Как защитить бомбардировщик

Как защитить бомбардировщик


Жизнь часто бывает несправедлива, именно поэтому истребителям досталась все лавры славы, про них сняты фильмы «Топ Ган» и «В бой идут одни старики», именно к этим вертким и стремительным машинам прикован неослабевающий интерес публики. Суровая истина заключается в другом - истребители всего лишь приложение к бомбардировочной авиации; они созданы исключительно для противодействия бомбовозам или, наоборот, для прикрытия своих бомбардировщиков от истребителей противника.

Непосредственно в самой основе военно-воздушных сил лежит идея бомбардировочной авиации - уничтожение с воздуха вражеской живой силы и боевой техники, командных пунктов и узлов связи, разрушении транспортной инфраструктуры и экономики вражеского государства. Именно это – главные задачи ВВС, которые в обобщенном виде звучат, как «содействие успехам наземных войск». Вся остальная возня в небе, без бомбардировщиков не имела бы никакого смысла.


Исходя из данных условий, главной проблемой бомбардировочной авиации во все времена было, невзирая на яростное противодействие противника, долететь из пункта «А» в пункт «Б», высыпать свой смертоносный груз и, естественно, благополучно вернуться назад в пункт «А». И проблема эта отнюдь не так проста…

В воздухе у бомбовозов всего два врага – ПВО и вражеская истребительная авиация.

До изобретения зенитных ракет, зенитчики-артиллеристы особой эффективностью никогда не отличались. Несмотря на периодические успехи, связанные с появлением радиолокации и развитием систем управления огнем, общая ситуация была совсем не в их пользу: единичные победы на фоне сотен боевых вылетов авиации противника. Теория вероятности, не более…

Причина выглядит вполне очевидной: даже если бравые зенитчики смогут с точностью до метра определить удаление до цели, высоту полета, и скорость вражеского самолета, даже если баллистический вычислитель с предельной точностью рассчитает точку упреждения при стрельбе, а расчет зенитки успеет навести орудие в эту точку – они промажут в 99,99% случаев.

В тот момент, когда ствол зенитного орудия содрогнется от выстрела, пилот самолета намеренно (противозенитный маневр) или, наоборот, под воздействием случайного порыва ветра, изменит курс самолета на несколько градусов. Через десяток секунд, когда неуправляемый зенитный снаряд достигнет расчетной точки, бомбардировщик, летящий со скоростью хотя бы 400 км/ч (≈120 м/с) отклонится от нее в сторону на добрую сотню метров.
Единственное решение данной проблемы – введение непрерывной коррекции зенитного снаряда при полете к цели, т.е. мы приходим к идее зенитных ракетных комплексов, которые полвека назад изменили облик авиации.

Как защитить бомбардировщик

Залп носовых пулеметов B-25 "Митчелл"


Но ракетное оружие появится чуть позже, а в годы Второй мировой зенитчикам приходилось довольствоваться заградительным огнем - например, у немцев не считалось зазорным сбить «Летающую крепость», расстреляв при этом полторы тысячи 128 мм снарядов, стоимость которых превышала стоимость сбитого ими самолета.

В таких условиях перед авиаконструкторами в первую очередь встал вопрос о защите бомбардировщика от осколков зенитных снарядов. Задача была выполнима, достаточно было лишь ввести в конструкцию ряд специальных технических решений:

- бронирование кабины экипажа , основных узлов и агрегатов;

- дублирование жизненно важных систем (электропроводка, тяги управления), а также использование многомоторной схемы, позволяющей продолжать полет после отказа одного или даже двух двигателей;

- отказ от использования двигателей жидкостного охлаждения, которые отличаются меньшей живучестью – достаточно всего одной пробоины в радиаторе, чтобы вывести мотор из строя;
- протектирование топливных баков и наддув их свободного объема азотом или выхлопными газами двигателя.

Дальше всех в этом вопросе продвинулись американцы – легендарная «Летающая крепость» имела 27 интегрированных в её конструкцию бронеплит (общая масса брони – 900 кг!). Четырехмоторный монстр взлетной массой 30 тонн с предельно прочной и надежной конструкцией, позволявшей продолжать полет даже при обширных разрушениях силового набора фюзеляжа, тяжелых повреждениях крыла или при выходе из строя половины моторов. Дублирование наиболее важных систем, самовыпускающиеся шасси, протектированные топливные баки, наконец, рациональная компоновка, позволявшая сохранить жизнь членам экипажа при вынужденной посадке на фюзеляж.

Однако уже первые бомбардировочные рейды вглубь Германии показали, что все усилия американских инженеров были напрасны. Первый тревожный звонок прозвучал 17 апреля 1943 г., когда, при попытке атаковать авиазавод в Бремене, было сбито 16 «Летающих крепостей». Кровавая развязка наступила 17 августа того же года – дневной авианалет на Швайнфурт и Регенсбург завершился полным погромом американских бомбардировочных армад. Навалившиеся со всех сторон 400 истребителей «Люфтваффе» сбили 60 стратегических бомбардировщиков, а половина из вернувшихся на базы 317 «Крепостей» имели значительные повреждения, в том числе, принесли еще 55 мертвых тел внутри своих фюзеляжей.

При этом речь идет о самолете Боинг B-17 «Flying Fortress» - объективно, лучшем дальнем бомбардировщике тех лет с беспрецедентными мерами защищенности и самообороны. Увы, ни огромные размеры, ни мощное бронирование, ни 12 крупнокалиберных пулеметов не смогли спасти «Летающие крепости» от маленьких юрких истребителей - пилоты Люфтваффе прорывались сквозь убийственный огонь сотен стволов и расстреливали «Крепости» в упор. Опытным путем было установлено, что американской машине было достаточно около двух десятков попаданий 20 мм снарядов.

Американцы решили проблему со свойственной им прямолинейностью – создали эскортные истребители P-51 «Мустанг» и P-47 «Тандерболт» (точнее специальное оборудование для этих машин и подвесные топливные баки). Теперь они были способны сопровождать бомбардировщики на всем протяжении полета до любой точки Германии. 1000 «Крепостей» под прикрытием 1000 «Мустангов» не оставляли немцам никаких шансов на успешное отражение столь массированной атаки.

Похожие события происходили и в остальных воюющих странах. Если даже «Летающая крепость» не могла адекватно постоять за себя в воздушном бою, то нечего было и надеяться, что группа Ил-4, Юнкерс-88 или Хейнкель-111 сможет самостоятельно прорваться к целям в глубоком тылу противника. Например, Ил-4 не мог одновременно отбиваться от нападающих сзади-сверху и сзади-снизу истребителей (турелями в задней полусфере управлял один стрелок), а на все многочисленные огневые точки «Юнкерса» приходилось всего 4 члена экипажа (включая пилотов)!

