V-22 «Osprey», ты вообще за кого, старина?

47
V-22 «Osprey», ты вообще за кого, старина?

Крушение CV-22B «Osprey» ВВС США в прошлом месяце стало последним в череде аварий со смертельным исходом, в результате чего КСО ВВС и Корпус морской пехоты США приостановили полеты своих конвертопланов.

Обоснованно, потому что в результате авиакатастроф в период с марта 2022 года по ноябрь 2023 года погибли 20 военнослужащих США. Частота аварий «Osprey» выше, чем у его эквивалента в армии США, которым является UH-60 «Black Hawk», но некоторые преимущества «Osprey» делают его единственным подходящим аппаратом для отдельных миссий.



Так получилось, что летательный аппарат, который, казалось бы, потерял свою репутацию смертельно опасного, снова стал предметом споров после очередной катастрофы в конце ноября, которая стала четвертым инцидентом со смертельным исходом менее чем за два года.


V-22 «Osprey», стоящий на вооружении Корпуса морской пехоты, и Командования специальных операций ВВС, является одним из самых способных самолетов вертикального взлета и посадки в мире. Но у этой возможности есть своя цена: этот самолет имеет более чем в три раза больше аварий, чем его менее мощный аналог, армейский UH-60 «Blackhawk».

После последней аварии, которая произошла 29 ноября у побережья Кагосимы на юге Японии, в результате которой погибли все восемь членов экипажа, ВВС и ВМС приостановили использование своих V-22, говорится в заявлении Командования специальных операций ВВС США (AFSOC) от 6 декабря.

7 декабря Командование военно-морских авиационных систем опубликовало собственное заявление о том, что оно приостановит все варианты V-22 «Osprey» «из соображений предосторожности».

Отлетались.


Восемь погибших членов экипажа были летчиками ВВС США, приписанными к 353-му крылу специальных операций, базирующемуся на авиабазе Йокота. Военно-воздушные силы описали полет как «рутинную тренировочную миссию». По данным AFSOC, предварительное расследование указывает на то, что «потенциальный отказ материальной части вызвал аварию, но основная причина отказа в настоящее время неизвестна».

Скажем так, все весьма и весьма противоречиво.

Но надо согласиться и с тем, что V-22 «Osprey» сам по себе довольно противоречивый аппарат, начиная от конструкции и заканчивая реализацией всех задумок. Более созданный вопреки, нежели по воле времени. И уж что касается последнего, почти два десятка лет на дорогу от начала работ и до принятия на вооружение – это сильно.

В общем да, свой среди чужих, чужой среди своих. Немного истории? Будет полезно.


V-22 «Osprey» был представлен в 1989 году как первый в мире действующий конвертоплан. Он провел 18 лет в разработке, отладке и испытаниях, и, наконец, поступил на вооружение Корпуса морской пехоты США в 2007 году. MV-22 заменил ветерана CH-46 «Sea Knight» времен Вьетнама в качестве среднего транспортного самолета для морской пехоты, и в настоящее время на вооружении находится около 298 самолетов из запланированного парка в 360 машин. Военно-воздушные силы эксплуатируют 52 CV-22B «Osprey» в качестве транспорта дальнего радиуса действия для специальных операций, в то время как ВМС США планировали приобрести 48 CMV-22B в качестве бортового самолета-носителя, перевозящего грузы между наземными службами и находящимися в море авианосцами.


В принципе, CV-22B «Osprey» вполне соответствовал возлагаемым на него задачам. В апреле 2011 года шесть конвертопланов из состава 226-й эскадрильи 26-го экспедиционного отряда морской пехоты США перелетели с британской военной базы Кэмп-Бастион в Афганистане на универсальный десантный корабль «Кирсардж» в заливе Суда на острове Крит. Расстояние полёта составило 4500 км с учетом облета недружественных территорий. В полёте было совершено две дозаправки с самолётов-заправщиков KC-130J «Super Hercules». Так что большие расстояния не были такой уж проблемой для конвертопланов.

Период разработки «Osprey» был отмечен несколькими громкими авариями, три из которых произошли в период между 1992 и 2000 годами, и в общей сложности в этих авариях погибло 30 человек. Это привело к тому, что самолет получил прозвище «Роковая вдова», и CV-22B «Osprey» подвергся резкой критике как по соображениям безопасности, так и по стоимости.

Конвертоплан вроде бы доработали, и на выходе он имел довольно хороший уровень безопасности для 2010-х годов, и до 2017 года произошло всего семь крупных инцидентов, в которых погибло всего 8 человек. Но вот после 2017 года как прорвало. Произошел всплеск аварий со смертельным исходом.


Только в течении 2017 года три аварии (Сирия, Йемен, Австралия) при посадке, в результате которых погибло 4 человека.

Сразу четверо морских пехотинцев погибли в Норвегии в марте 2022 года в результате крушения, вызванного ошибкой пилота.

Пять человек экипажа погибли в июне 2022 года в Южной Калифорнии из-за неисправности гидравлической системы самолета.

Трое погибли в аварии в Австралии в августе 2023 года в результате катастрофы, которая все еще расследуется.

По данным Корпуса морской пехоты в июле 2022 года, уровень аварийности «Osprey» класса «А» составил 3,61 на 100 000 летных часов. Это было до двух последних аварий в Австралии и Японии.

Пентагон фиксирует авиационные происшествия класса «А» как «прямые несчастные случаи на общую сумму 2 500 000 долларов США или более, несчастный случай со смертельным исходом или постоянной полной инвалидностью, или уничтожение самолета Министерства обороны». То есть, надо хорошо постараться, чтобы войти в этот класс аварийности.

Для сравнения, в 2021 году уровень аварийности среднего ударного вертолета UH-60 «Black Hawk» по классу «А» на службе в армии США составлял 0,87. Однако это сравнение в некотором роде не совсем корректно, поскольку «Osprey» стоит 84 миллиона долларов, а «Black Hawk» стоит 19 миллионов долларов.

Вообще-то, более дорогие самолеты, как правило, несут больший ущерб, и авария, которая является классом «А» для «Osprey», запросто может быть классом «B» (менее 2,5 миллионов долларов, включая постоянную инвалидность или три травмы) или даже классом «C» (менее 600 000 долларов ущерба) для «Black Hawk». Тем не менее, то, что уровень аварийности класса «А» почти в четыре раза выше, чем у UH-60, несомненно, наводит на определенные мысли.


Да, конечно, у конвертоплана есть приличные преимущества как перед самолетом, так и перед вертолетом. Этого у CV-22B «Osprey» не отнять, да никто и не собирается.

Вертолет был доминирующим типом летательного аппарата вертикального взлета и посадки со времен после Второй мировой войны, пока Корпус морской пехоты США не согласился приобрести конвертоплан MV-22 «Osprey» в 1989 году. Конструкция конвертоплана, которая включает в себя два турбовальных двигателя, приводящих в движение два больших винта, позволяет самолету взлетать вертикально, как вертолет, а затем поворачивать винты на 90 градусов, чтобы лететь, как обычный самолет. «Osprey» был первым действующим самолетом, который мог летать в обоих режимах в одном полете.

Возможности конвертоплана должны были дать «Osprey» лучшее из обоих миров, самолетного и вертолетного. Самолет мог взлетать и садиться с десантных кораблей или импровизированных посадочных площадок на суше, летать в обычном режиме с крейсерской скоростью 500 км/ч, что значительно больше любого вертолета и лететь дальше, чем любой вертолет мира.


Понятно, что в этом плане CV-22B «Osprey» на голову превосходит любой вертолет в миссиях, где нужна скорость, скрытность и дальность, и самолет в деле высадок в неприспособленных местах. Вообще этот аппарат – ценная находка для различных ССО, что уже не раз было доказано на деле.

Так что делать и как поступить в отношении этой весьма неоднозначной машины?


Для начала, естественно, стоит разобрать все аварии, которые произошли за последнее время. Естественно, часть аварий так или иначе будет на совести пилотов этой не самой простой в управлении машины, часть – на совести технической части.

Если дело в подготовке летного и технического состава – это, конечно, решаемо, но не так быстро. Ни для кого не секрет, что сегодня технические службы армии и флота США переживают не лучшие времена в плане кадров. Оно и в целом служить не так престижно, как раньше, в принципе, «успехи» в кадровой политике ВС США можно после Афганистана приравнять к поствьетнамским временам. То есть, умные люди если и идут на службу, то да, в «очкарики» служб типа DARPA, где можно «не запачкавшись» сделать в целом неплохую карьеру.

