Брандеры в XVII–XVIII

26
1
Сражение у Гатари, 1638 год.


Французский опыт


В 1635 году знаменитый герцог Ришелье, первый министр Франции, озаботился созданием современного французского флота, способного противостоять в море испанскому и английскому. И в 1638 году молодой французский флот под командованием архиепископа Анри д’Эскубло де Сурди в составе 41 корабля и 17 малых судов (среди последних – 8 брандеров) атаковал испанскую эскадру Лопе де Осеса в составе 12 галеонов в бухте Гатари (Гетария).



Бой начался 22 августа 1638 года, застрельщиком выступил дивизион шевалье Жюля де Монтиньи, который затеял перестрелку с испанцами. Однако задачей Монтиньи было не нанести испанцам чувствительные потери, а просто создать дымовую завесу из-за сотен фунтов сгоревшего пороха.

Когда стало достаточно «облачно», и дым окутал испанскую эскадру полностью, Монтиньи спустил на испанцев шесть брандеров. Брандеры сумели сцепиться с тремя испанскими галеонами (San Augustin, San Jose и San Antonio) и поджечь их. Через час пылало уже 5 испанских галеонов. Южный ветер нес всю гарь и дым на берег, и это полностью ослепило форты, береговые батареи палили просто наугад. Вскоре на горящих испанских кораблях произошли взрывы крюйт-камер, которые разбросали горящие обломки погибших судов по гавани и подожгли еще 5 испанских кораблей.

К вечеру все было кончено – испанская эскадра была уничтожена.

Согласно французскому историку Ла Ронсьеру, потери испанцев составили 5 000 человек, потери французов – 40 человек; испанские источники утверждают, что потеряли 11 галеонов и 3 000 человек (еще один галеон выбросился на мель), а французы – 300 матросов.

Ришелье, узнав о победе в бухте Гатари, писал Монтиньи:

«я не могу описать вам всей радости, охватившей меня от этого известия. Победа ваша – результат вашей природной добродетели, ваших трудов и вашей веры. Я надеюсь, что этот успех станет первым в череде новых побед над неприятелем на суше и на море, и я умоляю вас приложить к такому развитию событий все силы».

Устройство корабля


А как же был устроен брандер?

В принципе, понятное дело, любой корабль можно было сделать брандером, однако все изменилось в 1672 году, когда брандер стал в английском флоте отдельной боевой единицей. Тогда началась очередная англо-голландская война, и флоту де Рюйтера была поставлена задача нейтрализовать английский и французский флоты до их выхода в море, дабы не дать им блокировать берега Голландии.

И 7 июня 1672 года голландцы застали стоящую на якорях англо-французскую эскадру в бухте Солебей. Бой получился на редкость упорным, достаточно сказать, что командующий английским флотом герцог Джеймс Йоркский четыре раза менял флагман, но, кроме того, отличились и голландские брандеры. Голландский брандер Vrede сцепился со 100-пушечным флагманом адмирала Эдварда Монтегю Royal James и сжег его. Вместе с кораблем погибло до 700 моряков.

Гибель флагмана произвела такое большое впечатление на англичан, что они ввели специализированные брандеры в штат флота.

Итак, в чем же отличие конструкции брандера от обычного корабля?

2
Французский брандер XVII века. Обратите снимание на пожарный выход.

Первое и основное – это пожарная палуба, то есть палуба, приспособленная для складирования и горения пожароопасных материалов.

В центральной части такой палубы чаще всего располагалась печь, где можно было поддерживать огонь. Вокруг печи располагались горючие материалы – это могли быть стружка, куски пакли и парусины, промасленные ткани, порох, и т. п. Очень часто к пушечным портам подводили простые трубы, заполненные порохом. Задача подобных конструкций – извергать пламя вдоль бортов.

Иногда корабль снабжали заранее заготовленными «бомбовыми бочками» – то есть бочками, в которых были заложены горючие материалы. Например, французское руководство по бою предлагало в одну бочку загрузить 60 кг угольной крошки, 20 кг сухой смолы, 7 кг дегтя, 5 кг сала, 10 кг селитры. Такую бочку было очень тяжело потушить.