Спасение было одно – ходить на задание только с истребительным прикрытием. В результате дальность полета всех бомбардировщиков Второй мировой была ограничена отнюдь не ёмкостью их топливных баков, а боевым радиусом истребителей сопровождения.

Правда, был еще один способ избежать тяжелых потерь в дальних бомбардировочных рейдах – вообще не встречаться с истребителями противника. Согласно статистике, во время воздушной Битвы за Британию немецкие бомбардировщики имели 1 потерю на 20 боевых вылетов в светлое время суток и 1 потерю на 200 боевых в ходе вылетов ночью! Даже появление первых несовершенных радаров, тепловизоров и систем типа «Неправильная музыка» («Шрэге музик» - особое расположение оружия на немецких ночных истребителях под углом к горизонту) не изменили общий расклад - потери ночных бомбардировщиков оставались на уровне 1%. Увы, эффективность ночных бомбовых ударов выражалась той же цифрой.

Ситуацию несколько исправило появление радиолокационных бомбовых прицелов. Прибор под названием AN/APS-15 "Микки" сделал для безопасности «Летающей крепости» больше, чем все ее 12 пулеметов. Отныне «Крепости» могли бомбить сквозь облака, прячась от истребителей и зениток в густой облачности.

Появление реактивной авиации вновь поменяло правила игры. Уже к концу 40-х годов, когда в небо поднялись МиГ-15 и F-86 «Сейбр» с надежными и тяговитыми реактивными двигателями и стреловидными крыльями, оптимизированными под высокие скорости полета, - ни один тихоходный поршневой бомбардировщик уже не мог всерьез рассчитывать на выполнение заданий глубоко в тылу противника.
Как защитить бомбардировщик

Апофеозом этих историй стал «Черный четверг» над рекой Ялуцзян, когда советские МиГи сбили по различным источникам от 10 до 14 «Сверхкрепостей» и еще 4 реактивных истребителя-бомбардировщика F-84. Погром стал закономерным результатом опрометчивых решений американского командования, отправившего на важное задание устаревшие «Суперкрепости» под прикрытием не самого лучшего эскорта из F-84 «Тандерджет». Естественно, стремительные МиГи, заточенные под уничтожение тяжелых бомбардировщиков, разнесли в клочья американскую армаду из 23 мм и 37 мм пушек – почти на каждом вернувшемся B-29 имелись убитые или раненые.

В то время, когда МиГи праздновали триумф в Корее, на другом конце земли разворачивались не менее значимые и тревожные события. С 1954 г. начались систематические нарушения воздушного пространства СССР с использованием стратегических реактивных разведчиков (бомбардировщиков) RB-47 «Стратоджет». Если раньше нарушители – разведчики RB-29 или морские патрульные самолеты PB4Y «Прайвэтир» надеялись лишь на милосердие советских летчиков и запрет на открытие огня в мирное время (подчас зря – 8 апреля 1950 года PB4Y был сбит над Балтийским морем в районе Лиепаи, экипаж погиб. Такая же судьба постигла обнаглевший B-29, который был утоплен МиГами в Японском море 13 июня 1952 г), - но с появлением скоростных «Стратоджетов» с двигателями от «Сейбров» ситуация стала по настоящему критической.
Как защитить бомбардировщик

29 апреля 1954 года группа из трех RB-47 совершила дерзкий рейд по маршруту Новгород – Смоленск – Киев. Попытки перехвата нарушителей были безуспешны.

Ситуация повторилась 8 мая 1954 года - в воздушное пространство СССР снова вторгся разведчик RB-47, на перехват было поднято два полка МиГ-15. Опять неудача – RB-47 отснял все объекты на Кольском полуострове и легко ускользнул от преследователей.

К 1956 году американцы осмелели настолько, что решились провести операцию «Хоум ран» - в период с 21 марта по 10 мая 1956 г. реактивные RB-47 совершили 156 глубоких вторжений в воздушное пространство Советского Союза в районе Кольского полуострова, Урала и Сибири.
Как защитить бомбардировщик

Беспредел продолжился летом того же года – с 4 по 9 июля одиночные «Стратоджеты» , взлетая с авиабаз в Западной Германии, ежедневно нарушали воздушное пространство Польши и, сопровождаемые плотным роем МиГов, вторгались на 300-350 км вглубь западных областей СССР.
Как защитить бомбардировщик

Ситуацию осложняло чувство неопределенности – отличить «безвредный» RB-47 с разведывательной аппаратурой и фотокамерами, от грозного B-47 с 8 тоннами ядерных бомб во внутреннем бомбоотсеке, было довольно сложно.

Причиной безнаказанности американских RB-47 была слишком высокая скорость полета – около 1000 км/ч, что всего на 100 км/ч меньше, чем максимальная скорость МиГ-15 или МиГ-17. А идти на перехват, не имея значительного преимущества в скорости было бесполезно – едва истребитель успевал взять в прицел бомбардировщик, как пилот RB-47 незначительно менял курс. МиГу приходилось закладывать вираж, теряя при этом скорость и вновь с трудом догонять бомбардировщик. Пара безуспешных попыток – и топливо на нуле, пора прекращать преследование.

10 истребителей не могут сбить одиночный бомбардировщик! – ни один пилот Второй мировой не поверил бы в эту сказку. К счастью, «золотая эра» бомбардировочной авиации закончилась быстро – с появлением на вооружении ВВС СССР сверхзвуковых МиГ-19 и МиГ-21 полеты нарушителей RB-47 стали предельно рискованной затеей.

1 июля 1960 года самолет радиоэлектронной разведки ERB-47H был безжалостно сбит над Баренцевым морем. 4 члена экипажа погибли, еще двое были спасены советским траулером и отправлены на родину.

Появление ракетного оружия, в том числе зенитных ракет, поставило на стратегической бомбардировочной авиации знак большого вопроса, а выход на боевое дежурство подводных лодок с баллистическими ракетами окончательно поставил точку в этом вопросе. Развитие стратегических бомбардировщиков было надолго заморожено – неслучайно в наши дни в небе можно видеть древние летающие «артефакты» B-52 и Ту-95. Впрочем, эти машины уже давно ушли от своего первоначального происхождения, превратившись в платформы для запуска крылатых ракет, или, в случае с американской «Стратосферной крепостью», в простое и дешевое средство для проведения ковровых бомбардировок стран Третьего мира.

Миротворец с ядерной бомбой

Говоря о стратегических бомбардировщиках конца 40-х – начала 50-х годов, нельзя не отметить такую лютую машину смерти, как B-36 «Миротворец». Создатели сего чуда техники пошли по экстенсивному пути развития, пытаясь до последнего отстоять право существования своей поршневой машины в Эру реактивной авиации.