Уровень технического персонала действительно мог упасть с течением времени и это отразилось на эксплуатации столь сложных механизмов, как CV-22B «Osprey». Но – это вопрос проверок, на которые нужно время.

Ноябрьская авария с «Osprey», повлекшая человеческие жертвы в очередной раз, является лишь последней в череде из четырех аварий менее чем за два года. В то время как одна авария была объявлена ошибкой пилота, по крайней мере еще одна имела механическую причину. Так что в плане дальнейшей судьбы «Osprey» может быть разное развитие событий. Конечно, этот аппарат может предоставить больше возможностей силам специальных операций США, но он также может быть более опасным, чем зенитные ракетные комплексы иной страны.

Стоит отметить, что в операции в Сирии с 2014 года США потеряли один CV-22B «Osprey» в то время, как в обычной эксплуатации и в небоевых условиях было потеряно ровно в десять раз больше аппаратов.


Но за период с 2007 года разработчиками был проделан огромный объем работы по модернизации машины и устранению обнаруженных дефектов, которых, сами американцы признают, было более чем достаточно. Но не по причине конструкторов-криворучек. Машина действительно была настолько революционной, что конструкторам приходилось сталкиваться с проблемами, о которых они даже не подозревали.

Например, что у самолета с возможностями вертолета проявится такая вертолетная болезнь, как эффект «вихревого кольца». Он наблюдался у машин, которые заходили на посадку с небольшой горизонтальной скоростью, но со значительной вертикальной. Лопасти несущего винта при такой посадке попадали в вихревой поток, созданный ранее, отчего падала подъемная сила и машина «просаживалась», что нередко вообще заканчивалось падением машины.

Для «Osprey», который не может совершать посадку с пробегом, как самолет, это стало приличной проблемой. Более того, если у такой машины, как «Osprey» в «вихревое кольцо» попадет один двигатель, то машина вообще опрокинется.

Да, «Osprey» — это очень противоречивая машина, которая и сегодня вызывает огромное количество споров и нареканий. Однако нельзя отрицать тот факт, что разработчикам удалось воплотить в жизнь концепцию, которая закладывалась на старте программы. Они сделали летательный аппарат, который может взлетать вертикально и преодолевать значительные расстояния со скоростью обычного самолета. Это на одной чаше весов.


На другой чаше – почти три десятка лет работы КБ нескольких фирм, тысячи человеко-часов (наверное, миллионы), истраченные миллиарды долларов и в итоге – на сегодняшний день 63 погибших члена экипажей и десанта.

Это многовато. И так думают и там, где скоро будут решать непростую судьбу этого непростого аппарата.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 декабря 2023 04:39
    Сама идея постройки такого аппарата является убийственной из-за сложности и надёжности механизмов и управления.
    1. +4
      15 декабря 2023 04:58
      очень ценная и нужная машина для...блокбастеров.
      1. +4
        15 декабря 2023 22:10
        Их активно применяли ССО США в Сирии и Йемене. В частности, в 2017 году была операция, когда с базы в Египте долетели до центра Йемена, высадили группу, забрали после операции и улетели обратно (1 машина была повреждена и уничтожена ударом авиации позже). Все это без дозаправки. Какой вертолет так сможет?
        Машина более чем интересная, но достаточно дорогая и сложная.
    2. 0
      15 декабря 2023 10:43
      Цитата: pavel.tipingmail.com
      Сама идея постройки такого аппарата является убийственной из-за сложности и надёжности механизмов и управления.

      По этой причине, в своё время, и свернули программу КА-22. Хотя его рекорды до сих пор не побиты! На Оспрее пытались рекорд поить, в результате 4 пилота погибли...
    3. +5
      15 декабря 2023 20:20
      Прямо как требушет, паровая машина, самолёт, космический корабль, атомная электростанция в свое время.
    4. 0
      9 марта 2024 10:30
      Если так рассуждать, не появилось бы не единого нового образца техники. На самом деле, для принципиально нового типа машины, потери, не то что не большие, а незначительные. Многие, те же, классические вертолёты и самолёты, за годы эксплуатации, имели более низкий класс надёжности. Зато, наработан огромный опыт, известны все детские болезни и можно переходить ко второму поколению, которое однозначно, будет и с более высокими хар-ми, и более надёжным. А у нас, и аналога первого поколения никакого нет пока.
  2. +2
    15 декабря 2023 05:27
    Летательный аппарат, конечно замечательный, но технически очень сложный. Одним из самых ненадежных узлов, как я понял, является вал синхронизирующий обороты обеих двигателей. Длинна вала- метров 15, крыло-балка не ровное, а с изгибами в местах пристыковки к фюзеляжу (прошу прощения у специалистов, за возможно, дилетантские рассуждения) значит вал не цельный, а имеет несколько карданов. Похоже, что проблему надёжности этих механизмов, специалисты компании Боинг так и не смогли решить.
    1. +3
      15 декабря 2023 21:33
      Цитата: Южноукраинец
      Одним из самых ненадежных узлов, как я понял, является вал синхронизирующий обороты обеих двигателей.

      CH-47 «Чинук» (Боинг) Выпускался с начала 60-ых годов, состоял на вооружении более 20-ти стран. Вал, пожалуй, подлинней будет, в добавок, он постоянно загружен (двигатели расположены у хвоста, усилие от них передаётся на винт, расположенный в передней части конвертоплана). Рабочая лошадка и его не ругали как «Osprey»
      1. 0
        16 декабря 2023 10:04
        Цитата: Bad_gr
        Вал, пожалуй, подлинней будет, в добавок, он постоянно загружен

        Согласен с Вами насчёт длинны вала. У Чинука она примерно метров 25, но вал прямой и сплошной, от редуктора к редуктору. Я имел в виду другое, а именно наличие карданов у V-22, а они в любом случаи, присутствуют.
    2. 0
      16 декабря 2023 23:29
      Одним из самых ненадежных узлов, как я понял, является вал синхронизирующий обороты обеих двигателей.
      Этот вал задуман также для передачи мощности от ДВС другого винта для вращения винта в случае отказа ДВС этого винта. Так как в режиме висения конвероплана падение оборотов одного из винтов (или сильное рассогласование частоты их вращения при одинаковом шаге винтов) немендленно приведёт к перевороту конвертоплана и аварии. Имеет смысл рассмотреть гибридные конвертопланы параллельной или последовательной схемы, с электроприводом винтов вместо вала передачи мощности.
  3. -2
    15 декабря 2023 05:30
    Слишком травмоопасная машина...малейшая ошибка или не штатная ситуация при посадке все... кранты всем кто внутри находится...винты как в мясорубке на фарш рубят содержимое в фезюляже.
  4. -6
    15 декабря 2023 05:37
    Обычно крушения наших всегда с жертвами пилотов, а этим сатанистам всегда выжить удается каким то образом, но не в этот раз.
  5. +16
    15 декабря 2023 05:55
    V-22 «Osprey», стоящий на вооружении Корпуса морской пехоты, и Командования специальных операций ВВС, является одним из самых способных самолетов

    Вот уже и Р.Скоморохов перестал читать собственные статьи, понадеявшись на адекватность компьютерного перевода. Потому что словосочетание "способный самолет" - это оксюморон.
    1. -2
      15 декабря 2023 10:51
      Цитата: Дилетант
      Потому что словосочетание "способный самолет" - это оксюморон.

      belay Это как? Поясните, очень интересно! Вот: горячий снег, холодный огонь, живой труп, сухое вино, тупой гений, конец вечности, красота - страшная сила.... это оксюмороны. А "способный самолёт" тут каким местом?
      1. +5
        15 декабря 2023 13:14
        А "способный самолёт" тут каким местом?

        Самолет, способный... это по русски. Кстати Оспрей совсем не самолет. И не вертолет. Такой тип воздушного судна называется конвертоплан.
    2. +2
      16 декабря 2023 20:09
      словосочетание "способный самолет" - это оксюморон


      Это не оксюморон, это англицизм, который можно перевести обратно, загуглить и таки найти - статья практически полностью, целыми абзацами, содрана из материала "The U.S. Military’s Most Capable Tiltrotor Is a Death Trap", вышедшего 7 декабря 2023 в журнале Популярная механика (там даже в заголовке это словосочетание, но оно есть и в тексте соответственно переведенного абзаца).

      А машину эту я когда-то вживую увидел в воздухе в Калифорнии, там они базируются на базе ВВС в Сан-Диего.
  6. 0
    15 декабря 2023 06:19
    Я ни разу не специалист в авиации, но есть представление, что можно вместо двигателей на жидком топливе и синхронизирующего вала поставить по одному мощному шаговому двигателю на постоянных магнитах на винт и один генератор.
    И тогда у машины будет вторая жизнь и повысится надежность. В теории, но нужны эксперименты.
    1. 0
      15 декабря 2023 06:31
      кпд низкий очень будет, но могу ошибаться, все-таки 2 контура преобразования энергии будет. Еще 1 недостаток конвертоплана - вертолет может на авторотации сесть, если с двигателем случись чего, а этот сразу в кирпич "крутое пике" (с) длительностью в 1 серию laughing Собственно поэтому и аварийность высокая в купе с высокой ценой
      1. +2
        15 декабря 2023 07:40
        Нужно смотреть по налету на одну аварию. С 2014 года- в среднем по одной аварии в год, это не так уж много для активной эксплуатации (но и немало).
        Су-34, к примеру- аналогичное количество аварийных ситуаций за это же время.
        А Су-24 в своё время был намного аварийнее
        Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф, в частности, за период 1988—1992 годов разбились 27 самолётов[48].
        1. +3
          15 декабря 2023 18:24
          Сравниваете круглое с квадратным, фронтовой бомбер с доставщиком пехоты и груза. Су-24 и Су-34 имеют катапультные кресла и достаточно высокие шансы на спасение пилотов в аварийной ситуации. Да и аварии на Оспрее все таки связаны с техническими моментами, а не с человеческим фактором или военными потерями как на Су-24.
      2. +1
        15 декабря 2023 10:31
        У него два двигателя и дополнительно вспомогательная силовая установка, которая способна некоторое время для посадки выдавать 30 процентов мощности основных двигателей
      3. 0
        15 декабря 2023 21:11
        Это ошибочное мнение. У Чинука по сути такая же схема. И никакой лавины "кирпичей" нету. Так что дело не в самой схеме.
        1. 0
          16 декабря 2023 06:17
          Вдоль и поперёк-схемы разные.
    2. +1
      23 декабря 2023 12:32
      эксперименты не нужны, потому что вы бред пишете, вам бы заняться конструированием межгалактических звездолетов или вечного двигателя, ну или машины времени.
  7. +3
    15 декабря 2023 07:19
    Частота аварий «Osprey» выше, чем у его эквивалента в армии США, которым является UH-60 «Black Hawk»

    никакой он не эквивалент.
    Странно другое- после 2017 года не было вообще аварий Оспреев до 2022, когда было 2 аварии, и 2023- еще две. Должна быть причина.
    1. +4
      15 декабря 2023 07:46
      Поверили что все проблемы решены и снизили требования к обслуживанию.
    2. 0
      15 декабря 2023 07:48
      Должна быть причина.

      Корпус морской пехоты США с 2010 года знал о критической неисправности коробки передач на конвертопланах MV-22 Osprey и обучал экипажи справляться с проблемой вместо "приземления" боевых машин.

      8 июня 2022 года один из MV-22 потерпел крушение в Южной Калифорнии (https://t.me/new_militarycolumnist/84889). Пять человек на его борту погибли. Причиной катастрофы стала коробка передач.

      Несмотря на заявления Корпуса о том, что их экипажи способны решать эту проблему непосредственно в полете, в опубликованном сегодня расследовании говорится, что опытные пилоты Osprey ничего не могли сделать, когда возникла неисправность, просто не успев реагировать на неё.
      1. 0
        15 декабря 2023 08:27
        Странно выглядит, что с 2017 до 2022 года- ни одной аварии, а потом 2 в 2022 и 2- в 2023.
        Как-то это странно.
  8. -2
    15 декабря 2023 07:46
    В последнее время у американцев участились инциденты с падением летательных аппаратов.
    Помимо «Osprey» истребитель F-16 во время учений рухнул в Желтое море –Самолет упал в воду после взлета с авиабазы Кунсан в 178 км к югу от Сеула. Истребитель совершал тренировочный полет.
    Причина крушения пока неизвестна. По предварительной информации, пилот истребителя катапультировался.

    Boeing P8 Poseidon ВМС США промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы и упал в океан На борту находились десять человек, они эвакуированы спасательными службами с незначительными телесными повреждениями. Сам самолет «хлебнул» воды, его собираются извлекать из океана.

    7 декабря на востоке Саудовской Аравии разбился американский F-15 SA ВВС королевства, экипаж погиб.
    Кучно пошло.
    1. -1
      15 декабря 2023 08:32
      Кучно пошло.

      Вот это и странно. Совершенно разные аппараты, совершенно разная подчиненность. Никакой связи.
    2. 0
      15 декабря 2023 09:18
      Нехай падають. Не жалко. soldier
    3. +10
      15 декабря 2023 09:51
      Цитата: Аскет
      В последнее время у американцев участились инциденты с падением летательных аппаратов.
      Помимо «Osprey» истребитель F-16 во время учений рухнул в Желтое море –Самолет упал в воду после взлета с авиабазы Кунсан в 178 км к югу от Сеула. Истребитель совершал тренировочный полет.
      Причина крушения пока неизвестна. По предварительной информации, пилот истребителя катапультировался.

      Boeing P8 Poseidon ВМС США промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы и упал в океан На борту находились десять человек, они эвакуированы спасательными службами с незначительными телесными повреждениями. Сам самолет «хлебнул» воды, его собираются извлекать из океана.

      7 декабря на востоке Саудовской Аравии разбился американский F-15 SA ВВС королевства, экипаж погиб.
      Кучно пошло.

      Посмотрите на количество леталок у США, на средний налёт пилота в год и поймёте много это или мало… да, в штатах в год может биться и десяток машин, а в условном Габоне одна, но это не значит что у Габона с аварийностью намного лучше…
      ЗЫ: касательно статьи - странный машинный перевод со странным посылом…
  9. +8
    15 декабря 2023 08:33
    Мне кажется еще важен такой фактор как увеличение частоты полетов. Я не знаю настолько часто летают у Америки такие аппараты. Но как говорится самый безопасный самолет это тот который не летает. У нас же тоже столкнулись с авариями самолетов с начала СВО, потому что летать стали много и чаще.
  10. -6
    15 декабря 2023 09:08
    Мериканьцы вообще с давних пор, больше ста лет, проведены на идее универсализма. Заразились в свое время от френчей. Правда за эти сто лет по настоящему универсальной получилась только знаменитая 5"/38 пушка. Но все равно пыхтят и стараются. "Фы тридцать пятый", кстати, из той же оперы.
    В общем, классический пример, как разбить стеклянный предмет продолговатой формы laughing.
    1. -3
      15 декабря 2023 11:11
      Цитата: Grossvater
      Правда за эти сто лет по настоящему универсальной получилась только знаменитая 5"/38 пушка.

      5"/38 вытащила отличная СУАО. Как только с ней начинались проблемы - орудие тут же становилось наименее полезным из всей зенитной артиллерии и годилось только для работы по высотным горизонтальным бомбардировщикам. Причём при "ручной работе" наводчики ВН и ГН часто пытались наводиться на разные цели. (USS Enterprise Action report. 10.11.1942).
  11. 0
    15 декабря 2023 12:02
    1995 год, 286 комп, игрушка "LHX" симулятор вертолета. Возможно ее еще можно найти в сети.
    Миссия по спасению - надо спасти своего пилота у линии фронта. Миссия транспортно-спасательная, две вертушки на выбор: UH-60 и "Оспрей". На "Оспрее" пробовал - ну его нафиг, скорость большая, но гробанешься запросто. Летал на UH-60/
  12. +2
    15 декабря 2023 13:13
    такая вертолетная болезнь, как эффект «вихревого кольца» ... Лопасти несущего винта при такой посадке попадали в вихревой поток, созданный ранее, отчего падала подъемная сила и машина «просаживалась», что нередко вообще заканчивалось падением машины.

