History of great-grandfathers

10
History of great-grandfathers


From the heroes of bygone days
Sometimes there are no names left
Those who have taken mortal combat
They became just earth, grass.
Only their terrible valor

Settled in the hearts of the living.
This eternal fire,
We bequeathed one,
We store in the chest.

E. Agranovich


Human memory is a strange thing. She does not allow us to forget many things that are somehow connected with our stay in this world. But sometimes it brings us, leaving for the time being beyond the threshold of our consciousness the events that have long passed. We recall them only when these separate private events are tied into a tight knot of general memorable dates. In May of this year, the whole world celebrated the sixtieth anniversary of the Great Victory over fascism. Among those who saw this holiday, there are very few living witnesses and participants who survived the difficult war years. And more and more left in another world and carried with them the memory of the war. The farther the wartime time moves away from us, the brighter it is the heroic faces of that hard times. They were reliable, strong, courageous, kind people — adult men, very little beardless boys and funny girls, yesterday's schoolchildren and students. It was with their hands that great things were built, they carried out an unheard of war on their shoulders. And maybe the best memory of them today is saved letters and photos. As invaluable relics they are kept in family archives and passed down from generation to generation. It is a pity that my contemporaries, representatives of the new generation of the XXI century, often do not show interest in the old albums of their “ancestors” with yellowed black and white photographs of unfamiliar people. I confess, and I did not like them. I did not understand that the memory of my ancestors. Photos were gathering dust in the farthest boxes of our trendy secretary. Until one day my grandmother, a lover of the TV show “Wait for Me,” did not suddenly want to write a letter there asking her to help her uncle Darzhan find traces of the missing person during the Great Patriotic War. And since this letter of request represented me, her grandson, had to get acquainted with the source material. They were old photos and a short front letter.

From the old pre-war picture, three young men look at me - my great-grandfather Tashmagambet and his two younger brothers, Anzhan and Darzhan. They are ridiculously serious. All three were to go one by one to the front in 1942. Darzhan, the youngest and funniest who served in cavalry before the war, in the first days of the war, along with other cavalry wars, most likely became “cannon fodder”: with his bald swords against a well-armed fascist army. But I will not express this thought to my grandmother. She still does not want to believe it. She still hopes that his tracks were lost in the vast expanses of the Universe, and not in the Leningrad Region narrowed to the size. Anzhan, according to the recollections of his grandmother, was tall, slender, handsome, the first guy in the village. He would love to turn the girls' heads around, but the train took him to the west, where his military unit had been part of the many days ’difficult defense of Moscow. With the battles she went to Poland, and there Sergeant Mukanov Anzhan left his painting on the walls of some half-ruined small town of the Guard. A soldier from Kazakhstan in a distant Polish town ... He returned home alive and for many years then unsuccessfully tried to find out about his younger brother. So he passed away in the late sixties, left with unfulfilled hope and pain in his heart. My great-grandfather Tashmagambet is also no longer alive. He was the eldest among the brothers. A man of amazing fate, was simple and laconic in life. The son of a major bai, in tsarist time, was a graduate of the cadet corps in St. Petersburg. He witnessed the capture of the Winter Palace during the October Revolution 1917. To survive, he changed his name and surname, was lost in the vast expanses of the Soviet Republic. It would seem that he, the Bay child, who lost everything, the construction of a new life, and then the defense of his renewed Motherland ?! But my great-grandfather from the first days of the war joined the ranks of those who defended its north-western borders. The last bridgehead for its part was a city with the German name Königsberg. The war ended for him in the Far East, where Soviet troops smashed the Japanese militarists. In the photo he smiles a little noticeably through his mustache; his smile seems kindly clever to me, as if my great-grandfather realizes that sooner or later his restless, ever-busy great-grandchildren will find a moment and open an old album. Letters from the front rarely came from the front, but to this day only one of them has survived, quite short. “How are you there without us?” Here it is very hot here, but we are used to it. We chase the reptiles to the west. The enemy is not the same, but wants to live. Resists scary. We will defeat him and return home. Wait, dear ones, with a victory, ”he wrote from near Konigsberg. A yellow triangle of soldiers' letters with a half-worn text. Live echo of war. The lines of the remarkable poet I.Utkin from his poem “You write a letter to me” (1943 year) come to my mind:

We'll be back soon. I know. I believe.
And the time will come ...
………………
And one evening with you,
To shoulder leaning shoulder
We will sit down and letters, as the annals of battle,
As a chronicle of feelings, list.