Справедливо признать, что B-36 уже при рождении отличался чудовищем с невероятными размерами и совершенно неадекватным внешним обликом – чего стоили только шесть двигателей с толкающими винтами! В принципе, идея появления «Миротворца» достаточно очевидна – еще больше скорость, еще тяжелее бомбовый груз, еще больше дальность полета.
Как защитить бомбардировщик

B-29 Superfortress и B-36 Peacemaker

Все характеристики на пределе возможного! 39 тонн бомб, 16 автоматических пушек калибра 20 мм, максимальная взлетная масса – 190 тонн (что в 3 раза больше, чем у легендарного B-29!). Странно, почему в Пентагоне не нашлось никого, кто бы сказал: «Ребята! Да вы сошли с ума». Потрясающую машину приняли на вооружение и произвели в количестве 380 экземпляров. Впрочем, у «Миротворца» было одно большое преимущество: легкоснаряженный, он мог забираться в стратосферу на высоту 13-15 км, становясь совершенно недосягаемым для любых средств ПВО и истребителей тех лет.

К несчастью для американцев, бурное развитие авиационной техники уже через пару лет поставило перед ВВС вопрос о снятии с вооружения этого медлительного Левиафана. Новый реактивный B-47 мог выполнять те же задачи с еще большей эффективностью и меньшими затратами.

Пытаясь сохранить свое детище, инженеры фирмы «Конвэр» стали чудить уже по-настоящему: в дополнение к шести поршневым моторам, к «Миротворцу» прицепили еще четыре «форсажных» реактивных двигателя от B-47. В результате, огромный B-36 cмог кратковременно разгоняться до 700 км/ч! (все остальное время он медленно плыл со скоростью 350…400 км/ч).

Понимая, что лучшее оборонительное оружие бомбардировщика – истребительный эскорт, еще на заре появления проекта B-36 стал прорабатываться проект «карманного пистолета» для стратегического бомбардировщика. Результатом работ по этой теме стал самый маленький реактивный истребитель в истории авиации – XF-85 «Гоблин», подвешиваемый внутри гигантского бомбоотсека B-36, и выпускаемый при появлении истребителей противника.
Как защитить бомбардировщик

К чести конструкторов фирмы МакДоннелл, им удалось сделать невероятное – создать полноценный боевой самолет размером с микролитражный автомобиль! За забавной внешностью этого «летающего яйца» скрывался по настоящему боеспособный реактивный истребитель, не уступавший в скорости МиГ-15 и вооруженный четырьмя крупнокалиберными «Браунингами» с 300 патронами на каждый ствол. Длительность автономного полета рассчитывалась из соображений: 20 минут воздушного боя и полчаса полета в крейсерском режиме. На крошечном самолете имелась даже герметизированная кабина с катапультируемым креслом и некоторое подобие шасси, выполненное в виде стальной «лыжи».

Несмотря на многообещающие результаты летных испытаний, сама идея «истребителя-паразита» оказалась слишком сложна, неэффективна и ненадежна для реального воздушного боя. Кстати, похожая мысль посетила советских конструкторов еще в 30-е годы: буксирование бомбардировщиком ТБ-3 сразу трех истребителей И-16. Проект особого развития не получил, в первую очередь из-за того, что ТБ-3 оказалось не под силу тащить «тройную» ношу – резко сократилась дальность полета, а скорость снизилась ниже всех разумных пределов. Что касается B-36 «Миротворец», то эти необычные машины было благополучно отправлены на свалку в конце 50-х годов. Кстати, они не раз применялись в качестве высотных разведчиков для полетов над Китаем и СССР – огромные размеры их фюзеляжей позволяли разместить внутри циклопические фотокамеры с высоким разрешением.

В наши дни особое значение приобрела тактическая ударная авиация – уникальный симбиоз многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков, часть функций которых дублируют штурмовики и ударные вертолеты.
F-15E, F-16, F/A-18, «Торнадо» - вот главные действующие лица современных локальных войн.
С российской стороны в списке будут Су-24, Су-25 и перспективные Су-34. Можно вспомнить многоцелевые истребители-бомбардировщики Су-30 и пожилые ударные самолеты МиГ-27, до сих пор активно эксплуатирующиеся в ВВС Индии.

Несмотря на принадлежность к разным классам, все эти машины выполняют одну и ту же функцию – «оказывают максимальное содействие успехам наземных войск», т.е., как обычно, выполняют Главную задачу военной авиации.
Как защитить бомбардировщик

Еще один супер-герой Холодной войны

Основной способ повышения защищенности современных бомбардировщиков (и ударных самолетов в целом) – ни при каких обстоятельствах не попадаться на глаза противнику! Иначе самолет ждет скорая и неотвратимая смерть. Кто-то строит машины по технологии «стелс», кто-то пытается как можно ниже «прижаться» к земле, летая ниже радиогоризонта радаров. Кроме того, в современном бою активно используются оптико-электронные станции постановки помех, отстреливаемые ловушки и дипольные отражатели, по прежнему остается актуальным противоосколочное бронирование. Некоторые ударные задачи авиации стали перекладываться на плечи беспилотников.

Несмотря на общемировой застой в области создания новых конструкций ударных самолетов на рубеже ХХ-ХХI веков, мы сейчас стоим на пороге настоящего прорыва – возможно уже в начале следующего десятилетия в небе появятся гиперзвуковые ударные машины и смертоносные сверхзвуковые дроны с искусственным интеллектом.

Небольшая фотогалерея:

Как защитить бомбардировщик

"Летающие крепости" в небе Третьего Рейха


Как защитить бомбардировщик

И их эскорт


Как защитить бомбардировщик

На одном крыле


Как защитить бомбардировщик

Хвост почти отрублен таранным ударом "Мессершмитта"


Как защитить бомбардировщик

Потомок "Летающих крепостей" - Еврофайтер Тайфун


Как защитить бомбардировщик
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 59
  1. leon-iv 21 января 2013 10:54
    сейчас бомберам нужна малозаметность и маскимальный радиус действия его оружия.
    1. Iraclius 21 января 2013 11:33
      Цитата: leon-iv
      сейчас бомберам нужна малозаметность и маскимальный радиус действия его оружия.

      Смысл в чём - стратегические бомберы давно уже переквалифицировались в мобильные платформы для запуска ракет - носителей ЯО. Ну, В-52, как справедливо указано в статье, ещё периодически вгоняют ковровыми бомбардировками в каменный век непокорных. Пытаются вогнать, во всяком случае. На таких аппаратах, включая малозаметный В-2 никто бомбить противника, обладающего более-менее современным ПВО, в здравом уме не рискнёт - ибо шансы достичь цели стремятся к нулю. А разработка современного бомбера слишком дорого обойдётся...В этом плане показателен пример Великобритании - всех своих "Викторов" списали в утиль, сделав ставку на баллистические ракеты. request
      1. ССИ 21 января 2013 14:22
        Цитата: Iraclius
        всех своих "Викторов" списали в утиль, сделав ставку на баллистические ракеты.

        Коих у нее своих нет. Не дадут Штаты более ракет и что? Даже на подводных лодках у них штатовские Трайденты. А вот у Франции - все свое.
        1. Iraclius 21 января 2013 14:33
          Политика Министерства Обороны Великобритании предусматривает участие войск Великобритании в военных операциях любого рода лишь в составе коалиции, только Фолклендский конфликт 1982 года отличался от данной политики. Было бы нужно - и там бы США подключились. Это же главные союзники. США пока из ума не выжили, чтобы добровольно от него отказываться. wink Лично я давно уже воспринимаю эти государства, как единое целое.
          1. DmitriRazumov 21 января 2013 15:52
            На Фолклендах США предоставляли британцам информацию космической и радиоэлектронной разведки, что ставило Аргентину в невыгодное положение. Согласитесь, знать планы и манёвры врага -это уже на половину выигранная компания.
            DmitriRazumov
            1. Iraclius 21 января 2013 16:27
              Однозначно. yes Кстати, "Викторы" там неплохо отработали по наземным целям, если память не изменяет. Конфликт с военной точки зрения интересен тем, что происходил на большом удалении от метрополии и в этом смысле напоминает амфибийные операции США во время Войны на Тихом океане.
          2. Iraclius 22 января 2013 16:55
            Хм...Минус поставили приверженцы неувядающей славы Британской империи - владычицы морей? Хотя бы указали в чём я ошибся.
      2. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 14:47
        Цитата: Iraclius
        ещё периодически вгоняют ковровыми бомбардировками в каменный век непокорных

        Аццкая дискотека начинается с 1:35
  2. strannik595 21 января 2013 11:02
    а это миниатюрный русский бомбардировщик для увеселительных прогулок в небе.................Тяжелый бомбардировщик, Калинин К-7 отличается размахом крыла в рекордные 132,5 метра — для сравнения, размах крыла Боинг 747 составляет 68,5 метров. К-7 построен на основе гигантского эллиптического крыла толстого профиля и двух треугольных хвостовых балок. К-7 был создан как многофункциональное воздушное судно — он мог служить и для военных и для гражданских целей, вмещая до 128 пассажиров. «Люксовая» версия самолета предусматривала в крыле ряд пассажирских отсеков для 64 пассажиров, общий салон, кухню.

    Звание «летающей крепости» по праву заслуживает военная версия самолета, появившаяся за десять лет до знаменитого Боинга B-17. Воздушное судно было оборудовано 12 огневыми позициями и специальной электрической тележкой, доставлявшей стрелков к двум пулеметам в хвосте самолета. K-7 мог перевозить более 16 тонн бомб или десантную группу в составе до 112 парашютистов.
    1. Iraclius 21 января 2013 11:20
      Башни главного калибра с линкора Севастополь сняли? 305-мм? laughing За поднятие настроения плюсую. good
    2. demon ada 21 января 2013 11:41
      это футуристический рисунок.
      реальный самолет выглядит скромнее
      но спасибо что напомнили про К-7
      если бы не авария дальнейшее развитие было бы весьма интересное
      demon ada
      1. Iraclius 21 января 2013 11:48
        Да я в курсе. Зато вполне себе боевой ТБ-3 неплохо отличился в Советско-Финскую, да и в начале Великой Отечественной преподнёс неприятный сюрприз немцам.

        ***
        Кстати, в статье было бы неплохо рассказать про то, с чего всё начиналось - с доктрины Дуэ, которая обосновывала эффект от массированых бомбардировок инфрастуктуры противника. Неплохо было бы рассказать про ковровые бомбардировки Токио силами Суперкрепостей, которые унесли жизней больше, чем последующие ядерные. И имя палача - Кёртиса Ле Мэя тоже было бы неплохо упомянуть - в назидание и напоминание о том, кто и какими методами на самом деле несёт "свет демократии".
    3. Мак 21 января 2013 13:04
      "а теперь со всей этой фигнёй мы попытаемся взлететь"
    4. warriordima 7 июня 2015 06:07
      ПРикольно))
  3. Iraclius 21 января 2013 11:07
    Статье поставил плюс. Но есть и ряд недостатков. Ничего не сказано про результативность воздушных стрелков летающих крепостей. Ничего не сказано про уникальную систему управления огнём оборонительных турелей В-29 и В-36 с применение аналоговых компьютеров - революционная и очень сложная система по тем временам. Кстати, о В-36. Кажущаяся архаичность самолёта обусловлена тем, что его проектирование и разработки шли ещё в годы Второй Мировой. Чудовищные размеры, мощное оборонительное вооружение из 20-мм пушек и огромная дальность полёта были предназначены исключительно для бомбардировки японских островов с западного побережья США и возвращения обратно - в то время Объединённому комитету штабов казалось, что война растянется надолго. Однако, к тому времени, как самолёт поднялся в воздух необходимость в нём отпала - надвигалась эпоха реактивной авиации.
  4. Завтрак Туриста 21 января 2013 12:24
    Жизнь часто бывает несправедлива, именно поэтому истребителям досталась все лавры славы, про них сняты фильмы «Топ Ган» и «В бой идут одни старики», ....


    А как же "Хроника Пикирующего Бомбардировщика" и "Memphis Belle"???

    Суровая истина заключается другом - истребители всего лишь приложение к бомбардировочной авиации; они созданы исключительно для противодействия бомбовозам или, наоборот, для прикрытия своих бомбардировщиков от истребителей противника.

    Крайне спорное утверждение.

    Потомок "Летающих крепостей" - Еврофайтер Тайфун

    Всегда думал, что данная машина потомок истребителя-бомбардировщика Хаукер «Тайфун».
    1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 14:30
      Цитата: Завтрак Туриста
      А как же "Хроника Пикирующего Бомбардировщика" и "Memphis Belle"???

      Сам понимаешь, что вечером 9 мая по главному телеканалу всегда показывают "В бой идут одни старики", а "Хроники пикирующего" показывают куда реже, т.к. фильм менее популярен у народа

      Цитата: Завтрак Туриста
      "Memphis Belle"???

      Забытая всеми история
      В 10-ом году сняли новый малобюджетный фильм "Крепость". Даже не смогли найти оригинальный Б-24 - пришлось использовать Б-17, которых тогда в Северной Африке быть не могло (это один из многочисленных "ляпов", связанных с недостатком бюджета). Фильм на любителя


      Цитата: Завтрак Туриста
      Крайне спорное утверждение.

      ?

      Цитата: Завтрак Туриста
      Потомок "Летающих крепостей" - Еврофайтер Тайфун
      Всегда думал, что данная машина потомок истребителя-бомбардировщика Хаукер «Тайфун».

      В общем смысле.
      1. Завтрак Туриста 21 января 2013 15:28
        Сам понимаешь, что вечером 9 мая по главному телеканалу всегда показывают "В бой идут одни старики", а "Хроники пикирующего" показывают куда реже, т.к. фильм менее популярен у народа


        Ага, и "Топ Ган".

