Two unpleasant properties of the “Contact” dynamic protection

23
Two unpleasant properties of the “Contact” dynamic protection
Photo: Vitaly Kuzmin


Forty years have already passed since the moment when the Kontakt mounted dynamic protection complex was declared fit for operation by signing a state testing act. But even after such a long time, it does not lose its relevance. Especially in the zone of a special operation in Ukraine, which once again proved that the presence of explosive “bricks” on the armor is a necessary minimum for the survival of any tank, be it the old Soviet T-62 or the Western Leopard 2.



However, like any other military product, Contact has its drawbacks, which can lead to dire consequences. An example is two facts: while providing resistance against cumulative ammunition, “Contact” has poor effectiveness against tank cumulative projectiles, and the protective ability of its units depends entirely on where it was hit.

Holds rockets and grenades well, but not well with artillery shells


The Kontakt dynamic protection complex, in a sense, can really be called a simple, club-like means of ensuring resistance to anti-tank weapons. At least in comparison with the same “Cactus” (not to be confused with the R&D “Framework” for infantry fighting vehicles), intended in the future for the deceased “Black Eagle” and other tanks. However, given the exclusively anti-cumulative orientation, the design of its blocks should not amount to the status of a technologically complex product.


A stamped metal container consisting of a bottom and a box-shaped lid with eyes for mounting on armor. Inside are two flat elements (EDZ) installed at an angle to each other, each of which consists of two steel plates with a layer of explosive located between them, which reacts to the impact of a cumulative jet, but is almost completely inert when hit by bullets and small-caliber projectiles. In general, the entire structure of those very “building blocks”, which has not been a secret for a long time and is described in many publications.

The principle of operation, if you do not go into deep details of the process, is also not complicated. The projectile, hitting the dynamic protection unit, detonates upon impact with its body, after which the elements inside come into play - the cumulative jet, piercing the steel plates, initiates the detonation of the explosives located between them.

As a result of the explosion, the energy of which itself has a negative effect on a body so weak to external influences, the plates begin to move, crossing the jet at high speed and tearing it apart, which leads to a significant decrease in armor penetration. With the correct installation of the blocks, according to open calculations of the Steel Research Institute and practical application experience, it can reach 400–450 millimeters against monoblock anti-tank grenades and guided missiles.

Diagram of the dynamic protection unit "Contact"
Diagram of the dynamic protection unit "Contact"

But with cumulative shells for cannon artillery – this primarily concerns tank guns – the situation is changing dramatically, as Soviet testers noticed more than forty years ago. If the detonation of a grenade or rocket on armor equipped with “Contact” left behind small dents in depth, then in the case of shelling with the above ammunition we were talking about deep cavities in the armor and even through holes.

What could be the problem? After all, according to the mechanism of action, tank cumulative shells are not much different from rockets or grenades - they penetrate armor in the same way due to the cumulative jet. But the casket simply opened.

The fact is that the cover of the “Contact” block, in addition to protecting the internal elements from external influences, at the same time serves as a cocking screen, causing the detonation of the projectile at a short distance from the thrown steel plates with explosives. Essentially, this ensures that the plates can move during an explosion and protect them from damage by the head of an attacking anti-tank weapon.

A through hole in the T-62 turret after being hit by a 125BK3M 14-mm cumulative projectile. Dynamic protection didn't help.
A through hole in the T-62 turret after being hit by a 125BK3M 14-mm cumulative projectile. Dynamic protection didn't help.

And this works great when the attack ammunition is low-velocity grenades and rockets. However, cumulative shells for tank guns have a high mass and initial flight speed, which reaches up to 900 meters per second for domestic “cumulative” shells for 125 mm tank guns. In addition, they have a very thick-walled body to withstand high pressure when fired.

The combination of these three factors leads to a logical result: the steel cover of the “Contact” unit, the thickness of which is literally three millimeters, is simply broken through by the head of the projectile, and the penetration of the cumulative jet occurs after the fact into the damaged explosive elements of dynamic protection. As a result, the protective capacity of the block can be reduced by more than half and amount to 175–270 millimeters - as evidenced by publicly available calculations of the Steel Research Institute and test results.