And again the feeling of regret that none of us - his grandchildren and great-grandchildren - did not sit down once for soldiers' letters and photos, did not bother me, did not bother to ask the old soldier about his former everyday life. My mom and my aunts regret this.

"Chronicle of feelings" reached our souls and hearts just now, when he was gone. And only now, even if late, I am holding in my hands old photos and front-line writing, and the past is getting closer and clearer to me. I involuntarily entertain respect for my distant ancestors, who managed to rise above their worldly concerns, joys, offenses, and in an ominous hour for the Motherland to join the ranks of its defenders.

Heroism extra words do not need,
But every day and every hour
They lived near death with death
To protect us from death.
To make our world more wonderful
That silence reigned in him ...
And they had to relatives and friends
Write under enemy fire. (A.Surkov)


Sixty-five years is our land without war. Is it a lot or a little? And how long will it be? On whom the already familiar to us, but such a fragile world depends? From those who got the long-awaited Victory in the terrible forties; from such as my great-grandfather and his brothers, and more from the millions who perished in the fiery furnace of the war?

Maternal field of Ch. Aytmatov appeals to us, who did not know the terrible war years:
“Hey, people are far away, beyond the seas! Hey people living
in this world, what do you need-land? Here I am the earth!
I am the same to all of you, you are all equal to me ...

... I am infinite, I am limitless, I am deep and high,
I have enough for all of you!
... whether people can live without war ... It's not from me -
it depends on you, on people, on your will and intelligence. ”
From us, our will and mind ...


The world bequeathed to us by the soldiers of the Great Patriotic War. I close the old family album. Carefully I spend my hand over its velvet cover and put it in a prominent place. He is the place there, in sight. As a reminder of the past, without which there can be no future. [/ B]

From the program "Wait for me" came the answer that Anzhan (Andrew) was married. His wife's name was Ekaterina Savelyevna.
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +7
    22 January 2013 06: 50
    The article is wonderful! Once again, it allows us to recall the past in order to soberly evaluate the present and the future.
    1. +4
      22 January 2013 07: 01
      Quote: tronin.maxim
      Once again, it allows us to recall the past in order to soberly evaluate the present and the future.

      But unfortunately only for us, across the ocean and in Europe this can no longer be appreciated.
      1. +4
        22 January 2013 08: 04
        Yes, Gayrope is fucking with her, the main thing is to restore our own history and teach the new generation to honor it. It is in the West, because of their disadvantage, that they are trying to present our history in an unattractive way and invent their own fables about our ancestors. The United States has already "defeated" Hitler's Germany "personally," and the USSR has nothing to do with it, and this is the height of hypocrisy. And the worst thing is that it is hammered into the fragile minds of the youth of our former Soviet republics. But nothing, the truth will triumph anyway, as soon as the overseas hotbed of world lies falls. These bloodsuckers will still pay for the mockery of the world and people.
      2. +2
        22 January 2013 08: 17
        Alexander Romanov,
        But unfortunately only to us,
        Unfortunately, not all of us. Foreign money is being worked out too well, which are allocated including and that we forgot our history, worship Western values. The PEPSI generation. !!! It has practically grown. And the more work and care for parents who care about the history of their country, its traditions and culture.
  2. Vanek
    +1
    22 January 2013 06: 56
    that his traces were lost in the vast expanses of the universe

    Sooner or later, we will all get lost in the vast expanses of the universe ................


    Hello to everyone hi
    1. 0
      22 January 2013 07: 02
      Good morning! hi
      Quote: Vanek
      Sooner or later, we will all get lost in the vast expanses of the universe ................

