Эпоха Брежнева: от развития к застою

131
Эпоха Брежнева: от развития к застоюНа открытии XVIII съезда комсомола. Кремлёвский Дворец съездов, 25 апреля 1978 года


Попытка перековать «проклятую касту» в «орден меченосцев»


Сталин в последние годы своего правления мучительно искал выход из сложившейся ситуации. Разросшийся бюрократический аппарат и номенклатура, которую вождь в узком кругу называл «проклятой кастой», сковывали развитие советской цивилизации, её прорыв к звёздам.



Партия утрачивала роль «красной аристократии», создателя смыслов и идеологии развития. Сталин видел в партии «орден меченосцев», идеологический, интеллектуальный стержень Красного проекта, СССР. Компартия должна была поддерживать развитие общества знания, служения и созидания, творческий, рационализаторский порыв народных масс. Вместо этого партия стала подминать под себя исполнительную власть, народное хозяйство, дублировать их структуры, заниматься мелочным контролем. В СССР формируется партийно-бюрократический голем, который начинает душить творчество и созидание, формирует болото стабильности (застой). Это станет первопричиной гибели великой Cоветской цивилизации.

Сталин понимал, что, утратив способность созидать, создавать красный смысл, партия погубит и саму себя, и разрушит общество, и пустит под откос всю Советскую цивилизацию и государство. Чтобы спасти СССР, советский вождь на закате своих дней предпринял несколько смелых шагов. Во-первых, значительно расширил руководство партии, вводя в него молодые кадры с мест.

Во-вторых, старался усилить роль смыслового, идеологическо-интеллектуального блока по отношению к административному, хозяйственному. Сталин планировал отдать реальную власть Советам, подняв ответственность народных масс, а партия должна была сосредоточиться на идеологии, смыслах Красного проекта. «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!»

В-третьих, Сталин искал нового идеологического лидера, который сможет продолжить его работу, как советского жреца, носителя концептуальной власти. Считается, что на эту роль Сталин отводил Андрея Жданова, но он скоропостижно скончался в 1948 году.

Есть мнение, что преемником Сталина мог стать Первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии (1938–1947) и глава правительства Белорусской ССР (1944–1948), начальник Центрального Штаба партизанского движения (1942–1943, 1943–1944), министр, заместитель председателя Совета министров СССР Пантелеймон Пономаренко.

Однако Сталин не успел завершить эти проекты. Видимо, его устранили (За что убили Сталина). Устранили с советского Олимпа и тех, кто имел высокий потенциал развития. Пономаренко убрали на периферию – на дипломатическую работу. Лаврентия Берию, который был «лучшим управленцем XX века», вообще убили, так как боялись (Чёрный миф о «кровавом палаче» Берии; Часть 2).

Казенщина и серость вместо новаций и чудесных проектов


В итоге главным идеологом, «серым кардиналом» СССР, стал секретарь ЦК КПСС (с 1947 по 1982 год) Михаил Суслов. Западные исследователи и демократические историки в РФ рассматривали Суслова как твёрдокаменного сталиниста, догматика марксизма-ленинизма.

Советский государственный деятель М. Ф. Ненашев говорил о Суслове:

«По своей сути он был живым олицетворением партийного консерватизма, начиная от своей старомодной одежды и всем известных калош и до принципов, которые он исповедовал: не думай, не изобретай, делай только так, как было. М. А. Суслов с наибольшей полнотой и старательностью в своей деятельности отразил политику партии эпохи Брежнева, суть которой сводилась к тому, чтобы незыблемо сохранить существующий порядок вещей».

Так, Сталин, особенно в 1920-1930-е и военные годы постоянно учился, самосовершенствовался. Искал и находил новые и неожиданные решения. Поддерживал самые новаторские и удивительные проекты. Внимательно следил за новинками науки и техники, культуры и искусства, кино и литературы. Поддерживал таланты.

Суслов всё передовое давил, удивительное изгонял. Вместо творчества насаждалась казёнщина, серость. Вместо новаций утверждалась архаика прошлого, марксизм-ленинизм. По сравнению с Сусловым, Сталин был просто образцом новатора, который умел опережать время.

Отсюда и две совершенно различные эпохи. Сталинская – энергия, динамизм, созидание, творчество бьют фонтаном. Дорога молодежи и творцам. Брежневская – под тенью Суслова, серость, казёнщина, скукота, мертвящий марксизм и болото, в котором утонул советский звездолет, который создавали для рывка к звёздам (Почему для одних эпоха Брежнева – застой, а для других – золотая осень СССР).


Брежнев, Подгорный, Косыгин и Суслов

Реформа Косыгина


Ещё одним сталинским выдвиженцев был Алексей Косыгин (1904–1980). Умнейший человек, блестящий организатор и экономист. Поднимался по экономической линии. В период Великой Отечественной войны был одним из организаторов эвакуации индустриальной базы на восток страны. С 1964 года возглавил Совет министров СССР.

Косыгин был настоящим рачительным хозяином, и поэтому экономическую реформу строил не на догме, а на практике. Перед смертью Сталин поручил ему подготовить форму хозрасчёта. Косыгин пытался сделать так, чтобы тот, кто работает хорошо, жил лучше того, кто работает плохо. Однако создаются общественные фонды, которые оплачивают путевки в санатории, медицинское обслуживание, пенсии. Это сглаживало разрыв.

Были упразднены хрущёвские территориальные совнархозы, созданные в ходе реформы 1957 года, и вновь учреждена нормальная система отраслевых министерств. Расширялась самостоятельность предприятий, снижалось число плановых показателей, которые спускали сверху, вводились механизмы хозрасчёта, возможности использования части прибыли на социальные, культурные и бытовые потребности. Вводилось материальное стимулирование для рабочих и служащих.

Косыгину удалось подстегнуть экономическое развитие СССР. Восьмая пятилетка (1966–1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». В 1970 году национальный доход достиг уровня 186 % по отношению к 1960 году, производство предметов потребления – 203 %, розничный товарооборот – 198 %, фонд зарплаты – 220 %.


Алексей Николаевич Косыгин

Золотой век


Состоялись новые рывки СССР в радиоэлектронике, авиации и космосе. Символами советской авиации стали надежные машины Ту-134, Ил-62, Ту-154, самолеты Антонова, вертолёты Ми-8 и Ка-26. В Союзе создают первые спутники связи, развёртывают наземные комплексы космических коммуникаций. Автомобилестроение переживает второе рождение. Наши машины не только полностью обеспечивали СССР, но продавались за рубежом. Их охотно покупали, они выигрывали призы на международных показах техники. Тогда мы поставляли автомобили в Китай, а не наоборот, как сейчас. Для тогдашнего Китая мы были недосягаемым образцом в сфере науки и техники, космоса, образования.

Вкладываются большие средства в геологоразведку, открываются огромные залежи нефти и газа. Осваиваются новые методы добычи. Активно развивается лёгкая промышленность, электроника. Миллионами штук выпускается бытовая техника и радиоэлектроника. Отечественная! СССР не отстает от США в деле создания больших компьютеров – БЭСМ. Причём наши учёные шли своим, самобытным курсом.

Нарастающими темпами строят жильё. Миллионы людей получают бесплатные квартиры. Страна учится, читает (самая читающая нация!), смотрит и слушает лучшие произведения искусства и литературы. Люди не разлагались ТВ и прессой, как с 1990-х годов. Молодежь имеет лучшие в мире возможности по развитию своих способностей и талантов. Миллионы пенсионеров получили небогатое, но достойное обеспечение.

Поэтому 1960–1970-е годы остались в памяти народа как светлые, золотые годы, полные надежд на ещё лучшее будущее. Жизнь улучшалась прямо на глазах. А ведь миллионы людей помнили кровь Первой мировой и Гражданской войн, разруху 20-х годов, тяжелые 30-е годы и Великую войну.

Если бы успехи в сфере народного хозяйства опирались на продолжение развития общества знания, служения и созидания. На энергию созидания, рывка в будущее! Нужно было развивать идеологию, к примеру, по пути технократического патриотизма. Все условия для этого были. СССР имел в загашниках уникальные прорывные проекты. Однако партийная элита об этом уже не думала. Её заботила только власть, торг с Западом за лучшие условия сосуществования (затем конвергенция и сдача), стабильность.

Любые новинки пугали номенклатуру. Поэтому реформы Косыгина к началу 70-х годов свернули. Попытку перехода к интенсивному экономическому росту задавили. Брежневская номенклатура боялась развития. И нашла более удобный источник существования – большую нефть. Так, открытое в 1965 году Самотлорское нефтяное месторождение было пущено в эксплуатацию через четыре года, а нефтяной кризис 1973 года поднял цены на нефть во много раз.

СССР получил обильную нефть Западной Сибири, которая тогда била фонтанами. В 1969 году начался массовый экспорт советской нефти. Арабо-израильские войны взвинтили цены на чёрное золото. Западной Европе понадобился альтернативный источник углеводородов, чтобы уменьшить зависимость от арабского мира. Валюта хлынула в СССР полноводной рекой. Москва получила возможность не идти по пути интенсивного развития, а закрывать проблемы валютой. Попутно накачивать ВС массой оружия и техники, вместо развития прорывных проектов, финансировать «партнёров» в Азии, Африке и Латинской Америке, в ущерб нашей державе и народу.

Большая сделка


Формируется идеология «трубы». Всё просто: продаём ресурсы, получаем валюту и хорошо живём. На том же Западе можно купить всё – технологии, технику, оборудование, товары потребления. Вместо того, чтобы вкладывать в развитие собственных научных проектов, технологий, техники. Искать прорывные решения. Увеличивать производительность труда.

В сущности, в 1970-е годы номенклатура и народ негласно заключили большую сделку. Трудящиеся жили не по средствам, их жизненный уровень рос вне связи с ростом эффективности производства и производительности труда. Такую вторую большую сделку мы видели в 2000-е годы, когда в РФ создали общество потребления западного типа, основанное на паразитическом ссудном проценте (Финансовая грабительская пирамида).

В обмен стареющая и постепенно загнивающая советская номенклатура получила возможность «красиво жить», отказавшись от рывка к звёздам. Больше не надо было рвать жилы, жить на грани. Сытая, безопасная эпоха. Культ личности без личности. Комфорт, покой, поездки за границу и тихие семейные радости. Общая алкоголизация страны: неумеренно пили как партийные бонзы, так и простые работяги.

На местах, особенно на национальных украйнах-окраинах, возвращаются элементы архаики. Клановость, кумовство, землячество, воровство. Недобитый национализм начинает давать ростки. В частности, при Хрущёве из лагерей освободили лютых врагов Советской власти – украинских бандеровцев. Многие из них успешно перекрасились, стали занимать видные посты в местной администрации, хозяйстве, культуре. Такая же ситуация была и с прибалтийскими «лесными братьями». Поэтому уже в позднем СССР на русских волками смотрели на Западной Украине и в Прибалтике, хотя эти области процветали при СССР.