Of course, this is not dangerous for tanks well protected by passive armor, since the armor penetration of tank cumulative shells of most calibers is generally limited to 500–600 millimeters, and its “residues” after overcoming dynamic protection are not dangerous for combined armor packages. But if we are talking about old combat vehicles with solid steel armor and weakened projections (sides, rear), then the unpleasant nuance of the “Contact” can threaten with serious consequences - it can penetrate quite easily.

Influence of the edge effect


Another important factor that interferes with the effective operation of the Kontakt dynamic protection is the so-called edge effect, which manifests itself in the strong dependence of the anti-cumulative resistance of the unit on the location of the anti-tank weapon. It was described in detail with his colleagues back in the 80s by the Soviet scientist D. A. Rototaev - the man thanks to whom “reactive armor” generally appeared on domestic tanks.

In order to understand the essence of this phenomenon, it is necessary first of all to note that dynamic protection works most fully only if a projectile hits at a slight angle to the cover of its block - in other words, at an angle. That is why, for example, on the frontal parts of tank turrets “Contact” is installed in a “wedge” or “herringbone” pattern, while on the front of the hull it repeats the structural angles of inclination of the armor parts, and on the sides it works within the heading maneuvering angles.


However, as we know, inside the Contact block, dynamic protection elements (throwable plates with explosives) are installed almost in a v-shape. Based on this, when a projectile hits one or another part, they are involved in different ways.

So, if a cumulative warhead hits (at an angle of 60 degrees or more from the vertical) into the zone marked in the figure below with a red star, only one upper explosive element of dynamic protection comes into contact with the cumulative jet, while the lower one is actually inactive. If we talk about getting into the zone marked with a blue star, then only a limited area of ​​the thrown plates and their fragments will interact with the jet.


How the residual penetration (the ability to further penetrate the armor) of a cumulative projectile changes after overcoming the dynamic protection block is indicated by the results of research by Rototaev and his colleagues, presented in the article “The influence of the edge effect on the dynamic protection of a tank”, where it was used as an attacking weapon 93 mm anti-tank grenade warhead at a 60 degree angle.

Dynamic protection container (top view) and firing points
Dynamic protection container (top view) and firing points

Tests showed that after detonating grenades at points E, the residual penetration was 86 millimeters, while in the center (point B) it was only 37 mm. Closer to the edge at points D it is already 292 millimeters, at point A it is 241 mm. At points F, where only one DZ element works - 376 mm, at point C - 274 mm. The difference, as can be observed, in some places is almost tenfold compared to the central part. Which can lead to penetration of even combined armor if the cumulative warhead comes across as very powerful.

Of course, the probability of a grenade or rocket hitting the edges of a block is far from one hundred percent - even at close range it is practically impossible to do this intentionally. Moreover, with the correct installation of blocks (one after another), the explosive elements one way or another cover the weakened zones, but cases when a tank was penetrated by a rocket or grenade, which in principle should not have done this due to the presence of dynamic protection, are not so rare.

You need to know about this and not rely on the treasured “bricks” as a panacea for all threats on the battlefield - for the enemy the edge effect means nothing, since he will not be able to hit it like that on purpose, but for the attacked it is important - luck can sometimes turn away.

Conclusions


As a conclusion, it is worth noting that “Contact” is a really old complex and, due to its design, has many shortcomings. Moreover, the edge effect and low resistance to tank cumulative shells are only a small part of them, so the same “Kontakt-5” or “Relikt” look like perfection of design thought against its background.

Nevertheless, dry figures say that equipping tanks with combined armor with this “reactive armor” generally increases their resistance to cumulative weapons up to two times, and even the old T-55 and T-62 – up to four times. So it is not surprising that they are not going to retire the “Contact” and have been fighting with it on board for many years in various military conflicts.

Yes, it’s not ideal, it doesn’t hold sub-caliber shells and is vulnerable to tandem “cumulative” rounds, but you can’t do without it – a kind of “minimum entry threshold” for armored vehicles on the battlefield.

Information sources:
A. I. Anisko, S. V. Bodrov et al. “The influence of the edge effect on the dynamic protection of a tank.”
V. A. Grigoryan, E. G. Yudin and others. “Protection of tanks.”
A. V. Babkin, V. A. Veldanov and others. “Weapons and ammunition.”
A. A. Tarasenko, V. V. Chobitok “Dynamic protection. The Israeli shield was forged in... the USSR?
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +6
    15 December 2023 05: 19
    Thanks for the information.
    I'm curious if, with the start of the SVO, we have resumed production of Contact elements or if we are using old stock.
    All the good days!
    1. +3
      15 December 2023 10: 24
      Quote: Kote pane Kohanka
      I'm curious if, with the start of the SVO, we have resumed production of Contact elements or if we are using old stock.

