МиГ-23МЛ

26
МиГ-23 (по классификации НАТО: Flogger – Бичеватель, заводской индекс – изделие 23-11) – советский многоцелевой истребитель, обладающий крылом изменяемой стреловидности, относился к 3-му поколению. Свой первый полет машина совершила 10 июня 1967 года, истребитель поднял в воздух летчик-испытатель Федотов А. В. Истребители МиГ-23 различных модификаций находились на вооружении ВВС и ПВО СССР, Анголы, Алжира, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Ливии, Польши, Сирии, Эфиопии и Южного Йемена, некоторые страны до сих пор продолжают его эксплуатацию. Стоит отметить, что данный самолет волей случая стал причиной гибели американского генерала. 26 апреля 1984 года во время совершения испытаний МиГ-23, полученного из Египта, погиб генерал-лейтенант ВВС США Роберт Бонд.

В процессе своего выпуска самолет неоднократно улучшался и модернизировался. С 1976 года начался выпуск облегченной версии истребителя под индексом МиГ-23МЛ (изделие 23-12, Л – легкий). Данный самолет получил новую силовую установку, обладавшую повышенной тягой (двигатели ТРДФ Р35Ф-300), РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, усовершенствованную автоматическую систему управления, индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ и систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М. Все эти изменения позволили повысить боевые возможности машины.

Необходимость повышения маневренности и боевых возможностей истребителя была обусловлена появлением в ВВС США машин 4-го поколения F-15A, YF-16 и YF-17, а также запаздывания с созданием советских аналогов – МиГ-29 и Т-10. Самолет МиГ-23МЛ был создан как временная мера и альтернатива перспективному МиГ-29. Новый истребитель удалось облегчить практически на 1250 кг. по сравнению с МиГ-23М. При этом он был укорочен (форкиль почти сошел на нет), была уменьшена длина фюзеляжа, так как конструкторы отказались от 4-го топливного бака. Несмотря на то, что общее количество топлива было уменьшено до 4 300 л., за счет снижения веса и аэродинамического сопротивления конструкции дальность полета удалось сохранить прежней. Новые двигатели повысили маневренность истребителя, обеспечив ему очень хорошие разгонные характеристики (по данному параметру МиГ-23МЛ даже превосходил американский F-16).
МиГ-23МЛ

Одним из принципиальных нововведений, которые значительно увеличили боевые возможности машины, стало использование СОУА – системы ограничения углов атаки. С внедрением такой системы летчик мог летать, не опасаясь срыва самолета в штопор, и максимально применять имеющийся маневренный потенциал истребителя. В данную систему включался цилиндр со штоком, который отталкивал ручку управления вперед именно в тот момент, когда истребитель выходил на предельный для данного режима полета угол атаки. Чем быстрее происходил рост угла атаки, тем раньше срабатывал данный механизм, что делало невозможным динамический заброс истребителя на запредельные углы атаки. Одновременно с самолетом МиГ23МЛ такая же система появилась и на машинах МиГ-23УМ и МиГ-27.

Одним из слабых мест истребителя МиГ-23МЛ являлась его РЛС «Сапфир-23МЛ». В основном радиолокационном режиме обзора, дальность обнаружения вражеских самолетов составляла 50-55 км. при режиме ручного управления и до 85 км. при автоматическом наведении с земли. Исходя из этого во время арабо-израильских конфликтов и войны в Ираке, когда наведение истребителей с земли было невозможно (затруднено помехами или вообще отсутствовало), противник, обладавший истребителями F-16 и F-15, получал во время сближения с МиГ-23МЛ преимущество. За счет установленных на американских истребителях более совершенных РЛС они обнаруживали противника раньше на расстоянии в 60-70 км. В то же время захват цели РЛС МиГ-23 производила лишь с расстояния в 30-50 км. в передней полусфере.

Истребитель МиГ-23МЛ серийно производился для нужд ВВС СССР с 1976 по 1981 годы, постройка самолета на экспорт осуществлялась до 1985 года. По мнению строевых летчиков, часть из которых повоевала на Ближнем Востоке, МиГ-23МЛ уже в большей степени можно было назвать полноценным, по-настоящему боевым истребителем.

