Гибридная бронетехника идет на войну без России

109
Гибридная бронетехника идет на войну без России
M1126 Stryker DVHA1


Последовательный или параллельный?


Технически в гибридном приводе ничего нового нет – первые прототипы построил Фердинанд Порше еще в 1900 году. Его Lohner-Porsche имел все присущие современным гибридам элементы – двигатель внутреннего сгорания, генератор, аккумуляторы и электромоторы. Точнее – даже мотор-колеса. Конструкция отличалась большой массой, сложностью и невысокой надежностью, что и предопределило её несчастливое будущее.



На несколько десятилетий гибридные схемы пропали из поля зрения автомобильных инженеров. Тем не менее у гибридов были некоторые плюсы, о которых нельзя умолчать. Прежде всего – это экономичность.

С одной стороны, снизить расход топлива позволяет работа ДВС без рывков и на наиболее оптимальных оборотах.

С другой – возможность часть маршрута двигаться исключительно на электротяге при выключенном двигателе. За счет более высокого совокупного КПД гибридного привода моторы устанавливаются несколько меньшей мощности – в среднем на 25–30 процентов, что положительно сказывается на расходе горючего.


Гибридный Lohner-Porsche

Наиболее простым по конструкции гибридом можно назвать последовательную схему, когда двигатель приводит ротор генератора, а тот в свою очередь питает энергией электромоторы. Обязательно присутствие в схеме аккумуляторных батарей, позволяющих при необходимости выключать ДВС и двигаться исключительно на электротяге.

Не обошлось и без специфических минусов. За счет большого пути преобразований энергии углеводородов КПД у последовательной схемы не самый высокий. Как гласит теория: «КПД системы последовательно соединенных механизмов оказывается всегда ниже худшего из механизмов этой системы».




При параллельном соединении узлов КПД занимает некоторое промежуточное значение по отношению к КПД отдельных узлов. В таких схемах ДВС обычно напрямую связан с ведущими колесами, но в дело вмешивается электромотор-генератор. Они либо забирает часть энергии в ходе рекуперативного торможения и запасает в аккумуляторах, либо отдает от них же в моменты пикового потребления, например при разгоне.

Параллельная схема сплошь и рядом встречается на легковых и грузовых автомобилях – современные технологии позволяют создавать надежные и неприхотливые узлы. Особенно любят такое в Японии. С недавних времен на островах даже микролитражки оснащаются гибридными приводами, что еще лет двадцать назад казалось нерентабельным и фантастическим.

Автомобильные аналитики считают гибридные схемы промежуточным звеном перед счастливым электромобильным будущем. Но это уже совсем другая история.

Гибриды на войне


В действующей и перспективной бронетехнике гибридные технологии применяются давно, но пока широкого распространения не нашли. При этом у «гибридов» на войне есть специфические преимущества. Например, возможность перемещения исключительно на электротяге заметно снижает шум от движения. Особенно у колесных машин.

Важно понимать и существенные минусы, которые приносит с собой гибридная силовая установка в бронированную технику. Помимо заметного увеличения конечной стоимости боевой машины, компоновщикам приходится искать немалые объемы забронированного пространства для размещения аккумуляторных батарей. Частично это может компенсироваться отсутствием также немаленькой гидромеханической трансмиссии и приводных валов к колесам.

Современные литийионные батареи на бронетехнике – это лишний источник пожара, который непросто потушить. Хватит нескольких пуль или осколков, чтобы пакет аккумуляторов вспыхнул. Морозы также могут свести на нет все преимущества гибридной схемы – саморазряд аккумуляторов на холоде знаком всем пользователям носимых гаджетов.

Но компенсировать последний недостаток можно небольшим усложнением конструкции. Например, монтажом контура подогрева батарей от системы охлаждения двигателя. К слову, это добавит эффективности всей установке – тепло будет расходоваться рациональнее.

Несмотря на вышеописанные недостатки, гибридная схема привлекает все больше внимания военных.

Из последнего – американцы пытаются интегрировать в свой базовый M1126 Stryker DVHA1 гибридный привод. Среди бонусов выделяют снижение расхода топлива, а с ним и рост запаса хода. Точные параметры не приводятся, но для сравнения подойдут отчеты по российской платформе «Крымск».


Отечественный гибридный «Крымск»

Около десяти лет назад инженеры из «Военно-промышленной компании» экспериментировали с гибридным бронетранспортером на базе БТР-90. Машину построили по всем канонам на отечественной элементной базе по последовательной схеме.

Испытания и теоретические расчеты показали, что динамика бронемашин и танков-гибридов вырастет на 20–35 процентов, средняя скорость – на 5 процентов, а запас хода – на 15–22 процента. Об эффективности бесшумного режима работы «Крымска» говорить было бессмысленно – машина проезжала на электротяге не более 500 метров.

Отечественные инженеры высчитали, что «в случае успешной реализации планов следует рекомендовать к использованию гибридные силовые установки параллельного типа на перспективной и модернизированной технике, разрабатываемых после 2020 года, а последовательного типа после 2025 года». То есть классическая схема последовательного соединения двигателя и электромотора считается наиболее перспективной.

Ложкой дегтя выглядит констатации факта, который был справедлив как десять лет назад, так и сейчас – проблемными остаются вопросы производства отечественных сигнальных микросхем, сильноточных высокочастотных полупроводниковых приборов, малогабаритных пленочных конденсаторов и устройств-драйверов.

Работали над гибридными силовыми установками и в Санкт-Петербургском ВНИИТрансмаш. Причем сразу с изделиями для танков – носителем агрегатов рассматривалась гусеничная машина массой 54 тонны и максимальной скоростью 75 км/ч. Учитывая, что открытая информация датируется 2015 годом, есть все основания предполагать, что гибридной могла стать «Армата».

Впрочем, об уровне компетенций и менеджмента того времени говорят «успехи» с попыткой заменить белорусские МЗКТ ракетовозом КамАЗ-7850, больше известного как «Платформа-О». Инженеры применили последовательную схему гибридного привода с мотор-колесами. Получилось эффектно, но события не вышли из экспериментальной работы.


Гибридный StrykerQB

Между тем современные тенденции выставляют новые требования к гибридным системам на боевой технике.

Если вспомнить про американский Sryker, то одним из мотивов стало высокое энергопотребление на борту бронемашины. Броневик теперь должен уметь «генерировать, хранить и распределять энергию по внешним активам». Американцы намекают, что без гибридного привода не получится разместить лазерные установки и системы активной защиты.

Становится очевидна совершенно иная роль гибридов в войнах будущего – теперь это не столько средство снижения расхода горючего, но и обеспечение электропитанием широкого арсенала на борту. Очень желательно, чтобы пользоваться всем функционалом можно было и при заглушенном ДВС.

Спорным, но имеющим право на жизнь, звучит тезис о достаточности вспомогательной силовой установки для питания навесного оборудования танка и остальной бронетехники. Дескать, все сложности гибридной силовой установки можно компенсировать одним дизельным генератором, подвешенным над задней левой ведущей звездочкой – так это реализовано на Т-90МС.

Для существующих потребностей танка такой схемы вполне достаточно, но речь идет о перспективных технологиях, потребность в энергии у которых будет кратно больше современных. К тому же прелесть гибрида в том, что он может и на стоянке обеспечивать энергией потребителей, и в случае большого шухера добавить несколько процентов мощности и увести боевую машину подальше от неприятностей.

Но вернемся к Stryker, тендер на разработку гибридного привода для которого уже объявлен. Идейным прототипом для будущей разработки можно считать беспилотный и гибридный StrykerQB, впервые представленный General Dynamics на выставке AUSA 2023. Но это пока лишь дорогая игрушка, а военным нужен дизель-электрический броневик, максимально адаптированный под современные реалии. На предыдущей AUSA 2022 американцы выкатили StrykerX также с гибридной силовой установкой.


Современная боевая машина наполняется все большим количеством энергопотребителей, многим из которых просто не хватает электричества. Гибридная силовая установка может помочь решить эту перспективную задачу.

Интересно и достаточно спорно выглядят планы на гибридизацию и электрификацию парка американской бронетехники. Так, гибриды станут привычными уже через десять лет, а к 2050 году танки, БМП и БТР перейдут на полную электротягу и окончательно откажутся от горючего. Американцы таким образом не только совершенствуют свою технику, но и борются с глобальным потеплением.

Оставим токсичные выхлопы танков американцам и подумаем, с чем российский ВПК придет на гипотетическую войну будущего? В приложении к гибридным технологиям, разумеется.

Ни с чем – сейчас нет никакой информации о разработке гибридных схем.

Сегодня не совсем удобное для этого время, прямо скажем, но и до спецоперации, кроме гибридных «Крымска» и «Платформы-О», отечественный ВПК ничем не радовал. То есть наработок по отдельным узлам и даже демонстраторам технологий нет.

