Потенциал и возможности самоходного ПТРК «Штурм-С»

17
Потенциал и возможности самоходного ПТРК «Штурм-С»
Боевая машина "Штурм-С", участвующая в Спецоперации, покидает замаскированную позицию


Несколько десятилетий назад на вооружение советской армии был принят самоходный противотанковый ракетный комплекс 9К114 «Штурм-С». Пройдя несколько модернизаций и получив ряд улучшений, он остается в строю и активно эксплуатируется нашими сухопутными войсками. Благодаря штатной наземной аппаратуре с широкими возможностями и набору ракет с высокими характеристиками этот комплекс способен поражать широкий круг целей разной степени сложности.



Комплекс и его развитие


История самоходного ПТРК сухопутных войск 9К114 «Штурм-С» восходит к началу семидесятых годов, когда в коломенском КБ машиностроения под руководством С.П. Непобедимого началась разработка перспективной ракеты для разных платформ. По итогам этих работ в 1976 г. на вооружение ВВС был принят вертолетный комплекс «Штурм-В», а через три года сухопутные войска получили самоходный 9К114 «Штурм-С». В дальнейшем этот ПТРК стал одним из основных образцов своего класса в нашей армии.

Первая крупная модернизация этого изделия была проведена в середине девяностых и предусматривала замену существующей ракеты 9М114 «Кокон». Ее результатом стала новая ракета 9М120 «Атака» с повышенными характеристиками, принятая на вооружение в 1996 г. В дальнейшем ее также модернизировали, и теперь речь идет о целой линейке «Атак».


Пусковая установка готова к стрельбе

Последняя на данный момент модернизация «Штурма» была проведена в начале десятых годов. По ее итогам, в 2014 г. парк техники нашей армии пополнился новым ПТРК 9К132 «Штурм-СМ». Также существует его экспортная модификация с литерами «СМЭ».

Самоходные ПТРК семейства «Штурм» активно применялись нашей армией как в условиях полигонов, так и в рамках реальных военных операций. Прямо сейчас экипажи «Штурмов» решают боевые задачи в ходе Спецоперации по защите Донбасса. Как сообщает министерство обороны, ракеты «Штурм» и «Атака» применяются по разным целям – бронемашинам, постройкам и другим объектам. При этом расчеты демонстрируют выучку и навыки, а техника подтверждает заявленные характеристики и возможности.

Технические особенности


Самоходный ПТРК 9К114 «Штурм-С» и его модификации построен на гусеничном шасси МТ-ЛБ. Эта машина имеет бронированный корпус и защищает экипаж и агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков. Обеспечивается высокая подвижность, маневренность и проходимость на разных местностях. Кроме того, такое шасси имеет широкое распространение в нашей армии, что упрощает его эксплуатацию и обслуживание.

В носовой части корпуса боевой машины 9П149 находится отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира-оператора с собственными люками в крыше. Снаружи у места командира размещены средства наведения и управления ракетой. Основной объем корпуса отдан под боевое отделение, в котором находятся подъемная пусковая установка и револьверная боеукладка для ракет. Подготовка к пуску и стрельба осуществляются механизмами с дистанционным управлением. Участие экипажа требуется только при перезарядке укладки.


Старт ракеты

Для поиска и сопровождения цели в составе ПТРК «Штурм-С» присутствовал оптический прибор. В проекте «Штурм-СМ» его заменили новым устройством с дневным и ночным каналами. Наведение – полуавтоматическое радиокомандное. Оператор удерживает прицельную метку на цели, тогда как автоматика следит за ракетой и ведет ее по линии визирования. В ранних модификациях команды передавались на ракету по узконаправленному радиолучу. Современный «Штурм-СМ» также имеет лазерно-лучевую систему управления.

В составе комплекса 9К114 применяется ракета 9М114. Это твердотопливный управляемый боеприпас длиной ок. 1,8 м калибром 130 мм (без учета раскрываемых плоскостей). Стартовая масса – 31,4 кг. Ракета поставляется в герметичном транспортно-пусковом контейнере, в котором помещается в 12-местную укладку боевого отделения и подается на пусковую установку.