Описание конструкции

Истребитель МиГ-23МЛ – это высокоплан, обладающий крылом изменяемой стреловидности и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж самолета имеет полумонококовую конструкцию. Его носовая часть включает герметизированный отсек электронного оборудования и РЛС, отсек передней опоры шасси и кабину пилота. За кабиной пилота находятся воздухозаборники, топливный бак №1, отсек оборудования и отсек пушки, основной силовой отсек он же топливный бак №2, двигательный отсек и бак №3. Хвостовая часть истребителя имеет 4 секции воздушных тормозов, форсажную камеру и узлы навески оперения.

Фонарь пилотской кабины включает в себя козырек с электротепловой ПОС и откидную часть, оснащенную пневматическим приводом. Для того чтобы не допустить запотевания стекол фонаря, внутри по периметру его нижней части смонтированы трубы обдува горячим воздухом, который поступает сюда от компрессора двигателя. Для вентиляции кабины пилота во время дежурства на земле или при рулении на ВПП фонарь кабины может быть приподнят на 100 мм. Обзор пилота назад реализован с помощью специального перископа – смотрового прибора TC-27AMLU, который закреплен на откидной части фонаря. Внутри кабины пилота на передней дуге откидной части находятся 2 зеркала, которые предназначены для обзора плоскостей крыла истребителя.

Крыло самолета включает в себя 2-е поворотных трапециевидных консоли и неподвижную часть (угол стреловидности крыла по передней кромке 70 градусов). Неподвижная часть крыла включает в себя два отсека: носовой, в котором находятся баллоны с кислородом, антенны станции предупреждения об облучении, узлы крепления пилонов, ответчик системы госопознавания «свой-чужой» и центральный отсек, который выполняет роль основного силового элемента крыла. Именно к нему крепятся консоли, и одновременно с этим он является емкостью для хранения горючего. Консоль крыла МиГ-23МЛ является двухлонжеронной. Вертикальное оперение самолета включает в свой состав руль направления, киль, подфюзеляжный гребень. Шасси истребителя трехопорное, обеспечивает эксплуатацию машины с бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полос. В случае посадки при скоростях до 320 км/ч может применяться тормозной парашют ПТ-10370-65.

Силовая установка истребителя МиГ-23МЛ состоит из форсажного турбореактивного двигателя Р-35-300. Воздухозаборники самолета боковые, регулируемые с клиньями изменяемой конфигурации. Площадь входного сечения воздухозаборников максимальна при выпущенных шасси и минимальна на сверхзвуковых режимах полета. Система пуска двигателя истребителя на земле автономная от турбостартера ТС-11. Во время полета пуск двигателя осуществляется от авторотации, на больших высотах полета для запуска двигателя применяется подпитка кислородом.

Топливная система истребителя состоит из трех (на предыдущих моделях истребителя четырех) фюзеляжных и 4 (раньше – 6) крыльевых топливных баков-отсеков. Общий объем топлива 4 300 л. Помимо этого возможно использование 3-х ПТБ: 1 подфюзеляжного емкостью 800 л., и 2-х подкрыльевых по 480 л. В качестве топлива самолет использует авиационный керосин следующих марок: Т-1, ТС-1 и РТ. Заправка централизованная под давлением для всех топливных баков за исключением подвесных, выполняется через приемный узел заправки, расположенный с левого борта самолета. При этом возможна и открытая заправка топливных баков через их заливные горловины.

Самолет оснащен противопожарным оборудованием, которое включает в свой состав систему сигнализации о пожаре, которая насчитывает 5 ионизационных датчиков, расположенных в двигательном отсеке, а также систему пожаротушения, которая представлена 3-х литровым фреоновым огнетушителем УБШ-3-1 и коллектором-расширителем. Самолет оснащен системой кондиционирования воздуха, которая используется для поддержания оптимальной температуры воздуха и давления в кабине пилота и некоторых отсеках с БРЭО. На высоте полета до 2 000 метров кабина истребителя свободно вентилируется, после чего перепад давления постепенно растет, достигая на высоте полета в 9-12 км. величины 0,3 кгс/смг, данная величина поддерживается до достижения самолетом практического потолка полета.