Так же применялся «огненный камень», который мог гореть даже под водой. Состав: расплавленная сера – 8 кг, угольная крошка – 3 кг, зернистый порох – 1 кг.

Еще одной особенностью брандеров специальной постройки были так называемые sally ports – по сути, пожарные выходы, обычно их делали между последними пушечными портами. Обычно около них располагались и связки промасленного шнура, который команда зажигала непосредственно перед эвакуацией.

Естественно, брандер вел на тросе лодку, в которой экипаж брандера мог уйти, когда уже поджег корабль и направил на нужный курс.

Еще одно отличие – абордажные крюки и багры, часто – с устройствами самозакрепления при столкновении, на баке и квартердеке. Понятное дело, чтобы как можно быстрее сцепиться с противником, причем даже без наличия команды.

Первым брандером спецпостройки в английском флоте стала основательно переделанная королевская яхта Saudadoes (188 тонн, 16 орудий). Но в качестве брандера это судно не использовалось.

И далее в Адмиралтействе решили, что создавать корабли-зажигалки специальной постройки слишком дорого. В конце концов, если надо будет, переделаем какой-нибудь кораблик.

3
Брандер в разрезе. Хорошо видна пожарная палуба, разделенная на отсеки, и пожарный выход.

Однако в 1689 году, с началом войны Аугсбургской лиги, была заложена серия из 12 брандеров специальной постройки, которые имели длину 28–29 метров, ширину 7–8 метров и вооружались 6–8 орудиями калибром 6 фунтов.

Эта первая серия кораблей получилась «гончей» – суда были названы в честь пород собак, хищных птиц или скоростных («Гончая», «Борзая», «Дельфин», «Ястреб», «Грифон», «Волк» и т. д.).

Вторая серия была заложена в 1690–1691 годах, состояла из 8 брандеров, названных в честь вулканов («Этна», «Везувий», «Вулкан» и т. д.).

Брандеры против Франции


И уже в 1692 году английские брандеры отличились при Ла-Хоге. Сражение при Барфлере между французским флотом и англо-голландской эскадрой началось 19 мая 1692 года. Французский адмирал Турвиль имел 44 линейных корабля, союзники же почти вдвое больше – 82 линкора.

Тем удивительнее, что основной бой закончился вничью, французы не потеряли ни одного корабля, а многие боевые единицы союзников были сильно повреждены. В бою англичане, в частности вице-адмирал Клаудисли Шовель, пробовали использовать брандеры против французов, но без толку. Французские капитаны умело маневрировали и либо отводили их, либо пропускали сквозь боевые порядки.

4
Сражение при Ла-Хоге.

Ночью французы начали отступление, в два приема 21 линкор уже успел войти в бурный Олдернейский пролив и направиться в Сен-Мало. И в этот момент благоприятный отлив кончился, и начался очень мощный прилив, усиленный сильным западным ветром.

В результате 10 кораблей укрылись в Ла-Хоге, а три – в Шербуре. 22 мая англичане блокировали Ла-Хог и начали атаковать французские корабли брандерами. В течение двух дней они смогли сжечь брандерами 7 французских кораблей, а еще 3 – захватить абордажными командами и сжечь. Один из брандеров на подходе смог потопить французский флагман Soleil Royal, наверное, последним 36-пушечным ядром, у французов к тому времени кончились порох и ядра, а местный генерал устранился от помощи, сказав, что воевать на море – дело флота.

Три корабля в Шербуре постигла та же участь.

Русский опыт


Во время очередной Русско-турецкой войны 1768–1774 годов часть русского Балтийского флота была послана в Средиземное море, дабы начать войну на коммуникациях Османской империи.

Ясное дело, что турки, озабоченные таким поворотом событий, послали к берегам Западной Греции свою эскадру, и 5–7 июля (новый стиль) 1770 года состоялось Чесменское сражение. В бою в Хиосском проливе русские атаковали, потеряли 68-пушечный «Святой Евстафий», который разменяли на 84-пушечный турецкий флагман Гази Хасан Паши Burc-u Zafer (в русской литературе этот корабль почему-то называют «Реал Мустафой»).

Далее османский флот отошел в Чесменский залив, где в ночь с 6 на 7 июля был атакован брандерами. До сих пор неясно, кто предложил эту атаку – в разное время называли Спиридова, Грейга, Эльфинстона. Но тут особую похвалу надо выразить графу Алексею Орлову – он был главнокомандующим, и именно он и решал, будет эта атака или нет.

В результате русские к вечеру спешно переоборудовали 4 мелких судна под брандеры, их возглавили мичманы Ильин, Гагарин, Маккензи и Дагдейл.

Вечером 6 июля начали обстрел сгрудившегося в бухте Чесмы турецкого флота русские корабли и бомбардирские кэчи. Первыми попали под обстрел 4 турецких корабля, охранявших вход в Чесменскую бухту. К полночи они не выдержали огня и отошли, и это позволило русским ввести в дело брандеры.

5
Сражение при Чесме.

Неясно, какой из двух брандеров (Ильина или Маккензи, либо оба сразу) сцепился с одним турецким кораблем, но в 2 часа ночи пылали уже два турецких корабля. Через час – еще один.

Между 4:00 и 5:30 сгорело и взорвалось уже шесть турецких кораблей, а в 7:00 еще 4 одновременно взлетели на воздух. В 8 утра бой был завершен, русским достались в качестве трофея 60-пушечный Rodos и 5 шебек противника. Потери турок в сражении составили 11 тысяч моряков, после боя Хусамеддин-паша был снят с занимаемой должности.

Заключение


Разумеется, что данными примерами применение брандеров не ограничивалось. Так, в 1809 году у «Баскских Проходов» сэр Томас Кокрейн атаковал брандерами французский флот и добился заметного успеха.

Во время войны Греции за независимость греческие корсары атаковали египетские и турецкие корабли с помощью брандеров.

Наконец, в 1854 году Константин Петрович Голенко, командир транспорта «Буг», самочинно переделал свое судно в брандер и намеревался идти в Камышевую бухту – сжечь там транспорты англо-французского корпуса.

Более того, даже вышел, но… его обстреляли русские же батареи, которые о его замыслах совершенно не знали. В том числе и за это (но там по совокупности, ибо Голенко по сарказму не уступал Меншикову) его 22 октября… сняли с командования транспортом и отправили на бастионы.

Как отмечало Дворянское собрание Псковской губернии:

«Голенко был очень умен и иногда зло остроумен; был смел и храбр – доказательство налицо: его решимость войти в море с брандером, чтобы сжечь неприятельский флот, стоящий перед Севастополем».

Но это уже совсем другая история.

Литература:
1. William Falconer «An universal dictionnary of the navy: or, a copious explanation of the technical terms and phrases employed in the construction, equipment, furniture, machinery, movements and military operations of a ship. Illustrated with a variety of original designs of ships, in different situations; together with separate views of their masts, sails, yards and rigging. To which is annexed a translation of the french sea-terms and phrases, collected from the works of Mess. DuHamel, Aubin, Saverien etc. By William Falconer, author of th shipwreck» – London, printed by T. Cadell in the Strand, 1780.
2. Philippe de Villette-Mursay et Michel Vergé-Franceschi (introd.) (préf. François Bluche), «Mes campagnes de mer sous Louis XIV» – Paris, Tallandier, 1991.
3. James Coggeshall «The Fireship and its Role in the Royal Navy» – Master's Thesis, Texas A&M University, 1997.
4. Charles Bourel de La Roncière «Histoire de la Marine française: Le crépuscule du Grand règne, l’apogée de la Guerre de Course», t. 6 – Paris, Plon, 1932.
5. İşipek, Ali Rıza ve Aydemir, Oğuz «1770 Çeşme Deniz Savaşı: 1768–1774 Osmanlı-Rus Savaşları» –Istanbul:Denizler Kitabevi, 2006.
6. Peter Kirsch «Fireship. The terror weapon of the age of sail» – Seaforth Publ., Barnsley, 2009.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    22 декабря 2023 09:00
    спасибо, как всегда очень интересно. Знал только о Чесме, об остальном прочитал впервые.
  2. +5
    22 декабря 2023 10:47
    Надо иметь иметь отчаянную храбрость, граничащую с безумием, чтоб идти на брандере на врага. hi
    На деревянной скорлупке, начиненной горючим и порохом, по которой стреляют все, кто только может.
    И шансы выбраться обратно так же не велики.
  3. +7
    22 декабря 2023 11:16
    Почему то автор оставил "за рамками повествования" пожалуй самую известную брандерную атаку XVII века, предпринятую англичанами в 1693 году во время попытки захвата крепости Сен - Мало в Бретани. Крепость служила базой французских каперов, которые британцам и голландцам очень досаждали. Дабы обезопасить Сен-Мало от нападения англичан, Людовик XIV приказал в 1689 году Вобану дополнительно укрепить порт от нападения с моря.
    Урон, наносимый французскими каперами был столь ощутимым, что планом по уничтожению этого "осиного гнезда" озаботился сам король Вильгельм III Оранский. По его приказу в Тауэре построили специальный брандер, который был загружен порохом, бочками со смолой и серой, ядрами и бомбами. На верхней палубе разместили заряженные орудийные стволы. Корабль покрасили в черный цвет и оснастили черными парусами. Рабочие, строившие корабль, из Тауэра не выпускались, чтобы сохранить тайну.
    По замыслу короля, брандер должен был под покровом ночи причалить к башне Бидуан, которая использовалась в качестве порохового склада и взорваться, обрушив на город все свое содержимое.
    Ночью 29 ноября 1693 года брандер, никем незамеченный, приближался к намеченной цели, но тут некстати налетел шквал, команда с управлением не справилась и брандер сел на риф в нескольких сотнях метров от башни Бидуан. Поняв, что с рифа корабль не снять, экипаж зажег фитили и эвакуировался.
    Взрыв был очень сильным (французы пишут, что сотряслись дома в радиусе две лиги - 10 км). В городе не осталось ни одного целого окна и снесло все черепичные крыши. Корабельный кабестан весом в тонну упал на дом и разрушил его. Были убиты кот и собака. Люди и крепстные укрепления не пострадали. Зато у англичан несколько человек из экипажа брандера погибли.
    На первой фотографии - башня Бидуан. На второй - разрез брандера.
    1. +2
      22 декабря 2023 13:02
      Цитата: Dekabrist
      Были убиты кот и собака.

      Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!

      Но животинок все равно жалко crying
      1. +3
        22 декабря 2023 14:43
        Французы, чтобы окончательно уязвить британцев, одну из улиц Сен-Мало назвали Rue du Chat-qui-Danse - улица танцующего кота.
        Но ирония в том, что на этой улице в 1773 году родился знаменитый французский корсар Robert Surcouf, имя которого вгоняло английских, голландских, португальских и испаских моряков в холодный пот.
  4. +1
    23 декабря 2023 19:24
    Интересно что изображенный на картинке английский брандер имеет чрезвычайно развитую и довольно сложную прямую парусную оснастку. Такая оснастка требует многочисленную и хорошо подготовленную команду. Особенно верхней команды, т.е. матросов умеющих работать с парусами наверху, на мачтах. Такие матросы всегда были в дефиците в парусных флотах. Логично было бы использовать косые паруса, не требующие большого экипажа, для управления которыми достаточно всего несколько матросов.

    В общем картинка явно и сильно противоречит требованиям именно к брандерам. Тут или художник большой фантазер, нарисовавший всю эту кучу парусов для красоты, либо сами англичане не считали функцию "брандер" основным назначением корабля и просто делали универсальный шлюп на все случаи жизни.
    1. 0
      26 декабря 2023 21:19
      Интересно что изображенный на картинке английский брандер имеет чрезвычайно развитую и довольно сложную прямую парусную оснастку.

      Я подумал, что он французский..
      1. 0
        27 декабря 2023 19:07
        Цитата: Керенский
        Я подумал, что он французский..

        Точно, на картинке надпись "французский" , но в самой статье о франках специальной постройки ни слова, автор рассказывает о голландских и английских опытах в этом направлении. Грешен, пропустил неожиданный вираж в мыслях автора laughing
        В предыдущих статьях автор также упоминает именно английские брандеры специальной постройки, которые королевский флот использовал именно как шлюпы общего назначения.
        В общем автор успешно меня запутал. winked

        Что не отменяет вопросов к парусному вооружению этого иноземного брандера.
        1. 0
          27 декабря 2023 19:40
          Что не отменяет вопросов к парусному вооружению этого иноземного брандера.

          Мне видится, что вооружение сие, призвано обеспечить движение брандера в составе эскадры, - чтоб из ордера не выбивался. Плюсом является возможность использовать его, как корабль-склад рангоута и такелажа, - всё равно горючие вещества, а пока до места эскадра доберётся, половину этого добра на "склад" сдадут и получат новое.
          1. 0
            27 декабря 2023 19:50
            Цитата: Керенский
            Мне видится, что вооружение сие, призвано обеспечить движение брандера в составе эскадры,

            Идея вроде логичная, но для управления аж 10-ю прямыми парусами нужно хотя бы 50 матросов, как их эвакуировать перед тараном? Ну и сама оснастка такой сложности больших денег стоит. Зачем это для брандера?
            1. 0
              27 декабря 2023 20:15
              для управления аж 10-ю прямыми парусами нужно хотя бы 50 матросов

              Проще, чем кажется. Да, команда (тоже можно рассматривать, как запчасти для эскадры) управляет парусами в походе.
              как их эвакуировать перед тараном?

              Часть команды снимается перед боем, никто не говорит, что брандер шёл в атаку на всех парусах. Остаётся необходимый минимум экипажа, способный удержать корабль на курсе.
              Рискну предположить (если моя догадка про корабль - склад верна):
              При обнаружении противника происходила ротация команды (на брандер отправляли залётчиков с сухпаем), боцмана эскадры фактически растаскивали всё ценное, до последнего шкертика. Сильно сомневаюсь, что брандер шёл в атаку в том виде, в котором вышел из порта.
              1. 0
                28 декабря 2023 19:22
                Цитата: Керенский
                Сильно сомневаюсь, что брандер шёл в атаку в том виде, в котором вышел из порта.

                Вот и я думаю, что по факту, использовать его как брандер особо и не надеялись, только если сильно приспичит. Что автор в предыдущих статьях и упоминал.
                1. 0
                  28 декабря 2023 19:28
                  использовать его как брандер особо и не надеялись, только если сильно приспичит.

                  Брандер, это скорее не судно специальной постройки, а боевой приём, для эффективного выполнения которого было придумано специальное оснащение.
                  Разумеется, эта роль отводилась вспомогательным судам.
                  1. 0
                    28 декабря 2023 19:35
                    Цитата: Керенский
                    Брандер, это скорее не судно специальной постройки,

                    Статья как раз посвящена брандерам специальной постройки, автор подчеркивает особенности, как то "пожарная палуба" или "пожарный выход". Кстати, обратите внимание на фото модели брандера, его корпус значительно отличается от картинки "французского брандера" выше. Портов пушечных не видать, пожарный выход сзади, ну и судя по пропорциям он явно меньше. Вот эта моделька намного больше похожа на специальный брандер.
                    1. 0
                      28 декабря 2023 20:04
                      Портов пушечных не видать,

                      Сие логично, ибо пушечные порты подразумевают наличие пушек, к коим положены комендоры, ядра и порох.
                      пожарный выход сзади

                      А вот сие избыточно. Куда более логичным мне представляется наличие талей для спуска шлюпки, ведь не вёл же брандер оную на буксире весь поход?
                      Вот эта моделька намного больше похожа

                      К сожалению, мы не знаем, что за моделька, но по сравнению с разрезом брандера на картинке в комментариях... Я с Вами согласен.
                      1. 0
                        29 декабря 2023 10:46
                        Цитата: Керенский
                        А вот сие избыточно. Куда более логичным мне представляется наличие талей для спуска шлюпки, ведь не вёл же брандер оную на буксире весь поход?

                        В походе шлюпку скорее всего держали на палубе, между мачтами. А вот в атаку ее однозначно вели на буксире, и наклонная корма, позволяющая прямо спрыгивать в подтянутую шлюпку, подтверждает оптимизацию для быстрой эвакуации экипажа.
                      2. 0
                        29 декабря 2023 12:02
                        наклонная корма, позволяющая прямо спрыгивать в подтянутую шлюпку,

                        Что опять же даёт нам избыточность "пожарного выхода".
                        А вот прямой люк в трюм (на модельке) даёт удобство погрузки - выгрузки.
                      3. 0
                        31 декабря 2023 12:44
                        Цитата: Керенский
                        Что опять же даёт нам избыточность "пожарного выхода".

                        Избыточность - дает шанс выбраться живым экипажу, прыгающему в лодку на последних метрах, нередко уже под огнем. smile
                      4. 0
                        1 января 2024 19:45
                        Я начинаю расстраиваться..
                        дает шанс выбраться живым экипажу, прыгающему в лодку на последних метрах,

                        Вот эта дверь, даёт шанс?! Я живу в старинной усадьбе и работаю комендантом стройгородка, - дверь заклинит при высадке или она не закроется в походе. Я утверждаю, что она избыточна.
                      5. 0
                        2 января 2024 15:09
                        Цитата: Керенский
                        дверь заклинит при высадке или она не закроется в походе. Я утверждаю, что она избыточна.

                        Заклинит? Ну это смотря как сделать.. Если накладная то с чего вдруг? Орудийные портики вон не клинило, не читал про такое за 300 лет истории парусного флота.
                      6. 0
                        2 января 2024 19:40
                        Бросьте... Какая накладная дверь?! Реально встроить их в набор корпуса?
                      7. 0
                        3 января 2024 11:34
                        Еще раз советую посмотреть на пушечные порты. Их десятки на каждом боевом корабле, причем нередко очень близко к ватерлинии. Ничего, ни один не заклинило перед боем.
                      8. 0
                        3 января 2024 12:17
                        Еще раз советую посмотреть на пушечные порты. Их десятки на каждом боевом корабле, причем нередко очень близко к ватерлинии.

                        Согласен. Но тогда зачем нужны двери " специальной постройки"? Вы заметили, что "моделька" необитаема? Мы говорим о том, что в походе, на брандере должен быть экипаж в 50 человек. Где они размещены?
                      9. 0
                        4 января 2024 12:04
                        Цитата: Керенский
                        на брандере должен быть экипаж в 50 человек. Где они размещены?

                        Эта моделька меньше чем брандер на картинке, здесь две мачты а оснастка не указана. Если это шхуна то и 5 человек хватит, хотя вряд ли конечно. А размещались на нижней палубе. Они же не возили там все время бочки с порохом, размещение на палубах в подвесных койках было типично для всех кораблей того времени. Для офицеров выгораживали разборные щитовые каюты, их разбирали и убирали в трюм перед боем. А дверь нужна ради размеров, в орудийный порт можно вылезти, но аварийное покидание требует выскакивать как можно быстрее, пока не рвануло.
                      10. 0
                        4 января 2024 12:22
                        Давайте присмотримся ко второй модельке, чтобы понять первую... За кормой у первой модельки явно не ялик.
  5. 0
    1 января 2024 20:20
    Более того, сейчас я начну утверждать, что "суда специальной постройки" - миф. Если признаком брандера является дверь на юте...... Коих по легенде две, по бортам между последними портами, коих нет "на модельке"..