Из-за развития экономики «трубы» разрушается этика труда. Зачем хорошо работать, если мы и так богаты ресурсами? Уровень жизни в стране отрывается от реальной производительности труда. Снова развивается уравниловка, когда учителя или инженеры получали меньше грузчиков. Зачем учиться, самосовершенствоваться? Стимула нет.

Разложение


Этот «нефтяной коммунизм» разложил СССР буквально за 15 лет! Первый подъем энергетики, духа нации, который ещё присутствовал в начале эпохи Брежнева, быстро угас. Идеалы потускнели. Казённый, серый марксизм-ленинизм не мог вдохновить молодежь. Подлинная идеология выродилась в имитацию, болтологию.

Свято место пусто не бывает. На место яркой, огненной Красной идеи сталинской эпохи, пришло советское общество потребления. Шмотки и колбаса. Вместо национальной культуры – суррогат, попса.

В СССР ещё оставались сильнейшие и лучшие в мире научно-технические кадры, инженерный корпус. Казалось, направь сюда поток финансирования, поставь кадры-управленцев, вроде Берии, и будет очередное чудо. СССР даст миру невиданные машины, технологии и лекарства.

Хотя науку ещё финансировали хорошо, русские учёные создавали отличные технологии, машины, технику, всё в архивы, на консервацию, не внедрялось в массы. Москва предпочитала не утруждать себя. Снова возрождается порочная практика, что на Западе всё лучше. Что криворукие Иваны ничего путного сделать не могут. Чиновникам проще и выгоднее было ехать за границу, там красиво, можно погулять, купить подарки или получить.

В СССР постепенно сворачивают передовые проекты. Так, ещё при Сталине работал и формировал кибернетическую базу академик Лебедев. Он создавал серию машин БЭСМ – лучших компьютеров в мире на тот момент. Потенциал развития был огромным. При Брежневе проект свернули, решили делать копии американских компьютеров. Также закрывается финансирование лучшей в мире советской микроэлектроники. Заморожен проект над многоразовым космическим кораблем-самолетом, хотя мы опережали США. Свёртываются исследования в области промышленных биотехнологий, где СССР имел полный приоритет.

Таких примеров много. Развитие шло уже по инерции. В закрытых городах, в ВПК, НИИ и КБ ещё создаются уникальные технологии, техника, делаются открытия. Но их не внедряют в массовое производство. В США, наоборот, лучшее из «оборонки» обычно шло на гражданку – «двойные технологии».

Происходит разложение общества. Уравниловка превращает инженерные кадры в «советских бедняков», которые зарабатывают меньше низкоквалифицированных рабочих. Преподаватели и кандидаты наук получают как водители троллейбусов. Сталинская здоровая иерархия: «Чем больше квалификация, выше образование – тем больше зарплата», исчезает. Умирает здоровая трудовая этика.

Возникает дефицит. Цены в целом невысокие. Но импортные товары достать сложно: с помощью блата, знакомств, переплаты. Возникает целый класс торгашей, распределителей, основа для развития криминального мира. Быть продавцом в ряде точек или рубщиком мяса стало выгоднее, чем инженером, офицером, преподавателем, учёным или лётчиком.

Общество теряет веру в коммунизм. Так были заложены основы большого предательства 1985–1991 гг.
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    31 декабря 2023 04:42
    Многие из них успешно перекрасились, стали занимать видные посты

    Яркий пример, это президент Кравчук, бывший первым коммунистом на Украине, который уже после распада СССР, ставши президентом рассказывал, как ещё мальчишкой носил продукты в лес, скрывавшимся там бандеровцам
    1. +8
      31 декабря 2023 04:59
      Общество теряет веру в коммунизм. Так были заложены основы большого предательства 1985–1991 гг.
      правды для : предательство началось при Хруще, а вера пропала не в коммунизм а в это понятие,и исполнителей, и чем дальше-тем гаже.Л.И. Брежнев,был всё же неплохим главой государства, после него всё посыпалось скаждым новым гробом... анархическая истерия началась,и возня за власть, вот тут то и активировался запад,и вылезли "горбачовы".
      1. +8
        31 декабря 2023 05:45
        правды для : предательство началось при Хруще
        И это так.Если международное рабочее и коммунистическое движение к 1956 году находилось на своем пике,то после XX и XXII съездов пошло на спад,но по инерции еще двигалось вперед.Начинаются расколы и шатания в коммунистическом движении.В Европе к середине 70-х набрал силу "еврокоммунизм", в странах третьего мира набрали силу маоистские группировки,да и сам Л.И.Брежнев,называл своих теоретиков,"мои социал-демократы".
      2. +4
        2 января 2024 14:08
        Словосочетание, - "мертвящий марксизм", звучит красиво, а, по сути, - нонсенс...

        Марксизм в основе своей, - диалектическое научное учение. А диалектика, по определению, "мертвящей" быть не может...

        Мертвящим (без кавычек) был схоластический подход к марксистскому учению, характерный для партийных "официальных теоретиков" позднебрежневского периода. Кои диалектически-научным развитием теории практически не занимались. Предпочитая заниматься заучиванием и тиражированием известных "цитат", уже ставших объективными, научными аксиомами...
  2. +22
    31 декабря 2023 04:59
    Этот «нефтяной коммунизм» разложил СССР буквально за 15 лет!

    Не понимаю, с какой целью нужно нести людям ложь?
    Сеятель знанья на ниву народную!
    Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
    Худы ль твои семена?
    Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
    Труд награждается всходами хилыми,
    Доброго мало зерна!
    Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
    Где же вы, с полными жита кошницами?
    Труд засевающих робко, крупицами,
    Двиньте вперед!
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ...

    Разложение советского общества шло постепенно, с необязательности выполнения законов всеми без исключения. С появления привилегированных людей, особых условий обеспечения. Одна система магазинов «Берёзка» чего стоила. Вспоминайте диалог в комиссионном магазине из кинофильма «Берегись автомобиля»...А это бесконечное конспектирование напечатанных материалов пленумов, съездов...
    Журнал «Новые товары» говорил, что в стране есть заводы и фабрики, производящие товары на уровне мировых, а промтоварные магазины показывали, что какая-то сволочь пытается «втюхивать» покупателям залежалый товар...
    А что творилось с бытовой техникой? Что и говорить о чём-то, когда ремонт в квартире или строительство дачи было событием непреодолимой сложности.
    Это был не застой, это был пофигизм. У нас всё есть, а народ, который там - внизу, пусть довольствуется тем, что есть.
    * * *
    Именно эпоха ЛИБ прослыла эпохой анекдотов про Петьку и Василия Ивановича, вырезания сцен из кинофильмов, пластинок на рентгеновских снимках, спекуляции и блата. Но начиналось всё со лжи и лицемерия партийных бонз, с привилегированных положений.
    1. +11
      31 декабря 2023 05:20
      Ну так с Хрущёва всё и началось - реставрация капитализма. Для предприятий ввели понятие рентабельности, закрыли артели, контроль качества отдали самим производителям. Идею коммунизма подменили мещанским понятием, как коммунизм в каждую отдельно взятую семью. Идеологические диверсии в виде "развенчания культа личности" и т.д. Ссора с китайскими товарищами на идеологической почве. А китайцы предупреждали, что это плохо закончится. Мао сказал, что Хрущёв и поддерживающее его окружение всё продаст! Так и вышло в заигрываниями с капиталистическим Западом в совместное мирное сосуществование.
    2. +7
      31 декабря 2023 06:04
      Разложение советского общества шло постепенно
      Не было ни какого разложения советского общества.Оно формировалось. Открываем энциклопедию советской жизни,романы И.Ильфа и Е.Петрова,12 стульев и Золотой теленок. Например,в Золотом теленке, авторы пишут,что наряду с Большим миром,начал формироваться и Маленький мир,Маленький мир победил большой в итоге.А сейчас,он просто торжествует. А кто формировал этот мир?"Городовой следил даже, чтобы меня не обижали. Хороший был человек! Фамилия ему была Небаба, Семен Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик"(с).И таких вот "Небаб", и их потомков,было достаточно во всех областях жизни.
      1. +1
        31 декабря 2023 06:52
        Цитата: parusnik
        авторы пишут,что наряду с Большим миром,начал формироваться и Маленький мир

        Но чтобы окончательно не впасть в ересь, авторы оговариваются: такое происходило только в "Геркулесе". Но мы то знаем! wink
        1. 0
          31 декабря 2023 06:58
          авторы оговариваются: такое происходило только в "Геркулесе"
          Не оговариваются, читайте внимательно.Что толстовки-гладковки,только в "Геркулесе" носили,и песню "Кирпичики",только в "Геркулесе" пели?А что касается "Геркулеса",учреждение где собрались "Небабы" и таких была масса в разных сфкрах.
          1. +1
            31 декабря 2023 07:04
            Цитата: parusnik
            Не оговариваются, читайте внимательно

            Где-то за пределами "Геркулеса" шли великие стройки социализма, страна крепчала, а вот только в "Геркулесе" такое творилось. Подробного текста не помню, но что-то похожее. К тому же, когда Бендер вернулся в Черноморск, он случайно подслушал разговор двух геркулесовцев, которые обсуждали снятие Полыхаева, его секретаршу Серну Михайловну и Скумбриевича. Вывод: наступающий социализм победил бюрократию!
            1. +10
              31 декабря 2023 07:17
              "Золотой теленок",это не "взвейся,развейся",это роман-предупреждение, а о не о похождениях Бендера и победе социализма.Он гораздо глубже,чем Вам кажется.Понимая его глубину,"Небабы", перестали его издавать в 40-50 года.В 60-70-е тоже понимали его глубину поэтому издавали такими тиражами,что для советских граждан эта книга,была дефицитом.У самого экземпляр изданный в Ташкенте.А снятые фильмы,по этим произведениям той глубины не несут,как хороши они не были.Совет,ознакомьтесь с творчеством Ильфа и Петрова поглубже.Их кстати и сейчас не особо издают,имею в виду другие их произведения.Так как не потеряли своей актуальности и сейчас.Маленький мир,не любит когда его высмеивают,даже из прошлого века.А тем более из советского периода.
              1. +1
                31 декабря 2023 08:54
                Цитата: parusnik
                ,это роман-предупреждение, а о не о похождениях Бендера и победе социализма

                У меня дома 5-томник Ильфа и Петрова 1961 года, доставшийся мне от родителей и я знаю, о чем эта книга
                1. +1
                  31 декабря 2023 09:07
                  Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
                  "Золотой теленок"Глава 9.Кризис жанра.
                  Экипаж "Антилопы" только въезжает в Черноморск.
                  и я знаю, о чем эта книга
                  С наступающим. hi Жаль,остальное не читали.
                  1. +1
                    31 декабря 2023 11:40
                    Цитата: parusnik
                    С наступающим

                    И вам того же!
    3. +15
      31 декабря 2023 09:12
      Что касаемо статьи-чистая Самсоновщина!
      Анекдот вспомнился: Петька спрашивает у Василь Иваныча, как пишется груТь или груДь? Тот отвечает: да не помню, пиши сиськи...Петька в ответ: что же я революцию буду сиськами защищать....)))
      1. +3
        3 января 2024 09:49
        Как обычно, натянул фоток из википедиии, да и подписал не вникая.
    4. +12
      31 декабря 2023 09:38
      Разложение советского общества шло постепенно

      Коммунизм, как это не странно, подразумевает под собой прежде всего наличие коммунистов. И социализм, как переходная стадия, тоже. Чтобы система Советской власти работала - в ней должен участвовать весь народ. Который при этом обязан быть грамотным, подкованным и не равнодушным к происходящему, активно участвуя в управлении государством.