      In the "cart" the "vidos" was like elements of "Contact" being cut out with a laser at a private enterprise
      1. 0
        15 December 2023 20: 25
        Quote: vvvjak
        In the "cart" the "vidos" was like elements of "Contact" being cut out with a laser at a private enterprise

        These are the only buildings that volunteers order. What about the explosive plates themselves? They say there were a lot of them left, but how many?
  2. +1
    15 December 2023 06: 05
    It doesn’t take much intelligence to find a product that was put into service 40 years ago and was a revolutionary invention at that time. Judging by the list of references used (which gives the author a definite +, since in articles on VO, plagiarism without references to the authors flourishes).
    As a result, it is not clear what this article is about and why.
    1. 0
      15 December 2023 06: 21
      Yes, it seems that not so long ago there was already an article about Contact-1 and there is nothing new in this what even the same diagram was given
  3. +6
    15 December 2023 07: 21
    Name at least one weapon that is 100% effective. Contact has been tested by conflicts and is now fighting, and it’s good that there is such protection (simple and cheap).
  4. +8
    15 December 2023 07: 27
    One of the few quite competent articles recently! A well-deserved "+" to the author. good
    1. +6
      15 December 2023 10: 43
      Quote: Tucan
      The author deserved "+"

      All his articles are a well-deserved plus!
  5. +1
    15 December 2023 07: 41
    One is tempted to ask what the latest modification of dynamic protection looks like, although I think this is a secret. And if you add an upper flat plate to Kontakt, maybe it will help against the vertical jet of a cumulative projectile, or simply double the thickness of the explosive. hi
  6. +6
    15 December 2023 08: 35
    A good technical article written in accessible language. If only all articles on VO were like this! Respect to the author.
  7. +2
    15 December 2023 09: 30
    So maybe the top part of the cover could be made thicker so that the projectile would perceive it as an obstacle?
    Redistribution of the thickness of the armor will have to be done so as not to increase the mass of the vehicle, roughly speaking, if a projectile penetrates 100 mm of armor, or 600-700, then making the vehicle armor 700 mm is pointless, and attaching enhanced dynamic protection to it will lead to an increase in the total mass, maybe does it make sense to make the main armor 100 mm thick + enhanced dynamic protection and together they will work as 1500 mm of homogeneous armor?
    1. 0
      15 December 2023 18: 54
      To begin with, you can try making a light polymer coating. Shells often explode on wood or even get stuck in it, and from the point of view of materials science, wood is a natural cellulose polymer. This means that polymers can slow down a projectile before colliding with the contact block and partially protect it from flying fragments. And, most importantly, it is possible to modernize existing protection without developing something fundamentally new.
    2. 0
      20 December 2023 09: 05
      By and large, this is contact-5...
    3. 0
      19 February 2024 10: 20
      This can only be solved by assessing the threat and pre-emptive platooning. For example, this was assumed in the "Malachite" remote control.
  8. +3
    15 December 2023 09: 36
    In general, frankly speaking, I think that the time has come to redesign the hulls and turrets of tanks with the use of dynamic protection in mind from the very beginning.
    Why in a car with a diesel engine? “bricks” made of it, with gaps between the “bricks”, which make up up to 30% of the unprotected area? Yes, because you have to protect a structure that was not originally intended for installing an emergency protection, it turns out to be such an ersatz.
    And now the angle of armor and recommendations play the same role as 70 years ago?
  9. -1
    15 December 2023 22: 19
    The article is high quality. Meaningful. Keep it up.
  10. -2
    16 December 2023 00: 08
    "while providing resistance against cumulative ammunition, the Kontakt has poor effectiveness against tank cumulative projectiles"
    Maybe against tank BOPS?
    1. 0
      16 December 2023 21: 42
      The phrase is unfortunate, but the essence is revealed in the article. Contact is good against slow-flying ATGMs or grenades, but it holds up much worse against high-speed, also cumulative, cannon shells.
  11. 0
    16 December 2023 18: 30
    You can’t put a contact on infantry fighting vehicles and armored personnel carriers, it’s better and cheaper to start making slabs from high molecular weight polyethylene of at least 100 mm for an infantry fighting vehicle and 200 mm for a tank, and the weight is normal and should hold the RPG, the modules can be covered with polyurethane, the interlayer package can be made of fiberglass or Kevlar , in short, it's time to work guys..
  12. 0
    16 December 2023 18: 54
    "while providing resistance against cumulative ammunition, "Contact" has poor effectiveness against tank cumulative shells" A strange phrase....
  13. 0
    16 December 2023 21: 34
    Quote: air wolf
    You can cover the modules with polyurethane, you can make the interlayer package from fiberglass or Kevlar, in short, it’s time to work guys..

