Эволюция крепостного права. От Юрьева дня к классическому рабству

136
Эволюция крепостного права. От Юрьева дня к классическому рабству
А. И. Корзухин. «Сбор недоимок (Уводят последнюю корову)», 1868 г.


3 марта (19 февраля) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», в которых насчитывалось 17 законодательных актов. Крестьяне должны были получить личную свободу и право распоряжения принадлежавшим им имуществом.



После этого подхалимы стали именовать императора «Освободителем», однако крестьяне были уверены в том, что их в очередной раз обманули. Их возмущение было так велико, что антиправительственные выступления фиксировались в 42 губерниях, кое-где их пришлось подавлять с участием регулярной армии.

В чем же причина такой «неблагодарности»?

Не будем торопиться и забегать вперед, начнем рассказ о крепостном праве, его эволюции и отмене по порядку.

Юрьев день


В течение долгого времени крестьяне сохраняли некоторую независимость от помещика: один раз в году они имели право перехода от одного помещика к другому, что, конечно, значительно облегчало их положение и ограничивало хозяйский произвол. Никому не хотелось остаться без крестьян, и дворяне, особенно из числа небогатых, зачастую вынуждены были даже в некоторой степени заискивать перед ними.

«Крестьянский выход» выпадал на 9 декабря (26 ноября) – день Святого Георгия, когда завершался сбор урожая и проводился окончательный расчет между сторонами. И потому в народе эта дата получила название Юрьев (или Егорьев) день.


С. Иванов. «Юрьев день»

Разумеется, при расчетах помещики старались заплатить поменьше, и потому в русский язык вошло слово «объегорить» – то есть обмануть. Судебник 1497 года (свод законов, утвержденный при Иване III) давал крестьянам «на выход» 14 дней – сменить хозяина можно было за неделю до осеннего дня почитания святого Георгия и неделю после него.

На пути к крепостному праву


6 декабря (26 ноября) 1590 года указом царя Федора Иоанновича привычный «выход» был запрещен, крестьяне мужского пола, их жены и дети «прикреплялись к земле» и должны были пожизненно работать на своего помещика – так появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Однако в 1597 году вышел «Указ об урочных летах», согласно которому, если крестьянин все же уходил от помещика, тот имел право подать челобитную о розыске и вернуть его лишь в течение 5 последующих лет. Если за это время беглец не был найден, он закреплялся за новым владельцем. А в 1649 году при царе Алексее Михайловиче было принято Соборное уложение, согласно которому помещик получал право на бессрочный розыск беглых крестьян.


Соборное уложение 1649 г.

Петр I издал указ, согласно которому все подданные должны были определить своё положение. Незаконнорожденные, вольноотпущенники, дети солдат, пленные иностранцы, заштатные церковнослужители, наконец, просто бродяги должны были найти себе господина. Уклонявшихся приписывали к какому-то двору полицейским распоряжением.

В результате к концу правления Петра I на долю крепостных приходилось более половины взрослого мужского населения империи.

«Век золотой Екатерины»


В «Заметках по русской истории XVIII века» А. С. Пушкин писал о Екатерине II:

«Со временем история оценит влияние её царствования на нравы: откроет жестокую деятельность её деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищаемую любовниками, покажет важные ошибки в её политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия – и тогда голос обольщенного Вольтера не избавит её славной памяти от проклятия России».

Либерализм этой императрицы существовал только на словах. Её современник, небезызвестный Жан-Поль Марат писал по этому поводу:

«Благодаря своему тщеславию и инстинкту подражания... она провела некоторые меры, не имеющие, однако, никакого значения для счастья общества, но способствовала лишь разорению государства, лишая земли земледельцев при помощи принудительных поборов и вырывая у остающихся тощие плоды их трудов для удовлетворения тщеславия и любви к пышности... Ей льстят, делают вид, что обожают её, трепещут от всякого её взгляда... Полноте! Она сама отдала себе должное: не дожидаясь, чтобы публика создала ей славу, она наняла продажные перья, которые поют ей хвалу».

Некоторые «прожектеры», обманутые внешним либерализмом императрицы, предлагали объявить свободными всех детей, родившихся после 1785 года, когда Екатериной II была издана «Жалованная грамота дворянству». В этом документе дворяне официально объявлялись «благородным сословием», они освобождались от уплаты податей, телесных наказаний и обязательной службы; судить их теперь мог только дворянский суд.

В ответ на эти предложения, Екатерина, не стесняясь, заявила:

«Рабы и слуги существуют от сотворения мира, и это Богу отнюдь не противно. Поэтому черни не должно давать образования, а то она не станет повиноваться нам».

Именно при Екатерине II патриархальное крепостное право в России превратилось в классическое рабство. Сразу же после убийства Петра III был отменен его указ об ограничении личной зависимости крестьян от помещиков. Этот император успел освободить монастырских крестьян, отдав им в вечное пользование пахотную землю, за которую они должны были вносить денежный оброк в казну государства.

Однако многие из них были вновь закрепощены при Екатерине II – императрице требовались крестьянские души для раздачи их своим сторонникам и фаворитам. Впервые в русской истории Екатерина II разрешила продавать крепостных отдельно от земли. Уже не крымские татары в Кафе, а российские помещики продавали русских людей, как скот – на четырех всероссийских невольничьих рынках: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре.


К. Лебедев. Продажа крепостных с аукциона. 1910 г.

А также – на множестве мелких местных базаров и по объявлениям в газетах. Нередко жену разлучали с мужем, мать – с детьми.


Н. Неврев. «Торг. Сцена из крепостного быта»

Вот некоторые объявления, которые можно было прочитать в петербургских газетах того времени:

«По Сергіевской улицѣ продается каменный, под № 1,617, домъ за сходную цѣну. Тутъ же есть двѣ продажныя дѣвки, съ полпуда шведскаго кобольту, также дрожки и сани».
«Въ Большой Коломнѣ, но берегу Екатерининскаго канала, в каменномъ домѣ, подъ № 285, продается мальчик, знающій чесать волосы, и дойная корова».
«Въ Сергіевской улицѣ, въ 4 кварталѣ, противъ самой церкви, въ каменномъ домѣ под № 397, продается 15 лѣтъ мальчикъ, также бекешъ, покрытый голубымъ гарнитуромъ съ особенными отворотами, соболинная шапка и трость камышевая съ золотымъ набалдашникомъ».

А. С. Пушкин писал о крепостнической деятельности Екатерины II:

«Екатерина раздарила около миллиона государственных крестьян (свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции».

И А. К. Толстой также не обошел эту тему. В пародийной «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» из всех деяний Екатерины II упоминается только введение крепостного права в Малороссии:

«Madame, при вас на диво
Порядок расцветет, –
Писали ей учтиво
Вольтер и Дидерот, –
Лишь надобно народу,
Которому вы мать,
Скорее дать свободу,
Скорей свободу дать».
«Messieurs, – им возразила
Она, – vous me comblez» (вы слишком добры ко мне) –
И тотчас прикрепила
Украинцев к земле».

Крепостное право в Малороссии было введено в 1783 году. Еще в начале ХХ века в этих областях пели народную песню, где были такие слова:

«Гей, царица Катерина,
Що ты наробила?
Степь, широкий край веселый,
Панам раздарила».

Самым противным было то, что очень многие деревни с живыми людьми были раздарены Екатериной II не за реальные заслуги на военной или государственной службе, а за «доблесть», проявленную на её ложе. А. С. Васильчиков, например, за неполных два года «службы» в спальне императрицы стал обладателем 7 тысяч крестьянских душ (напомним, что учитывались лишь души крестьян мужского пола, надо прибавить ещё женщин). П. В. Завадовский за полтора года получил 6 тысяч душ в Малороссии, 2 тысячи – в Польше, 1 800 – в русских губерниях. И. Н. Корсаков за шестнадцать месяцев – 4 тысячи душ в Польше. Более 30 тысяч душ получил от Екатерины последний её фаворит – совсем уж ничтожный и жалкий Платон Зубов.

Поскольку служить при этой царице было необязательно (особо тщеславные дворяне могли просто числиться в гвардейских полках, годами в них не появляясь), возникла целая каста «диких помещиков», которые заводили не только гаремы из несовершеннолетних девочек, но даже самые настоящие пыточные камеры, в которых трудились дипломированные европейские специалисты.

Среди последних особенно прославился пензенский помещик Николай Струйский. Он также развлекался стрельбой по живым людям в специально оборудованном тире (крепостные мужики должны были пытаться уклониться от пуль, передвигаясь в ограниченном замкнутом пространстве), и бросая неугодных в клетку с привезенным из Индии тигром.

А зарайский помещик и отставной генерал-лейтенант Лев Измайлов (который считается прототипом помещика Троекурова из повести Пушкина «Дубровский») любил запирать слуг в комнате с диким медведем. В своем доме Измайлов содержал 30 девочек в возрасте от 10 до 12 лет, которые отчислялись, как только становились хоть немного похожими на взрослых женщин. Собственную дочь, Нимфодору Фритоновну Хорошевскую, которую родила одна из некстати повзрослевших наложниц, Измайлов изнасиловал, когда той исполнилось 8 лет, а в возрасте 13 лет он отправил её работать на поташный завод. Опасаясь, что его крепостные могут рассказать лишнее на исповеди, Измайлов просто запретил им ходить в церковь.

Надо сказать, что педофилы среди дворян времён Екатерины II и Александра I встречались достаточно часто. Государственный чиновник А. Заболоцкий-Десятовский свидетельствует:

«Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей».

Наиболее продвинутые и утонченные крепостники свои гаремы маскировали под театры и хоры, например, генерал Сергей Каменский – сын екатерининского фельдмаршала Михаила (он был убит доведенными до отчаяния крепостными) и брат любимого ученика Суворова Николая.

Но наиболее прославились на этом поприще Н. Шереметев и Н. Юсупов.

У первого был особый ритуал: каждый вечер он оставлял у одной из актрис свой платок, за которым приходил ночью. Однако потом повторилась история Сулеймана Великолепного и Роксоланы (а также Петра I и Марты Скавронской): рабыня с сильным характером «приручила» и подчинила хозяина. В роли Роксоланы выступила Прасковья Горбунова (Жемчугова).

А Юсупов стал пионером российского стриптиза и БДСМ: после представлений заставлял актрис под музыку раздеваться перед гостями, а затем он и его приятели избивали несчастных девушек плетками. Грибоедов писал о таких «театралах»:

«Вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей».
(Монолог Чацкого).

Из дальнейшего текста становится понятно, что Грибоедов упрекает аристократов не за то, что они отторгают детей от родителей, а за бесхозяйственность и неумение вести дела, из-за чего им потом приходится распродавать уже обученных крепостных актёров и актрис:

«Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке».

С точки зрения рачительного хозяина, конечно, крайне предосудительно потратить кучу денег на то, чтобы подготовить театральную труппу, заставив «всю Москву дивиться красе» актёров и особенно актрис – и ничего на этом не заработать.

