БПЛА и технологии от компании «Стратим»

20
БПЛА и технологии от компании «Стратим»
FPV-беспилотники компании "Стратим"


Сейчас в нашей стране производится целый ряд беспилотных летательных аппаратов малого класса разного назначения, и количество таких разработок постоянно растет. В частности, в течение последнего года определенный вклад в эти процессы делает недавно созданная компания «Стратим». К настоящему времени она разработала почти полтора десятка разных БПЛА, и несколько ее изделий уже дошли до эксплуатации в войсках.



Новый производитель


Как и ряд других новых предприятий, АО «Стратим» было основано энтузиастами с целью помощи бойцам и подразделениям, участвующим в Спецоперации. Идея создания такой организации появилась летом прошлого года, а осенью она начала свою деятельность. На днях, 26 декабря агентство RT опубликовало интервью с одним из основателей компании, известным под позывным «Оби-Ван». Он раскрыл некоторые подробности прошлогодних событий, описал актуальные разработки и анонсировал новые.

Изначально компания работала буквально в гараже на территории неназванного оборонного предприятия. В дальнейшем она расширилась и теперь имеет полноценные производственные мощности, соответствующие выполняемым работам.

Компания получила имя «Стратим» в честь птицы с человеческим лицом из славянской мифологии. Отсюда же подход к наименованию проектов – большая часть беспилотников названа в честь птиц.


Разведывательный "Ворон"

Первыми сотрудниками компании стали знакомые «Оби-Вана» с необходимыми компетенциями. В дальнейшем они привели на работу других специалистов. По понятным причинам, участники разработки и производства БПЛА предпочитают хранить анонимность, не раскрывают свои имена и пользуются псевдонимами.

В ноябре 2022 г. представители компании привезли свою продукцию в Донбасс для проверки на практике. Испытания такого рода прошли во время боев за н.п. Первомайское вблизи Донецка. БПЛА использовались для ведения разведки в интересах Народной милиции ДНР. При этом был получен полезный опыт, который использовали в дальнейшей разработке концепций и полноценных образцов.

На основе выработанных идей и доступных компонентов к настоящему времени разработали ок. 15 беспилотников самолетного и вертолетного типа. Военным предлагаются изделия разных классов – разведчики, барражирующие боеприпасы и беспилотные бомбардировщики. Кроме того, разработано несколько образцов вспомогательной аппаратуры для установки на БПЛА или использования на земле.

Как сообщается, некоторые из разработанных образцов уже дошли до серийного производства и используются нашими подразделениями, участвующими в Спецоперации. При этом такая техника может использоваться самостоятельно или в составе разведывательно-ударного комплекса и в любом случае показывать высокую эффективность.


БПЛА "Пересмешник" с ретранслятором

Воздушная разведка


В каталоге компании «Стратим» присутствует пять специализированных БПЛА вертолетного типа для ведения воздушной разведки. Они отличаются друг от друга конструкцией, тактико-техническими характеристиками и т.д. При этом использованы общие решения, направленные на повышение общей эффективности.

Наименее крупным в этой категории является изделие «Воробей». Это компактный квадрокоптер, созданный в качестве аналога изделий серии Mavic. Он летает со скоростью до 40 км/ч и может удаляться от точки старта на 5 км или более при времени полета ок. 30 мин. На борту аппарата имеется видеокамера FullHD-разрешения с трансфокатором. Возможна установка легкого тепловизора.

Также для разведки предназначены более крупные «Ворон» и «Буревестник» с шестью и четырьмя винтами соответственно. Они несут камеры для ведения разведки и могут выполнять непосредственное наблюдение с передачей картинки оператору либо вести съемку автономно. Предусматривается защита от РЭБ противника – полет и выполнение съемки могут вестись без участия оператора и использования радиосвязи.

Для обеспечения работы прочих БПЛА компания «Стратим» разработала квадрокоптеры «Щегол-Р» и «Пересмешник». Это компактные аппараты-платформы с нагрузкой 1 кг, предназначенные для установки ретранслятора радиосигнала. При помощи такой техники можно увеличить боевой радиус ударного или разведывательного БПЛА и/или удалить точку старта от позиции операторов.


"Русак" - самый крупный из семейства беспилотников-камикадзе

Ударное назначение


Разработана линейка одноразовых ударных БПЛА с управлением по принципу FPV. В нее входят изделия «Джужик», «Щегол» и «Русак», выполненные по одной схеме, но отличающиеся размерами и грузоподъемностью. Все FPV-беспилотники этого семейства представляют собой квадрокоптеры с курсовой камерой, дистанционным управлением и возможностью установки боезаряда.

Самым маленьким в семействе является БПЛА «Джужик». Он построен на раме с поперечником 5 дюймов (127 мм) и может нести боевую нагрузку до 800 г. Возможно жесткое закрепление боеприпаса или установка системы сброса под гранаты серии ВОГ. Изделие «Щегол» выполнено на 7-дюймовой (178 мм) раме и несет 1,3 кг груза. Русак имеет 9-дюймовую (228 мм) раму и поднимает 2,5 кг.

Все FPV-беспилотники от «Стратим» могут развивать скорость до 150 км/ч, в зависимости от нагрузки, подниматься на высоту 500 м и лететь на дальность 6-8 км. Продолжительность полета – 10 мин. Они могут использоваться в режиме камикадзе или нести систему сброса боеприпаса. Также возможна установка рамы для ретранслятора связи. Система управления не использует сигналы GPS, что повышает ее устойчивость.

Беспилотные самолеты


Также разрабатываются и испытываются БПЛА самолетного типа для решения разных задач. Так, для ведения разведки и целеуказания на дальностях до 100 км создается аппарат «Кречет». Это самолет с дополнительными винтомоторными группами вертикального взлета, способный нести камеру, тепловизор или средства радиотехнической разведки. Конструкция может масштабироваться по требованию заказчика. Так, наиболее крупный вариант «Кречета» при размахе крыла 3,9 м будет весить 8 кг и нести 10 кг груза.


Разведывательный "Кречет" вертикального взлета

Представляет интерес проект «Журавль». Он предусматривает изготовление двухфюзеляжного самолета с четырьмя двигателями и массой до 25 кг. Под прямым крылом он сможет нести до трех беспилотников-камикадзе вертолетного типа «Синица». Дальность полета БПЛА-носителя – до 50 км.

Предлагается сразу несколько вариантов барражирующих боеприпасов с разными особенностями конструкции и характеристиками. Так, изделие «Чайка» тоже предлагается строить по схеме с двумя фюзеляжами, между которыми должна находиться кумулятивная боевая часть. При размахе крыла 1,5 м и массе 10 кг, такой БПЛА сможет нести 4,5 кг нагрузки и доставлять ее на дальность 30 км.

Представляет интерес проект «Редкая птица». Он предусматривает строительство беспилотника-тейлситтера с Х-образным крылом, способного к вертикальному взлету. В центре коробчатого фюзеляжа будет закрепляться боевая часть в виде гранаты для РПГ-7. Такой аппарат сможет атаковать цели на дальностях 20-25 км и летать со скоростью 200 км/ч. Предполагается, что «Редкая птица» по общей эффективности и удобству применения будет превосходить БПЛА-камикадзе вертолетного типа с аналогичной нагрузкой.

Технологии и изделия


В 2022-23 гг. отечественное беспилотное авиастроение получило большой толчок и активизировалось. Уже существовавшие разработчики БПЛА продолжили работу и предложили новые проекты, а также появился целый ряд новых организаций со своими собственными проектами. Кроме того, не следует недооценивать вклад иностранной промышленности и ее изделий, массово закупавшихся и закупаемых частным порядком.


Барражирующий боеприпас "Редкая птица"

Среди новых разработчиков и производителей БПЛА для нашей армии с прошлого года присутствует АО «Стратим», уже успевшее создать полтора десятка проектов и продолжающее работу. Его БПЛА представляют определенный интерес как в связи с достигаемыми тактико-техническими характеристиками и возможностями, так и в связи с подходом к их разработке.

Компания собирает свои БПЛА из доступных на рынке компонентов и самостоятельно изготовленных деталей. При этом особое внимание уделяется электронным системам. Используется открытое программное обеспечение и самостоятельно разработанные продукты. Их работа не зависит от политики иностранных разработчиков, а также не сталкивается с потенциальными рисками. Также внедряются системы навигации без использования спутниковых систем, фактически защищенные от РЭБ. При всем этом, обеспечивается решение разведывательных и ударных задач.

Как сообщается, БПЛА разработки компании «Стратим» с такими особенностями уже присутствуют в войсках и используются в зоне боевых действий. Они дополняют беспилотную технику других типов и моделей, и в некоторых случаях можно говорить о превосходстве над нею. При этом в целом речь идет о налаженном снабжении армии современными изделиями всех нужных ей классов, о росте объемов поставок и о постоянном совершенствовании технического характера. Все это является несомненным плюсом и дает поводы для оптимизма.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 декабря 2023 06:23
    ... на раме с поперечником 5 дюймов (127 мм) ... «Щегол» выполнено на 7-дюймовой (178 мм) раме ...имееет 9-дюймовую (228 мм) раму...

    С каких это пор российские разработчики перешли на дюймовую систему измерения.
    Но самое главное - зачем автор г-н Рябов пишет об этих дюймах. Он что, не понимает, что если в дюймах, то не российское, а если все-таки российское, то это копираст с англоязычной статьи.
    1. +1
      2 января 2024 16:33
      Потому что вы, Виктор, Дилетант в fpv- дронекадзы. Рамы, как и само это явление - карбоновые мультироторы с литиевыми батареями - чисто "западное" увлечение, которое приехало в русские города через китайские прилавки. Как бы вы не хотели, но "отменить алиэкспресс" не получится по щучьему велению, только через труд головой.
      И, что удивительно, крупнейшей мастерской мира глубоко безразлично что копировать. Они умеют и в метрической и в имперской системах продавать. Думаю, вашингтонский консенсус запрещал развивать отечественные мануфактуры, или вы против?
      В новом году мы все ждем как именно Россия-матушка будет вставать с колен. И что-то мне подсказывает, что разруха в головах похлеще фауста Гёты. Звериный капитализм 90х ещё ни сколько не созрел до утонченной кооперации. А народ уже требует кружки для малолетних и консолидацию творческих сил общества.
      Придется столкнуться с тем, что в вашингтонский конус народ залез отчасти по причине собственной ограниченности общественных отношений. Вроде разумные люди, но не смогли себя поставить на твердую ногу! Китайцы, чтобы привыкнуть не душить частный бизнес прожили свою тысячелетнюю историю. А у новых ришей в пределах МКАД такого опыта нет. На каких идеях элитная пена РФ сможет принять самостоятельного и обеспеченного своим трудом "простого мужика" - загадка! Ну а "обеспеченную буржуазию" или "благополучных потребителей" вроде бы не надо внукам антифашистов? Или надо, на пол-штычка?
      Если вы радеете за победу в СВО ради четкой цели, а не против вдруг чего, за все хорошее, то вам должно быть пофиг откуда пришла удачная технология, когда ее освоили. Важно делать следующие шаги в обучении, саморазвитии и воспитании нового поколения изобретателей. Требуйте не дюймы отменить, а сформулировать цели образования.По методам их познаете даже если слова красивые.
      1. -1
        2 января 2024 16:55
        Если вы радеете за победу в СВО ради четкой цели, а не против вдруг чего, за все хорошее,

        Окстись, уважаемый! Причем тут победа/поражение кого либо. если в статье речь идет о " определенный вклад в эти процессы делает недавно созданная компания «Стратим». " Автор статьи, указывая размеры в нероссийских единицах измерения либо "закладывает" эту компанию, которая пытается выдать китайские дроны за свои, либо наоборот пытается унизить "Стратим", намекая на китайское (или иное) происхождение их продукции.
        Я пишу свой коммент о профессионализме автора статьи, а не о дронах, СВО или еще о чем то, что Вы себе вообразили.
        1. 0
          3 января 2024 00:07
          Ну, Виктор, к профессии автора на ВО без сочувствия не отнестись. Люди откровенно не журналисты, а работают пальцами за деньги. Как певцы поют ртом то что продюсеры хотят от них слышать. Достаточно сделать шаг в сторону и просто сравнить что эта же редакция этих же владельцев пишет на сайте репортер имнип и будет понятно как они работают.
          ФПВ дроны всегда измерялись в дюймах расстояния между центрами роторов условного х-фрейма. Российское производство в случае мультироторов - это сборка, в редком случае внесение изменений в сочетание стандартных компонент или замена по части прошивки радио-связи. Основа всех мультироторов - полетный контроллер, который преобразует управляющие сигналы в команды 4-6-8 моторам, анализ датчиков и авто-коррекция - это до сих пор из Китая. Кроме того, зрение коптеров - миниатюрные видеокамеры - чужие. Очки - чужие. Железо передачи видео от камеры до очков - чужое. Другими словами, то что локализуется - это отверточная сборка, а не технологии собственно миниатюрного летака с телеуправлением.Это не тайна и именно от этого так грустно. Заодно еще и само пилотирование мультироторов ограничено законом до предела.
          А там, откуда птички родом - это веселое хобби и спорт. Если еще и жаргон фильтровать, то этими дронами будут заниматься только угрюмые люди с допуском.
          1. 0
            3 января 2024 05:32
            Ну, Виктор, к профессии автора на ВО без сочувствия не отнестись. Люди откровенно не журналисты, а работают пальцами за деньги.

            Не умеешь петь - не пей
            (Народная мудрость)

            Я не хочу относиться к профессии автора с сочувствием. Особенно к тем, которые пишут для достаточно специализированного и вполне интеллектуального сайта, как ВО.
            Если у кого зуд графомании - то пожалуйста на "Одноклассники", Ютуб или вообще Фейсбук с Дзеном.
            Я много лет на ВО. Он привлек меня именно интересными, высококвалифицированными материалами, которые читались с удовольствием и не менее высококачественными комментариями к ним. Не менее (а иногда и более) интересными и содержательными, чем сами статьи. Но, к сожалению, высокая популярность сайта привела к тому, что качество публикуемых статей резко снизилось, а много комментов стало "ниже плинтуса" хамского уровня "Сам durак ".
            Очень бы хотелось, что бы уровень ВО вернулся на тот уровень, который был у него несколько лет назад.
  2. 0
    30 декабря 2023 06:26
    Как и ряд других новых предприятий, АО «Стратим» было основано энтузиастами с целью помощи бойцам и подразделениям, участвующим в Спецоперации. Идея создания такой организации появилась летом прошлого года, а осенью она начала свою деятельность.

    А зарегистрировано АО "Стратим" 03 июля 2023-го года.
    И вообще то, по Уставу, АО создаются для зарабатывания денег. Как и другие коммерческие организации. Не для оказания помощи кому-либо в чем-либо.
    Это не значит, что Стратим плохая компания. Но и образ энтузиастов, которые где то деньги зарабатывают, а тут всё тратят, тоже не подходит.
    1. +2
      30 декабря 2023 08:50
      по Уставу, АО создаются для зарабатывания денег.

      быстрее всего у них есть неназванный спонсор, который позволяет и деньги зарабатывать и проявлять патриотизм.
      Одно другому не мешаент.
    2. 0
      1 января 2024 04:14
      вам "шашечки", или ехать? (с)
  3. +1
    30 декабря 2023 06:29
    Что ж...весьма интересная тенденция нарисовывается ...частные военные производства и КБ,работающие на военку ! До сих пор мы о них знали ,взглянув на "дикий Запад"; но вот теперь и в России что-то забрезжило ! Вот что может натворить "жареный петух" , появляясь ,когда про него забывают не вовремя ! Только вот ...надолго ли это ? Рашен чиновничий бюрократизм (в т.ч. и военный...) способен всё обратить в пустыню ,"достойное" его внимания !
    1. 0
      30 декабря 2023 10:11
      "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как хлеб, как воздух" - эти слова И.В. Сталина, прозвучавшие в 1941 году, оставались актуальны до самого конца войны. Может и дронами такая же ситуация. Сколько их было на начало СВО. Особенно во взводах и ротах? Вообще не было! Не от жизни хорошей было принято решение о производстве такой продукции и на мелких частных предприятиях. Думаю, что в условиях СВО, все действия, направленные на отправку военной техники на фронт, оправданы. И не важно, где они произведены или куплены
  4. 0
    30 декабря 2023 06:49
    . К настоящему времени она разработала почти полтора десятка разных БПЛА, и несколько ее изделий уже дошли до эксплуатации в войсках.

    А в каком объёме? В единичных экземплярах или же присутствует полноценное массовое производство? А это две большие разницы. Сейчас любой желающий может экспериментировать с набором комплектующих с Алиэкспресс. Любые двигатели, корпуса, аккамуляторы, ножки... Все в дюймах.
    1. +1
      30 декабря 2023 08:52
      А в каком объёме?

      Ну надо же с чего то начинать. В начале СВО и этого не было. В конце концов, многие компании вырасти "из гаражей", это стандартный путь, хотя, наверное, не самый лучший и быстрый. Лишь бы им не мешали.
  5. +1
    30 декабря 2023 06:53
    Уже существовавшие разработчики БПЛА продолжили работу и предложили новые проекты, а также появился целый ряд новых организаций со своими собственными проектами.
    Проекты ,бесспорно , интересны , но меня не удивляют ;т.к. и меня посещали весьма похожие идеи , и не все они реализованы "существующими разработчиками"... Более существенен иной "вопрос" !Как сохранить и далее взращивать "ростки" этого нового для России инновационного движения !? Как укрепить и обеспечить выход на новые уровни возникшее в России движение волонтерства; в т.ч. и в сфере обороноспособности страны ...сделать его массовым и обладающим иммунитетом к бюрократизму рашен чиновничества ?
  6. 0
    30 декабря 2023 08:21
    Таких компаний по стране кучи,но у них нет массовости в производстве дронов и как следствие высокие цены на готовые изделия. К тому же во многих дронах часть комплектующих китайские,что ещё сильнее повышает их цену .
  7. +1
    30 декабря 2023 09:02
    Цитата: Бережливый
    Таких компаний по стране кучи,но у них нет массовости в производстве дронов и как следствие высокие цены на готовые изделия. К тому же во многих дронах часть комплектующих китайские,что ещё сильнее повышает их цену .


    Китайские комплектующие, в большинстве случаев, снижают цену.
    Иначе б у нас всё своё росло как на дрожжах. Зачем покупать китайское или американское, японское и т.д., если своё дешевле?

    Количество производимого, если оно продаётся и возвращаются средства, затраченные на производство, прямо влияет на себестоимость. И на возможность снизить цену реализации. Даже в кустарном производстве.
    1. 0
      30 декабря 2023 09:40
      Fangaro-вы просто назовите мне компании делающие для дронов микродвигатели электрические и обычные,оптику и модули камер,источники питания .блоки управления и защиты.....ждус..
  8. 0
    30 декабря 2023 09:47
    Цитата: Бережливый
    Fangaro-вы просто назовите мне компании делающие для дронов микродвигатели электрические и обычные,оптику и модули камер,источники питания .блоки управления и защиты.....ждус..


    У меня нет таких данных.
    Если бы знал, что микроэлектродвигатели, электрические, которые раньше в радиоуправляемых игрушках использовали, сейчас в дронах используют, тоже не сказал бы.
    Но просто не знаю.
    1. +2
      30 декабря 2023 12:16
      У нас просто нет производства вышемноюперечисленного к сожалению,я видел маркировку двигателей для дронов,"маде ин Чина "!И так со многими комплектующими на данный момент....
  9. 0
    30 декабря 2023 14:58
    Может быть я и не прав, но фото БПЛА "Ворон" и БПЛА "Пересмешник" идентичны! hi
    1. 0
      30 декабря 2023 18:18
      Все эти беспилотники , независимо от производителя , как говорят рыбаки о мелкой рыбешке , от одной мамки.Источник комплектующих то один , и это не Россия . Надеюсь со временем ситуация изменится , вопрос только в том , сколько понадобится времени на изменения. На данный момент в покупке комплектующих за бугром нет ничего страшного , ведь БПЛА надо здесь и сейчас.