    The guys worked on this issue back in the 70-80s
    http://btvt.info/5library/vbtt_1989_09_protection.htm
  14. 0
    6 March 2024 06: 14
    When there is an effective Relic, putting Contact on tanks is some kind of new edge of madness.
  15. 0
    6 March 2024 14: 52
    An example is two facts: while providing resistance against cumulative ammunition, “Contact” has poor effectiveness against tank cumulative projectiles, and the protective ability of its units depends entirely on where it was hit.

    I'm confused: a lot of holes in the cheese = a lot of cheese? Maybe it’s worth somehow combing this piece of text to make sure it’s not self-contradictory?

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar people (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned), Kirill Budanov (included to the Rosfinmonitoring list of terrorists and extremists)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Два неприятных свойства динамической защиты «Контакт»

21
Два неприятных свойства динамической защиты «Контакт»
Фото: Виталий Кузьмин


С того момента, когда комплекс навесной динамической защиты «Контакт» признали годным к эксплуатации, подписав акт о государственных испытаниях, прошло уже сорок лет. Но даже спустя столь долгое время он не теряет своей актуальности. Особенно в зоне проведения специальной операции на Украине, лишний раз доказавшей, что наличие взрывных «кирпичиков» на броне – это необходимый минимум для выживания любого танка, будь то старый советский Т-62 или западный «Леопард 2».



Однако, как и любое другое изделие военного назначения, «Контакт» имеет свои недостатки, которые могут привести к печальным последствиям. Примером могут служить два факта: обеспечивая стойкость от кумулятивных боеприпасов, «Контакт» имеет слабую эффективность против танковых кумулятивных снарядов, а защитная способность его блоков целиком и полностью зависит от того, в какое место пришлось попадание.

Ракеты и гранаты держит хорошо, но артиллерийские снаряды – плохо


Комплекс динамической защиты «Контакт» в каком-то смысле действительно можно назвать простым, как дубина, средством обеспечения стойкости к противотанковым средствам. По крайней мере, в сравнении с тем же «Кактусом» (не путать с ОКР «Каркас» для БМП), предназначавшимся в перспективе для в бозе почившего «Чёрного орла» и других танков. Впрочем, учитывая исключительно противокумулятивную направленность, конструкция его блоков и не должна тянуть на статус технологически сложного изделия.


Металлический штампованный контейнер, состоящий из днища и коробчатой крышки с проушинами для крепления на броне. Внутри два установленных под углом друг к другу плоских элемента (ЭДЗ), каждый из которых состоит из двух стальных пластин с расположенным между ними слоем взрывчатого вещества, реагирующего на удар кумулятивной струи, но практически полностью инертного при попадании пуль и малокалиберных снарядов. В общем-то, и всё устройство тех самых «кирпичиков», которое давно не является секретом и описано во множестве публикаций.

Принцип действия, если не вдаваться в глубокие детали процесса, тоже сложностью не отличается. Снаряд, попадая в блок динамической защиты, детонирует от удара о его корпус, после чего в дело вступают находящиеся внутри элементы – кумулятивная струя, пробивая стальные пластины, инициирует подрыв находящейся между ними взрывчатки.

В результате взрыва, энергия которого сама по себе негативно действует на столь слабое к внешним воздействиям тело, пластины приходят в движение, на большой скорости пересекая струю и разрывая её на части, что приводит к существенному снижению бронепробиваемости. При правильной установке блоков, по открытым расчётам НИИ «Стали» и опыту практического применения, оно может достигать 400–450 миллиметров против моноблочных противотанковых гранат и управляемых ракет.