В полете ракета развивает скорость до 510 м/с при средней не более 400 м/с. Максимальная дальность – 5 км. Наведение осуществляется по командам автоматики управления; на борту ракеты находятся только приемник и исполнительные механизмы. Для поражения цели используется 5,4-кг кумулятивная боевая часть с 2,4-кг зарядом взрывчатого вещества, пробивающая 560 мм гомогенной брони. Также была разработана осколочно-фугасная БЧ схожей массы.

Модернизированная ракета 9М114М принципиально не отличается от базового изделия, но тяжелее на 2 кг. На ней используется усиленная БЧ с пробиваемостью не менее 720 мм.


Роторная укладка боекомплекта и пусковая установка в сложенном виде

Ракеты 9М120 и 9М120М «Атака» выполнены в том же габарите и имеют схожие весовые характеристики. При этом новый двигатель позволил довести максимальную дальность пуска до 6-8 км для разных модификаций. Была внедрена тандемная кумулятивная БЧ. Боезаряд ракеты 9М120 пробивает от 800 мм брони за динамической защитой, 9М120М – 950 мм. Сохранена возможность применения осколочно-фугасной БЧ и создана термобарическая.

Для ПТРК «Штурм-СМ» созданы ракеты серии 9М120-1. Они отличаются усовершенствованной конструкцией и имеют дополнительную систему наведения на основе лазерного луча.

По типовым целям


Самоходный ПТРК «Штурм-С» предназначен для поражения широкого круга подвижных и движущихся (скорость до 60-80 км/ч в зависимости от ракурса) наземных целей, таких как скопления живой силы, незащищенная и бронированная техника, постройки и укрепления. Также предусматривается стрельба по низколетящим вертолетам.


Командирский оптический прибор

В рамках текущей Спецоперации расчеты «Штурмов» имеют дело практически со всем спектром предполагаемых целей и на практике подтверждают способность комплекса поражать их. В целом такие результаты боевого применения предсказуемы и понятны уже на уровне изучения техники и прочей матчасти противника.

На вооружении украинских формирований до сих пор присутствует техника советского производства, такая как бронетранспортеры или боевые машины пехоты старых моделей. Кроме того, такие же или схожие образцы, либо техника близких классов, поставлялись зарубежными странами. Легкие и средние бронемашины, имеющие только противопульное / противоосколочное бронирование, не представляют особой сложности для «Штурма-С» или других современных ПТРК. Кумулятивная боевая часть без труда пробивает их защиту со всех ракурсов и поражает внутренние агрегаты. Кроме того, заряд имеет достаточное фугасное действие для нанесения дополнительного урона внешним агрегатам цели.

Схожим образом обстоит дело с различными зданиями, сооружениями и некоторыми полевыми укреплениями. Штатные кумулятивные БЧ «Кокона» или «Атаки» способны пробивать обычные и укрепленные постройки. Осколочно-фугасная БЧ так же наносит серьезный урон как постройке, так и ее находящейся внутри живой силе.

У противника имеются танки и другая тяжелобронированная техника целого ряда моделей, как советского, так и натовского образца. Такие цели не являются простыми, но подготовленный расчет при помощи ракет поздних модификаций может справиться и с ними. При этом зачатую демонстрируется высокий потенциал кумулятивных боевых частей, унитарных и тандемных.


Загрузка боекомплекта в боевую машину

Судя по доступным материалам, танки более старых типов успешно поражаются в любую проекцию. Точные сведения о поражении ракетами «Штурма» современных ОБТ Leopard 2 или Challenger 2 пока отсутствуют, но именно такая информация представляет наибольший интерес. Можно предположить, что такие цели будут успешно поражаться с боковых или кормовых углов. Вероятно, возможно и пробитие лобовых преград, но данные на этот счет еще не поступали.

Кроме того, следует ожидать появление на поле боя американских M1A1SA Abrams, а также результатов их обстрела ракетами 9М114 или 9М120. Учитывая особенности конструкции этой техники, можно ожидать такие же результаты, как и с европейскими танками. При этом поражение лобовой проекции, имеющей ослабленные зоны, выглядит вполне возможным и вероятным.

Сохраняя актуальность


Противотанковый ракетный комплекс «Штурм» для разных платформ создавался полвека назад с использованием технологий и наработок того времени. При этом в конструкции ракеты и наземных средств ПТРК был заложен большой потенциал, позволивший получить высокие технические характеристики и возможность дальнейших модернизаций. Обновление конструкции проводилось неоднократно, и всего несколько лет назад появилась очередная модификация комплекса, «Штурм-СМ» с доработанными ракетами «Атака».