Вооружение самолета включает в себя 23-мм автоматическую пушку ГШ-23Л (боекомплект 200 снарядов, скорострельность 3400 выстр/мин). Помимо этого возможна установка на МиГ-23МЛ двух таких же пушек в специальных контейнерах УПК-23/250 с боекомплектом в 250 снарядов. Для уничтожения воздушных целей самолет может использовать до 2-х ракет средней дальности Р-23Р (с полуактивным радиолокационным наведением), Р-24Р (радиокомандное и полуактивное радиолокационное наведение), Р-23Т с тепловой головкой самонаведения, Р-24Т (ТГС), которые подвешиваются на неподвижных частях крыла. В качестве оружия малой дальности применяются 2-е тепловые УР Р-13М, Р-13М1 или 4-е Р-60 или Р-60М на подфюзеляжных узлах подвески.

Возможная модернизация

РСК «МиГ» с целью полного раскрытия значительного потенциала фронтовых истребителей МиГ-23, а также истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 создала программу модернизации истребителей, которая учитывает специфические требования разных заказчиков. Данные программы предусматривают установку на истребитель ряда новых систем БРЭО, а также расширения номенклатуры используемого вооружения за счет ввода новых образцов. Новая система управления вооружением самолета может базироваться на базе многофункциональной РЛС или включать в свой состав дополнительную систему, которая предназначается для выдачи команд радиокоррекции современным УР «воздух-воздух» и для формирования полетного задания.

В состав БРЭО модернизированного истребителя могут быть включены современные системы отображения информации, включающие многофункциональный дисплей и индикатор на лобовом стекле, нашлемную систему целеуказания пилоту. Модернизации подвергаются и системы связи и навигации, видеорегистрации, радиопротиводействия, регистрации, контроля и обработки поступающей полетной информации.

В состав вооружения модернизированных истребителей могут быть включены современные управляемые ракеты, такие как РВВ-АЕ, Р-73Э и Р-27Р1. По желанию заказчика истребитель может быть адаптирован к использованию управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» других типов.

Летно-технические характеристики МиГ-23МЛ:

Размеры размах крыла – 14,10/7,78 м., длина истребителя – 16,7 м., высота – 5,0 м.
Площадь крыла – 37,27/34,16 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 15 600 кг., максимальная взлетная – 20 100 кг.
Запас топлива – 4300 л.
Тип двигателя – два ТРДДФ Р-35, тяга нефорсированная – 8 850 кгс., форсажная – 13 000 кгс.
Максимальная скорость – 2500 км/ч.
Практическая дальность – до 1450 км.
Перегоночная дальность – 2 360 км. с 3 ПТБ.
Практический потолок – 17 700 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1 23-мм пушка ГШ-23Л, боевая нагрузка до 2 000 кг., на 5 узлах подвески.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23ml.html
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4700-frontovoi-istrebitel.html
-http://www.migavia.ru/military/MiG_23_27.htm
-http://ru.wikipedia.org


Музей в Ле Бурже













26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 января 2013 09:30
    вот инногорафика истории в целом по МИГ-м
  2. +16
    22 января 2013 09:39
    Легендарная птица
    в 1989 полковник Скуридин начальник политотдела авиадивизии (высокая должность обязывало его летать) ,на высоте всего 90 метров вследствие возможного попадания птицы в вуздухозаборник катапультировался из МиГ-23 над морем, истребитель без пилота пропал с радаров, все думали упал в море, а он бороздил воздушное пространство Германии.пока ее истребители пытались настигнуть МиГ, он уже пересек границу с Бельгией. Сообщения летчиков ФРГ о том, что они якобы подлетали вплотную к советскому истребителю и, удивляясь, рассматривали, пустую кабину, скорее всего, просто выдумка. Практически все военные самолеты имеют фотоаппаратуру. Снимок МиГа с красными звездами на борту и без пилота в кабине, да еще на фоне немецких перехватчиков стоил больших денег и обошел бы многие газеты мира. Но таких фотографии не было. Зато была другая МиГ-23, бортовой номер 29, благополучно приземлился в окрестностях Брюсселя. Самолет разрушил забор одного из домов, крылом разбил веранду, на которой, к несчастью, находился юноша. Слушая сообщение, полковник Скуридин и другие офицеры штаба испытали шок.
    Комментируя инцидент, тогдашний первый заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Е.Шапошников сказал "Случай в истории авиации уникальный. Еще не было такого, чтобы боевая машина, покинутая пилотом, совершила столь продолжительный неуправляемый полет".
    1. vaf
      vaf
      +5
      22 января 2013 14:28
      Цитата: Vadivak
      тогдашний первый заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Е.Шапошников сказал "Случай в истории авиации уникальный. Еще не было такого, чтобы боевая машина, покинутая пилотом, совершила столь продолжительный неуправляемый полет".


