Проблемы судоремонта в Англии

14
Проблемы судоремонта в Англии

Для проведения ремонтов необходимы безопасные доки, имеющие ядерную лицензию, в Англии есть всего две площадки, где можно поднимать подводные лодки из воды для ремонта, требующего полного доступа к корпусу, рулям и движителям.

Судоподъемник в Фаслейне (строился с 1987 по 1993 год): закончили процесс с опозданием на два года. Обошлось в 314 млн фт. ст. Закрытое сооружение, защищенное от непогоды и от спутников, но он может принять только одну лодку, других сухих доков на этой базе нет.



Судоподъемник был неисправен, по крайней мере, некоторое время в течение последних нескольких лет. Каково его состояние сейчас, неизвестно. Официально о работе подъемника не говорится уже несколько лет. Объявлен тендер на закупку для ВМБ Фаслейн двух плавдоков. Но, во-первых, их еще нет, во-вторых, потребуется строительство причала, дноуглубительные работы и другие сопутствующие расходы.

На плавдоки не распространяются такие жесткие требования безопасности, как сухопутные ядерные объекты. Проблема заключается в том, что большие плавдоки в Великобритании не строят с конца 60-х годов прошлого века. А заказывать за границей плавдок, где будут доковаться новейшие британские ПЛАРБ, весьма сомнительная затея. Вряд ли правительство пойдет на это.

Основным центром технического обслуживания и ремонта атомных подводных лодок, является верфь Девонпорт. Почему для проведения столь небезопасных манипуляций выбран город на густонаселенном южном побережье Англии, неизвестно и непонятно. Возможно, так сложилось исторически, поскольку это одна из основных ВМБ королевского флота на протяжении нескольких веков.

На данный момент по разным причинам ни один из четырех сухих доков в Девонпорте, предназначенных для подводных лодок, не готов принять субмарины. Наибольшее беспокойство флотского руководства вызывает док № 15. После завершения ремонта на МАПЛ HMS Triumph в 2022 году, который продлился четыре года. Это последний крупный ремонт подводных лодок класса «Трафальгар». Далее - списание и разборка. Впоследствии док оставался пустым, пока его модернизировали, чтобы он мог принять лодки класса Astute.

Недоступность этого дока привела к тому, что HMS Audacious, вернувшаяся из Восточного Средиземноморья, стоит в ожидании ремонта. Поскольку то техническое обслуживание, которое она получала в Лимасоле и в бухте Суда, не может считаться достаточным. Audacious – одна из шести действующих SSN, относительно новая лодка, спущенная на воду в 2017 году, но уже проведшая в воде более 4 лет, прежде чем она была введена в эксплуатацию в сентябре 2021 года.

В рамках контракта с флотом, Бэбкок ремонтирует док № 15, для выдерживания периодов базового технического обслуживания (BMP) класса Astute. В январе 2023 года SDA сообщило, что «на объекте уже начались проектирование, оценка обследований на месте и физические работы». Кроме того, возможность установки гидростатического барьера была включена в график, в соответствии с требованиями обоснования безопасности для обеспечения долговечности перед первым докованием.

Хотя это и не имеет отношения к нынешним проблемам флота, но работы по подготовке дока № 14 для утилизации атомных подводных лодок идут очень медленными темпами. По контракту Defuel 23 готовится док, который позволит удалить ядерное топливо и низкоактивные отходы с выведенных из эксплуатации АПЛ перед демонтажем. В январе SDA сообщило, что проект «хорошо продвинулся, и, кроме того, близятся к завершению обследования доков и вспомогательных объектов для определения объема вспомогательных работ, необходимых для начала и поддержания операций по выгрузке топлива PWR1». Док № 14 должен быть готов к использованию где-то в 2024 году, хотя работы над бывшим HMS Valiant, первой лодкой в Девонпорте, подлежащей демонтажу, должны были начаться уже в этом году. Эта проблема, более чем серьезная, потому что еще ни одна из атомных субмарин не утилизирована. И все они являются потенциальной угрозой, каких - либо инцидентов с их реакторами.