        Забытая всеми история

        У "Memphis Belle" рейтинг 6.8 на IMDB между прочим. У "Топ Ган" - 6.7.
        Это если не брать Первый канал за точку отсчёта.

        ?


        Ну истребитель-бомбардировщик же!
        1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 17:30
          Цитата: Завтрак Туриста
          У "Memphis Belle" рейтинг 6.8 на IMDB между прочим. У "Топ Ган" - 6.7

          Я не кинокритик, но публика любит истребители больше чем бомбовозы. В этом сомнений нет

          Цитата: Завтрак Туриста
          Ну истребитель-бомбардировщик же!

          Т.е. снова самолет с ударными функциями

          Штурмовики, бомбардировщики, ИБА - не будь их, истребители были бы не нужны.
          1. Завтрак Туриста 21 января 2013 17:45
            Я не кинокритик, но публика любит истребители больше чем бомбовозы. В этом сомнений нет

            Публика любит "Смуглянку" и Тома Круза, а самолёты ей до фени.

            Т.е. снова самолет с ударными функциями

            Штурмовики, бомбардировщики, ИБА - не будь их, истребители были бы не нужны.

            Многофункциональный самолёт, который сочетает в себе и то и другое. Такова тенденция ныне однако.
            1. Denzel13 21 января 2013 21:29
              Цитата: Завтрак Туриста
              Публика любит "Смуглянку" и Тома Круза, а самолёты ей до фени.

              Как Вы выразились "публика" любит А.И. Покрышкина, И.Н Кожедуба ...... (да простят меня люди, что физически не в состоянии упомянуть всех Героев) и еще боле 3200 летчиков РККА, которые сбили не менее 5 (подтвержденных) самолетов противника. Это только истребители, а сколько было результативных боевых вылетов бомбардировщиков, штурмовиков и торпедоносцев.
              Вот Том Круз реально - до фени. Нашли с кем сравнивать. Реальных Героев и киношную (причем голливудскую) подделку.
              Denzel13
              1. Завтрак Туриста 23 января 2013 10:04
                Товарищ, остыньте и перечитайте ещё раз о чём речь.
                Никто не сравнивает Кожедуба с Томом Крузом, кроме вас.
  5. Chicot 1 21 января 2013 12:35
    Бомберы конечно пользовались не такой популярностью в кинематографе, как истребители, но все же и про них снимали... Был такой замечательный советский, еще черно-белый фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика", про экипаж Пе-2 - знаменитой "Пешки"...

    Что касается истребителей сопровождения послевоенного времени, то американе помимо упомянутого "Гоблина" создали еще одну машину - RF-84. Это был так сказать полноразмерный (по сравнению с "Гоблином") истребитель. Стыковался к носителю с помощью выдвижной трапеции подобно "Гоблину". В качестве носителя выступал все тот же В-36 в модификации GRB-36D-III...
    Кроме того, американцы испытывали и стыковку двух истребителей к законцовкам крыльев самолета-носителя. Здесь в его качестве выступал ЕВ-29...
    Так или иначе все эксперименты в данном направлении были признаны неудачными, и к теме воздушной стыковки пилотируемых самолетов более не возвращались...

    Не обошла идея создания истребителя сопровождения и советских авиаторов. И здесь в качестве истребителя выступал знаменитый МиГ-15бис. Носителем, а уж точнее "тянутелем" (простите за неологизми) был Ту-4. Система получила наименование "Бурлаки" и представляла собою гибкую штангу с конусом к которой с помощью установленного в носовой части "гарпуна" и стыковался истребитель. Испытания прошли достаточно успешно, но система не была поставлена на вооружение по причине того, что истребитель на буксире отключались все источники энергоснабжения и летчик буквально мерз в кабине...
    Более перспективной была признана дозаправка в воздухе. При ее создании был использован опыт проектирования системы "Бурлак"... Кстати разработкой "Бурлаков" занималось КБ Яковлева...
  6. tolan777 21 января 2013 12:38
    Хороший обзор, спасибо за статью!
    tolan777
  7. viruskvartirus 21 января 2013 12:48
    Наверное не лишним будет вставить эту статью

    вот так думали люди в 1911 году.
    1. DmitriRazumov 21 января 2013 16:25
      Цитата: viruskvartirus
      вот так думали люди в 1911 году.

      Гораздо раньше 20 июля 1882 года наш соотечественник контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский испытал первый в мире самолёт. В связи с отсутствием ДВС в то время Можайский разработал уникальную конструкцию парового двигателя для своего детища, котор. была реализована на Балтийском заводе. Этоту гигантскую по масштабам и сложности инженерную работу контр-адмирал делал практически в одиночестве. Ещё не были опубликованы работы Н.Е. Жуковского о подъёмной силе, но гений изобретателя позволил на практике впервые предложить летающую конструкцию из неподвижного крыла, использующую в качестве движителя пропеллер, котор. был по сути развитием винта корабля для гидродинамической среды. В имении А.Ф. Можайского в Вологодской области сохранилось множество моделей летательных аппаратов с пропеллером на основе часовой пружины. К сожалению, военное министерство царской России отнеслось скептически к разработкам отечественного изобретателя и профинансировало лишь частично строительство действующего летательного аппарата. Однако, практически на свои средства, Можайский построил первый самолёт и произвёл успешный полёт в Красном селе под С-Петербургом. Машина оторвалась от земли и пролетела дистанцию в несколько сотен метров, совершив жёсткую посадку. Начальник комиссии военного министерства заявил, что это дело англичан и французов проектировать подобные аппараты и закрыл тему. Вскоре Можайский умер, а первый в мире самолёт разрушался в сарае в Красном селе и был утрачен после 1917 г. Имя А.Ф. Можайского носит с 1947 г. Военно-космическая академия в С-Петербурге (в то время Ленинградская военно-воздушная инженерная краснознамённая академия). Примечательно, что А.Ф. Можайский был первым царским военноначальником, имя которого было присвоено военно-учебному заведению.
      DmitriRazumov
      1. Bad_gr 23 января 2013 22:32
        Цитата: DmitriRazumov
        Машина оторвалась от земли и пролетела дистанцию в несколько сотен метров, совершив жёсткую посадку.

        Запись о том, что самолёт полетел, появилась уже после Революции. В ранних описаниях этого нет. Да и в теории, он не мог взлететь из-за очень низкой энерговооружённости.
  8. Tektor 21 января 2013 13:08
    Есть три пути. 1. Совершенствование оружия (увеличение его дальности, точности и мощности при уменьшении габаритов). 2. Развитие средств РЭБ, включая плазменный кокон, и средств активной обороны, типа лазеров, ультразвуковых, микроволновых пушек, и, конечно, противоракетных, например, типа, "метал шторм". Первый путь ведёт к превращению в ударные, оперативно-тактические и стратегические истребителей-бомбардировщиков, т.е. тех, кто сам в состоянии постоять за себя, например, увернувшись от ЗУР. Ну а второй - к модернизации имеющихся стратегических и дальних бомберов. 3. Гиперзвуковой стратосферный-мезосферный бомбер, которого не сможет догнать простая ЗУР.
    1. Iraclius 21 января 2013 13:23
      Цитата: Tektor
      Есть три пути.

      Один вопрос - нахрена? Для бомбардировок есть старые-добрые бомбовозы, испытанные в деле - ими можно бомбить непокорных зулусов. Есть ВТО - баллистические и крылатые ракеты, которые можно запускать с платформ, недостижимых для средств поражения противника.
      Летающая крепость как бомбер сегодня - это как линкор. Пережиток совсем другой эпохи. Их, вроде, и хочется иметь, и незачем. request Эпоха, когда казалось, что главенство на море достигается артиллерийской дуэлью орудий главного калибра главных сил флота, а победа на суше - многодневными бомбардировками позиций врага, канули в Лету. Время показало, что всё иначе.
      Можно навесить на самолёт чёрти знает что, но все равно его можно сбить - это же не боеголовка на баллистическом участке, разогнавшаяся до космических скоростей! laughing
      1. Tektor 21 января 2013 13:31
        Я не понял, что именно, "нахрена"? Старый добрый бомбер может отбиться от любой ЗУР. Да и не всякая ЗУР сможет ещё и навестись в случае множества целей, генерируемых РЭБ. Но для начала бомбер может быть вообще невидимым для радаров... Нахрена нахрена?..
        1. Iraclius 21 января 2013 13:52
          Нахрена обвешивать бомбер всеми этими экзотическими пукалками? Если по нему сделать залп тремя-четырьмя ракетами, а в задней полусфере при этом будет назойливо висеть интерцептор, то его со стопроцентной вероятностью собьют. И обойдётся это дешевле, чем построить такой супербомбер. request
          В-52 валили во Вьетнаме пачками и никакие оборонительные турели и станции РЭБ не спасали.

          Цитата: Tektor
          Но для начала бомбер может быть вообще невидимым для радаров

          Малозаметным - да. Невидимым - нет. wink
          1. Tektor 21 января 2013 14:17
            В чём принципиальное отличие стратегического бомбера от истребителя? Да в том, что он может висеть сутками с кучей оружия готового к применению в любой момент. Причём в зоне своей ПВО, которая будет гарантировать отсутствие "ящера на хвосте". Это гарантия от безнаказанности, али превенивные действия.
  9. мамба 21 января 2013 13:34
    Основной способ повышения защищенности современных бомбардировщиков (и ударных самолетов в целом) – ни при каких обстоятельствах не попадаться на глаза противнику!
    Глядя на иностранное истребительное сопровождение наших стратегов, возникает ощущение об их полной уязвимости. Нет уверенности, что они вообще долетят до района боевых пусков своих ракет и, тем более, смогут вернуться назад. request
    мамба
    1. Iraclius 21 января 2013 13:55
      Цитата: мамба
      Нет уверенности, что они вообще долетят до района боевых пусков своих ракет и, тем более, смогут вернуться назад.

      Всё верно - это билет в один конец.
  10. Iraclius 21 января 2013 13:35
    Про применение счётно-решающих устройств в управлении оборонительными турелями В-29 (позднее похожая система была использована в В-36).

    ...к тому времени наводящиеся при помощи перископов выдвижные турельные установки применялись на B-17 Fortress, B-24 Liberator и B-25 Mitchell. Но в боевых условиях наводка с помощью перископов оказалась весьма проблематичной и во многих случаях такие установки снимались в частях. После проведения испытаний системы выдвижных турельных установок и перископических прицелов компании Sperry на первых трех опытных образцах XB-29, контракт с Sperry был расторгнут. На место Sperry пришла система разработки специалистов корпорации General Electric. Система General Electric состояла из неубирающихся турельных установок имевших дистанционное наведение от компьютеризированного стрелкового прицела. Всего имелось пять турельных установок - две над фюзеляжем, две под фюзеляжем и хвостовая. В каждой турельной установке находились два 12,7 мм пулемета Browning M2 с боезапасом по 500 патронов на ствол. В хвостовой турельной установке помимо пулеметов находилась 20 мм пушка M-2 Type B с боекомплектом 100 снарядов. Фюзеляжные установки управлялись стрелками дистанционно. Всего в самолете имелось четыре позиции для стрелков - одна в носовой части на месте бомбардира и три в хвостовой гермокабине. Стрелок хвостовой турельной установки находился внутри нее.

    Все четыре стрелка имели гироскопические счетно-решающие рефлекторные стрелковые прицелы. Все прицелы являлись частью электрической системы управления турельными установками. Вертикальная наводка осуществлялась посредством двух круглых кнопок по сторонам прицела. В конструкцию прицела входила лампа накаливания, которая через систему линз проектировала на стекло круг ярких точек с одной точкой в центре. Вращая расположенный справа маховичок вида, на лимбе которого был нанесен тип самолета, стрелок изменял диаметр окружности. Затем стрелок в течение одной секунды удерживал цель в специальном световом визире для замера угловой скорости. Затем прицел автоматически определял угол опережения стрельбы в зависимости от скорости изменения курса и расстояния до цели. Когда законцовки крыла цели выравнивались в ярком кольце, проектируемом на прицеле, пилоту оставалось лишь нажать на спуск.

    Передняя надфюзеляжная турельная установка обслуживалась, как правило, бомбардиром. Заднюю надфюзеляжную установку и обе подфюзеляжные установки обслуживали три стрелка, сидевшие в задней кабине. Но каждый стрелок (кроме стрелка хвостовой установки) мог вести одновременный огонь из двух установок. Централизованная система управлялась средним стрелком в звдней кабине, место которого располагалось несколько выше соседних кресел стрелков. Благодаря этому он имел лучший обзор и с помощью тумблеров на специальной панели распределял цели между стрелками и турельными установками. Но огонь из хвостовой турельной установки мог вести только один, находившийся внутри нее, стрелок.
    1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 14:18
      Цитата: Iraclius
      е. Вращая расположенный справа маховичок вида, на лимбе которого был нанесен тип самолета, стрелок изменял диаметр окружности. Затем стрелок в течение одной секунды удерживал цель в специальном световом визире для замера угловой скорости. Затем прицел автоматически определял угол опережения стрельбы в зависимости от скорости изменения курса и расстояния до цели. Когда законцовки крыла цели выравнивались в ярком кольце, проектируемом на прицеле, пилоту оставалось лишь нажать на спуск.


      Аналогичная система, известная как гироскопический прицел К-14, устанавливалась на Мустанги с 1944 г.
      1. Iraclius 21 января 2013 14:36
        Спасибо! А есть ли иллюстрация в большем разрешении? Или где можно подробно почитать про принцип действия такого прицела? Очень интересны такие счётно-решающие машины. feel
        1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 14:45
          Цитата: Iraclius
          Спасибо! А есть ли иллюстрация в большем разрешении?

