Наполеон – не настоящий

30
Наполеон – не настоящий

Такого фильма – кроваво-красочного, с компьютерной Москвой, с отрубленной головой Марии-Антуанетты и с ядрами, отрывающими руки, ноги, пробивающими лёд и лошадиные шкуры, вполне можно было ждать от более молодых режиссёров.

От Ридли Скотта, в его 87 лет, после отточенных «Дуэлянтов», «Гладиатора» и «Ганнибала», честно говоря, хотелось иного. Совсем иного, тем более что и до блистательного Скотта со всеми его «Оскарами» очень неплохих и просто гениальных картин про Наполеона и с Наполеоном удалось повидать немало.



И дело даже не в жажде исторической правды – её, к сожалению, в почти трёхчасовом фильме по минимуму. Хотелось, честно говоря, и красивой картинки, и воспоминаний в тему, и собственного взгляда. От признанного великим, не буду с этим спорить, Ридли Скотта.

Вместо этого – сумбурный набор штампов, в большинстве своём забавных, но и только. Сцепленных воедино как-то наобум в попытке создать хотя бы видимость последовательного повествования о человеке, переписавшем историю. Который в фильме – не больше чем этакий провинциальный мачо.

Трудно, конечно, затолкать биографию неугомонного корсиканца в 158 минут, но скачки по истории, особенно военной, откровенно удручают. Да так, что не удивляешься и тому, как Наполеон раз за разом, в том числе под Ватерлоо, несётся в атаку с саблей в руках, как простой гусар или драгун.


Рядом с императором и вовсе какой-то дежурный набор близких и соратников – и первой среди них мать, громоздкая, как скала, вместо крошечной, волевой корсиканской дворянки, которая в реальности даже на коронацию сына не соизволила явиться. Ещё тут – только дети Жозефины, брат Люсьен, депутат Конвента и Совета 500, мелькнувший пару раз Баррас, да Талейран с Коленкуром.

И ни одного маршала, Ней под Ватерлоо – без имени, да изредка маячит рядом с императором некий толстяк в очках с намёком на Даву. Вместо верного мамлюка Рустама – какой-то неопознанный негр, пардон – афроамериканец. Можно считать, что всё это незначительные мелочи, но ведь и духа эпохи, как ни взгляни, в фильме не чувствуется.

И с атмосферой что-то не так, хотя революционные годы умело разбавлены парой песен той эпохи, и легендарная «Ах, са-ира́!» звучит даже очень к месту. А представители французского высшего света, которые почему-то постоянно едят с рук, и пьют как извозчики, смотрятся просто плебеями.

Хоакин Феникс, исполняющий роль Наполеона, скажем прямо – тот самый мачо, сильно смахивающий на бандита, не полноватый, а толстый и какой-то помятый. Это ещё можно принять в последние годы жизни героя, но в молодые – надо было Ридли Скотту что-то с этим делать.

Наполеон умел быть не просто очаровательным и даже изящным, с такой убедительной харизмой, что всего за пять лет нация приняла его как императора – хозяина нового французского трона. И стиль «ампир» – бесспорно, безупречный, без настоящего Наполеона таким бы не стал.


Не очень-то верится, что в такого, как у Х. Феникса, могла влюбиться светская красотка Жозефина Богарне. Она-то у слегка простоватой Ванессы Кирби поучилась неплохо, ведь светской дамой креолка быть и не могла. Даже вид драной кошки, почти проститутки, только что перенесшей страшную болезнь, общую картину, признаю, не смазал.


Влюбить в себя Наполеона такая бы сумела. И как-то даже умиляет, что из Египта Наполеон уплывает во Францию, если судить по фильму, только потому, что жена ему изменила. А вовсе не затем, чтобы брать в свои руки власть.

И уже много позже, снова возвращаясь во Францию, Наполеон у Ридли Скотта спешит не к опустевшему французскому трону, а к Жозефине, которую зачем-то решил навестить русский император Александр. Умерла Жозефина, не успел к ней её французский император.