Несмотря на солидный возраст базовой конструкции, современные версии ПТРК 9К114 и 9К132 показывают высокие характеристики и справляются со ставящимися боевыми задачами. На боевом счету расчетов «Штурмов» большое количество различных бронемашин и укреплений. При этом комплексы линейки «Штурм» не являются единственными в своем роде. На вооружении состоят более новые «Хризантемы», «Корнеты» и т.д. с иным уровнем характеристик и дополнительными преимуществами.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    18 декабря 2023 07:40
    Главный вопрос .Почему до сих пор у нас такая широкая номенклатура ракет!? Для примера. Ка 52 и Ми 28 используют СВОИ птуры. Почему до сих пор нет стандартного контейнера-пусковой установки для запуска всех видов птур!? Я не говорю про лёгкий и тяжёлый класс. Унификация решает проблему. Закончились одни, используй другие! При чем такое повелось у нас давно. Что танки делали разные КБи по итогу на вооружении в одно время были от Т 62 до Т 90. Боевые вертолёты, два! Про пкр и вообще про флот промолчу, там сам чёрт ногу сломит. Если на Западе стараются под общий стандарт подогнать, то у нас ровно наоборот. Буду рад услышать мнение других читателей ВО hi
    1. +5
      18 декабря 2023 09:10
      Что танки делали разные КБи по итогу на вооружении в одно время были от Т 62 до Т 90. Боевые вертолёты, два!
      Про вертолёты всё известно, милевское лобби продавило производство Ми-28 несморя на то. что Ка-50 выиграл у него конкурс. Это поздний СССР.
      1. 0
        18 декабря 2023 18:31
        Не надо вводить людей в заблуждение. Никакого "милевского лобби" в природе не существует. Если не считать неоспоримый аторитет Миля в вопросах вертолётов для сухопутной армии. А Камов с треском провалил конкурс. Камовцы не смогли сделать ни систему автоматического поиска цели, ни систему автоматического пилотирования. А без того и другого их одноместная концепция не была даже близко похожа на боевую машину. Летательный аппарат -- да. Со специфическими ЛТХ -- да. Но даже на полигоне в незнакомой мишенной обстановке Ка-50 не мог выполнить базовых боевых задач. От безысходности камовцы даже предложили откровенно сумасшедшую идею -- дать в пару Ка-50 вертолёт-разведчик (Ка-60). Но даже очертенелое камовское лобби, которому под силу было задерживать конкурс на годы не смогло объяснить МО, каким чудесным образом Ка-50 будет одноместным, если ему нужно ещё три человека на вертолёте для разведки-целеуказания, и зачем тогда вообще у него на борту нужна вся эта электроника, если он сам разглядеть цель не может. Но даже после того, как всем было понятно, что у Камова машина не получилась, камовское лобби не позволяло конкурс завершить. Уже летал МИ-28Н с ночным каналом прицеливания, а камовцы всё не позволяли принять его на вооружение, пытаясь протолкнуть через "левую дверь" своего мертворождённого кадавра. В итоге военные ультимативно потребовали от них сделать "Ми-28 на соосной схеме". И были правы, поскольку Ка-52 получился уже приличной машиной, хоть и уступающей по боевым возможностям Ми-28, но имеющей неоспоримые плюсы.
        Сейчас кооперация Миля создала Ми-28М прицельный комплекс которого построен вокруг РЛС, а не ОЛС, и, думаю лете через 5 и на КА-52 радар в носу перестанет быть "прикольной приблудой", а станет частью оружейной системы.
        1. +1
          18 декабря 2023 18:33
          Уже летал МИ-28Н с ночным каналом прицеливания,
          Он в Чечне как-нибудь себя проявил? А Ка-50 проявил.
        2. 0
          8 февраля 2024 13:54
          Очередной сектант миля)) давно не читал таких комментариев)). Прямо ностальгия. Как же камовские вертолеты уделавшие "головастика" подрывают пятые точки)). Правда почему-то забываю сказать что 28 был и есть самым проблемным вертолётом в плане доведения до вменяемого состояния, за что неоднократно КБ Миля было ткнуто МО в одну субстанцию)) Но у сектантов всегда виноваты другие)) ракеты видишь ли не той системы)) и летать они не умеют))) зачем так откровенно врать то?)) Если "прикольная приблуда" была у ка-52 изначально то через сколько лет на головастике появился хотя бы макет на втулке? Через сколько лет 28й стал из дневного ночным? Опять камовцы не давали работать?))
          1. +1
            14 февраля 2024 00:46
            Ну я то в отличие от вас, располагаю информацией из первых рук. И если Миля "КБ Миля было ткнуто МО в одну субстанцию", то КБ Камова в этой субстанции как плавало, так и плавает. Вы можете хоть убиться здесь головой об экран, но факт остаётся фактом: Ми-28 в войсках. А Ка-50 в музее. И Ка-52 это не новый Ка-50, а Ми-28 на соосной схеме.
            Приблуда, это РЛС? Могу рассказать, когда появилась. История тут не секретная. Первый Ми-28 с ней показали в 2003 на МАКСе. Вы как "сектант камова" должны знать, что это за 5 лет до того как в 2008 году взлетел первый опытовый Ка-52 с экспериментальным "Арбалетом" на борту.
            РЛС на Ми-28 тогда была "чужая". Причина тут тоже не секретная. Фазотрону в конце 90-х дали задание сделать РЛС для ударного вертолёта. Причём именно для Ми-28. А не для Ка-50. Был даже определён серийный завод: ОАО «Государственный Рязанский приборный завод». Но руководство Фазотрона сделало "финт ушами" Вместо одного вертолёта, сделало РЛС для другого. Так ему было удобно. За основу новой РЛС взяли РЛС для МиГ-27 "Копьё", оттуда и название "Арбалет".