Любопытно, что прототипом «театрала» пьесы Грибоедова некоторые называют уже упоминавшегося педофила Измайлова, который действительно в конце жизни переехал в Москву, держал там театр и разорился. Другие считают, что Грибоедов имел в виду некоего помещика Ржевского, который, по словам А. Я. Булгакова, «на эти фарсы пробухал 4 000 душ» и в конце концов вынужден был распродать свою труппу. Самые талантливые из его актёров и актрис были приобретены дирекцией императорских театров.

В труппе Ржевского современники особенно выделяли Харламову, которая «имела необыкновенный aplomb» (балетный термин – высокая техника прыжков и уверенность вращения). Этой девушке, а также Ситниковой, Карасевой, «двум Михайловым» (другие балерины театра Ржевского) повезло: став уже государственными крепостными, они продолжили сценическую карьеру и доучивались у известной танцовщицы Гюллен. Правда, неизвестна их дальнейшая судьба: что стало с ними, когда в силу возраста они уже не могли выходить на сцену?

Кстати, согласно записям А. С. Пушкина, именно крепостная актриса Наталья Овошникова стала его первой женщиной. Произошло это, когда будущему поэту было 14 лет, он сам признавал, что был некрасивым и невзрачным подростком, и вряд ли эта женщина отдалась ему по любви.

Посмотрите на картину Николая Касаткина, которая была написана ещё до революции – в 1910 году), она называется «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка»:


Это отнюдь не фантазия живописца, об одном таком помещике, который заставлял крепостных крестьянок кормить грудью щенков, можно прочитать в рассказе Владимира Короленко «В облачный день»:

«Псарню построил вроде господского дома. И которые были у него самые любимые десять сук, и принесут, напримерно, щенят, и сейчас он раздает их по крепостным женщинам. Которая, понимаешь, принесла ребеночка и имеет в грудях молоко, – сейчас ей собачары приносят щененка, стало быть, для воспитания…
– Неправда! – вскрикнула Лена, точно ужаленная.
– Убей меня бог, – равнодушно вставил ямщик».

Вернемся во времена Екатерины II. Эту императрицу очень напугало расследование дела Дарьи Салтыковой, которую крестьяне называли «Салтычихой» и «Людоедкой».

С одной стороны, открылась страшная картина помещичьего произвола – правда, которую она не хотела знать.

А с другой – это расследование вызвало гнев российских аристократов, которым не имевшая прав на российский престол Екатерина II никогда не смела перечить. И потому крестьянам было официально запрещено подавать любые жалобы на своих хозяев.

В результате эта «просвещенная императрица» довела страну до настоящей гражданской войны, в которой Емельян Пугачёв своим «именным указом» «повелел» дворян:

«ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами».

В «Замечаниях о бунте» А. С. Пушкин писал, что эта война «поколебала Россию от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов»:

«Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства…
Класс приказных и чиновников был еще малочислен и решительно принадлежал простому народу. То же можно сказать и о выслужившихся из солдат офицерах. Множество из сих последних были в шайках Пугачева».

При этом Пугачев выдавал себя за императора Петра III, которому удалось бежать от хотевших его убить «блудной жёнки Катеринки и её полюбовников» – то есть восстание было монархическим (!).

Другим человеком, очень напугавшим Екатерину II, стал А. Радищев, которого она, как известно, назвала «бунтовщиком похуже Пугачева», обвинила в заговоре, измене и даже в покушении на государево здоровье.


Пугачев и Радищев – бунтовщики, страшно напугавшие Екатерину II

На приказе о высылке Радищева в Сибирь Екатерина лицемерно написала:

«Едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».


Наказание кнутом. Иллюстрация к книге «Путешествие в Сибирь» аббата Шаппа д'Отроша. Ж. Лепренс. Середина XVIII в.


Х. Гейслер. Наказание крепостного батогами в присутствии семьи помещика и дворни. Гравюра. Конец XVIII века

Что же вызвало такой страх и такой гнев этой державной крепостницы?

Например, такие строки:

«Г. асессор, произошед из самого низкого состояния, зрел себя повелителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову...
Он себя почел высшего чина, крестьян почитал скотами, данными ему (едва не думал ли он, что власть его над ними от бога проистекает), да употребляет их в работу по произволению...
Он у их посадил на пашню (то есть, на барщину), отнял у них всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину (оброк). Если который казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем или кошками, смотря по мере лености; за действительные преступления, как то кражу не у него, но у посторонних, не говорил ни слова...
Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили проезжего, другого потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объявя правительству, что они бежали; говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-нибудь украл у него, того он сек как за леность или за дерзкий или остроумный ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку».

Очень задело произведение Радищева и А. Пушкина, семья которого также владела крепостными крестьянами (около полутора тысяч в четырёх деревнях), освобождать их поэт не собирался и даже, в отличие от Онегина, барщину оброком не заменил. Но обычным рабовладельцем он себя считать отказывался и неприятной правды знать не желал. В достаточно постыдном «Путешествии из Москвы в Петербург», которое не изучают в школе, Пушкин рисует такую благостную картину жизни крепостных крестьян:

«Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен... Судьба крестьянина улучшается со дня на день».

А Николай Гоголь советовал дворянам давать такие пояснения своим крестьянам:

«Помещик ты над ними не потому, чтобы тебе так хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком».

Вот так «не повезло» человеку, с точки зрения Николая Васильевича: родился он не крепостным, а дворянином. И теперь вынужден «нести этот тяжкий крест» – «быть помещиком» и «повелевать».

Бесправный глубинный русский народ не забыл о своих унижениях. В феврале 1918 года Александр Блок написал статью «Интеллигенция и революция», в которой были такие слова:

«Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?
– Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки?
– Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной...
Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности».

Попытки реформ


Пришедший к власти после смерти Екатерины II Павел I ограничил барщину тремя днями в неделю, простил крестьянам недоимки в подушном сборе в сумме более 7 миллионов рублей, запретил продажу крестьян без земли и раздроблять крестьянские семьи при их переходе к другим владельцам. В том числе и за это российскими аристократами он вскоре был объявлен сумасшедшим, а затем и убит.

Александр I в 1803 году издал «Указ о вольных хлебопашцах», согласно которому помещики имели право давать «вольную» своим крепостным за выкуп, либо за обязательство работы на его полях. За 25 лет по этому указу свободу смогли получить менее 0,5 % от всех крепостных.

Проект освобождения всех крестьян «сверху» предложил было Алексей Андреевич Аракчеев – тот самый, о котором Пушкин писал:

«Всей России притеснитель, губернаторов мучитель».

А сам Аракчеев говорил:

«От нас русских нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного».

И, надо признать, что от себя Алексей Андреевич требовал гораздо больше, чем от других. А. И. Михайловский-Данилевский (автор первой официальной истории Отечественной войны 1812 года) характеризовал Аракчеева следующим образом:

«Трудолюбие его было беспримерное, он не знал усталости, и, отказавшись от удовольствий света и его рассеянностей, он исключительно жил для службы, чего и от подчиненных своих требовал».

Серьезные специалисты считают, что Аракчеев, который в 1812 году возглавлял тыловую службу Российской армии и подготовку резервных частей, по заслугам должен быть поставлен в один ряд с Кутузовым и Барклаем-де-Толли.

В 1818 году именно Аракчеев составил и представил Александру I проект выкупа казной помещичьих имений «по добровольно установленным ценам», чтобы «содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния людей в России». По замыслу Аракчеева, правительство должно было постепенно выкупать крестьян у тех помещиков, что готовы были расстаться с ними, причем с землей – по две десятины на душу, то есть по 2,18 гектара.

В принципе, многие помещики, которые уже давно влезли в большие долги, могли согласиться на эти условия, тем более что большая часть земли оставалась в их собственности, и они могли сдавать ее тем же крестьянам в аренду.

Но Александр I уже сбросил маску либерала. Вместо этого он назначил Аракчеева «начальником штаба над военными поселениями». Аракчеев стоял на коленях, умоляя его «не создавать новых стрельцов». Александр ответил:

«Военные поселения будут основаны во что бы то ни стало, даже если мне придется устлать дорогу от Петербурга до Чудова трупами».

Самое печальное, что в остзейских (то есть прибалтийских) губерниях – Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, Александр I к 1819 году крестьян освободил. Но зато он грубо отказал делегации либерально настроенных русских дворян, которые в том же 1819 году пришли к нему с проектом освобождения крепостных коренных российских губерний.

Видимо, этому императору с одной осьмушкой русской крови в жилах литовцы, эстонцы и латыши были ближе и родней, чем русские мужики. Впрочем, земельных наделов при освобождении прибалтийские крестьяне не получили, и потому до революции в Петербурге была в ходу поговорка:

«У него, как у латыша – … некий мужской орган и душа».

В 1821 году Николай Николаевич Новосильцев (автор проекта «Уставной грамоты Российской империи», в которой предлагалось учредить двухпалатный парламент и гарантировать гражданские свободы свободным подданным империи) представил Александру I проект отмены крепостного права, в создании которого участвовали также М. С. Воронцов и А. С. Меншиков. Как вы, наверное, догадались, император отверг оба проекта.

Преемник Александра I, его младший брат Николай I, прекратил порочную практику награждения государственными крестьянами. Он же запретил помещикам своим решением отправлять крестьян на каторгу. В 1833 году было запрещено при продаже разлучать крестьянские семьи. В 1842 году Николай I заявил на заседании Государственного совета:

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более гибельным».

При этом императоре вопросы освобождения крепостных обсуждали более десятка комиссий, предложения которых разбивались о сопротивление помещиков.

В 1842 году бы издан «Указ об обязанных крестьянах», согласно которому помещик по своему желанию мог освободить принадлежавших ему крестьянам с выделением земельного надела – за выплату оброка или отработку барщины. Как вы понимаете, среди российских помещиков таковых оказалось не много. Российских аристократов, конечно, коробило, когда в парижских газетах о них писали, как о «богатых русских рабовладельцах», но отказаться от рабов-крепостных не желали даже самые отчаянные либералы.

Тем не менее настроение в обществе стало меняться.

Мы помним, что защитниками крепостного права, помимо прочих, выступили Пушкин и Гоголь. А вот Тургенев презирал даже собственную мать-крепостницу, именно она стала прототипом жестокой барыни-самодурши знаменитого рассказа «Муму». Тургенев писал:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел...
В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право».

Он даже составил записку с обоснованием необходимости отмены крепостного права и передал её А. Головнину – секретарю Константина Николаевича (брат императора), который имел репутацию либерала. Константин не счёл нужным даже ответить социально близкому ему великому писателю.

За время своего правления Николай I издал около сотни указов, которые должны были как-то облегчить положение крепостных крестьян – и само количество этих постановлений говорит об их неэффективности.

Тем не менее распространялась практика самовыкупа крестьян, и постепенно доля крепостных сократилась с 58 % до 35−40 %.