      Вадим, приветствую! "лукавит" Шапошников. хотя оно и понятно...истребители всегда мало интересовались большой авиацией wink

      А между тем ещё в июле 1969 года в Нежтиском развед полку...был "знаменитейший" инциндент. когда при полёте ночью строем ведомый столкнулся с ведущим.
      все выпрыгнули. а самолёт ещё практически час летал с небольшим левым креном (в левом вираже) над Нежиным.

      Перехватчики "пришли" но сбивать не решились.т.к. самолёт мог и упасть на город. поэтому летали рядом и сопровождали. в конце концов самолёт на н 500 метров в следствии неуправляемости и выработки топлива и с увеличением крена до критических значений самолёт вышел на 2 режим. свалился в штопор и упал в болото всего в 500 метрах от ж.д. вокзала!

      1. +3
        22 января 2013 15:45
        Цитата: vaf
        1969 года в Нежтиском развед полку.


        Интересно спасибо, не слышал об этом
        1. vaf
          vaf
          +3
          22 января 2013 17:57
          Цитата: Vadivak
          Интересно спасибо, не слышал об этом


          25 июля 1969 год, капитан Феоктистов(который впоследствии выпрыгнул. а штурман и оператор так и остались в самолёте до самой земли soldier и всё спрашивали-командир. когда прыгать будем?) столкнулся с подполковником Лиськовым 9все трое выпрыгнули и живы)!

          Случаев много..особенно "классный". 50 ГНИКИ даёт заключение о невозможности посадки Ту-22Р на грунт, а в это же время в том же Нежине в СМУ пара заходит и "путает" ВПП с Грунтовкой (зима понимаешь) и с успехом парой садятся на грунт! good
          1. +1
            23 января 2013 05:08
            не совсем в Нежине, - рядом, около 300-400 км, Узин.... как-то об этом писал уже, когда статью про Ту-22 обсуждали..... Примером может служить посадка пары Ту-22Р в начале апреля 1969 г. Экипажи комэска гвардии подп-ка Никитина и гвардии к-на Полевого, ввиду ухудшившейся над Нежином погоды, были направлены на запасной аэродром в Узин. Перед этим там прошел небольшой снег, «закамуфлировавший» бетонную ВПП, и запасная грунтовая с воздуха различалась гораздо лучше. Видимость была в пределах 4000 м, и комэск, заходя на аэродром по приборам, вдруг увидел, что перед ним открытое поле, а полоса слева. Решив, что приборы отказали, он довернул влево. Не успел КП дать команду об уходе на второй круг, как самолет Никитина уже катился по грунту, оставляя колею, Шасси выдержало, и забрызганный грязью Ту-22Р выбрался на рулежку. Никитин тут же по радио скомандовал ведомому: «Верь приборам!». Однако Полевой в точности повторил ошибку ведущего, и на стоянке появились два грязных самолета. Машины успешно выдержали «экзамен», а экипажам еще пришлось пережить «восторг» руководства. Особенно негодовал начштаба корпуса генерал Пасичник: «Разведчики,…! Вы должны найти иголку в стоге сена, а стратегическую полосу 3,5 километра длиной и 100 метров шириной не смогли отличить от грунта!!!»