Но вот ещё одно бегство императора в Париж – из России, когда надо было разбираться с заговором генерала Мале, в фильме никак не отмечено. Это же пустяк, незначительный эпизод. Да и вообще эпизодов, важных, как ничто иное, опущено слишком уж много. Зато ядер, рвущих плоть – с избытком.


Возможно, было бы неплохо сделать стержнем всего фильма любовную линию Наполеона и Жозефины. Но и здесь не удалось – картина одаривает нас набором довольно пошлых сцен вперемежку с взаимными признаниями, то напыщенными, то откровенно глупыми.

И в целом, если по фильму, то актёрской удачей, почти единственной, стала работа Пола Риса, сыгравшего Талейрана. Однако и ему даже намекнуть на всю сложность натуры этого профессионального предателя так и не удалось. Или же просто не дали.

Впрочем, здорово смотрится ещё один актёр – Иэн Макнис, отменно загримированный и сыгравший Людовика XVIII, но у него в картине всего-то два эпизода. Из них наверняка не забудется кадр, когда король после сообщения о высадке Наполеона во Фрежюсе как ни в чём не бывало продолжает свою трапезу, но почему-то стоя, что, согласитесь, нонсенс.


Вообще-то, 2023 год, невзирая на все проблемы с прокатом, оказался, можно сказать, удачным по части исторического кино. Напомним лишь «Нюрнберг», заставляющий вспомнить едва ли не всё, хотя и слегка разбавленный не вызывающей доверия любовной линией, внушительный, но чуть нудный «Оппенгеймер», почти безупречный по части фактов, а также космический «Вызов», критикуемый, но принятый зрителями.

Тяжеловесный и, разумеется, безумно дорогой «Наполеон» по всем признакам в этом ряду не отметится. Могут ему «Оскаров» надавать, но этим в наше время никого не удивишь. Пусть даже фильм и окупится с лихвой, в число шедевров его запишут только те, кто уже давно запрограммирован на современный «экшн».

Впрочем, непритязательная публика, скорее всего, останется довольна. Для неё очередной кино-Наполеон точно будет своим – грубоватый, нахрапистый, но, увы, помимо того – просто вульгарный.

Кто-то наверняка в ответ скажет, что этот корсиканский парвеню, быть может, именно таким и был. И время, мол, такое было – грубое, безжалостное, не то что нынешнее, хотя оно-то, кажется, куда хуже.

А как же тогда цветаевские «очаровательные франты» и преданные жёны русских декабристов? Эти российские герои выросли из Отечественной войны, из Битвы народов под Лейпцигом и похода на Париж. Для многих из них, сражавшихся с Наполеоном, он поначалу был кумиром – как для Андрея Болконского.

Но в то, что сами они были такими же, как император у Ридли Скотта, придирчивый зритель поверить не в силах. И пусть такой Наполеон без памяти влюблён – в Жозефину, а не в безраздельную власть, суть дела это не меняет.

Не тот Наполеон у Ридли Скотта, и ничего с этим уже не поделать. Остаётся лишь назвать «тех» Бонапартов – настоящих, и прежде всего у Сергея Фёдоровича Бондарчука. И в «Войне и мире», пусть только эпизодами в исполнении Всеволода Стржельчика, и в «Ватерлоо», где просто бесподобен в роли стареющего императора Род Стайгер.


Вот в голливудской версии «Войны и мира» Наполеона в исполнении Герберта Лома, неизменно блиставшего в «Розовой пантере», почти не видно. Трудно было ожидать иного на фоне Одри Хёпберн – Наташи Ростовой и Генри Фонда в роли Пьера Безухова. Зато на редкость убедителен был император в изгнании у Ролана Бланша в подзабытой картине Ежи Кавалеровича «Узник Европы».

Кто совсем не убедил, так это талантливый комик, а ещё и режиссёр Кристиан Клавье в шестисерийной французской хронике. Ему так и не удалось сбросить маску клоуна из «Астерикса и Обеликса», «Пришельцев» и «Между ангелом и бесом». Неслучайно телесериал как прошёл, так и сошёл.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 декабря 2023 04:11
    Отрицательная рецензия, тоже стимул поинтересоваться. Тем более это Ридли Скотт!
    1. +2
      16 декабря 2023 06:53
      Прочитал на "хоботе" одну меткую фразу, характеризующую этот фильм: "Эротика, сдобренная кишками". hi
    2. -1
      16 декабря 2023 11:51
      hi Привет, Антон. Здравствуйте, коллеги
      Цитата: 3x3zsave
      Отрицательная рецензия, тоже стимул поинтересоваться. Тем более это Ридли Скотт!

      По содержанию фильма претензии вовсе не к Р. Скотту, здесь отличился сценарист - Дэвид Скарпа. Что "наваял", то и выполнили. Хотя у Скарпы это не первая работа со Скоттом очевидно слабо получилось, похоже не готов Скарпа к серьезной работе с историческим материалом.
      Вроде у Голливуда проблемы со сценаристами другого не нашлось smile
      PS А еще интересно что Скарпа приготовил для "Гладиатор-2"
  2. +2
    16 декабря 2023 04:35
    У Ридли Скотта много замечательных, практически культовых фильмов, но после "Робин Гуд", "Исход", "Чужой. Завет", ничего особо интересного от него, вобщем то и не ждал..
  3. +4
    16 декабря 2023 06:02
    Что и говорить,моих любимых с детства трёх мушкетеров и тех унизили африканским Д'Артаньяном!
    Ещё как то стерпел дирижабли,крутую Миледи,пацанов Бекингема и Людовика,но это предел!
    1. +2
      16 декабря 2023 06:31
      Дык Дюма сам от негров... Так что wink
      1. +4
        16 декабря 2023 06:42
        Так Дюма не опустился,не смотря на свою родословную,до негра-д'Артаньяна.Это современные толерасты дошли до такого извращени
        1. +1
          16 декабря 2023 08:58
          Коньюктура другая была. Они же все, литераторы и пр., богема, коньюктурщики. Куда фига, туда дым...
    2. +1
      17 декабря 2023 14:47
      Во французских трех мушкетерах, 2023 года Д'Артаньян - француз.
  4. +4
    16 декабря 2023 07:21
    Зря автор критикует. Сейчас все так снимают. Не обязательно, чтобы костюмы соответствовали эпохе. Берешь толстого человека, напяливаешь на него шляпу похожую на ту в которой ходил Наполеон. Любой выстрел из пушки можно назвать Ватерлоо. И всё!.. киношЫдевр готов.
    1. +4
      16 декабря 2023 10:36
      Вообще-то, какая колоссальная разница между первым фильмом режиссёра 1977 года "Дуэлянты" с Харви Кейтелем, Китом Кэрадайном Альбертом Финни и пр. и этим современным "Наполеоном". Вроде бы оба фильма об одной и той же эпохе, но первый фильм режиссёра - настоящий шедевр с законченной линией повествования, прекрасной режиссурой и постановкой, не говоря уже об отличном подборе и игре актеров, а вот современный "Наполеон"- непонятно-что, какая-то сумбурная попытка совместить любовную и военную линию известной исторической личности, причём выставляя любовную линию чуть ли не главной, объясняющей и определяющей всё военные и прочие поступки героя. Обилие эротичных и кровавых сцен призваны сместить на них эмоции зрителей, прикрыв ими огрехи в подборе актёров, в сценарии, в скомканности сюжетной линии и пр. В общем, сравнивая эти два фильма одного режиссёра, можно наглядно видеть то-в какую сторону повернул современный кинематограф, и это далеко не лучшая сторона....
      1. 0
        16 декабря 2023 20:13
        Правда, Россия в "Дуэлянтах" выглядела столь же странно. Да и казаки там странноватые, мягко говоря. Так что тут старина Скотт остался верен себе)
        1. 0
          17 декабря 2023 14:08
          Россия в "Дуэлянтах" выглядела столь же странно. Да и казаки там странноватые, мягко говоря...

          Хм. Замерзающий кирасир в "Дуэлянтах"-очень сильная сцена...
    2. 0
      17 декабря 2023 14:45
      Есть хорошие современные исторические фильмы:
      Black '47, 2017
      Outlaw King, 2018
      The Northman, 2022
  5. +4
    16 декабря 2023 08:50
    Кстати , автор статьи так и не удосужился нам сообщить , о каком фильме идёт речь . Есть фамилии режиссёра и актёров , но нет названия фильма . Так что это за рецензия ...По моему мнению Ридли Скотт в своём фильме "Наполеон неудачно и поверхностно эксплуатировал историческую славу Наполеона . Но поскольку фильмов про Наполеона создано где то около 1000 , то неудача Скотта,в этой компании скорей всего не одинока . Но какой же человек решится посмотреть столько фильмом про одну и туже личность . А посему сравнивая фильм Скотта и фильм Сергея Бондарчука ,например что касается батальных сцен , то батальные сцены у Бондарчука мне более естественны и реалистичны в общем контексте битвы , наверное потому что тогда Бондарчук не мог баловаться такими технологиями как Скотт . Но хорошо что сынуле Бондарчука Фёдору не разрешает снимать ремейк "Война и Мир" После его "Сталинграда" и французы были бы великими гуманистами пришедшие учить европейским ценностям диких русских
  6. +1
    16 декабря 2023 09:40
    Здря вы накинулись на этого Ридли,который Скотт ! Ну,напридумывал он себе "историю"...ну и чё ? Кто в подростковом возрасте не грешил этим ? Помню ,как в детстве,в подростковом возрасте ,прочитав ,ну например ," Трёх мушкетеров"и не совсем удовлетворённый оригинальным описанием подвигов Д' Артаньяна и его друзей ,тут же начинал придумывать свою историю про трёх мушкетёров и Д'Артаньяна,в которой ухитрялись смешаться и "Три мушкетера", и "Спартак",и "Одиссея капитана Блада" ! Да ещё и пацанам во дворе пересказывал "вариант" ,более похожий на "свой" ,чем на "книжный" ! Ну а чем кинорежиссёры и писатели "хуже" ? Они же действуют по тем же "принципам" ! Берут исторические фолианты и почитав их,начинают писать "свою" историю ,как им больше ндравится ! ( Они так Видят историю ! Так зачем же обижать творческих людей ? ) Вот так и появляются фильмы,где мушкетеры стреляют из "самозарядных" пистолетов 17 века и летает дирижабля в облике фрегата 18 века !
    1. +4
      16 декабря 2023 09:58
      У А.Бушкова есть прикольная версия " Д'Артаньян гвардеец кардинала" прочтите,не пожалеете!
      1. 0
        16 декабря 2023 21:26
        У А.Бушкова есть прикольная версия " Д'Артаньян гвардеец кардинала" прочтите, не пожалеете!

        В свое время прочитал с удовольствием. Присоединяюсь к рекомендациям. +1
  7. +5
    16 декабря 2023 12:42
    К сожалению нынешний синематограф деградировал: Золотой век Голливуда, прекрасные советские картины ушли в небытие. Их век "Унесло ветром"...
    1. +3
      16 декабря 2023 14:38
      К сожалению нынешний синематограф деградировал
      Пришло время ,мистера Сейконда. Мистер,Ферст уехал.
  8. 0
    16 декабря 2023 13:13
    Если говорить о нынешних фильмах, которые выходят здесь, в Европе, то я тоже замечаю упадок стиля в фильмах, не то чтобы они все плохие, но многие из них отстой, особенно более дорогие голливудские, актерской игры не хватает. , диалоги иногда отсутствуют или слишком вульгарны, безрассудное использование компьютерных цифровых изображений... настолько, что, когда я смотрю фильмы 80-х и 90-х годов, я нахожу их гораздо красивее, чем сегодняшние. Что касается исторических фильмов о войне, то «Дюнкерк», вышедший несколько лет назад, оказался вершиной пропасти, когда дело касается определенных типов фильмов.
  9. +1
    16 декабря 2023 13:34
    От Ридли Скотта, в его 87 лет, после отточенных «Дуэлянтов», «Гладиатора» и «Ганнибала»
    Гладиатор - тоже развесистая клюква, почему его не ругаете?
    1. +2
      16 декабря 2023 19:56
      Цитата: bk0010
      Гладиатор - тоже развесистая клюква, почему его не ругаете?

      Ну,дык,это же "развлекуха" ! Кто умный,тот понимает это ! Чё это ругать ? Понять и простить ! laughing
  10. +2
    16 декабря 2023 14:42
    Цитата: bk0010
    От Ридли Скотта, в его 87 лет, после отточенных «Дуэлянтов», «Гладиатора» и «Ганнибала»
    Гладиатор - тоже развесистая клюква, почему его не ругаете?

    "Гладиатор" никакого отошения к истории, как и "Бен Гур" не имеет: это пеплум, но Хороший.
  11. 0
    16 декабря 2023 14:48
    Наполеон был молод, под ним 11 лошадей за бой умирало.Актер Феникс хоть и хороший но после первого падения он бы уехал в лазарет)
  12. 0
    17 декабря 2023 00:04
    Пока еще не смотрел, однако посмотрю. Хоакин Феникс, на мой взгляд, очень неплохой актер. Я бы даже сказал - талант. А что касается сдачи Москвы... Многие ли помнят, что на тот момент столицей был Санкт-Петербург? И временная оккупация провинциального города Москва, пусть и очень богатого, ничего в итоге не решала! Спасибо Михаилу Юрьевичу с его "Скажи-ка, дядя, ведь недаром...". Двести лет прошло, а все верим.
  13. 0
    17 декабря 2023 00:29
    Пока еще не смотрел, однако посмотрю. Хоакин Феникс, на мой взгляд, очень неплохой актер. Я бы даже сказал - талант. А что касается сдачи Москвы... Многие ли помнят, что на тот момент столицей был Санкт-Петербург? И временная оккупация провинциального города Москва, пусть и очень богатого, ничего в итоге не решала! Спасибо Михаилу Юрьевичу с его "Скажи-ка, дядя, ведь недаром...". Двести лет прошло, а все верим. P.S. Я с Наполеона вообще офигеваю! Вся Европа под твоим каблуком! Кто-то вякнет - вторжение и захват. Армия очень мотивирована. Народ после Революции готов на все, лишь бы не голод и гильотина. Богатые колонии в Новом Свете. Великая Империя, что называется, уже под жопой. Зачем нужно было переться на огромные территории с очень нелояльным населением? P.P.S. Гитлер, начиная как канцлер, в последствии собрал все ошибки Наполеона. Итог известен. Отсюда вывод: вторжение на территорию с целью захвата исторически устарел и не эффективен в дальнейшем. По нонешным временам, это очень дорого.
    1. +2
      18 декабря 2023 12:22
      Наполеон шел в первую очередь за русской армией в надежде ее разгромить, куда она туда и он. А армия отступала к Москве. Идти на Питер значит оставлять в тылу неприятельскую армию, плюс болота, плюс британский флот.

      Территории России его совершенно не интересовали. Его интересовало соблюдение Континентальной блокады (которую Россия не соблюдала по экономическим причинам), так как это был его единственный инструмент воздействия на заклятого врага Англию. Поэтому он хотел по-быстрому разгромить русскую армию и заключить новый выгодный мир. Так бы и вышло, если бы не Барклай и Кутузов.
  14. 0
    17 декабря 2023 14:36
    От обзора архитектуры московских переулков к обзору голливудских "поделок"! Чем еще порадует г-н Подымов ВОшную братию? Ждем тщательного обзора влияния "Камасутры" на тактику использования боевых слонов! wassat
  15. +1
    18 декабря 2023 10:33
    Стесняюсь спросить - о каком фильме идет речь?

    ИМХО, "Ватерлоо" Бондарчука не оценен по достоинству. Мне в свое время очень понравился.