А государственным крестьянам раздали более 5,5 млн десятин земли и около 3 млн десятин лесных угодий.

Окончательно стало ясно, что крепостное право тормозит развитие страны после унизительного поражения в Крымской войне 1853–1856 гг.

В следующей статье мы поговорим об отмене крепостного права и массовом возмущении крестьян, которое вызвал знаменитый манифест Александра II «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».
136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -23
    15 декабря 2023 04:53
    Автор узнается с первых строк!
    Более всего в этих опусах умиляют ссылки на либеральную творческую интеллигенцию (типа декаданта блока или парижского барина тургенева) - они конечно могли дать "объективную" оценку тем событиям laughing
    1. +3
      15 декабря 2023 05:47
      Слова типа "раб-отать" и "раб-очий" так сказать, на что-то намекают, не? Ну, и прикольно почитать про крепостное право-рабство XXI века, надеюсь автор пойдет дальше и распишет современное рабство-"кредитное рабство"? Ждём. yes
      1. +7
        15 декабря 2023 07:55
        Цитата: Monster_Fat
        Слова типа "раб-отать" и "раб-очий" так сказать, на что-то намекают

        Есть такое русское слово труд, я лично тружусь
    2. +9
      15 декабря 2023 06:27
      Утро доброе честной компании!
      Цитата: Владимир80
      Автор узнается с первых строк!
      Более всего в этих опусах умиляют ссылки на либеральную творческую интеллигенцию (типа декаданта блока или парижского барина тургенева) - они конечно могли дать "объективную" оценку тем событиям laughing

      Любопытно, кого Вы считаете либеральной интеллигенцией?
      Пушкин? Камер-юнкер, историограф дома Романовых (после смерти Карамзина). Чем наше Все обязано Николаю I, отдельная тема для статьи. Император не только Александра Сергеевича сам лично женил, но и критиков гонял по его наветам.
      Грибоедов - выдающийся дипломат.
      При этом оба были «мажорами» и даже мерились ногтями на мизинцах (до дуэли Грибоедова, когда последний потерял фалангу пальца).
      Но главное другое. Не каждый как Пушкин мог на вопрос «где вы были в дни восстаниях декабристов», ответить «сердце мое было на Сенатской площади». История о бунте Пугачева отдельная тема. Насколько я помню издана она была на личные средства Николая I.
      Описывать отношения с властью Грибоедова смысла нет. В сухом остатке оба «либерала» были далеко не либералами. При этом их критические замечания и произведения в полной мере раскрывает картину.
      Пс. Я в этот список еще бы добавил Гоголя. Его - Мертвые души каазистенция русской литературы о реалиях крепостного права начала 19 века.
      1. vet
        +12
        15 декабря 2023 08:38
        Пушкин? Камер-юнкер, историограф дома Романовых
        Не каждый как Пушкин мог на вопрос «где вы были в дни восстаниях декабристов», ответить «сердце мое было на Сенатской площади».

        Но "отмазку" Александр Сергеевич смехотворную придумал: заяц дорогу перебежал!
        А я вот думаю, жаль, что он до Петербурга не доехал. Казнить бы его не казнили, отправили бы его в худшем случае в Сибирь, но, скорее всего, просто в ссылку , где у него была бы сплошная "Болдинская осень" и никаких придворных балов и никакой придворной ..., на которую он тратил 95% своего времени. И прожил бы намного больше.
        1. 0
          18 декабря 2023 13:11
          Цитата: Владимир80
          Но "отмазку" Александр Сергеевич смехотворную придумал: заяц дорогу перебежал!

          А принесло ли благо России победа декабристов? Франция в результате Великой Революции потеряла почти все свои колонии и мллионы мужчин в войнах. Есть что из высших сил и возможно они заставили Пушкина избежать участия в декабрьском восстании.
          1. vet
            +3
            18 декабря 2023 13:19
            Речь о том, что Пушкин (давайте говорить честно) жил вздорной и суетной жизнью, в которой почти не оставалось времени на творчество. И удаление из Петербурга в качестве наказания пошло бы ему только на пользу, как поэту и писателю, и прожил бы он гораздо больше.
            1. 0
              18 декабря 2023 13:30
              Цитата: vet
              пошло бы ему только на пользу

              Человеческая психика отбиралась тысечелетиями. Действительно в легкой жизни большинство людей деградирует. Но так же и власть и элита быстро деградирует в условиях несменяемости. Причем самое главное это не нищета рабочих для успеха предпринимателя а возможность отбора лучших и избавление от худших.
      2. -7
        15 декабря 2023 10:50
        Любопытно, кого Вы считаете либеральной интеллигенцией?

        так я же написал - Блок и Тургенев, вот что они могли реально знать о стране, т.к. один пол жизни провел заграницей, а второй просто не жил в те времена...
        1. +19
          15 декабря 2023 11:01
          А Вы, видимо, знаете о крепостном праве лучше выросшего в России помещика Тургенева и владельца усадьбы Шахматово Блока?
          Маяковский:
          Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» — «Хорошо», — сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».

          Это было "в первые дни революции". А в феврале 1918 года Блок написал:
          Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?
          – Потому, что там насиловали и пороли девок.
          1. -5
            15 декабря 2023 12:11
            Вы, видимо, знаете о крепостном праве лучше

            конечно я знаю еще хуже, но не уподобляйтесь зильбертрудам и чхартишвили, которые так любят русский народ, что готовы из лондона и тель-авива последний шекель отправить бандеровцам для нашего "освобождения"
            1. +13
              15 декабря 2023 14:14
              Кстати, Тургенева, в отличие от Герцена, политэмигрантом назвать нельзя. "Иноагентом" - тоже. У него другая причина была - "роковая женщина" Полина Виардо.
        2. +2
          18 декабря 2023 13:33
          Цитата: Владимир80
          Блок и Тургенев, вот что они могли реально знать о стране

          Так можно сказать, что и Путин и Сечин и Герасимов ничего не знают о своей стране и армии. Вряд ли они знают о жизни простого врача и медсестры даже которые лечат их родных больше чем знали Блок и Тургенев в свое время.
          1. +2
            19 декабря 2023 07:10
            Цитата: gsev
            Так можно сказать, что и Путин и Сечин и Герасимов ничего не знают о своей стране

            А что они знают, если путин пять тыщ на мороженое отдавал и спрашивал, хватит ли?
            1. 0
              5 апреля 2024 19:58
              Телеграме , на Романова был подписан , как только начал приводить примеры пенсии и зарплаты в 15000, как цены скаканули . Сказали ,что не правда , у нас все хорошо и в итоге заблокирован .
  2. -21
    15 декабря 2023 05:18
    Как же это примитивно и односторенне, очередная агитка, чего автор добивается, что бы мы собрались и свергли Екатерину великую?
    1. +1
      15 декабря 2023 06:34
      Доброе утро!
      Цитата: Cartalon
      Как же это примитивно и односторенне, очередная агитка, чего автор добивается, что бы мы собрались и свергли Екатерину великую?

      Соглашусь!
      Валерий посчитал правильным не перечислять ужасы крепостного права милых его сердцу правителей.
      В этом «дерьме» замараны все цари и императоры (императрицы). В том числе и Петр III и Анна Ивановна. При последней мои предки были куплены даже не деревней, а волостью. После чего перевезены на Каменный пояс - строить заводы.
      1. vet
        +16
        15 декабря 2023 08:18
        Владислав, Ваших предков, как Вы сами написали, новый хозяин при Анне Иоанновне купил всей волостью - и стариков, и больных, и увечных, и грудных младенцев - потому что иначе нельзя было. А при Екатерине 2 он купил бы только молодых здоровых мужчин и некоторое количество молодых здоровых женщин - навсегда разлучил бы их с родителями, детьми, братьями, сестрами. Разница ведь есть?
        1. +3
          15 декабря 2023 12:13
          Цитата: vet
          . А при Екатерине 2 он купил бы только молодых здоровых мужчин и некоторое количество молодых здоровых женщин - навсегда разлучил бы их с родителями, детьми, братьями, сестрами.

          Никто ему бы волость так не продал.
          Сами подумайте, всех молодых на вывоз, а кто подушную подать платить будет?
          Подсказка - помещик. request
          1. vet
            +5
            15 декабря 2023 13:17
            Думаю, хозяин заводов, как Чичиков бы крепостных покупал - не у одного помещика, а по всей губернии набрал бы для вывода на Урал молодых здоровых и сильных - без "ненужных" стариков, больных, да и грудных детей, которые все равно, скорее всего дорогу не перенесут.
            1. 0
              15 декабря 2023 22:01
              Цитата: vet
              Думаю, хозяин заводов, как Чичиков бы крепостных покупал - не у одного помещика, а по всей губернии набрал бы для вывода на Урал молодых здоровых и сильных - без "ненужных" стариков, больных, да и грудных детей, которые все равно, скорее всего дорогу не перенесут.

              Чудная логика!
              То есть, при Анне всех этих старых больных и грудных купили и они умерли бы дорогой, но это хорошо!
              А при Екатерине нумер два только тех, кто заведомо перенесет дальний путь, но это плохо!
              Браво!
              Р.S. Ключевое слово в моем предыдущем комменте было - "волость"!
        2. +3
          15 декабря 2023 13:52
          Цитата: vet
          Владислав, Ваших предков, как Вы сами написали, новый хозяин при Анне Иоанновне купил всей волостью - и стариков, и больных, и увечных, и грудных младенцев - потому что иначе нельзя было. А при Екатерине 2 он купил бы только молодых здоровых мужчин и некоторое количество молодых здоровых женщин - навсегда разлучил бы их с родителями, детьми, братьями, сестрами. Разница ведь есть?

          Приняв во внимание, что это был Н.Н. Демидов. Моим предкам сладко не стало. Бунты гамаюнов под Калугой гасили почти десять лет.
          Сохранились жалобы на имя Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II. Прошения рассмотрены только при Екатерине - понятно, что не в пользу крестьян. Но Демидова - это немного отрезвило - «В клетку людей уже не сажал и на калёном железе до живота не сек». Люди считали себя преданными Петром III, который по их мнению послал усмирять их драгунов.
          Уже на Каменном поясе, ни один из 5 горных и переделачных заводов основанных гамаюнами не поддержал Пугачева.
      2. +5
        15 декабря 2023 11:16
        Цитата: Коте пане Коханка
        В том числе и Петр III и Анна Ивановна.
        а Петр III чем замаран с точки зрения крепостного права? По моему наоборот, успел только монастырских освободить за полгода царствования, а до остальных, просто руки не дошли. Ожидался манифест "о вольности крестьянства", вслед за дворянством, только женушка свергла. Не зря же Пугачев его именем назвался - любили Петра III в народе hi
        1. 0
          15 декабря 2023 16:29
          любили Петра III в народе hi

          Крепостные крестьяне - да!
          Крепостные рабочие - нет!
          Гамаюны считали, что лично на нем была вина, что их жалобы ложили под сукно.
          1. +6
            15 декабря 2023 21:37
            Гамаюны считали

            Гамаюны это кто? Мифические птицы? belay
            Или может все таки гамаюне - жители калужской и уральской Гамаюнщин.