Схема устройства блока динамической защиты «Контакт»
Схема устройства блока динамической защиты «Контакт»

А вот с кумулятивными снарядами для ствольной артиллерии – в первую очередь это касается танковых пушек – ситуация кардинально меняется, что заметили ещё сорок с лишним лет назад советские испытатели. Если подрыв гранаты или ракеты на броне, оснащённой «Контактом», оставлял после себя небольшие по глубине вмятины, то в случае с обстрелом вышеуказанными боеприпасами речь шла о глубоких кавернах в броне и даже сквозных пробоинах.

В чём же может быть загвоздка? Ведь по механизму действия танковые кумулятивные снаряды мало чем отличаются от ракет или гранат – пробивают броню они точно так же за счёт кумулятивной струи. Но ларчик просто открывался.

Дело в том, что крышка блока «Контакта», помимо защиты внутренних элементов от внешнего воздействия, заодно выполняет функцию взводного экрана, вызывающего детонацию снаряда на небольшом расстоянии от метаемых стальных пластин со взрывчаткой. По сути, за счёт этого обеспечивается возможность движения пластин при взрыве и предохранение их от повреждения головной частью атакующего противотанкового средства.

Сквозная пробоина в башне Т-62 после попадания 125-мм кумулятивного снаряда 3БК14М. Динамическая защита не спасла.
Сквозная пробоина в башне Т-62 после попадания 125-мм кумулятивного снаряда 3БК14М. Динамическая защита не спасла.

И это прекрасно работает, когда в роли атакующих боеприпасов выступают низкоскоростные гранаты и ракеты. Однако кумулятивные снаряды для танковых пушек обладают высокой массой и начальной скоростью полёта, которая доходит до 900 метров в секунду у отечественных «кумулятивов» для 125-мм танковых орудий. Помимо этого, они имеют весьма толстостенный корпус, чтобы выдерживать высокое давление при выстреле.

Сочетание этих трёх факторов приводит к закономерному итогу: стальная крышка блока «Контакта», толщина которой составляет буквально три миллиметра, попросту проламывается головной частью снаряда, а проникание кумулятивной струи происходит уже по факту в повреждённые взрывные элементы динамической защиты. В результате чего защитная способность блока может снизиться более чем в два раза и составить 175–270 миллиметров – о чём говорят находящиеся в открытом доступе расчёты НИИ «Стали» и результаты испытаний.

Безусловно, для хорошо защищённых пассивной бронёй танков это не опасно, поскольку бронепробиваемость танковых кумулятивных снарядов большинства калибров в целом ограничена 500–600 миллиметрами, и её «остатки» после преодоления динамической защиты не страшны для комбинированных бронепакетов. Но если речь идёт о старых боевых машинах со сплошным стальным бронированием и ослабленных проекциях (борта, корма), то неприятный нюанс «Контакта» может грозить серьёзными последствиями – пробить может вполне легко.

Влияние краевого эффекта


Ещё одним важным фактором, мешающим эффективной работе динамической защиты «Контакт», является так называемый краевой эффект, который проявляется в сильной зависимости противокумулятивной стойкости блока от места попадания противотанкового средства. Его со своими коллегами в подробностях описал ещё в 80-х годах советский учёный Д. А. Рототаев – человек, благодаря которому «реактивная броня» вообще появилась на отечественных танках.

Для того, чтобы понять сущность этого явления, нужно в первую очередь отметить, что наиболее полно динамическая защита отрабатывает только в случае попадания снаряда под небольшим углом к крышке её блока – иначе говоря, под наклоном. Именно поэтому, например, на лобовых частях танковых башен «Контакт» устанавливают «клином» или «ёлочкой», тогда как на лбу корпуса он повторяет конструкционные углы наклона броневых деталей, а на бортах работает в пределах курсовых углов маневрирования.


Однако, как мы знаем, внутри блока «Контакта» элементы динамической защиты (метаемые пластины со взрывчаткой) установлены почти v-образно. Исходя из чего, при попадании снаряда в ту или иную часть они задействованы по-разному.

Так, в случае попадания кумулятивной боевой части (под углом 60 и более градусов от вертикали) в зону, отмеченную на расположенном ниже рисунке красной звездой, с кумулятивной струёй контактирует только один верхний взрывной элемент динамической защиты, тогда как нижний фактически бездействует. Если же говорить о попадании в зону, отмеченную синей звездой, то со струёй будет взаимодействовать лишь ограниченная площадь метаемых пластин и их обломков.


