Не платили зарплату: как работник «Уралвагонзавода» танк Т-72С угнал

12
Не платили зарплату: как работник «Уралвагонзавода» танк Т-72С угнал

Ранее мы уже писали о том, как летом 1993 года местные тагильские бандиты попытались угнать танк Т-90 с заводского полигона, чтобы использовать его в качестве «вооружения» в криминальных разборках. Однако этот инцидент не был единственным – спустя пару лет, в июне 1995 года, ситуация повторилась, только угонщиком на сей раз выступил работник завода, выразивший таким способом недовольство из-за задержек заработной платы.

Период тотального безденежья 90-х годов лихо ударил по многим предприятиям российского военно-промышленного комплекса, которые из-за отсутствия финансирования в буквальном смысле оказались на грани выживания. И нижнетагильский «Уралвагонзавод» – крупнейший в стране производитель танков – был в их числе.



Крупных государственных заказов завод не получал, а те, что имелись, длительное время не оплачивались. Так же с большим опозданием шли деньги за выполнение экспортных обязательств – сроки выплат за произведённую продукцию растягивались до полутора лет. Как результат: катастрофическое снижение производства и трудное экономическое положение, которое в первую очередь коснулось работников УВЗ.


К середине девяностых задержки заработной платы по полгода, а иногда и больше, уже стали там привычным явлением, а обещания выплатить всё до последнего гроша – пустым звуком. Долги выдавались в час по чайной ложке – далеко не каждый месяц и порой даже меньше месячного оклада; да и те копейки уходили зачастую на оплату взятых ранее под зарплату продуктов питания. И это с учётом сильной инфляции, которая сжирала и без того невысокие доходы населения.

В общем, условия были незавидные, что и привело к событиям, произошедшим в ночь на 15 июня 1995 года.

Накануне Василий Тронин, водитель-испытатель с двадцатилетним стажем, пришел на родной завод в озлобленном настроении после семейного конфликта, возникшего по причине того, что он как глава семьи не получал заработную плату ещё с февраля. Для человека, по натуре спокойного, но доведённого до отчаяния сложившимся финансовым положением, эта ссора стала последней каплей, подтолкнувшей его к необдуманному поступку – угону танка.

По его словам, он решил хоть как-то выразить свой протест против беспросветной нищеты оборонки. Для этого вечером Тронин зашёл в механосборочный цех и завёл находящийся там на регламентных работах танк Т-72С. Сев за рычаги и вдавив педаль газа в пол, он выехал за ворота цеха и устремился к заводской проходной, чтобы далее направиться к заводоуправлению – таким образом угонщик, по всей видимости, был намерен предъявить свои требования начальству.

Вспоминал Василий Тронин в интервью «Российской газете»:

Это было уже в конце рабочего дня. Выезжаю из цеха на танке, а начальник смены спрашивает: «Ты куда?» «За зарплатой», – говорю. И по газам. Пока он дозванивался до спецслужб, я уже заводские ворота танком проломил и на главный проспект выехал.

Однако, проломив ворота проходной и оказавшись за территорией предприятия, танк направился по другому маршруту. Как вспоминал Тронин, в тот момент он одумался и решил к заводоуправлению не ехать. Вместо этого, минув площадь перед административным зданием, Т-72С пересёк практически весь прилегавший к «Уралвагонзаводу» Дзержинский район по его главному проспекту.

Стоит отметить, что во время поездки водитель, хоть и находясь в тяжёлой боевой машине, которая может снести буквально всё на своём пути, соблюдал правила дорожного движения и беспорядков на дороге не устраивал. Как говорят свидетели, он даже на запрещающих сигналах светофора останавливался.

Тем не менее, как писали тогда в местных СМИ, за танком даже увязалась погоня. Правда, речь шла об одной милицейской машине, экипаж которой, завидев «семьдесятдвойку», начал преследование. Впрочем, вскоре милиционеры были вынуждены его прекратить – на одном из участков пути угонщик свернул в лесопарковую зону, где автомобиль уже не мог проехать.


Совершая свой «вояж», Тронин немного успокоился и, осознавая, что он натворил, решил вернуть танк на завод. Правда, повторять свой маршрут уже не стал и направился в сторону испытательного полигона. Но, подогнав Т-72С к его воротам, со стороны охраны водитель встретил категорический отказ впускать боевую машину на территорию.

Из интервью «Российской газете»:

...Подкатил к воротам, ведущим на полигон, а меня не пускают. Говорят: «Ты отсюда не выезжал...» Плюнул, ломать еще одни ворота не стал и пошел домой спать...

Около четырёх часов ночи к нему нагрянули работники местного РОВД. Затем допрос и изолятор. Возбуждено уголовное дело по статье 148 ч. 1 УК РФ – неправомерное завладение транспортным средством. Но спустя трое суток Василий Тронин вышел на свободу.

Дело в том, что слухи о поступке водителя-испытателя быстро разошлись среди заводчан, которые всецело поддержали его. Поэтому уже на следующий день после этого происшествия возле кассы завода начали возникать стихийные митинги и даже потасовки на почве хронической невыплаты заработной платы. Всё это, по уже проторенной Трониным дорожке, могло вылиться в куда более серьёзные инциденты вплоть до массовых беспорядков.

Опасаясь раскалить и без того взрывоопасную ситуацию до предела, в правоохранительных органах решили согласиться с доводом, что у человека просто случился нервный срыв.

Как писала тогда «Областная газета»:

«Учитывая социальную напряженность в районе, положительную характеристику нарушителя и все прочие обстоятельства дела, прокуратура Дзержинского района по истечении трех суток задержания не дала санкции на арест Тронина».

И, хотя этот танковый забег не окончился желаемыми результатами – деньги тогда выдали только за март – среди заводчан и местных жителей Василий Тронин стал своеобразным народным героем, решившимся на безумный поступок ради выражения протеста тотальной нищете некогда крупного оборонного гиганта страны.

Но, как это всегда бывает, за героизм нужно платить. И поступок Тронина не остался без внимания со стороны руководства «Уралвагонзавода» и соответствующих органов. По итогу он, хоть и не сразу, был уволен и больше никогда не допускался к непосредственной работе с танками.

Источники информации:

«Российская газета»: В Екатеринбурге рабочие хотят пригнать на митинг в поддержку Путина танк
«Областная газета». 1995. Выпуск № 061
«Коммерсантъ»: Испытатель угнал танк от отчаяния
«Миллионеры поневоле»
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 декабря 2023 04:06
    . спустя трое суток Василий Тронин вышел на свободу.

    Нынче бы он тремя днями не отделался. И статью впаяли бы другую - за терроризм.
    1. 0
      28 декабря 2023 04:31
      "Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. Соблюдая, конечно, элементарные правила движения" М .Жванецкий расписал употребление танка в жизни...
    2. +6
      28 декабря 2023 04:59
      Помню, как в лихие 90-е люди, не получающие месяцами зарплату, спивались, кончали жизнь самоубийством, а вот герой статьи молодец good он нашёл оригинальный способ, как практически безболезненно для себя спустить пар...
      1. +11
        28 декабря 2023 05:19
        Цитата: Проксима
        оригинальный способ

        Оригинальный способ представился в 1993 году, когда ельцинсккю шоблу чуть было не смели, но нашелся "герой-генерал", отдавший приказ стрелять по Белому дому
        1. +1
          29 декабря 2023 11:39
          Цитата: Голландец Михель
          Цитата: Проксима
          оригинальный способ

          Оригинальный способ представился в 1993 году, когда ельцинсккю шоблу чуть было не смели, но нашелся "герой-генерал", отдавший приказ стрелять по Белому дому

          Руслан Имранович был лучше Ельцина что ли?Тоже как Борька во власть вцепился мертвой хваткой.Всем они одним миром мазаны...
  2. -2
    28 декабря 2023 17:34
    Каждый народ заслуживает не только свое правительство, но и вообще все, что заслуживает.
  3. 0
    28 декабря 2023 18:14
    там был пожестче случай: местные мне лично рассказывали... а вообще что-то кучно новости про 90-е пошли laughing

    12 августа 1993 года в Нижнем Тагиле произошла крупная разборка между двумя криминальными группировками. Авторитеты прославились на всю страну, приехав на «стрелку» на танке.

    Как сообщает историк Вадим Волков в книге «Силовое предпринимательство в современной России», конфликт разгорелся из-за рынка сбыта плодовой продукции в Дзержинском районе. Одна из группировок захватила танк, возвращавшийся на завод с испытательного полигона, и поехала на нём в город. Милиция остановила его около Ледового дворца, недалеко от места предполагаемой разборки.

    Как вспоминает бывший руководитель завода, отвечавший за безопасность, танк Т-72 как раз передали Министерству обороны и отправили на гарантийные испытания. В это время его и остановили вооружённые люди, перегородив движение машиной. Танк стал убедительным аргументом в споре: после разборки «победившая» группировка бесплатно раздала яблоки конкурентов местным жителям.
    Когда танк вернули на место, началось разбирательство. Трёх участников операции осудили за хулиганство и угон транспортного средства, а заводские начальники получили за инцидент нагоняй от тогдашнего губернатора Эдуарда Росселя, которому, в свою очередь, попенял первый Президент РФ Борис Ельцин.
    https://old.oblgazeta.ru/society/24756/
  4. 0
    28 декабря 2023 19:55
    Поэтому уже на следующий день после этого происшествия возле кассы завода начали возникать стихийные митинги и даже потасовки на почве хронической невыплаты заработной платы. Всё это, по уже проторенной Трониным дорожке, могло вылиться в куда более серьёзные инциденты вплоть до массовых беспорядков.
  5. +2
    28 декабря 2023 19:59
    Прочитать интересно, конечно.
    Но качество этой публикации для раздела История на ВО очень низкое.
  6. -1
    2 января 2024 16:08
    Зарплату тогда многим не платили, в т.ч. и военным, но это не означает, что можно протестовать такими методами. Я пережил лихие 90-е и знаю, как тогда было.
  7. -1
    5 января 2024 02:05
    Вот до чего баба довела. А после увольнения небось еще и развелась.
  8. 0
    11 февраля 2024 18:13
    Просто, вспомнилось - 1998 год, попытался устроится у м. Семёновская в Москве на электрозавод, там их несколько было, на какой не помню - взяли сразу, водителем на УАЗик. Приходи, говорят, завтра - трудовую приноси и оформляйся, только зарплата у нас с задержкой - три года. Помогать будем - продукты, разовые выплаты, а сейчас положение улучшается - была три с половиной года задержка. Мдя... нет сейчас этого завода, а оформляться, я разумеется, не пришёл, в такси по дороге устроился. Нет завода - нет проблем(сарказм. если что). А вот с деньгами у буржуев всегда "безденежье" - было, есть и будет.