            еще лет десять назад вычитал вот тут - Авиация и время 1996 02
    2. +1
      22 января 2013 17:05
      [quote]а также запаздывания с созданием советских аналогов – МиГ-29 и Т-10. Самолет МиГ-23МЛ был создан как временная мера и альтернатива перспективному МиГ-29[/quote

      читай- Су-35С тех самых годов.. с той разницей, что сейчас легкого 5 поколения не разрабатывается
    3. +2
      22 января 2013 17:17
      Сообщение о том,что перехватчики подлетали вплотную - не выдумка. Подлетали, увидели, пока с АВАКСОМ советовались - потеряли Миг. Данное сообщение сам читал ( соседний пост перехвата их отслеживал, в мое боевое дежурсто сие произошло winked )..
  3. avt
    +5
    22 января 2013 09:57
    Статье + . Аэроплан отличный ! good Особенно последняя версия МЛД ,если память не подводит .Читал воспоминание одного летчика голландца, так он только восхищался машиной! Утверждал , что по летным не уступает F-16 ,из недостатков отмечал низкую посадку летчика в кабине , говорил что сидел как в ванной по сравнению с западными аэропланами . ЖАЛЬ машина затерялась в тени МИГ-29!
    1. +2
      22 января 2013 10:22
      Цитата: avt
      говорил что сидел как в ванной по сравнению с западными аэропланами .

      Тесновата кабина, верно
    2. +1
      22 января 2013 11:05
      ну - не то что затерялась, просто каждый сверчок должен знать свой шесток, 23-й конечно не плохая машина, но до МиГ-29, как и до супостатского F-16 ему далеко, да и разрыв в поколение.......
      1. avt
        +1
        22 января 2013 11:21
        [quote=Dart Weyder]до супостатского F-16 ему далеко, да и разрыв в поколение...
        Не скажите, после развала Союза -проводили натовцы сравнительные летные и ничего ,старичек себя достойно показал! А я говорил не о сравнении с МИГ -29 ,а о том что этот аэроплан не менее достоин и ,для своего времени ,сконструирован не менее изящно нежели его потомок 29й!
        1. 0
          22 января 2013 12:01
          ну проводили с 29-м можно сравнить - а с 23-м, не особо.... маловато шансов.... при учёте модернизации до МЛ, у США и НАТО на вооружении уже были
          Block 5,
          вот Block 10 :
          Боевая нагрузка - 5420 кг на 9 узлах подвески (в ущерб маневренности возможна нагрузка 9276 кг):
          до 6 УР ближнего боя AIM-9L/M/P Sidewinder
          УР AIM-7 Sparrow or AIM-120A AMRAAM
          В варианте истребителя-бомбардировщика - может нести обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84.или подвесной контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой, тут уж МиГ не потянет, да и по манёвренности он в полном проигрыше,
  4. +3
    22 января 2013 09:58
    Отличная машина! Я прходил службу на этих красавцах! Ностальгия...
  5. Akim
    +1
    22 января 2013 10:27
    Нёгры в Африке его до сих пор используют и отказываться не собираются.
    В Украине есть они в боевом резерве. Даже иногда летают. В России они тоже в летном состоянии.

    1. Not HORDE
      +1
      22 января 2013 16:03
      По поводу видео. Ф-15 точно збивали?
      1. 0
        23 января 2013 05:20
        да на счету МиГ-23 и Ф-15 есть.... много чего интересного сбивали даже Су-24, и Миг-21
  6. 0
    22 января 2013 12:07
    ИМХО самый красивый истребитель.
  7. +3
    22 января 2013 12:59
    П-к Скуридин летал в тот день из Колобжега.Там стоял 714 ИАП нашей ИАД.Во время взлёта,на высоте 130-150 метров отключился форсаж.Вслучае выключения форсажа самолёт"просаживается"на 100-200м.По инструкции при отключении форсажа на взлёте экипаж обязан покинуть самолёт.Самолёт был модификации МЛД.
    Каждый первый вторник месяца проводились командирские полёты,летал весь лётно-подъёмный состав штаба дивизии.Причём часть руководсва летала из Ключево.В такие вторники у РП,да и на КП дивизии у всех были холки в мыле.Я уж молчу про тех кто обеспечивал полёты.А самолёт до сих пор смотриться красиво.
  8. +4
    22 января 2013 13:57
    Цитата: Vadivak
    Тесновата кабина, верно