О том, как изменяется остаточная пробиваемость (способность к дальнейшему проникновению в броню) кумулятивного снаряда после преодоления блока динамической защиты, говорят результаты исследований Рототаева и его коллег, изложенные в статье «Влияние краевого эффекта на динамическую защиту танка», где в качестве атакующего средства использовалась 93-мм боевая часть противотанковой гранаты под углом 60 градусов.

Контейнер динамической защиты (вид сверху) и точки обстрела
Контейнер динамической защиты (вид сверху) и точки обстрела

Испытания показали, что после подрыва гранат в точках E остаточная пробиваемость составила 86 миллиметров, тогда как по центру (точка В) – всего 37 мм. Ближе к краю в точках D – уже 292 миллиметра, в точке А – 241 мм. В точках F, где работает только один элемент ДЗ – 376 мм, в точке С – 274 мм. Разница, как можно наблюдать, в некоторых местах практически десятикратная в сравнении с центральной частью. Что может привести к пробитию даже комбинированной брони, если кумулятивная боевая часть попадётся уж очень мощной.

Разумеется, вероятность попадания гранаты или ракеты в края блока далеко не стопроцентная – даже с близкого расстояния это намеренно сделать практически невозможно. Более того, при правильной установке блоков (друг за другом) взрывные элементы так или иначе перекрывают ослабленные зоны, но случаи, когда танк пробивался ракетой или гранатой, которая в принципе не должна была это сделать из-за наличия динамической защиты, не так уж и редки.

Об этом нужно знать и не полагаться на заветные «кирпичики», как на панацею от всех угроз на поле боя – для противника краевой эффект ничего не значит, поскольку он специально так попасть не сможет, но для атакуемых он важен – удача может иногда отвернуться.

Выводы


В качестве вывода стоит отметить, что «Контакт» – комплекс действительно старый и в силу своей конструкции имеющий немало недостатков. Причем краевой эффект и невысокая стойкость к танковым кумулятивным снарядам – лишь малая часть из них, поэтому тот же «Контакт-5» или «Реликт» выглядят на его фоне просто совершенством конструкторской мысли.

Тем не менее сухие цифры говорят, что оснащение этой «реактивной бронёй» танков с комбинированным бронированием в целом повышает их стойкость к кумулятивным средствам поражения до двух раз, а уж старых Т-55 и Т-62 – до четырёх раз. Так что нет ничего удивительного в том, что отправлять на пенсию «Контакт» не собираются и воюют с ним на борту уже много лет в разных военных конфликтах.

Да, не идеальный, не держит подкалиберные снаряды и уязвим для тандемных «кумулятивов», но без него никак – эдакий своеобразный «минимальный порог вхождения» на поле боя для бронетехники.

Источники информации:
А. И. Анисько, С. В. Бодров и др. «Влияние краевого эффекта на динамическую защиту танка».
В. А. Григорян, Е. Г. Юдин и др. «Защита танков».
А. В. Бабкин, В. А. Велданов и др. «Средства поражения и боеприпасы».
А. А. Тарасенко, В. В. Чобиток «Динамическая защита. Израильский щит ковался в... СССР?»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 декабря 2023
    Спасибо за информацию.
    Мне любопытно, с началом СВО мы возобновили производство элементов Контакта или используем старые запасы.
    Всем доброго дня!
    1. +3
      15 декабря 2023
      Цитата: Коте пане Коханка
      Мне любопытно, с началом СВО мы возобновили производство элементов Контакта или используем старые запасы.

      В "телеге" "видос" был как элементы "Контакта" вырезают лазером на частном предприятии
      1. 0
        15 декабря 2023
        Цитата: vvvjak
        В "телеге" "видос" был как элементы "Контакта" вырезают лазером на частном предприятии

        Это только корпуса волонтеры заказывают. А сами пластины с ВВ ? Говорят их много оставалось, но насколько много?
  2. +1
    15 декабря 2023
    Найти у изделия, принятого на вооружение 40 лет назад и бывшем в ту пору революционным изобретением, ума много не надо. Судя по списку использованной литературы (что дает автору несомненный +, т.к. в статьях на ВО плагиат без ссылок на авторов процветает).
    В результате не понятно о чем эта статья и зачем.
    1. 0
      15 декабря 2023
      Да вроде не так давно статья про Контакт-1 уже была и ничего нового в этой нет what даже схема та жэ самая приводилась
  3. +6
    15 декабря 2023
    Назовите хоть одно оружие эффективное на 100%.Контакт прошел проверку конфликтами и сейчас воюет и хорошо,что есть такая защита(просто и дешево).
  4. +9
    15 декабря 2023
    Одна из немногих за последнее время достаточно грамотных статей! Автору заслуженный "+". good
    1. +7
      15 декабря 2023
      Цитата: Tucan
      Автору заслуженный "+"