Конечно, тотальный переход на гибридные приводы не станет стратегическим преимуществом на фронте, но для развития ударного потенциала подобная техника необходима. Хотя бы для энергопитания тех самых перспективных потребителей – систем активной защиты, технологий направленной энергии, РЭБ и связи.

Боевая техника неизбежно будет все более энергонагруженной, и без гибридных схем справиться с перегрузками в сети будет непросто.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 декабря 2023 03:48
    старик РПГ смотрит и грустит...ничего нового...а дети (дроны) смеются.
  2. +7
    16 декабря 2023 04:02
    Вопросы к автору - сколько весит очень качественный и современный аккумулятор теслы? Сколько при этом весит сама тесла? Если закупить бензин той же массы, что и аккумулятор, то как далеко уедет обычный бензиновый автомобиль?
    1. +8
      16 декабря 2023 05:39
      Вы смешали в кучу электромобили и гибриды. И аккумулятор-вещь многоразовая, в отличии от 500 литров топлива. Хорошо хоть не сказали, закупить количество бензина, эквивалентное стоимости аккумулятора) Тут гибрид сразу проиграет, но дьявол кроется в деталях
      1. +10
        16 декабря 2023 06:54
        И аккумулятор-вещь многоразовая, в отличии от 500 литров топлива.

        Особенно многоразовым он становится если его заряжать электричеством из розетки гретытунберг, в которой электроэнергия получается сама собой, только усилием мысли PR-шиков зеленой энергетики.
        1. -7
          16 декабря 2023 12:18
          Цитата: Дилетант
          И аккумулятор-вещь многоразовая, в отличии от 500 литров топлива.

          Особенно многоразовым он становится если его заряжать электричеством из розетки гретытунберг, в которой электроэнергия получается сама собой, только усилием мысли PR-шиков зеленой энергетики.

          Вот это темное отрицание технологий выглядит так нелепо. Аккумулятор в гибриде заряжается от того же топлива, что вы заливаете в бак, если что. В полностью электромобилях - от электричества, получаемого из чистых (иногда относительно) источников энергии. Это в любом случае лучше, чем задыхаться в городах от смога.
          1. +9
            16 декабря 2023 21:23
            Нет чистых источников энергии. Смиритесь уже. Если вы не задыхаетесь от смога, зв счет батареек, то где то на земле в одном месте природа превращается в лунный пейзаж, а в другом месте в хранилище отходов. А в промежутке есть еще заводы которые тоже не кислородом дымят.
            1. -6
              17 декабря 2023 12:05
              С такой логикой стоит задуматься а не вредят ли природе атомные электро станции меньше
              1. 0
                17 декабря 2023 12:14
                А у вас есть какие то сомнения на этот счет?
                1. -1
                  17 декабря 2023 12:27
                  Я не специалист но слышал об этом и судя по чернобылю такой себе компромис, я лишь указал что в коменте выше говорится что все плохо все пропало но нет ответа как сделать лучше ну и я типа предложил закончить мысль предложенную выше на более позитивной ноте, вообще хотелось бы безвредный вариант для природы, но на сегодня КПД таких источников не очень, хотя если их массова внедрять...
            2. 0
              9 марта 2024 00:52
              Цитата: sifgame
              Если вы не задыхаетесь от смога, зв счет батареек, то где то на земле в одном месте природа превращается в лунный пейзаж, а в другом месте в хранилище отходов. А в промежутке есть еще заводы которые тоже не кислородом дымят.

              А Боррель нам всем уже объяснил, что "Рай на Земле" возможен только в Европе, а вокруг - Джунгли (13-ть дистриктов)
          2. +3
            17 декабря 2023 04:08
            Выхлоп - это 10...20 % от загрязнения транспортом. Продукты износа шин весят больше.
      2. +1
        16 декабря 2023 16:46
        Гибрид не имеет аккумулятора? Или он там меньших размеров?
      3. 0
        16 декабря 2023 21:29
        Цитата: Буквоед
        но дьявол кроется в деталях

        Главный "дьявол" - русская зима и бездорожье. Дальше будет, как всегда. БОльшая перспектива у дронов-камикадзе. Подполз - выскочил в нужную минуту... и всё. Или произвёл несколько выстрелов, и ушёл, по траншее, на другую позицию.
      4. bar
        +3
        17 декабря 2023 08:16
        Цитата: Буквоед
        И аккумулятор-вещь многоразовая, в отличии от 500 литров топлива.

        В условиях боевых действий аккумулятор такая же одноразовая вещь, как и бак с бензином. Зато многократно дороже.
    2. -2
      16 декабря 2023 12:16
      Вопросы к вам: а к чему эти вопросы? Речь идет о гибридных изделиях, алло.
    3. +4
      16 декабря 2023 12:23
      В данном случае есть смысл говорить о весовой/объемной отдаче аккумуляторов и сравнивать ее с бензобаком.
      По моему сейчас самые современные из аккумуляторов дают 5-10% от бензина. Ну с учетом большего КПД электродвижения можно говорить о 10-15 %. Специалисты меня поправят. И учтите что баку можно придать сложную форму для более полного использования внутреннего объема техники.
      Что касается скорости заряда/заправки то тут горючка вне конкуренции. Ну не вижу технологии которая позволяет заряжать аккумуляторы со скоростью заправки шлангом. Замена аккумуляторов? Для гражданки еще можно, для военной техники бред.
      1. +2
        16 декабря 2023 16:51
        Цитата: Не_боец
        По моему сейчас самые современные из аккумуляторов дают 5-10% от бензина. Ну с учетом большего КПД электродвижения можно говорить о 10-15 %.

        Вот вечно все сравнивают ультрасовременные аккумуляторы и произведенные лет 30 назад двигатели. Обычные двигатели тоже становятся всё экономичнее.
        Аккумуляторы для движения в технике это дань моде, не более. Ещё бы на крейсер бы предложили поставить или на истребитель. И водород в качестве топлива. Ну чтоб журналисты похвалили и акции производителей поднялись на бирже.
        1. 0
          16 декабря 2023 19:27
          Если мне память не изменяет, то КПД электродвигателя 95%, там потери только на трение и омическое сопротивление обмоток. А ДВС требуется как ни странно охлаждение, да и с выхлопом тепло уходит. В 30-40% КПД ДВС я еще поверю, но больше вряд ли. И не надо говорить про рекордные результаты, полученные на стенде.
          1. +4
            16 декабря 2023 21:49
            А электродвигатель питается от розетки? Какие потери будут у генератора, системы заряда батареи, самой батареи? Кстати, если батарея начнет выдавать киловатты электричества чтобы сдвинуть бронетехнику ей не нужно будет охлаждение? Мобильник вот нормально так греется если фильмы смотреть с него. Если батарея выдаст заряд за полчаса, то как ей будет? А еще батарея много весит (сколько там у теслы, полтонны для сотни квт-ч? Это эквивалент 10 литрам нефти), энергоемкость у нее низкая по сравнению с любым топливом, а ее везти еще надо.
            1. 0
              17 декабря 2023 23:03
              Какие потери будут у генератора, системы заряда батареи, самой батареи?
              5% легко и вроде тот же Приус столько выдавал. Но тут мы понимаем, что речь идёт не об отечественной элементной базе. Далеко не всякий отечественный генератор сможет работать с такими низкими потерями. Причём, часть этих потерь будет механической природы. Кривая станина статора, вал желает лучшего, корявая балансировка системы вал-ротор, подшипники, которые еле крутятся и кое-какие сальники. Просто посмотрите как оно сделано на маневровых тепловозах.

              сколько там у теслы, полтонны
              Со всей фигнёй в виде батареи и дополнительных устройств для её работы (охлаждения, обогрева, управления, заряда) выходит около тонны. Поэтому сама тесла две тонны весит.
              1. 0
                17 декабря 2023 23:40
                Цитата: barbos
                5% легко и вроде тот же Приус столько выдавал.

                Что выдавал? Сжигал 10 литров бензина и заряжал аккумулятор на 90 КВт*ч?
                Цитата: barbos
                Но тут мы понимаем, что речь идёт не об отечественной элементной базе.

                короче чтобы сэкономить на трансмиссии нужны высокие технологии, качественное исполнение, ну и чтоб экологи порадовались и акции завода на нью-йоркской бирже выросли
                Цитата: barbos
                Со всей фигнёй в виде батареи и дополнительных устройств для её работы (охлаждения, обогрева, управления, заряда) выходит около тонны. Поэтому сама тесла две тонны весит.

                И сколько же нужно впихнуть в БТР батареек получается? Или та же батарейка с теслы, только проехать километров на 5 больше?
                1. +2
                  17 декабря 2023 23:57
                  Что выдавал?
                  Напоминаю, речь шла о процентах потерь в системе генератор-зарядное устройство. Подтверждаю, что в современных реалиях отличных от отечественного исполнения абы как, достижимо на практике.