      И таких людей - большевики и товарищ Сталин упорно готовили ускоренными темпами. Тех, кто смог бы после них развивать Советский строй и страну. Но - они все, почти поголовно, легли в 41-45, защищая Советскую Родину.. Некому стало передавать бразды правления-то... И в связи с этим - хозяйственная и политическая роль партии неимоверно усилилась - ну а кто ещё мог рулить на тот момент? Но партия - сама потеряли 4 млн своих членов и кандидатов! Самых лучших, преданных, идейных, подкованных.. Ибо они - считали своим прямым долгом первыми вставать из окопов на пулемёты, будучи настоящими коммунистами.

      А те, кто выжил - уже не смогли ничего противопоставить номенклатуре. Новое же поколение - банально не успели вырастить. Вот всё и полетело под откос, когда партийные бонзы решили предать СССР, обменяв его на вкусные буржуйские ништяки..
    5. +5
      2 января 2024 14:41
      "Что и говорить о чём-то, когда ремонт в квартире или строительство дачи было событием непреодолимой сложности."
      *****************************************************************************************
      Ну, на фоне того, что сама квартира не стоила советскому человеку ни копейки, а коммунальные платежи были буквально "копеечными" (киловатт х час, - "четыре коп.")... Это только я один "углядел"?..

      Да... И на фоне самой возможности для советского человека иметь дачу (как минимум, садовый домик и "шесть соток"), без всяких залезаний в кредитные оковы... Это тоже, всё, как бы, "так и надо"?..

      Кстати... А советские механические часы?.. Масса моделей... По надежности, - практически на уровне швейцарских?.. И в т.н. "брежневскую эпоху" в тому числе... И по цене, куда как доступнее швейцарских. На порядок...

      А лучшие в мире детский кинематограф и детская литература? А смешные по стоимости путёвки в дома отдыха и санатории?.. По всему союзу, от Балтики, до Черного моря и Кавказа?...
  3. +16
    31 декабря 2023 05:14
    Не сыпте соль на раны!Я,1952 г.р.застал эпоху Сталина(!!!),Хрущева-очереди за серым хлебом из муки с кукурузой,Брежнева -увенность в завтрашнем дне у простого человека.Нынче,смотря на положение вещей,страшно переживаю за будущее детей и внуков ,неотрывно связанное со стра
    1. +7
      31 декабря 2023 05:55
      Цитата: andrewkor
      Не сыпте соль на раны!Я,1952 г.р.застал эпоху Сталина(!!!),Хрущева-очереди за серым хлебом из муки с кукурузой,Брежнева -увенность в завтрашнем дне у простого человека.Нынче,смотря на положение вещей,страшно переживаю за будущее детей и внуков ,неотрывно связанное со стра

      я с 1963го, сам конечно не помню, но родители рассказывали,что при хруще стало настолько плохо,что меня на прокорм в деревю увозили,ибо дед в пекарне работал кочегаром,и всякие "некондиции" доставались при делёжке.( да,делили после смены на всех).наверное,по этому у меня такой пиетет до сих пор к "сухарнице" с лучком, да с маслицем ,была коза у деда ("сталинская коровка" называл её)
    2. +17
      31 декабря 2023 07:51
      застал эпоху Сталина
      Такая же история - после Сталинграда отца в запасной полк списали в Куйбышев (ранен неоднократно был) по здоровию,вот я и народился..
      уверенность в завтрашнем дне у простого человека
      Помню такое дело,нарожал детей...ибо уверенность была,что подниму.
      С Новым Годом,люди!
      Здоровья и исполнения мечт!
  4. +17
    31 декабря 2023 05:52
    Брежневский период -это самое спокойное ,мирное ,доброе время ,наверно ,за все века на территории России и СССР .
    Брежневский "застой " -это огромное развитие по сравнению с результатами высокооплачиваемой работы врагов СССР ,захвативших СССР .
    И они сами все это доказывают ,поэтому и при каждом сравнении СССР с их антисоветскими Государствами ,самозабвенно бросаются критиковать СССР , и никто не способен защищать их Государства ,хвалятся импортом ,подделками под советские продукты ,как много денег они поимели ,поездили по миру .
  5. +9
    31 декабря 2023 06:05
    Мы тебе колхозом дом построим ,
    Что бы видно было по всему:
    Здесь живёт семья российского героя,
    Грудью заслонившего страну .
    Так пела Шульженко сразу после войны , а поскольку героем грудью заслонившим страну был весь советский народ, то казалось , что и забота будет о всём советском народе . "Дом построим" , это метафора и собирательный образ заботы, Так и было после ВОВ , пока были живы Сталин и Берия . С приходом к власти Хрущёва всё изменилось . Стали появляться коммунисты требующие больше заботы , чем остальные Притом во время ВОВ многие из них с липовой грыжей войну провели в тылу на складах , но заботы к себе требовали как выжившие подо Ржевом и как бравшие Берлин ! Так это ещё пол беды . К приходу к власти Брежнева , очухались и в партию залезло Хрущёвым из лагерей выпущенная молодая поросль бандеровцев и лесных братьев . Вот они на местах в республиках и образовали партийную "элиту спящих"коммунистов , которая резко проснулась при Горбачёве и практически в миг развалило СССР . А мы говорим про Пономаренко . Таких Хрущёв по дальше отодвигал ...
  6. +10
    31 декабря 2023 06:09
    Самое плохое--бесконечные сетования холопов на то, что "красный Барин переродился".
    На самом деле КПСС, как и ВКПб, была политической партией с демократическим уставом. И галиматью про "орден меченосцев", нести глупо. Меченосцы - - это аквариумные рыбки...

    СССР был страной с законодательством, более демократическим, чем сегодняшнее. Государство и правящую партию погубило противоречие между прогрессивным демократическим законодательством и отсталыми, холопскими нравами общества с его сословной психологией. Холопам было мало того, что существовали справедливые законы. Нужен ещё Царь, который их заставит действовать. В итоге законы вообще оказываются формальностью и фикцией.

    "Красный Царь" умер, государство его переродилось в сборище бояр и господских группировок . При любом законодательстве оно существует только как феодальное царство времен Михаила Романова.
    1. +6
      31 декабря 2023 08:17
      "Больше не надо было рвать жилы, жить на грани" - и люди, нормальные люди, этому лишь обрадовались. Жить на грани неудобно, как и сидеть на заборе.
      1. +10
        31 декабря 2023 08:42
        Цитата: kalibr
        "Больше не надо было рвать жилы, жить на грани" - и люди, нормальные люди, этому лишь обрадовались. Жить на грани неудобно, как и сидеть на заборе.

        Пиарщики конечно постарались создать образ СССР, как некой былинной страны, где жили не нормальные "люди на заборе " и все у них было не нормально. Но к действительности сие отношения не имеет.

        На самом деле прошло 20 лет после ВМВ и "на грани" уже не было. Важна даже не "грань" , а в какую сторону она смещается. От 1945 до середины 80 х она смещалась в сторону повышения уровня жизни. И даже в 1989 в международном рейтинге качества жизни СССР занимал 26 место. Сейчас Россия занимает место 60 +.. Ну и что скажет по этому поводу знаток "граней"?


        Хе.... хе.. немало хорошо устраивались при всех властях и с гранью и без грани......
  7. +7
    31 декабря 2023 06:11
    Когда прекратится это планомерное поливание грязья советского общества? Это касается афтора. Ты сейчвс напиши о томчто происходит по каждому дню в стране 5ачиная с 30.12 2023 года.
  8. Комментарий был удален.
  9. +5
    31 декабря 2023 06:33
    При Брежневе были не только "сиськи-масиськи" и "сосиськи ыe", но и просто сосиски. А вот после ного начались всякие "измы". При Андропове на дневных сеансах в кино ловили прогульщиков, при "мишке-меченом" начАли с вырубки виноградников, а кончили "перестройкой и новым мЫшленьем" с пустыми полками в магазинах и карточной системой, а затем и развалом огромной страны.
  10. +5
    31 декабря 2023 06:35
    Помню в 90-х, в одном из интервью бывшего председателя КГБ, В. Семичастного, он вспоминал, как Хрущев говорил ему про Брежнева - Брежнев великолепный работник и организатор, но над ним постоянно надо стоять с палкой.

    И когда Брежнев возглавил страну и эта палка, висевшая над ним исчезла, наш дорогой Леонид Ильич сильно расслабился...
  11. +10
    31 декабря 2023 06:42
    Без постоянной угрозы "чисток" , так называемая "элитка" начала понимать, что ей ничего не грозит, а значить можно начинать узаконивать расслоение общества. Что в итоге привело к событиям 1991 года и возрождению капитализма.
    1. 0
      31 декабря 2023 09:59
      А кто будет угрожать "элите" "чистками"?
  12. +9
    31 декабря 2023 06:42
    А вот неплохо бы, вывешивая конспект чужой книги, указывать авторов.
    Калашников, Кугушев, "Третий проект".
  13. +10
    31 декабря 2023 07:08
    Косыгину удалось подстегнуть экономическое развитие СССР. Восьмая пятилетка (1966–1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». В 1970 году национальный доход достиг уровня 186 % по отношению к 1960 году, производство предметов потребления – 203 %, розничный товарооборот – 198 %, фонд зарплаты – 220 %.


    Это описание не успеха, а грядущей катастрофы. Перевожу на понятный язык: розничный товарооборот рос медленнее производства товаров народного потребления, т.е. произведенные товары не продавались, хотя зарплаты росли быстрее производства товаров, что вело к ничем не обеспеченным накоплениям.

    Также закрывается финансирование лучшей в мире советской микроэлектроники.

    Если уж на то пошло, то именно при Брежневе началась советская микроэлектроника.
    1. +6
      31 декабря 2023 08:05
      Это описание не успеха, а грядущей катастрофы. Перевожу на понятный язык: розничный товарооборот рос медленнее производства товаров народного потребления, т.е. произведенные товары не продавались, хотя зарплаты росли быстрее производства товаров, что вело к ничем не обеспеченным накоплениям.


      Что известно о дисбалансе между потреблением и накоплением? В то время, был чудовищный дисбаланс между накоплениями и наличием товаров в магазинах, когда люди просто вынуждены были тащить деньги в кубышку, не возвращая их в оборот.
      Например у моей бабушки было пусто в квартире, но зато несколько десятков тысяч в обувной коробке. И так я уверен у очень многих. А это опасный дисбаланс. Значит нужно опять печатать деньги, рискуя что в один момент население потащит их в магазины,и структура снабжения просто рухнет. Что и происходило регулярно, так называемый “дефицит“ Если сейчас, дать населению деньги в том обьёме, что был в те времена, то полки в магазинах будут пустые.
  14. +8
    31 декабря 2023 07:11
    Как гласит легенда - о словах внучки Брежнева, " Вы даже покрасить не можете, то что мой дед построил"..
    1. +8
      31 декабря 2023 07:56
      Цитата: Van 16
      Как гласит легенда - о словах внучки Брежнева,

      Это не легенда, внучка Брежнева так сказала в передаче Малахова, где собрались либералы с целью очернить советское прошлое страны, сказала и ушла из студии, а либералы сидели и замолкли.
      А вообще стабильность была при Брежневе, потом её дерьмократы обозвали как застой. А что лучше было для простого человека? брежневский застой, или путинская стабильность? те кто жил тогда пусть сами для себя ответят.
      Мы все с теплотой вспоминаем сегодня
      Того, кто нам первым стабильность принес.
      Его называли мы запросто — Леня
      И уровень жизни при нем только рос.
      И русский при нем был радушный хозяин
      И Киев с Москвой подружились навек.
      На Волгу в Казань приглашал их татарин,
      А после всех трех ждал в Ташкенте узбек.
      Наш флаг, как свидетель уверенной силы
      Взлетал к облакам, вместе с пуском ракет.
      На Марсе тогда наши станции были
      И лучшим считался советский балет.
      Дышал человек без торгашеской грязи,
      Смеялся над словом «продай и купи».
      Сходили с конвейера в Минске БЕЛАЗЫ,
      Со стапелей шли на моря корабли.
      Бывает, что кто-то возводит чернуху,
      Коверкая подло нестройную речь,
      А он воевал и отстроил разруху —
      Пусть фактом вот этим хотят пренебречь.

      Автор стихотворения: Геннадий Малинский
      1. +10
        31 декабря 2023 08:28
        "те кто жил тогда"

        Я жил, и вспоминаю то время только с теплотой, абсолютно с Вами согласен.
      2. +3
        31 декабря 2023 10:02
        А что лучше было для простого человека? брежневский застой, или путинская стабильность? те кто жил тогда пусть сами для себя ответят.


        Конечно сейчас намного лучше практически во всех смыслах.
    2. +4
      31 декабря 2023 08:55
      Цитата: Van 16
      , " Вы даже покрасить не можете, то что мой дед построил"

      А разве не так? wink
  15. +12
    31 декабря 2023 07:12
    А вот интересно если бывернуть минусы за статьи. Стали бы авторы писать эту дурь? При Брежневе поднимали зарплаты, а не пенсионный возраст...
    1. +5
      31 декабря 2023 08:13
      Цитата: Гардамир
      При Брежневе поднимали зарплаты, а не пенсионный возраст...

      А не вспомните ли то, что при нем же "удлинялись очереди и списки дефицитов"... Деньги уже не играли той роли, на которую они были рассчитаны, все больше и больше решал "блат и знакомства"
      1. +5
        31 декабря 2023 09:32
        Главное для себя решить, кто вы человек разумный, стремящийся к развитию и совершенству или обычное потребитель хрюкающий.
        Дефицита денег в СССР у меня не было. А с дефицитом денег пришёл дефицит на товары и услуги.
        1. +6
          31 декабря 2023 09:39
          Цитата: Гардамир
          Дефицита денег в СССР у меня не было.

          У меня так же, но вот дефицит товаров явно был. У меня на СберКнижке более 10 000 лежало, которые обеспечить товаром не могли...
          Цитата: Гардамир
          А с дефицитом денег пришёл дефицит на товары и услуги.

          У Вас неверные исходные данные. Деньги у населения имелись, купить на них не все можно было
  16. +4
    31 декабря 2023 08:06
    Автомобилестроение переживает второе рождение. Наши машины не только полностью обеспечивали СССР, но продавались за рубежом.

    Не стыдно такой бред нести?
    1. +5
      31 декабря 2023 08:56
      Это у вас с головой что - то сделали....
      Оно конечно, в 1961 при денежной реформе "заодно" повысили стоимость авто в 10 раз. Это факт.

      Но если без бреда, то в 1960 в СССР выпустили 500 тыс автомобилей всех марок. В 1970 миллион, а в 1980-два миллиона. Удвоение каждые 10 лет. А сегодня, например мощность АвтоВаз такая же, как в 70 х годах. - - 400 тыс в год.

      Легковые продавали и на Запад тоже. И Москвич и Ниву.Хотите верьте, хотите нет, это зависит только от того, на сколько вам вывернули мозг такие деятели, как, например, Шпаковский... Но это уже ваши проблемы.
      1. +4
        31 декабря 2023 09:35
        Цитата: иван2022
        Это у вас с головой что - то сделали....
        Знаете, тот же вопрос к Вам
        Цитата: иван2022
        то в 1960 в СССР выпустили 500 тыс автомобилей всех марок.
        ВСЕХ МАРОК, то есть и грузовые ГАЗы, Уралы, ЗИЛы, КраЗы, БелАЗы...УАЗы И сколько их продавали населению?
        Цитата: иван2022
        А сегодня, например мощность АвтоВаз такая же, как в 70 х годах. - - 400 тыс в год.
        И страна начала испытывать ДЕФИЦИТ легковых авто. Так как совсем недавно , а это 2021 года, наши заводы, без учета завоза из-за границы, только легковых автомобилей выпускали 1200 000 штук
        Цитата: иван2022
        Но это уже ваши проблемы.
        Действительно, почему думать и анализировать то перестали
        1. +6
          31 декабря 2023 09:52
          Цитата: svp67
          Цитата: иван2022
          Это у вас с головой что - то сделали....
          Знаете, тот же вопрос к Вам
          Цитата: иван2022
          то в 1960 в СССР выпустили 500 тыс автомобилей всех марок.
          ВСЕХ МАРОК, то есть и грузовые ГАЗы, Уралы, ЗИЛы, КраЗы, БелАЗы...УАЗы И сколько их продавали населению?
          Цитата: иван2022
          А сегодня, например мощность АвтоВаз такая же, как в 70 х годах. - - 400 тыс в год.
          И страна начала испытывать ДЕФИЦИТ легковых авто. Так как совсем недавно , а это 2021 года, наши заводы, без учета завоза из-за границы, только легковых автомобилей выпускали 1200 000 штук
          Цитата: иван2022
          Но это уже ваши проблемы.
          Действительно, почему думать и анализировать то перестали

          Да, всех марок. А последние 30 лет как дела с производством "всех марок"?
          Вам просто нечем крыть... А признать дурь не охота..... Знаем.. с... грешок такой.
          Раздолбали целые отрасли, а теперь умствуют... ....


          Насчет дефицита, с которым вы все носитесь, как с писаной торбой... -"советский дефицит" был ликвидирован в начале 1992,когда Ельцин подписал указ и "Гайдар спас страну"... И "рынок стал насыщаться" всем, чего "не было в СССР".. И откуда все взялось имено тогда, когда стали разрушать и промышленность и сельское хозяйство?

          [Вы все, что не напишете-то соврете. Сегодня Росстат признает, что, например, производство мяса в РФ поднялось до уровня РСФСР в 1989 только к 2015 году!!

          Вывод : мозги обывателям вывернули так, что они буквально видят" вверх-ногами."

          Вот и с вашей точки зрения лучше ребёнка утопить, если плохо плавает, а страну разориться, если в ней есть проблемы. Мысль о том, что надо было навести порядок, не приходит. А сейчас это сделать в сто раз труднее, чем было в СССР.
          1. +2
            31 декабря 2023 10:11
            Цитата: иван2022
            А последние 30 лет как дела с производством "всех марок"?

            Вы как дете малое, ну не сложно же посмотреть статистику.
            Самый плохой был 2009 - там 700 000, самый лучший - 2012, в тот год выпустили 2 200 000. И вообще 2009 год был единственный с 1999 года, когда выпустили меньше 1 000 000
            Цитата: иван2022
            И откуда все взялось именно тогда
            Подождите мы сейчас разбираеи времена Брежнева, с логикой у Вас что?
            Цитата: иван2022
            Вот и с вашей точки зрения лучше ребёнка утопить, если плохо плавает, а страну разориться, если в ней есть проблемы.

            Не приписывайте Ваши мысли и высказывания мне. Покажите, где я такое говорил
            1. +5
              31 декабря 2023 14:04
              Цитата: svp67
              Вы как дете малое, ну не сложно же посмотреть статистику.
              Самый плохой был 2009 - там 700 000, самый лучший - 2012, в тот год выпустили 2 200 000.

              Правильно! Вот только статистику нужно смотреть внимательно. Осенью Росстат нам сообщил что за 7 месяцев 2023 года в РФ выпущено 240 тыс. легковых автомобилей, но при этом только 114 тыс. автомобильных двигателей, остальное это те самые "Москвичи" которые "Пекинцы" на самом деле, благо поставляются без шильдика.

              Ну а в прошлом 2022 году, после введения санкций мы собственно и узнали сколько автомобилей производит новая, капиталистическая РФ. Всего 168 тыс. сумели собрать, причем выяснили что единственная полностью российская модель, это советская еще Нива. ВАЗ полгода стоял пока Гранту до 85% локализацию дотянуть сумел. Внутренний спрос в РФ, если смотреть по продажам, примерно 1.6 млн. автомобилей.

              СССР в 80-е выпускал 1.35 млн. легковых автомобилей в год, и так до 90-х когда заводы встали. Для сравнения: Иран сейчас производит около 1 млн. легковых автомобилей, Китай 25 млн.
              1. -2
                1 января 2024 19:03
                Цитата: Saxahorse
                Правильно! Вот только статистику нужно смотреть внимательно.

                А кто говорит, что проблем нет... но даже по Вашему комментарию видно, что они преодолеваются...
                1. +2
                  1 января 2024 19:20
                  Цитата: svp67

                  А кто говорит, что проблем нет... но даже по Вашему комментарию видно, что они преодолеваются...

                  Вообще то выше, вы ответили на фразу - "по итогам 30 лет.." По этим самым итогам мы видим, что от некогда могучей советской промышленности, стараниями антикоммунистов и булкохрустов, остались рожки да ножки.. Едва 10-15 процентов.
                  Вы всерьез считаете это прогрессом?
                  1. -2
                    1 января 2024 19:37
                    Цитата: Saxahorse
                    Едва 10-15 процентов.

                    А вот тут Вы не правы. Мощности то больше, другое дело, что "заточены" они были под производство импортных авто.
                    Цитата: Saxahorse
                    Вы всерьез считаете это прогрессом?

                    А Вы, что предлагаете? Вместо того, что бы что то делать, "посыпать голову пеплом"?
                    1. +3
                      2 января 2024 15:00
                      Цитата: svp67
                      А вот тут Вы не правы. Мощности то больше, другое дело, что "заточены" они были под производство импортных авто.

                      Какие "мощности" ? Вы о чем? Отверточная сборка никаких таких мощностей не требует, пара ангаров и электрический инструмент.

                      Цитата: svp67
                      А Вы, что предлагаете? Вместо того, что бы что то делать, "посыпать голову пеплом"?

                      Предлагаю заняться реальной ре-индустриализацией а не очковтирательством с заменой немецких комплектующих на китайские. Но почти с теми же шильдиками..
                      1. -2
                        2 января 2024 15:54
                        Цитата: Saxahorse
                        Какие "мощности" ? Вы о чем? Отверточная сборка никаких таких мощностей не требует, пара ангаров и электрический инструмент.

                        Вы автозаводы в Калуге видели? А в Всеволжске, Елабуге, Санкт-Петербурге... Их не было в СССР и это очень большие предприятия. Да, локализация на них от 70 до 90%.
                        Цитата: Saxahorse
                        Предлагаю заняться реальной ре-индустриализацией а не очковтирательством с заменой немецких комплектующих на китайские. Но почти с теми же шильдиками..
                        Немецких комплектующих??????????????? Ха,ха,ха.... Все "немецкое" давно производится в том же Китае, как и "американское". Такова реалия
                        Ну , а Вам пожелаю успеха, надеюсь трудолюбия, и силы воли в этом благом деле Вам хватит.
                      2. +1
                        3 января 2024 11:31
                        Цитата: svp67
                        Их не было в СССР и это очень большие предприятия. Да, локализация на них от 70 до 90%.

                        Ну вот не стыдно так писать? Была б локализация 90% , они бы преспокойно продолжали производство, под другим названием разве что.
          2. -1
            31 декабря 2023 10:20
            Сегодня Росстат признает, что, например, производство мяса в РФ поднялось до уровня РСФСР в 1989 только к 2015 году!!

            Только в 1989 году на полках магазинов было как шаром покати... сахар и масло по "пригласительным билетам", а сейчас в любом сельпо ассортимент лучше, чем в любом московском гастрономе в 1989 году!
            1. +4
              31 декабря 2023 13:27
              Ну естественно ,враги СССР захватили СССР в их антисоветскую/антикоммунистическую Перестройку ,и устроили товарный и продовольственный саботаж ,когда даже в "зажравшейся " Москве моментально пропали продукты и товары .
              И это издевательство ,что Вы выставляете за "достижения " по сравнению с СССР -импорт ,который скупается за деньги от вывезенных природных ресурсов ,и подделки под советские продукты по постоянно растущим ценам для народа .
              1. -3
                1 января 2024 19:05
                Цитата: tatra
                Ну естественно

                Что ж еще Вы можете сказать, кроме...
                Цитата: tatra
                ,враги СССР захватили СССР

                А может расскажите, как "верные ленинцы" так быстро перековались во "врагов СССР"
                1. +1
                  1 января 2024 20:31
                  И вот ради этих глупостей ,Вы мне ответили ?
                  1. -3
                    2 января 2024 01:33
                    Цитата: tatra
                    И вот ради этих глупостей ,Вы мне ответили

                    Это всё, что Вы способны рассказать об "верных ленинцах"???????? Не много. Видимо мысль про "врагов СССР" это все, что Вас посещает
      2. +5
        31 декабря 2023 11:10
        Это у вас с головой что - то сделали....
        Оно конечно, в 1961 при денежной реформе "заодно" повысили стоимость авто в 10 раз. Это факт.


        Это у Вас что то с головой. До реформы автомобиль Волга стоил 40 000 рублей. После реформы 1:10 он стал стоить 4 000 руб. Только в 1962 году он стал стоить 5 500руб.
      3. +1
        3 января 2024 23:17
        Не было десятикратного повышения цен на автомобили в 1961 году.
  17. +5
    31 декабря 2023 08:58
    Цитата: иван2022
    Нужен ещё Царь

    Верно подмечено. У нас до сих пор эта вера во всех сферах и это очень заметно, если присмотреться. И этот шаблон примеряем на весь мир - царь Байден решил, царь Си сказал и т.д. Ну и так для разнообразия, вопрос от журналистки к ВВП - Волга мелеет, помогите, господин Президент... Звучит как анекдот, а ведь быль
  18. +4
    31 декабря 2023 10:10
    Я служил в подразделении которое получило благодарности от Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина, Подгорного, а командир полка получил высшую медаль Монгольского Хурала.
    Сейчас у меня нет претензий к Брежневу, Косыгину, Подгорному. Они делали в то время всё что могли, всё что позволяло на то время, опыт, образование, менталитет. Всё они понимали, и двигали страну вперёд как могли. А мы хотели большего и критиковали их всех подряд, и нам ничего не было. Орден Победы он заслужил правильно, как и все фронтовики а не только командующие фронтами. Мы как то наградили орденами Великой Отечественной Войны всех фронтовиков к юбилею Победы. А сейчас нужно наградить всех оставшихся в живых фронтовиков Орденом Победы, пусть даже без настоящих бриллиантов, платины и драгоценных металлов.
    Начал Хрущёв а продолжил Брежнев строительство бесплатного жилья для всех. А медицина, образование, счастливое детство, чего это стоит.
    Современные буржуи готовы забрать последнюю копейку у наёмного труженика. Капитализм и коррупция губит Россию. soldier
  19. +5
    31 декабря 2023 10:43
    Этот «нефтяной коммунизм» разложил СССР буквально за 15 лет!
    Ну конечно, Леонид Ильич с Сусловым во всём виноват .Вот интересно, как потомки назовут правление ВВП, с его нефтяной иглой и полным сырьевом придатке Запада, которое продолжается уже более 20-лет ? Если потомки ещё останутся, а то с такими темпами сокращения именно русского население ,вспоминать будет некому. К сравнению, естественный прирост в РСФСР 1962-1991: 24,8 млн. человек, это в основном эпоха Брежнева ...да.В 1959 году перепись населения СССР фиксирует 208,8 млн. человек. Это на 30,3 млн. человек больше, чем всего 9 лет назад! Таковы демографические тенденции эпохи правления Иосифа Виссарионовича Сталина.Теперь Леонид Ильич. В 1970 году перепись зафиксировала в СССР 241,7 млн. человек. Это на 32,9 млн. больше, чем одиннадцать лет назад. Спустя всего 7 лет - в 1977 году - проведена следующая перепись населения СССР, зафиксировавшая 257,9 млн. человек. Прирост в 16,2 млн. человек всего за семь лет.Вывод простой - растёт рождаемость, существует уверенность в будущем для себя и своих детей, внуков. Вот такие показатели роста населения являются основой благосостояния в СССР. Горькая правда нынешних времён, в 2023–2026 годах число родившихся в России продолжит сокращаться, прогнозируют власти.
    1. -2
      31 декабря 2023 11:29
      Цитата: Unknown
      Вывод простой - растёт рождаемость, существует уверенность в будущем для себя и своих детей, внуков.

      В Нигере прирост население 40 промилле, а в Японии убыль 2.9 промилле. Даже представить себе не могу, насколько жители Нигера уверены в светлом будущем по сравнению с Японией!
      1. +3
        31 декабря 2023 15:19
        Цитата: Александр Кочурков
        В Нигере прирост население 40 промилле, а в Японии убыль 2.9 промилле. Даже представить себе не могу, насколько жители Нигера уверены в светлом будущем по сравнению с Японией!

        Не надо чепуху молоть, сравнивать СССР одну из сверхдержав, с Нигером , голову включать надо. А ещё надо пожить во времена Леонида Ильича, тогда наверное и в проекте не значились, и сравнить с нынешними ,потом ,что там молоть о СССР.
        1. -1
          31 декабря 2023 22:56
          Я даже во времена Хрущева пожил и лапшу про молочные реки в кисельных берегах в СССР мне вешать не надо.
    2. 0
      1 января 2024 14:46
      Цитата: Unknown
      Ну конечно, Леонид Ильич с Сусловым во всём виноват

      К 1986 было газифицированно в том числе балонным газом- аж целых 6(ШЕСТЬ!!!) сельских населенных.
      Проклятый рыжим с Газпромом газифицировал почти 50% села....
      Хотел бы я посмотреть как году в 1977 кто нибудь вякал -"Сделали из страны трубу!!!Все за бабло гонят на Запад!!! Нет чтоб свое население газифицировать!!"...
      Неееее, все дружно голосили" Даешь Уренгой- Помары- Ужгород!! Построим досрочно!!Уря-Уря таварищи!!"
      А сейчас что не выступать то - знай себе пинай Газпром за медленную газификацию
  20. -1
    31 декабря 2023 11:59
    Автор перечислил факты, некоторые из них просто вранье. Но до логики исторического процесса не добрался. И не собирался....

    А логика сего объясняется на уровне зоопсихологии.

    Проводится эксперимент. В стае шимпанзе, где существуют ранговые различия, в вольер вносят клетку с лакомством-бананом. Шимпанзе его видят, а достать не могут--дверка с секретом, как открыть, не знают.

    Берут низкоранговую особь, подростка. Обучают, как открыть клетку. Далее, он на виду всех открывает и вынимает банан. laughing

    К нему подходит вожак, отнимает и жрёт. И так несколько раз...... Но главное в другом. Все видели, как открывается дверка, но не поняли, как это сделать....

    Эксперимент номер 2. Обучают вожака. Он на виду всех открывает дверку, берет и жрёт... Но теперь все сразу уяснили, как открыть дверку

    Мораль следующая. Никаких учёных, никаких Ленинов и Марксов, никаких святых и праведников и прочих убогих-- общество всерьёз не воспримет. И ничему из их болтовни следовать не станет. Хотя для приличия могут прикинуться, что чего то там поняли.

    Но ежели мощный страшный вожак типа Пригожина чего скажет, так сразу всем оно дойдёт до печенок и все заорут, что вот она Истина! И вот тут-то всем и...
    .. Придёт пушистый зверек. По Сенькам и шапка. Так учит не только зоопсихология, но и Библия..
    1. 0
      2 января 2024 17:33
      Иван! Пригожину до "красного террора" Ленина, как до небес, так что кем кем, а уж убогим Ленин точно не был, Вы не правы.
  21. -1
    31 декабря 2023 12:28
    Сталинская – энергия, динамизм, созидание, творчество бьют фонтаном.


    Поздний сталинизм это и есть формирование застоя и выход на первый план идеологии потребления.
    Это окончательный этап формирования номенклатуры в СССР.
    Это начала особых тайных выплат партэлите.

    ...После войны, кроме того, это уже инициатива Сталина, ввели так называемые пакеты. В закрытом пакете присылали деньги, очень большие деньги – военным и партийным руководителям. Нет, это было, конечно, не совсем правильно. Размеры были не только чрезмерны, а неправильны. Это я не только не отрицаю – не имею права и ничего возразить...

    (с)«СТО СОРОК БЕСЕД С МОЛОТОВЫМ». Феликс ЧУЕВ
  22. 0
    31 декабря 2023 12:45
    О советской микроэлектронике и компьютерах здесь был прекрасный цикл статей. Всё было намного хуже, чем описывает Самсонов. А уж про автомобили... промолчу лучше
  23. 0
    31 декабря 2023 13:16
    На место яркой, огненной Красной идеи сталинской эпохи, пришло советское общество потребления. Шмотки и колбаса.
    Естественно: если человек постоянно вынужден добывать (можно сказать "с боями") шмотки и колбасу, то именно на этом ом будет сосредоточен, именно в этом он станет мастером. Павки корчагины посмотрели как обком живет своим "райком" и занялись своими проблемами, раз уж если даже те, кто прямо должен отвечать за развитие страны бросает все силы родины на улучшение своего существования (но тут хотя бы партийный контроль заставлял видеть берега), то и они поступили так же.
  24. +5
    31 декабря 2023 13:34
    В общем ,советский и антисоветский по менталитету народы никогда не договорятся между собой . Включая то ,что для советского народа было главное -производство в своей стране и потребление дешевых и натуральных продуктов ,а для антисоветского народа главное -это импортные товары и продукты ,подделки под советские продукты -зато их много ,и как можно больше всего вывести из своей страны .
    1. +2
      1 января 2024 15:07
      Цитата: tatra
      Включая то ,что для советского народа было главное -производство в своей стране и потребление дешевых и натуральных продуктов
      - какие то продукты были дешевле чем сейчас, но основной массив продуктов сейчас - дешевле.
      Пальмовое масло начали завозить при Хруще, тогда же его вввели в ГОСТы.Армия 3 раза в день ела комбижир на основе пальмового масла.Вся кондитерка была на основе маргарина из пальмы.
      Не получалось накормить населения качественно и "дешего"- оттого и случались эксцессы типа Новочеркасска и Рязанского эксперемента....
  25. -3
    31 декабря 2023 14:01
    "В сущности, в 1970-е годы номенклатура и народ негласно заключили большую сделку. Трудящиеся жили не по средствам, их жизненный уровень рос вне связи с ростом эффективности производства и производительности труда. " Я не понял то есть брежневское "изобилие" куда так мечтают вернутся многие пенсионеры это было еще не по средствам.Видимо советской сверхдержаве по средствам было изобилие с Горбачевым и талонами.
  26. +1
    31 декабря 2023 14:46
    Автор все верно описал. Я бы добавил, что была еще вторая фаза реформ Косыгина, которой практически не дали хода. Это середина 70-х. Для Косыгина это был тяжелый удар, он то прекрасно понимал, что не законченная реформа приведет в тупик. Через несколько лет его не стало. Одним из главных идеологов отмены реформ середины 70-х был Суслов - впрочем, он не только это тормозил. Брежнев был нормальный мужик, но в 1976 подвело здоровье и до смерти в 1982 ему уже было тяжело. Отсюда и ноги растут. СССР погубили ретро члены политбюро ЦК КПСС, вроде Суслова, он не один такой там был, а не пятнистый. Он лишь зафиксировал. А вот если бы вторая фаза реформ Косыгина прошла, то шансы на сохранения Союза были бы высокими, но это была бы немного другая страна. А вот у соседей все получилось. И теперь они крупнейшая по ППС экономика мира.
    1. +2
      31 декабря 2023 15:55
      А вот если бы вторая фаза реформ Косыгина прошла
      А можно про неё подробнее?
      1. +5
        31 декабря 2023 17:14
        Это очень большая тема. Но основа реформ середины 70-х - это налоговая реформа, когда успешно работающие предприятия после уплаты налогов могли бы оставлять определенную часть прибыли у себя с правом распоряжаться. Конечно, по строгим правилам. И еще: расширение кооперации, то, что работало в Венгрии, Югославии, Польше. Узаконить пошив одежды, ремонт обуви, общепит, сбор грибов/ягод, ну и тд - в кооперативные руки. Обсуждалась ставка налога для этого 50%, а общая сумма дополнительных поступлений в бюджет СССР оценивалась в несколько миллиардов рублей в ценах 1975 года.
        Оценка говорила о том, что 3-7% ВВП могли бы производиться кооперативами.
        Дополнительно. При этом в чистом виде частная собственность не предусматривалась. Вот эти 2 основных направления реформ и зарубили, а остальное уже было косметикой.
        1. +2
          31 декабря 2023 17:58
          Оценка говорила о том, что 3-7% ВВП могли бы производиться кооперативами.
          По сути возврат к сталинским артелям, разрушенным Хрущом. Кстати, в это же время (середина 70-х) стали вкладывать средства в мелиорацию нечерноземья, что изначально было заложено в сталинский план преобразования природы. Однако к середине 70-х там уже было мало трудоспособного населения.
          1. +3
            31 декабря 2023 18:14
            Авиатор, вы правы. Артель = почти кооператив. До сих пор удивляюсь, сколько зла Хрущев сделал.
  27. +1
    31 декабря 2023 15:54
    Поэтому реформы Косыгина к началу 70-х годов свернули.
    Свернули потому, что он ввёл элемент капитализма - прибыль в социалистическую экономику. Реформа Косыгина-Либермана - это начало заката социалистической экономики. Партия зажралась и не стала ни менять в 70-е ничего из хрущёвской программы КПСС - ни "коммунизьм" в 1980, никаких изменений в основополагающем документе не сделали. А после троцкистских экспериментов Хруща Кукурузного нужна была дискуссия в партии и выработка новой программы развития. Однако ничего этого не было.
    1. +5
      31 декабря 2023 17:26
      Свернули потому, что он ввёл элемент капитализма - прибыль в социалистическую экономику.


      Пошли бы поэтому пути - было бы как в Китае. Правит компартия, а страна живет при капитализме.
      И довольно неплохо живет.
      1. +2
        31 декабря 2023 18:01
        Правит компартия,
        Это у них, они на Тяньаньмынь перестройщиков танками передавили, а у нас партия протухла.
        1. 0
          1 января 2024 21:08
          они на Тяньаньмынь перестройщиков танками передавили


          Выборочно.
          Они только "демократизаторов" и "плюралистов" передавили. А вот всех строителей капитализма тщательно сохранили и пестуют.
          В Китае сейчас образцовый капитализм. Миллиардеров там больше чем в США даже.
          1. 0
            1 января 2024 21:27
            Миллиардеров там больше чем в США даже.
            И все стоят по стойке "смирно" перед КПК, и делают, что она велит.
            1. 0
              1 января 2024 22:05
              Верно.
              А попытайся рыпнуться в сторону (как например владелец Алиэкспресса, Джек Ма) - так ему сразу покажут, кто тут главный.
              Такой персонаж как Трамп (миллиардер, ставший президентом) там попросту немыслим.
              Проблема только в том, что любой член политбюро или секретарь ЦК КПК и сам фактически миллиардер. Неявный конечно. То есть сначала надо проникнуть в верхушку портноменклатуры - и ты гарантированно потом станешь миллиардером.
              1. +1
                1 января 2024 22:17
                Проблема только в том, что любой член политбюро или секретарь ЦК КПК и сам фактически миллиардер. Неявный конечно. То есть сначала надо проникнуть в верхушку портноменклатуры - и ты гарантированно потом станешь миллиардером.
                И на что этот миллиард потратишь? И вообще, это хорошо или плохо? И для кого хорошо или плохо?
                1. -1
                  1 января 2024 22:50
                  И на что этот миллиард потратишь?


                  Партчиновники по традиции на полном гособеспечении. Как при наступившем коммунизме, полное обеспечение всех их потребностей.
                  А тратят жены, любовницы, дети, внуки и племянники.

                  Ну например такой пример - дочка бывшего до 2012 генсеком Ху Цзиньтао замужем за миллиардером Мао Даолинем.
                  1. +1
                    1 января 2024 23:03
                    Ну например такой пример - дочка бывшего до 2012 генсеком Ху Цзиньтао замужем за миллиардером Мао Даолинем.
                    Так ведь бывшего. Чем он теперь больше 10 лет занимается? И у неё вилла в Италии?
                    1. 0
                      2 января 2024 00:45
                      Так ведь бывшего.


                      Так ведь вышла еще в 2003! Когда раз вскоре после того, как ее папа был избран генсеком.

                      И у неё вилла в Италии?


                      Да она вообще получила второе образование в США, а свадьбу они сыграли на Гавайях. И у этой пары есть недвижимость по всему миру.

                      А младший сын автора "китайской перестройки" Дэн Сяопина - Дэн Чжифан уехал преподавать в университет в США (как и например сын Хрущева), а вот уже его сын (то есть внук Дэн Сяопина) стал гражданином США (как и внучка Сталина).
              2. +1
                3 января 2024 23:35
                При этом многие миллионеры и миллиардеры в КНР сами являются членами КПК, депутатами съездов народных представителей разного уровня, входят во Всекитайский Народный политический консультативный совет (орган, аналога которому в СССР не было). С другой стороны, даже на частных предприятиях и предприятиях, принадлежащих иностранцам, имеются комитеты КПК.
                1. 0
                  4 января 2024 01:06
                  миллиардеры в КНР сами являются членами КПК, депутатами


                  Ну это уже почти полный аналог России. У нас тоже достаточно депутатов-миллиардеров, и при этом членов компартии:

                  https://www.rbc.ru/politics/15/04/2022/62597f2e9a794739fa25c74d
                  Самый богатый депутат за год увеличил состояние в 12 раз

                  Доход в размере 3,5 млрд руб. задекларировал представитель КПРФ Владимир Блоцкий, тем самым став самым богатым из депутатов Госдумы.

                  Ему принадлежат девять земельных участков и четыре дома (один участок и дом на нем находятся в Великобритании)...
        2. +2
          3 января 2024 23:29
          Студенты на этой площади в массе своей не только за демократизацию выступали, а как раз против социального расслоения и чрезмерного неравенства протестовали.
      2. 0
        31 декабря 2023 18:16
        Возможно, получился бы Югославский вариант. Капитализма минимум, а социализм - просвященный, богатый.
        1. 0
          31 декабря 2023 18:28
          Возможно, получился бы Югославский вариант. Капитализма минимум, а социализм - просвященный, богатый.
          Скорее Венгерский. Ну их, этих якобы процветающих югославов с безработицей и югославами, шастающих по Европе в качестве гастеров. Вся страна жила на разности валют, а потом эта "витрина" была сначала раздербанена, а потом и убита.
          1. +1
            1 января 2024 21:04
            эта "витрина" была сначала раздербанена, а потом и убита.


            Как это - убита?
            Все бывшие республики СФРЮ вроде успешны и процветают.
            И никто в новых государствах не сожалеет о распаде.
            1. 0
              1 января 2024 21:26
              И никто в новых государствах не сожалеет о распаде.
              Особенно сербия, которая лишилась де-факто Косово
              1. 0
                1 января 2024 21:28
                О Косово конечно жалеют сербы, но в одном государстве с хорватами или босняками, например, жить больше не хотят.

                И главное - завоевать обратно Косово они совсем не горят желанием. Навоевались вдоль в 90х и больше не хотят.
                1. 0
                  1 января 2024 21:31
                  А хорваты и остальные, стало быть, счастливы, пока их кормит ЕС. Но судя по последним явлениям, Германия как-то не слишком теперь будет "локомтивом ЕС" и кормить своих европейских нахлебников. Ей бы самой удержаться на прежнем уровне.
                  1. 0
                    1 января 2024 21:57
                    А хорваты и остальные, стало быть, счастливы


                    Да. И хорваты сейчас живут почти в 3 раза богаче сербов.
                    А словенцы так вообще почти в 4 раза.

                    Хорваты и словенцы не дураки и понимают, что в любом случаем в ЕС им будет сытнее, чем было в СФРЮ.
                    И уж конечно лучше, чем в любом гипотетическом "возрожденном СФРЮ".
                    1. +2
                      3 января 2024 23:40
                      На самом деле многие в Хорватии и Словении сожалеют о распаде СФРЮ, которая в последние два десятилетия своего существования была очень децентрализованной и была ближе не к федерации, а к конфедерации. В распаде многие обвиняют Сербию. Многонациональные Испания и Бельгия не развалились ведь, и в ЕС входят как единое целое. Почему бы и Чехословакия и Югославия не смогли бы быть членами ЕС как единые государства?
                      1. +1
                        4 января 2024 01:00
                        На самом деле многие в Хорватии и Словении сожалеют о распаде СФРЮ


                        https://ruserbia.com/society/serby-bolshe-vsekh-zhaleyut-o-raspade-yugoslavii/
                        СЕРБЫ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЖАЛЕЮТ О РАСПАДЕ ЮГОСЛАВИИ

                        О бывшей Югославии жалеет 71% сербов...В самопровозглашенном Косово о развале Югославии жалеет всего 5% опрошенных, а в Хорватии 18%.
                      2. 0
                        4 января 2024 18:52
                        Почему бы и Чехословакия и Югославия не смогли бы быть членами ЕС как единые государства?


                        Наверное смогли бы. Если бы тамошние политики были терпимее.

                        Чехословакия разделилась из-за слишком больших амбиций и обид словацких политиков и несколько "пренебрежительного" отношения к словакам со стороны чешских политиков. Яркий пример этого - "дефисная война" по поводу названия страны.

                        И Югославия развалилась в основном по тем же причинам. Сербы считали себя "государствообразующим" народом и смотрели на остальные республики СФРЮ свысока. А остальные республики это очень раздражало и обижало.
  28. 0
    31 декабря 2023 17:34
    Идея справедливого общества равных возможностей возникла давно...ещё в средневековье! Да нет ! Пожалуй стоит вспомнить и эллинскую демократию ! Ну и шо ? Более поздними философами, "политологами" подобные настроения были названы утопическими !А идея создания такого общества(государства) -это утопия ! И вот до нас сейчас доходит,что социализм и коммунизм -не возможны ! Какое там социалистическое государство ,если "руководители" соц.страны , "идеологи" социализма мечтают жить ,как олигархи на "Западе"...или,в крайнем случае, "дружить" с олигархами этого "Запада",чтобы при удобном случае слинять на "Запад" !!
  29. +3
    31 декабря 2023 17:53
    К сожалению, в статье многие разумные мысли и рассуждения тесно переплетаются с политико-экономической мифологией...
  30. 0
    31 декабря 2023 19:38
    Ох не зря говорят,что история развивается "по спирали"...по "виткам" ! И вот ,на одном историческом "витке"-период застоя Брежнева ... а на другом -период застоя Путина ! Истории скучно ! Таким образом ,история в ходе развития развлекается ! wink
    1. +3
      1 января 2024 21:33
      история развивается "по спирали"...по "виткам" !


      У нас это напоминает скорее бег по кругу, где разложены грабли....
  31. +3
    31 декабря 2023 19:40
    Беда союза позднего Брежнева была в том что света очень хорошо зажила и именно свите нужен был Брежнев на посту. Как впрочем сейчас в Америке с бидоном, уж очень хорошо жить при суперстаре с дименцией,свита всеми клешнями за! История ведь циклична и её законы одинаково действуют что на коммунистов что на капиталистов. Так выпьем же за то чтобы им было также хорошо в будущем как нам было в 90х!!!
    1. +2
      1 января 2024 21:38
      Так выпьем же за то чтобы им было также хорошо в будущем


      Они хитрые и подстраховались заранее.
      У нас Брежнев просидел на троне 17 лет и при этом обладал практически абсолютной властью.
      А у них бидону больше 8 лет править не дадут, да и конгресс с сенатом его власть сильно ограничивают.
      1. +2
        3 января 2024 23:48
        Так то Сенат, вообще-то, одна из двух палат Конгресса, наряду с Палатой Представителей.) Просто по американской традиции конгрессменами называют только членов Палаты Представителей. Сенат в некоторой степени ограничивает Президента в кадровых вопросах и в вопросах ратификации международных договоров, а Палата Представителей в бюджетно-финансовых вопросах. Хотя этот контроль усиливается тогда, когда в одной или в обеих палатах преобладают представители другой партии. С другой стороны, было немало случаев, когда сенаторы и конгрессмены могли вступать в конфронтацию и с президентом-однопартийцем.
  32. +2
    1 января 2024 03:23
    Цитата: parusnik
    Если международное рабочее и коммунистическое движение к 1956 году

    Это не совсем так. Пик был в первые 2-3 года после окончания войны, затем спад.

    Начиная с 1947 г., вслед за осуществлением США стратегии сдерживания и политики холодной войны, ситуация, с которой сталкивались коммунистические партии в развитых странах, все более ухудшалась, их развитие быстро пошло на спад, и эта тенденция сохранялась вплоть до конца 60-х годов XX в. Основными причинами подобной тенденции были следующие:

    во-первых, вслед за осуществлением США стратегии сдерживания коммунизма и реализации плана Маршалла «по восстановлению » Европы, в Западной Европе образовался экономический и военный блок, в котором США заняли руководящее положение. Этот блок приобрел сильную господствующую мощь, и поэтому политическая сила и массовая база, завоеванные коммунистическими партиями различных стран во время войны, стали быстро уменьшаться;
    во-вторых, в политической ситуации в Западной Европе произошел поворот в сторону правой тенденции. При поддержке США многие правые партии приходят к власти, коммунистические партии изгоняются из правительств. Некоторые политические силы, сотрудничавшие с коммунистическими партиями, переходят на правые позиции или же движутся в сторону консервативных взглядов, в результате развитие коммунистического движения в капиталистических странах Европы начинает в значительной степени сдерживаться;
    в-третьих, при помощи США в экономике стран Западной Европы постепенно происходит поворот к лучшему, в определенной степени смягчаются социальные противоречия. Вслед за развитием научно-технической революции в капиталистических странах проводятся широкомасштабные преобразования, в результате возникают большие изменения в экономических, политических и социальных отношениях капитализма. Одновременно из- за проведения политики государственного благосостояния произошло сравнительно большое повышение уровня жизни рабочего класса и широких народных масс, в результате классовая борьба и классовые отношения смягчились, наблюдался спад рабочего движения;
    в-четвертых, начиная с 50-х годов X X в., в особенности после XX съезда КПСС и событий в Польше и Венгрии, в международном коммунистическом движении появились разногласия, в результате в коммунистических партиях Западной Европы возникли идейный хаос и организационный раскол.
    В этот период спад в развитии коммунистических партий в развитых странах конкретно выражался в следующем:

    первое — изгнание их из правительств. Участвовавшие в управлении своими странами Коммунистические партии Австрии, Франции, Италии и Финляндии были изгнаны из правительств проамериканскими политическими силами;
    второе — в различных странах компартии подвергались беспрецедентным преследованиям со стороны реакционных сил. Под давлением правого правительства большая группа руководителей Коммунистической партии Греции и ее членов были вынуждены эмигрировать из страны, а ее партийные организации были вынуждены перейти на нелегальное положение;
    третье — произошло быстрое уменьшение организационных сил партий.
    Число членов Итальянской коммунистической партии снизилось примерно на 25% по сравнению с периодом пика ее влияния. В Коммунистической партии Франции состояло 300 тыс. членов, что было ниже приблизительно на 60% в сравнении с наивысшим периодом. Число членов Коммунистической партии Нидерландов уменьшилось на 80% в сравнении с периодом пика, в ней осталось всего 10 тыс. человек.
    1. 0
      2 января 2024 22:58
      Цитата: Seal
      первое — изгнание их из правительств. Участвовавшие в управлении своими странами Коммунистические партии Австрии, Франции, Италии и Финляндии были изгнаны из правительств проамериканскими политическими силами;
      второе — в различных странах компартии подвергались беспрецедентным преследованиям со стороны реакционных сил. Под давлением правого правительства большая группа руководителей Коммунистической партии Греции и ее членов были вынуждены эмигрировать из страны, а ее партийные организации были вынуждены перейти на нелегальное положение;
      третье — произошло быстрое уменьшение организационных сил партий.
      Число членов Итальянской коммунистической партии снизилось примерно на 25% по сравнению с периодом пика ее влияния. В Коммунистической партии Франции состояло 300 тыс. членов, что было ниже приблизительно на 60% в сравнении с наивысшим периодом. Число членов Коммунистической партии Нидерландов уменьшилось на 80% в сравнении с периодом пика, в ней осталось всего 10 тыс. человек.


      Совершенно верно отмечено. Коммунистические партии рабочих и крестьян очень быстро перестали пользоваться поддержкой населения, по вполне объективным причинам, которые многие не хотят называть. Основная причина - отсутствие достаточной квалификации у кандидатов на управляющие должности у представителей партий рабочих и крестьян. Недостаток образования и стажа работы, обеспечивающие наличие необходимых навыков управления, талантом не компенсировать, да и талант управленца необходимо сначала выявить, прежде чем применять.
    2. +1
      4 января 2024 00:01
      Компартии Франции и Италии были самыми многочисленными и влиятельными среди западноевропейских компартий и в 60-70-х годах. Итальянские коммунисты были всегда на втором месте по итогам парламентских выборах, коммунисты были мэрами многих итальянских коммун, однако они всегда были в оппозиции в парламенте, так как другие политические силы не хотели с ними блокироваться. Кстати, многие известные деятели культуры того времени в Италии были членами Компартии. Многие современные политики Италии, в том числе и возглавлявшие в последние три десятилетия правительства, являются выходцами из Компартии и партий, возникших на её основе. Что касается Франции, то против Компартии работала практиковавшаяся на парламентских выборах мажоритарная система абсолютного большинства в два тура. Из-за этого доля коммунистов в парламенте была в несколько раз меньше доли голосов избирателей, проголосовавших за неё. Хотя в 1981-1984 годах, при президенте-социалисте Миттеране, коммунисты входили в правительство. Следует отметить, что итальянские и в меньшей степени французские коммунисты в 60-70-х годах по многим вопросам дистанцировались от КПСС. Например, ИКП осуждала ввод войск ОВД в Чехословакию, выступала за сохранение членства Италии в НАТО.
  33. -2
    1 января 2024 07:03
    Каждый год страна досрочно начинала " посевную", а осенью " уборочную", " врали безбожно", эта одна из причин, потери веры людей.
  34. -2
    1 января 2024 07:04
    Каждый год страна досрочно начинала " посевную", а осенью " уборочную", " врали безбожно", эта одна из причин, потери веры людей.
  35. +4
    1 января 2024 09:34
    Сколько же враги СССР и советского народа насочиняли трусливых мифов для оправдания захвата ими СССР .
  36. +1
    1 января 2024 19:21
    Читал статью и удивлялся, первое адекватное творение автора (а он узнаётся в первом предложении, даже не нужно в конец статьи лезть) за последние годы, доступным для неокрепших или плоских умов языком изложена трагедия Советского Союза и что эту статью нужно включать в школьный учебник по новейшей истории, чтобы старшеклассники читали и понимали, что прос рала наша партноменклатура и что в итоге потерял наш народ. Читал и душа радовалась до тех пор, пока не дошёл до этого:
    ...в 1970-е годы номенклатура и народ негласно заключили большую сделку. Трудящиеся жили не по средствам, их жизненный уровень рос вне связи с ростом эффективности производства и производительности труда...

    Люди не меняются... Эх, Самсонов, Самсонов...
    1. +2
      1 января 2024 21:42
      Все правильно он написал.
      Народ добровольно отказался от контроля партноменклатуры, отдав ей на откуп все ключевые решения (мы им полностью доверяем и одобряем, им же наверху виднее). И получили в итоге - закономерный итог.

      И история эта сейчас снова повторяется....
  37. +1
    2 января 2024 12:07
    Автор повторяет избитый либеральными антисоветчиками тезис зависимости экономики СССР от экспорта нефти. По данным [Иоффе Я.А. Мы и планета: Цифры и факты. 7-е издание, дополненное. — М.: Политиздат. 1988.] на стр. 122 экспорт нефти и газа в 1986 году составил 29.9 млрд.руб. В то же время в этом году весь экспорт составлял 68 млрд руб, импорт 62.5 млрд руб. Национальный доход СССР за этот год составлял по данным [http://be5.biz/makroekonomika/gni/su.html#main] примерно 851.2 млрд долл, по курсу примерно 0.7 в рублях около 662.9, соответственно, доля нефти составляет около 3.5%. Если бы нефть перестали покупать это никак не могло отразиться на стране. Что касается зависимости от нефти России, то цифры следующие [https://barrel.black/dohod-rossii-ot-nefti.html ]. При цене нефти 120 долл за баррель доход будет около 240 млрд долл. Доля дохода от нефти в общем доходе России составляет 42%.
    Необходимо также добавить, что во время существования СССР существовало содружество срциалистических стран СЭВ, в которое СССР поставлял большую часть экспортной нефти по договорам с фиксированной на период плана (5 лет) ценой в рамках единого социалистического хозяйства. Таким образом, на свободный рынок попадало меньше 1.75% нефти, т. е. СССР вообще практически не торговал нефтью, соответственно, зависеть от нее он не мог!
  38. +2
    2 января 2024 17:19
    "Номенклатура и народ заключили сделку"- никакой сделки не было, в силу отсутствия тотальной коррупции у государства были деньги, и государство выполняло свои социальные обязательства по улучшению жизни советского народа. Повышение производительности труда было больной темой, но виноват не народ, а лица возглавлявшие производство. Да и вообще народ играет только тогда играющую роль, если он доведён до состояния, когда ему терять нечего. Очень многим не нравился ни Горбачёв, ни Ельцин, и чего. Ельцин выиграл "честные " выборы, опять что ли считал народ?.
    1. -1
      2 января 2024 23:09
      В Швеции, Дании, Норвегии - уровень жизни высокий потому, что этим народам нечего было терять?

      Евреи в России живут богаче русских тоже потому, что им нечего было терять?

      Был в 19 веке такой славянофил К. Аксаков, который написал Царю Александру 2 му :
      "Русские--народ не государственный, не имеющий в себе никакого политического элемента. И никогда ничего от государства не требовавший".

      И ваш комментарий тоже очень характерен.... в типично русском стиле.

      По сути он сводится к тому, что к русским добрый Барин не приехал. А, например, к шведам-приехал laughing
      1. 0
        3 января 2024 14:27
        Иван! Общеизвестно что революция наступает в случае революционной ситуации, а признак революционной ситуации, когда верхи не могут управлять по старому, а низы не хотят. Швеция, Дания, Норвегия и евреи здесь не причём, а вот Аксаков, был ли он прав? Политический элемент Русских проявился в 1 Русской революции 1905 года, в революции 1917 года, и последующей гражданской войне. Про революции в указанных Вами политически активных странах, с Вашей точки зрения, я не помню. Но в истории стран всегда есть периоды большей или меньшей политической активности, пример Французская революция, Германия и тд. Так что можете считать мой комментарий типично русским, ну а Ваш комментарий написан с претензией на знание исторических процессов. Наверное в определённый исторический отрезок времени Аксаков и был прав, но дальнейшие события развивались иначе.
    2. -1
      4 января 2024 00:04
      Как бы плохо я ни относился к Ельцину, но вынужден признать, что выборы Президента РСФСР в 1991 году он выиграл безусловно честно.
      1. +1
        4 января 2024 00:10
        Имеются ввиду выборы, которые выиграл Зюганов.
  39. 0
    4 января 2024 21:57
    Интересная статистика, что учителя и инженеры при Брежневе получали меньше грузчиков.
    Недавно в программе "Мужское и Женское" показывали молодую учительницу биологии в какой-то деревне. Зарплата - 17 т.р. Так ее еще и уволили за то, что она на личной страничке в соцсети разместила фото в купальнике.
    Идем дальше. ВАСО сегодня кричит о нехватке кадров и предлагает инженеру 36 т.р. в месяц. Это при том, что азиаты-развозчики пиццы на самокатах в Москве зарабатывают больше 100 т.р.
    На АЗЛК начали производить китайские машины, т.к. своих новых разработок нет уже лет 30.
    Ну и что изменилось между застоями 80х и 2020х?
  40. 0
    5 января 2024 12:59
    интересная тема,как то забыли что творилось при Брежневе.
    Автор забыл про предательство нашего космоса и и признание американской лунной аферы.
    Тему дефицита надо было раскрыть .Когда нечего было жрать,а в магазинах одежды не было одежды ,то добрым словом такую власть не назовёшь.
    Никиту опять таки обложили ,но ведь массовое жильё стали производить именно при Хрущёве,а наши автомобили брали призы на Брюссельской выставке 1958г.Космос развивался именно при Хрущёве.Электроника и ЭВМ развивались именно при Хрущёве.Так что Никиту есть чем хорошим вспомнить,а то что рабочих расстрелял в Новочеркасске,это что то из ряда вон выходящее или нам что то не договаривают про эту историю.
    1. 0
      5 февраля 2024 13:22
      Цитата: Тринитротолуол
      Тему дефицита надо было раскрыть .Когда нечего было жрать,а в магазинах одежды не было одежды ,то добрым словом такую власть не назовёшь.

      Это уже лет через 10 после брежневской эпохи, и лет через 5 после его смерти. Хотя предпосылки были заложены как раз при Брежневе, особенно последние лет 5 его существования у власти.
      Цитата: Тринитротолуол
      Никиту опять таки обложили ,но ведь массовое жильё стали производить именно при Хрущёве,а наши автомобили брали призы на Брюссельской выставке 1958г.Космос развивался именно при Хрущёве.Электроника и ЭВМ развивались именно при Хрущёве.Так что Никиту есть чем хорошим вспомнить,а то что рабочих расстрелял в Новочеркасске,это что то из ряда вон выходящее или нам что то не договаривают про эту историю.

      Там дурости в полный рост было, у этого кукурузника. Засеивать южную культуру в северных районах страны- это тоже его фортель. Как и чрезмерное увлечение ракетной техникой в ВС СССР, причём в ущерб многим другим образцам вооружения. Про политические аспекты и развенчания культа Сталина промолчу. Хотя гнильцы в элиты СССР это добавило очень не мало.
  41. 0
    5 февраля 2024 13:16
    Наши машины не только полностью обеспечивали СССР, но продавались за рубежом.

    Спасибо, поржал!)))
    Я, конечно, уважительно отношусь к эпохе СССР и достижениям советских людей, но вот передёргивать не стоит, тем более так сильно. Наши машины, конечно, продавались за рубежом, но в очень и очень не значительных объёмах, а потребности СССР в автомобилях не были обеспечены даже частично.
  42. 0
    24 апреля 2024 16:16
    Если при Брежневе был застой, интересно, а какая сейчас эпоха - "процветания социальной справедливости"?