      У него все статьи на заслуженный плюс!
  5. +1
    15 декабря 2023
    Так и просится спросить а как выглядит последняя модификация динамической защиты, хотя я думаю это секрет. А если в Контакт добавить ещё и верхнюю плоскую пластину, может она будет помогать от вертикальной струи кумулятивного снаряда, или увеличить толщину взрывного вещества просто в двое. hi
  6. +7
    15 декабря 2023
    Хорошая техническая статья, написанная доступным языком. Вот бы все статьи на ВО были такие! Автору - респект.
  7. +2
    15 декабря 2023
    Так может верхнюю часть крышки сделать потолще, что бы снаряд воспринимал её как препятствие?
    Перераспределение толщины брони делать придётся, что бы не увеличивать массу машины, грубо говоря если снаряд пробивает что 100 мм брони, что 600-700, то делать броню машины 700 мм бессмысленно, а навешивание на неё динамической защиты усиленной приведёт к увеличению общей массы, может имеет смысл делать основную броню толщиной 100 мм + усиленная динамическая защита и вместе они будут работать как 1500 мм гомогенной брони?
    1. 0
      15 декабря 2023
      Для начала можно попробовать сделать лёгкое полимерное покрытие. Снаряды часто взрываются о дерево или даже застревают в нем а дерево это с точки материаловедения и упрощенно это природный полимер целлюлозы. Значит полимерами можно замедлить снаряд перед столкновением с блоком контакта и частично обезопасить от разлета осколков. И, самое главное, можно так модернизировать имеющуюся защиту, не разрабатывая принципиально новое.
    2. 0
      20 декабря 2023
      По большому счёту, это и есть контакт-5...
    3. 0
      19 февраля 2024
      Это решается только оценкой угрозы и превентивным взводом. К примеру, так предполагалось в ДЗ "Малахит".
  8. +3
    15 декабря 2023
    Вообще, откровенно говоря, я думаю, что настало время перепроектировать корпуса и башни танков с расчётом использования динамической защиты изначально.
    Почему на машине с д.з. "кирпичи" из неё, с пропусками между "кирпичами", которые составляют до 30% незащищённой площади? Да потому, что приходится защищать конструкцию изначально не предназначенную для установки д.з., получается такой эрзац.
    А сейчас угол наклона брони и рекомендации играет такую же роль, как 70 лет назад?
  9. 0
    15 декабря 2023
    Статья качественная . Содержательная. Так держать.
  10. -2
    16 декабря 2023
    " обеспечивая стойкость от кумулятивных боеприпасов, «Контакт» имеет слабую эффективность против танковых кумулятивных снарядов"
    Может, против танковых БОПСов?
    1. 0
      16 декабря 2023
      Фраза неудачная, но суть в статье раскрыта. Контакт хорош против медленно летящих ПТУР или гранат, но гораздо хуже держит высокоскоростные тоже кумулятивные, но пушечные снаряды.
  11. 0
    16 декабря 2023
    Контакт на БМП и БТР не поставить, лучше и дешевле начать делать плиты из высомолекулярного полиэтилена не менее 100 мм для БМП и 200 ми для танка и по весу нормально и должен РПГ держать, покрыть модули можно полиуретаном, можно межслойный пакет сделать из стеклоткани или кевлара, короче пора работать парни..
  12. 0
    16 декабря 2023
    "обеспечивая стойкость от кумулятивных боеприпасов, «Контакт» имеет слабую эффективность против танковых кумулятивных снарядов" Странная фраза....
  13. 0
    16 декабря 2023
    Цитата: air wolf
    покрыть модули можно полиуретаном, можно межслойный пакет сделать из стеклоткани или кевлара, короче пора работать парни..

    Парни над этим вопросом работали еще в далеких 70-80х
    http://btvt.info/5library/vbtt_1989_09_protection.htm

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»