            Гамаюне - это не крепостные рабочие Каменного пояса, а жители Гамаюнщин. Кстати, Влад, есть еще и сибирские гамаюне. После страшного голода, охватившего страну в 1891-92 годах, около трехсот семей из Нижне-Сергинской волости переселились в Красноярский край. Так гамаюнство проникло и в Сибирь.
            ни один из 5 горных и переделачных заводов основанных гамаюнами не поддержал Пугачева

            Очень интересно. Если не трудно назовите хотя бы один завод, основанный именно гамаюнами
            мои предки были куплены даже не деревней, а волостью.

            Никто никогда крепостных волостями не покупал. Это было нереально. Государство никогда не ущемляло своих фискальных интересов.
            1. 0
              15 декабря 2023 23:08
              Дмитрий, доброй ночи!
              Заводы: Верхнесергинский, Нижнесергинский, Атинский, На Козьем пруду, Михайловский (на Каменном поясе) плюс один в Сибири. С участием гамаюнов поднимали Каслинский, Верхне-Уфалейский и Шамахинский, Нязе-Петровский и Кыштымский заводы. В советское время - ВИЗ.
              По поводу гамаюнов - это самоназвание, основанное на традиции. Приведенная Вами карта Гамаюншины 20 века, не в полном объеме отражает реали - 18.
              Шайтанские заводы (Первоуральск), Ревда к гамаюнам никакого отношения не имеют (как называют уроженцев двух последних городов мои земляки писать не буду). В Дегтярске проживает несколько десятков семей из Касли.
              По поводу Сибирских гамаюнов. По итогам бунта в Шайтанку сослали две партии участников бунта. Откуда их переправили в Сибирь.
              По поводу волости - Ромадановская под Калугой). Всего 28 деревень и одноименное село. Кроме гамаюнов вкабалу попали жители соседних деревень: Воронино, Нудовка, Гвоздарка и Ельня.
              1. +3
                16 декабря 2023 08:54
                Вы, Влад, выше написали:
                ни один из 5 горных и переделачных заводов основанных гамаюнами

                На что я задал резонный вопрос:
                назовите хотя бы один завод, основанный именно гамаюнами

                Вы отвечаете:
                Заводы: Верхнесергинский, Нижнесергинский, Атинский, На Козьем пруду, Михайловский (на Каменном поясе) плюс один в Сибири.

                Ну и при чем здесь гамаюне? Верхнесергинский, Нижнесергинский заводы основаны Н.Н. Демидовым, который гамаюном ни как не являлся. Атигский (у вас почему то -Атинский) и Михайловский заводы основаны купцом Губиным, который тоже был далеко не гамаюн, а затем проданы Демидовым. Шемаханский и Каслинский заводы основаны екатеринбургским купцом Яковом Родионовичем Коробковым, происходившим из тульских посадских людей. Где тут гамаюне? request
                Они в основателях этих заводов не с какого бока не числятся. hi
                1. +1
                  16 декабря 2023 09:24
                  Привет Дмитрий! Я смотрю с низу, чьими руками заводы ставились.
                  По Атигскому заводу Вы правы описался. Подводит зрение и Т9.
                2. +2
                  16 декабря 2023 09:24
                  По поводу гамаюнов - это самоназвание, основанное на традиции

                  Вполне допускаю, что это не только самоназвание. А один из обрусевших в древности финно- угорских этносов. У меня в 80-х на заставе проходил срочную парень из гамаюнов - особенный местный говор- диалект, невысокий рост, светлые глаза, белые (не блондинистые , а именно - белые) волосы. Насчет цвета своих волос он отшучивался - "Попробуйте найти в любом другом месте России такое количество светловолосых людей , как в нашем Нижнесергинском районе".
                  1. +2
                    16 декабря 2023 09:32
                    Кстати, в 50-е годы известный советский археолог Елизавета Михайловна Берс начала исследование археологических памятников бронзового времени на мысу Гамаюн. Памятники настолько были своеобразны, что были выделены ею в Гамаюнскую культуру. (см. рис.) И что интересно узоры на керамике бронзового века перекликаются с узорами- вышивками современных гамаюнских селений
                  2. +1
                    17 декабря 2023 10:39
                    Про возможность финно-угорской изначальной общности в которой сформировалась культура гамаюнов многое писали Трубецкой и Распопов. Хотя более вероятно другое - балтская составляющая. Так как на калужскую гамаюнщину гамаюны (простите за тавтологию) приходят вместе с Рамодановым по итогам смутного времени из его вотчин под Смоленском. При том под Калугой тоже жили и как проходила ассимиляция не известно. Только соседние Шереметьевские крестьяне так и назывались Шереметьевскими, а Ромодановские почему то Гамаюнами. Все это подтверждается калькой названий деревень в Смоленщине, под Калугой и улиц (районов) в городках на Урале (Воронино, Нудовка, Гвоздарка). Часть этих названий трансформировались в фамилии. Например: деревни Сычевка, Еловка и Гилевка, в сухом остатке стали традиционными фамилиями: Сычевых, Еловских и Гилевых. Обилие неродственников с одинаковыми фамилиями породило различные изыски в ударениях: ЕлОвских и ЕловскИх, а также «дворовых фамилий» Бабай, и др.
                    По поводу «белых волос» - это байка. Если вы назовите год призыва я возможно назову фамилию человека. Альбиносы среди гамаюнов есть, но их человек 10 на весь район.
                    Реально другое, большенство гамаюнов рождается со светлыми волосами (соломка), которые темнеют на третий год после рождения.
                    1. +1
                      18 декабря 2023 00:46
                      Под палящим туркменским солнцем не только стриженные волосы срочников выгорали но и мои темно-русые. Но у Сергея было что то особенное.
                      1. +1
                        18 декабря 2023 05:30
                        Дима утро доброе!
                        Подновляющая масса моих знакомых русые (темные и светлые), летом они выгорают напроч. Я сам такой (правда уже лысый), но с детским линком (соломкой) мальчиков возрасте могут похвастаться единицы. Потом большенство лысеют как мое колено. У нас есть традиция в годовалом возрасте з стричь под ноль (хотя возможно это общерусский обычай). Таким образом светло русый оттенок может продлится до лет десяти, но потом все равно у большенства набирают темный пигмент. Буду в деревне скину свои детские фотографии сравните.
                        Доброго дня!
                      2. +1
                        18 декабря 2023 05:51
                        Доброе утро, Влад!
                        Сегодня кроме статьи об "Армении" читать на сайте абсолютно нечего. Шпаковский с сегодняшней статьей о пистолетах Фрэнка Вессона и Адольфа Франка пошел уже по второму кругу за три года. Не комильфо.
                      3. +1
                        18 декабря 2023 18:18
                        Цитата: Ричард
                        Доброе утро, Влад!
                        Сегодня кроме статьи об "Армении" читать на сайте абсолютно нечего. Шпаковский с сегодняшней статьей о пистолетах Фрэнка Вессона и Адольфа Франка пошел уже по второму кругу за три года. Не комильфо.

                        Ветка истории умерла лет пять назад. То что Вячеслав Олегович пишет еще не плохо, он хоть на связи и готов принимать критику. С остальными Авторами сложнее. О диспуте с Элуардом и Валерием мне смысла писать нет - сами прочуствовали. И в сухом остатке три достойных автора в разделе.
                        На ветке Вооружения выбор побогаче, хотя уровня Сергея Линника дотягивают единицы.
                        Если брать сегодняшний материал Вячеслава, то это как бы не четвертый заход про ранние механические пистолеты. Причем в основе тема по сути одна, но двери разные. Так что как площадка для обсуждения - все-равно лучше чем тот же Мохов с компиляцией англоязычных работ.
                        Доброго вечера!
                      4. +4
                        18 декабря 2023 18:29
                        Ветка истории умерла лет пять назад.

                        Да как же ей не умереть, если на сайт допускаются авторы, у которых Петр Первый в 1730 году еще ведет активную административную деятельность.
                      5. +1
                        19 декабря 2023 13:26
                        Виктор Николаевич напомню, что начиналось с травли некого Попова, который был при своем мнении и имел неосторожность оказаться грамотнее и популярнее представителей административного ресурса.
                        Сегодня я даже побоюсь Его и многих других, которые ушли, написать.
                        Впрочем каток «неправды» проехался по всем, за редким исключением.
                      6. +1
                        19 декабря 2023 13:50
                        каток «неправды» проехался по всем
          2. +1
            18 декабря 2023 13:54
            Цитата: Коте пане Коханка
            их жалобы ложили под сукно
            "Клали под сукно", либо "ложили на их жалобы". Так правильней.
      3. -3
        17 декабря 2023 00:25
        Цитата: Коте пане Коханка
        При последней мои предки были куплены даже не деревней, а волостью. После чего перевезены на Каменный пояс - строить заводы.


        При Сталине наши предки Беломор-канал капали, урановую руду голыми руками добывали и на своих костях заводы строили. Это лучше, или хуже крепостного права? В чём парадокс. При крепостном праве и до революции, несмотря на все недостатки и критику, был прирост населения и очень значительный, в то время как после революции, при всех достижениях, либо минусы, либо застой. Женщины не хотят рожать, когда им не нравятся жизнь. Этим всё измеряется. Не надо кормить народ будущим счастьем, он от этого вымирает.
        1. +3
          17 декабря 2023 09:35
          При Сталине наши предки Беломор-канал капали, урановую руду голыми руками добывали и на своих костях заводы строили. Это лучше, или хуже крепостного права?

          Мой дед за «хулиганку» отработал на Беломорканале с лопатой. Потом отвоевал 3 года. Причем бурная молодость, чуть-ли не помешала ему уйти на фронт. Так как в состав Уральского добровольческого корпуса отбирали лучших. К Сталину относился очень хорошо. Хотя и не стеснялся критиковать власть за голод в Поволжье, паспортную систему и многое другое.
          Так что правда где-то по середине.
          1. 0
            17 декабря 2023 10:08
            Цитата: Коте пане Коханка
            Так что правда где-то по середине.


            Правда в том, что в теории хорош любой строй. Проблемы возникают из-за дураков пытающихся теорию реализовать практически.
  3. +8
    15 декабря 2023 05:41
    Первым двум:
    Автора не узнал...
    * * *
    Свергнуть Екатерину Великую? Это не та, про которую писали:
    Екатерина с женской свитой
    Сама ходила меж рядов
    И обсуждала деловито
    Все-все достоинства...

    Она давно умерла, а царственная роскошь в её времена была столь же беспредельна, как беспредельна была нищета её российских подданных.
    * * *
    Пушкин и это писал:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И Рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством Свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

    * * *
    «Рабы и слуги существуют от сотворения мира, и это Богу отнюдь не противно. Поэтому черни не должно давать образования, а то она не станет повиноваться нам».

    Не эти ли строчки воодушевили Грефа на признание:
    1. +8
      15 декабря 2023 06:08
      «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
      И этим все сказано !
    2. Комментарий был удален.
    3. +8
      15 декабря 2023 10:29
      Автора не узнал...

      Узнала с первого абзаца.
      Юрий Васильевич, спасибо за ролик.
      И мордой тычется мурло, тебя обнюхивая хищно, в какую страту запереть, какую заготовить плеть и как тебя распять -- оно не лишне! hi
    4. +2
      17 декабря 2023 03:30
      Цитата: ROSS 42
      Она давно умерла, а царственная роскошь в её времена была столь же беспредельна, как беспредельна была нищета её российских подданных.


      Одно непонятно, зачем коммунисты фактически возродили крепостное право во времена СССР, предоставив председателям колхозов верить судьбу жителей сельской местности. Казалось бы вопрос был закрыт такой нехорошей монархией, но народная власть вернула асё обратно.
      1. +2
        18 декабря 2023 13:25
        Цитата: Eugene Zaboy
        зачем коммунисты фактически возродили крепостное право во времена СССР

        Крепостное право имело свой большой плюс для своего времени: в условиях недостатка ресурсов крепостничество давало средства на содержание мощной армии. Именно с развитием крепостного права прекратитлись успешные вторжения поляков и немцев и регулярные набеги крымских татар за русскими рабынями. В какой то момент крепостничество стало анахронизмом и было отменено. В первый раз Александром 2 после поражения в Крымской войне, второй раз Хрущевым после того как Сталин, Берия, Рюмин и Абакумов в ходе операции Аллена Даллеса"Раскол" стали агентами влияния начальника отдела специальных операций США.
        1. 0
          19 декабря 2023 02:37
          . Крепостное право имело свой большой плюс для своего времени:
          .В первый раз Александром 2 после поражения в Крымской войне, второй раз Хрущевым
          .
          Обратите внимание, что в первый раз государство рухнуло через 55 лет после отмены, а во втором через тридцать. Отсюда вывод, крепостное право- не только "имело , когда-то, положительное значение", а и вообще вещь полезная, и для государства архиважная.
          1. 0
            19 декабря 2023 18:18
            Цитата: Keer
            Обратите внимание, что в первый раз государство рухнуло через 55 лет после отмены, а во втором через тридцать.

            Есть и другая точка зрения. Государство устойчиво, пока в нем сменяется элита. Действительно сразу после смены элит во время Смутного времени, в эпоху славных русских дворянских революций от свержения Меншикова до свержения Павла 1, После революции 1917 года, после так называемого разоблачения культа личности, а в реальности ограничением власти госбезопасности страна делала скачок вперед. Как только элита получала возможность передавать власть по наследству, так страна и впадала в застой. Показательная история с ростом цен на яйца в декабре 2024 года. Силуанов и Набиуллина попытались в союзе с частью агрохолдингов не желающих организовывать глубокую переработку агропродукции поднять цены на продовольствие и не допустить переизбрание команды Мишустина на высокие должности в министерства. Хотя есть точка зрения, что Набиуллина перевела 300 миллиардов Западу и разгоняет инфляцию в России всего лишь за право принять участие в кастинге на роль главы МВФ.
        2. 0
          19 декабря 2023 02:47
          Цитата: gsev
          второй раз Хрущевым


          Вообще-то Хрущёв ничего полезного в этом отношении не сделал.

          Со временем правила только ужесточались, но даже после смерти Сталина, с приходом Хрущева и далее Брежнева, по данным Министерства охраны общественного порядка СССР на 1967 год, паспорта не было у 37 процентов всех граждан СССР. А это почти 58 млн человек.

          Чтобы поехать из родного села куда-нибудь дальше райцентра, каждый колхозник был обязан получить справку из сельсовета - местного органа власти. Она действовала не более 30 дней. Если колхозник приезжал в город, оставался там жить, и его ловила полиция — его штрафовали и выдворяли, а при повторном нарушении могли посадить на 2 года в тюрьму.


          паспортная «дискриминация» пала лишь в 1974 году, когда документ начали выдавать абсолютно всем.


          Вряд-ли можно назвать крепостное право и ограничения на перемещение населения, во времена СССР, чем то положительным. Скорее всего подобные меры были вынужденными из-за за отсутствия квалифицированного управленческого персонала. Имевщийся в распоряжении государства ресурс потенциальных управленцев, дворяне в случае Российской империи и партийный актив в СССР, не обладали достаточными профессиональными навыками чтобы организовать жизнь населения при которой оно не будет разбегаться. Вместо того чтобы готовить кадры и проводить планомерную работу с управляющим персоналом, власть в обоих случаях ограничивалась ограничениями на перемещение населения. Надо признать что в Российской империи этот вопрос решелся гораздо лучше, чем в СССР.
  4. +6
    15 декабря 2023 06:03
    Великие дела часто сотворяются великими испытаниями.
    Интересный взгляд на историю.
  5. +4
    15 декабря 2023 06:05
    И куды наши православные попы смотрели. Над православным народом издевались, насиловали, грабили, запрещали в храм божий ходить, исповедоваться.
    Приведите мне примеры, за тысячелетие христианства, когда попы народ защищали.
    Не на словах, на деле.
    Только при атеистическом СССР власти о народе думали.
    Как сейчас попы народу помогают, ну акромя его окучивания?
    Я кажется понял, слово наРОД, содержит имя языческого бога, потом он и богопротивен. Слово РОД в русском языке в корнях слов встречается 180-200 раз, а имя христианского ни разу.
    Вечером выпью рюмку за наш наРОД и русскую приРОДу!
    1. -4
      15 декабря 2023 10:35
      Я кажется понял, слово наРОД, содержит имя языческого бога, потом он и богопротивен

      не , вы не поняли.... надо с деревцами сходить обняться, тогда придет "истинное просветление"!
      1. 0
        18 декабря 2023 14:13
        Цитата: Владимир80
        надо с деревцами сходить обняться, тогда придет "истинное просветление"
        Не чесать место силы и не борщить с обнимашками: всегда помнить о риске развития дендрофилии вследствие злоупотребления.
    2. +4
      15 декабря 2023 18:53
      И куды наши православные попы смотрели.

      Куда-куда. Характерный пример поповкского сословия дан в сказке В.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде».
      1. +1
        16 декабря 2023 05:15
        Цитата: Коте пане Коханка
        В.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде».

        Попы и тут подсуетились:
        СКАЗКА О КУПЦЕ КУЗЬМЕ ОСТОЛОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
        Жил был купец Кузьма Остолоп
        По прозванью осиновый лоб .
        Пошёл Кузьма по базару
        Посмотреть кой-какого товару.
        На встречу ему Балда
        Идёт сам не зная куда.
        ...
        1. +2
          18 декабря 2023 13:23
          У Пушкина - именно поп. А "Кузьма-остолоп" - это правка Жуковского, поскольку цензура попа не пропускала. И эта "сказка" не была напечатана при жизни Пушкина.
          1. +1
            18 декабря 2023 18:35
            Цитата: ВлР
            У Пушкина - именно поп. А "Кузьма-остолоп" - это правка Жуковского, поскольку цензура попа не пропускала. И эта "сказка" не была напечатана при жизни Пушкина.

            Спасибо Валерий! Честно не знал. Думал единственная цензура работ Пушкина была только в названии истории о бунте Пугачева!
  6. +6
    15 декабря 2023 07:53
    Как благостно.Хорошие императоры Петр III,Павел I,Александр I,Николай I, облегчали жизнь крестьян,только вот Екатерина плохая была.Крестьянские восстания,были и при упомянутых императорах,только не имели такой масштабный характер,как Пугачевское или восстание Болотникова и восстание в Астрахани при Петре.Такой пример,Устин Кармалюк,крепостной помещика Пигловского,за вольный нрав,в 1813 году,забрили его солдаты.В том же году бежал.Собрал отряд и жег помещичьи усадьбы,шинки,купеческие лабазы,убивал чиновников вплоть до 1835 года.Сейчас его можно назвать разбойником и бандитом,террористом.Но этот "негодяй",по сегодняшним меркам,наводил ужас на власть предержащих около 20 лет,без народной поддержки столько лет он не мог действовать.Но беда всех восстаний одна,восставали против произвола чиновников и помещиков,полагая,что хороший царь не знает о народных бедствиях.Это как и сейчас.Президент хороший,чиновники плохие.А президент постебался над народом во время кривой линии,заявив,что цены на яйцо и кур выросли,потому что благосостояние народа улучшилось.Жить стали богаче потому и подняли цены на дешевые продукты.
    1. vet
      +13
      15 декабря 2023 08:26
      Видимо, каждый читает только то, что хочет читать. Про Александра I здесь тоже весьма нелицеприятно написано.
      Александр I уже сбросил маску либерала

      Видимо, этому императору с одной осьмушкой русской крови в жилах литовцы, эстонцы и латыши были ближе и родней, чем русские мужики.

      «Военные поселения будут основаны во что бы то ни стало, даже если мне придется устлать дорогу от Петербурга до Чудова трупами».

      А про Николая 1 - главный вывод - неэффективность его реформ:
      около сотни указов, которые должны были как-то облегчить положение крепостных крестьян – и само количество этих постановлений говорит об их неэффективности.

      Просто при Екатерине 2 крепостное право было наиболее диким и жестоким. Крестьянам жилось хуже чем до нее и хуже, чем после нее.
      1. +12
        15 декабря 2023 08:52
        при Екатерине 2 крепостное право было наиболее диким и жестоким
        Да какая разница,само крепостное право было диким и жестоким.Не важно кто правил.Получается,когда Чичиков,типо,скупал крестьян на вывод,в Херсонскую губернию,якобы,это не дикость? Только скупал он их не при Екатерине.Вот сейчас, многие считают капитализм правильным и не правильным, так же судят о крепостном праве,при ком - то оно было правильным,при ком-то не правильным.А суть то одна остается.
        1. vet
          +9
          15 декабря 2023 10:45
          Да какая разница

          Вы это крепостной женщине скажите, у которой при Екатерине 2 можно было отнимать детей и продавать их, а при Николае 1 - уже нет.
          Или - крепостным мужикам, которых Екатерине 2 пять дней в неделю гоняли на барщину, а при Павле 1 - три дня.
          1. +3
            15 декабря 2023 11:33
            Цитата: vet
            Вы это крепостной женщине скажите, у которой при Екатерине 2 можно было отнимать детей и продавать их, а при Николае 1 - уже нет.

            И кто мешал при Николае?
            Цитата: vet
            Или - крепостным мужикам, которых Екатерине 2 пять дней в неделю гоняли на барщину, а при Павле 1 - три дня.