            При поиске имени для нового радиолокационного комплекса мы учитывали две особенности. Первая: созданную ранее Юрием Гуськовым БРЛС, которую можно считать предшественником нового комплекса, называли «Копье». Следующий момент: радар, разработанный для американского ударного вертолета AH-64D Apache, получил имя Longbow, в переводе на русский: «Длинный лук».
            из интервью руководителя направления Фазотрона по созданию вертолетных радаров Виктор КУСТОВ, «Красной звезде» 5 марта 2008г.


            А для Ми-28 делать РЛС отказалось, и причина тут проста. Фазотрон не умел и не хотел тратить деньги на борьбу с вибрациями присущими надвтулочным антеннам. Говоря проще -- Фазотрон и пошёл по линии наименьшего сопротивления.
            Рязанский завод подождал какое-то время, но поняв, что от Фазотрона не получит ничего, в 2004 решил создать РЛС сам. И сделал. В 2007 году первые варианты РЛС Н025 были установлены на вертолёты. Умойтесь слезами: штатная РЛС на Ми-28 появилась на год раньше таковой на Ка-52.
            РЛС Н025 не была беспроблемной и до 2011 шло её доведение. В частности решалась проблема вибрации. Но в 2012 году появился уже предсерийный вариант, готовый к полноценным межведомственным испытаниям. Тогда же примерно начались работы над новой версией Ми-28. Чтобы РЛС не была на нём такой же бестолковой погремушкой, как на Ка-52, а давала вертолёту новые возможности. Ведь ОЛС И Ка-52 и Ми-28Н не позволяют им вести бой на дистанциях больше 5-7 километров. А РЛС даёт возможность увеличить эту дистанцию минимум вдвое. Но для этого нужен новый ПНК и новое оружие. Иначе вертлолёт так и будет как Ка-52 летать с пачками НУРС и красиво пулять ими по площадям в стиле МИ-8...
            1. 0
              14 февраля 2024 10:12
              Ахах, да... давненько я такого не читал и не видел когда "набрасывающий на вентилятор" становится с наветра))) Ну если обтерлись то я еще немного "макну"))
              Цитата: abc_alex
              И если Миля "КБ Миля было ткнуто МО в одну субстанцию"

              Сложно отрицать факты как бы не хотелось.
              Цитата: abc_alex
              то КБ Камова в этой субстанции как плавало, так и плавает.

              Доказательства? Факты? Не для милевцев))) у которых подгорает от того, что из обошли во всём, кроме наглости и откровенного вранья)
              Цитата: abc_alex
              Вы можете хоть убиться здесь головой об экран, но факт остаётся фактом: Ми-28 в войсках. А Ка-50 в музее.