          Постараюсь щас найти. Где-то было подробное описание с иллюстрациями
          1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 15:09
            Страница номер 3
        2. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 15:08
          Страница номер 2
          1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 15:11
            Страница номер 4
            1. Iraclius 21 января 2013 15:30
              Спасибо огромное! good Буду изучать! А вот ту ещё страничку с устройством самого прицела можно так же забабахать? feel Принцип действительно похож. Случайно, на американских крейсерах Атланта не такой же принцип на зенитных орудиях применялся?
              1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 17:38
                Цитата: Iraclius
                Случайно, на американских крейсерах Атланта не такой же принцип на зенитных орудиях применялся?

                Разве там было что-то интересное??
                СУО Марк-32 на них поначалу не было, снаряды Марк-53 появились позднее, да и вообще возможности ПВО Атланты вызывали много нареканий

                Главный секрет зенитчиков ВМС США - 127 мм снаряд с радиолокационным взрывателем. Янкам таки удалось создать радиолампы, выдерживающие перегрузку при выстреле.
                Как результат - резко возросла эффективность зенитного огня: вместо прежних 1000 выстр. на каждый сбитый самолет, теперь уходило в среднем по 200 Марк-53. laughing


                Цитата: Iraclius
                вот ту ещё страничку с устройством самого прицела можно так же забабахать?
      2. алекс 241 21 января 2013 17:20
        Олег это называется работа по внешнебазовому оптическому дальномеру зная геометрические параметры цели,и обрамляя ее прицельной маркой,определяется так же дальность до цели.
        алекс 241
        1. алекс 241 21 января 2013 17:21
          .............................................................................
          алекс 241
          1. алекс 241 21 января 2013 17:48
            Первые оптические прицелы имели форму трубки (как прицел на снайперской винтовке), но к началу 2-ой Мировой войны на смену трубчатым прицелам пришли коллиматорные. Этот прицел представлял собой кольцо (либо несколько концентрических колец) света, проецируемое на специальную стеклянную пластинку, сквозь которую был направлен взгляд летчика. Эта пластинка была прозрачной, однако все же отражала изображение прицела, поэтому летчик одновременно видел и прицел, и цель.



            Прицелы обычно были сфокусированы «на бесконечность», поэтому и цель, и прицел были одинаково хорошо видны. В этих прицелах кольцо также могло использоваться для определения дальности и угла упреждения. Некоторые прицелы были оборудованы специальным устройством, создающим вертикальные полоски по бокам кольца. Сдвигая либо раздвигая полоски с помощью регулятора, летчик мог с учетом размаха крыльев конкретной цели устанавливать для себя ориентировочную дальность эффективного огня. В центре кольца обычно располагалось «яблочко» в виде точки либо крестика. По большому счету, коллиматорный прицел мало отличался от обычного кольцевого прицела в смысле облегчения расчета угла упреждения. Заметное улучшение наметилось лишь с появлением автоматических гироскопических прицелов (АГП/LCOS — lead-computing optical sight), рис 1–3.
            алекс 241
            1. алекс 241 21 января 2013 17:49
              гироскоп и расчетчик. При атаке летчик стремится удержать крестик (точку) на цели, одновременно подстраивая с помощью специального регулирующего винта проекцию прицельного кольца таким образом, чтобы его диаметр совпадал с размахом крыльев цели. Поскольку тип цели обычно заранее задан, это позволяет автоматике прицела определить дистанцию до цели. Любые маневры атакующего самолета, необходимые для удержания крестика на цели, с помощью гироскопов также передаются на автоматику прицела. То же происходит с расположением самолета в пространстве (углом атаки и т. д.) В результате прицел расчитывает точку выноса прицеливания для стрельбы с упреждением. Информация о расчитанном упреждении передается на проектор, который перемещает изображение прицела в противоположенную упреждению сторону.



              Таким образом, продолжая маневрами удерживать цель в перекрестье прицела, летчик вносит необходимое упреждение. Например, если автоматика расчитала, что необходимо бОльшее упреждение, перекрестье сдвинется ближе к хвосту цели, и летчик передвинет точку прицеливания ближе к носу. Подобная система пытается предсказать ЛВ в будущем на основе текущей ЛВ и угловой скорости цели. Время, на которое осуществляется прогноз, составляет ВП снаряда. Разумеется, не все происходит гладко, поскольку точный прогноз возможен лишь при равномерном введении новых данных. Характерная для ручного управления резкость маневров вызывает помехи, в результате которых гироскопам необходимо определенное время для «успокоения». На этот период прицел становится бесполезным. Существенным улучшением данной системы стало внедрение автоматических дальномеров (обычно это были радиодальномеры). Кроме множества плюсов (которые, возможно, будут описаны позже), у таких систем есть два минуса: во-первых, на низких высотах цель, идущая ниже атакующего самолета, плохо различается радаром из-за отражения волн от земной поверхности, и во-вторых, радар может быть подавлен системой РЭБ противника. Описанный выше прицел предсказывает положение цели на 1 ВП снаряда вперед. Эту систему называют «predictor» или «director».
              алекс 241
              1. алекс 241 21 января 2013 17:50
                Существует иная система, когда прицел в режиме реального времени показывает, куда бы попал снаряд, выпущенный 1 ВП снаряда назад. Такие прицелы называют «историческими». Они несколько точнее, поскольку оперируют меньшим количеством данных, которые к тому же более точно известны, а именно динамикой атакующего самолета и баллистикой снаряда. Даже то, что летчику приходится наводить перекрестье не непосредствено на цель, а рядом, не снижает его общей эффективности. Разумеется совершенствование воздушных прицелов будет продолжаться, хотя уже сейчас зачастую точность стрельбы ограничивается не прицелами, а различиями в баллистике боеприпасов из-за особенностей технологии их производства. Свое воздействие оказывает и вибрация ствола при стрельбе. В настоящее время точность прицелов составляет около 5 тысячных.