            И при Екатерине и при Павле гоняли одинаково. Поскольку
            а) Три дня - общепринятая норма.
            б) Указ Павла носил рекомендательный характер.
            И никакой возможности, а также желания проследить за его исполнением никто не изъявлял
            Кстати, я обо всем этом писал. Документы цитировал, но... где уж!
            1. +6
              15 декабря 2023 12:03
              Указ Павла носил рекомендательный характер.
              Как и петровский,который третий.Не понимают люди,что главным крепостником,являлся царь-ампиратор
          2. +4
            15 декабря 2023 12:00
            при Екатерине 2 можно было отнимать детей и продавать их, а при Николае 1 - уже нет.
            Боже мой,какой прогресс.А крепостное право не отменили.Ослабили кандалы ,образно говоря.Но кандалы не сняли,пока не припекло.Рабство стало лучше при Николае.А суть то не изменилась.
    2. 0
      15 декабря 2023 10:37
      Это как и сейчас.

      Алексей Анатольевич, не совсем, но уже близко. А, с учетом современных технологий и строения общества, -- страшнее.
      1. +4
        15 декабря 2023 12:05
        Алексей Анатольевич, не совсем, но уже близко
        Абсолютно верно.
      2. +2
        16 декабря 2023 11:11
        Алексей Анатольевич, не совсем, но уже близко. А, с учетом современных технологий и строения общества, -- страшнее.

        Скорее - хитрее. Научились они за столетия. А так, да, все то же.
    3. 0
      19 декабря 2023 18:26
      Цитата: parusnik
      .А президент постебался над народом во время кривой линии,заявив,что цены на яйцо и кур выросли,потому что благосостояние народа улучшилось.

      Высокие цены на яйца вряд ли продержатся после января 2024 года. Позволив временно поднять цены Путин провел красивую многоходовку.. Он поддержит на плаву Эрдогана которого Запад тоже активно свергает и после падения цен на яйца разорить куриные фермы не желающие поднимать производительность труда и выводящие на Запад слишком большие средства.
  7. +4
    15 декабря 2023 08:25
    Исполнять Закон трудно даже в обществе, где он один для всех. Но там, где есть законодательное неравенство-на практике отношения сводятся только к закону силы-то есть к беззаконию.

    А беззаконие выносит мозги и делает людей психически не нормальными. Причём угнетателей в бОльшей степени. Может поэтому многие наши начальники так часто-- на разные лады прибабахнутые? laughing
    1. +1
      16 декабря 2023 07:45
      Вы слишком упрощаете, советую вам для лучшего понимания процесса, почитать о результатах многочисленных опытов над популяциями лабораторных крыс и мышей, проводимых в Европе в середине прошлого века. И тогда вы поймёте, что всё, что есть у людей, присуще и животным, а в самые богатые или в начальники выбиваются только особи, обладающие наглостью, силой и полным отсутствием моральных принципов. Это обычное поведение, присущее любой скотине.
  8. +5
    15 декабря 2023 09:05
    Думаю, что меньше всего надо ссылаться на Радищева и его опус, который изучали в школе. Кто читал биографию Радищева, тот знает, что он был представителем того общества которое не знали Россию вообще. Так как большую часть своей жизни прожил за границей. Потому труд А. С. Пушкина более предпочтителен, так как он знал о чем писал.
    На мой взгляд лучше освещает данный вопрос *Семейная хроника* С.Т. Аксакова.
    В тоже время время нельзя крепостничество называть классическим рабством. Классический раб это человек не имеющий ничего в собственности кроме своих рабочих рук. Русский крепостной, как бы нищ не был, имел и кров и семью и худо-бедно надел. А по сравнению с западно-европейскими бедняками,которые были вроде свободными, но жили куда хуже российских крепостных.
    1. +17
      15 декабря 2023 09:27
      по сравнению с западно-европейскими бедняками,которые были вроде свободными, но жили куда хуже российских крепостных.

      Так хорошо жилось русским крестьянам по сравнению, например с французскими, что солдаты массово дезертировали в 1814 году - после победы над Бонапартом. Ф. Ростопчин пишет жене:
      «Суди сама, до какого падения дошла наша армия, если старик унтер-офицер и простой солдат остаются во Франции, а из конно-гвардейского полка в одну ночь дезертировало 60 человек с оружием в руках и лошадьми. Они уходят к фермерам».

      Из конно-гвардейского полка бежали - а это элита армии!
      Из "Записок" артиллерийского офицера А.М. Барановича:
      «Полковника Засядко денщик, довольно смышленый, вздумал из-под ведомства военного освободиться и жить по-французски, пользоваться свободою, убеждая себя, что в настоящее время он не находится в России, под грозою, а в свободной земле, Франции... и, пришед к полковнику, сказал: «Отпустите меня! Я вам долее не слуга!» – «Как? Ты денщик: должен служить, как тебя воинский устав обязует!» – «Нет, г. полковник, теперь мы не в России, а в вольной земле, Франции, следовательно, должны ею (свободой) пользоваться, а не принужденностью!»

      Его убили, прогнав через строй 500 человек со шпицрутенами (это такая отмена смертной казни была).
      Беглецов от "хорошей жизни российских крепостных" было столько, что Александр I 30 августа 1814 года издал манифест, в котором обещал, что государство оплатит всем дезертирам возвращение в Россию и освобождал их от уголовного преследования. Обратился за содействием к Людовику VIII, который не особенно стесняясь "послал" его по известному адресу. Ни один из бежавших солдат не вернулся в Россию.
      1. +6
        15 декабря 2023 10:51
        Интересно, что в детстве и юности, читая классическую трактовку описываемых Автором событий, все время подспудно ощущал какую то неправильность. Потом конечно разобрался. Но Автору спасибо, многие тонкости не знал. Валерий, читаю Ваши статьи с удовольствием. Ещё раз спасибо за труд!
      2. +2
        15 декабря 2023 11:33
        Так хорошо жилось русским крестьянам по сравнению, например с французскими, что солдаты массово дезертировали в 1814 году - после победы над Бонапартом.

        +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
        Как и в 1812 г. и даже перед Бородино. Увы.
        1. +5
          15 декабря 2023 12:09
          Как и в 1812 г. и даже перед Бородино. Увы.
          И даже жгли своих помещиков в этот период. hi
      3. +5
        15 декабря 2023 15:27
        Цитата: ВлР
        Обратился за содействием к Людовику VIII
        Интересно, каким образом Александр I общался с Людовиком VIII ? Вроде, в особом спиритизме Александр замечен не был.
        1. +3
          15 декабря 2023 17:37
          С телефона писал, пропустил Х в "порядкового номере" Людовика, поздно заметил, уже нельзя было поправить
      4. +1
        15 декабря 2023 16:04
        Но это не значит, что они обрели свой рай! Без знания языка, без даже мизерного капитала, без знания обычаев страны и народа. Скорее всего участь их была незавидной.
        1. +4
          15 декабря 2023 20:33
          Во Франции в то время был страшный дефицит молодых здоровых мужчин - многие местные погибли в бесконечных войнах, Франция воевала с 1792 года. И потому русские солдаты были нарасхват. И не только, как работники - хозяева охотно выдавали за них своих дочерей. А язык - при повседневном общении быстро выучит, главное чтобы работящий и не пьющий был.
  9. +1
    15 декабря 2023 09:28
    6 декабря (26 ноября) 1590 года указом царя Федора Иоанновича привычный «выход» был запрещен, крестьяне мужского пола, их жены и дети «прикреплялись к земле» и должны были пожизненно работать на своего помещика – так появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

    Привычный выход был запрещен еще после переписи Ивана Грозного 1581 года, когда были введены "заповедные лета", то есть годы, в которые выход в Юрьев день запрещался.
    Однако в 1597 году вышел «Указ об урочных летах», согласно которому, если крестьянин все же уходил от помещика, тот имел право подать челобитную о розыске и вернуть его лишь в течение 5 последующих лет.

    Не последующих, а прошлых. Сыску подлежали крестьяне, бежавшие после 24 ноября 1592 года. Крестьяне, бежавшие от момещиков до этой даты, сыску не подлежали.
  10. +6
    15 декабря 2023 09:28
    Крестьянский выход» выпадал на 9 декабря (26 ноября)
    - как-то не корректно, да и просто не верно, указывать дату в новом стиле в этом случае. На 9-е декабря никогда не выпадал, поскольку разница в 13 дней между старым и новым стилем это для 20-го века. Когда существовало это самое право ухода крестьян от помещика в Юрьев день, разница между старым и новым стилем была 10 дней.
  11. +8
    15 декабря 2023 09:49
    Собственно - ужесточение крепостного права при ранних Романовых произошло по объективным причинам. Как мы помним - помещик изначально вовсе не был владельцем ни поместья, ни крестьян. Всё это ему давалось на условиях обязательной военной службы. На которую он обязан был являться в полном боевом прикиде, купленном как раз на доходы с поместья. И если он этого не делал - надел изымался.. Ни продать поместье, ни тем более крестьян он не мог, как не мог и драть с них сверх положенного кормления.

    Так вот. После Смутного времени и предыдущего голода - у многих помещиков просто не осталось крестьян. Кто помер, кто разбежался с отчаяния. И дворяне задавали правительству в общем-то резонный вопрос - службу вы с нас требуете, а на какие шиши мы должны снаряжение-то приобретать? И так поместная конница уже в Смутное время - была жалкой тенью той, что была при Грозном. Купить необходимую паноплию и более-менее приличного коня - уже не было средств. Так что - либо вы решаете тему, либо войска у вас не будет. А как её можно было решить - живых-то денег в нужном количестве в казне отродясь не водилось? Значит - можно только так, жёстко прикрепить хотя бы остатки крестьян к поместью. Ну какой толк от земли без работников? Ну а уж после указа о вольностях дворянских - всё окончательно и приняло известную нам дикую форму. Ибо дворяне наконец-то получили чаемое - всем владеть но ни за что не отвечать. До боли напоминает современные реалии..
    1. +9
      15 декабря 2023 11:33
      Ну казаки как-то без крепостных обходились ("Тихий дон"). В армию со своим снаряжением шли
      1. +6
        15 декабря 2023 12:00
        Во первых - казаки это лёгкая конница. Им дорогущий доспех покупать не надо. Во вторых - выхлоп с надела на Дону и на севере Нечерноземья - таки немного разный. В третьих - и отнюдь не всем казакам такое было по карману. Для многих семей строевой конь - был не шибко подъёмен. Особенно - если сын был не один. Потому - многие служили в пеших казачьих частях и в артиллерии.

        Если посмотреть на эволюцию поместной конницы, чётко видна деградация. Если при Грозном в состав обязательной паноплии входили кольчуга или панцырь, тот или иной вид шлема, лук, сабля, копьё, иногда даже пистолеты, заводной конь,то есть - в общем-то средняя конница, то уже к Смутному времени она превращается в лёгкую, тех же казаков. Из доспеха - в лучшем случае стёганный тегиляй, шлем отсутствует практически у всех, про пистолеты и говорить нечего, лошадёнка одна и та в массе своей - крестьянская. Это - как раз следствие стремительного обнищания дворянства. Отсюда - и гораздо меньшая боевая устойчивость, если при Грозном поместная конница практически на равных сражалась с теми же поляками, ну - кроме конечно элитной гусарии, то в Смутное время - уже даже не рисковала связываться в открытом бою.
      2. +5
        15 декабря 2023 12:11
        [b]
        Ну казаки как-то без крепостных обходились[
        /b] Батраков,иногородних хватало
      3. +4
        15 декабря 2023 14:02
        И не только казаки без крепостных и помещиков обходились. На Дону и в Повольжье были слободы при казаках и как отдельные поселения, без помещиков.
  12. +3
    15 декабря 2023 09:54
    Петр I издал указ, согласно которому все подданные должны были определить своё положение. Незаконнорожденные, вольноотпущенники, дети солдат, пленные иностранцы, заштатные церковнослужители, наконец, просто бродяги должны были найти себе господина. Уклонявшихся приписывали к какому-то двору полицейским распоряжением.

    Указ 1719 года относился не ко "всем подданым", а к такой категории, как вольные гулящие люди - социальный слой, несвязанный никакими прочными общественными и государственными отношениями, не плативший никаких налогов и пользовавшийся полной свободой передвижения и выбора занятий. Введший подушную подать царь существование такой категории населения,
    кои шатаются без службы; государственной пользы надеяться от них не можно, только умножают воровство

    естественно допустить не мог. Уклонявшихся ссылали на галеры.
  13. +5
    15 декабря 2023 10:14
    Валерий... hi hi hi
    За последние годы не опубликовано более актуальной статьи.Читала, сжимались кулаки и наворачивались слезы. Так что там впереди?
    1. +9
      15 декабря 2023 10:26
      Известно что - цифровой корпоративный неофеодализм. Пока работаешь на какого-нибудь графа Мираторгского или там герцога Газпромского - у тебя есть и аккаунт на госуслугах, и кредиты в банках, и льготная ипотека и прочие ништяки. Посмеешь уйти - всё тут же обнулится. Со всеми вытекающими. Так что - делать с тобой корпорация сможет всё что захочет. Сами же феодалы - никаких обязательств перед государством нести не будут, ибо оно - само превратится из национального в сугубо корпоративное. В отличие от прошлых формаций - привязанное не к земле а к роду деятельности..

      Собственно - нечто подобное мы уже давно наблюдаем в той же Японии. Видимо - остальным буржуям это понравилось.
      1. 0
        16 декабря 2023 11:22
        Известно что - цифровой корпоративный неофеодализм. Пока работаешь на какого-нибудь графа Мираторгского или там герцога Газпромского - у тебя есть и аккаунт на госуслугах, и кредиты в банках, и льготная ипотека и прочие ништяки. Посмеешь уйти - всё тут же обнулится. Со всеми вытекающими. Так что - делать с тобой корпорация сможет всё что захочет. Сами же феодалы - никаких обязательств перед государством нести не будут, ибо оно - само превратится из национального в сугубо корпоративное. В отличие от прошлых формаций - привязанное не к земле а к роду деятельности..

        Собственно - нечто подобное мы уже давно наблюдаем в той же Японии. Видимо - остальным буржуям это понравилось.

        Ну почему? Свободу пока не отобрали, всегда можно: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». laughing
        1. +1
          16 декабря 2023 13:09
          В цифровом концлагере тебя сотрут несколькими нажатиями клавиш , и в Саратове ты тоже жить не сможешь, как не мог жить беглый раб в США ( не потому , что искали , а потому что он был как лежащие на земле 100 долларов). Только в тайгу , в землянке жить, но если много таких будет , то корпораты будут на таких охотиться с вертолетов , регулярно прочесывая беспилотниками с тепловизорами...
          1. 0
            16 декабря 2023 22:39
            В цифровом концлагере тебя сотрут несколькими нажатиями клавиш , и в Саратове ты тоже жить не сможешь, как не мог жить беглый раб в США ( не потому , что искали , а потому что он был как лежащие на земле 100 долларов). Только в тайгу , в землянке жить, но если много таких будет , то корпораты будут на таких охотиться с вертолетов , регулярно прочесывая беспилотниками с тепловизорами...

            Про негра в точку. И причём, без всякой цифры. Думаете в СССР сколько продержались бы во Всесоюзном розыске? laughing
  14. +10
    15 декабря 2023 10:54
    Не надо считать, что крепостное право - это только доля русского народа. На Европейском континенте крепостная зависимость существовала у всех народов. Только вот в разных частях континента проявилось историческое и природное неравенство, повлиявшее на судьбу этого явления. На западе и севере Европы в историю вмешалась география. Многие страны в этой части Европы имели выход к морской торговле и после значительных завоеваний в Азии и Америках их эконоики перешли от эксплуатации и ограбления своих крестьян к ограблению покорённых и колонизованных земель и народов. Да и несколько великих эпидемий чумы в Западной Европе резко упала численность населения, а выжившие уже могли послать подальше всяких "господ" и не работать на хозяев как крепостные. В итоге западные страны перешли от прикрепления крестьян на земле к земельной аренде и эксплуатации африканских рабов. А вот в восточной Европе климат и почва не оставляли феодалам другого пути кроме как постоянного укрепления крепостного положения крестьян: только так можно было вести экстенсивное и рискованное земледелие на слабоплодородной земле. Здесь, далеко от моря и его торговых путей было практически невозможно заменить ограбление крестьян на выкачивание ресурсов и продовольствия из завоёванных земель. Именно поэтому крепостное право на Руси просуществовало так долго.
    1. +1
      15 декабря 2023 20:15
      Видимо корни стратификации общества лежат в глубокой древности, когда индо-европейские племена имели кастовую структуру. Ее отголоски мы видим в Индии, покоренной арийскими племенами. В Русской Правде, Саксонской Правде упомянуты 4 касты: благородных, свободных-смердов, отпущенников и сервов-холопов. И на протяжении последнего тысячелетия мы наблюдали за динамикой и характером подвижек в социальных стратах. Крепостное право было одним из отрезков.
  15. +2
    15 декабря 2023 10:55
    Впервые в русской истории Екатерина II разрешила продавать крепостных отдельно от земли.

    Автор, по своему обыкновению, историческую сторону вопроса приносит в жертву красочности повествования.
    Крепостных отдельно от земли начали продавать еще со средины XVII века, а узаконил эту процедуру царь Алексей Михайлович своим указом 1675 года, позволившим записывать помещикам за собой крестьян по сделочным записям и по купчим в Поместном приказе.
    Интересно было бы увидеть на эту же тему статью Ващенко и сравнить.
    1. -1
      15 декабря 2023 11:25
      Цитата: Dekabrist
      Интересно было бы увидеть на эту же тему статью Ващенко и сравнить.

      Я, кстати, надеялся, что статья именно его. Но увы...
    2. +8
      15 декабря 2023 11:42
      Крепостных отдельно от земли начали продавать еще со средины XVII века

      Верно, вопреки Соборному Уложению 1649 г. личная продажа началась с конца XVII в.
      Дело не в личностях царей, один хороший, другая плохая, а в тенденции: а "крепостное право" было неотъемлемой частью феодализма, пока он развивался и не исчерпал себя экономически, эксплуатация крестьян увеличивалась.
      Если бы не внешнее воздействие от либеральных идей, до Французской революции и Промышленного переворота в Англии, никаких повод не укреплять феодализм и крепостное право не существовало.
      Русский феодализм не исчерпал себя и в 50-х гг XIX в., если бы не Севастополь.
      1. 0
        15 декабря 2023 11:55
        Здравствуйте, Эдуард. Я, увидев заглавие, подумал, что за столь серьезную тему из местных авторов могли взяться только Вы. Но, как выше написал коллега, увы!
        1. +2
          15 декабря 2023 12:29
          Здравствуйте, Эдуард.

          Добрый день Виктор hi
          1. +1
            15 декабря 2023 12:48
            Давно не было Ваших статей. Или в творческих планах сайт уже отсутствует?
            1. +4
              15 декабря 2023 13:52
              Нет конечно. Статьи готовы, но чуть чуть надо доработать - а времени и сил нет. Много дел, конец года. hi
              1. +4
                15 декабря 2023 13:56
                Да, время - это такой ресурс, его либо мало, либо много.
      2. +4
        15 декабря 2023 12:17
        Дело не в личностях царей, один хороший, другая плохая,
        Так в том-то и дело.Это все равно что обсуждать,при ком капитализм лучше ,при Ельцине или Путине. smile
      3. +6
        15 декабря 2023 12:48
        В этом смысле интересно посмотреть на рабство США в качестве иллюстрации Вашей идеи.

        На промышленном Севере, где капитализм приобрел все свои черты довольно рано, рабство практически не применялось и даже было запрещено, а полуфеодальная, сельскохозяйственная экономика Юга использовала рабов до самой Гражданской войны. Там рабство было отменено по военно-политическим мотивам, чтобы ослабить противника.
  16. +2
    15 декабря 2023 11:01
    Слишком много эмоций.
    Дискутировать с автором я, грешным делом, устал. Ну, хочется ему верить в благостность Павла, да и пусть его.
    У меня другой вопрос
    Тутъ же есть двѣ продажныя дѣвки, съ полпуда шведскаго кобольту

    Я так понимаю, речь о кобальте...
    Нафига он в доме?
    1. +7
      15 декабря 2023 11:19
      Редкий и дорогой металл во все времена. В то время с его помощью окрашивали стекло и керамику в синий цвет. Плюс из него можно было выделить мышьяк. Ну вот как то завалялось 8 кг у них в доме.
      1. 0
        15 декабря 2023 11:23
        Цитата: denplot
        В то время с его помощью окрашивали стекло и керамику в синий цвет.

        Это я, как раз в курсе.
        Но много ли в ту пору стеклодувных мануфактур, чтобы вот так валялось в доме полпуда красителя?
        1. +4
          15 декабря 2023 11:59
          hi Любой ярко-синий краситель - "кобальтовый синий" вне зависимости от применения и химического состава. "Синька".
          Синькой называли минеральную краску синего цвета, которую употребляли для придания белому белью голубизны. Наши бабушки подсинивали этим порошком белье после стирки, что успешно снимало желтизну. Синий порошок укладывали в хлопчатобумажную ткань или в несколько слоев марли, а затем завязывали. Получившийся узелок опускали в воду и вода приобретала синий цвет smile
          Поэтому продажные девки и синька вполне сочетаются в постелях laughing
      2. +2
        15 декабря 2023 20:01
        Цитата: denplot
        Редкий и дорогой металл во все времена. В то время с его помощью окрашивали стекло и керамику в синий цвет. Плюс из него можно было выделить мышьяк. Ну вот как то завалялось 8 кг у них в доме.

        hi "Выделить" мышьяк из кобальта возможно только при помощи трансмутации smile Другое дело что значительная часть кобальтовых руд содержит мышьяк. Метал достаточно редкий, цена кобальта сопоставима с стоимостью сурьмы, в два с половиной раза дороже олова
        1. 0
          15 декабря 2023 23:16
          Конечно из руды. Не так сформулировал. И выделили его кажется в 18 веке
    2. +9
      15 декабря 2023 11:23
      Кобальт применяли для окрашивания тканей, изготовления витражных стёкол и для росписи фарфоровой и фаянсовой посуды. Кобальт даёт особый оттенок синей краски - "шведский кобальт". Видимо в объявлении речь идёт именно о краске для применения на каком то заводе или мануфактуре. Владельцы крепостных зарабатывали не только сельским хозяйством.
      1. +2
        15 декабря 2023 11:27
        Ответил выше
        Но, в принципе, возможно.
    3. +2
      15 декабря 2023 11:51
      Нафига он в доме?

      Для выделки кож.
  17. +5
    15 декабря 2023 11:33
    Теснятся мысли -- букв не подберёшь.
    Сказала "А..." -- такая-то статья. Сказала "Б..." -- и вот статья другая. Весь афавит уж занят, даже буква "Ы" -- в формате "Ых-х!".
    А буква "Я" преступна априори.
  18. +1
    15 декабря 2023 14:06
    Петр I издал указ, согласно которому все подданные должны были определить своё положение. Незаконнорожденные, вольноотпущенники, дети солдат, пленные иностранцы, заштатные церковнослужители, наконец, просто бродяги должны были найти себе господина.


    И понятно почему.
    Ему постоянно нужны были деньги, а все крепостные платили подушную подать (80 копеек с души в год) по его указу 1729 года.

    Кстати, автор совершенно обошел вопрос о холопах и их отличии от крепостных.
    А ведь это были два весьма отличные друг от друга состояния. Холопы (челядь, робы) существовали на Руси издревле и это были фактически рабы и их можно было свободно покупать и продавать без земли.
    Хозяин имел полное право казнить собственного холопа в случае вины. За убийство без вины налагались церковное покаяние («аще кто челядина убьёт, яко разбойник епитемью приимет»).
    Посторонний человек, убивший холопа уплачивал его господину полную стоимость холопа.
    1. +6
      15 декабря 2023 14:56
      по его указу 1729 года

      Он в 1725 году умер.
      1. +1
        16 декабря 2023 13:33
        Спасибо, что указали на опечатку.

        https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Подушная_подать_в_России
        В ноябре и декабре 1717 г. Петр I приказал вычислить, со скольких «работных персон» можно содержать пешего и конного солдата, обоз и т. п., а 26 ноября 1718 г. было приказано сделать поголовную перепись (см. Переписи). В ожидании ее результатов население было определено, в круглой цифре, в 5 млн., содержание войска — в 4 млн. руб., П. налог — в 80 коп. с души.
      2. +1
        16 декабря 2023 21:18
        принесли его домой оказалси он живой!
  19. -9
    15 декабря 2023 19:32
    Как любят у нас всех стоящих царей императоров, при которых Российское Государство, наливалось мощью, обливать грязью... И со стороны красных и от либеральной интеллигенции.
  20. +5
    15 декабря 2023 20:12
    Какая нафиг разница кто, когда и как мордовал и издевался над несчастными Русскими людьми,итог для правящего на тот момент класса был закономерен и ужасен ,он был вырезан под корень. Стоит наверное читать историю нашему бомонду и так называемой, правдо непонятно почему - элите ,. тем более она очень - история поучительна.
  21. 0
    16 декабря 2023 08:11
    Цитата: pav15
    Как любят у нас всех стоящих царей императоров, при которых Российское Государство, наливалось мощью, обливать грязью... И со стороны красных и от либеральной интеллигенции.

    Люди - ресурс государства. Транжирить ресурс можно, но не бесконечно.
  22. -3
    16 декабря 2023 16:48
    Бесправный глубинный русский народ не забыл о своих унижениях. В феврале 1918 года Александр Блок написал статью «Интеллигенция и революция», в которой были такие слова:

    «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?
    – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
    Почему валят столетние парки?
    – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной...
    Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности».


    Безусловно крепостное право было не самым лучшим решением. Существовало огромное количество нарушений прав человека, которые Мы сегодня считаем нормой. Почему только женщины, в те жестокие времена рожали по 5-10 детей и воспитывали их здоровыми, нормальными людьми, а сегодня одного ребёнка, зачастую не способны родить и выкормить, а уж тем более воспитать.

    Если руководствоваться темпами прироста населения тогда и сегодня, то получается лукавят Блок с Тургеневым, ох как лукавят. Или они даже представления не имели о плохих условиях жизни. Их бы в наше время на годик, а потом послушать, что скажут.
    1. +3
      16 декабря 2023 19:49
      Анна Иоанновна отлилась от прочих , сама не пила и другим не рекомендовала разрешала праздновать только день своей коронации. как то ей стало известно, что два капитана и один полковник находясь в доме крестьянина так напились, что стали рубить саблями скотину хозяина , сын хозяина вступился за собаку и они и его зарубили, вердикт царицы был - капитанов повесить , полковника колесовать , полковник написал прошение на замену колесования на повешенье, но царица была непреклонна, интересно как бы поступили другие правители,в то время и в наше время?
      1. 0
        16 декабря 2023 21:14
        в наше время их бы повысили в звании!
    2. -1
      16 декабря 2023 21:15
      и не говори, хлеба не видим!
    3. +1
      16 декабря 2023 23:23
      Цитата: Eugene Zaboy


      Если руководствоваться темпами прироста населения тогда и сегодня, то получается лукавят Блок с Тургеневым, ох как лукавят. Или они даже представления не имели о плохих условиях жизни. Их бы в наше время на годик, а потом послушать, что скажут.

      Если руководствоваться историческими фактами то, например, в 1860 году в Ярославской губернии за год умерло 10 тыс мальчиков возрастом от 0 до пяти лет. И, например, около 200 мужчин в возрастной группе от 20 до 25 лет.

      Взять бы сегодняшних (ч)удаков, мечтаюших по крепостном праву, да в 1860 годик !

      P. S. Уж сколько лет твердили, что средняя продолжительность жизни 35 лет-следствие гигантской детской смертности. А число убогих по всем возрастам никто не считал.
      Да...... с... Есть такой народ, беды которого от современной медицины, хотя у всех остальных народов они исключительно от дураков и воров.
      1. -1
        16 декабря 2023 23:58
        Цитата: иван2022
        Если руководствоваться историческими фактами то, например, в 1860 году в Ярославской губернии за год умерло 10 тыс мальчиков возрастом от 0 до пяти лет. И около 300 мужчин от 20 до 25 лет.

        Взять бы сегодняшних (ч)удаков, мечтаюших по крепостном праву, да в 1860 годик !


        Пойдите на любое старое кладбище и обнаружите большое количество детских могил, в любой стране мира. Дети умирали не от крепостного права, а от отсутствия антибиотиков, прививок и других современных методов лечения.
        Вряд-ли кто-то, из комментаторов, мечтает вернуть крепостное право, но то что автор зациклен на писателях времён советской пропаганды и сам этого не замечает, это очевидно. В Российской империи присутствовала очень широкая прослойка здорового общества, иначе бы Салтычиха в клетке бы не сидела, за издевательства над крепостными. Почему-то автор не ссылается на авторов и источники которые сожгли и запретили большевики, а использует исключительно элементы пропаганды советского периода и это не совсем верно.
        Цитата: agond
        Анна Иоанновна отлилась от прочих , сама не пила и другим не рекомендовала разрешала праздновать только день своей коронации. как то ей стало известно, что два капитана и один полковник находясь в доме крестьянина так напились, что стали рубить саблями скотину хозяина , сын хозяина вступился за собаку и они и его зарубили, вердикт царицы был - капитанов повесить , полковника колесовать , полковник написал прошение на замену колесования на повешенье, но царица была непреклонна, интересно как бы поступили другие правители,в то время и в наше время?
      2. vet
        +2
        17 декабря 2023 08:38
        Читая отдельные комментарии, вспоминаешь Некрасова:
        Люди холопского звания
        сущие псы иногда
        чем тяжелей наказание -
        тем им милей господа
  23. 0
    16 декабря 2023 21:12
    Вот тебе бабушка и хлебный день, все сразу стали господами, а некоторые , что из ворья, еще господистее, более же всех в основном повезло жидам пархатым, куда не плюнь в него и попадешь!
  24. 0
    17 декабря 2023 08:35
    Время заметное прошло с публикации. Но только сейчас прочитал. И комментарии так же просмотрел сейчас.

    Зависимость большинства от меньшинства. Можно так назвать крепостное право? Но разве в настоящее время большинство не зависит от тех законов, которые принимает меньшинство? Утрированно, но граждане Германии не зависят от законов, которые принимаются немецкими политиками и управленцами, которых поддерживает меньшинство?

    И немного о содержании публикации... Пушкин своих крепостных даже от барщины не освободил... А могли ли дворяне, критиковавшие госстрой, изменить его отказом от источника своего благосостояния?
    Но то, что часть угнетателей писало о том, что угнетать то тоже по-разному можно, уже дало им право остаться в памяти историков.
    Автору Спасибо!
    Местами Ваш вариант изложения очень не нравится. "Покушения" на образы Пушкина, Тургенева, Блока, сложившиеся в детстве и юности - хороший способ понудить читателя посмотреть на самого себя со стороны.
    1. 0
      18 декабря 2023 11:18
      Это правильно. Всем хорошо бы посмотреть на себя самих.. Пушкин итак поплатился жизнью на самом деле-за вольнодумство, что бы там ни плели про него и его жену.... Да и Тургенев и Блок никому ничем не были обязаны.

      Просто нашим трудящихся не приходит в голову мысль о том, что их права они должны отстаивать сами.... Если им вообще нужны права, а не ярмо скотское...
      Как Пушкин сказал? :
      "Ярмо с гремушками да бич"
  25. -1
    19 декабря 2023 06:54
    надеюсь, на этом вы не остановитесь, и в 3й части будет история о фактическом восстановлении крепостного права коммунистами - как до 1974го(!) года свыше трети взрослого населения страны жила без паспортов и без разрешения государства не могла покинуть "родной" колхоз. Т. е. крестьяне были лично несвободны и прикреплены к земле, как и при ненавистных царях.
    1. +1
      19 декабря 2023 07:03
      Цитата: squid
      и в 3й части будет история о фактическом восстановлении крепостного права коммунистами - как до 1974го(!) года свыше трети взрослого населения страны жила без паспортов и без разрешения государства не могла покинуть "родной" колхоз.

      Да-да... То то мои дядьки (а у меня их пятеро) разъехались из родного колхоза в 60-е, кто куда.
  26. 0
    18 февраля 2024 11:39
    По т.н. "рабству в России" хорошии обзор у историка Евгения Юрьевича Спицына.
  27. 0
    10 марта 2024 17:41
    Где- то рядом возникает тема декабристов.