Проект «Будущее подводной инфраструктуры на набережной» (SWIF) представляет собой долгосрочное решение по обслуживанию SSN, является частью более широкого 10-летнего пакета инвестиций в размере 2,5 млрд фунтов стерлингов в инфраструктуру Девонпорта. Наиболее важной частью SWIF является капитальная реконструкция дока № 10, но она также включает в себя новый причал для обслуживания плавсредств без прилива на восточной стене бассейна № 5, а также вспомогательные здания и службы.

Док №10 – крупнейший сухой док в Девонпорте, расширенный в 1930-х годах прошлого века, для ремонта линкоров. Его площадь 2,61 гектара будет значительно уменьшена в размерах за счет массивного укрепления стен для защиты от (крайне маловероятных) сейсмических явлений. Эти крупные строительные работы включают обширное бурение для установки анкеров в скальную породу и использование специальных марок бетона повышенной прочности. Электрические, водопроводные и канализационные трубы будут размещены в тоннелях, в новых стенах, а также будет добавлена водоподпорная граница (WRB) для защиты дока от приливов и возможного будущего повышения уровня воды, связанного с изменением климата.

В новом здании дока разместятся мастерские, приборы, средства контроля и автоматизации, а также современные удобства для рабочих. Этот проект будет аналогичен масштабной модернизации соседнего дока № 9, проводившейся в период с 1999 по 2002 год, что позволяет избежать сложностей, связанных с необходимостью проведения операций по дозаправке реактора. Уже более года ведутся подготовительные работы по снижению рисков на этапе строительства, а также сносу зданий, расчистке территории и планированию логистики строительства.

Бэбкок официально подписал контракт SWIF на сумму 750 миллионов фунтов стерлингов с SDA в ноябре 2023 года, строительство начнется в 2024 году и должно быть завершено в 2027 году. Док в основном будет использоваться для переоборудования и обслуживания класса Astute и следующих лодок SSN-AUKUS, но будет иметь достаточный размер для размещения ПЛАРБ класса «Вэнгард» или «Дредноут», если это потребуется. HMS Vanguard покинул Девонпорт в мае 2023 года после семилетнего ремонта в доке № 9.

В настоящее время существует «проект по отключению», которым управляет команда по реализации ядерной программы Bechtel и Cavendish, целью которой является поддержание и улучшение дока, готового к приему следующей V-лодки. HMS Victorious прибыл в конце мая и находится в 5-м бассейне, приступив к начальному этапу капитального ремонта. Он перейдет в док № 9, когда в следующем году будут завершены ремонтные работы.

Следует отметить, что первоначальный план технического обслуживания лодок типа «Венгард» предусматривал строительство двух совершенно новых сухих доков в Росайте. Крытый док размером 190х30 м планировался для переоборудования ПЛАРБ, а второй док размером 150х28 м – для размещения МАПЛ. Один из уже существующих сухих доков также предполагался для использования в ядерных целях, чтобы обеспечить возможность аварийного ремонта ПЛАРБ. Работы начались в 1987 году, но после того, как было выбрано 185 000 м3 грунта и заложен бетонный фундамент стоимостью 120 миллионов фунтов стерлингов в 1993 году, правительство перенесло ремонт и обслуживание ПЛАРБ типа «Венгард» в Девонпорт как более предпочтительный вариант.

Подводя итог, инфраструктура поддержки подводных лодок в настоящее время находится в плачевном состоянии, что оказывает прямое пагубное воздействие на возможности флота. В долгосрочной перспективе флот, похоже, будет избалован выбором: у него будет три сухих дока для подводных лодок в Девонпорте, два плавучих дока и судоподъемник в Фаслейне. Тогда самой большой проблемой будет сохранение штата гражданских инженеров – атомщиков и корабелов, необходимых для обслуживания лодок.

Это был взгляд из Англии на текущее состояние дел и ближайшие перспективы. Однако перспективы эти достаточно туманны. Поскольку все это весьма дорогостоящие проекты, а вот с деньгами у Англии сейчас не очень. Будем наблюдать.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 декабря 2023 06:05
    А кто, как и на какие деньги будет это все для Австралии строить?
    США поделятся с Британией?...
    1. +1
      13 декабря 2023 10:23
      С Австралией пока все непонятно. Первоначально центром ядерного судостроения и судоремонта определили ВМБ Стирлинг (Перт), там начали реконструкцию дока и строительство нового эллинга. Туда в следующем году должна прийти американская плавбаза "Эмори С. Ленд", для проведения ТО американских лодок. А недавно читаю, что какие-то подготовительные работы ведутся на судоверфи в Осборне (пригород Аделаиды). Но все делается за австралийские деньги. Будет только передача технологий, со стороны США и Англии.
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      13 декабря 2023 10:37
      У них не плохо, у них - хреновейше))) что с действующими лодками, что со списанными. Из 22 списанных АПЛ, ни одна не утилизирована. Даже активны зоны реакторов не выгружены из корпуса. Потенциально - это 22 Чернобыля, на южном побережья, где людишек до хрена и больше. И через Ла Манш - Франция, где будут дико рады такому подарку))) А так, вы правы - они разберутся. Пожелаем им творческих узбеков)))
    2. +4
      13 декабря 2023 11:03
      Цитата: Алексей 1970
      Из серии: "смотрите как у них х... плохо, мы то ещё ог го!", только хуже нет таких подходов, за своим глазом надо смотреть, а то там не бревно уже, а целый склад. А с их "соринкой" сами разберутся.

      Не-а. Это статья, показывающая разрыв между бумажными цифрами и реально боеготовыми кораблями. Очень полезная для любителей оценивать силы противника, исходя только из сводных таблиц численности (одиннадцать авианосцев... мы все умрём smile), без учёта циклов обслуживания и ремонта.
      И подобный подход справедлив для любого флота, в том числе и для нашего.
      А ещё это очень полезная статья в плане наглядного показа того, как можно резко сократить боевую мощь флота экономией на береговой инфраструктуре (ну кому интересны какие-то там доки, цеха. причалы - в море их не пошлёшь и на парады не выведешь). Впрочем, СССР и РФ это известно как никому другому. sad
  3. +1
    13 декабря 2023 11:14
    Док №10 – крупнейший сухой док в Девонпорте, расширенный в 1930-х годах прошлого века, для ремонта линкоров. Его площадь 2,61 гектара будет значительно уменьшена

    А они подумали где будут производить доковый ремонт своих авианосцев? У них аж 2 шт.
    1. +1
      13 декабря 2023 13:41
      В Росайте имеется док. Проблема в том, что он один. В 2025 году "Лизка" становится в капиталку, предположительно года на 3 - 4, но думаю, будет дольше, потому что у бриттов сейчас все дольше. Если в тот момент, когда "Лизка" будет стоять в доке, что - то случится с "Принцем", что потребует докования - будет интересно)))
      1. +1
        13 декабря 2023 19:38
        Цитата: ТермиНахТер
        Если в тот момент, когда "Лизка" будет стоять в доке, что - то случится с "Принцем", что потребует докования - будет интересно)))

        Напоминает ВМФ СССР - два плавдока на двух концах страны на пять пр. 1143. smile
        1. +1
          13 декабря 2023 22:36
          Пятый появился под самый конец. Кроме того, имелся завод "Паллада" в Херсоне, который производил доки любых размеров. Видимо флотское руководство считало, что этого достаточно.
          1. +1
            14 декабря 2023 10:23
            Цитата: ТермиНахТер
            Пятый появился под самый конец.

            Так и строительство доков - процесс небыстрый. Когда строили пр. 23, то базы для них начали готовить сразу после закладки ЛК.
            Интересно, если бы построили все семь штук 1143 - на них так и осталось бы два плавдока? И на ТОФ для своих 1143 так и не нашлось бы причала? wink
            1. 0
              14 декабря 2023 14:43
              Увы, в СССР проблемы базирования флота, всегда были второстепенными. Весьма сложный вопрос чтобы получилось, если бы Союз не распался в 1991 году?
    2. +1
      13 декабря 2023 17:32
      З.Ы. Новые авианосцы в этот док все равно не влезут, так что это в принципе не имеет значения.
  4. +1
    14 декабря 2023 23:53
    Британский флот подхватил "советскую болезнь"? Интересно, как у соседей-французов с этим дела обстоят.
    1. 0
      18 декабря 2023 12:25
      Да где-то так же. "Шарль де Голль" - относительно небольшой, вполне помещается в имеющиеся доки. А вот перспективный авианосец, предполагаемым ВИ - где -то тыщ 70 - уже большой вопрос)))
  5. 0
    3 апреля 2024 15:56
    Нет уже того знаменитого английского качества ,остался только ценник.