              Ну похоже вы и вас убивали уже до полной потери разума...)) При чем тут Ка-50, который ровесник Ми-28 или Ми-28А? Ну если только кто-то до сих пор старается его превзойти))) Ну и в догонку: Ка-50 в отличие от ранних Ми-28 таки успел успешно отметится в боевых действиях)) И сейчас да в музее, а Ми-28 сейчас дерет его наследник Ка-52)
              Цитата: abc_alex
              И Ка-52 это не новый Ка-50, а Ми-28 на соосной схеме.

              Ага, да взяли один в один Ми-28 воткнули второй винт сверху и обработали напильником)) Вот в этом все милевцы))
              Цитата: abc_alex
              Первый Ми-28 с ней показали в 2003 на МАКСе. Вы как "сектант камова" должны знать, что это за 5 лет до того как в 2008 году взлетел первый опытовый Ка-52 с экспериментальным "Арбалетом" на борту.

              Я как человек интересующийся авиацией и могущий при этом смотреть со стороны)) знаю, то о чем, вы тактично врете)) На МАКСе была обертка от "Чупа-чупс")) то бишь пустой обтекатель радара)) но сектанты Миля это упорно скрывают почему-то. А так да в 2008 году взлетел ВТОРОЙ построенный экземпляр Ка-52 и сразу с РЛС)) А когда та начались полеты Ми-28НМ с радаром не подскажете?))
              Цитата: abc_alex
              РЛС на Ми-28 тогда была "чужая"

              Опять вранье))
              Цитата: abc_alex
              Фазотрону в конце 90-х дали задание сделать РЛС для ударного вертолёта. Причём именно для Ми-28. А не для Ка-50. Был даже определён серийный завод: ОАО «Государственный Рязанский приборный завод». Но руководство Фазотрона сделало "финт ушами" Вместо одного вертолёта, сделало РЛС для другого.

              Рен-ТВ отдыхает)) Ну да Фазотрон наплевал на ТЗ, Контроль и Приемка наплевали на свои обязанности и конкуренты на халяву получили радар)) Главное самим в эти сказки верить)
              Цитата: abc_alex
              Умойтесь слезами: штатная РЛС на Ми-28 появилась на год раньше таковой на Ка-52. РЛС Н025 не была беспроблемной и до 2011 шло её доведение.

              Болезный, пока слезами умываетесь лишь вы)) Как известно всем кроме вас, о чем я писал выше, борт для испытания РСЛ у камовцев появился только к 2008)) А что делал Миль больше 20 лет?)) А в 2011 ка-52 уже всё)) завершил все испытания в целом, пока вы радар доводили. Ну и если поставки первых серийных 52х в полном фарше пошли в 2012, т.е. с радарами и ПНВ, то в каком году начались Ми-28 с РЛС и двойным управлением.
              Цитата: abc_alex
              Ведь ОЛС И Ка-52 и Ми-28Н не позволяют им вести бой на дистанциях больше 5-7 километров.

              Вася Вася.. ОЛС, если бы ты действительно там, с первых рук, имеет и может иметь дальность кратно выше. А вот дальность поражения у нас в первую очередь страдает из-за ущербных ПТУР
              Цитата: abc_alex
              Иначе вертлолёт так и будет как Ка-52 летать с пачками НУРС и красиво пулять ими по площадям в стиле МИ-8...

              так иди и посмотри)) твой ми-28 именно так и делает)) Поэтому основную работу и делает Ка-52.
    2. +1
      18 декабря 2023 10:00
      Не надо смотреть на запад. У них есть прецеденты когда под одним названием используются достаточно разные образцы. Сильно отличающиеся и при этом НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ
    3. +1
      18 декабря 2023 18:57
      Ну, нет. Что там чудил во время конкурса Камов -- это из разряда исторических курьёзов. Миль сразу оборудовал Ми-28 Штурмом-В. Использующим ракету 9М120 Атака. После того как военным надоели камовские заскоки, они потребовали и Ка-52 перевести на использование Атаки. Поскольку на тот момент КБМ уже предлагало Атаку в составе межвидовых комплексов Штурм на вертолёты, самоходные ПТУР и катера, оснащая ракету разными БЧ и предложив варианты с дальностью до 10 км. Но Камов от установки Штурма на Ка-50 и Ка-52 отказался. С упорством пьяного рассчитывая на Вихрь. Туляки же с Вихрем облажались и перспективы его весьма туманны. Если не сказать, что нет у него перспектив.
      В процессе работы над Ми-28М милевцы завели на Вертолёт ещё и ракету Хризантемы-С. Так что Ми-28 полностью унифицирован по ракетному оружию с сухопутными частями. Даже оружие самообороны у него на базе ПЗРК Стрела.
      А почему Ка-52 с Вихрём летает? Ну как же, он же у нас весь такой "уникальный" и "непревзойдённый", "перегнавший время" и ещё "в кино". Вам журналисты объяснят, у них получается даже там, где вообще логики нет.

      Стандартного контейнера нет потому, что у ракет разные калибры. И вообще габариты. А поскольку Атака делалась для вертолётов, а в воздухе лишние килограммы никому не нужны, то и усреднять её с 9М123 Хризантемы, было бы странно.
      А Что-то делать для Вихрей никому было не нужно. Ракета устарела на момент принятия на вооружение и перспектив у неё нет.

      Не знаю как с танками, но с вертолётами всё довольно прозаично. КБ Камова на тот момент находилось в ловушке малосерийности. Флот даже в СССР был плохим заказчиком. Делая отличные летательные аппараты, КБ не могло найти смежников, готовых оснащать их дополнительным оборудованием. А в свете грядущего перехода палубной авиации на самолёты всё рисовалось совсем кисло. Вот они и вцепились хваткой обречённого в конкурс 28\50. И с точки зрения государственной логики дать им место в войсках было правильным. КБ хоть и не преуспевает, но хотя бы живёт. А не будь у него Ка-52 уже давно повторило бы судьбу того же КБ Яковлева...
      1. -1
        16 февраля 2024 01:31
        Цитата: abc_alex
        Ну, нет. Что там чудил во время конкурса Камов -- это из разряда исторических курьёзов.

        Конечно мы вам верим, на слово))) НЕТ)))
        Цитата: abc_alex
        Миль сразу оборудовал Ми-28 Штурмом-В. Использующим ракету 9М120 Атака.

        И снова врете))) В каком году 9М120 появилась?))) а что было до нее почти 20 лет не подскажете? или опять поклеп и клевета?))
        Цитата: abc_alex
        После того как военным надоели камовские заскоки, они потребовали и Ка-52 перевести на использование Атаки.

        И не надоело врать то?)) Военным надоело))) Военным надоело "выходить на вы" с вашей атакой на дистанцию пуска ПЗРК и о ужас на Ми-28НМ завезли... "Вихрь"))) А 9М120 поставили в дополнение к Вихрю на Ка-52 потому-что запас карман не тянет))) А не потому что он такой замечательный))
        Цитата: abc_alex
        Туляки же с Вихрем облажались и перспективы его весьма туманны. Если не сказать, что нет у него перспектив.

        Опять пустые слова?))
        Цитата: abc_alex
        В процессе работы над Ми-28М милевцы завели на Вертолёт ещё и ракету Хризантемы-С.

        Рекламных плакатов начитались?))) завели там пока ноги за уши да развестить не смогли. так картинки и остались.
        Цитата: abc_alex
        Так что Ми-28 полностью унифицирован по ракетному оружию с сухопутными частями. Даже оружие самообороны у него на базе ПЗРК Стрела.

        Ну так и ка-52 несет все теже ракеты))) И это не гениальность Миля а требования МО))) И даже оружие самообороны у Ка-52 - Игла-С)) да и такой плохой Вихрь тоже может в отличие от Штурма по самолету/вертолету отработать)) Внезапно)
        Цитата: abc_alex
        А почему Ка-52 с Вихрём летает? Ну как же, он же у нас весь такой "уникальный" и "непревзойдённый", "перегнавший время" и ещё "в кино". Вам журналисты объяснят, у них получается даже там, где вообще логики нет.

        Потому что кто-то из секты миля отстал от жизни) вот и думает что кроме вихря ничего нет)) а что есть? см. выше. даже то что Ми-28 не снилось))
        Цитата: abc_alex
        Стандартного контейнера нет потому, что у ракет разные калибры. И вообще габариты

        Сами выдумали?)) Где стандарты посмотреть не подскажите? и кто принял? Потому-что в реальном мире есть ТПК для конкретных изделий)
        Цитата: abc_alex
        Не знаю как с танками, но с вертолётами всё довольно прозаично. КБ Камова на тот момент находилось в ловушке малосерийности.

        Врет и не краснеет)) КБ камова сидело тогда без средств, потому что почти все уходило Милю и только в конце 90х ситуация начала меняться. Но это же другое вы не понимаете да?)
        Цитата: abc_alex
        И с точки зрения государственной логики дать им место в войсках было правильным. КБ хоть и не преуспевает, но хотя бы живёт. А не будь у него Ка-52 уже давно повторило бы судьбу того же КБ Яковлева...

        Ну да ну да)) Сейчас живет так, что Ка-52 стал фактически основным ударным вертолетом, задвинув Ми-28 далеко назад. Ну и по итогам СВО Миль вполне может остаться без ударника. Ибо зачем нам еще один вертолет, только хуже). Особенно учитывая скорость работ по модернизации которые проводят на Камове)) Я так понимаю из первых рук не сообщили про Ка-52М?))
  2. 0
    18 декабря 2023 10:01
    Нужно уменьшить ассортимент похожих друг на друга ПТРК и обязательно вводить ПТУРС с ОФ боевой частью и, может быть, с возможностью стрелять и по координатам
    1. +3
      18 декабря 2023 10:15
      и обязательно вводить ПТУРС с ОФ боевой частью


      Ещё во времена Афгана ввели.
    2. +1
      18 декабря 2023 18:59
      Атака уже давно всё имеет.
  3. 0
    18 декабря 2023 15:45
    по моему субъективному мнению подход к таким комплексам у нас неправильный, лучший ПТРК по моему это немецкий Визель, лучше прежде всего из-за своих габаритов, длинна 3.25 ширина 1.8 высота 1.5, то-есть по размеру меньше чем Нива, масса 3.5 тонны при этом гусеничный и бронированный, наши комплексы неудачные из-за шасси, слишком большие и габаритные, для ПТРК важно уметь спрятаться за любым кустом в любом овраге или сарае, чтобы экипаж своими силами мог замаскировать и притом быстро, это засадная техника, а МТЛБ и шасси от БМП3(у Хризантемы) слишком громоздкие для этого....
    1. +2
      18 декабря 2023 19:16
      Цитата: Max1984
      для ПТРК важно уметь спрятаться за любым кустом в любом овраге или сарае, чтобы экипаж своими силами мог замаскировать и притом быстро, это засадная техника, а МТЛБ и шасси от БМП3(у Хризантемы) слишком громоздкие для этог



      Зачем его закапывать? Вы решили с танками лоб-в-лоб воевать? Наши тяжёлые ПТУР стреляют под линию горизонта на такой дистанции даже танковые пушки их не достанут. Wiesel вооружён ТОУ, у него дистанция 3-4,5 км. Боекомплект у него 2 ракеты. Броня? Простите 8-мм это броня? Защита от пуль и осколков снарядов среднего калибра. БМП-3 основа Хризантемы имеет 18 мм и держит 30-мм снаряд в лоб и 12,7 в борта.
      БМП-3, конечно больше, но вы попробуйте её разглядеть с 5 то километров через танковый прицел. А Хризантема танк увидит благодаря системе наведения на базе полноценной ОЛС.
      И не забывайте, Wiesel -- это машина для десанта, где ради снижения массы пожертвовано всем. В том числе, например, проходимостью и плавучестью. Фактически это танкетка, а концепция танкетки себя не оправдала...
      1. -2
        18 декабря 2023 19:38
        какая чушь, вы рисуете поединок в пустыне где танки едут навстречу стоящим напротив них Хризантемам и те пользуясь преимуществом в дальности расстреливают танки, победа!! Ура!!, в реальности перед тем как послать танки всегда производится разведка, и все танкоопасные цели заблаговременно уничтожаются и любой ПТРК всегда стараются спрятать и замаскировать будь то переносной или же на чем то ездящем, а сейчас еще и дроны появились которым ваша броня в 18 мм до одного места, к тому же Штурм на базе МТЛБ имеет те же 8 мм что и Визель но при этом гораздо более размерная мишень, и кто вам сказал что Визель имеет плохую проходимость? по видео так это очень шустрая машина носится по пересеченке как багги, плавать может и не умеет, да и ладно не самое главное для ПТРК...
  4. +1
    5 января 2024 11:27
    Машинка хорошая, но реально лучше Т-55М под Атаку или Штурм переделать с динамической защитой и (или) навесной композитной броней с перейди потолще...