Как не появился новый перехватчик

11
Во второй половине восьмидесятых годов, когда советская оборонная промышленность еще была мощнейшей отраслью и пока не испытывала особых проблем, в конструкторском бюро им. П.О. Сухого велось сразу несколько новых проектов. Вдобавок к развитию существующих самолетов Су-24, Су-25 и Су-27 конструкторский коллектив прорабатывал целый ряд проектов перспективных самолетов различного назначения. Одновременно разрабатывались предварительные проекты перспективного штурмовика Т-12, самолетов «пятидесятого» семейства, а также дальнего бомбардировщика Т-60/«Объект 54». Находясь на пике своего развития, ОКБ им. Сухого решило открыть еще один проект, который в будущем мог бы занять тактическую нишу тяжелого перехватчика.



Новый самолет, в большинстве источников именуемый просто МФП («Многофункциональный перехватчик»), в начале XXI века должен был прийти на смену перехватчикам МиГ-31. Он должен был иметь ряд преимуществ перед предшественником, как технического и летного, так и боевого характера. Предполагалось, что МФП станет не просто перехватчиком, но вооруженным воздушным командным пунктом. Это значит, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования нового перехватчика должен был продолжать идеологию, заложенную в самолете МиГ-31. В идеале МФП планировалось сделать способным быстро входить в район перехвата, обнаруживать цели на большом удалении и производить их атаку, не допуская сближения на дистанцию ответного пуска ракеты. Кроме того, этот самолет мог получить еще одну задачу, отчасти похожую на цели работы самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. МФП мог бы передавать информацию об обнаруженных целях на землю и на другие самолеты, а также участвовать в атаке, подсвечивая цели излучением своей БРЛС.

К сожалению, ввиду сравнительно недавних работ, а также их статуса о проекте МФП известно не так уж много. Причем имеющаяся информация о его технических характеристиках фактически представляет собой оценки на основании различных сведений из разных источников и анализа возможностей. Наиболее вероятным выглядит следующий облик перспективного перехватчика. Самолет длиной около 24 метров и размахом крыла порядка 19-ти. Максимальную взлетную массу самолета можно оценить в 50-55 тонн при сухом весе перехватчика в 25-27 тонн. При определенных обстоятельствах полезная нагрузка МФП могла бы превысить десять тонн. Для достижения приемлемых летных характеристик самолет нужно было оснастить двумя турбореактивными двигателями с форсажной тягой около 25000 кгс. С такой силовой установкой МФП мог бы разгоняться до 2500 километров в час и совершать длительные полеты с немного меньшей скоростью, порядка 2200-2250 км/ч. При запасе топлива в 16-16,5 тонн самолет мог бы летать на дальность до 9-10 тысяч километров. В то же время, особенности работы перехватчика сократили бы радиус действия до 2-4 тысяч километров.



Как понятно, в конце восьмидесятых рассматривалось несколько вариантов компоновки конструкции перспективного перехватчика. Из них особого внимания стоит выполненный в соответствии с концепцией, получившей название «ножницы». Эта концепция подразумевала одновременное применение сразу двух примечательных технологий: крыла изменяемой стреловидности и крыла обратной стреловидности. Во время проработки такого варианта МФП последнее не казалось чем-то сугубо экспериментальным, и конструкторы надеялись получить от обратной стреловидности реальную пользу. На взлете и посадке крыло самолета МФП должно было быть трапециевидным в плане. После выхода на крейсерский режим механика самолета приводила в движение консоли, после чего плоскости разделялись по линии, перпендикулярной продольной оси перехватчика, и расходились вперед и назад. В результате такого «превращения» плоскости самолета должны были представлять собой Х-образную конструкцию. Интересно, что обе половины каждой консоли планировалось крепить на общей оси. Подобная система была бы очень сложной в техническом плане, но имела определенные преимущества перед стационарным крылом, аналогичным ее взлетной конфигурации.



Судя по всему, система «ножницы» оказалась слишком сложной для возможного применения на практике. Поэтому в дальнейшем от нее отказались и вернулись к более привычным вариантам. Имеется информация о разработке трапециевидного крыла в нескольких версиях. При этом подобные несущие поверхности планировалось делать полностью адаптивными. За счет постоянного изменения профиля крыла предполагалось компенсировать проигрыш в летных характеристиках, вызванный отказом от крыла обратной стреловидности. Что касается простоты изготовления и прочности, то трапециевидное крыло было гораздо проще и удобнее «ножниц». Наконец, на некоторых предположительных изображениях самолета МФП фигурирует крыло положительной изменяемой стреловидности. Примечательно, что со всеми вариантами крыла перспективный перехватчик имел примерно одинаковую аэродинамическую компоновку. Он представлял собой интегральный продольный триплан с передним и хвостовым горизонтальным оперением, отдаленно напоминающим примененные на экспериментальном Су-47.



Фюзеляж перехватчика интегральной компоновки по своим обводам, вероятно, должен был напоминать соответствующий агрегат истребителя Су-27. Двухместная кабина самолета могла быть аналогична кабине учебно-боевого Су-27КУБ истребителя или фронтового бомбардировщика Су-34. С учетом предполагавшегося времени принятия МФП на вооружение можно сделать примерные выводы о составе бортового радиоэлектронного оборудования. Скорее всего, перехватчик оснастили бы радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, соответствующим мощным вычислительным комплексом и многофункциональными дисплеями кабины.

Относительно вооружения перспективного многофункционального перехватчика информация отсутствует. Вероятно, он мог бы оснащаться автоматической пушкой калибра 23 или 30 миллиметров, а также некоторым количеством держателей для подвески ракет «воздух-воздух». В некоторых источниках указывается 20 держателей, однако размеры самолета прямо говорят о невозможности размещения такого количества подвесных устройств. Более вероятным выглядит установка не более 10-12 пилонов и держателей. На них самолет мог бы нести ракеты большой и сверхбольшой дальности, такие как Р-33 или Р-37. Нетрудно представить эффективность работы звена из четырех самолетов МФП, несущих хотя бы по десять ракет Р-33 с максимальной дальностью порядка 150-160 километров.

Как видим, проект МФП обещал большие тактические преимущества перед авиацией противника. По своим характеристикам один самолет МФП был бы равен двум-трем перехватчикам МиГ-31, что позволило бы усилить охрану воздушных границ государства. Однако военно-воздушные силы России в итоге так и не получили новый самолет-перехватчик. Дело в том, что самые ответственные этапы разработки проекта – окончание проектирование, строительство и испытания опытного образца – из-за распада Советского Союза должны были прийтись на далеко не самые лучшие времена. В связи с этим, по-видимому, проект МФП был заморожен или даже закрыт. При стоимости программы не менее 5-7 миллиардов долларов США наша страна просто не потянула бы завершение работ и начало производства перспективного перехватчика.

Несмотря на проблемы проекта МФП, иногда встречаются упоминания о некой секретной разработке, создаваемой сейчас на фирме «Сухой». Возможно, финансовая обстановка со временем позволила вернуться к незаслуженно забытому проекту МФП или наработки по нему были использованы при создании нового самолета. Так или иначе, на данный момент нет никаких официальных данных о дальнейшей судьбе и перспективах многофункционального перехватчика. Если проект действительно был забыт и не получил продолжения, то в течение следующих лет основным тяжелым перехватчиком в российских ВВС останется МиГ-31 поздних модификаций, у которого пока нет преемника.




По материалам сайтов:
http://paralay.com/
http://airwar.ru/
http://testpilot.ru/
http://rusarmy.com/
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 января 2013 11:06
    интересненько, но компоновка уж больно сложная, даже "просто" крало обратной стреловидности, не смотря на его достаточно не малые достоинства - является наверное непосильным пока занятием, нужны иные материалы, (не надо напоминать про композиты, знаю, что используют, но они не выдерживают долго).... так-что только проект, который с большей вероятностью был неосуществимым, но мог дать много хороших разработок и наработок для других машин...
    1. +5
      24 января 2013 17:26
      Не развали Горби и команда союз, возможно и был бы у нас такой перехватчик, такая машина по силу только империи типа СССР, то есть Великой стране!
  2. +3
    24 января 2013 12:40
    Всем доброго времени суток. Думаю наши в будущем обязательно вспомнят про такую схему. А пока лучше доводить более реальные вещи. Но всё таки Русские на новаторство умельцы (в положительную сторону)! bully
  3. 0
    24 января 2013 13:42
    "Несмотря на проблемы проекта МФП, иногда встречаются упоминания о некой секретной разработке, создаваемой сейчас на фирме «Сухой». Возможно, финансовая обстановка со временем позволила вернуться к незаслуженно забытому проекту МФП" дай бог...
  4. +2
    24 января 2013 13:51
    Да сильна Матушка Россия талантами.Концепция "ножницы "-воплоти ее -однозначный прорыв.А ведь все вперлось в материалы, вот для чего нужна фундаментальная наука, новоявленные бизнесмены не потянут, государство должно этим заправлять, и мока неразработают новых "нано -полимерных и т.д.и т.п. "материалов проект нереален.А ведь какая машина получилсь бы -заглядение.
  5. +2
    24 января 2013 16:37
    "этот самолет мог получить еще одну задачу, отчасти похожую на цели работы самолетов дальнего радиолокационного обнаружения"
    Я патриот, но реалист. То что заявлено в этой статье настолько футуристично...может лет так через -тнадцать это будет возможно.
  6. +1
    24 января 2013 17:57
    У НАС БЫЛА ВЕЛИКАЯ ЭПОХА.
  7. DuraLexSedLex.
    +1
    24 января 2013 19:55
    Вот это самолёт....вот это МАШИНА!И главное наверно летала бы, и очень да же хорошо(зная самолёты сухого).Красивая и интересная птица)
  8. +1
    24 января 2013 21:25
    Не вижу никаких проблем,мешающих использовать тот же ПАК ФА или даже Су-35 в качестве перехватчиков,причём очень эффективных.
    1. Василий79
      0
      25 января 2013 00:06
      Единственный перехватчик который даже америкосы признали как соответствующие средство противодействие их раптору и имеет все шанс по их уничтожению это МиГ 31... а
      Цитата: пацантрэ
      Не вижу никаких проблем,мешающих использовать тот же ПАК ФА или даже Су-35

      имеют другой круг задач и у меня нет данных о разработках именно перехватчиков в полном их ТХ, все хотят запихать в одно
      1. -1
        25 января 2013 16:42
        Цитата: Василий79
        Единственный перехватчик который даже америкосы признали как соответствующие средство противодействие их раптору и имеет все шанс по их уничтожению это МиГ 31... а


        Когда это было?Не так давно это был самолёт с самой мощной РЛС,и единственный самолёт в наших войсках,способный нормально применять РВВ БД.Да и амеров слушать...может они специально хотели направить нас на тупиковое направление?

        Цитата: Василий79
        имеют другой круг задач и у меня нет данных о разработках именно перехватчиков в полном их ТХ, все хотят запихать в одно

        Еще раз:что такого может Миг-31 и не может ПАК ФА,Су-35?