                Для успешного поражения цели необходимо соблюдение требований по дистанции, прицеливанию и времени ведения огня. Дистанция эффективного огня обычно включает в себя ограничения как по максимальной, так и по минимальной дистанции. Максимальная эффективная дальность зависит от баллистики боеприпасов, точности прицела, рассеяния, размеров и уязвимости цели, высоты, скорости и общей геометрии огневой ситуации. В настоящее время максимальная эффективная дальность стрельбы из авиационных пушек составляет около 1 км. (В советском руководстве "Стрельба в воздухе " 1953 года издания рекомендуются следующие дистанции открытия огня: при атаке истребителя из задней полусферы — 200 м, на встречных курсах — 800–1000 м, при атаке бомбардировщика первая атака: сзади — 200 м, спереди — 600–800 м, вторая /при условии уничтожения стрелка/ — с 50–100 м по кабине летчика или по одному из моторов. Стрелку рекомендуется открывать огонь по атакующему истребителю короткими очередями с дистанции 600 м со всех ракурсов, и по мере приближения истребителя переходить на средние и длинные очереди.— А. Д.) Минимальную дальность для пулеметно-пушечного вооружения определить сложнее: все зависит от способности атакующего уклонится от обломков пораженной цели. Здесь основными факторами выступают скорость сближения, маневренность атакующего самолета, упреждение и время реакции летчика.
                алекс 241
                1. алекс 241 21 января 2013 17:53
                  .....................................................................
                  алекс 241
  11. Kars 21 января 2013 13:49
    _____________
    Голосуй за Сталина.
    1. igordok 21 января 2013 16:29
      Да, имя Сталина было в чести у летчиков, даже у союзников.
  12. ССИ 21 января 2013 14:50
    возможно уже в начале следующего десятилетия в небе появятся гиперзвуковые ударные машины и смертоносные сверхзвуковые дроны с искусственным интеллектом.


    Добрый день, Олег! А смысл? Я вот уже почти год пытаюсь выяснить, в чем смысл гиперзвуковых боевых машин? Маленькие прототипы не летают, куда до самолетов с экипажем. Не кажется ли Вам, что гиперзвуковые бомбардировщики сродни "горячо любимым" Вами экранопланам, а? Ракеты вполне решают гиперзвуковые задачи, мне так кажется. Даже сверхзвуковые самолеты достаточно сложны и дороги (звуковой и тепловой барьеры вспомните Миг-25/31), куда уж до гипера...
    1. SWEET_SIXTEEN 21 января 2013 16:02
      День добрый!
      Ранее, в сентябре 2006 года, тогдашний командующий боевыми частями (Air Combat Command, ACC) командованием ВВС США генерал Рональд Кейз (Ronald E. Keys) заявил, что следующий технологический рывок ожидается в период 2030 – 2040 гг. Именно тогда станет возможным создание гиперзвуковых летательных аппаратов – бомбардировщиков, способных летать со скоростями порядка 5 Мах (около 2 км/с).

      Или вот еще:
      ...исследовательская программа Falcon Hypersonic Technology Vehicle по созданию глобального гиперзвукового бомбардировщика со скоростью полета свыше 10–20 Мах, глобальной дальностью полета и бомбовой нагрузкой до 5,5 т.


      Не знаю, что в конце концов получится у янки, но более реалистичная программа NGB по созданию стратегического бомбера следующего поколения подразумевает "всего лишь" создание удешевленной версии B-2 с современной "начинкой". Т.е. даже врятли это будет сверхзвуковая машина.

      разделяю Ваши опасения по поводу запредельной технической сложности и стоимости гиперзвуковых систем. Задачи для этих машин решаются более простыми и эффектвиными методами. Хотя ... посмотрим в небо лет через 15 ....
      1. ССИ 21 января 2013 16:30
        Ой, боюсь, кроме голубей и ворон.... Что-то современная авиация все больше к БПЛА скатывается. А машина и задурить может. Вспомните катастрофу А-330 а/к Эрфранс. Летел самолет через океан и с эшелона ссыпался. Официальная версия - отказ ПВД (приемник воздушного давления - скоростемер - французы "трубкой Пито" называют). На Эрбасах ЭДСУ уж больно в автоматику интегрирована. Можно считать, что произошел отказ управления, со всеми вытекающими. Нужен, пока, человек в кабине, нужен!
        1. SWEET_SIXTEEN 22 января 2013 02:53
          Цитата: ССИ
          Вспомните катастрофу А-330 а/к Эрфранс

          1 июня 2009 г.? Отлично помню тот день

          Цитата: ССИ
          Официальная версия - отказ ПВД (приемник воздушного давления - скоростемер - французы "трубкой Пито" называют)

          Отказ произошел от удара молнии?

          Цитата: ССИ
          Нужен, пока, человек в кабине, нужен!

          слышал от знакомого авиатора- пилот в среднем допускает 5 ошибок в час
          1. Bad_gr 23 января 2013 22:49
            Был случай,
            во время мойки самолёта заклеили ПВД скотчем (что бы туда моющий раствор не попал) и забыли этот скотч снять. Отказала автоматика, самолёт разбился.
  13. Iraclius 21 января 2013 19:57
    Цитата: алекс 241
    по внешнебазовому оптическому дальномеру зная геометрические параметры цели,и обрамляя ее прицельной маркой,определяется так же дальность до цели.

    Не, мужики. Всё-таки в случае с оборонительными артустановками всё сложнее. Там была установлена именно счётно-решающая машина, своеобразный баллистический вычислитель. Как я понял смысл заключается в следующем - стрелок ловит в прицел цель и начинает её сопровождать, используя электрогидравлические приводы. Затем компьютер, учитывая траекторию движения цели и расстояние до неё, вносит поправки на стрельбу и после того, как стрелок нажимает гашетку система автоматически ведёт стрельбу, сопровождая цель. Как-то так. Если есть бортстрелки, то поправьте. Кроме того, более поздние модификации кормовых артустановок производили наведение вообще с помощью радиолокационного прицела, но это совсем другая история.

    ***
    алекс 241 уже всё расписал - пролистал пост. hi
  14. gregor6549 22 января 2013 15:46
    Понятие защита бомбера весьма относительное. И никто никогда и не ставил задачи добиться 100% защиты, понимая ее утопичность. Задача, в основном, сводилась к тому, чтобы доставить полезную нагрузку (бомбы, ракеты и т д) в заданную точку, отбомбиться/отстреляться с максимально возможным для противника ущербом, а затем (если повезет) вернуться на свой или запасной аэродром с минимальными потерями. И если полет "туда" еще имеет шансы на успех вследствие определенных элементов внезапности (полет на малых высотах и т д , то после того как бомбер отбомбился эти элементы сводятся к нулю. Оговорюсь, речь идет о тех случаях, когда бомберы применяются против противника вооруженного современными средствами ПВО, а не против крестьян с мотыгами.
  15. gregor6549 22 января 2013 17:16
    Бомбер и его 100% защита от средств ПВО понятия несовместимые. Да и задачи такой никогда не ставилось ввиду нереальности ее выполнения. Долететь бы до цели и отбомбиться/отстреляться, а дальше как карта ляжет. Речь, конечно, не идет о случаях, когда бомбер используют против крестьян с мотыгами. От них он, возможно и отобьется. И то не всегда
  16. Юра 23 января 2013 23:21
    С удовольствием прочитал статью, интересная очень, комментарии тоже, спасибо.
  17. Kars 19 мая 2014 20:54
    _______________видел такое фото?
  18. warriordima 7 июня 2015 06:42
    Спасибо,интересная статья.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня