Безэкипажные катера «Одуванчик» готовятся к испытаниям

30
Безэкипажные катера «Одуванчик» готовятся к испытаниям
Опытный катер типа "Одуванчик"


В интересах российской армии холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» разрабатывает семейство безэкипажных катеров «Визир», предназначенных для решения широкого круга задач. В ближайшее время первая партия такой техники будет передана министерству обороны для проведения войсковых испытаний. Предполагается, что эти мероприятия пройдут в зоне проведения Спецоперации по защите Донбасса, и катера смогут показать свой потенциал в условиях реальных боевых действий.



Накануне испытаний


Напомним, что «Кингисеппский машиностроительный завод» (холдинг КМЗ) и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет впервые представили безэкипажный катер «Визир» на прошлогоднем форуме «Армия-2022». В дальнейшем это изделие показывали на других мероприятиях, а также оглашали планы развития проекта. В частности, в сентябре 2023 г. было объявлено, что новой техникой заинтересовалось министерство обороны, и ведутся предварительные переговоры.

В конце ноября руководство КМЗ сообщило о получении заказа от Минобороны на производство опытной партии из 10 катеров в ударном исполнении. Технику требовалось изготовить и поставить до конца года. К моменту публикации новостей завод успел сделать часть агрегатов и готовил окончательную сборку изделий. Тогда же объявили, что катера поступят в распоряжение сил специальных операций. Испытания пройдут в рамках Спецоперации в Донбассе, но подробности планов не уточнялись.

Следующая новость о ходе проекта поступила уже 14 декабря. РИА Новости цитирует управляющего директора КМЗ Михаила Даниленко и сообщает, что сборка первого катера по заказу Минобороны завершена. Теперь его отправляют в зону проведения Спецоперации. До конца года предприятию предстоит собрать еще девять таких изделий и тоже передать их заказчику.

Новый вариант «Визира», которому предстоит пройти испытания, обозначен как быстроходный безэкипажный катер-носитель (ББКН) и носит рабочее название «Одуванчик». Ранее его называли еще проще – «одноразовый катер». В КМЗ отмечали, что все подобные обозначения являются временными, и окончательные названия для катеров должен будет придумать заказчик.


Катер "Визир" в гидрографическом исполнении

Как долго будут продолжаться испытания, организация-разработчик не сообщает. Какими могут быть результаты запланированных мероприятий, по понятным причинам, неизвестно. Тем не менее, у КМЗ и армии нет серьезных поводов для пессимистических ожиданий. Кроме того, на ближайшие недели их главной задачей становятся не прогнозы, а сборка оставшейся опытной партии.

Перспективное семейство


Как следует из опубликованных данных, целью проекта «Визир» являлось создание безэкипажного катера-платформы с высокими тактико-техническими характеристиками. Его планировалось оснащать разными приборами и нагрузками для решения конкретных задач с максимальной реализацией потенциала базовой конструкции.

В качестве основы для платформы «Визир» был взят существующий катер РК-700М / «03080» / «Сапфир», серийно строящийся на КМЗ. Базовый катер сохранил ключевые узлы и агрегаты, но лишился части деталей. Кроме того, для него разработали новый комплекс управления с рядом необходимых функций.

Катер «Сапфир» построен на основе композитного корпуса длиной 7,5 м и шириной 2,4 м. Полное водоизмещение катера, в зависимости от комплектации, достигает 2 т. Корпус имеет традиционные обводы, необходимые для достижения высокой скорости и маневренности. Сообщается о повышенной прочности корпуса и его способности выдерживать различные удары.

Внутри такого корпуса размещается все необходимое оборудование, от систем управления до вооружения или приборов. В некоторых модификациях предусмотрена А-образная мачта для монтажа части устройств. Общая масса полезной нагрузки – 600 кг.


В рамках проекта «Визир» был разработан новый комплекс средств дистанционного и автономного управления катером. Он включает информационно-управляющую систему разработки КМЗ, систему технического зрения «Мурена», автопилот, средства навигации и т.д. Комплекс может выполнять команды оператора или действовать самостоятельно по заложенной программе, реагируя на разные факторы.

В виде опытного образца демонстрировался катер с гидрографической аппаратурой для проведения исследований и боевым модулем для самообороны. Заявлена возможность установки на платформу различных средств разведки и наблюдения, вооружения, беспилотных летательных аппаратов и т.д. При этом интеграция новых устройств и систем, вероятно, не требует серьезной переработки конструкции.

Катер оснащается дизельным двигателем и водометным движителем, за счет которых достигаются высокие ходовые характеристики. Максимальная скорость – 80 км/ч (43 узла). Запас хода – 200 км (108 морских миль).

ББКН «Одуванчик» получает закрытый сверху корпус и не имеет мачты. Такая конструкция уменьшает общую высоту катера и способствует его скрытному перемещению. Как ранее сообщалось, этот катер является одноразовым носителем тяжелой боевой части. При этом в КМЗ не исключают возможность его применения в качестве носителя БПЛА или системы борьбы с беспилотниками.

Большое будущее


К настоящему времени КМЗ и Политех завершили разработку базовой платформы и ищут разные способы реализации ее технического потенциала. Предлагаются и прорабатываются те или иные варианты полезных нагрузок для решения боевых и невоенных задач. Кроме того, строится и проходит испытания опытная техника в разных конфигурациях, а также ее показывают публике на основных отечественных выставках.


В целом ход работ по семейству катеров «Визир» дает поводы для оптимизма. Последние новости о строительстве одноразовых ББКН и скорой их отправке в зону проведения Спецоперации для испытаний в условиях реальных боевых действий тоже следует считать позитивными. Они показывают, что проект не стоит на месте и получает внимание потенциальных заказчиков.

В зависимости от результатов будущих войсковых испытаний, проект «Визир» и/или изделие «Одуванчик» может ждать большое будущее. Судя по заявленным характеристикам, КМЗ разработал весьма удачную надводную платформу с рядом характерных функций и возможностей. Серийные образцы такого класса в нашей армии пока отсутствуют, и «Визир» сможет занять эту нишу.

При этом дополнительным плюсом нового проекта является наличие нескольких специализированных модификаций, а также принципиальная возможность создания новых. Это означает, что Минобороны уже может выбрать требуемый образец из разработанных либо заказать создание нового.

Впрочем, пока дальнейшая судьба ББКН от КМЗ и Политеха остается неопределенной. Первые выводы о реальных перспективах такой техники будут сделаны только после проведения будущих войсковых испытаний. По условиям выполняемого контракта, завод-изготовитель должен передать партию из 10 катеров заказчику до конца года. Это означает, что «Одуванчики» попадут в зону проведения Спецоперации в ближайшие недели, и тогда же следует ожидать первые новости об их применении.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 декабря 2023 04:41
    7 метров для дроникадзе?! Да ещё и при отсутствии возможности управления со спутника, надеюсь пока...
    1. +1
      21 декабря 2023 04:50
      Цитата: Владимир_2У
      7 метров для дроникадзе?!

      Да ещё дизель ставят на один раз.
      Поди цена одноразового катера будет дороже многоразового.
      1. +1
        21 декабря 2023 06:40
  2. +1
    21 декабря 2023 06:19
    Я думаю стоимость хороших аккумуляторных батарей будет больше стоимости простого дизеля. Да и по весу на туже дальность тоже выигрыш будет за дизелем и топливом. hi
    Ну нет у нас недорогих и емких аккумуляторов.....
    1. 0
      7 марта 2024 16:44
      нет у нас недорогих и емких аккумуляторов

      Тут не в цене дело. А в том, что горячий дизель отлично виден в тепловизор и любые ГСН на него прекрасно наводятся. sad
      1. 0
        14 марта 2024 02:45
        На данный момент уже очень много различных материалов и покрытий, которые заметно снижают тепловую заметность. Да и электромоторы тоже хорошо греются. Плюс кто запрещает использовать тепловые ловушки, отстреливай и иди полным ходом к цели.
        1. 0
          14 марта 2024 09:06
          Цитата: jonht
          Да и электромоторы тоже хорошо греются.

          Причина нагрева ДВС - наличие цилиндра, в котором происходит горение топлива. Тут как ни крути, он будет всегда гораздо горячее электрики. Теплоизолирующие материалы использовать можно и нужно, но и на электро-катерах их используют. Те будут почти незаметными.

          Тепловые ловушки уже сейчас устаревают, поскольку ГСН становятся многоспектральными, а подделать сигнатуру по всех спектрах (зачастую неизвестных) сложно и дорого.

          Так что описанный вариант БЭК - это заведомо устаревший, который можно будет применять только против очень сильно технически отставшего противника. sad
  3. +2
    21 декабря 2023 07:19
    Ну теперь испытания, как у нас любят растягивать их, это надолго! Как у нас любят, сделать пару образцов и по выставкам их катать, а там типа испытания годами пока проект не устареет, потом модернизация и все по-новой.
  4. 0
    21 декабря 2023 07:23
    Катер-перехватчик - да, нужен. А камикадзе? Украинские линкоры что-ли топить?
    1. +4
      21 декабря 2023 07:29
      Любую морскую инфраструктуру порты, мосты. Суда ВМС Украины который пытаются реанимировать.
      1. +3
        21 декабря 2023 13:48
        С дальностью 200 км мало какие порты можно достать, ну или с баржи какой-нибудь запускать придется
        1. +2
          21 декабря 2023 14:13
          Согласен с вами 200 км. маловато будет. Но тут есть разные варианты
          - дальнейшее развитие. Начало положено.
          - доставка их ближе к целям
        2. 0
          25 декабря 2023 01:22
          А вы хотели через океаны катер посылать? У его прототипа при половинной нагрузке скорость 40 узлов. При полной нагрузке будет меньше. Пусть 35. 70 км\ч. 200 километров -- это три часа хода. Вы не думаете, что даже сейчас куда большей проблемой будет то, что за 3 часа его 10 раз обнаружат...
          1. -1
            25 декабря 2023 13:01
            Цитата: abc_alex
            А вы хотели через океаны катер посылать?

            Нет, через моря, километров на 500
            Цитата: abc_alex
            Вы не думаете, что даже сейчас куда большей проблемой будет то, что за 3 часа его 10 раз обнаружат...

            Кто? Украинская ППО?
  5. -3
    21 декабря 2023 08:05
    Мост в Затоке не его прототип атаковал прошлым летом? Бык так и не подорвал.
  6. -3
    21 декабря 2023 08:59
    Похоже опять какой ни будь адмирал лоббирует свою игрушку. Не представляю где и как его можно использовать. И цена, цена. bully
  7. 0
    21 декабря 2023 10:36
    А почему собственно одноразовый? Может имеет смысл придать возможность скрытной транспортировки и запуска торпеды. Любой. Хоть времён ВОВ.
    1. +1
      21 декабря 2023 15:58
      Точно. Как для камикадзе для него целей нету, а вот как носитель для устаревших торпед вполне
      1. 0
        21 декабря 2023 16:40
        А цели для устаревших торпед есть????
    2. -1
      21 декабря 2023 18:01
      Торпеда , даже времен ВОВ не подойдет .Полезная нагрузка катера 600 кг
    3. +1
      3 февраля 2024 21:44
      Дмитрий22, на ЧФ без дела простаивают 5 ДПЛ и одна в ремонте.
      Если раз в неделю каждая ДПЛ будет выходить в море и выпускать залп из шести торпед по портам Украины в которые приходит западное вооружение и откуда запускают беспилотники , то проблема с обстелом кораблей ЧФ быстро исчезнет....
  8. +1
    21 декабря 2023 16:42
    С дальностью непонятки. 200 км. Движок дизель. Ставь допбак и дальность будет больше.
    Есть ли режим эконимичного хода?
    Что с мореходностью? Сколько баллов держит?
    1. 0
      21 декабря 2023 19:00
      Цитата: garri-lin
      Что с мореходностью? Сколько баллов держит?

      Корпус-капсула. Попробуйте утопить пластиковую бутылку с закрытой крышкой...
      1. 0
        21 декабря 2023 19:46
        Минус. Хотя нет, не поставлю. Утопить бутылку сложно. А выполнять задачи в бушующем море еще сложней.
    2. 0
      25 декабря 2023 01:15
      У большинства подобных систем ограничивающим дальность фактором является не ходовые параметры, а дальность уверенной работы системы управления. Связь, короче. 200 километров это ОЧЕНЬ за горизонт.
      1. 0
        25 декабря 2023 08:28
        200 км это почти наверняка спутниковая.
  9. 0
    21 декабря 2023 17:10
    Привальный брус зачем у дрона камикадзе? Чтобы цель не поцарапать?
    1. 0
      21 декабря 2023 21:08
      обращает на себя внимание, что дрон разрабатывается пока в плане мозгов и ради исследования перспективы рынка. по идее судно не обязано сохранять формы, исторически сложившиеся для человеческой перевозки и использования.
      ... пока же мы наблюдаем ощупывание слона и рассуждение о сути вещей по теням на стенах форумов.
  10. 0
    3 февраля 2024 21:32
    Лучший способ борьбы с украинскими морскими дронами это выход раз в неделю всех дизельных подводных лодок ЧФ и проведение торпедных залпов по портовой инфраструктуре Украины.
    Через пару месяцев запускать беспилотники будет неоткуда и некому.....
    Наверняка ещё советских торпед с истекающими сроками хранения и подходящих для таких целей в Арсеналах ВМФ предостаточно, да и для моряков тренировка.
  11. 0
    24 февраля 2024 12:47
    Цитата: Автор
    ...Ранее его называли еще
    проще – «одноразовый катер».


    Самое верное название, т.к. показывает назначение изделия. А одноразовое должно быть дешёвым, что достигается наведением на подвижную цель связкой спутник++самолёт ДРЛО+БЛА(безпилотник).
    Оснащать одноразовое изделие кучей прибамбасов, в том числе т.н. ИИ - деньги на ветер, по моему мнению.
    Ну и ИСН для неподвижных целей.