Лунный лифт

Не так давно, в прошлом году, японские ученые объявили о достаточно необычном проекте по доставке на орбиту различных грузов без применения ракет. Однако мало кто знает о том, что еще более 50 лет назад подобные идеи выдвигал инженер из Ленинграда Юрий Арцутанов. Для этих целей он предлагал использовать специальный, так называемый «космический лифт». Данная идея явно опережала свое время и тогда ее с успехом подхватили лишь писатели-фантасты. Однако чем больше лет проходит с момента высказывания любого смелого научного предположения, тем более реальным оно становится. В наши дни тема космического лифта получает новое звучание.

При этом ленинградский лифт сыграл для Юрия Николаевича Арцутанова, который мало кому сегодня известен, достаточно важную роль. Еще полвека назад он написал статью «В космос на электровозе», предложив использовать для доставки грузов на орбиту лифт специальной постройки. Юрий Арцутанов рассказывал, у Циолковского была идея, что если бы удалось построить башню высотой в 40 000 км., то с нее можно было бы осуществлять запуски спутников вручную. При этом все понимали, что создать такую башню будет невозможно.

По задумке Юрия Арцутанова, необходимо было протянуть от земного экватора своеобразный «трос» в атмосферу, укрепив на другом его конце какой-либо груз. Длина такого сооружения должна была составить порядка 60 тысяч километров. С помощью такой «канатной дороги» и предполагалось отправлять на орбиту не только необходимые грузы, но и пассажиров. Спустя 15 лет после появления этой задумки, английский писатель-фантаст Артур Кларк в своем романе «Фонтаны рая» использовал данную идею о космическом лифте. При этом писатель никогда не скрывал первенство Арцутанова и даже лично приезжал к тому в Ленинград для консультаций. Данное время было временем романтиков от наук и расцветом научной фантастики.
Лунный лифт


В наши дни многие из того, что когда-то казалось фантастическим, обретает вполне реальные очертания, не является исключением и космический лифт. Только теперь он должен соединить между собой Луну и Землю. В настоящее время существует уже достаточно много подобных проектов и программ, и кто знает, может быть они действительно обретут реальное воплощение и вся лунная программа сможет обрести совершенно новые черты и возможности.

В 2012 году японская компания объявила о том, что сможет к 2050 году реализовать совершенно невероятный проект – создать поезд в космос, который сможет преодолеть ¼ расстояния до Луны. Строительная компания из Японии «Обаяси» (Obayashi Corp) заявляет о том, что сможет за 40 лет построить лифт для путешествия в космос – подъемник на высоту в 96 тысяч километров. Реализовать данный амбициозный проект японские инженеры планируют с помощью углеродных нанотрубок. Данные мембранные соединения обладают поистине уникальными свойствами, к примеру, они в 20 раз прочнее стали.

Спроектированный японскими конструкторами лифт сможет перевозить до 30 пассажиров за один раз, двигаясь со скоростью до 200 км/ч. На пути следования лифта планируется организовать одну остановку на высоте примерно в 36 тысяч километров – до нее за неделю смогут добраться обычные космические туристы, а специалисты и научные исследователи смогут продолжить свой путь дальше и подняться над Землей на высоту почти в 100 тысяч километров. Руководитель проекта Сатоми Катсуяма говорит, что люди обожают высотные здания. И вместо того, чтобы строить их на земле, мы попробуем создать их в космосе. В «Обояси» заверяют, что их проект является реализуемым, но в настоящее время нет приблизительных оценок ни его стоимости, ни возможностей, а что главное идей, где именно возвести это уникальное сооружение.
Лунный лифт

На постройку космического лифта японцев вдохновило окончание строительства самого высотного в Японии здания – Tokyo Sky Tree высотой в 634 метра. Небоскреб, в котором будут размещены офисы, а также смотровые площадки, рестораны и кафе на самом деле является телебашней и был введен в эксплуатацию в мае 2012 года. Вдохновившись постройкой Sky Tree в «Обояси» решили привлечь к созданию проекта космического лифта экспертов в самых разных областях, в компании верят в то, что данный проект все же удастся реализовать. Помимо фантастических планов, японцы вынашивают и вполне земные, компания занимается разработкой электростанций, мостов, высотных офисных зданий. В числе уже осуществленных проектов – здание Universal Studios в японской Осаке, метро в Дубае, олимпийский стадион в Сиднее.

В свою очередь американский предприниматель Майкл Лейн считает, что реализовать проект космического лифта можно без применения нанотрубок. Он выступает с предложением создания лифта, который бы связал не поверхность Земли с орбитой, а орбиту с поверхностью Луны. В этом есть своя логика, так как притяжение естественного спутника примерно в 6 раз ниже, чем на Земле, что значительно снижает требования к легкости и прочности материала троса. По мнению Майкла Лейна, в таком случае углеродные нанотрубки можно будет успешно заменить на полимер под названием зайлон (Zylon). Прочность данного материала на растяжение в 10 раз выше, чем у стали, миллиметровая нить такого материала выдержит до 450 кг. груза и способна сохранить свои физические свойства при нагреве до 650 градусов Цельсия. Более легкими можно выполнить и остальные компоненты подобного лифта. Физически же все необходимые элементы можно отправить в космос при помощи обыкновенных ракет-носителей Atlas или Delta, уверяет Лейн, при этом нет никакой необходимости в разработке каких-то особых гигантов, наподобие Saturn V.

По словам предпринимателя, уже существующие материалы и технологии позволят реализовать данный мегапроект в сравнительно небольшие сроки – всего 10 лет. Впрочем, и такой лунный лифт обладает на сегодняшний день своими технологическими сложностями. К примеру, необходимо будет получить приблизительно 6 кубометров зайлона, который в настоящее время очень дорог и пока что никогда и нигде не выпускался в подобных объемах. Да и вообще, в реальности постройкой космических лифтов пока что еще никто не занимался и всех вопросов, которые будут связаны с таким строительством, не знает пока никто, что уж говорить об ответах на эти вопросы.
Лунный лифт

При этом Майкл Лейн не теряет надежды на успех, тем более, что выгода от реализации данного проекта будет немалой, а затраты на его реализацию будут ниже, чем постройка обычного космического лифта, который бы строился с поверхности нашей планеты. Существует большое количество подобных проектов. К примеру, по одному из них требуется порядка 100 тысяч километров троса один конец которого будет закреплен на Земле, а второй – на противовесе, к примеру, тяжелой космической платформе, расположенной на геосинхронной орбите. Совместное действие гравитации и центробежных сил позволит удержать трос от падения и «подвижная» кабина сможет перемещать по такому тросу грузы намного дешевле, чем при обычных космических запусках при помощи ракет.

Проект же «лунного» лифта потребует порядка 50 тысяч километров троса, один из концов которого можно будет разместить на видимой поверхности Луны, а второй при помощи специальной платформы удерживать в области действия земной гравитации, в так называемой точке либрации L1 системы Земля-Луна. Грузы на данную площадку будут доставляться с помощью обычных ракет-носителей, а с площадки на Луну будут отправляться уже на космическом лифте. По задумке Майкла Лейна, вся данная конструкция будет существенно легче, чем проекты лифтов к орбите. По его словам, он не планирует перемешать сотни тонн грузов в неделю, его система сравнительно небольшая и рассчитана на транспортировку 200-250 кг. Стоит учесть, что для текущих задач по освоению и исследованию естественного спутника Земли, этого показателя более чем достаточно. В будущем же, если реализовать данный проект сейчас, он будет сравним по стоимости с обычной миссией по сбору и отправке на Землю проб лунного грунта. При этом данный проект будет «многоразовым» и будет обладать перспективой увеличения возможностей, за счет добавления новых платформ и тросов.

Стоит помнить о том, что мечта – это двигатель прогресса. Данный тезис подтверждается всей человеческой историей. Возможно, именно то, что сегодня кажется нам чудесным и фантастическим, сможет вывести нашу цивилизацию на новый технологический виток развития из настоящего в ближайшее и отдаленное будущее.

Источники информации:
-http://www.vesti.ru/doc.html?id=1009329
-http://vzglyadzagran.ru/news/yaponcy-sobirayutsya-postroit-lift-na-lunu.html
-http://www.popmech.ru/article/7485-lunnyiy-lift/page/3
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Wedmak 23 января 2013 08:59
    Идею космического лифта, как ее все знают, высказывал Артур Кларк в своей повести "Фонтаны рая". Но..
    Артур Кларк в послесловии к роману подробно рассказывает, в каких статьях и работах упоминалась идея космического лифта, самым ранним источником, который он нашёл, оказалась статья в «Комсомольской правде» Ю. Н. Арцутанова от 31.07.1960. Сам Кларк впервые узнал об этой идее из советского альбома рисунков Алексея Леонова и художника Соколова «Ждите нас, звёзды» (Москва, 1967), подаренного ему самим Леоновым на Венской конференции по мирному использованию космоса в 1968 году.
    1. Petrix 23 января 2013 10:25
      Цитата: Wedmak
      Идею космического лифта, как ее все знают, высказывал Артур Кларк в своей повести "Фонтаны рая". Но..


      Зачем переписывать текст статьи в комментариях? Или комментируем не читая?
      1. Wedmak 23 января 2013 10:58
        Да,пропустил этот момент. Можете стереть мой коммент.
  2. Sarus 23 января 2013 09:16
    Неплоха идея... Нам бы надо застолбить участок на своей территории.. а то потом опять платить какого нить баю за аренду
    Sarus
  3. Svarog 23 января 2013 09:17
    Wedmak,
    Опять скажут, что японцы украли у нас идею и реализовали ее быстрее чем мы сами laughing
    Вообще весь смысл первоначальной идеи именно в удешевлении самой сложной начальной стадии полетов - преодолении земного притяжения. Японцы же предлагают удешевить намного менее затратную часть.. Эффективность не та будет
    Svarog
  4. Login_Off 23 января 2013 10:00
    Посмотрите Вакипедию, какие вопросы по космическому лифту есть. Волосы дыбом станут о количестве проблем.
    1. Wedmak 23 января 2013 10:04
      Да в основном одна большая проблема - найти вещество, из которого можно сделать канат или ленту длиной в 40 000 км и не он/она разрушится от собственного веса. Остальное вполне решаемо.
      1. Weterok 26 января 2013 21:32
        нано волокно подойдет? уже кем то такой проект разрабатывался и даже место подыскивали самое спокойное на планете где то в тихом океане на островах... если найду - выложу... давненько читал...
        там предлагалось использовать ленту из нано волокна а кабину поднимать лазерным лучем (последнее для меня дико так как не в курсе возможностей лазера)
        Weterok
  5. uhjpysq1 23 января 2013 10:00
    а как быть с тем ,что луна удаляется от земли под действием центробежных сил)))))
    uhjpysq1
    1. Wedmak 23 января 2013 10:09
      Очень просто - канат будет сам удлинятся за счет растяжения.
      1. Petrix 23 января 2013 10:27
        Проще удлинять канат, чем задавать ему качество растяжения.
  6. Асгард 23 января 2013 11:48
    Увы гравитация все планы разрушит. Всё что вращается на орбите неизменно упадет на землю. Троса(если когда нибудь будут созданы)) по такому свободному подвесу(да еще с грузом)) будут вести себя непредсказуемо-резонанс, тепловые(огромные )) сокращения в сторону увеличения-уменьшения, причем на разных участках свои, станции придется постоянно работать двигателями, корректируя орбиту и сопротивляясь попыткам подвешенного груза притянуть её к Земле.....
    и еще тысяча проблем, вижу как инженер и не оторванный от реальности человек.
  7. Iraclius 23 января 2013 14:01
    Ага...А как быть с ветрами? Циклонами? Бурями? Ураганами? Трос будет испытывать такие нагрузки, что мама не горюй. Даже самые современные материалы для изготовления троса непригодны. На данный момент состояние человеческой науки и технологии позволяет сказать, что проект - чистая утопия. no
    1. снайпер 23 января 2013 14:40
      Цитата: Iraclius
      На данный момент состояние человеческой науки и технологии позволяет сказать, что проект - чистая утопия.

      На данный момент , да ! Но наука не стоит на месте , достаточно вспомнить первые самолёты , первые двигатели внутреннего сгорания , да что угодно ... Любая идея сначала казалась утопичной , но прошло время ...
      1. Iraclius 23 января 2013 14:59
        Цитата: снайпер
        наука не стоит на месте

        снайпер, я только "за"! Я тоже уверен, что пройдёт время и люди будут с удивлением вспоминать, что когда-то грузы и люди доставлялись на околоземную орбиту примитивными химическими ракетами! belay

        ***
        К своему стыду я про космические лифты узнал именно из работ А.Кларка и про первоисточник - идеи Юрия Арцутанова - узнал относительно недавно.
        Представляю какие виды будут открываться из иллюминаторов лифта по мере подъёма через плотные слои атмосферы всё выше и выше!
      2. AndofOdessa 23 января 2013 15:09
        Делать лифт от земли на луну в принципе бессмысленно. А вот от геостационара до стратосферы где висит ОЧЕНЬ большой дирижабль очень интересно. Ведь основные финансовые сложности не в движении на орбите а в выходе на орбиту. И у меня вопрос кто знает Синтез нанотрубок на орбите в невесомости пока никто не проводил? и Вариант ЭМпушки для заброски грузов тоже отбрасывать не надо. Работы и надежды на достижения в космосе много. Хотя если глянуть глубже есть впечатления, что все делается для пиара а не реального конечного результата.
        AndofOdessa
    2. studentmati 29 января 2013 00:20
      Цитата: Iraclius
      На данный момент состояние человеческой науки и технологии позволяет сказать, что проект - чистая утопия.

      Поверте, далеко не утопия.

      - Впервые такие систе­мы и способы их примене­ния в космосе были опи­саны в 1895 г. К.Э. Циол­ковским в "Грезах о Зем­ле и небе".
      - В 1910 г. Ф.А. Цандер выдвинул проект "косми­ческого лифта" с 60 000-км тросом, протя­нутым с поверхности Лу­ны к Земле. Под действи­ем гравитационных и цен­тробежных сил такой трос будет постоянно натянут, и по нему, как по канатной дороге, можно транспортировать грузы.
      - В 20-30-е гг. идеи К.Э. Циолковского нашли от­ражение в проектах вра­щающейся тросовой кос­мической станции Ю.В. Кондратюка.
      - Идеи Ф.А. Цандера о космиче­ском лифте были разви­ты в 60-70-е гг. в рабо­тах Ю.Н. Арцутанова, предложившего проект троса, протянутого с поверхности Земли на геостационарную орбиту и в проекте тросово­го "космического ожере­лья Земли" Г.Г. Полякова.
      - В 1965 г. в РКК "Энер­гия" (бывшая ЦКБМ) под руководством С.П. Коро­лева началась подготов­ка к первому в мире кос­мическому эксперименту с тросовой системой... Но после кончины С.П. Королева проект был закрыт, и работы по тросовым системам в РКК "Энергия" возобновились только через 20 лет.

      Сегодня работы поверте продолжаются, и это не фантастика. Всему своё время.
  8. USNik 23 января 2013 14:51
    Японцы молодцы, удачи им в начинании wassat
    А вообще году эдак в 1950 предложили ездить на орбиту по "железке" на "трамвае". Берется разгон по Эвересту на высоту 9км, добавляется струнная рельса еще километров на 100, которую держат шары подогреваемые с земли или автономно, и по все этой фигне разгоняется капсула до 6-8 махов ...
    USNik
    1. Iraclius 23 января 2013 15:04
      Цитата: USNik
      А вообще году эдак в 1950 предложили ездить на орбиту по "железке" на "трамвае". Берется разгон по Эвересту на высоту 9км, добавляется струнная рельса еще километров на 100, которую держат шары подогреваемые с земли или автономно, и по все этой фигне разгоняется капсула до 6-8 махов ...

      Вы удивитесь, но похожая идея была предложена в СССР ещё раньше - нашим фантастов А.Беляевым в романе "Звезда КЭЦ" в 1936 году. Там межпланетные корабли тоже предварительно разгонялись по специальным рельсам, проложенным на Памире. good
  9. Sanches 23 января 2013 21:23
    если такой лифт подорвут у основания и он упадет, это будет покруче любого землетрясения. на луне - пусть строят, но только не на земле
    1. Iraclius 23 января 2013 21:49
      Цитата: Sanches
      если такой лифт подорвут у основания и он упадет

      А как вы себе представляете такой лифт? Толстенный трос? И по нему кабинка ползёт? lol
      Как-то вот так:

      Не, взорвать, конечно, всё можно. Да и бдительность терять нельзя! soldier
      Зато при умелом манипулировании космический лифт может стать оружием массового поражения - станет, скажем, США наглеть, а мы им - не наглейте, а то лифт сломаем и он на вас упадёт. И у вас будут землетрясения. tongue
      1. Sanches 24 января 2013 06:52
        положим представить это трудно, но падение космического лифта описано в красках в научной фантастике, по-моему в одной из книг серии battletech, и кажется это смешным только до тех пор, пока не воплощено в жизнь
  10. edw 23 января 2013 23:02
    Еще про атмосферное электричество забыли.
    При создании установки с тросом от поверхности Земли чудо-конструкция имеет немалые шансы стать электростанцией нового типа smile , даже если материал троса диэлектрик - не стоит забывать про дождь (или это чудо в пустыне планируется?)
    Да и всякие обледенения и конденсаты на больших высотах тоже не в пользу проекта.
    edw
  11. pidluts 29 января 2013 17:20
    БРЕД!!! am а как же вращение вокруг оси??
    pidluts
    1. studentmati 1 февраля 2013 01:23
      Не бред нисколько. Основы теоретической механики это подтверждают.
  12. Andriuha077 16 мая 2013 13:45
    Запатентованный российскими учёными лифт через точку либрации, идею которого ещё до войны высказывал советский учёный Цандер, американский журнал приписал американскому изобретателю.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня