43
ОАК получила патент на модульный вариант истребителя Checkmate со сменной головной частью

Российский перспективный однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate получит модульную конструкцию, позволяющую менять головную часть фюзеляжа в зависимости от желаний заказчика. ОАК уже получила соответствующий патент.

Согласно документу, истребитель Checkmate получит возможность замены головной части фюзеляжа без изменений его основных характеристик. В зависимости от выполняемых задач, самолет может получить одноместную или двухместную кабину, а также беспилотную часть. Сменные части крепятся к корпусу при помощи узлов в переходной зоне на базовой части фюзеляжа, там же находятся разъемы и штуцеры всех необходимых систем.



(...) универсальная платформа позволит кардинально менять функционал всего авиационного комплекса при неизменности заложенных в базовую платформу транспортных возможностей

- приводит ТАСС выдержку из патента.

Ранее сообщалось, что Checkmate создается с открытой архитектурой, позволяющей адаптировать его под конкретного заказчика. Презентация нового российского перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения прошла в рамках авиасалона МАКС-2021. Самолет разработан с учетом поставок как российским ВКС, так и иностранным заказчикам. Заявленные характеристики: скорость - до 2М, дальность полета - до 3 тысяч км, масса боевой нагрузки - 7,4 тыс. кг. Установлен радар с АФАР, система круговой оптической и радиотехнической разведки, встроенная система радиоэлектронных помех, оптическая прицельная система, система широкодиапазонной связи.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    43 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. -3
      6 декабря 2023
      Хоспаде... С модульными фрегатами не наигрались что ли ? Там не свезло решили в авиацию пролезть универсальщики?
      1. +4
        6 декабря 2023
        Патент-это не самолет. А вот когда появится сам самолет и каким "who" он будет, тогда и будем "посмотреть". drinks
      2. +14
        6 декабря 2023
        Боевой, Учебно-боевой, беспилотный. Не вижу такой критической проблемы, опять же Вы сравниваете модульность "вооружений" МРК с Самолётом, тут вообще ни к месту, на самолёт можно цеплять огромное количество различного оружия в зависимости от задач, и проблем нет никаких абсолютно. Самолёту не нужно 100 морских миль проплыть что бы перевооружиться. По мне так сменные кабины отличная идея, если была бы возможность отправлять без пилота те же самые Су-34 для пусков УМПК, то это было бы идеально в наших условиях.
        1. 0
          6 декабря 2023
          Цитата: Fluoride11
          Боевой, Учебно-боевой, беспилотный.

          Очень впечатлило. Вместо 3х самолетов 3 головные части. В условиях стоимости техники в текущее время, это актуально.
          1. 0
            6 декабря 2023
            Таким рисуют беспилотник
            1. -4
              6 декабря 2023
              Я так понимаю: КБ поставили задачу создать современный однодвигательный самолёт, вот только каким он должен быть, никто толком не знает. Отсюда и заявление о модульности - авось кто из заказчиков что-то путное предложит, в этом направлении и будут делать самолёт.
              1. 0
                7 декабря 2023
                Я так понимаю: КБ поставили задачу создать современный однодвигательный самолёт

                не ставили, это их инициативная разработка,
                это как с Терминатором, они пока сами по себе экспериментируют
              2. +4
                10 декабря 2023
                Ага , истребитель делают никто толком не знает какой и поэтому делают на авось.
        2. +2
          7 декабря 2023
          Цитата: Fluoride11
          По мне так сменные кабины отличная идея

          Насколько я понял статью, речь не о том, чтобы менять кабины на самолете.
          Речь о том, что на заводе устанавливают ту кабину, которая нужна заказчику.
          Удешевление производства и обслуживания. hi
      3. +6
        6 декабря 2023
        Цитата: FoBoss_VM
        Хоспаде... С модульными фрегатами не наигрались что ли ? Там не свезло решили в авиацию пролезть универсальщики?


        При условии удачной технической реализации задуманного модульность вполне себя оправдает. Особенно двухместный и беспилотный варианты. За универсальными истребителями будущее.

        Установлен радар с АФАР, система круговой оптической и радиотехнической разведки, встроенная система радиоэлектронных помех, оптическая прицельная система, система широкодиапазонной связи.


        Тут конечно хотелось бы больше конкретики.Что за АФАР,какие характеристики.А так всё вполне себе на уровне.Думаю что ВКС РФ со временем так же заинтересуются Су-75.
    2. -8
      6 декабря 2023
      Checkmate получит модульную конструкцию, позволяющую менять головную часть фюзеляжа
      Идея хорошая, но бывает так что модули отваливаются (примерно как падают, теряют ракеты, бомбы).
      1. +4
        6 декабря 2023
        но бывает так что модули отваливаются

        Если все гайки прикрутят не криворукие и с нужным усилием, ничего не отвалится. К тому же сегодня, как правило, на дорогой технике делают страховку от "чел.фактора", как в лифте - "дверь не закрылась лифт не поехал", т.е. неправильно модули собрал - самолёт не тронулся с места. Все достаточно не сложно.
      2. +2
        6 декабря 2023
        Властелин_овец
        (Властелин_овец)
        Необходимо знать, что КАЖДЫЙ , повторю КАЖДЫЙ самолет имеет расстыковку .......................
      3. +2
        6 декабря 2023
        Властелин_овец
        (Властелин_овец)
        Необходимо знать, что КАЖДЫЙ , повторю КАЖДЫЙ самолет имеет расстыковку .......................
      4. +4
        10 декабря 2023
        у любого самолета хвост, нос , консоли крыла пристыкованы, что отваливается из этого ?
    3. +1
      6 декабря 2023
      Сменные части крепятся к корпусу при помощи узлов в переходной зоне
      Можно ее сделать отделяемой и снабдить спасательным парашютом для покидания самолета.
      1. +1
        6 декабря 2023
        Цитата: Болторез
        Можно ее сделать отделяемой и снабдить спасательным парашютом для покидания самолета.

        Уже сделали ! На F-111 ! Оказалось сложно и очень дорого ! Больше не пытались ! (Я не говорю,что это никчемная идея! В стратосферных гиперзвуковых самолётах она будет к месту ! Но попозже,не сейчас ! )
        1. +1
          6 декабря 2023
          Цитата: Nikolaevich I
          Уже сделали ! На F-111 ! Оказалось сложно и очень дорого ! Больше не пытались !

          На B-1 «Lancer» (Rockwell) такая кабина отрабатывалась, но в дальнейшем от неё отказались
    4. -5
      6 декабря 2023
      Идея бредовая.
      До пусть модуль беспилотника можно запихнуть вместо лётчика с катапультным креслом, а вот приделование новой кабины приведёт к появлению новых присоединительных элементов, что приведёт к утяжелению конструкции и центровка самолёта то будет от новой кабины нарушаться значительно.
      Одно дело, предусмотренное заранее место в базовой кабине и используемое в "повседневно жизни" под установку чего-нибудь, ну топливного бака и броне спинки, а другое дело - присобачить новую кабину.
      1. KCA
        +1
        6 декабря 2023
        Автомобили VAG знаете? На одной платформе ВВ, Ауди, Шкода, Сеат, в общем все недорогие модели на платформе Гольф или А4, сейчас, наверное, новые платформы, не интересовался, что-то у них кузова не отваливаются, хотя совершенно разные, не удивлюсь, если VAG и Порше с Ламбой и Бугатти на одну платформу поставят
        1. 0
          6 декабря 2023
          Вы не путайте тёплое с мягким, "на одной платформе", это не значит, что можно платформу от одной машины отсоединить и к другой присобачить.
          Платформа, этот расчёт базовых элементов , на которую устанавливают разные конфигурации надстроек, что бы под каждую новую машину не пересчитывать узлы и детали.
          А тут, снял-поставил.
          1. KCA
            -1
            6 декабря 2023
            Естественно некие проблемы будут, но так платформа, т.е. ходовая, двигатель взаимно заменяемы, но шаманить придётся, так и не рассчитаны автомобили на замену кузова, проводки, органов управления, а в СУ-75 изначально заложена смена носовой части фюзеляжа, все кабеля с разъёмами и трубки под гидравлику, если они нужны, а не электропривод всего управления
      2. 0
        6 декабря 2023
        другое дело - присобачить новую кабину.

        Это "присобачить" предусматривают в проекте. И коль скоро Сушки летают, то проектировщики там не глупее вас. Вообще изначально при создании проекта планировали уменьшить эксплуатационные расходы авиакомплекса. Я думаю, предложенная идея детально просчитана, и не на коленке под хруст пиццы.
      3. +2
        6 декабря 2023
        Само собой бредовая !! Не посоветовались, видимо, с экспэрдами местными, а без них любая идея однозначно бредовая !
    5. +5
      6 декабря 2023
      Когда-то давно, еще в те, уже почти мифические, времена, когда о технике в СМИ писали и рассказывали не одуревшие от безнаказанности бестолковые и необучаемые выползни от "менеджмента" и бухгалтерии, а опытные выходцы из инженерно-технических кадров, даже в инструкциях к детским конструкторам невозможно было встретить термин "головная часть самолета". Вот носовая, хвостовая и центроплан - да, попадались регулярно...
      1. +2
        6 декабря 2023
        Цитата: Ingenegr
        Вот носовая, хвостовая и центроплан - да, попадались регулярно...

        Дык,"новые песни придумала жизнь !Не надо,не надо о песне тужить !" (Говорят егэшники!) Я вот тоже стараюсь объяснять ,что термин "дрон" появился в 30х годах прошлого века для обозначения беспилотных самолётов и не был предназначен для телеуправляемых катеров и наземных "самодвижущихся тележек" ! Но егэшникам "пофигу" ! Их много ! Они-сила!
        1. +1
          6 декабря 2023
          Цитата: Nikolaevich I
          Но егэшникам "пофигу" ! Их много ! Они-сила!

          Имя им - легион.
      2. -2
        6 декабря 2023
        да вы ретроград батенька lol они художники они так видят laughing
      3. +2
        6 декабря 2023
        Эка какую древность вы вспомнили, да и как один сказал тогда были только галоши. hi
    6. +1
      6 декабря 2023
      ОАК получила патент
      - салют и фуршет будет?
    7. +1
      6 декабря 2023
      Российский перспективный однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate получит модульную конструкцию, позволяющую менять головную часть фюзеляжа в зависимости от желаний заказчика. ОАК уже получила соответствующий патент.


      это ускорит появление самого самолета?
      или это очередная отмазка - что "мы работаем"?
      у меня коллега, каждый год (работали около 30 лет вместе) оформлял около десятка авторских свидетельств - но не помню, чтобы хоть одно "работало" в промышленности
    8. 0
      6 декабря 2023
      Цитата: 75Сергей
      а вот приделование новой кабины приведёт к появлению новых присоединительных элементов


      да, электроника, электротехника - это наука о контактах, а "лишние" контакты - это лишние проблемы...
      и для рядового инженера это понятно...
    9. +1
      6 декабря 2023
      С таким усердием для экспорта, лучше бы тяжёлыми БПЛА для ВС РФ занялись бы...имхо
    10. 0
      6 декабря 2023
      А с какого перепугу у самолёта англоязычное название? Или там уже и кабина англоязычная?
      1. 0
        6 декабря 2023
        А с какого перепугу у самолёта англоязычное название? Или там уже и кабина англоязычная?

        CheckMate продвигают прежде всего на экспорт. Однодвигательная схема снижает как стоимость самого самолета, так и стоимость его эксплуатации. Он должен стать альтернативой F-35 для стран третьего мира. США, как известно, сильно ограничивают количество стран, которые могут рассчитывать на получение F-35, а также все знакомы с санкционной политикой США. Особенностью F-35 является автономная информационная система логистики ALIS, которая позволяет дистанционно из США "выключить" любой F-35
        1. -1
          6 декабря 2023
          CheckMate продвигают прежде всего на экспорт.


          Ну да, для себя такое "добро" не надо.
    11. -2
      6 декабря 2023
      Как я понял речь не идёт о замене кабины силами авиатехников на аэродроме. Речь идёт о единой платформе, которую можно с минимальными затратами кастомизировать под желания заказчика на заводе-изготовителе. Поэтому эта идея здравая.
      Не надо путать с аферой пр.22160, который изначально пустой, а потом на него планировали модули ставить. Тут, скорее, аналог немецкого проекта фрегатов МЕКО, когда есть готовые слот/слоты, а заказчик выбирает, что в эти слоты с поставить на этапе строительства. Заказчик получает фрегат кастомизированный под его требования. Быстрой замены модулей не предусматривается.
    12. -1
      6 декабря 2023
      Cympak
      (Alex) молодец вот тут-то вы всех фантазеров и приземлили а то уже и парашюты пристроили.
    13. 0
      6 декабря 2023
      Цитата: Orange-Bigg
      Думаю что ВКС РФ со временем так же заинтересуются Су-75.


      мы такие БОГАТЫЕ? - чтобы проектировать, "строить" самолеты под неизвестного дядю? - у нас есть незагруженное производство, квалифицированные кадры и т.д. и т.п.?
      так санкции сегодня многое не дают сделать/получить на этом поприще,
      а мы оказывается собираемся "сорить" бюджетом?
      у нас, видимо и так гражданских самолетов - "завались" - спроектированы построены и летают?? (это на тему как обстоят дела в отрасли)
    14. 0
      6 декабря 2023
      Ещё один писатель... ".... головной частью" - где у самолёта "головная часть" ?
      1. 0
        6 декабря 2023
        Цитата: ALCA056000
        Ещё один писатель... ".... головной частью" - где у самолёта "головная часть" ?

        Не,а чё ? Ведь звучит ! Одно дело .... :"пилот потянул штурвал на себя ...нос самолёта стал задираться ..." ! Или...."Самолёт дёрнулся головой и голова стала задираться ..." ! belay
    15. Комментарий был удален.
    16. +1
      6 декабря 2023
      Если это для оптимизации производственного процесса, то есть смысл. Но в полевых условиях - это бред. Тем более универсализм это всегда компромисс, от чего то нужно отказываться. Так, беспилотный вариант напрашивается с воздухозаборником, расположенном сверху. Так все беспилотники выглядят, лучше ЭПР.
    17. 0
      7 декабря 2023
      Какая ещё "открытая архитектура"? Открытая архитектура означает, что самолёт, как ПК, можно собрать из деталей любого производителя, соблюдающего опубликованные спецификации. А то, что описано, это даже не архитектура, а просто сменный модуль.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»