                  И сколько же нужно впихнуть в БТР батареек получается?
                  Зачем? Зачем что-то куда-то пихать? Зачем писать вещи с потолка про батареи теслы? Если уже на то пошло, то у наших БТР (абсолютно всех) проблем с противоосколочным и противопульным бронированием столько сколько с противоминной защитой и древней силовой установкой. При этом производители БТР про дроны ещё не знают. Поэтому давайте перестанем думать вообще о каких-то батарейках с теслы.
                  Наша промышленность даже военная просто не готова выпускать хорошие малогабаритные генераторы. За примерами посмотрите что творится на рынке бензогенераторов.
                  Вообще все эти обзоры и сравнения гибридных силовых установок лучше начинать с обзора рынка бензогенераторов. Что у нас там? Много отвечественных образцов? У которых движок отвечественный, генератор отвечественный, электроника силовая тоже отвечественная и хорошие непроплаченные отзывы. Много таких? Потом перейти к дизельгенераторам и там тоже охренеть.
                  1. 0
                    18 декабря 2023 00:41
                    Цитата: barbos
                    Напоминаю, речь шла о процентах потерь в системе генератор-зарядное устройство. Подтверждаю, что в современных реалиях отличных от отечественного исполнения абы как, достижимо на практике.

                    Мне лучше с цифрами, а не про российские реалии
                    Цитата: barbos
                    Зачем? Зачем что-то куда-то пихать? Зачем писать вещи с потолка про батареи теслы? Если уже на то пошло, то у наших БТР (абсолютно всех) проблем с противоосколочным и противопульным бронированием столько сколько с противоминной защитой и древней силовой установкой.

                    О том и разговор. Эти развлечения и за бугром нужны скорее для распилов и пиара, так как проблем много (даже тупо - а можно ли консервировать технику на полгода-год, ничего там не сдохнет), а толку мало. Я понимаю кто-то изобрел бы силовое поле, как в фильмах, которое бы надо было активировать в нужное время, но нет. А в наших реалиях это скорее предложение по распилу и так немногочисленных ресурсов на что-то малополезное.
                    1. 0
                      23 декабря 2023 01:07
                      Мне лучше с цифрами, а не про российские реалии
                      Ну так вот цифрами: в современной системе генератор-зарядное устройство для аккумулятор значение потерь в 5 % (пять процентов) достижимо. 3% (три процента) на генераторе и 2% (два процента) на зарядном устройстве.
                      Для лучшего понимания пример из жизни: у многих диванных экспертов есть стационарные компьютеры, у некоторых они довольно мощные, что можно вести сложные научные расчёты. И у этих компьютеров на материнской плате собран многофазный преобразователь для питания процессора. Девятифазный преобразователь легко преобразует 12 В от блока питания в необходимые для работы процессора 1,2 - 1,3 В при токах 20 - 25 А. При этом КПД таких преобразователей находится в пределах 95 - 97%.
                      Надеюсь, теперь чисел достаточно?
                      Эти развлечения и за бугром нужны скорее для распилов и пиара
                      Вообще в статье речь идёт речь о гибридах. А их военные в ДПЛ используют уже около столетия и кроме атомных источников других альтернатив не предвидится.
                      1. 0
                        23 декабря 2023 02:11
                        Цитата: barbos
                        Надеюсь, теперь чисел достаточно?

                        не такие цифры. Цифры - в генератор поступает столько-то джоулей работы, в аккумуляторе появляется столько-то киловатт-часов энергии для выдачи на движок. Про то, что трансформаторы умеют хорошо работать я в курсе.
                        Цитата: barbos
                        А их военные в ДПЛ используют уже около столетия и кроме атомных источников других альтернатив не предвидится.

                        а потом эти дизельные подлодки с аккумуляторным отсеком нехилых размеров ковыляют на экономном ходу в несколько узлов. Потому что вариантов нет, кислород в воде плохо растворим и если рыбам еще как-то хватает, то подлодкам нет. Кроме "костыля" с накачиванием кислорода про запас ничего не придумано, причем подается это как невероятное техническое достижение. Хотя жидкий кислород стоит копейки и добывать его умеют больше сотни лет. Может самолетам тоже зачем-нибудь присобачить аккумулятор побольше, чтоб при снижении вырабатывалось электричество? Ну чтоб современно было и экологи были довольны?
                      2. 0
                        1 января 2024 14:31
                        не такие цифры. Цифры - в генератор поступает столько-то джоулей работы, в аккумуляторе появляется столько-то киловатт-часов энергии для выдачи на движок.
                        Ага, понял. Исправляюсь, товарищ военный. Буду излагать на вашем языке:
                        У генератора на валу 100 кирзовых сапог. Хороших, новых, уставных, начищенных ваксой до блеска сто кирзовых сапог (либо 50 пар, если вы прапорщик). На хорошем генераторе из-за потерь на механическое трение и сопротивление потерь в обмотках истаптывается 2 сапога (одна пара сапог, если вы прапорщик).
                        В итоге на зарядное устройство для акуумуляторной батареи приходит строевым шагом 98 сапог (49 пар, если вы прапорщик). На всяких многофазных выпрямителях из полевых симметричных тиристоров и стабилизаторе на мощном MOSFET (мощный полевой транзитор) стаптывается три сапога (извините, товарищ прапорщик, не могу объяснить, как могло полторы пары стоптаться).
                        По факту до аккумуляторной батареи, чеканя строевой шаг, доходит 95 сапог (товарищ прапорщик, я понимаю это за гранью добра и зла, но доходит 47,5 пар сапог).

                        а потом эти дизельные подлодки с аккумуляторным отсеком нехилых размеров ковыляют на экономном ходу в несколько узлов

                        Можно подумать, что атомные поливают, что аж дым над водой поднимается. И им плевать на шумы, потому что они атомные.

                        кислород в воде плохо растворим
                        Что правда? Как интересно, чем же тогда вода булькает при кипении? Углекислым газом или радоном? Я понимаю, что в Уставе о многом не написано совсем, но чтобы имели представление - вода на самом деле сильнополярный диелектрик. Ну чтобы знали.

                        Хотя жидкий кислород стоит копейки и добывать его умеют больше сотни лет.
                        Прям копейки стоит извлечь из атмосферы сильный взрывоопасный окислитель из атосферы, где его около 24 %? И добывают его путём бурения атмосферы, ага.

                        Может самолетам тоже зачем-нибудь присобачить аккумулятор побольше, чтоб при снижении вырабатывалось электричество?
                        Я понимаю, что в Уставе караульной службе об этом не написано, но уже на загнивающем западе во всю тестируются самолёты на электрической тяге, некоторые даже получили сертификаты лётной годности. Ну а мы все такие гордые до усарчки до сих пор коптим небо Кукурузниками.
                      3. +2
                        2 января 2024 14:15
                        Цитата: barbos
                        По факту до аккумуляторной батареи, чеканя строевой шаг, доходит 95 сапог

                        А сколько потом пар сапог выходит на мотор?
                        Цитата: barbos
                        Как интересно, чем же тогда вода булькает при кипении? Углекислым газом или радоном?

                        По большей части паром булькает
                        Цитата: barbos
                        Прям копейки стоит извлечь из атмосферы сильный взрывоопасный окислитель из атосферы, где его около 24 %? И добывают его путём бурения атмосферы, ага.

                        Довольно дёшево, установки продаются открыто. Пользоваться надо уметь только
                        Цитата: barbos
                        уже на загнивающем западе во всю тестируются самолёты на электрической тяге, некоторые даже получили сертификаты лётной годности

                        И что? На это есть экономическое обоснование? Или это дорогая инновация чтобы потом запретить обычные самолёты и поднять цены, прям по Марксу?
                      4. -1
                        3 января 2024 23:09
                        А сколько потом пар сапог выходит на мотор?
                        А где и почему в изначальной цепочке Генератор - > Стабилизатор напряжения заряда - > Аккумулятор появился мотор? Из вчерашнего оливье после селёдки под шубой подышать вылез?

                        По большей части паром булькает
                        Ага, потому что угол прямой, поэтому вода булькает паром, а не растворёнными в ней газами.

                        Довольно дёшево, установки продаются открыто
                        Что-то не припомню на фоне ковида дешёвых установок для получения и сжиживания кислорода из атмосферы. Даже на дорогом Амазоне не видно было. Если бы было всё так дёшево и доступно, то не бегали главы городов к атомщикам с просьбой поделиться драгоценным газом, который они на специальных установках извлекают из воды для контуров охлаждения (есть строгие нормы на концетрацию кислорода в воде для контуров охлаждения)

                        И что? На это есть экономическое обоснование?
                        Ну видимо там не совсем дураки и "Тупые" (ц) сидят и, судя по новейшей истории, деньги считать умеют. Помню, как осмеивали электро автомобили, теперь они захватывают мир, как мы над БПЛА потешались, микроэлектроника нам не нужна была, а что надо будет - купим. И с электросамолётами переживём тоже. Будем потом, как уже исторически сложилось, наспех лепить очередной национальный проект с большой господдержкой (хороший попил), чтобы хоть немного догнать уходящий поезд.

                        Или это дорогая инновация чтобы потом запретить обычные самолёты и поднять цены, прям по Марксу?
                        Забылось, как они поступили с нашей авиацией в конце 90-х, когда под ширмой экологии и защиты от шума запретили у себя наши самолёты? Скоро пересядут на электрокары и также запретят доступ машин ДВС на свою территорию. Потом аналогичное в авиации. Ну а мы как всегда будем плестись в хвосте, свесив язык.
                      5. +1
                        4 января 2024 03:10
                        Цитата: barbos
                        А где и почему в изначальной цепочке Генератор - > Стабилизатор напряжения заряда - > Аккумулятор появился мотор? Из вчерашнего оливье после селёдки под шубой подышать вылез?

                        Мотор появился прямо у колеса. Вы прикидываетесь недалёким? В цепочку двигатель - трансмиссия - колесо вместо второй ступени появился генератор - зарядка - аккумулятор - электромотор. Сколько в конечном итоге будут потери между дизелем и колесом? Вы постоянно убегаете от ответа
                        Цитата: barbos
                        Ага, потому что угол прямой, поэтому вода булькает паром, а не растворёнными в ней газами.

                        По большей части там пар. Вы с какой целью решили поумничать? У вас есть технологии рыбьих жабер для подлодок?
                        Цитата: barbos
                        Что-то не припомню на фоне ковида дешёвых установок для получения и сжиживания кислорода из атмосферы.

                        Это из-за вашей недалекости. Вы про металлургию ничего не слышали? Конвертер, продувка кислородом? Ах да, ковид и аврал, на всех не хватает, потому не считается, а раз вашей зарплаты не хватит значит дорого.
                        Цитата: barbos
                        Ну видимо там не совсем дураки и "Тупые" (ц) сидят и, судя по новейшей истории, деньги считать умеют.

                        Чьи деньги? Покупателей?
                        Цитата: barbos
                        Помню, как осмеивали электро автомобили, теперь они захватывают мир

                        Захватывают в условиях принятия законов о прекращении выпуска? Или в условиях массового вливания денег в карманы Маска при учёте, что прибылей его заводы не показывали и он демпингует?
                        Цитата: barbos
                        как мы над БПЛА потешались

                        Кто потешался и над чем? БПЛА у нас ещё при Хрущеве делали. Потешались над тем, как кто-то придумал что байрактары не видят системы ПВО, а он все панцири поразбивает. Но получилось наоборот.
                        Цитата: barbos
                        И с электросамолётами переживём тоже.

                        Электромобили делают десятилетиями, электрофуру всё никак не сделают, а тут самолёты где-то за горизонтом
                        Цитата: barbos
                        Забылось, как они поступили с нашей авиацией в конце 90-х, когда под ширмой экологии и защиты от шума запретили у себя наши самолёты?

                        Я именно про это и написал. Но сейчас ширмы не нужны, просто запрещают всем неправильным.
                        Цитата: barbos
                        Скоро пересядут на электрокары и также запретят доступ машин ДВС на свою территорию.

                        Именно, защищают свои рынки от неправильных производителей. А наши машины просто не пускают.
                        Вопрос - в чем тут прорыв? Где тут плюсы кроме протекционизма? В военной технике это зачем? Вы в Европу собираетесь кататься на электротанке? Или немцам его продавать? Может построить побольше обычных танков, приехать в Брюссель и там заставить порезать все эрбасы вместе с заводами, и будут на неэкологичных туполевых летать? Или вы из терпил и если завтра скажут что если в производстве чего-то не все рабочие мужеложцы, то это неправильная продукция, вы предложите работягам штаны снимать, а то опоздаем на важные рынки?
                      6. -1
                        6 января 2024 00:08
                        Мотор появился прямо у колеса

                        Почему не за колесом или перед ним?

                        Вы прикидываетесь недалёким?

                        Так и не появились ответы, почему был приплетён двигатель, где его не было изначально? Или как в случаем с аккумулятором от Теслы для танка? Типа вот такие вещи знаю.
                        Скриншот для доказательства нужен, или самостоятельно почитаем, что пишем? Силы ещё есть?

                        Вы постоянно убегаете от ответа

                        Ага, в тех пяти сапогах, которые потерялись в цепочке генератор-зарядное устройство))

                        По большей части там пар

                        Вот тут что там есть и атмосферный воздух.
                        https://www.mathnet.ru/links/894c4fc360dc5ab3880eb82d656708d8/tvt350.pdf

                        Вы про металлургию ничего не слышали?

                        Про чёрную или цветную? И что кислород для конвертера получают на дишманских девайсах купленных на Али?
                        И эти кислородные станции выдают медицинский кислород? Раз заговорили про ковид.

                        БПЛА у нас ещё при Хрущеве делали

                        Точно, как сейчас помню: БПЛА под управлением лётчиков камикадзе.
                        Где это всё? Где??? Если оно было якобы со времён Хрущёва. В книгах фантастов той эпохи?
                        Почему, если всё это якобы производим с незапамятных времён, волонтёры закупали и закупают для наших бойцов беспилотники на том же Али?

                        Электромобили делают десятилетиями

                        Электропогрузчики совсем не электроавтомобили, хотя также с рулём, педалями и на аккумуляторах. И их действительно делают массово десятилениями. Гольфкары если только))) Ну это так себе электромобиль. Особенно для наших условий.

                        Я именно про это и написал

                        Где именно? Скриншот в студию!!!

                        Последний абзац скорее всего был писан под действием заветренного Оливье. Сейчас вместо вас проведу детальный разбор по предложениям:
                        1 "Именно, защищают свои рынки от неправильных производителей. А наши машины просто не пускают.
                        Вопрос - в чем тут прорыв?"
                        Перечитал свой комментарий несколько раз, так и не нашёл места, где писал о прорыве или прорывах. Ни разу. Если мне в догонку прилетает за коментарии от других, то я здесь ни при чём.

                        2 "Где тут плюсы кроме протекционизма? В военной технике это зачем? Вы в Европу собираетесь кататься на электротанке? Или немцам его продавать?"
                        В военной технике это применяется давно и массово. Приводил пример с ДПЛ. Применяется давно? Выпускается массово? Причём, совсем не только лишь у нас. На космических спутниках (это очень высоко над головой, но не на Солнце) энергия запасается в аккумяторах. Спутников на орбитах будет намного больше чем ДПЛ. РИТЭГ довольно дорогое и капризное удовольнствие.
                        В продаже немцам танка лично не вижу ничего зазорного, как и многого другого. Сколько можно нам у них чуть ли не всё покупать?

                        3 "Может построить побольше обычных танков, приехать в Брюссель и там заставить порезать все эрбасы вместе с заводами, и будут на неэкологичных туполевых летать?"
                        Не буду глубину глубин этой гениальнийшей идеи коментировать. Настоятельно рекомендую написать здесь по этой теме статью и посмотреть реакцию в комментариях. Это будет шикарно.

                        4 "Или вы из терпил и если завтра скажут что если в производстве чего-то не все рабочие мужеложцы, то это неправильная продукция, вы предложите работягам штаны снимать, а то опоздаем на важные рынки?"
                        Интересное у вас представление о вхождении и захвате рынков сбыта. Личный опыт? Не иначе.
          2. 0
            17 декабря 2023 22:50
            Цитата: Не_боец
            Если мне память не изменяет, то КПД электродвигателя 95%, там потери только на трение и омическое сопротивление обмоток. А ДВС требуется как ни странно охлаждение, да и с выхлопом тепло уходит. В 30-40% КПД ДВС я еще поверю, но больше вряд ли. И не надо говорить про рекордные результаты, полученные на стенде.

            В общем память вам определено изменяет. НЕТ двигателей с КПД больше 90% если мне тоже память не изменяет. Если не ошибаюсь у некоторых ел. двигателей (самых лучших КПД доходить до 80-85%) Потери у ел. двигателя не только от реактивного сопротивления, но и из индуктивного и они куда больше реактивного (того которого вы назвали оммического). Поетому и у почти всех ел. двигателей есть вентиляторы для охлаждения (еще одна причина понижения КПД, ведь у вентилятора тоже есть сопротивление воздуха) (нет вентилятора только у двигателей которые предназначены для очень короткого времени непрерывной работы.) Насчет КПД ДВС то у дизеля он порядка 45%. У бензиновых в границах 35-37%. Но проблема в гибридах на военой техники по моему надумана. Если быть честными они в принципе на скажем танках или БТР/БМП НЕ НУЖНы. В чем отличие гибрида от обычного силового агрегата на ДВС? По сути во включении в системе дополнительных ел. двигателей и увеличенного обьема акумов. Ну и конечно более мощного генератора. НО обеспечение работы електроники танка/БТР/БМП на стоянке с выключенном ДВС зависит только от обьемов акумов и наличие ВСУ а не от того гибридная ли СУ или нет. А вот СТОИМОСТ техники гибридной и класической отличается в разы если не на порядок. Не говоря уже о пожароопасности литиевых акумов. По моему куда более ефективно решать енергопотребност0 ББМ не за счет усложнения (удорожания) конструкции в виде гибридных СУ (силовых установок), а просто за счет увеличенных обьемов акумов более мощных генераторов и ВСУ. В етом случае критерий стоимость фекетивност будет выше чем у гибридов. Да и ремонтопригодност у класических СУ (ДВС) определенно выше (что тоже немаловажно для боевой техники). hi
            1. Коэффициент полезного действия (КПД) электрического двигателя это отношение полезной мощности силового агрегата к мощности потребляемой. Этот показатель у двигателей, мощностью до 100 кВт находится в пределах от 0,75 до 0,9. для более мощных силовых агрегатов КПД существенно выше: 0,9-0,97.
    4. 0
      17 декабря 2023 22:22
      Цитата: alexoff
      сколько весит очень качественный и современный аккумулятор теслы?

      Тама пачка 18600 или подобных.
      Качество сомнительное(берут китай подешевле).
      А вопрос должен звучать сколько весит БАТАРЕЯ.

      Но это не важно.
      Важно что литий при повреждении превращает "Теслу" в крематорий. Горит люто-бешено и мигом.
      А блок батарей там под всем днищем...
      Ладно, допустим вынесли отдельно, но надо их много, вынести за броню как внешний топливный бак танка не выйдет(уязвимо трындец как).
      Тушить его тоже задолбаешься.
      Сомнительно что оно для боевой техники кроме дронов годится.
      1. +1
        17 декабря 2023 23:46
        Факт в том что тесла городской автомобиль доехать до работы и обратно, в более-менее нормальном климате и для постоянного использования. Внедорожники и фуры не делают на батарейках, а тут пошли еще дальше и решили делать военные гибриды. Кто-то в европах не так давно мечтал о танках на солнечных батареях, ну есть у них там зеленая повесточка, флаг им в руки, пусть ломают свои армии, и если после полугода простоя окажется что у них танки уже не едут, мы только порадуемся. Нам-то зачем такая фигня? У нас есть воюющая сейчас армия. Хоть кто-то с фронта такое просил? Я думаю там в списке требований аккумуляторы помощнее будут на тысяче пятисотом месте, а на технику лучше повесить еще 10-20-30 т брони и движок посильнее, а не маяться фигней со словами что если постараться то может пригодится.
        1. 0
          19 декабря 2023 14:42
          Цитата: alexoff
          Факт в том что тесла городской автомобиль доехать до работы и обратно, в более-менее нормальном климате

          Забавно что мега "инновативная"(по утверждениям пиарщиков) электромобилина осталась на том же месте что и древний электомобиль, ну допустим тот что был у Николая Второго(а это ну никак не позднее 1917 года выпуск).
          Всё также "чутка по городу покататься".

          Цитата: alexoff
          . Кто-то в европах не так давно мечтал о танках на солнечных батареях,

          Пусть делают бомбардировщик! Желательно ночной.
          good

          Цитата: alexoff
          Нам-то зачем такая фигня?

          Видимо мы тоже хотим быть "модными". wassat
          Делать видать нефиг.
    5. 0
      17 декабря 2023 22:48
      Если закупить бензин той же массы, что и аккумулятор
      Где-то в районе 12-18 литров 95 бензина. Столько запасенно эквивалентной энергии в АКБ теслы. Сколько будет стоить по деньгам нужно считать для каждого региона. Если на электричке с постоянной скоростью переть в горку, она довольно быстро выдохнется.
  3. +3
    16 декабря 2023 04:30
    Хватит нескольких пуль или осколков, чтобы пакет аккумуляторов вспыхнул

    То же самое можно сказать и про попадание пуль и осколков в топливный бак
    1. KCA
      +6
      16 декабря 2023 05:44
      Первый раз слышу что солярку может поджечь пуля или осколок, пшикнет остывая, как в воде и всё, попробуйте солярку спичкой поджечь, у нас предпочитают ставить дизельные двигатели на технику, а ГТД на Т-80 вообще можно заправлять всем, вплоть до подсолнечного маслай
      1. -1
        16 декабря 2023 06:02
        Цитата: KCA
        Первый раз слышу что солярку может поджечь пуля или осколок

        Пуля или осколок при попадании в топливный бак, за счёт чудовищной силы трения, его нагревают. И чем больше площадь осколка, тем больше будет температура при пробивании бака. А вы тоже попробуйте разлить тонким слоем солярку, а потом поднесите к ней горящую спичку wink
        1. KCA
          +1
          16 декабря 2023 06:08
          Так тонкий слой и выгорит в момент, хотя если чехол или маск сетка будут натянуты, ни них солярка загорится на раз, но гореть будет всё-равно куда как с меньшем тепловыделением, чем бензин, больше дымить
          1. 0
            16 декабря 2023 06:14
            Цитата: KCA
            Так тонкий слой и выгорит в момент

            Тонкий слой внутри машины вызовет слой толстый, а это уже пожар. И не надо забывать, что внутри находится готовый к бою боезапас, а не чугунные болванки
            1. +3
              16 декабря 2023 10:07
              И не надо забывать, что внутри находится готовый к бою боезапас

              И теперь добавим ко всему этому почти "негорючий" литиевый аккумулятор. Думаю, что ему совершенно всё равно, что его подожжёт бензин или соляра. Не факт, что система пожаротушения тут поможет.
              1. kig
                +3
                16 декабря 2023 15:24
                Катапультировать его наружу, мгновенно laughing
            2. 0
              17 декабря 2023 22:29
              Только оно у солярки начинается относительно плавно.
              А вот батареи резкие как понос. Почти как порох горят.
              [media=https://vk.com/video-16112463_456239709]


              И на видео их не ковыряли, они от дефекта, брака или чегото еще полыхнули.
              Если пробить - должно сразу пойти веселье.
              Электробус практически посрамляет Абрамс у которогно сработали вышибные панели. Пламя сопоставимое по размеру.
      2. 0
        16 декабря 2023 18:09
        Но танки же горели( Т 34), и горят (Т72-Т 90),Леопарды ,Абрамс и т.д.
    2. +6
      16 декабря 2023 06:46
      То же самое можно сказать и про попадание пуль и осколков в топливный бак

      Нет не тоже, попадание пули или осколка гарантировано выведет аккумулятор из строя, даже без возгорания. Попадание в бак не обязательно приведёт к возгоранию, т. к. горит топливовоздушная смесь, а если баки полные то возгорание не произойдёт, топливо будет вытекать, но техника сможет продолжить движение, и выйти из под обстрела.
      1. -8
        16 декабря 2023 06:50
        Цитата: Попандос
        топливо будет вытекать, но техника сможет продолжить движение

        Топливо будет вытекать из горячего отверстия, пробитого пулей или осколком. К тому же этих пуль и осколков будет превеликое множество. Во время войны, наши дизельные танки горели не хуже, чем немецкие бензиновые
        1. +5
          16 декабря 2023 10:15
          Это верно, так зачем ещё литиевые аккумы туда пихать. Единственное "за", которое приводит автор статьи, это то, что: "Боевая техника неизбежно будет все более энергонагруженной". Но может, вместо того, чтобы городить гибрид, достаточно будет в пределах той же массы повысить мощность генератора.
          1. +4
            16 декабря 2023 20:29
            даже больше, потушить литиевый акк настолько не просто, а также практически невозможно оставаться в замкнутом помещении с этим возгоранием.
            чесговоря кроме экономичности и динамики для мирного времени у гибрида сомнительные "за" = чем сложнее система тем выше риски. Эти штуки выглядят приемлемо и соблазнительно при температуре до Вислы, а восточнее уже другой климат.
            итого - ну и пусть что мимо. зато на наших танках до Берлина и Лиссабона можно доехать
            1. +5
              17 декабря 2023 21:20
              Добавлю свои пять копеек, аккумулятор, литиевый, может самопроизвольно загореться. Бак с бензином с соляркой никогда.
    3. 0
      17 декабря 2023 23:11
      Цитата: Голландец Михель
      Хватит нескольких пуль или осколков, чтобы пакет аккумуляторов вспыхнул