    Эффект вихревого кольца или тороидальный вихрь - это когда при превышении допустимой скорости вертикального снижения над ступицей винта интенсивно образуется восходящий поток, в результате чего возникают завихрения воздуха, которые охватывают ротор несущего винта, вызывая значительные потери подъемной силы. В итоге мощность ротора расходуется на вихревое движение воздушных масс без создания дополнительной подъемной силы.
  13. +2
    15 декабря 2023 15:39
    Pilot should fly it like he stole it девиз 160soar, единственного эксплуатанта CV.
    За короткий период вторая статья о непригодности Osprey, при этом только мимоходом упоминаются модификации: MV-, CV-, CMV-. Тут и различные условия эксплуатации проявятся, соответственно у CV- наиболее жесткие; CMV- наиболее комфортные; MV- где то посередке. Ну и соответственно требования к обслуживанию…, тут сейчас всем грустно.
    Машина действительно была настолько революционной, что конструкторам приходилось….
    - в этой фразе вся соль статьи. Каждое новое поколение техники тащит за собой увеличение эффективности и усложнение эксплуатации - нормальный процесс.
    Цитата: Pete Mitchell 8.12.23
    Идея хорошая, машину довели до серии и эксплуатации. То что вспомогательная машина стоит как истребитель и час полета как у эскадрильи - пусть амеровские налогоплательщики переживают
  14. 0
    15 декабря 2023 20:49
    Никогда не понимал какой резон размещать двигатели на концах крыла. Есть вал эти двигатели связывающий. Не логичней разместить двигатель в фюзеляже. Тем более что на новом конвертоплане жвигатель неподвижный а поворачиваются только винты.
    1. 0
      15 декабря 2023 21:34
      Эта идея возникла ещё в межвоенный период, как только крыло стало достаточно толстым для пропуска вала. Действительно, зачем нужны самолеты с 2, 4 или даже 6 двигателями в крыле, создающими большое лобовое сопротивление и требующими большой прочности от крыла, когда можно разместить двигатели в и так обтекаемом корпусе, а в крыле иметь только сами пропеллеры и привод к ним. Кажется, даже до опытных образцов не дошло.
  15. +2
    15 декабря 2023 21:54
    Для первой серийной машины в своем классе он даже слишком хорош. Можно сравнить с Ми-26 (выпущено примерно столько же, и хотя машина куда более консервативной конструкции, но тоже уникальных характеристик). "Мишек" и побилось больше, и народу они больше унесли.
  16. 0
    16 декабря 2023 19:42
    Да, конечно, у конвертоплана есть приличные преимущества как перед самолетом, так и перед вертолетом.
    Как известно, универсальные инструменты делают все... одинаково плохо. Это смешно, но это не анекдот, это вполне серьезная инженерная оценка. Дело в том, что каждый узел, каждая деталь, которая присутствует в системе, и при этом не участвует в исполнении основной функции, сильно снижает общую надежность системы.
    Крыло, в котором без толку болтаются привода, отвечающие за вертикальные положения двигателей - плохое крыло! Перетяжеленное, нетехнологичной формы для исполнения своей основной функции - горизонтального полета и маневров. И так нужно сказать обо всех механизмах конвертоплана.
    Наша техника практически достигла пределов совершенствования. Физика не дает нам никаких новых идей и подходов. Физика мертва. Это печально. Но одновременно есть и плюсы - мы уже очень неплохо знаем, как себя поведут новые конструкции, в проектировании которых применены некоторые подходы.
    Проще говоря, изначально было известно, что эти тарахтелки будут чудовищно ломучи. И что они возьмут обильные жертвы за свои вертикальные посадки и взлеты. Жертвы кровью и смертью. Это было запланировано. Ну а теперь американцы больше не хотят платить кровавую цену...
  17. exo
    +1
    17 декабря 2023 16:00
    Уникальный и очень полезный аппарат. Нет данных о причинах катастроф. Поэтому и выводы сделать ,невозможно. Понятно, что непрост в пилотировании. С огромной натяжкой можно сравнить с уникальными советскими экранопланами. Я, склоняюсь к человеческому фактору.
  18. 0
    26 декабря 2023 04:41
    Теоретически наклонный ротор должен быть в порядке, но КА-22 - это ...... (по одной из точек зрения, в его конструкции есть довольно очевидный недостаток: его ротор установлен поверх крыла, в результате чего нисходящий поток воздуха ударяется непосредственно о крыло, создавая сопротивление подъему самолета, а в сочетании с взаимной интерференцией между вихрями крыла и вихрями земли (что может легко привести к потере управления)
  19. +1
    9 января 2024 22:54
    Может все проблемы оттого, что русского Сикорского нет?
  20. +1
    14 января 2024 08:47
    Я как будто прочитал текст, написанный нейросетью... Некая бессвязность и просто море воды...
  21. 0
    11 февраля 2024 18:34
    Новые не бьются, а в старых накапливается риск поломки. Надо просто их чаще менять.