    В Спасске-Дальнем такие стояли в 80-х...
    Помню, были мы на рулежной дорожке, где близко стоял такой самолет...
    Слышим грохот металла по обшивке вроде как самолета... Ничего не можем понять.
    Глядь из сопла двигателя ноги в кирзачах появились...
    Вылез заспанный часовой в шинелке, вытянул за ремень "Калаша", закинул его за плечо и пошел себе прихрамывая (видать ножку отлежал, бедняга) вдоль самолетиков нести дальше караульную службу...
    Мы охренели от такой смекалки бойца.
    1. +3
      22 января 2013 14:59
      Цитата: Тартарий
      Мы охренели от такой смекалки бойца.

      Это вам повезло что караульный не что в самолете не прострелил. smile
      У отца было ЧП,солдат задремал около передней стойки шасси,не так облокотился а патрон в патронике видать был,прострелил жгут проводов в диаметре 300 мм.После ремонта, всех кто ремонтировал "насильно" в самолет посадили и сделали пару кругов. smile
  9. PistonizaToR
    -8
    22 января 2013 16:17
    вообще ниочём статья...
  10. Nechai
    +4
    22 января 2013 16:30
    Пацаном ещё видел его проход над ж/д в Зубчаниновке на малой высоте, шёл от ЛИСа с минимальной стреловидностью крыльев, сине-голубой окраски, практически над головой. Абсолютно бесшумно мне показалось. Лётчик ещё голову повернул и склонил в мою сторону, в кислородной маске, встретились взглядами... И скорость на удивление была не большая, чуть чуть с набором высоты. Меня просто оторопь взяла, чессслово... Блин, прям натуральное НЛО.
  11. +3
    22 января 2013 20:57
    МиГ-23мл запоздал с появлением,когда появился миГ-29 военным он стал уже не интересен.по факту же он был вполне современным истрибителем,кстати жертвой 29 пала и модификация МиГ-21,реинкарнацию которой мы все же увидели в варианте 21-93 и индийский "бизон".интересны отчеты испытаний Миг-23 американцами в эскадрилии "агрессоры", пилоты буквально восхищались его разгоннымми характеристиками,и по факту он был самым скоростным истрибителем того времени в США.Так во время учебного перехвата Ф-111 ,самого скоростного самолета США,на догонном курсе МиГ- 23 снизился и исчез с радаров,потом вынырнул что бы осмотреться и скоректировать направление и оказалось что он обогнал Ф-111 на несколько десятков км, при том что тот шел на форсаже.
    1. 0
      23 января 2013 05:24
      да, только с одной оговоркой - он не осматривался, а получал ЦУ с наземных РЛС, а также на нем разбился один генерал ВВС США
      1. +4
        23 января 2013 08:12
        как истиный Советский Самолет нанес ущерб врагу даже находясь в плену!!!!хотя там есть версия что он тупо ограничение по скорости привысил и ему в лицо стекло выдовило напором воздуха
  12. +1
    23 января 2013 03:49
    Цитата: PistonizaToR

    вообще ниочём статья...


    Ну почему-же ни о чём?Для общего развития тем кто далёк от авиации,очень даже не плохо.Для тех кто ходит рядом с самолётами есть такое ощущение что не хватает ,не которых знаний.Ну для тех кому небо дом родной то да статья не очем.Вы как я понял относитесь к третей категории?
    Ну Самолёт ведь всё равно красив!
  13. +1
    23 января 2013 07:57
    Красивая машина good
  14. 0
    6 декабря 2017 00:41
    Текст перепечатка. Многие предложения и абзацы оборваны или начинаются нелогично. Т.е. вырваны из контекста, Начала про Миг-23 потом резко МЛ и МЛД.
  15. 0
    6 декабря 2017 00:53
    "Тип двигателя – два ТРДДФ Р-35" ДВА?