      То же самое можно сказать и про попадание пуль и осколков в топливный бак

      Извините Михел, но вы видимо слишком много боевиков смотрите. Ни осколок ни тем более пуля не только солярку, но и обыкновенного бензина поджечь не можетъ (если конечно бак полный). Если вам не известно могу подсказать. Горить не солярка или бензин сами по себе, а пары топлива. Наверное вам ето не известно, но к примеру в Израиле между двух лобовых листов танков заливают солярку (у кажется первых моделей Меркав)!!! Просто потому что соляра ОЧЕНЬ хорошо гасит кумулативную струю. А еще во времена ВОВ-мехводы даже СУ-76М пытались по возможности держат те топливные баки которые в самой передней части польными. В случае пробития брони бак не взрывался а максимум загорался (после разрыва снаряда конечно) если ето была болванка (т.е. сплошной ПТ снаряд) максимум бензин загорался НО НЕ взрывался), но очень часто даже не загорался если бак был польным. И ето БЕНЗИН!!! А вот если бак был пустой даже у дизелных танков то бак ВЗРыВАЛСЯ даже от болванки. Даже у Т-34!!! А вот литий йонные акумы даже склонны к самовозгоранию если по какой либо причине снимаемый ток превисит порогового значения. А насчет попадания пули неговоря об осколках в акум и говорить нечего. Начинается локальный армагедон.
  4. Комментарий был удален.
  5. +7
    16 декабря 2023 05:48
    Пусть на западе оверинжинирят сколько угодно, но военной технике надо быть простой, ремонтопригодной и не очень дорогой. Как раз таки баланс между технической сложностью, необходимыми возможностями и ценой мы умеем выдерживать. Не надо нам никаких военных гибридов и электротрансмиссий, танк и БТР это не "Тесла" и не ДЭК-251.
    Аккумуляторная батарея, естественно максимально энергоплотная, куча силового электрооборудования, плюс топливо и боезапас - не слишком ли много у нас становится пожарной нагрузки?
    1. -6
      16 декабря 2023 12:32
      Угу, ездить нужно на лошадях и сражаться шашками, по такой логике.
    2. +3
      16 декабря 2023 21:26
      Цитата: Corvair
      но военной технике надо быть простой, ремонтопригодной и не очень дорогой.

      Военная техника никогда не бывала простой и недорогой на момент своего появления. Тот же Т-34 (теперь воспринимаемый как эталон массовости и дубовости) в 1940 году стоил 429 000 рублей, а самый продвинутый БТ-7М с тем же новейшим дизелем В-2 всего 177 000. Примерно так же соотносилась их простота.
      1. 0
        17 декабря 2023 23:21
        Цитата: Ярослав Тэккель
        Цитата: Corvair
        но военной технике надо быть простой, ремонтопригодной и не очень дорогой.

        Военная техника никогда не бывала простой и недорогой на момент своего появления. Тот же Т-34 (теперь воспринимаемый как эталон массовости и дубовости) в 1940 году стоил 429 000 рублей, а самый продвинутый БТ-7М с тем же новейшим дизелем В-2 всего 177 000. Примерно так же соотносилась их простота.

        Ну ето не очень коректний пример. БТ-7М ето тот же серийний БТ-7 но с дизельным двигателем. А Т-34 уже не 11т, а 32т а еще у него более дорогая 76мм пушка.К примеру в середине 1944 года Т-34-85 стоил целых 225000 рублей. и ето при том что танк потежялел на 4 тонны и пушка у него уже 85мм а еще шла война и какая никакая а инфляция была!!! Если учесть всех етих факторов то вдруг окажется что Т-34-85 чуть ли не дешевле БТ-7М. А если брат в вида цена на тонну веса то Т-34-85 более чем в два раза дешевле БТ-7М!!!
      2. 0
        6 апреля 2024 19:19
        Не нашёл стоимость Т-34 в 1940г.
        Во время Великой Отечественной Войны стоимость Т-34 постоянно снижалась и составляла:
        в 1941 г. – 289 тыс. руб.;
        в 1942 г. – 193 тыс. руб.;
        в 1943 г. – около 145 тыс. руб.;
        в 1944 г. – 140 тыс. руб.;
        в 1945 г. – 135 тыс. руб.
        Я к тому , что "источников" нынче как грязи и доверять им нужно с великой долей скепсиса.
    3. 0
      17 декабря 2023 23:09
      Пусть на западе оверинжинирят сколько угодно, но военной технике надо быть простой, ремонтопригодной и не очень дорогой.
      Всё верно, здесь не может быть возражений. Только о чём вообще речь? Ведь в строительстве подводных лодок этой схеме уже наверное сто лет. Здесь нет ничего принципиально нового для военных.
      В отличие от дизельных подводных лодок мощность выдаётся не на гребной винт, а на колесо.
      Было бы интересно услышать мнение подводников, потому что они больше всего в теме происходящего.
    4. 0
      17 декабря 2023 23:09
      Пусть на западе оверинжинирят сколько угодно, но военной технике надо быть простой, ремонтопригодной и не очень дорогой.
      Всё верно, здесь не может быть возражений. Только о чём вообще речь? Ведь в строительстве подводных лодок этой схеме уже наверное сто лет. Здесь нет ничего принципиально нового для военных.
      В отличие от дизельных подводных лодок мощность выдаётся не на гребной винт, а на колесо.
      Было бы интересно услышать мнение подводников, потому что они больше всего в теме происходящего.
  6. +6
    16 декабря 2023 06:11
    Цитата: Буквоед
    И аккумулятор-вещь многоразовая, в отличии от 500 литров топлива

    Любой аккумулятор имеет свой срок жизни. Готова ли будет боевая машина к многокилометровому маршу, если у нее аккумулятор на исходе и никто не скажет, когда он окончательно умрет? А если взять, к примеру взвод, с тремя-четырьма машинами. При разных нагрузках у каждой машины будут разные циклы перезарядки, а это значит, что все машины взвода будут иметь разные возможности для марша. Если сравнить к двигателями ВС, то у одной полный бак горючего, а у другой всего лишь половина
    1. +2
      16 декабря 2023 08:54
      А от чего в полевых условиях предполагается их заряжать? От передвижных ДЭС? От простите, электросети? Чтобы уничтожение ДЭС окирпичило всю бронетехнику, скажем, взвода? Они бы ещё контактную сеть с троллейбусным рогами предложили.
      1. 0
        16 декабря 2023 10:47
        Гибрид предполагает топливозависимую силовую установку внутри машины крутящей генератор который заряжает аккум, ядерный реактор например или двигатель стерлинга и тд, атомный авианосец, атомная подлодка, атомный ледокол, а еще немецкий пт сау фердинанд времен Вов и танк маус это все гибриды, если внутри только акум и электродвигло (бывают еще с солнечными панелями) то это электромобиль
        1. -2
          16 декабря 2023 11:17
          А если вы говорили про зарядку электротехники то во первых она начнет появлятся после появления более энергоемких аккумов - чтобы одной зарядки дня на три минимум марша хватало, а во вторых топливо и боеприпасы ведь подвозят вот и аккумы заряженые будут подвозить а разряженые будут увозить на зарядку в автоматическом режиме беспилотник какой нибудь
        2. 0
          17 декабря 2023 22:48
          Цитата: t7310
          атомный авианосец, атомная подлодка, атомный ледокол, а еще немецкий пт сау фердинанд времен Вов и танк маус это все гибриды

          Брехня.
          Это ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ.
          Ну как у Белаза. И у Мауса\Пердинанда. Там из батарей могут быть тока пусковые(и то могло быть воздухом).
          Атомным надводным краблям батареи(как источник энергии для движения) - излишни.
          Остаются подлодки, и то не факт(если реактор шумный).
          1. -1
            18 декабря 2023 04:46
            Схема работы последовательного гибридного транспорта проста: ДВС проворачивает напрямую соединенный с ним генератор, вырабатываемый генератором электрический ток подается в электродвигатель, который, в свою очередь, приводит в движение колесо или колеса. Это избавляет от необходимости в коробке передач и сцеплении.

            Источник контента: https://naukatehnika.com/posledovatelnaya-gibridnaya-silovaya-ustanovka-ot-tanka-maus-do-sportkarov.html?ysclid=lqa90ih296659373496
            naukatehnika.com


            Вас в гугле чтоли забанили, опровергаете мои слова не проверив, Вообще я не против разделения по принципу устройства ГИБРИДа и наверно какие то приставки к слову ГИБРИД есть но даже эта статья начинается с безакумуляторной тарантайки, Так что атомные авианосци ледоколы и Мауса\Пердинанда гибриды но последовательные
      2. 0
        16 декабря 2023 13:19
        Цитата: Corvair
        А от чего в полевых условиях предполагается их заряжать?
        Есть еще режим мирного времени.
    2. +4
      16 декабря 2023 14:57
      При разных нагрузках у каждой машины будут разные циклы перезарядки,

      Тут все о обсуждения свелись к вопросу "батарея-бензин". И не увидел ни одного о системе BMS для собственно батареи, коей у бензина просто нет.
      Игрался в свое время с литием. Никто почему то не говорит о сложности зарядки литиевых батарей. О их балансировке. При просадке части банок емкость общая станет примерно как емкость самой слабой. Значит по-хорошему "перетряхнуть" бы батарейку. Выкинуть (заменить) слабые звенья. В ПОЛЕ? Кто менять будет? Солдат? Офицер? Они умеют? А обслуживание BMS? Выход простенького полевика грозит пожаром. Нет, ИМХО, на машине это не приемлемо. Квадрик - да, Самолетик с камерой/ ракетой - да. Электроход - НЕТ! По крайней мере пока это литий! Вот будет что то менее геморойное- тогда можно будет посмотреть.
      1. +4
        16 декабря 2023 15:04
        Ну и еще один маленький коммент. А что у нас с производством самих "банок". Где? Сколько? Кажись на оба вопроса можно ответить словами с приставками "ни-".
        1. +3
          16 декабря 2023 17:25
          Во, минуса пошли... Видимо у нас очень много производится лития, о котором я просто не в курсе. Но.
          Хотел еще момент подкинуть один. Для размышления. Для тех, кто не в теме.
          Есть очень не плохой канал украинский на ютубе, так вот там ребята профессионально чинят моторы от Тесл. И вот там можно глянуть, что частотник для теслы примерно равен по объему ее электромотору! А теперь поглядим на БТР с мотор-колесами (как предлагают). И куда поставим частотники? НА броню, или ПОД? Итого вес и объем электромотора+батарей+частотников. Плюс вес проводов (медь не очень то легкая). А может реально проще все это выкинуть и на этот вес увеличить бронирование, например? Так что я, как человек, по работе сталкивающийся постоянно с электродвигателями/частотниками, не вижу особого выигрыша именно для военной техники в применении мощных тяговых электромоторов. Одни минусы. Вот корабль/ПЛ с их обемно-весовыми параметрами другое дело. Да и охлаждать в море все это "добро" значительно проще. А силовая электроника, кстати, не так уж слабо греется. А это лишний фактор демаскировки!
      2. 0
        17 декабря 2023 16:54
        Никто почему то не говорит о сложности зарядки литиевых батарей.

        Сложность зарядки лития и общее усложнение электрики, пожароопасность, сопоставимая с боезапасом рассматривается как само собой разумеющееся. Литий-ионные аккумуляторы у большинства ассоциируются именно с пожароопасностью.
  7. +1
    16 декабря 2023 06:13
    Где там те лазеры? Из лабораторий только вылезают? А потребление у них сколько?
    Может достаточно вспомогательного генератора, что-то вроде ГТА-40?
    Которые и так стараются сейчас всунуть везде, где можно, потому как шумность, тепловыделение и экономичность у них гораздо лучше основного ДВС в режиме "генератора", например при длительной стоянке и необходимости быть в готовности немедленно открыть огонь.
  8. +4
    16 декабря 2023 06:25
    Странно смотреть, на попытки внедрить в наши головы, страшные вещи, что мы упустили энергию пара, мимо....
    Во первых, разница не так велика, если у противника возникнут вопросы со снабжением. Во время войны или "за неделю", я бы не решился " переобувать " армию, на суперэкономные гибриды. Никто бы не решился. Это довольно локальный вариант и лучше юзать мтлб, чем перестроиться на некий гибрид, чье достоинство лишь в малом расходе и чуть лучшей тяге. Если добавить, что без наличия инфраструктуры, эти поделки бесполезны, то приходит мысль, что это просто игфовысер. Простите за мой русский.
  9. +4
    16 декабря 2023 06:36
    Если делаются гибриды для боевой техники то не грех вспомнить про ЭМИ боеприпасы. Взрыв такого боеприпаса может нанести фатальные повреждения всей электро и электронной системе военного или обычного транспортного средства. Есть другое направление развития энергоустановок. Россия является мировым монополистом по производству такого возобновляемого компонента как КАС (водный раствор карбамида и аммиачной селитры). К стати, тут недавно случился скандал связанный с поставками танкерами КАС в США. Если использовать КАС в качестве топлива то потребуется создание парогазовых силовых установок. КАС может быть в виде водных или водоспиртовых растворов. Подобное топливо применялось в торпедах и спец бурах. Ресурс возобновляемый, требуются азот, кислород, метан, вода и электроэнергия, всего этого у нас в достатке. Использование КАС, метанола, метана и диметилового эфира это разновидность водородной энергетики наиболее подходящий для России. Нам не нужно обезьянничать, у нас свои ресурсные и технологические преимущества, их и нужно использовать.
    1. 0
      16 декабря 2023 10:42
      Карбамид- аммиачная селитра КАС- это распространенное удобрение.
      https://www.pesticidy.ru/active_compound/Urea-ammonium_nitrate
      1. +2
        16 декабря 2023 12:33
        Естественно! А Россия мировой монополист по его производству. Если производить водные растворы КАС то нет необходимости в гранулировании, цена такой смеси ещё ниже. Использование КАС в сочетании с производными метана это один из способов альтернативного развития энергетических машин с парогазовым циклом.
    2. 0
      17 декабря 2023 23:40
      Если делаются гибриды для боевой техники то не грех вспомнить про ЭМИ боеприпасы.
      Это мой пациент fellow
      Я так скучал, так скучал по воспоминателям оружия с ЭМИ love
      Так не хватало людей пропустивших физику с математикей в школьной курилке, а потом в наливайках. Кто где учился drinks . Некоторые вообще гуманитарии feel
      Так вот, во всякие самолёты попадают молнии грозовых зарядов. И не раз в год по важному случаю, а довольно часто, как бы они не пытались избегать грозовые фронты. Энергии у молнии в грозовом заряде может быть столько, что нам пока не по зубам делать такие ЭМИ заряды. Только довльно чувствительная электроника и электрика выдерживают с достоинством такие попадания. Можно оторваться от сериалов и посмотреть соответствующие видеоролики.

      Ресурс возобновляемый, требуются азот, кислород, метан, вода и электроэнергия, всего этого у нас в достатке.
      Не многовато ли компонентов? Точнее так - не слишком ли дохрена компонентов request ? Чем тогда метан плох как источник энергии. Его куда проще хранить чем водород, для производства которого надо просто вода и электричество. При этом теплотворная способность у метана совсем неплохая.
  10. +2
    16 декабря 2023 06:38
    Век электричества в транспорте наступит, когда заряженный электролит, словно бензин или дизель, будут заливать на заправочных станциях.
    1. -2
      16 декабря 2023 11:33
      Можно аккумы просто менять как на арендных электросамокатах
  11. +4
    16 декабря 2023 07:36
    А на сколько оправдано это гибридное усложнение и удорожание конструкции? Добавить сюда ещё и обслуживание с заменой отслуживших своё батарей и не факт что батарея и ДВС совпадут по времени замены/капремонта. Что приемлемо в гражданской жизни, зачастую не подходит для войны.
    1. 0
      16 декабря 2023 13:22
      Цитата: Алексей 1970
      А на сколько оправдано это гибридное усложнение и удорожание конструкции?
      Мне кажется, что если сделать по электродвигателю на каждое колесо и выбросить коробку передач и прочее сцепление, то может получится интересно. А если делать как сейчас - точно смысла нет.
      1. 0
        17 декабря 2023 04:21
        Почему всем так не нравятся сцепление с коробкой передач?
        Агрегат минимальной массы значительно расширяющий тяговый диапазон любого двигателя. Электрического в том числе.
        И насчёт мотор-колёс: на хороших автомобилях тормоза выносят из колёс для уменьшения неподрессоренной массы.
        1. -1
          17 декабря 2023 09:51
          Цитата: ln_ln
          Почему всем так не нравятся сцепление с коробкой передач?
          Агрегат минимальной массы значительно расширяющий тяговый диапазон любого двигателя
          Потому что это сложное механическое устройство, подвергающееся большим нагрузкам. Снижает КПД, ломается, требует обслуживания, единая точка отказа. 4 электрических движка выглядат предпочтительнее.
          Цитата: ln_ln
          И насчёт мотор-колёс: на хороших автомобилях тормоза выносят из колёс для уменьшения неподрессоренной массы.
          Я бы в принципе не делал мотор-колеса, чтобы удары колеса не шли прямо на двигатель.
          1. 0
            16 января 2024 01:53
            Снижает КПД

            Это серьёзно?
            К. п. д. эвольвентного зацепления ниже чем у электропередачи?
            Не-е-е... Если гибрид, то только параллельный, с одной обратимой электромашиной до коробки.
            1. 0
              16 января 2024 21:13
              Цитата: ln_ln
              Это серьёзно?
              Абсолютно. Стоит коробка? Стоит. КПД меньше 1? Меньше.
              1. 0
                20 января 2024 19:19
                В коробке теряется 1,5 %, а в электропередаче - 15 %.
                1. 0
                  20 января 2024 19:24
                  Цитата: ln_ln
                  В коробке теряется 1,5 %, а в электропередаче - 15 %.
                  Ну не 1,5 %, а 3-7%, но главное, что в коробке теряется дополнительно, а в электропередаче - неизбежно для гибрида.
                  1. 0
                    20 января 2024 19:27
                    3÷7% - это если колёса напильником выполнять.
                    Навскидку, внешнее зацепление - 1,5 %, внутреннее - 1 %.
                  2. 0
                    20 января 2024 19:27
                    3÷7% - это если колёса напильником выполнять.
                    Навскидку, внешнее зацепление - 1,5 %, внутреннее - 1 %.
      2. 0
        21 декабря 2023 11:51
        Можно, только при пробуксовке одного из колес, его мощность можно вычеркнуть из общей мощности ТС. И тогда четырехколесная тележка, бодро летающая по асфальту, тут же переставала ехать по песку практически на ровном месте, тоже самое будет в снегу и на скользком подъеме. Если на классической трансмиссии спасают блокировки, то у мотор -колес шансов нет.
        1. 0
          21 декабря 2023 20:43
          Цитата: Demon
          Если на классической трансмиссии спасают блокировки, то у мотор -колес шансов нет.
          Есть: сделать запас по мощности у моторов и перебрасывать питание с буксующего колеса на работающее.
        2. самое будет в снегу и на скользком подъеме

          Давно решено
  12. 0
    16 декабря 2023 09:07
    У японцев есть отличный двигатель Kubota V1505-T-E2B или V2203, почему бы не скопировать?
    Скрестить с генератором, получится компактная установка.
    1. 0
      16 декабря 2023 21:31
      У японцев много чего есть отличного, но у них и промышленность тоже японская. Не факт, что мы сможем его выпускать массово, с приемлемым качеством и по разумной цене.
  13. +2
    16 декабря 2023 09:13
    Рассматривая гибрид, я думал об отказе от трансмиссии и установке мотор-колес (возможно утопленных в корпус электродвигатели для каждого колеса).
    И не факт что это приведет к удорожанию, конечно, если в стране выпускаются коммерческие агрегаты, которые получится установить на БТР.
  14. +1
    16 декабря 2023 10:34
    Точнее – даже мотор-колеса. Конструкция отличалась большой массой, сложностью и невысокой надежностью, что и предопределило её несчастливое будущее.

    дизель агрегатировался с генератором переменного тока, переменный ток поступал на силовой выпрямитель, от выпрямителя постоянный ток подавался на мотор-колёса. За возбуждение тягового генератора, а следовательно, за движение автомобиля в различных дорожных условиях отвечала САР ТЭП — система автоматического регулирования тягового электропривода
    1. 0
      17 декабря 2023 01:44
      Лет уже 15 как к зтой схеме добавили мощньiе инверторьi и пользуют более надеждньiе двигатели переменного тока.
  15. +3
    16 декабря 2023 12:02
    Американцы таким образом не только совершенствуют свою технику, но и борются с глобальным потеплением.
    А с озоновой дырой они уже устали бороться? Как и с "обмелением Каспия"? Всё это раскрученный пиарастный бред.
    Сама статья интересная, автору - респект.
  16. ASM
    +3
    16 декабря 2023 14:15
    Странно, почему нет схемы с мотор-колесами. Мне кажется, что только отказ от сложной и тяжелой трансмиссии может хоть как-то помочь гибридам. Двс крутит генератор на комфортных для себя оборотах без рывков и перегазовок, а это продлевает ресурс. Мотор-колеса можно программировать индивидуально, а рывки при движении компенсируются аккумуляторами. Торможение мотор-колесами будет генерировать доп. энергию.
    1. 0
      16 декабря 2023 23:48
      отказ от сложной и тяжелой трансмиссии может хоть как-то помочь гибридам. Двс крутит генератор на комфортных для себя оборотах без рывков и перегазовок, а это продлевает ресурс. Мотор-колеса можно программировать индивидуально, а рывки при движении компенсируются аккумуляторами. Торможение мотор-колесами будет генерировать доп. энергию.
      Отказ от сложной и тяжелой трансмиссии может также помочь конвертопланам, выполненным по гибридной схеме. Винты ковертоплана, вращаемые рекуперативным электродвигателем на постоянных магнитах, в горизонтальном полёте при торможении в воздушных (например восходящих) потоках также могут работать в режимер рекуперации энергии и способны заряжать бортовой аккумулятор. Для примера некоторые планёры в восходящих воздушных потоках способны летать несколько суток. Время свободного парения таких планёров лимитирует только усталость пилота.
  17. -2
    16 декабря 2023 17:47
    Заняться нечем?-берите пример с собаки-а-фраза-"за счет более высокого совокупного КПД гибридного привода моторы устанавливаются несколько меньшей мощности"-это перл laughing
  18. 0
    16 декабря 2023 20:47
    Как и любое половинчатое решение идеальным или даже хорошим не выглядит.
    Не представляю как на электротяге вся эта бронированная скорлупа уползет далеко по бездорожью. Так то небольшими жабьими прыжочками по городским агломерациям в обороне мило дело катать + выигрыш в шумности и тепловой обнаружаемости. Но на этом все плюсы заканчиваются и начинается геморрой.
    Сама концептуальная разработка,впрочем,дело полезное . Хотя и чего-то революционного на замену литий-ионным,литий-полимерным и иже с ними в обозримой перспективе не видно - только конструкторские ухищрения с соответствующей гомеопатией по емкости в прибавку . И топливным элементом дело не решить и водородом скорее всего также .
    В отсутствии самих перспектив на решение "окончательное" ,исключая нишу спец.техники (безусловно должной быть для спец.задач с опред.требованиями) я не вижу у подобного широкого будущего.
    Лазеры это волшебно, но так и сам лазер и кондеи , и система охлаждения к нему также должна занимать-с , что-то там у нас останется внутри с учетом бронирования - хоороший вопрос. Не выйдет -ли что с тазиком воды мы выплеснем и ребенка..
    1. 0
      23 декабря 2023 18:31
      Еще один путает гибридную технику с электротехникой
  19. 0
    17 декабря 2023 09:22
    Гибридизация идёт незаметно. Пятьдесят лет назад мотоциклы заводили от педального стартера - теперь все уважаемые модели с электростартером и приличным АКБ. На легковушках по два-три аккумулятора для разных приблуд. Мощности генераторов из комплектации ДВС постепенно растут от поколения к поколению. В военной технике уже много вспомогательных генераторов для автономной работы аппаратуры изделия. А ВНЭУ на ПЛ куда отнести?...
  20. 0
    17 декабря 2023 12:57
    Такие машины нужны мне кажется для ВДВ. Малошумные и не прожорливые (Двигатель работающий на постоянных оборотах, это находка для уменьшения шумов и расхода топлива) для рейдов по тылам противника
    1. 0
      3 апреля 2024 23:40
      А, ну да, только десантировать придется посадочным способом, предварительно захватив "разведкой и пехотой" с голым задом аэродром, заодно у противника попросить вместо соляры оставить хотя бы АПА и сменные АКБ
  21. fiv
    0
    17 декабря 2023 16:22
    Надо научи ься делать хорошие и разные дизеля. Надо научиться делать отличные аккумуляторы. Надо научиться делать силовые ВЧ высоковольтные транзисторы. А пока мы будем учиться это все делать, уже станет понятно - нужны ли гибриды в армии.
  22. 0
    18 декабря 2023 15:20
    Скорей всего наиболее удачной будет схема последовательного гибрида, где электроэнергию будет вырабатывать водородный электро-химический генератор. Это позволит сократить массо-габарит энергетической установки в 2,5 раза за счёт применения твёрдых банков/картриджей водорода, рекуперируемых (на основе MgH2). Водородный электро-химический генератор мощностью 50 кВт в габаритах чемодана был разработан для ВНЭУ лодок 677 проекта, из которого хотели получить 100 кВт, но там что-то не получилось.
  23. -3
    3 марта 2024 12:11
    Концепция танка исчерпала себя лет 50 назад, если не 70.
    Решение этой проблемы возможно путем разделения функции танка на беспилотную роботизированную ударную платформу с дистанционным управлением, которую нет ни какого смысла бронировать и где достаточно иметь электрическую тягу, потому что броски по 500-800 км своим ходом - это "девичьи грёзы".
    И БМП, откуда ведется управление огнём, и которая максимально обеспечена средствами защиты личного состава, и этой БМП также весьма желательна электрическая тяга, потому что современные тепловые головки самонаведения ракет становятся негодными.
    Проблема зарядки аккумуляторов существует, но в автопроме часто решение состоит в замене пустых на заряженные, и для этого попросту нужна специальная техника (никто же не возмущается необходимостью взлетно-посадочной полосы для авиации).
    1. 0
      3 апреля 2024 23:32
      Пока лучше еще ничего не придумали, да еще учитывая, что наша современная "стратегия и тактика", сверстанная на основе западной повестки и опыта экспедиционной войны, еще, по объективным причинам, не восстановлена до должного уровня континентальной, после "прогрессивных реформ "одаренных манагеров" и десоветизации ВС, когда нет и не предвидится врагов РФ", мир-дружба-жвачка.
  24. 0
    3 апреля 2024 23:25
    Тут еще остро встанет вопрос ТО и утилизации, наработка м/ч и долговременное хранение, не говоря уже о МТО.