      I do not agree with you! While the memory of a man is alive in the hearts of other people, he is always there! The human soul lives forever!
    2. +6
      22 January 2013 07: 59
      Lost .... if we forget ourselves and our ancestors.
      ...
      Excellent article.
      Great language.
      I read with trepidation.
      Thank you, Temirlan Basharovich.
  3. fenix57
    +3
    22 January 2013 07: 08
    Perhaps history can be called a teacher of life. To know history is not to repeat the mistakes of the past. hi
  4. Kaa
    +2
    22 January 2013 08: 13
    S Tatiya reminds that one cannot be mankurt who do not remember their roots. And such us are trying to make "common people"
  5. +2
    22 January 2013 09: 29
    I have great respect for those who make the program "Wait for me." One of the few programs that can be watched on modern TV. Where there is no dirt and vulgarity. Where simple human destinies sometimes twist so that not every science fiction writer can think of this ....
  6. CCA
    CCA
    +1
    22 January 2013 10: 03
    Quote: Kaa
    S Tatiya reminds that one cannot be mankurt who do not remember their roots. And such us are trying to make "common people"
    But this is the most important thing ... And it pleases that the article was written by the grandson ... So not everything is lost and squandered ...
    1. +2
      30 January 2013 00: 28
      I'm not even a grandson. I am a great-grandson. Great-grandfather went through the war, but died quite funny. From pneumonia. And all due to the fact that he was terrified of injections and did not let them put them to the last.
  7. rugby1997
    0
    22 January 2013 12: 49
    Straight for the soul good
  8. +3
    22 January 2013 16: 42
    Greetings to all, GLORY TO OUR GRANDFATES AND GRANDMAS !!! Winners in that terrible war !!!

История прадедов

История прадедов


От героев былых времён
Не осталось порой имён
Те,что приняли смертный бой,
Стали просто землёй,травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Е.Агранович


Человеческая память-странная вещь. Она не даёт нам забывать многие вещи, так или иначе связанные с нашим пребыванием в этом мире. Но порой она же подводит нас, оставляя до поры до времени за порогом нашего сознания события давно прошедшие. Мы вспоминаем о них лишь тогда, когда эти отдельные частные события завязываются в тугой узел общих памятных дат. В мае этого года весь мир отметил шестидесятипятилетие Великой Победы над фашизмом. Среди тех, кто видел этот Праздник, осталось совсем немного живых свидетелей и участников, переживших тяжёлые военные годы. И всё больше и больше ушедших в иной мир и унёсших с собой память о войне. Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем ярче высвечивает оно героические лица того лихолетья. Это были надёжные, крепкие, мужественные, добрые люди – взрослые мужчины, совсем ещё безусые мальчишки и смешливые девчонки, вчерашние школьники и студенты. Это их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну. И может быть, лучшая память о них сегодня - это сохранённые письма и фотографии. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. Очень жалко, что мои современники, представители нового поколения ХХI века, зачастую не проявляют интереса к старым альбомам своих «предков» с пожелтевшими чёрно-белыми фотографиями незнакомых им людей. Признаюсь,и я не любил их. Не понимал,что память о моих предках. Фотографии пылились в самых дальних ящичках нашего супермодного секретера. Пока однажды моя бабушка, любительница телевизионной передачи «Жди меня», не собралась вдруг написать туда письмо с просьбой помочь в поисках следов пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны её дяди Даржана. А так как это письмо-просьбу представляло оформить мне, её внуку, пришлось познакомиться с исходным материалом. Им стали старые фотографии и коротенькое фронтовое письмо.

Со старого довоенного снимка смотрят на меня трое молодых мужчин – мой прадедушка Ташмагамбет и два младших его брата-Анжан и Даржан. Они до смешного серьёзны. Всем троим предстояло одному за другим уйти на фронт в 1942 году. Даржан, самый молодой и весёлый, до войны служивший в кавалерии, в первые дни войны вместе с другими войнами-кавалеристами, вероятнее всего, стал «пушечным мясом»: с шашками наголо против хорошо вооружённой фашисткой армии. Но я не выскажу эту мысль своей бабушке. Ей до сих пор не хочется верить в это. Она до сих пор надеется, что его следы затерялись на огромных просторах Вселенной, а не в сузившейся до размеров Ленинградской области. Анжан, по воспоминаниям бабушки, был высок, строен, красив-первый парень на деревне. Ему бы любить, кружить головы девчёнкам, но эшелон увёз его на запад, где его воинская часть частвовала в многодневной тяжелейшей обороне Москвы. С боями прошла она до Польши, и там на стенах какого-то дома полуразрушенного маленького городка гвардии сержант Муканов Анжан оставил свою роспись. Солдат из Казахстана в далёком польском местечке… Он вернулся домой живым и долгие годы потом безрезультатно пытался узнать о своём младшем брате. Так и ушёл из жизни в конце шестидесятых, ушёл с несбывшейся надеждой и болью в сердце. Моего прадедушки Ташмагамбета тоже уже нет в живых. Он был старшим среди братьев. Человек удивительной судьбы, был простым и немногословным в жизни. Сын крупного бая, в царское время-воспитанник кадетского корпуса в Петербурге. Был свидетелем взятия Зимнего дворца во время Октябрьской революции 1917 года. Чтобы выжить, сменил фамилию и имя, затерялся на необъятных просторах Советской Республики. Казалось бы, что ему, байскому отпрыску, потерявшему всё, строительство новой жизни, а затем и защита своей обновлённой Родины?! Но мой прадедушка с первых дней войны встал в ряды тех, кто защищал её северо-западные границы. Последним плацдармом для его части был город с немецким названием Кёнигсберг. Война для него закончилась на Дальнем Востоке, где советские войска громили японских милитаристов. На фотографии он чуть приметно улыбается сквозь усы; его улыбка кажется мне по-доброму хитроватой, словно прадед догадывается , что рано или поздно его неугомонные, вечно занятые правнуки найдут минутку и откроют старый альбом. От прадеда с фронта редко приходили письма, но до сегодняшнего дня сохранилось лишь одно из них, совсем коротенькое. «Как вы там, без нас? У нас здесь очень жарко бывает, но мы уже привыкли. Гоним гадов на запад. Враг уже не тот, но жить хочет. Сопротивляется страшно. Мы его одолеем и вернёмся домой. Ждите, родные, с победой»,-писал он из-под Кёнигсберга. Пожелтевший треугольник солдатского письма с полуистёршимся текстом. Живое эхо войны. Мне в голову приходят строки замечательного поэта И.Уткина из его стихотворения «Ты пишешь письмо мне»(1943 год):

Мы скоро вернёмся. Я знаю.Я верю.
И время такое придёт…
………………
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтём.


И вновь не даёт мне покоя чувство сожаления о том, что никто из нас - его внуков и правнуков - не засел однажды за солдатские письма и фотографии, не удосужился порасспросить старого солдата о его бывших буднях. Об этом сожалеют моя мама и мои тёти.

«Хроника чувств» дошла до наших душ и сердец только сейчас, когда его не стало. И только сейчас, пусть поздно, я держу в руках старые фотографии и фронтовое письмо, и прошлое становится ближе и понятнее мне. Я невольно проникаюсь уважением к моим далёким предкам, сумевшим возвыситься над своими мирскими заботами, радостями, обидами, и в грозный для Родины час встать в ряды её защитников.

Геройству лишних слов не надо,
Но каждый день и каждый час
Они со смертью жили рядом,
Чтоб оградить от смерти нас.
Чтоб мир наш стал ещё чудесней,
Чтоб тишина царила в нём…
И им пришлось родным и близким
Писать под вражеским огнём. (А.Сурков)


Шестьдесят пять лет наша земля без войны. Это много или мало? И долго ли так будет? От кого зависит уже привычный нам, но такой хрупкий мир? От тех кто добыл долгожданную Победу в грозных сороковых; от таких, как мой прадед и его братья, и ещё от миллионов, сгинувших в огненном горниле войны?

Материнское поле Ч.Айтматова взывает к нам, не знавшим страшных военных лет:
«Эй, люди за горами, за морями! Эй, люди, живущие
на белом свете, что вам нужно-земли? Вот я-земля!
Я для всех вас одинакова, вы все для меня равны…

…Я бесконечна, я безгранична, я глубока и высока,
меня для всех вас хватит сполна!
…могут ли люди жить без войны…Это не от меня –
от вас,от людей зависит,от вашей воли и разума».
От нас, нашей воли и разума…


Мир, завещанный нам солдатами Великой Отечественной. Я закрываю старый семейный альбом. Бережно провожу рукой по его бархатной обложке и кладу на видное место. Ему самое место там, на виду. Как напоминание о прошлом, без которого нет и не может быть будущего.[/b]

С передачи "Жди меня" пришел ответ, что Анжан (Андрей) был женат. Жену звали Екатерина Савельевна.
Автор: Сагимбаев Темирлан Баршанович


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. tronin.maxim 22 января 2013 06:50
    Статья прекрасная! Еще раз дает нам вспомнить прошлое дабы трезво оценивать настоящие и будущие.
    1. Александр романов (Санёк) 22 января 2013 07:01
      Цитата: tronin.maxim
      Еще раз дает нам вспомнить прошлое дабы трезво оценивать настоящие и будущие.

      Но к сожелению только нам,за океаном и в европе этого уже не оценять.
      1. alexneg (А) 22 января 2013 08:04
        Да с Гейропой xрeн с ней, главное самим свою историю восстановить и научить новое поколение чтить её. Это на Западе из-за своей ущемленности пытаются представить нашу историю в неприглядном виде и выдумывают свои небылицы про наших предков. Вон уже и США "разбило" гитлеровскую Германию "самолично", а СССР вообще здесь не причем, а это уже верх лицемерия. И самое страшное, что это вдалбливается в неокрепшие умы молодежи наших бывших союзных республик. Но ничего, правда все равно восторжествует, как только падет заокеанский рассадник мировой лжи. Эти кровососы еще поплатятся за глумление на миром и людьми.
      2. smel (Павел) 22 января 2013 08:17
        Александр романов,
        Но к сожелению только нам,
        К сожалению далеко не всем нам.Слишком качественно отрабатываются забугорные денежки, которые выделяются в т.ч. и на то, чтобы забыли мы историю свою, поклонялись западным ценностям.Поколение ПЕПСИ.!!!Оно ведь практически выросло.И тем больше работы и заботы у родителей, которым небезразлична история своей страны,её традиции и культура.
  2. Ванёк 22 января 2013 06:56
    что его следы затерялись на огромных просторах Вселенной

    Рано или поздно Мы все затеряемся на огромных просторах Вселенной................


    Здравствуйте Вам каждому hi
    Ванёк
    1. tronin.maxim 22 января 2013 07:02
      Доброе утро! hi
      Цитата: Ванёк
      Рано или поздно Мы все затеряемся на огромных просторах Вселенной................

      Я с вами не согласен! Пока жива память о человеке в сердцах других людей он всегда рядом! Душа человека живет вечно!
    2. Игарр (Игорь) 22 января 2013 07:59
      Затеряемся....если себя и своих предков забудем.
      ...
      Отличная статья.
      Великолепный язык.
      Прочитал с трепетом.
      Спасибо, Темирлан Башарович.
  3. fenix57 22 января 2013 07:08
    Наверное историю можно назвать учительницей жизни.Знать историю значит не повторять ошибок прошлого. hi
    fenix57
  4. Каа (Каа) 22 января 2013 08:13
    С татья напоминает,что нельзя быть манкуртами, не помнящих своих корней. А такими нас пытаются сделать "общечеловеки"
  5. копарь (Михаил) 22 января 2013 09:29
    С большим уважением отношусь к тем ,кто делает передачу "Жди меня".Одна из немногих программ,которые можно смотреть на современном ТВ.Где нет грязи и пошлости.Где простые человеческие судьбы иногда закручивает так,что не каждому фантасту такое в голову может придти....
  6. ККА 22 января 2013 10:03
    Цитата: Каа
    С татья напоминает,что нельзя быть манкуртами, не помнящих своих корней. А такими нас пытаются сделать "общечеловеки"
    А вот это самое главное... И радует то, что статью написал уже внук... Значит не всё потеряно и разбазарено...
    ККА
    1. Barvetum (Темирлан) 30 января 2013 00:28
      я даже не внук. Я правнук. Прадед прошел войну, но умер совсем смешно. От пневмонии. А все из-за того, что он до ужаса боялся уколы и до последнего не давал ставить их.
  7. rugby1997 22 января 2013 12:49
    Прямо за душу цепануло good
    rugby1997
  8. Bekzat (Бекзат) 22 января 2013 16:42
    Приветствую всех, СЛАВА НАШИМ ДЕДАМ И БАБУШКАМ!!! ПОБЕДИТЕЛЯМ В ТОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ!!!
Картина дня